Можно ли подать в суд на закон

Обновлено: 24.04.2024

Каждый человек обращается в суд с надеждой на справедливое разрешение своей проблемы. Однако такой итог, к сожалению, бывает не всегда. Нередко судьи принимают решения, которые сложно назвать законными. Принято считать, что, если суд вынес решение не в вашу пользу, дальше жаловаться не имеет смысла. В действительности, это не совсем так: закон позволяет обжаловать судебные решения.

При этом процесс обжалования нельзя назвать простым: нужно не только найти неоспоримые аргументы в пользу своей позиции, но и правильно составить и подать жалобу в вышестоящий суд. Если вы твердо решили побороться за свои права, то подать жалобу лучше с помощью юристов.

Наличие профессиональной юридической поддержки дает возможность избежать ошибок при обжаловании судебных актов и уложиться в установленные сроки подачи жалобы. Также через суд можно обжаловать решения органов власти, причем в этом случае без помощи юриста также не обойтись.

Подача жалобы в суд: главное

В первую очередь разберемся с теми жалобами, которые можно подавать на состоявшиеся решения суда. Существует несколько разновидностей жалоб, подача которых возможна в тех случаях, когда вы не согласны с позицией суда: частные, апелляционные, кассационные и надзорные.

Важно! Подать жалобу могут как истец, так и ответчик в случае своего несогласия с решением. Если в деле участвовал прокурор, то он также имеет право на обжалование неправомерного акта.

Первый тип — частная жалоба — чаще всего связана с определениями суда, по которым иск оставлен без движения или же заявителю было отказано в просьбе возобновить производство по делу. Также при помощи этого типа обращений можно пожаловаться на отказ в принятии обеспечительных мер. Такой документ чаще всего подается тогда, когда рассмотрение дела по существу еще не завершено. На обжалование подобных актов предоставляется 15 дней.

Апелляционную жалобу следует подать в том случае, если вы не согласны с решением суда первой инстанции. С подготовкой и подачей нужно уложиться в 30 дней (срок отсчитывается с момента изготовления судебного решения). Обжаловать решение в кассационной инстанции возможно только после принятия актов в первой и апелляционных инстанциях. Смысл подачи кассационной жалобы в суд, в целом, не отличается от апелляции: заявитель также просит отменить неправомерные решения.

Подача обращения в надзорную инстанцию — завершающий этап процесса обжалования. Обращение можно подать только в том случае, если раньше вы уже прошли и первую инстанцию, и апелляцию, и кассацию.

Как подается жалоба?

К подаче обращения можно приступать только после того, как было принято не устраивающее вас судебное решение. Прежде чем начать подготовку жалобы, следует сначала внимательно ознакомиться с резолюцией и проанализировать позицию суда. Если шансы на отмену есть, можно приступать к подготовке документов для обжалования. Также заявителю придется оплатить госпошлину.

Важно! При обращении в суд нужно внимательно следить за сроками. Если срок обжалования будет пропущен, суд вправе оставить ваше обращение без рассмотрения. Однако при наличии уважительных причин срок можно восстановить.

Что обязательно должно быть в жалобе?

Составление жалобы должно происходить в соответствии с определенными правилами. При этом содержание практически не зависит от того, какой именно тип жалобы в суд вы хотите подать (за исключением некоторых нюансов). По общему правилу, документ обязательно должен содержать:

  • наименование судебной инстанции, в которую вы планируете подать жалобу;
  • сведения о сторонах процесса;
  • наименование заявления (например, «Апелляционная жалоба»);
  • информацию об обжалуемом акте;
  • основания для обжалования, а также требования заявителя и ссылки на нормы закона;
  • перечень прилагаемых документов.

В качестве приложений могут выступать копии обжалуемого решения, квитанция (для подтверждения оплаты пошлины) и, при необходимости, акт, который подтвердит наличие у подписавшего жалобу в суд лица соответствующих полномочий.

Как мы уже говорили, закон требует, чтобы при подаче жалобы в суд ее копии направлялись другим участникам процесса, поэтому в пакет документов обязательно входят уведомления, подтверждающие отправку.

Какие еще жалобы можно подать в суд?

Мы рассмотрели те жалобы, которые можно подать на судебные решения. Однако, пожаловаться можно не только на сам суд, но и на органы власти, и на отдельных чиновников. В каких случаях гражданин вправе подать жалобу в суд на представителей власти? Это возможно, если:

  • вас незаконно привлекли к ответственности;
  • на вас возложили обязанность, которая вступает в противоречие с законом;
  • ваши права нарушены действиями (бездействием) органов власти;
  • представители органов власти создали препятствия к реализации ваших прав.

При этом называть подобные обращения “жалобой” не совсем корректно, так как по форме они являются обычными исковыми заявлениями. Поэтому для того чтобы пожаловаться на орган власти, вам придется определиться с судебным органом, в который нужно обратиться, собрать доказательства и составить заявление.

В заявлении необходимо грамотно указать, в чем выражается нарушение ваших прав, какие действия представителей власти привели к нарушению (например, принятие какого-либо акта), и сослаться на законодательные нормы. В качестве доказательств могут выступать документы, переписка с органами власти, фото- и видеоматериалы, а также свидетельские показания.

После того как все документы будут готовы, необходимо подать их в суд. По итогам рассмотрения дела суд принимает одно из следующих решений — или удовлетворяет требования заявителя (например, отменяет незаконный акт), или отказывает в их удовлетворении. Также требования заявителя могут быть удовлетворены частично.

Таким образом, каждый человек может подать жалобу в суд как на неправомерные судебные решения, так и на действия органов власти. Квалифицированную помощь в подготовке и подаче документов окажет юрист. Обращение к профессионалу — это гарантия того, что все документы будут составлены и направлены в суд в соответствии с требованиями закона. Значит, шансы на принятие решения в вашу пользу значительно увеличатся.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

ГПК РФ Статья 3. Право на обращение в суд

1. Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

(в ред. Федеральных законов от 30.04.2010 N 69-ФЗ, от 08.03.2015 N 23-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы могут быть поданы в суд на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа.

Исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы в электронном виде могут быть поданы участником судебного процесса посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал государственных и муниципальных услуг), либо информационной системы, определенной Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, либо систем электронного документооборота участников процесса с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы, которые подаются посредством единого портала государственных и муниципальных услуг, информационной системы, определенной Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, могут быть подписаны простой электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации и порядком, определяемым Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлено, что указанные документы должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью.

Исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы, которые подаются посредством систем электронного документооборота участников процесса, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью.

(часть 1.1 в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 440-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Отказ от права на обращение в суд недействителен.

3. По соглашению сторон спор, возникший из гражданско-правовых отношений, а также индивидуальные трудовые споры спортсменов, тренеров в профессиональном спорте и спорте высших достижений до принятия судом первой инстанции судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение гражданского дела по существу, могут быть переданы сторонами на рассмотрение третейского суда, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и федеральным законом.

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2015 N 409-ФЗ, от 28.11.2018 N 451-ФЗ, от 31.07.2020 N 245-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Заявление подается в суд после соблюдения претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора, если это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров.

(часть 4 введена Федеральным законом от 28.11.2018 N 451-ФЗ)

5. Стороны после обращения в суд вправе использовать примирительные процедуры для урегулирования спора.

Я не нашёл запрета в законодательстве на рассмотрение в суде административных правонарушений со стороны ГосДумы.
(например, нарушений закона об обращениях граждан).
Не отдельных депутатов, а именно ГосДумы в целом, как органа власти.
--
Обращаюсь к компетентным софорумникам с просьбой ответить на вопрос из заголовка поста.
Спасибо за будущий ответ.

Организация по общему правилу вполне себе может быть субъектом административного правонарушения.
Но для рассмотрения в суде дела об административном правонарушении нужно, чтобы сначала факт нарушения был зафиксирован протоколом.
Какое конкретно нарушение из числа указанных в КоАП РФ/региональном законе об административных правонарушениях совершила Госдума В ЦЕЛОМ, чтобы об этом составлялся протокол?

Спасибо за ответ и вопрос.
==
Речь идет об обращениях адресатами, которых была Дума и несколько её комитетов. У обращений есть регистрационный номер.
Дума нарушила закон об обращениях граждан

Дума нарушила закон об обращениях граждан

Жалобу в прокуратуру направили? К ответственности за данное нарушение привлекает именно она, суд тут ни при чем.

Мне кажется, что Ваше «суд тут ни при чем» неверно.
Можно узнать, почему Вы так считаете? Есть разве прямое указание в законе на неподсудность такого административного правонарушения как нарушение закона об обращениях граждан?

Мне кажется, что Ваше «суд тут ни при чем» неверно.

Загляните в КоАП РФ, посмотрите, какой орган правомочен привлекать к ответственности за соответствующее нарушение. Казаться перестанет.

Можно узнать, почему Вы так считаете?

Я не считаю, я читаю норму закона.

Есть разве прямое указание в законе на неподсудность такого административного правонарушения как нарушение закона об обращениях граждан?

В КоАП РФ написано, какие органы за какие нарушения привлекают к ответственности. Суды у нас правомочны выносить решения о привлечении к АО далеко не по всем составам - это сделано законодателем в целях процессуальной экономии. Почитайте закон, всё узнаете.

КоАП РФ, Статья 5.59. Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан

Нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса, -
влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
===
Дума это государственный орган. Значит, на нее можно подавать в суд

Дума это государственный орган. Значит, на нее можно подавать в суд

Дело об административном правонарушении по данной статье возбуждается прокурором (ст. 28.4 КоАП РФ).
Гражданин, чье обращение не было рассмотрено в установленный срок, правом возбуждать дело не обладает - он может только инициировать процесс возбуждения дела путем подачи жалобы в прокуратуру.

КоАП РФ, Статья 28.4. Возбуждение дел об административных правонарушениях прокурором
1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.6, 5.7, 5.21, 5.23 - 5.25, 5.39, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52, 5.58 - 5.63.1, 6.19, 6.20, 7.24, частью 1 статьи 7.31, статьями 7.35, 8.32.2, 12.35, 13.11, 13.14, 13.19.1, 13.27, 13.28, частями 1 - 4.1, 6 и 7 статьи 14.13 (за исключением случая, если данные правонарушения совершены арбитражными управляющими), частями 1 и 2 статьи 14.25, статьями 14.35, 14.56, частью 1 статьи 15.10, частью 4 статьи 15.27, статьей 15.33.1, частью 3 статьи 19.4, статьями 19.6.1, 19.9, 19.28, 19.29, 19.32, 20.26, 20.28, 20.29 настоящего Кодекса, возбуждаются прокурором. При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
==

Речь же идет не о возбуждении дела, а о подаче в суд.
Кроме того, я лично уже подавал в суд по этой статье. И суд принимал к производству. А я не прокурор.

Речь же идет не о возбуждении дела, а о подаче в суд.

Нет в законе самостоятельно термина "подача в суд", подать в суд можно что-то.
Поясните, что именно (какой документ) и какого содержания (о чем) вы собираетесь "подать в суд".

Кроме того, я лично уже подавал в суд по этой статье. И суд принимал к производству. А я не прокурор.

Что и о чем подавали?

На второй вопрос. Например вот это я уже подавал.. Есть и другие случаи.
====
В Шахтинский городской суд
Ростовской области
Административный истец:
Селезнев Константин Анатольевич,
проживающий по адресу:
Административный ответчик:
Администрация Президента РФ,
103132, Москва, ул. Ильинка, 23, подъезд 11

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
об оспаривании действия (бездействия) органа государственной власти

В моём заявлении речь идет о нарушении Администрацией Президента РФ федерального закона от 02.05.2006 № 59–ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Таким образом, АП отказалась отвечать по существу на мое обращение от 06.03.2017. При этом аргумент отказа выбран очень абсурдным. В письме АП утверждается, что моё письмо к Президенту не есть обращение.Но легко увидеть, что аргумент АП есть ложь.

В статье 4 федерального закона № 59–ФЗ обращением–предложением называется «рекомендация гражданина по совершенствованию деятельности государственных органов, развитию общественных отношений, улучшению социально–экономической и иных сфер деятельности государства и общества».

Очевидно, что мое обращение от 16.03.2017 есть рекомендация Президенту РФ не лгать гражданам России. Очевидно, что честная власть способствует развитию общественных отношений.Очевидно, что ложь Президента РФ гражданам РФ есть важный вопрос для государства и российского общества.

В статье 4 федерального закона № 59–ФЗ обращением–жалобой называется "просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц".

О нарушенных моих правах я сказал выше (и скажу еще далее). Сейчас же подчеркну, что моё обращение от 16.03.2017 есть «просьба о восстановлении законного интереса».
Ложь Президента по проблематике российской агрессии против Украины противоречит моему законному интересу — жить в правовом государстве.

Из вышесказанного следует, что мое обращение к Президенту это именно обращение, а мнение АП о том, что мое обращение это не обращение — не соответствует закону.
Я задал Президенту РФ вопросы по проблематике, которая является как общественно значимой, так и субъективно значимой для меня.
Отказ АП отвечать по существу на моё обращение входит в противоречие с зафиксированным в статье 1 Конституции РФ положением о том, что РФ — правовое государство. Один из основных признаков такого государства заключается в том, что государственная власть в нем ограничена. Речь идет об установлении Конституцией и действующим законодательством пределов государственной власти. Все государственные органы власти и их должностные лица обязаны соблюдать Конституцию и действовать совместимым с законом образом. Наличие у индивида *** прав и свобод превращает его, по мнению Председателя Конституционного Суда Зорькина В.Д., в «равноправного партнера» государства, способного предъявлять к государству претензии и дискутировать с представителями государства в рамках и формах разрешенных законодательством РФ.
В части 1 статьи 32 Конституции записано:
"Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей".
Право на участие в управлении делами государства относится к числу основных политических прав, воплощающих сущность демократической идеи народовластия. По своей юридической природе оно может быть отнесено к непосредственно действующим субъективным публичным правам. Будучи проявлением политической свободы гражданина, право на участие в управлении делами государства характеризует не только субъективные правопритязания, связанные с возможностями индивидуального влияния на положение в стране, но и социальную значимость и публичную потребность в стабильной и эффективной системе организации публичной государственной власти.
Допустимое (информирующее, побуждающее) воздействие граждан на властных представителей сочетается с пользованием иными конституционными правами, в том числе закрепленными статьях 29 и 33 Конституции.
Мои обращения к Президенту вызваны моим недовольством действиями российской власти в отношении международного права вообще и нарушения суверенитета соседней страны (Украины), в частности. Отказ АП отвечать по существу на мои обращения нарушает часть 1 статьи 32 Конституции.

В статье 33 Конституции записано:
«Граждане Российской Федерации имеют право обращаться в государственные органы».
Закрепленное в этой статье право граждан РФ является важным средством осуществления и защиты конституционных и других прав и свобод граждан, укрепления связей государственного аппарата с населением, одной из форм участия граждан в управлении делами государства, существенным источником информации при решении вопросов деятельности государства и общества. В праве на обращение проявляется возможность удовлетворения личных, государственных и общественных интересов. Обращения граждан способствуют и реализуют усиление контроля народа за деятельностью государственных органов. Праву граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления соответствует обязанность этих органов, а также должностных лиц, которым они направлены, внимательно, в установленном порядке и сроки рассмотреть обращения и принять по ним законные и обоснованные решения.
Раскрытие содержания правоотношений, связанных с предоставлением гражданину закрепленного за ним Конституцией права на обращение, дано в федеральном законе от 02.05.2006 № 59–ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Предоставлено также право обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.
В законе № 59–ФЗ указывается на обязанность должностного лица обеспечивать объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения. В законе № 59–ФЗ написано: «Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации».

В статье 18 Конституции записано:
«Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность власти и обеспечиваются правосудием».Прошу суд на основании духа и буквы Конституции обеспечить защиту моих конституционных прав, нарушенных Администрацией Президента.

Администрацией Президента РФ нарушено мое конституционное право на обращение в государственные органы (статья 33 Конституции РФ). Это право регламентируется федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59–ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Статья 5 этого закона называется «Права гражданина при рассмотрении обращения». В части 3 этой статьи говорится о праве гражданина «получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов».
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 федерального закона N 59–ФЗ государственный орган или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
В письме из АП (№ А26–01–НО–24285291 от 23.03.2017) не было какой–либо значимой информации по существу моего обращения (№ НО–242852 от 17.03.2017).

Согласно статье 15 федерального закона от 02.05.2006 N 59–ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» лица, виновные в нарушении указанного федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.
В соответствии со статьями 218 и 226 Кодекса Административного Судопроизводства РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, должностных лиц, государственных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
• нарушены права и свободы гражданина;
• созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Непредоставление Администрацией Президента информации, запрашиваемой в моём обращении (№ НО–242852 от 17.03.2017), нарушает мое право на получение ответа по существу обращения, право на свободное получение открытой информации и препятствует реализации моих прав.
Ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан установлена в статье 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, государственного, если считает, что нарушены его права и свободы.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 1, 2, 3, 4, 10, 13, 15, 17, 18, 19, 21, 24, 29, 32, 33, 45, 46, 47, 80, 82, 86, 120 Конституции РФ; статьей 4, пунктами 3 и 4 статьи 5, пунктом 1 статьи 9, пунктом 4 части 1 статьи 10 федерального закона от 02.05.2006 N 59–ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»; статьями 124–126, 218, 226 КАС РФ.

Прошу:
1. Отметить в постановлении суда общественную значимость вопросов, заданных Президенту в моем обращении (№ НО–242852 от 17.03.2017).
2. Признать действия Администрации Президента РФ незаконными.
3. Обязать Администрацию Президента РФ дать ответы по существу моего обращения (№ НО–242852 от 17.03.2017).
4. Установить срок для исполнения решения по настоящему заявлению.
5. Вынести частное определение о необходимости рассмотрения ответственности сотрудников АП в соответствии со статьей УК РФ 140 («Отказ в предоставлении гражданину информации»).

Приложения
1.Письмо из АП (за № А26–01–НО–24285291 от 23.03.2017) (1 стр.)
2.Документ, подтверждаюший уплату государственной пошлины
3.Копия заявления с приложениями

С 1 октября можно будет коллективно подавать в суд гражданские иски к управляющим компаниям, туроператорам, магазинам, клиникам и т.д. Но, чтобы добиться возмещения ущерба, нужно понимать, в каких случаях возможно обращение с групповым иском и как правильно его составить

Граждане и организации смогут защищать свои права в суде коллективно

Что такое групповой иск?

Иск о защите прав и законных интересов группы лиц (граждан или организаций) – это средство защиты в суде нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса определенного коллектива.

В каких случаях можно обратиться в суд с групповым иском?

Перечень возможных случаев немаленький. Можно подать иск к туроператору, например за срыв поездки, некачественное обслуживание, несоответствие условий, указанных в путевке, действительности, и т.д. Жильцы могут обратиться с иском к управляющей компании за неосновательное обогащение, некачественный ремонт подъезда и т.п. Подать групповые иски могут обманутые дольщики, клиенты банков и страховых компаний. Также эта возможность пригодится при возникновении трудовых споров. Например, сокращенные или незаконно уволенные работники вправе подать иск с указанием требования о восстановлении их на рабочем месте.

Когда групповые иски будут неуместны?

Нецелесообразно подавать такие иски при решении проблемы, связанной с личностью гражданина или деятельностью юридического лица и при этом имеющей характер единичного случая. Речь может идти о гражданских делах, носящих индивидуальный характер, и делах, рассматриваемых в порядке особого производства. К ним относятся, например, дела об усыновлении, ограничении дееспособности гражданина или признании его недееспособным, объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным и т.п.

То есть в ситуациях, при которых проблема не носит массового характера, формальность в сборе заявлений от граждан и организаций, якобы столкнувшихся с подобными трудностями, будет неуместна и может повлечь неблагоприятные последствия – к примеру, привлечение виновных лиц к уголовной ответственности за подделку документов.

Что нужно для подачи группового иска?

Подача группового иска возможна лишь при наличии совокупности условий, предусмотренных законом 1 .

1. Имеется общий по отношению к каждому члену группы лиц ответчик (например, управляющая компания, к которой жильцы хотят предъявить иск о возмещении ущерба, причиненного заливом квартир).

2. Предметом спора являются общие или однородные права и законные интересы членов группы лиц (например, право жильцов на качественный и своевременный ремонт крыши).

3. В основании прав членов группы лиц и обязанностей ответчика лежат схожие фактические обстоятельства (например, разбитые окна и плитка при проведении ремонта подъезда).

4. Использование всеми членами группы лиц одинакового способа защиты своих прав (например, требование возместить убытки, выплатить компенсацию морального вреда и т.п.).

При отсутствии перечисленных условий граждане и организации не вправе обратиться в суд с групповым иском. Рассмотрение дела в судебном заседании будет невозможно. В таких ситуациях придется подавать индивидуальные иски.

Кто может подать групповой иск?

Сделать это могут как граждане, так и организации. Размер группы ко дню рассмотрения дела судом должен составлять не менее 20 человек.

Среди членов группы выбирается человек, который будет вести дело в их интересах. Он действует без доверенности на основании заявления о присоединении к требованию о защите прав и законных интересов группы лиц.

Не члены группы вправе обратиться с групповым иском в суд лишь в предусмотренных законом случаях. О возможности подачи иска в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц сказано в ст. 46 Гражданского процессуального кодекса РФ. Указания на то, кто именно и в каких случаях должен обратиться в суд, содержатся в различных нормативно-правовых актах, поэтому при решении вопроса о том, кого следует пригласить для защиты прав членов группы, придется исходить из конкретной ситуации. К примеру, это может сделать прокуратура, Общество защиты прав потребителей и т.п.

Законом предусмотрена также возможность граждан и организаций присоединиться к групповым искам до перехода к судебным прениям. Такое право реализуется путем подачи в суд заявления о присоединении. Это может пригодиться, например, в случаях, когда гражданин или организация узнали о намерении группы защищать свои интересы в суде уже после подачи иска.

На что обратить внимание при подготовке группового иска и подаче его в суд?

Групповой иск составляется в свободной форме. Но при этом нужно соблюсти общие правила составления исковых заявлений, указанные в ст. 131 и 132 Гражданского процессуального кодекса РФ, и учесть требования, предусмотренные для групповых исков.

Вводная часть иска должна включать:

  • наименование суда, адрес, контактные данные;
  • ФИО членов группы, основания членства и их место жительства; ФИО лиц, присоединившихся к требованию о защите прав и законных интересов, место их жительства или пребывания, дата и место рождения, место работы или дата и место госрегистрации в качестве индивидуального предпринимателя (при их наличии); если в числе истцов или присоединившихся к требованию лиц выступают организации – указываются их наименования и адреса местонахождения;
  • должно быть указано лицо, которому поручено ведение дела в интересах группы лиц;
  • ФИО ответчика и его место жительства; если ответчиком является организация – ее наименование и местонахождение;
  • цена иска (имущественный ущерб), если он подлежит оценке.

В описательной части иска нужно отразить:

  • суть нарушения либо угрозы нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования;
  • обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
  • права и законные интересы членов группы.

За описательной частью следует мотивировочная часть. В ней оценивается сложившаяся ситуация с точки зрения нарушения закона. В обоснование позиции приводятся доказательства: ссылки на документы, которые прилагаются к иску; свидетельские показания – в этом случае сторона к иску прикладывает ходатайство о вызове свидетелей в суд; и т.п.

Затем следует заключительная часть. В ней излагается просьба к суду о вынесении решения об удовлетворении исковых требований. Указывается перечень прилагаемых документов (например, договоры, акты, расписки, ходатайства о вызове свидетеля в суд, о проведении судебной экспертизы и т.п., которые прилагаются к иску).

Куда подается иск?

Групповые иски по гражданским делам подаются в районный суд общей юрисдикции по адресу местонахождения ответчика. Адрес может быть указан в документах, имеющихся у истцов; в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц / индивидуальных предпринимателей (ЕГРЮЛ/ ЕГРИП); на сайте ответчика и т.п.

Каков срок рассмотрения групповых исков?

До 8 месяцев с момента вынесения судом определения о принятии искового заявления в суд.

Когда можно подавать групповые иски?

Поправки, регламентирующие порядок обращения в суд с гражданскими групповыми исками, вступают в силу 1 октября 2019 г., поэтому подача их возможна после этой даты.

Можно ли подать иск в связи с нарушением прав, если после случившегося уже прошло время?

Подать можно. Но для исковых заявлений предусмотрены сроки исковой давности. И если другая сторона сошлется на пропуск такого срока до вынесения решения судом, в удовлетворении иска будет отказано.

1 Федеральный закон от 18 июля 2019 г. № 191-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».


Спикер напомнила, что до 9 мая 2021 г. действует переходный период: для обращения в КС достаточно любой кассационной жалобы. Если же судебные акты могут обжаловаться только в надзорном порядке, нужно дождаться их вступления в силу.

18 декабря юрист Ольга Подоплелова рассказала о новых правилах обращения в КС РФ. Вебинар «Жалоба в Конституционный Суд России. Как изменились правила» прошел на площадке медиагруппы Актион-МЦФЭР.

После официального опубликования документа судьи КС утратят право не только обнародовать свои особые мнения, но и публично ссылаться на них

Напомним, большая часть масштабных поправок в Закон о КС, принятых по инициативе президента, вступила в силу 9 ноября 2020 г.

По словам Ольги Подоплеловой, ст. 96 Закона о КС, регулирующая право на обращение в этот суд, в части надлежащих заявителей существенно не изменилась. Субъекты, которые сейчас прямо указаны в ней, и ранее могли обращаться в КС, пояснила юрист. «Появились некоторые изменения, касающиеся тех лиц, которые могут действовать не в защиту своих прав, а в защиту прав других граждан или их объединений. В первую очередь это коснулось института уполномоченных по различным группам прав», – добавила она.

Юрист напомнила, что ранее ст. 96 Закона о КС указывала на возможность граждан обжаловать закон, а какие именно акты подпадают под понятие закона, Суд решал самостоятельно. Теперь в этой норме закреплен исчерпывающий перечень нормативных актов, о конституционности которых можно поспорить:

  • федеральные конституционные и федеральные законы;
  • нормативные акты президента, Совета Федерации, Госдумы и правительства;
  • конституции, уставы, законы и другие нормативные акты субъекта РФ, если они изданы по вопросам совместного с Федерацией ведения или в рамках компетенции РФ.

Ольга Подоплелова также отметила, что прежняя редакция п. 2 ст. 97 Закона о КС была сформулирована предельно общим образом: жалоба признавалась допустимой, если закон применялся в конкретном деле, рассмотрение которого уже завершено в суде, а сама жалоба была подана в течение года «после рассмотрения дела в суде». Каждое из слов этого пункта, по словам юриста, КС толковал в своей практике. «Существовала достаточно жесткая позиция о том, что такое “применение закона”, что такое “конкретное дело”. И в разных ситуациях Конституционный Суд подходил по-разному к тем случаям, когда считать дело завершенным и, соответственно, откуда отсчитывать год», – рассказала юрист.

Сейчас эти требования стали более конкретными. «Но, на мой взгляд, в новой редакции ст. 97 федерального конституционного закона остались некоторые лакуны, некоторые пробелы, которые, опять же, могут быть восполнены в последующем практикой Конституционного Суда», – считает Ольга Подоплелова.

Она выделила четыре ключевых критерия допустимости жалоб. Во-первых, наличие признаков нарушения прав – «конституционно-правовая несправедливость». Во-вторых, такие признаки должны быть связаны с применением закона в конкретном деле. Ранее под применением закона КС понимал решение судом вопроса о правах и обязанностях лица на основании закона, а под конкретным делом – дело, в котором на основании закона решался вопрос о правах и обязанностях лица, указала спикер. «То есть в эту категорию дел не попадали, по практике Конституционного Суда, дела, связанные с оспариванием нормативных правовых актов. Это связано в целом с тем, как сформулированы нормы Кодекса административного судопроизводства о том, в каком порядке рассматриваются эти дела, исследуются ли там фактические обстоятельства дела конкретного заявителя и какое они имеют значение для итогового вывода», – отметила она.

В-третьих, теперь потребуется исчерпать все другие внутригосударственные средства судебной защиты. «Конституционный Суд, в принципе, и раньше себя позиционировал как экстраординарное средство судебной защиты, которое “включается” только тогда, когда суды общей юрисдикции или арбитражные суды не справились с восстановлением нарушенных прав граждан или их объединений. Сейчас эта тенденция получила свое нормативное закрепление, и, действительно, Конституционный Суд станет, на мой взгляд, менее доступен гражданам», – полагает Ольга Подоплелова.

В-четвертых, иначе урегулирован срок, в течение которого можно обратиться в КС. «Если раньше речь шла о завершении дела в суде – и под этим могло пониматься, в том числе, например, вступление в законную силу какого-либо судебного акта, то теперь жалоба подается в течение года с момента исчерпания [иных внутригосударственных средств правовой защиты]», – пояснила юрист.

Само исчерпание, по ее словам, можно характеризовать еще тремя правилами. Первое – необходимо подать кассационную жалобу в суд максимально высокой для данной категории дел инстанции. «Предполагается, что это будет кассация в Верховном Суде, поскольку в статье четко прописано исключение из этого правила: если судебные акты подлежат обжалованию только в надзорной инстанции, необходимо подать надзорную жалобу», – указала Ольга Подоплелова.

Таких ситуаций, по ее словам, не очень много: «Ряд уголовных дел рассматривается в первой инстанции таким образом, что обжалование в кассации для них невозможно. Там первая инстанция “завязана” на суд субъекта РФ, далее апелляция в Верховном Суде, и, соответственно, кассация по этого рода делам не предусмотрена. Есть отдельные категории дел в сфере избирательного права и процесса , там тоже нет кассации в классическом смысле этого слова», – пояснила юрист.

Второе – жалоба должна касаться применения нормативного акта, который будет предметом обращения в КС. «Фактически Конституционный Суд теперь призывает всех своих потенциальных заявителей изначально, с самого начала дела, ставить тот конституционно-правовой вопрос, который впоследствии может стать предметом обращения в Конституционный Суд. То есть недостаточно будет в Конституционном Суде заявить о том, что ваши права нарушаются законом, если вы ранее не поднимали этот вопрос, не пытались добиться того, чтобы суд, рассматривающий ваше дело, каким-то образом отреагировал, отрефлексировал те самые доводы, которые впоследствии должен будет рассмотреть Конституционный Суд», – отметила Ольга Подоплелова.

По ее словам, этот подход КС применял и ранее. Так, он не стал рассматривать жалобу Игоря Граженского, оспаривавшего невозможность рассмотрения в суде присяжных уголовного дела подсудимого, которому не могут быть назначены пожизненное лишение свободы и смертная казнь (Определение № 62-О/2017). Отказ КС обосновал в том числе тем, что мужчина не заявлял ходатайство о рассмотрении его дела с участием присяжных.

Третье правило исчерпания связано со сроком обращения в КС. «Если раньше годичный срок был достаточно плавающим требованием , [то] сейчас в законе прописано очень четкое правило: один год с момента принятия судебного решения, которым исчерпываются внутригосударственные средства судебной защиты», – указала спикер. Однако, добавила она, из этого правила есть исключение, которое также указано в ст. 97 Закона о КС: «Если в высшей [кассационной] инстанции вам было отказано в связи с пропуском срока, год отсчитывается от последнего акта, в котором применен обжалуемый закон».

Ольга Подоплелова напомнила, что до 9 мая 2021 г. действует переходный период: для обращения в КС достаточно любой кассационной жалобы. Если же вступившие в силу судебные акты могут обжаловаться только в надзорном порядке, достаточно их вступления в силу.

Однако и в ряде других случаев не всегда нужно соблюдать стандартное правило об исчерпании. В частности, КС может посчитать все иные внутригосударственные средства судебной защиты исчерпанными, если сложившаяся правоприменительная практика суда, решение которого обычно исчерпывает такие средства по соответствующей категории дел, или официальное толкование оспариваемого нормативного акта из разъяснений по вопросам судебной практики свидетельствуют о том, что иное применение оспариваемого нормативного акта не предполагается. «Если сложившаяся практика или официальное толкование предполагают какую-либо интерпретацию закона и у человека нет надежды на то, что закон в свете постановлений Пленума [ВС] или практики, например, Судебных коллегий [ВС] будет применен другим образом, то, соответственно, можно не обращаться в Верховный Суд. Но, подав жалобу в Суд Конституционный, обосновать, почему Конституционный Суд должен применить это правило и посчитать средства судебной защиты исчерпанными», – пояснила юрист.

Первые впечатления от обновленной законодательной модели высшего судебного органа конституционного контроля

При этом, заметила она, из закона неясно, что считать сложившейся практикой. Вероятно, по этому вопросу придется высказаться Конституционному Суду, предположила Ольга Подоплелова. «Если раньше мы считали сложившейся практикой, например, постановления Пленума Верховного Суда, Президиума, обзоры судебной практики, то сейчас формально эти акты судебного толкования относятся ко второму моменту – к официальному толкованию . То есть первый пункт остается достаточно неопределенным», – указала спикер.

Часть выступления Ольга Подоплелова посвятила типам конституционных вопросов в уголовно-правовой сфере. По ее словам, наиболее часто КС рассматривает проблемы равенства и пропорциональности ограничения прав, а также вопрос о том, можно ли понять, что именно запрещено УК. Гораздо реже в Суд попадают дела об обратной силе уголовного закона и запрете наказывать дважды за одно и то же.

В заключительной части вебинара юрист обозначила типичные ошибки заявителей при подготовке жалоб в КС: обжалование не закона, а судебных ошибок или действий госорганов, и постановка перед Судом проблемы, по которой он уже высказывался. Если КС последовательно отклоняет жалобы на норму, не нужно идти в него снова и снова, подчеркнула Ольга Подоплелова. Недавние поправки в Закон о КС, по ее мнению, максимально сужают пространство для использования этого Суда не по назначению.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: