Как оформить перерасчет налога на имущество физ лиц по постановлению конституционного суда номер 10п

Обновлено: 03.05.2024

Налог на имущество — это плата государству за владение недвижимыми объектами. Купили квартиру, оформили ее на себя — теперь вы собственник и у вас есть недвижимость. За право владеть ею нужно платить. Больше объектов собственности — больше налоговых обязательств.

Налог на имущество раз в год рассчитывает налоговая инспекция: во второй половине года она начисляет плату за объекты, которыми вы владели в прошлом отчетном периоде. ИФНС формирует налоговое уведомление, где указано, за что и сколько нужно заплатить, и направляет собственнику. Мы уже писали, где получить это уведомление и как проверить свои долги.

Если у вас есть личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС, то по умолчанию бумажные налоговые уведомления по почте вам не приходят. Чтобы они приходили почтой, от вас требуется заявление. В личном кабинете можно выбрать, продолжить получать бумажные налоговые уведомления по почте или отказаться от этого.

Кто платит налог на имущество физических лиц

Объекты налогообложения

Налогом облагается только недвижимое имущество. Какие объекты являются движимыми, а какие недвижимыми, определяет ст. 130 ГК РФ. Например, автомобиль считается движимым объектом, а квартира, дом, гараж, комната в коммуналке — недвижимыми.

Движимое имущество

Движимое имущество закон определяет от обратного: это любые вещи, которые не являются недвижимостью. Например, автомобиль, деньги, телевизор или персидский кот.

По закону надо регистрировать права на любую недвижимость, а для движимых объектов такого требования нет. Не путайте с регистрацией транспортных средств в ГИБДД: при выдаче паспорта транспортного средства автомобиль ставится на учет, а не регистрируется право собственности на него. За счет ПТС хозяин «привязан» к машине, но это не аналог права собственности.

Владельцы транспорта не платят налог на имущество, но должны отдавать государству транспортный налог.

Недвижимое имущество

Это все, что прочно связано с землей, то есть объекты, которые невозможно переместить без того, чтобы не нанести несоразмерный ущерб их назначению, в том числе здания, сооружения, недостроенные объекты. Налогом на имущество облагается не любая недвижимость. Список того, за что его платить, дан в налоговом кодексе. Это, к примеру, жилой дом, квартира, комната, гараж или машино-место.

ст. 401 НК РФ: за какое имущество надо платить налог

Налог на общедомовое имущество в многоквартирных домах не платят.

Ставки налога на имущество физических лиц

С помощью ставки вычисляют сумму налога на имущество. Налоговая ставка — это процент от налоговой базы. А налоговая база — это кадастровая стоимость объекта недвижимости, которую определяют органы Росреестра. Но самому разбираться в этом необязательно: все расчетные данные и сумма налога указаны в налоговом уведомлении. Главное — проверить их перед оплатой.

Налоговый кодекс задает базовые ставки налогообложения для физических лиц. Они зависят от вида объекта и его стоимости. Если это жилой дом, квартира, комната или гараж — 0,1% от стоимости, прочая недвижимость — 0,5%, помещения в офисных и торговых центрах, а также объекты дороже 300 млн рублей — 2%.

На основе базовых ставок каждый город, деревня, поселок и другие муниципальные образования имеют право установить свои ставки. Базовую ставку налога на имущество муниципалитет может уменьшить до нуля или увеличить, но не более чем в три раза. Например, ставка налогообложения 0,1% для жилой недвижимости в разных городах меняется от 0 до 0,3%.

Узнать ставки налога на имущество в своем городе или поселке можно на сайте ФНС.

На сайте укажите «Налог на имущество ФЛ», интересующий вас год, регион. Иногда нужно указать еще муниципальное образование в пределах региона. Затем щелкните «Найти», а затем — «Подробнее»

Как рассчитать налог на имущество физических лиц

Сумма за год зависит от ставки налогообложения и налоговой базы. Конечную ставку определяют местные власти. Налоговая база — это кадастровая стоимость объекта. Ее умножают на ставку и получают сумму налога на имущество.

Узнать кадастровую стоимость объекта можно четырьмя способами: в личном кабинете Росреестра, в личном кабинете налогоплательщика или через налоговый калькулятор на сайте ФНС. Еще кадастровую стоимость указывают в налоговых уведомлениях за соответствующие годы.

Начиная с 2015 года для расчета налога на имущество стали использовать кадастровую стоимость — цену объекта налогообложения, рассчитанную по схеме Росреестра. Эта цена ближе к рыночной. Оценивают объекты уполномоченные Росреестром сотрудники.

Узнать кадастровую стоимость объекта можно четырьмя способами: в личном кабинете Росреестра, в личном кабинете ФНС, через налоговый калькулятор на сайте налоговой или на публичной кадастровой карте. Еще инвентаризационную и кадастровую стоимость указывают в налоговых уведомлениях за соответствующие годы.

В личном кабинете ФНС кадастровую стоимость ищите на вкладке «Мое имущество». Там щелкните по интересующему вас объекту. Откроется его карточка. Смотрите графу «Стоимость и начисления»

Чтобы узнать кадастровую стоимость через налоговый калькулятор, выбирайте «Налог на имущество физических лиц», год и регион. Затем понадобится ввести кадастровый номер.

В большинстве случаев кадастровая стоимость выше инвентаризационной, поэтому сумма налоговых обязательств выросла. Разница может быть как в три раза, так и в десять.

Возьмем реальную квартиру в Омске площадью 60 м². Рыночная стоимость этой квартиры — 2—3 млн. По инвентаризации она стоила 230 000 Р , а по кадастру стоит 810 000 Р — в три с половиной раза дороже.

В 2015 году на расчет по кадастровой стоимости перешли только 28 регионов, остальные позднее. Год, в котором регион перешел на расчет по кадастру, влияет на этот расчет.

Сроки перехода регионов на расчет по кадастровой стоимостиXLSX, 22 КБ

Вычеты по налогу на имущество физических лиц

При начислении налога на имущество действуют налоговые вычеты. Налоговый вычет — это площадь, за которую не нужно платить. Чем больше площадь объекта налогообложения, тем больше его стоимость. Вычет уменьшает площадь недвижимости и, соответственно, налоговую базу, поэтому налог на имущество становится меньше.

Право на налоговый вычет имеет любой собственник жилья по каждому принадлежащему ему объекту. Его учет происходит автоматически — почитайте об этом.

Налоговый вычет различается для разных объектов недвижимости: для дома — 50 м², для квартиры или части дома — 20 м², для комнаты или части квартиры — 10 м². За загородный дом площадью 100 м² налогоплательщик заплатит вдвое меньше налога: только за 50 м² вместо 100 м². За дом площадью 50 м² и меньше налог на имущество вообще не начислят.

За загородный дом площадью 100 м² налогоплательщик заплатит вдвое меньше налога: только за 50 м² вместо 100 м². За дом площадью 50 м² и меньше налог на имущество вообще не начислят.

Площадь омской квартиры, которую мы взяли для примера, — 60 м². Значит, платить придется только за 40 м².

Дополнительно к этому общему вычету многодетным семьям положен еще один вычет. Многодетными являются семьи, в которых трое и более несовершеннолетних детей. Вычет в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка составляет:

  • по комнате, квартире или ее части — 5 м²;
  • по жилому дому или его части — 7 м².

У матери троих малолетних детей в собственности дом площадью 70 м². Больше никакой жилой недвижимости у нее нет. Значит, налог на имущество по этому дому она вообще платить не должна: 70 м² − 50 м² − 7 м² × 3 человека

При расчете налога на имущество кадастровую стоимость недвижимости уменьшают на вычет и полученное значение умножают на налоговую ставку. Еще важен срок владения: если он меньше года, сумма налога на имущество пропорционально уменьшается. Если владеете только частью объекта, сумму налога пропорционально делят между всеми собственниками.

Н = Б × С × КПВ × Д

Здесь Н — сумма налога на имущество, Б — налоговая база, или кадастровая стоимость объекта после вычета, С — ставка налога на имущество в регионе для этого объекта, КПВ — коэффициент периода владения, Д — размер доли собственности в объекте.

Чтобы определить КПВ, нужно разделить период владения объектом в месяцах на 12. Если купили квартиру до 15 числа включительно, то этот месяц считается за полный. Если позже этого срока — месяц не считается.

ст. 408 НК РФ: расчет налога на имущество

Налогоплательщик купил квартиру 20 июня, а 20 декабря ее продал. Тогда июнь в периоде не учитывается, а декабрь считается. Срок владения — 6 месяцев. КПВ равен 6/12, то есть 0,5.

В личном кабинете на сайте ФНС тоже можно посмотреть формулу расчета.

Пример расчета

Рассчитаем полную сумму налога на имущество по кадастровой стоимости для нашей квартиры в Омске за 2021 год. Ее кадастровая стоимость — 810 000 Р . Площадь — 60 м².

Сначала применим налоговый вычет. Для этого посчитаем кадастровую стоимость одного квадратного метра: 810 000 / 60 = 13 500 Р .

Площадь после вычета — 40 м², поэтому стоимость после вычета составит 13 500 × 40 = 540 000 Р .

Ставка налогообложения для квартир в Омске равна 0,1%

Если налогоплательщик владел такой квартирой полный год, КПВ равен единице. Если он единственный собственник, Д — тоже единица.

Полная сумма налога на имущество: 540 000 × 0,1% = 540 Р .

Если налогоплательщик владел квартирой только полгода, КПВ будет 0,5.

Полная сумма налога на имущество: 540 × 0,5 = 270 Р .

А если налогоплательщику принадлежит только четверть квартиры, Д — 0,25.

Полная сумма налога на имущество: 540 х 0,25 = 135 Р .

Льготы для физических лиц

Налог на имущество платят не все. Некоторым категориям положены льготы. Льготы предоставляются только на имущество, которое не используется для предпринимательской деятельности, например, на квартиру, комнату, дом, гараж. Льготу можно получить только на один объект каждого вида.

Основания предоставления налоговых льгот

На федеральном уровне льготы предоставляются, например, героям СССР и РФ, инвалидам первой и второй группы, участникам Великой Отечественной войны, военнослужащим, чернобыльцам, пенсионерам. «Федеральные» льготники полностью освобождены от уплаты налога.

Еще есть местные льготы. Их найдете на сайте ФНС. Они могут быть равны полной сумме налога на имущество или его части.

Порядок предоставления налоговых льгот

Льготы предоставляются по заявлению, поданному в налоговую инспекцию. Его можно подать через онлайн-кабинет налогоплательщика, через МФЦ и лично в ИФНС.

Заявление на льготу подают один раз в любое время. Можно даже после расчета налога на имущество, тогда пересчитают задним числом. Но лучше сделать это до 1 апреля следующего года, тогда налоговики точно учтут льготу при расчете. Например, оптимальный срок подачи заявления для снижения суммы выплат за 2021 год — до 1 апреля 2022 года.

Если у вас несколько объектов одного вида, можно подать уведомление, за какую именно недвижимость вы хотите получить льготу. Менять свой выбор можно ежегодно, но делать это нужно до 31 декабря того года, за который будете платить. Можно вообще не выбирать льготный объект, тогда налоговая по умолчанию выберет ту недвижимость, с которой надо платить самый большой налог.

Если у вас в собственности разные виды недвижимости, налоговые льготы предоставят по каждому виду. При подаче заявления можно не приносить подтверждающие документы, а только предоставить реквизиты: налоговая сама запросит данные и сообщит решение.

У пенсионера две квартиры: одна в Москве, кадастровой стоимостью 3 млн, другая в Омске, кадастровой стоимостью 810 000 Р . Поскольку московская квартира дороже, по умолчанию он получит льготу за нее. Но по заявлению он может выбрать омскую квартиру, тогда за московскую придется платить. Если речь идет о налоге на имущество за 2022 год, то выбор надо сделать до 31 декабря 2022 года.

Еще у этого пенсионера частный дом. Поскольку это другой вид недвижимости, за него тоже платить не придется.

Заявление на саму льготу, а не на выбор объекта для льготы, он может подать когда угодно. Если речь идет о налоге на имущество за 2021 год, лучше уложиться в срок до 1 апреля 2022 года.

Платят ли дети налог на имущество

Если ребенок — собственник недвижимости или доли в ней, за него нужно платить налог на имущество. Дети-инвалиды от уплаты налога освобождены на федеральном уровне. Некоторые муниципалитеты установили также льготы для детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних из многодетных семей.

Загрузка

Eshel Ramy

Вот везде одни и те же обьяснения. Про закон и порядок оплаты, льготы это все прекрасно. Но мне всегда было интересно, как рождался тот или иной закон, как например определяли сроки в уголовном праве, размеры штрафов в администривке. На эти вопросы, почти негде нет ответа. То же самое и с налогом на недвижимость. Что значит право владением? Я например всю жизнь копил себе на дом, строил его почти сам, где что не мог, нанимал профессионалов. Вообщем я вложил в него средства которые заработал, с которых я уже заплатил НДФЛ. С НДФЛ все более менее понятно, что любыми доходами я должен делится с государством. Но ведь дом, квартира, машина это мои расходы. Так почему я еще должен платить налоги со своих расходов?
Небольшая ремарка, вообще если бы наше государство простым гражданам, в доступной форме, на уровне школьников разъясняла бы, почему у нас действует тот или иной закон, какую пользу он несет для народа. Я думаю недовольных было бы намного меньше.

15.02.2019 Конституционный суд РФ принял очень правильное постановление. Вот его данные: Постановление Конституционного суда Российской федерации от 15.02.2019 №10-П "По делу о проверке конституционности статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки О.Ф. Низамовой"

Кратко опишу ситуацию:

Гражданка Назимова из г. Барнаула в 2016 году получила налоговое уведомление на уплату налога, где ей начислили за дом имущественный налог в сумме - 47 572 рубля! Налоговая начисляла налог исходя из инвентаризационной стоимости дома - 3 171 466 рублей, ставка налога в ее случае - 1,5%.

Назимовой это не понравилось и она попыталась оспорить это решение в суде и просила, чтобы ей налог считали не от инвентаризационной стоимости, а от кадастровой - 2 873 674 рубля. Если считать от кадастровой, тогда ставка налога - 0,1% и сумма налога составила бы - 2874 рубля.

Районный суд ей отказал и встал на торону налоговой инспекции. Но Назимова обжаловала отказ и дошла до Конституционного суда. И Вот Конституционный суд принял её доводы и встал на её сторону, и обязал налоговую пересчитать налог с 47 572 р на 2 874 р !

После этого Постановления ФНС России вынуждено применять данный факт на всей территории России. Вот письмо ФНС, которое оно направило во все налоговые инспекции для исполнения: Письмо от 19.02.2019 № БС-4-21/2825@ "Об исполнении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2019 № 10-П по делу о проверке конституционности статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации".

Вывод для всех:

Возьмите налоговое уведомление за последние 3 года (2018,2017,2016), которые Вам приходят из налоговой и посмотрите раздел: РАСЧЕТ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ . Далее - колонка "Налоговая база" там будет стоить либо "И" ( это значит, что расчет произведен исходя из инвентаризационной стоимости ) и сама инвентаризационная стоимость, и колонка "Налоговая ставка". Далее достаньте выписку ЕГРП на данное имущество. В ней указана кадастровая стоимость или в интернете просто по кадастровому номеру посмотрите кадастровую стоимость. И сами на калькуляторе посчитайте, что для вас выгоднее: либо инвент. стоимость на ставку налога в уведомлении, либо кадастровую стоимость на ставку налога 0,1%

Ниже реальный пример, где экономия при перерасчете на кадастровую стоимость:

Несмотря на то, что налог на имущество физлиц по кадастровой стоимости начнут считать только с 2020 года, многие уже успели подать в ФНС заявление на перерасчет. Право на это дает постановление Конституционного суда от 15 февраля 2019 года. Что является основанием для перерасчета и как вернуть излишне уплаченную сумму, рассказываем в материале, подготовленном совместно с УФНС по Томской области.

Согласно поправкам в Налоговый кодекс РФ к 2020 году регионы должны перейти на расчет налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости объектов. Перед этим субъекты страны должны принять соответствующие законы. В Томской области такой документ был принят в 2018 году. Также была проведена кадастровая оценка, результаты которой утвердил областной департамент по управлению государственной собственностью.

Томичи увидят расчет налога на имущество по кадастровой стоимости в сводных налоговых уведомлениях в 2021 году — за начисленные налоги по итогам 2020 года. До этого периода налог рассчитывается от инвентаризационной стоимости объектов. Однако Конституционный суд РФ в постановлении от 15 февраля 2019 года разъяснил, что граждане имеют право в индивидуальном порядке обратиться в налоговый орган для исчисления налога на имущество от кадастровой стоимости ранее этого срока.

Кто имеет право на перерасчет?

За перерасчетом имеет смысл обращаться только тем гражданам, у кого сумма налога, исчисленная от инвентаризационной стоимости, более чем в два раза превышает сумму налога, рассчитанного по кадастровой стоимости. В большую сторону перерасчет ранее уплаченного налога не производится. Образовавшуюся переплату можно вернуть или зачесть в счет текущих налоговых платежей.

Для проведения перерасчета необходимо подать заявление в инспекцию. Это можно сделать с помощью личного кабинета на сайте ФНС. Нужно зайти в раздел «Жизненные ситуации», выбрать «Прочие ситуации», а затем — «Нет подходящей жизненной ситуации». Далее выбираем из списка налоговый орган, указываем категорию и тему обращения — «Имущественные налоги». В поле обращения в свободной форме пишем заявление. Перерасчет производится за предыдущие три года. То есть в 2019 году можно было подать на перерасчет за 2016-2018 годы, в 2020-м — только за 2017-2019 годы.

Формулы расчета налога на имущество

Чтобы понять, есть ли у вас основание для перерасчета, посчитайте налог на вашу собственность исходя из инвентаризационной и кадастровой стоимости, воспользовавшись формулами.

От инвентаризационной стоимости

Налог = (ИС * коэффициент-дефлятор * долю в праве) * ставку налога * количество месяцев владения в налоговом периоде

ИС — инвентаризационная стоимость объекта

От кадастровой стоимости

Стоимость 1 м2 = КС объекта/ площадь объекта

Налоговый вычет = Стоимость 1 м2 * площадь вычета

Налог = (КС объекта - налоговый вычет) * налоговую ставку

КС — кадастровая стоимость объекта

От полученной суммы рассчитывается налог в случае долевой собственности и владения объектом в течение неполного налогового периода.

Налог на 3-комнатную квартиру площадью 61,6 м2 в Томске составит:

6 900 руб. исходя от инвентаризационной стоимости (с учетом коэффициента-дефлятора она равна 1,5 млн руб.);

Если сумма налога на имущество, рассчитанная от кадастровой стоимости, превышает сумму налога, рассчитанного от инвентаризационной стоимости, предусмотрен переходный период на первые три года. В этот период налог рассчитывается по формуле с применением понижающих коэффициентов:

Налог = (налог на имущество от КС - налог на имущество от ИС за последний налоговый период) * понижающий коэффициент + налог на имущество от ИС.

  • 0,2 — для 1-го налогового периода;
  • 0,4 — для 2-го налогового периода;
  • 0,6 — для 3-го налогового периода.

Налог на квартиру площадью 42 м2 в Северске составит:

930 руб. исходя из инвентаризационной стоимости (с учетом коэффициента-дефлятора она равна 490 тыс. руб.);

налоговая база с учетом вычета — 1 млн 73 тыс. руб.). В результате расчета по формуле сумма налога составит 959 руб. По истечении переходного периода налог будет исчисляться без применения этой формулы.

Ставки и вычеты

На данный момент ставка налога равна 0,1 %. Налог на имущество относится к категории местных, и его ставки устанавливаются представительными органами муниципального образования, поэтому после перехода на расчет налога от кадастровой стоимости регионы могут устанавливать свои ставки в диапазоне 0,1-0,3 %. Так, с 2020 года Дума Томска установила для объектов недвижимости жилого назначения, находящихся на территории областного центра, следующие налоговые ставки:

  • 0,2 % для объектов с кадастровой стоимостью до 500 тысяч рублей;
  • 0,3 % для объектов с кадастровой стоимостью более 500 тысяч рублей.

При исчислении налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости Налоговым кодексом РФ предусмотрены налоговые вычеты: для квартир кадастровая стоимость уменьшается на величину стоимости 20 м2 площади, для комнат — 10 м2, для жилых домов — 50 м2 общей площади жилого дома.

Также предусмотрены дополнительные вычеты для льготных категорий граждан, имеющих трех и более несовершеннолетних детей: 5 квадратных метров общей площади квартиры, площадь части квартиры, комнаты и 7 м2 общей площади жилого дома, части жилого дома в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка.

Вычет применяется к площади всего объекта, а не к доле в нем. То есть при расчете налога на имущество сначала из общей площади объекта производится вычет, а с оставшейся площади владельцы должны уплатить налог в зависимости от доли в собственности. Если площадь объекта имущества меньше применяемого к ней налогового вычета, собственник освобождается от уплаты налога на этот объект имущества.

Еще больше полезной информации в социальных сетях и на портале финансовой грамотности «Ваши личные финансы» .


Гражданка Низамова с 2013 года имела в собственности жилой дом в селе Гоньба Алтайского края. В Алтайском крае налог на имущество граждан рассчитывается от инвентаризационной стоимости недвижимости, переход к обложению по кадастровой стоимости произойдет лишь в 2020 году.

Инвентаризационная стоимость дома Низамовой была определена в размере 3,1 млн рублей. С учетом ставки налога в 1,5% размер налога составил 47,5 тыс. рублей. В отношении дома также была установлена и кадастровая стоимость в размере 2,8 млн рублей. Низамова подсчитала, что если бы Алтайский край уже перешел к налогообложению объектов недвижимости граждан по их кадастровой стоимости, то размер налога составил бы всего 2,8 тыс. рублей. Такое положение дел она сочла нарушающим принцип равенства налогообложения, поскольку она вынуждена платить налог в гораздо большем размере по сравнению с гражданами тех субъектов РФ, которые уже перешли к налогообложению по кадастровой стоимости.

Позиция Конституционного Суда РФ

Конституционный Суд РФ согласился с заявительницей, выдвинув несколько тезисов.

1. Вполне допустимо само по себе установление переходного периода, в пределах которого субъекты РФ самостоятельно решают, проводится ли налогообложение недвижимости по инвентаризационной или по кадастровой стоимости.

2. Но введение такого периода не должно приводить к тому, что на граждан, обладающих сопоставимой по рыночной стоимости недвижимостью, возлагалось бы существенно различное налоговое бремя.

3. Из-за несовершенства инвентаризационной стоимости и большого диапазона ставок, применяемых при обложении по инвентаризационной стоимости (от 0 до 2%) может сложиться ситуация, при которой налог на имущество, рассчитанный от инвентаризационной стоимости объекта окажется существенно больше налога, определенного исходя из кадастровой стоимости того же объекта. Это нарушает справедливость и соразмерность налогообложения.

С учетом всего сказанного КC РФ признал конституционной ст. 402 НК РФ, допускающую переходный период. Одновременно он указал на право налогоплательщиков в регионах, где в качестве налоговой базы используется инвентаризационная стоимость, требовать расчета налога на основании кадастровой стоимости (а при ее отсутствии – рыночной стоимости, определенной самим налогоплательщиком) и соответствующей ей налоговой ставки, но лишь в случае, если сумма налога, исчисленная исходя из инвентаризационной стоимости в два или более раз превышает налог, исчисленный исходя из кадастровой (рыночной) стоимости[1].

Таким образом КС РФ, по существу, позволил налогоплательщикам самим решить, продолжать ли им платить налог по инвентаризационной стоимости, или перейти к налогообложению по кадастровой стоимости, не дожидаясь соответствующего решения на уровне субъекта РФ.

Наделение подобным правом – это вполне эффективный способ решения проблемы неравенства налогоплательщиков в переходный период. В то же время этот подход ставит ряд вопросов, на три из которых хочу обратить внимание в этой заметке.

1. За какие налоговые периоды налогоплательщики вправе требовать расчета налога на имущество по кадастровой (рыночной) стоимости?

Видится три основных варианта ответа:

1.1. С 2015 года, когда в НК РФ появилась глава 32 «Налог на имущество физических лиц» и начался переходный период, в течение которого расчет налога в различных субъектах РФ мог проводится по инвентаризационной или по кадастровой стоимости.

Если право на индивидуальный переход к налогообложению по кадастровой стоимости, предоставленное Конституционным Судом РФ, – это мера защиты против неравного положения налогоплательщиков, вызванного переходным периодом, то такое право должно возникать одновременно с введением переходного периода. То есть сейчас в 2019 году граждане вправе требовать пересчета налога на имущество с 2015[2] года и далее.

1.2. С налогового периода, в котором налогоплательщик обратился к налоговому органу с требованием об исчислении налога на имущество от кадастровой (рыночной) стоимости.

По общему правилу последствия реализации права наступают только на будущее время. Поэтому если налогоплательщик реализует право на изменение налоговой базы по налогу на имущество, то он не может претендовать на пересчет налогов за предыдущие налоговые периоды, поскольку иное прямо не предусмотрено законом или в нашем случае – Постановлением № 10-П.

То есть на текущий момент граждане смогут потребовать пересчета налога на имущество лишь за 2019 год. Сумма налога за 2018 и предыдущие годы, исчисленная от инвентаризационной стоимости, останется неизменной.

1.3. С налогового периода, предшествующего году обращения налогоплательщика к налоговому органу с требованием об исчислении налога на имущество от кадастровой (рыночной) стоимости.

Данный подход основывается на буквальном прочтении резолютивной части Постановления № 10-П. В ней КС РФ указывает, что право на переход к налогообложению по кадастровой (рыночной) стоимости возникает в том случае, «когда сумма налога, исчисленная налоговым органом исходя из инвентаризационной стоимости этого имущества, существенно превышает сумму налога, исчисляемую исходя из его кадастровой стоимости». В силу ст. 408 сумма налога исчисляется налоговым органом по истечении налогового периода. То есть в 2019 году будет исчислен налог за 2018 год, и при существенном расхождении с суммой налога, исчисленной исходя из кадастровой (рыночной) стоимости, у налогоплательщика появится право в 2019 году заявить о перерасчете налога за 2018 год, но не за 2017 и предыдущие годы.

По первому впечатлению, Конституционный Суд РФ основывался на третьем варианта ответа. Для меня пока он тоже ближе, хотя я и не готов предложить ему достаточное обоснование в сопоставлении с первым вариантом. Возможные аргументы про принцип сбалансированности бюджетов и необходимость прогнозируемости бюджетных поступлений, которые могут быть выдвинуты против пересчета налога на имущество за предыдущие налоговые периоды, звучат неубедительно. Каких-то других пока не вижу. Возможно, кто-то из читателей сможет предложить свой взгляд на этот вопрос.

2. Вправе ли юридические лица по аналогии применять позицию КС РФ к налогу на имущество организаций?

В отдельных регионах налог на имущество организаций по-прежнему рассчитывается на основании остаточной стоимости недвижимости (в отношении всех или части объектов). Вправе ли юридические лица в таких регионах на основании Постановления № 10-П требовать расчета налога на имущество на основании кадастровой (рыночной) стоимости своей недвижимости?

Не уверен, что наберется много случаев, когда организации будут заинтересованы в таком расчете, поскольку обычно сумма налога, определенная по кадастровой стоимости, оказывается выше. Тем не менее ко мне несколько раз обращались организации, недовольные тем, что они не попали в перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется по кадастровой стоимости. Исходя из этого предполагаю, что в отдельных случаях у организации может быть заинтересованность в переходе к обложению налогом на имущество по кадастровой стоимости.

Что касается возможности применения позиции Конституционного Суда РФ по аналогии, то можно отметить, что к тому нет, по крайней мере, формальных препятствий. Для того, чтобы признать право на индивидуальный переход к налогообложению по кадастровой стоимости Конституционному Суду РФ не потребовалось признавать неконституционной ст. 402 НК РФ. Основания к данному праву он усмотрел в общих положениях НК РФ о равенстве и справедливости налогообложения, которые применимы и в случае, если мы говорим о налоге на имущество организаций.

В части обоснованности подобной аналогии нужно учитывать, что глава 32 НК РФ, по существу, также устанавливает переходный период, в течение которого субъекты РФ самостоятельно решают, когда им перейти к обложению налогом по кадастровой стоимости. В результате также может возникнуть ситуация, при которой, обладая недвижимостью одинаковой рыночной стоимости, организации из разных регионов будут вынуждены платить существенно отличающиеся размеры налогов из-за того, что в одном случае налог определяется исходя из кадастровой стоимости объекта, а в другом – исходя из его остаточной стоимости. В этом смысле предпосылки для признания права на индивидуальный переход к налогообложению по кадастровой стоимости одинаковы для налогов на имущество физических лиц и организаций.

На этом основании можно предположить, что и юридические лица вправе требовать перехода к расчету налога на имущество организаций от кадастровой стоимости в соответствии с Постановлением № 10-П.

3. По каким правилам должна определяться рыночная стоимость для целей определения налоговой базы?

Как уже отмечалось, если кадастровая стоимость объекта недвижимости не определена, то Конституционный Суд РФ признает за гражданином право требовать использования для расчета налоговой базы рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости.

Во-первых, необходимо подчеркнуть, что эта рыночная стоимость должна рассчитываться без учета прав аренды, залога и пр. частных ограничений; исходя из текущего вида использования недвижимости, а не наиболее эффективного; то есть в целом - исходя из тех правил определения, которые характерны для кадастровой стоимости, как стоимости налогооблагаемой. Иными словами, в действительности речь должна идти не о чисто рыночной стоимости, а об ограниченной рыночной стоимости – той, которая определяется в делах об оспаривании кадастровой стоимости. Подробнее об этом -см. Что такое правила определения кадастровой стоимости и почему они делают невозможным ее приведение в соответствие с рыночной? При противоположном подходе создается существенный риск злоупотребления гражданами правом, предоставленным Конституционным Судом РФ, за счет искусственного занижения рыночной стоимости, например, путем заключения фиктивных договоров аренды или залога.

Во-вторых, остается неопределенным, на какую дату следует рассчитывать рыночную стоимость? Конституционный Суд РФ не уточняет свою позицию на этот счет. Исходя из того, что налоговая база по налогу на имущество является количественным выражением капитала, как экономического основания данного налога, и с учетом действующих правил п. 2 ст. 375 НК РФ можно предположить, что рыночная стоимость должна определяться по состоянию на 1 января налогового периода, в котором она будет применяться для целей расчета налога.

Коллеги, буду рад услышать ваше мнение по Постановлению № 10-П в целом и выделенным проблемам в частности.

[1] Дословная цитата: «Признать не противоречащими Конституции Российской Федерации пункты 1 и 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - они не исключают права налогоплательщика требовать в индивидуальном порядке (при разрешении налогового спора), в целях исчисления суммы налога на имущество физических лиц, использования сведений об определенной в надлежащем порядке кадастровой (рыночной) стоимости этого имущества и соответствующего размера налоговой ставки в том случае, когда сумма налога, исчисленная налоговым органом исходя из инвентаризационной стоимости этого имущества, существенно превышает сумму налога, исчисляемую исходя из его кадастровой стоимости».

[2] Пункт 2.1 ст. 52 Налогового кодекса РФ создает препятствия для пересчета налога в административном порядке за 2015 год, поскольку с тех пор прошло уже более 3 налоговых периода. Однако это не должно служить препятствием для пересчета в судебном порядке.


Гражданка Низамова с 2013 года имела в собственности жилой дом в селе Гоньба Алтайского края. В Алтайском крае налог на имущество граждан рассчитывается от инвентаризационной стоимости недвижимости, переход к обложению по кадастровой стоимости произойдет лишь в 2020 году.

Инвентаризационная стоимость дома Низамовой была определена в размере 3,1 млн рублей. С учетом ставки налога в 1,5% размер налога составил 47,5 тыс. рублей. В отношении дома также была установлена и кадастровая стоимость в размере 2,8 млн рублей. Низамова подсчитала, что если бы Алтайский край уже перешел к налогообложению объектов недвижимости граждан по их кадастровой стоимости, то размер налога составил бы всего 2,8 тыс. рублей. Такое положение дел она сочла нарушающим принцип равенства налогообложения, поскольку она вынуждена платить налог в гораздо большем размере по сравнению с гражданами тех субъектов РФ, которые уже перешли к налогообложению по кадастровой стоимости.

Позиция Конституционного Суда РФ

Конституционный Суд РФ согласился с заявительницей, выдвинув несколько тезисов.

1. Вполне допустимо само по себе установление переходного периода, в пределах которого субъекты РФ самостоятельно решают, проводится ли налогообложение недвижимости по инвентаризационной или по кадастровой стоимости.

2. Но введение такого периода не должно приводить к тому, что на граждан, обладающих сопоставимой по рыночной стоимости недвижимостью, возлагалось бы существенно различное налоговое бремя.

3. Из-за несовершенства инвентаризационной стоимости и большого диапазона ставок, применяемых при обложении по инвентаризационной стоимости (от 0 до 2%) может сложиться ситуация, при которой налог на имущество, рассчитанный от инвентаризационной стоимости объекта окажется существенно больше налога, определенного исходя из кадастровой стоимости того же объекта. Это нарушает справедливость и соразмерность налогообложения.

С учетом всего сказанного КC РФ признал конституционной ст. 402 НК РФ, допускающую переходный период. Одновременно он указал на право налогоплательщиков в регионах, где в качестве налоговой базы используется инвентаризационная стоимость, требовать расчета налога на основании кадастровой стоимости (а при ее отсутствии – рыночной стоимости, определенной самим налогоплательщиком) и соответствующей ей налоговой ставки, но лишь в случае, если сумма налога, исчисленная исходя из инвентаризационной стоимости в два или более раз превышает налог, исчисленный исходя из кадастровой (рыночной) стоимости[1].

Таким образом КС РФ, по существу, позволил налогоплательщикам самим решить, продолжать ли им платить налог по инвентаризационной стоимости, или перейти к налогообложению по кадастровой стоимости, не дожидаясь соответствующего решения на уровне субъекта РФ.

Наделение подобным правом – это вполне эффективный способ решения проблемы неравенства налогоплательщиков в переходный период. В то же время этот подход ставит ряд вопросов, на три из которых хочу обратить внимание в этой заметке.

1. За какие налоговые периоды налогоплательщики вправе требовать расчета налога на имущество по кадастровой (рыночной) стоимости?

Видится три основных варианта ответа:

1.1. С 2015 года, когда в НК РФ появилась глава 32 «Налог на имущество физических лиц» и начался переходный период, в течение которого расчет налога в различных субъектах РФ мог проводится по инвентаризационной или по кадастровой стоимости.

Если право на индивидуальный переход к налогообложению по кадастровой стоимости, предоставленное Конституционным Судом РФ, – это мера защиты против неравного положения налогоплательщиков, вызванного переходным периодом, то такое право должно возникать одновременно с введением переходного периода. То есть сейчас в 2019 году граждане вправе требовать пересчета налога на имущество с 2015[2] года и далее.

1.2. С налогового периода, в котором налогоплательщик обратился к налоговому органу с требованием об исчислении налога на имущество от кадастровой (рыночной) стоимости.

По общему правилу последствия реализации права наступают только на будущее время. Поэтому если налогоплательщик реализует право на изменение налоговой базы по налогу на имущество, то он не может претендовать на пересчет налогов за предыдущие налоговые периоды, поскольку иное прямо не предусмотрено законом или в нашем случае – Постановлением № 10-П.

То есть на текущий момент граждане смогут потребовать пересчета налога на имущество лишь за 2019 год. Сумма налога за 2018 и предыдущие годы, исчисленная от инвентаризационной стоимости, останется неизменной.

1.3. С налогового периода, предшествующего году обращения налогоплательщика к налоговому органу с требованием об исчислении налога на имущество от кадастровой (рыночной) стоимости.

Данный подход основывается на буквальном прочтении резолютивной части Постановления № 10-П. В ней КС РФ указывает, что право на переход к налогообложению по кадастровой (рыночной) стоимости возникает в том случае, «когда сумма налога, исчисленная налоговым органом исходя из инвентаризационной стоимости этого имущества, существенно превышает сумму налога, исчисляемую исходя из его кадастровой стоимости». В силу ст. 408 сумма налога исчисляется налоговым органом по истечении налогового периода. То есть в 2019 году будет исчислен налог за 2018 год, и при существенном расхождении с суммой налога, исчисленной исходя из кадастровой (рыночной) стоимости, у налогоплательщика появится право в 2019 году заявить о перерасчете налога за 2018 год, но не за 2017 и предыдущие годы.

По первому впечатлению, Конституционный Суд РФ основывался на третьем варианта ответа. Для меня пока он тоже ближе, хотя я и не готов предложить ему достаточное обоснование в сопоставлении с первым вариантом. Возможные аргументы про принцип сбалансированности бюджетов и необходимость прогнозируемости бюджетных поступлений, которые могут быть выдвинуты против пересчета налога на имущество за предыдущие налоговые периоды, звучат неубедительно. Каких-то других пока не вижу. Возможно, кто-то из читателей сможет предложить свой взгляд на этот вопрос.

2. Вправе ли юридические лица по аналогии применять позицию КС РФ к налогу на имущество организаций?

В отдельных регионах налог на имущество организаций по-прежнему рассчитывается на основании остаточной стоимости недвижимости (в отношении всех или части объектов). Вправе ли юридические лица в таких регионах на основании Постановления № 10-П требовать расчета налога на имущество на основании кадастровой (рыночной) стоимости своей недвижимости?

Не уверен, что наберется много случаев, когда организации будут заинтересованы в таком расчете, поскольку обычно сумма налога, определенная по кадастровой стоимости, оказывается выше. Тем не менее ко мне несколько раз обращались организации, недовольные тем, что они не попали в перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется по кадастровой стоимости. Исходя из этого предполагаю, что в отдельных случаях у организации может быть заинтересованность в переходе к обложению налогом на имущество по кадастровой стоимости.

Что касается возможности применения позиции Конституционного Суда РФ по аналогии, то можно отметить, что к тому нет, по крайней мере, формальных препятствий. Для того, чтобы признать право на индивидуальный переход к налогообложению по кадастровой стоимости Конституционному Суду РФ не потребовалось признавать неконституционной ст. 402 НК РФ. Основания к данному праву он усмотрел в общих положениях НК РФ о равенстве и справедливости налогообложения, которые применимы и в случае, если мы говорим о налоге на имущество организаций.

В части обоснованности подобной аналогии нужно учитывать, что глава 32 НК РФ, по существу, также устанавливает переходный период, в течение которого субъекты РФ самостоятельно решают, когда им перейти к обложению налогом по кадастровой стоимости. В результате также может возникнуть ситуация, при которой, обладая недвижимостью одинаковой рыночной стоимости, организации из разных регионов будут вынуждены платить существенно отличающиеся размеры налогов из-за того, что в одном случае налог определяется исходя из кадастровой стоимости объекта, а в другом – исходя из его остаточной стоимости. В этом смысле предпосылки для признания права на индивидуальный переход к налогообложению по кадастровой стоимости одинаковы для налогов на имущество физических лиц и организаций.

На этом основании можно предположить, что и юридические лица вправе требовать перехода к расчету налога на имущество организаций от кадастровой стоимости в соответствии с Постановлением № 10-П.

3. По каким правилам должна определяться рыночная стоимость для целей определения налоговой базы?

Как уже отмечалось, если кадастровая стоимость объекта недвижимости не определена, то Конституционный Суд РФ признает за гражданином право требовать использования для расчета налоговой базы рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости.

Во-первых, необходимо подчеркнуть, что эта рыночная стоимость должна рассчитываться без учета прав аренды, залога и пр. частных ограничений; исходя из текущего вида использования недвижимости, а не наиболее эффективного; то есть в целом - исходя из тех правил определения, которые характерны для кадастровой стоимости, как стоимости налогооблагаемой. Иными словами, в действительности речь должна идти не о чисто рыночной стоимости, а об ограниченной рыночной стоимости – той, которая определяется в делах об оспаривании кадастровой стоимости. Подробнее об этом -см. Что такое правила определения кадастровой стоимости и почему они делают невозможным ее приведение в соответствие с рыночной? При противоположном подходе создается существенный риск злоупотребления гражданами правом, предоставленным Конституционным Судом РФ, за счет искусственного занижения рыночной стоимости, например, путем заключения фиктивных договоров аренды или залога.

Во-вторых, остается неопределенным, на какую дату следует рассчитывать рыночную стоимость? Конституционный Суд РФ не уточняет свою позицию на этот счет. Исходя из того, что налоговая база по налогу на имущество является количественным выражением капитала, как экономического основания данного налога, и с учетом действующих правил п. 2 ст. 375 НК РФ можно предположить, что рыночная стоимость должна определяться по состоянию на 1 января налогового периода, в котором она будет применяться для целей расчета налога.

Коллеги, буду рад услышать ваше мнение по Постановлению № 10-П в целом и выделенным проблемам в частности.

[1] Дословная цитата: «Признать не противоречащими Конституции Российской Федерации пункты 1 и 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - они не исключают права налогоплательщика требовать в индивидуальном порядке (при разрешении налогового спора), в целях исчисления суммы налога на имущество физических лиц, использования сведений об определенной в надлежащем порядке кадастровой (рыночной) стоимости этого имущества и соответствующего размера налоговой ставки в том случае, когда сумма налога, исчисленная налоговым органом исходя из инвентаризационной стоимости этого имущества, существенно превышает сумму налога, исчисляемую исходя из его кадастровой стоимости».

[2] Пункт 2.1 ст. 52 Налогового кодекса РФ создает препятствия для пересчета налога в административном порядке за 2015 год, поскольку с тех пор прошло уже более 3 налоговых периода. Однако это не должно служить препятствием для пересчета в судебном порядке.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: