Известно что для формирования правового государства важно учитывать следующие принципы основные

Обновлено: 28.03.2024

Задание 1. Известно, что дли формирования правового государства важно учитывать следующие принципы: основные права и свободы личности являются естественными, а не дарованными государством и принадлежат каждому от рождения; права человека регулируются только законом. никакой подзаконный акт не может их ограничить; перед законом все равны; основные права и свободы должны быть едины на всей территории страны; коллективные права граждан не должны противоречить правам личности; права и свободы должны с06J1юдаться в любой ситуации, в том числе во время войны или чрезвычайного положения. Проанализируйте каждый принцип и поясните механизм его действия на конкретных примерах. Можно ли говорить о существовании правового государства в России'!

Права и свободы граждан РФ

Обязанности граждан РФ

Задание 3. Организуйте дискуссию на тему "Свобода слова в РФ". Разделитесь на две группы. Первая должна доказать важность свободы слова, а вторая - ее не нужность. Подготовьте аргументы и контраргументы на основе конкретных фактов.

Задание 4. За последние 3400 лет на Земле было лишь 250 лет всеобщего мира. В наполеоновских войнах число убитых составило около 1 млн человек. Первая мировая война повлекла за собой 10 млн смертей в пропорции: 20 участников военных действий на одно гражданское лицо, не считая 21 млн погибших от эпидемий. Во Второй мировой войне было убито от 40 до 62 млн человек, приблизительно в равном соотношении военнослужащих и гражданских лиц. В современной войне, по прогнозам экспертов, соотношение убитых может быть таким: 10 гражданских лиц на одного военнослужащего. Представьте эти данные в графическом изображении и сделайте соответствующие выводы.

Задание 5. Прочитайте документ. Охарактеризуйте систему прав и обязанностей. Распределите их по видам, в качестве примера используйте таблицу задания 2. Сравните права и обязанности граждан по Конституции США с комплексом прав и обязанностей граждан Российской Федерации (воспользуйтесь текстом главы 2 Конституции Российской Федерации).

КОНСТИТУЦИЯ США (1787)

Статьи в дополнение и изменение Конституции Соединенных Штатов, предложенные Конгрессом США и ратифицированные отдельными штатами в соответствии со статьей 5 данной Конституции.

Конгресс не должен ищавать ни одного закона, относящегося к установлению религии, либо запрещающего свободное ее исповедание, либо ограничивающего свободу слова или печати или право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб.

Поскольку надлежащим образом организованная милиция Необходима для безопасности свободного государства, право пароля хранить и носить оружие не должно ограничиваться.

Ни один солдат не должен в мирное время, размещаться на постой в каком-либо доме без согласия его властями; в военное время это возможно, но лишь в порядке, установленном законом.

Право народа на гарантии неприкосновенности личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков и арестов не должно нарушаться, и никакие ордера не должны выдаваться иначе, как при достаточных к тому основаниях, подтвержденных присягой либо заявлением, и с подробным описанием места, подлежащего обыску, и лиц или предметов, подлежащих аресту.

Ни одно лицо не должно привлекаться к ответственности за преступление, караемое смертью, либо за иное позорящее преступление иначе, как по представлению или обвинительному заключению большого жюри, за исключением дел, возбуждаемых в сухопутных или морских частях либо в милиции, при званной на действительную службу во время войны или опасности, угрожающей обществу; ни одно лицо не должно за одно и то же правонарушение дважды подвергаться угрозе лишения жизни или телесного наказания, не должно при нуждаться в каком-либо уголовном деле свидетельствовать против себя, не должно лишаться жизни, свободы либо собственности без должной правовой процедуры; частная собственность не должна изыматься для общественных нужд без справедливого вознаграждения.

При всех уголовных преследованиях обвиняемый имеет право на безотлагательное и публичное разбирательство дела беспристрастным судом присяжных того штата и округа, в котором преступление совершено; причем территория такого округа должна быть определена законом заранее; при этом обвиняемый имеет

право на информирование сущности и основаниях обвинения, на очную ставку со свидетелями. показывающими против него, на принудительный вызов свидетелей, показывающих в его пользу, и на помощь адвоката для своей защиты

Чрезмерные налоги не должны требоваться, чрезмерные штрафы не должны налагаться, и жестокие и необычные наказания не должны назначаться.

Перечисление в конституции определенных прав не должно толковаться как отрицание и умаление других прав, сохраняемых за народом.

Тип занятия: урок изучения нового материала.

Форма: урок с использованием мультимедиа презентации.

Учебно-организационная деятельность: фронтальная в сочетании с работой малыми группами, индивидуальная.

Средства обучения: наглядные (Приложение 1) – мультимедиа презентация с демонстрацией наглядного материала; рисунки студентов о правах и свободах человека) и печатно-словесные (учебник, дидактические материалы – Приложение 2, документы: выдержки из Конституции РФ – Приложение 3, выдержки из «Всеобщей декларации прав человека» – Приложение 4).

Техническое обеспечение занятия: ПК, проектор, экран, фотоаппарат.

Вид контроля: тематический .

Методы контроля: устный опрос, эвристическая беседа, аудиторная самостоятельная работа студентов, стандартизированный контроль (Тест – Приложение 5).

Продолжительность: 1 час 20 мин.

Межпредметные связи: история Отечества, основы социологии и политологии, русский язык, право.

Внутрипредметные связи: темы «Право в системе социальных норм», «Государственное право», «Гражданское право», «Правовое государство».

Содержание и последовательность учебного занятия

I. Организационный момент (1 мин.)

  • подготовка аудитории к занятию;
  • проверка списочного состава;
  • организация рабочего места.

Цель: мобилизация студентов на учебно-практическую деятельность.

Образовательные: формирование знаний о параметрах правового обеспечения общечеловеческих факторов.

Развивающие: продолжить формирование общих и специальных умений, таких как сравнительный анализ правовых документов, самостоятельного мышления; в процессе активной учебной деятельности развитие познавательных интересов студентов средствами самого урока.

Воспитательные: воспитывать у студентов умение отстаивать свои права гражданина, содействовать профессиональной направленности студентов, формировать потребность в непрерывном совершенствовании знаний, продолжить приучать работать в команде, прислушиваться к чужому мнению, рационально использовать время, содержать в порядке рабочее место.

III. Работа над темой (1 час 10 мин.)

План работы над темой:

  1. Работа с терминами «права» и «свободы».
  2. Рассмотрение данных терминов по группам (художественное изображение ассоциаций с данными понятиями и их защита).
  3. Выполнение задания на соответствие новых терминов и понятий (социальные, экономические, политические и личные права) в процессе коллективной работы по группам. В качестве закрепления, определить, какие права человека представлены на иллюстрациях на экране.
  4. Заполнение таблицы «Права и свободы гражданина РФ» в ходе самостоятельной работы студентов над исследованием и анализом статей Конституции РФ.
  5. Анализ результатов социологического исследования по теме «Права человека» (выполнение студентом опережающего задания по теме).
  6. На основе анализа материалов из СМИ о соблюдении прав человека в России сегодня решение проблемного задания: Можно ли говорить о существовании правового государства в России? (Общие выводы по вопросу)
  7. Лекция с элементами самостоятельной работы по вопросу о «Международных документах о правах человека»
  8. Сравнительный анализ материала таблицы «Права и свободы граждан РФ» с текстом «Всеобщей декларации прав человека» - работа по группам. Решение проблемной задачи о соответствии прав человека в Конституции РФ международным стандартам о вопросах защиты прав и свобод человека.
  9. Презентация по вопросу «Страсбургский суд», подготовленная студентами.
  10. Определение качества изучения студентами учебного материала по изученной теме в процессе стандартизированного контроля знаний (индивидуальная работа по тесту, взаимопроверка в паре) – 9-10 мин.

IV. Подведение итогов. (5 мин.)

Проводится анализ работы студентов и выставление оценок.

V. Домашнее задание:

  1. Приведите конкретные примеры международных преступлений;
  2. Ответить на вопросы: Что понимается под международным гуманитарным правом? Почему возникла потребность в его создании? Возможно ли соблюдение всех правил международного гуманитарного права во время военных конфликтов?

Развёрнутый конспект урока

Тема: Международные документы по правам человека.

Содержание урока (с методическими рекомендациями).

(мультимедиа, название темы «Международные документы по правам человека», слайд 1)

(мультимедиа, план темы, слайд 2)

План:

  1. Социально-экономические, политические и личные права и свободы.
  2. Международные документы по правам человека.
  3. Страсбургский суд.

Тема нашего занятия «Международные документы по правам человека». На уроке мы должны с вами раскрыть сущность понятий «права и свободы человека», определить какие международные документы защищают права человека любого государства, а также, куда можно обратиться, если ваши права нарушены. Работа на уроке будет организована по группам. Поэтому просьба ко всем участникам быть терпимыми к любой высказываемой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова.

1. Социально-экономические, политические и личные права и свободы.

– На прошлом занятии каждая группа получила задание художественно изобразить свои ассоциации с понятиями «права и свободы человека». Предлагаю защитить свою работу. А затем, мы попытаемся определить, чье творчество было ближе всего к истине. (творческая защита по группам)

– А теперь давайте посмотрим на экран. (мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», различие понятий «Права» и «Свободы», слайд 3) (мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», слайд 4)

Учение о естественных правах разработал Джон Локк (англ. философ) в XVII в. Естественные права появляются с рождения и неотъемлемы. (мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», Естественные права, слайд 5)

Естественные права
Основные Другие
–на жизнь,
– на свободу,
– на собственность:
на имущество,
на личность,
на свои действия,
на свой труд и его результаты
– на равенство (прав)
– на охрану своей собственности: своей жизни, свободы, имущества,
– на восстание против тиранической власти, посягающей на естественные права и свободы

– Как вы думаете, на какие группы можно условно разделить права человека? (мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», Права человека, слайд 6)

Сегодня существует несколько классификаций прав человека. Наиболее распространена классификация в соответствии со сферами общественных отношений: гражданские (личные) права, экономические права, социальные права, политические права. Мы сегодня рассмотрим социальные, экономические, политические и личные права. В связи с этим, предлагаю выполнить задание каждой группе на соответствие. Приведите в соответствие понятие и определение. (В данном случае используются знания студентов по дисциплине «Право», изучаемой в школе) (работа в группах по заданию в дидактическом материале)

Правильный вариант ответа (мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», Права человека, слайд 7)

А теперь запишите в тетради правильный вариант. (мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», коллаж «Права человека», слайд 8)

В качестве закрепления определить, какие права человека представлены на иллюстрациях на экране. (мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», таблица «Права и свободы граждан», слайд 9)

Заполните таблицу. Ознакомьтесь со статьями Конституции РФ. Охарактеризуйте гарантии прав и свобод человека и гражданина. Задание выполняем в тетради. (Индивидуальная работа, но каждая группа характеризует только одну группу прав. Затем общая проверка по группам)

– А теперь рассмотрим данный вопрос с позиции студентов и преподавателей нашего учебного заведения. Таймасова Татьяна провела небольшое социологическое исследование по теме «Права человека», анализ которого вам представит. (См. Приложение 6) (мультимедиа, раздел «Анализ данных социологического исследования», слайды 10-12)

На одном из занятий по разделу «Политика» мы рассматривали тему «Правовое государство». Давайте вспомним принципы правового государства. (мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», Принципы формирования правового государства, слайд 13)

Проблемное задание. Известно, что для формирования правового государства важно учитывать следующие принципы:

  • основные права и свободы личности являются естественными, а не дарованными государством и принадлежат каждому от рождения;
  • права человека регулируются только законом, никакой подзаконный акт не может их ограничить;
  • перед законом все равны;
  • основные права и свободы должны быть едины на всей территории страны;
  • коллективные права граждан не должны противоречить правам личности;
  • права и свободы должны соблюдаться в любой ситуации, в том числе во время войны или чрезвычайного положения.

Можно ли говорить о существовании правового государства в России? (мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», Вывод, слайд 14)

Таким образом, действующее сегодня Российское законодательство предоставляет гражданину широкий спектр прав. Мы знаем, что не все права человека у нас соблюдаются. В Конституции РФ записано, что «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими». Это значит, что гражданин может осуществлять свои права, защищать их, обратившись в суд и ссылаясь на Конституцию.

А что делать, если твои права нарушаются, и суд не может их защитить?

Ответ на данный вопрос мы получим, рассмотрев следующий вопрос нашего занятия – «Международные документы по правам человека».

2. Международные документы по правам человека.

(мультимедиа, раздел «Международные документы по правам человека», слайд 15)

После Второй мировой войны (1939-1945 гг.) развивалось международное сотрудничество в области защиты прав человека, которое привело к созданию организаций и законов, обеспечивающих совместные действия стран в этом направлении.

Во Всеобщей декларации прав человека записано, что «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Послание Генерального секретаря ООН Бутрос Бутрос Гали гласит – «…всеобщее уважение прав человека является общей заботой всех правительств и всех народов». (мультимедиа, раздел «Международный Билль о правах человека», слайд 16)

Были приняты основополагающие документы по правам человека, которые составляют Хартию прав человека, или Международный Билль о правах человека. Это комплекс документов:

  • Всеобщая декларация прав человека (1948) –10 декабря – день прав человека. В этот день Генеральная Ассамблея ООН приняла единогласно Всеобщую декларацию прав человека;
  • Международный пакт о гражданских и политических правах (1966);
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966);
  • Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966).
  • Второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1991), цель – отмена смертной казни.

– Многие ученые и государственные деятели считают, что Декларация – самый совершенный и эффективный в мире договор в области прав человека. Откройте стр. 3 «Всеобщей декларации прав человека» и назовите назначение данного документа (Ответ: служить в «качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства» в своих усилиях по обеспечению всеобщего и эффективного признания и соблюдения перечисленных в ней прав и свобод).

– Как вы думаете, с какой целью были приняты Международные пакты? (Ответ: если положения Всеобщей декларации не обязательны для выполнения, то данные пакты имеют силу закона для стран, которые их ратифицировали). (мультимедиа, раздел «Международные документы по правам человека», слайд 17)

Проблемная задача: Соответствуют ли права человека в Конституции РФ международным стандартам о вопросах защиты прав и свобод человека? Ответ аргументируйте. (Сравнительный анализ материала таблицы «Права и свободы граждан РФ» с текстом «Всеобщей декларации прав человека» - работа по группам)

– Какой вывод можно сделать, сравнивая эти два документа?

Итак, в Конституции РФ отражены права и свободы, провозглашенные в Декларации. Это связано с тем, что в СССР данный документ был ратифицирован, поэтому эти положения страна обязана соблюдать. (мультимедиа, раздел «Права человека в нашей стране», слайд 18)

Но всегда ли соблюдались и соблюдаются права человека в нашей стране? Еще в СССР появилось инакомыслие (мнение и идеи некоторых граждан шли в противовес мнению большинства или тех, кто находился у власти). 5 декабря 1965 г. в Москве состоялась первая демонстрация в защиту прав человека – эта дата День рождения правозащитного движения. Правозащитники требовали соблюдения законности, выступали против жестокости и произвола чиновников. Большую роль в этом движении сыграл А.Д. Сахаров, выдающийся физик, участвующий в создании водородной бомбы. Он говорил: «Я … против стремления огородить нашу страну… от Запада… только в глобальном масштабе возможна разработка и осуществление стратегии развития человеческого общества на Земле». Главным правозащитники считают отстоять права личности, защитить ее достоинство, сформировать отвращение ко лжи и любым видам насилия.

3. Страсбургский суд.

(Мультимедиа, раздел «Страсбургский суд», слайды 19-27)

В случае, если гражданин не нашел правды в судах своего государства, то может обратиться в Европейскую комиссию по правам человека и Европейский суд по правам человека, расположенные в городе Страсбурге. Европейский Суд решает исключительно определенные правовые нарушения, не нашедшие должной защиты на национальном уровне. (Презентация по теме «Страсбургский суд», подготовленная студентами с использованием СМИ и Интернет-ресурсов)

Вступает в силу Европейская система защиты прав человека в рамках Совета Европы. Эти организации могут рассматривать жалобы государств или отдельных лиц. Решения этого суда обязательно для государств-участников. Именно Факультативный протокол дал возможность гражданам обращаться с жалобами на нарушение прав, которые можно подать в комитет по правам человека при ООН.

В данную организацию сегодня обращаются и Россияне. Количество дел из России постоянно растет: в 2001 году – 2490 жалоб, в 2002-м – 4716, в 2003-м – 6602, в 2004-м – 7855, в 2005-м – 10 009. «Россия, как и год назад, рекордсмен по количеству поступивших к нам исков. По данным на сентябрь 2006 года, к нам поступило 18500 дел из России, и это 20,8 процента всех поступивших исков», – заявил председатель Европейского суда по правам человека Люциус Вильдбахер. В целях повышения эффективности мер по соблюдению прав человека указом Президента РФ создана Комиссия по правам человека. Особый институт по правам человека в РФ называется Уполномоченный по правам человека в РФ.

В завершение нашего занятия вы выполняете тестовые задания в течение 10 минут. По окончании работы меняемся работами в паре и проверяем по ключу на экране. Затем сдаем работы. Кроме оценки за тест наиболее активные студенты получают оценки, а также те, кто выполнял опережающее задание.

Цель: определить , что такое правовое государство, каковы его признаки.

Образовательные - раскрыть сущность понятия «правовое государство».

Создать условия выявления учащимися признаков правового государства.

Развивающие - Продолжать учить работе с письменными историческими

источниками( выделять главное, делать выводы на основе анализа информации из текста.)

Продолжать учить составлять кластер.

Закрепить умение учащихся работать со словарной статьей.

Воспитательные - Вызвать в учащихся заинтересованность в построении в России правового государства, заставить задуматься над тем, что необходимо для этого сделать.

Развивать навыки совместной деятельности.

Планируемые результаты УУД

Личностные :

§ Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

§ Ценностные ориентиры, основанные на идеях поддержания гражданского мира и согласия, отношения к человеку, его правам и свободам как высшей ценности, признания равноправия народов, единства разнообразных культур

Регулятивные :

  • Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата)
  • Способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей.
  • Умение выполнять задания на оценку своих учебных достижений, поведения с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения.
  • Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения

Познавательные :

  • Умение планировать и прогнозировать свои действия, формулировать учебную задачу с помощью учителя, определять область незнания
  • Умение выполнять познавательные задания на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках, перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу).

Коммуникативные :

Методы: частично-поисковый

Приемы работы: критического мышления (кластер), работа с документами, работа с понятиями, работа с текстом статьи, стратегия смыслового чтения «Знаю. Хочу узнать. Узнал», поисковый метод,

Формы работы: групповая, парная, самостоятельная работа, дискуссия, самооценка, взаимооценка

Основные понятия изучаемые на уроке: Государство

Правовое государство

Верховенство права

Верховенство конституции

Гласность права

Приоритет прав и свобод

Разделение властей

Независимость суда

Приоритет международного права

Гражданское общество

Кластер - одна из технологий критического мышления. Кластер (от англ. Class -разряд) позволяет классифицировать, распределять информацию, наглядно

продемонстрировать признаки изучаемого понятия.

1.Органазационный блок

- распределение по группам

- выработка правил работы

Желаю успехов в работе на уроке, чтобы каждый в конце урока мог сказать: Я понял…, Я знаю…, Для меня это было важно.

2. Актуализация знаний

Дать определение – государство – это…

(организация власти в стране)

«составь схему» ( данный вид работы является проверкой домашнего задания. На предыдущих уроках рассматривались вопросы происхождения, признаков, функций государства, политических режимов и т.д. Учащимся предлагается на доске составить кластеры:

1. Признаки государства

2. Функции государства

3. Формы государства

4. Политические режимы

(Стадия вызова)

- Мы многое можем сказать о государстве по составленному кластеру. Но мы не можем с уверенностью сказать о том, как чувствует себя человек в этом государстве. Каким должно быть государство, чтобы в нем человек был полноправным гражданином, чувствовал себя уверенно и свободно? (ответы детей)

Люди, формируя свое обще­ ство, должны научиться найти ту «золотую середину», которая помог­ ла бы им жить комфортно и не испытывать неудобств в общении друг с другом.

Мы сегодня продолжим говорить о государстве, т.к. для того, чтобы человек чувствовал себя в государстве комфортно у него должны быть определённые права давайте вместе определим тему урока

Тема урока: «Правовое государство»

Использую стратегию смыслового чтения «З/Х/У»

«Мозговой штурм»

Давайте запишем на листе бумаги известные вам слова-ассоциации, которые связаны с понятием «правовое государство»

групповая работа.

Попробуем сгруппировать похожие понятия и назвать признаки, по которым проводилось объединение.

Запишите все идеи, которые у вас появились

Я предлагаю вам сформулировать вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы сегодня на уроке

Это и будут наши цели урока

Фиксирую учебную задачу:

Цель: узнать что такое «правовое государство» и определить его характерные признаки.

Сегодня на уроке мы

- определим сущность правового государства как основного института политической системы, его особенности и признаки;

- продолжим развивать умения осуществлять сопоставления, анализировать, делать выводы, рационально решать познаватель­ ные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие тео­ ретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;

- выясним, в чём заключаются трудности построения справедливого общества.

- Оценим уровень правовой культуры среди учащихся класса, предложив свои меры по повышению ее.

- Продолжим формирование умений анализировать текст, работать в группе, выполнять задания в формате ГИА.

Мы сегодня будем работать по следующему плану.

1. Понятие правового государства.

2. Власть в правовом государстве.

3. Принципы правового государства


Многие мыслители прошлого и современности рассуждали о том, насколько необходимо государство и каково должно быть идеальное государство. И пришли к выводу о том, что государство должно быть правовым. Что это значит? Подумаем и мы.

1. Понятие правового государства.

Первым употребил выражение «правомерное государ­ ство» И. Кант. Термин же «правовое государство» утвердилось в XIX в.

Каковы же сущность и основные черты правового государства?

Давайте обратимся к тексту параграфа стр стр 29 прочитать пункт 1.

- Дать определение правовое государство

- в групповом обсуждении создать обобщённый ответ на вопрос1 стр 36

Ораторы групп представляют продукт групповой работы.

Дают определение правовое государство

ответ на вопрос1 стр 36

Самостоятельная работа : чтение текста параграфа, заполнение графы «Узнал»,

Правовое государство - организация политической власти, которая создает условия для наиболее полного осуществления прав и свобод человека и наиболее последовательного связывания с помощью права механизма государства в целях ограждения его от злоупотреблений со стороны власть имущих.

Выделите главное, существенное в этом определении.

Во все времена государство довлело над обществом. Законодательство носило ограничительный для человека характер. В правовом же государстве личность должна стоять на первом месте, а правовые ограничения создаются в основном для государства.

Основы идеи правового государства возникли в древности как реакция на произвол и злоупотребления властью. Средство от всевластия государства нашли в праве, которое может регламентировать полномочия государства, определив пределы его вмешательства в жизнь общества, и закрепить права и обязанности граждан.

О значении закона говорили еще античные философы.

Власть и право тесно связаны между собой, значит, неправовых государств нет, так как в каждом государстве свои законы, своя система права.

Под правовым государством понимается такое государство, в котором все подчиняется закону, даже правители исполняют предписанные нормы.

2. Власть в правовом государстве.

Прочитайте изречения мыслителей различных стран и эпох о правовом государстве.

Как вы понимаете эти положения? Какую проблему общественной жизни пытались разрешить философы?

Ответ: Теория правового государства возникла как антипод произволу, абсолютизму, деспотии.

ü На экран, с помощью мультимедийного оборудования, проецируется информация:

Послушайте притчу

«Однажды Конфуций проезжал неподалеку от горы. Какая- то женщина в голос рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения на передок колесницы, Конфуций слушал ее рыдания, а затем послал к женщине своего ученика, и тот спросил ее:

- Вы так убиваетесь - похоже, что скорбите не впервой?

Так оно и есть, - ответила женщина. - Когда-то от когтей тигра погиб мой свекор. После от них погиб мой муж. А теперь вот от них погиб и мой сын.

- Отчего же вы не покинете эти места? - спросил Конфуций.

- Здесь нет жестоких властей, - ответила женщина . »

- Как вы думаете, какой вывод сделал из этого разговора

- Как вы думаете, какой вывод сделал из этого разговора Конфуций?

«Запомни это, ученик, - сказал Конфуций. Жестокая власть свирепее тигра».

3 а д а н и е 4 .

Познакомьтесь с категорическими императивами И. Канта:

- в сфере государственного устройства: «Государство долж-
но быть правовым, с разделением властей»;

_ - в сфере права и сфере морали: «Как гражданин, так и госу-
дарство обязаны подчиняться строго определенным и общепри-
нятым ограничениям - правовым законам, и это разумное огра-
ничение есть подлинная свобода»;

_- в сфере прав человека: «Поступай так, чтобы свобода тво-
их поступков была совместима со свободой каждого и со все-
общими законами».

1. Почему, согласно мнению И. Канта, необходимо точное

определение и сохранение границ свободы?

2. В чем, по мнению И. Канта, заключается высший замысел

3. Какова, согласно И. Канту, мера сохранения границ сво-

В ы в о д. Гуманистическая концепция права говорит, что свобода не может быть безграничной. Нерегулируемая свобода может обернуться своей противоположностью - беззаконием, произволом, правовым беспределом, ведущим человека к катастрофе самоистребления. Определить границы свободы способны лишь два великих социальных регулятора - право и мораль.

З а д а н и е 5.

Соотнесите понятия «свобода» и «ответственность», «правовое государство»

1) Составьте синквейн со словами «свобода» и «ответственность», «правовое гос-во»

У ч и т е ль. Свобода порождает ответственность. Ответственность направляет свободу, формирует ее, участвуя таким образом в наполнении ее особым смыслом, значением тех или

иных поступков личности. Ответственность - это та цена, которую мы. платим за свободу. Взаимосвязь свободы и ответственности конституционно закреплена установлением неразрывного единства прав и обязанностей граждан, а также наличием законодательных гарантий обеспечения прав граждан государством.

Давайте снова обратимся к тексту параграфа стр 32

Задание: прочитать п.4 стр 32 и выделите основные признаки
правового государства и оформите работу в виде кластера.

Учащиеся работают в 4 группах по 3-4 человека. В группе выбирается модератор,

который руководит деятельностью группы. При ответе выступает любой желающий из

Работа по группам

На основе работы с документами каждая группа учащихся готовит кластер «Правовое государство».

Защита кластера группой (краткий комментарий). Разъяснить выделенные признаки, их необходимость.

Обсуждают заполнение кластеров, сравнивают, анализируют и корректируют результаты заполнения.

Дополнительные вопросы (при необходимости)

В чем заключается сущность разделения властей?

Какова взаимосвязь трех ветвей власти?

Почему закон должен быть « владыкой» над всеми гражданами без исключения?

Почему только при демократическом режиме может быть построено правовое государство?

Объясните требование не просто законодательного закрепления прав и свобод человека, но и гарантий их осуществления.

В чем должна заключаться взаимосвязь государства и гражданина?

Составление в ходе беседы основного кластера на доске и в тетрадях.

Признаки и черты правового государства:

1. верховенство закона.

2. полная гарантированность и незыблемость прав и свобод граждан.

3. принцип взаимной ответственности гражданина и государства.

4. принцип разделения властей.

5. создание и поддержание режима демократии, законности и конституционности.

6. реальное обеспечение прав и свобод граждан.

Подобрать документы, которые характеризуют принципы правового государства (ответ представить в виде цитатного плана)

группа работает таким образом – читает и анализирует текст по предложенной форме. После прочтения текста и анализа на отдельном листе ватмана группа создает схему или тезисы ответа на вопрос «Почему не достигли (или достигли) цели?»

Работа с текстом Конституции

Как отражены принципы правового государства в положениях Конституции Российской Федерации

(создает схему или тезисы ответа на вопрос)

- Каковы условия построения правового государства?

1 .высокий уровень политического и правового сознания людей. (Высокий уровень правовой культуры).

2.Создание внутренне единого, непротиворечивого законодательства.

3.Наличие в стране гражданского общества.

Мы выявили признаки правового государства, давайте вернёмся к определению

Правовое государство- это демократическое государство, организация и деятельность которого основаны на праве и связаны с правом, где созданы условия для наиболее полного обеспечения естественных и неотчуждаемых прав человека.

-Найдите в определении 2 ключевых слова ( государство и право).

Если государство- это власть, то какое из этих двух слов- власть или право вы

поставите первым, выше?

ПРАВО выше ВЛАСТИ ( карточки со словами закрепляются на доске).

- Могла ли эта фраза стать эпиграфом к нашему уроку?

Что из того, о чем мы говорили на уроке, вам уже было известно? Что вы узнали нового?

Время урока подошло к концу. Но дома вы можете продолжить размышление о власти, праве и правах.

Стадия рефлексии.

Какие вопросы мы решали на уроке?

На все ли поставленные вопросы мы ответили?

Какие вопросы остались без ответа?

Где можно найти ответы на эти вопросы?

Что мешало работать?

Что помогло достичь цели?

Чему мы учились?

Что понравилось на уроке?

В чем вы видите важность и полезность полученных знаний и умений?

Поблагодарите друг друга за хорошую работу

Я вас также благодарю за активную, плодотворную работу на уроке.

«Стандартный минимум» - читать §4 «Правовое государство», выписать и знать термины

«Повышенный уровень» - «Стандартный минимум» + Таблица


Творческое задание ( по желанию, на отдельную оценку)

Ученые считают, что правовое государство – это, конечно, правовой идеал. Какие аргументы вы можете привести в доказательство того, что он способен обрести реальные черты.

Дополнительный материал.

Основные отличия правового государства от неправового.

Государственная власть не ограничивается никакими законами.

Разделение властей носит реальный характер.

Реальная защищенность прав и свобод человека и гражданина

Разрешено все, что не запрещено законом

Обвинительное понимание задач правосудия, презумпция невиновности в законодательстве отсутствует либо на практике не соблюдается.

Приоритет международных правовых актов и норм над национальным законодательством, приведение второго в соответствие с первым.

В международных отношениях делается ставка на силу в соответствии с принципом «цель оправдывает средства».

v Социологи отмечают, что каждый год на россий­ ских дорогах гибнет примерно столько же людей, сколько погибло в результате взрыва атомной бомбы, сброшенной
на Нагасаки. Происходит это, по их мнению, не только вследствие недоработок ГИБДД, а в немалой степени еще и потому, что слишком много среди автолюбителей тех, кто изо всех сил пытается «проскочить», «подрезать», словом, показать, «кто на дороге хозяин». Как связаны между со­ бой приведенные факты и современное состояние россий­ ского государства ?

v В одной из развитых демократических стран некий гражданин, в прошлом однокурсник и друг президента, был приговорен по решению суда к трем годам лишения свободы. Супруга осужденного обратилась к президенту с просьбой посодействовать изменению приговора. Как мо­ жет поступить президент правового государства? Аргумен­тируйте свой ответ.

v Приведем исторический факт. Сократу, находивше­ муся в тюрьме накануне казни, его друг Критон предложил совершить побег. Великий философ отказался от этого пред­ ложения, пояснив: «Если бы, чуть только собрались мы от­сюда удрать. вдруг пришли Законы и само Государство и, заступив нам дорогу, спросили: „Скажи-ка, Сократ, что это ты задумал? Не замыслил ли ты поступком, который пыта­ешься совершить, погубить. Законы и все Государство?» Какие общественные явления могут быть проиллюстри­ рованы на основе приведенного факта? Ответ поясните.

v В 1974г. 35 молодых американских юристов собрали неопровержимые доказательства того, что президент США, республиканец Ричард Никсон, причастен к установлению в штаб-квартире своих «коллег»-демократов подслушивающего устройства. Разгорелось так называемое «уотергейтское дело». Состоялся судебный процесс. Суд признал Никсона виновным, он вынужден был уйти в отставку. Какие принципы правового государства проявились в «уотергейтском деле»? Свой ответ поясните.

Правовое государство представляет собой такую форму организации деятельности государственной власти, при которой само государство, все социальные общности, отдельные индивиды уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему. Право в этом случае выступает способом взаимосвязи государства, общества и индивида.

Принципы правового государства:

1) создание законодательной системы, соответствующей объективности права;

2) закрепление в законодательстве широкого комплекса естественных неотчуждаемых и демократических прав человека, их обеспечение реальными материальными и иными гарантиями, надежной защитой от каких-либо посягательств;

3) разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную: ветви власти должны быть независимы друг от друга и должны действовать в соответствии с конституционно закре-пленными полномочиями;

4) верховенство закона, на основе и во исполнение которого создаются и реализуются все подзаконные акты;

5) при федеративном устройстве государства демократическое распределение компетенции между субъектами федерации. Понятие «правовое государство» предусматривает не столько подчинение государственной власти надконституционным нормам, сколько ограничение ее всемогущества в интересах гарантирования прав отдельного индивида перед лицом государства. Правовое государство само себя ограничивает определенным комплексом постоянных норм и правил. Государство становится правовым именно потому, что оно подпадает под власть права. Праву принадлежит приоритет перед государством.

В правовом государстве четко и точно определены формы, пути и механизмы деятельности государства, пределы свободы граждан, гарантируемые правом.

Общие требования, которым должно отвечать правовое государство:

  • соответствие законодательства важнейшим интересам всех классов и социальных слоев, тенденциям социально-экономи-ческого развития и морально-психологической ситуации в обществе;
  • ограниченное вплетение законодательства в контекст практического процесса решения насущных проблем;
  • строгое соответствие текущего законодательства конституционному;
  • практическое обеспечение верховенства закона по отношению к подзаконным нормативным актам;
  • диалектическое сочетание стабильности и динамизма законодательства;
  • наличие отработанных демократических процедур участия граждан в правотворческом процессе;
  • учет общественного мнения;
  • наличие совершенного юридического механизма разрешения спорных и конфликтных ситуаций между субъектами права на всех уровнях аналитической, государственной, социальной структуры;
  • высокий уровень правовых знаний и правовой культуры граждан.

Итак, правовое государство обеспечивает:

1) верховенство права и закона;

2) максимальную гарантию прав и свобод человека;

3) равенство всех перед законом и судом.

Эффективное функционирование правового государства предполагает наличие у него равноправного партнера, каким выступает гражданское общество. Гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом. Оно предстает в виде социального, экономического, культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор.

Гражданское общество не изобретение нашего времени. Идеи о гражданском обществе существовали и в Древней Греции, и в Древнем Риме. Но лишь в XVII в. английский философ
Т. Гоббс в своих трудах «О гражданине» и «Левиафан» изложил цельную концепцию гражданского общества, возникающего в процессе перехода от состояния первозданных, необузданных страстей к культурному обществу, в котором царят порядок и мир. В дальнейшем идея гражданского общества разрабатывалась Дж. Локком, Ж. -Ж. Руссо, И. Кантом и другими мыслителями.

Тестовые задания. Правовое государство и гражданское общество.

1.)Какой из перечисленных фактов свидетельствует о формировании в России институтов гражданского общества?

1. учреждение Государственного совета;

2.проведение переписи населения;

3.создание обществ защиты прав потребителей;

4.проведение единого государственного экзамена для выпускников школ.

2) Укажите признак правового государства :

1. Власть выше права

3) Исключительным признаком правового государства является постулат:

1.источником закона является верховная власть, сама же она стоит выше закона;

2.все государственные, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона;

3.принятие законов должно осуществляться представительными законодательными органами;

4.принятые законы обязательно должны быть опубликованы в средствах массовой информации.

4) В основе теории правового государства лежит стремление :

1. Разделить ветви власти;

2.Определить взаимоотношения личности и государства;

3. Обеспечить индивидуальную свободу;

4. Дать возможность народу контролировать государство

5) Общество с развитыми экономическими, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним,- это:

6) Верны ли суждения об институтах гражданского общества?

А) институтом гражданского общества является Конфедерация обществ защиты прав потребителей;

Б) институтом гражданского общества является Федеральное Собрание РФ.

1) верно только А; 2) верно только Б;

3) верны и А, и Б; 4) оба суждения неверны.

7) Теорию разделения властей на три ветви создал :

8) Разделение властей необходимо для:

1. сосредоточение власти в одних руках.

2. исключения монополизации власти.

3. исполнения принятых законов.

9) Кому принадлежит идея о правовом государстве с разделением властей.

10) Идеи какого государства высказаны в древнеримском суждении: « Не царь- закон, а закон царь»?

Задания. Гражданское общество. Правовое государство

Какой тезис относится к правовому государству?

1.Происхождение прав человека.

А) Основные права определяются и устанавливаются (даруются человеку) государственной властью.

Б) Основные права имеют естественное происхождение (т.е. присущи человеку от рождения) и закрепляются государственной властью в законах и других нормативных актах.

2. Соотношение права и закона.

А) Право производно от основных прав человека, включает только лишь правовые нормативные акты.

Б) право отождествляется с государственными нормативными актами независимо от качества.

А) Право - мера свободы.

Б) Право - возведенная в закон воля господствующего класса.

4. Главное предназначение права.

А) Право призвано выражать и защищать интересы государства и является средством подчинения людей государственной воле.

Б) Право призвано утверждать и защищать права человека, поскольку свободная личность является высшей ценностью общества.

5. Соотношение государства и права.

А) Право рождается в “коридорах” государственной власти и полностью подчинено ей.

Б) Право зарождается в обществе в силу требований самой жизни, оно выше государства.

6. Принцип правового регулирования.

А) “Разрешено все, что не запрещено законом”.

Б) “Запрещено все, кроме официально разрешенного?

2. Работа с Конституцией РФ . - Используя Конституцию, выполните ряд заданий.

1. Назовите принцип, который лежит в основе данной конституционной нормы. Соблюдение этого принципа признается одним из признаков правового государства. Назовите еще три.

“Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны”.

2. Укажите 2 обстоятельства, при которых президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно.

3. Какие формы ограничения равенства прав и свобод человека и гражданина запрещены Конституцией РФ

4. Впишите пропущенное слово: “Российская Федерация - Россия есть демократическое Федеративное. государство с республиканской формой правления” .

3. В приведенном перечне выделите элементы сдержек и противовесов между ветвями власти в правовом государстве .

1. Институт уполномоченного по правам человека.

2. Отлагательное вето президента.

3. Экспертиза законов и подзаконных актов на их соответствие конституции Конституционным судом.

4. Свободные средства массовой информации.

5. Конфедерация обществ защиты прав потребителей.

6. Процедура импичмента президента, инициируемая Думой.

4 - В настоящее время в США 70 % граждан состоят в разнообразных добровольных объединениях и ассоциациях. Более 50% активно участвуют в деятельности двух или более ассоциаций. К примеру, в работе 240 потребительских организаций участвует 70 млн. чел. Какие выводы вы могли бы сделать на основе анализа приведенных данных?

Что такое гражданское общество? Насколько развито в России гражданское общество?

В каком обществе (гражданском или негражданском) может быть популярно высказывание Вольтера: “Я никогда не соглашусь с вашими убеждениями, но я отдам жизнь за то, чтобы вы могли их свободно высказывать”?

Принципы правового государства - это исходные, основополагающие, ориентирующие начала, вытекающие из его природы. Это - составная часть теории правового государства, имеющая непосредственный выход на общественную практику, целенаправленную деятельность людей.

В теории правового государства его принципы характеризуют в самой общей постановке и более конкретно. В частности, В. Н. Кудрявцев и Е. А. Лукашева сформулировали пять, как они выразились, основопола­гающих принципов правового государства:

    ;
  • связанность законом самого государства и его органов;
  • незыблемость свободы личности, ее прав и интересов, их охрана и гарантированность; ;
  • эффективность форм контроля и надзора за осуществлением законов и нормативно-юридических актов.

В более конкретной постанов­ке вычленяют значительно большее число принципов. В частности, В. В. Лазарев формулирует десять принципов:

1) идея народного сувере­нитета;

2) господство закона (права);

4) принцип вертикального разделения властей (для правового государства с федера­тивным устройством) между федерацией и ее субъектами;

6) наличие развитого гражданского общества;

7) создание институтов политической демократии, препятст­вующих сосредоточению власти в руках одного лица или организации;

8) верховенство и прямое действие конституционного закона, установле­ние в законе и проведение на деле суверенности государственной власти;

9) возвышение суда как одного из средств обеспечения правовой государ­ственности;

10) соответствие законов праву и правовая организация госу­дарственной власти.

Принципы правового государства следует также подразделять на принципы его формирования и функционирования. Процессу становления социального правого государства присущи следующие принципы:

  • конституционное закрепление специфики правового государства, его устоев, его основных демократических правовых и политических ин­ститутов;
  • демократизм формирования системы государственных органов, осо­бенно органов представительной и верховной власти;
  • точное законодательное разграничение компетенции государственных органов, законодательной, исполнительной, судебной, местной, кон­трольной, надзорной власти;
  • юридизация государственного аппарата и всего общества;
  • формирование независимого суда как органа ни от кого не зависяще­го, только закону подчиняющегося в юридическом разрешении всех предусмотренных правом дел;
  • формирование такой системы адвокатской деятельности, которая обеспечила бы своевременную правовую защиту интересов личности во всех сферах жизни и деятельности, но особенно в связи с привле­чением к юридической ответственности;
  • придание прокуратуре такого правового статуса, который позволяет независимо и реально осуществлять надзор за точным соблюдением законов, защищающих права и законные интересы личности и госу­дарства;
  • создание такой системы образования и воспитания, которая обеспечи­ла бы подготовку и переподготовку необходимого количества юри­стов высокого профессионального уровня и нравственной надежности
  • и содействовала бы юридическому всеобучу граждан.

В формирующемся социальном правовом государстве, как правильно об этом подчеркивает И. Ю. Козлихин, надо все больше продвигаться к «правлению права».

К принципам функционирования социального правового государства относятся следующие:

• источником законодательства является народ, его насущные интересы, его правосознание, его воля;

• издаваемое законодательство должно быть правовым, соответствующим принципам права, выражающим баланс интересов всех социаль­ных страт, личности и общества;

• верховенство правового конституционного закона и его прямое действие;

• своевременное установление правового законодательства;

• стабильное правовое упорядочение;

• безусловное подчинение правовому закону всех без исключения субъектов права;

• взаимная правовая (юридическая) ответственность личности и государства;

• человеку, гражданину и его инициативным организациям разрешено все, что не запрещено правовым законом;

• государственным структурам разрешено лишь то, что дозволяется законом, что точно определено их компетенцией;

• нет преступления, не указанного в правовом законе;

• нет наказания, не предусмотренного правовым законом;

• неотвратимость юридической ответственности за совершенное правонарушение;

• соответствие предусмотренного правовым законом наказания тяжести совершенного правонарушения;

• недопустимость юридической ответственности за взгляды, если они не нарушают общественный порядок, установленный правовым за­коном;

• человек подвергается только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения требований обще­
человеческой морали, общественного порядка и общего благосостоя­ния демократического общества;

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: