Размер государственной пошлины для акционерных обществ составляет
Обновлено: 17.04.2024
Многие владельцы акционерных обществ, осуществив первичную регистрацию АО, рано или поздно начинают задумываются о бремени содержания подобной формы компании и о тех суммах расходов, которые они несут при проведении обязательных мероприятий, вменяемых законом для акционерных обществ.
Дополнительными расходами для акционерного общества является:
- Обязанность передать ведение реестра независимым регистраторам вне зависимости от количества акционеров. С октября 2014 года эта обязанность была установлена для всех ЗАО.
- Обязательная, независимо от критериев, установленных законом, проверка и подтверждение правильности годовой бухотчетности, для которой акционерное общество должно ежегодно привлекать аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками (пункт 5 статьи 67.1 ГК РФ).
- Принятие общим собранием акционеров решения и состав акционеров, присутствовавших при его принятии, должны подтверждаться реестродержателем или нотариусом.
- выдача справок,
- выписок,
- смена акционеров,
- дополнительный выпуск ценных бумаг и т.д.
В отличие от акционерных обществ, ООО в гораздо большей степени является защищенным от вхождения в бизнес нежелательных партнеров, а также от возможной угрозы поглощения или же установления над ним контроля со стороны конкурентов.
Поэтому лучшим способом избавиться от различного вида проблем, является преобразование акционерного общества в общество с ограниченной ответственностью.
Обычно проблем с преобразованием не возникает, но они часто возникают, когда новому ООО необходимо внести изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). Росреестр, как правило, требует сначала зарегистрировать переход права собственности на недвижимое имущество и соответственно заплатить за это госпошлину в размере 22 000 руб. за каждый объект недвижимости. Если у общества много объектов недвижимости, то приходится уплачивать большую сумму госпошлины.
Дело в том, что, по мнению Росреестра, в случае реорганизации юрлица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юрлицу — правопреемнику, поэтому переход права на недвижимое имущество к вновь созданному юрлицу подлежит регистрации в силу ст. 8.1 ГК РФ, так как осуществляется именно переход от преобразуемого юрлица к вновь созданному, а не внесение изменений в записи ЕГРП.
Несмотря на то, что Минфин РФ в своем письме от 21.12.2018 г. N 03-05-04-03/93551 указал, что при обращении юридического лица за внесением соответствующих сведений в ЕГРН в случае преобразования такого юридического лица, должна уплачиваться государственная пошлина, предусмотренная подпунктом 27 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса, т.е 1000 руб., Росреестр продолжал требовать уплаты госпошлины в 22000 руб.
Но в настоящее время суды все чаще становятся на сторону предприятий и признают требования Росреестра незаконными.
Фабула дела:
Из материалов дела следует, что 08.02.2017 на основании решении общего собрания акционеров от 09.09.2016 ЗАО «Мясоперерабатывающий комбинат „Георгиевский“» преобразовано в общество с ограниченной ответственностью.
18 мая 2018 года общество обратилось в управление с заявлениями о внесении изменений в запись в ЕГРН в отношении теплопункта, принадлежащего обществу на основании передаточного акта, согласно которому подтверждается переход прав и обязанностей в результате реорганизации.
Государственная пошлина за внесение изменений в записи ЕГРН оплачена в размере 1 тыс. рублей. Росреестр 25 мая сообщил, что приостанавливает госрегистрацию, ссылаясь на необходимость уплаты именно 22 тыс. рублей. А 28 августа Росреестр вовсе отказал в государственной регистрации.
Признавая требования Росреестра незаконными суды указали:
Особенностью реорганизации в форме преобразования, в результате чего происходит изменение организационно-правовой формы юридического лица, является отсутствие изменения прав и обязанностей этого реорганизованного лица, когда нет изменений в правах и обязанностях его учредителей (участников).
Поскольку юридическое лицо при преобразовании сохраняет неизменность своих прав и обязанностей, не передавая их полностью или частично другому юридическому лицу, закон не предусматривает обязательность составления в этом случае передаточного акта, предусмотренного статьей 59 Гражданского кодекса, от одного лица другому.
Суды пришли к выводу о том, что изменение организационно-правовой формы заявителя не влечет перехода прав на объект недвижимости, поскольку новое юридическое лицо не возникает, а меняется только его организационно-правовая форма, в связи с чем пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения требования общества, поскольку пунктом 27 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации за внесение изменений в записи ЕГРН предусмотрена государственная пошлина в размере 1 тыс. рублей.
Вывод
В настоящее время, при реорганизации путем преобразования нет необходимости государственной регистрации перехода права собственности на имеющиеся объекты недвижимости и уплаты гос.пошлины в размере, установленном подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 НК, а именно 22 тыс. руб.
Размеры государственной пошлины установлены несколькими статьями главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ). Ранее в большинстве случаев размер госпошлины определялся в процентах к минимальному размеру оплаты труда, установленному законодательством Российской Федерации. С момента введение с действие главы 25.3 размеры госпошлины устанавливаются либо в фиксированных суммах, либо в процентах от суммы иска, договора и так далее.
Ниже мы представим объекты взимания госпошлины и ее размеры в виде таблиц, где в графе № п/п номера будут соответствовать номеру подпункта статьи Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающей соответствующие размеры государственной пошлины.
50 процентов размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления имущественного характера
Подача искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера:
Подача заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления или должностных лиц:
Подача заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан или организаций
Подача заявления о повторной выдаче копий решений, приговоров, судебных приказов, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции, копий других документов из дела, выдаваемых судом, а также при подаче заявления о выдаче дубликатов исполнительных документов
Подача заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда
100 рублей. Если судом выносится решение о взыскании алиментов как на содержание детей, так и на содержание истца, размер государственной пошлины увеличивается в два раза.
Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции, к мировым судьям установлены статьей 333.20 НК РФ.
Подача искового заявления по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, а также по спорам о признании сделок недействительными
Подача иных исковых заявлений неимущественного характера, в том числе заявления о признании права, заявления о присуждении к исполнению обязанности в натуре
Подача заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными:
Подача заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решения третейского суда
Подача заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, иностранного арбитражного решения
Подача заявления о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора:
§ по спорам имущественного характера, если иск не подлежит оценке, а также по спорам неимущественного характера
в размере государственной пошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера
Подача апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов
50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера
Подача заявления о повторной выдаче копий решений, определений, постановлений суда, копий других документов из дела, выдаваемых арбитражным судом, а также при подаче заявления о выдаче дубликата исполнительного листа (в том числе копий протоколов судебного заседания)
Государственная пошлина по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, уплачивается с учетом особенностей, которые установлены статьей 333.22 НК РФ.
В Информационном письме Президиума ВАС РФ от 25 мая 2005 года №91 разъяснены некоторые моменты применения арбитражными судами отдельных положений статьи 333.21 НК РФ. В письме отмечено, что при применении подпункта 3 пункта 1 данной статьи следует иметь в виду, что в соответствии с частью 2 статьи 329 Арбитражного Процессуального кодекса Российской Федерации от 24 июля 2002 года №95-ФЗ (далее АПК РФ) заявления об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагаются.
Далее в письме говорится следующее:
«Упомянутая норма АПК РФ не утратила юридической силы после введения в действие главы 25.3 Кодекса, о чем, исходя из универсальности воли законодателя, свидетельствует содержание подпункта 7 пункта 1 статьи 333.36 Кодекса, предусматривающего освобождение от уплаты государственной пошлины жалоб на действия судебного пристава-исполнителя, направленных в суды общей юрисдикции и мировым судьям.
Из содержания части 2 статьи 329 АПК РФ, кроме того, следует, что по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя не облагаются государственной пошлиной также апелляционные и кассационные жалобы.
11. В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.21 Кодекса при подаче заявлений неимущественного характера (кроме заявлений, перечисленных в подпункте 3 пункта 1 статьи 333.21 Кодекса), в том числе заявлений о признании права, заявлений о присуждении к исполнению обязанности в натуре, уплачивается государственная пошлина в размере 2000 рублей.
Указанное положение подлежит применению с учетом того, что исходя из части 2 статьи 103 АПК РФ исковые заявления о признании права собственности, права пользования, права владения, права распоряжения относятся к исковым заявлениям о признании права.
12. В случаях когда цена иска определяется в соответствии с частью 1 статьи 103 АПК РФ, государственная пошлина уплачивается в размере, установленном при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.21 Кодекса).
13. Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 333.21 Кодекса при подаче заявления об обеспечении иска заявителем уплачивается государственная пошлина в размере 1000 рублей. По смыслу названной правовой нормы к заявлениям об обеспечении иска относятся указанные в части 1 статьи 90 АПК РФ заявления, направленные на обеспечение иска, и заявления, направленные на обеспечение имущественных интересов.
В связи с этим необходимо учитывать, что с 01.01.2005 упомянутое в части 4 статьи 90 АПК РФ заявление о принятии обеспечительных мер, подаваемое в арбитражный суд лицами, указанными в части 3 названной статьи и в статье 99 АПК РФ, оплачивается государственной пошлиной в размере 1000 рублей.
Государственная пошлина подлежит уплате по каждому заявлению об обеспечении иска, в том числе по делам о банкротстве, независимо от того, какое количество мер по обеспечению иска указал заявитель в одном заявлении.
Если при подаче заявления об обеспечении иска государственная пошлина заявителем не уплачена, арбитражным судом применяются правила, изложенные в части 6 статьи 92, части 2 статьи 93 АПК РФ.
Главой 25.3 Кодекса не предусмотрена уплата государственной пошлины при заявлении ходатайств о встречном обеспечении и отмене обеспечения иска (статьи 94, 97 АПК РФ), по заявлениям о замене одной обеспечительной меры другой и заявлениям об обеспечении исполнения судебных актов (статьи 95, 100 АПК РФ).
14. Споры по заявлениям об исключении имущества из описи не относятся к имущественным спорам; государственная пошлина по ним согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 333.21 Кодекса уплачивается в размере 2000 рублей.
15. В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Кодекса при подаче апелляционной и (или) кассационной жалоб на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
Применяя указанное положение, следует учитывать, что государственная пошлина по апелляционным и кассационным жалобам, поданным физическими лицами (в том числе индивидуальными предпринимателями) по делам, перечисленным в подпункте 3 пункта 1 статьи 333.21 Кодекса, уплачивается в сумме 50 рублей.
В остальных указанных в подпункте 12 пункта 1 статьи 333.21 Кодекса случаях при подаче апелляционных и кассационных жалоб, в том числе по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение, а также по делам, по которым государственная пошлина, уплаченная при подаче искового заявления имущественного характера, составила менее 1000 рублей, государственная пошлина уплачивается в размере 1000 рублей.
При подаче апелляционных и кассационных жалоб на определения, не перечисленные в подпункте 12 пункта 1 статьи 333.21 Кодекса, государственная пошлина не уплачивается».
Государственная пошлина является федеральным сбором, размер и порядок взимания которого регулируется гл. 25.3 НК РФ.
Плательщиком государственной пошлины при эмиссии ценных бумаг является эмитент - юридические лицо, обращающееся за совершением юридически значимых действий, перечисленных в ст. 333.33 НК РФ.
В ст. 2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (с изм. и доп. от 27.10.2008) представлено определение эмитента как юридического лица или органов исполнительной власти либо органов местного самоуправления, несущих от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими.
При государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) государственных или муниципальных ценных бумаг федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления освобождаются от уплаты государственной пошлины. Также освобожден от уплаты государственной пошлины Банк России при эмиссии от своего имени облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций (пп. 4 и 5 п. 1 ст. 333.35 НК РФ; ст. 44 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп. от 27.10.2008).
Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Факт уплаты государственной пошлины в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении. Если платеж осуществляется в наличной форме, то подтверждающим документом служит квитанция установленной формы, выдаваемая плательщику банком, либо квитанция, выдаваемая плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата (п. 3 ст. 333.18 НК РФ).
Документы, подтверждающие оплату, представляются в ФСФР России в одном экземпляре (п. 2.6.5 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 25.01.2007 N 07-4/пз-н (далее - Стандарты эмиссии).
521 1 08 07040 01 1000 110 - государственная пошлина за совершение уполномоченным органом действий, связанных с государственной регистрацией выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг;
521 1 08 07060 01 1000 110 - государственная пошлина за совершение действий, связанных с выдачей разрешений на размещение и (или) обращение эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами территории Российской Федерации.
Обязанность уплатить государственную пошлину возникает у эмитента на нескольких этапах эмиссии (см. таблицу).
N
п/п
Пункт 1 ст. 19 Закона
N 39-ФЗ
Подпункты 44, 46 п. 1 ст. 333.33 НК РФ
Этап эмиссии
Действие, связанное с
государственной
регистрацией выпусков
(дополнительных выпусков)
эмиссионных ценных бумаг
Размер
государственной пошлины
Принятие решения о
размещении эмиссионных
ценных бумаг
Утверждение решения о
выпуске (дополнительном
выпуске) эмиссионных
ценных бумаг
Государственная
регистрация выпуска
(дополнительного выпуска)
эмиссионных ценных бумаг
Рассмотрение заявления о государственной
регистрации выпуска (дополнительного выпуска)
эмиссионных ценных бумаг
Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, размещаемых путем подписки
0,2% номинальной
суммы выпуска
(дополнительного
выпуска), но не
более
100 000 руб.
Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, размещаемых иными способами, за исключением подписки
При составлении проспекта
эмиссии в случаях
(п. 2.1.3 Стандартов
эмиссии):
а) размещения ценных бумаг
путем открытой подписки;
б) размещения ценных бумаг
путем закрытой подписки
среди круга лиц, число
которых превышает 500,
включая лиц, имеющих
преимущественное право
приобретения размещаемых
ценных бумаг;
в) по усмотрению эмитента,
если предполагается
публичное обращение ценных
бумаг
Рассмотрение заявления о регистрации проспекта ценных бумаг (в случае если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг не сопровождалась регистрацией их
проспекта)
В случае если размещение и
(или) обращение
эмиссионных ценных бумаг
российских эмитентов
происходит за пределами
Российской Федерации
Рассмотрение заявления о выдаче разрешения на
размещение и (или) обращение эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами Российской Федерации, в том числе посредством
размещения в соответствии с иностранным правом
ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов
Выдача разрешения на размещение и (или) обращение эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами
Российской Федерации, в том числе посредством размещения в соответствии с иностранным правом ценных бумаг иностранных
эмитентов, удостоверяющих права в отношении эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов
Размещение эмиссионных
ценных бумаг
Государственная
регистрация отчета об
итогах выпуска
(дополнительного выпуска)
эмиссионных ценных бумаг
или представление в
регистрирующий орган
уведомления об итогах
выпуска (дополнительного
выпуска) эмиссионных
ценных бумаг
Рассмотрение заявления о регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг
Государственная регистрация отчета об итогах выпуска
(дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, за исключением случая регистрации такого отчета одновременно с
государственной регистрацией выпуска (дополнительного выпуска)
эмиссионных ценных бумаг
В случае размещения акций
при учреждении
акционерного общества или
размещения ценных бумаг
при реорганизации
юридических лиц в форме
слияния, разделения,
выделения и
преобразования, при
которых размещение ценных
бумаг осуществляется до
государственной
регистрации их выпуска, а
государственная
регистрация отчета об
итогах выпуска ценных
бумаг осуществляется
одновременно с
государственной
регистрацией выпуска
ценных бумаг (п. 2.1.2
Стандартов эмиссии)
Рассмотрение заявления о государственной регистрации выпуска
(дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и о регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска)
эмиссионных ценных бумаг, в случае если такая регистрация
осуществляется одновременно
В соответствии со ст. 16 Закона N 39-ФЗ разрешение на размещение ценных бумаг российских эмитентов за пределами Российской Федерации выдается ФСФР России и может быть выдано одновременно с государственной регистрацией выпуска (дополнительного выпуска) таких ценных бумаг.
Государственную пошлину эмитент сможет учесть при исчислении налога на прибыль в составе внереализационных расходов на основании пп. 3 п. 1 ст. 265 НК РФ или в составе прочих расходов в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Государственная пошлина уплачивается до подачи заявлений и (или) иных документов на совершение юридически значимых действий либо до подачи соответствующих документов (пп. 6 п. 1 ст. 333.18 НК РФ).
В случае непредставления полного комплекта документов регистрирующим органом может быть принято решение об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, а также в регистрации проспекта ценных бумаг (п. п. 2.4.16, 2.6.9, 11.9 Стандартов эмиссии).
Законодателем предусмотрены случаи освобождения от уплаты государственной пошлины простых организаций, а именно:
- эмиссия осуществляется в целях реструктуризации долговых обязательств перед бюджетами всех уровней (в период действия договора о реструктуризации таких обязательств), в случае, если такие ценные бумаги переданы и (или) обременены в пользу уполномоченного органа исполнительной власти на основании договора о погашении задолженности по платежам в бюджеты всех уровней (пп. 6 п. 1 ст. 333.35 НК РФ);
- ценные бумаги выпускаются в обращение при увеличении уставного капитала на величину переоценки основных фондов, производимой по решению Правительства Российской Федерации (пп. 7 п. 1 ст. 333.35 НК РФ).
Уплаченную пошлину можно вернуть (пп. 1 и 4 п. 1 ст. 333.40 НК РФ):
- если эмитент заплатил государственную пошлину в большем размере;
- если эмитент отказался от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу).
Заявление о возврате или зачете можно подать в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена государственная пошлина, в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Зачет излишне уплаченной государственной пошлины может быть произведен только в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия (п. п. 3, 6 ст. 333.40 НК РФ).
В Письме Минфина России от 09.02.2006 N 02-13-10/255 уточнено, что заявление о возврате направляется администратору поступлений в бюджет от соответствующей государственной пошлины, значит, при эмиссии ценных бумаг - в ФСФР России.
Многие владельцы акционерных обществ, осуществив первичную регистрацию АО, рано или поздно начинают задумываются о бремени содержания подобной формы компании и о тех суммах расходов, которые они несут при проведении обязательных мероприятий, вменяемых законом для акционерных обществ.
Дополнительными расходами для акционерного общества является:
- Обязанность передать ведение реестра независимым регистраторам вне зависимости от количества акционеров. С октября 2014 года эта обязанность была установлена для всех ЗАО.
- Обязательная, независимо от критериев, установленных законом, проверка и подтверждение правильности годовой бухотчетности, для которой акционерное общество должно ежегодно привлекать аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками (пункт 5 статьи 67.1 ГК РФ).
- Принятие общим собранием акционеров решения и состав акционеров, присутствовавших при его принятии, должны подтверждаться реестродержателем или нотариусом.
- выдача справок,
- выписок,
- смена акционеров,
- дополнительный выпуск ценных бумаг и т.д.
В отличие от акционерных обществ, ООО в гораздо большей степени является защищенным от вхождения в бизнес нежелательных партнеров, а также от возможной угрозы поглощения или же установления над ним контроля со стороны конкурентов.
Поэтому лучшим способом избавиться от различного вида проблем, является преобразование акционерного общества в общество с ограниченной ответственностью.
Обычно проблем с преобразованием не возникает, но они часто возникают, когда новому ООО необходимо внести изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). Росреестр, как правило, требует сначала зарегистрировать переход права собственности на недвижимое имущество и соответственно заплатить за это госпошлину в размере 22 000 руб. за каждый объект недвижимости. Если у общества много объектов недвижимости, то приходится уплачивать большую сумму госпошлины.
Дело в том, что, по мнению Росреестра, в случае реорганизации юрлица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юрлицу — правопреемнику, поэтому переход права на недвижимое имущество к вновь созданному юрлицу подлежит регистрации в силу ст. 8.1 ГК РФ, так как осуществляется именно переход от преобразуемого юрлица к вновь созданному, а не внесение изменений в записи ЕГРП.
Несмотря на то, что Минфин РФ в своем письме от 21.12.2018 г. N 03-05-04-03/93551 указал, что при обращении юридического лица за внесением соответствующих сведений в ЕГРН в случае преобразования такого юридического лица, должна уплачиваться государственная пошлина, предусмотренная подпунктом 27 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса, т.е 1000 руб., Росреестр продолжал требовать уплаты госпошлины в 22000 руб.
Но в настоящее время суды все чаще становятся на сторону предприятий и признают требования Росреестра незаконными.
Фабула дела:
Из материалов дела следует, что 08.02.2017 на основании решении общего собрания акционеров от 09.09.2016 ЗАО «Мясоперерабатывающий комбинат „Георгиевский“» преобразовано в общество с ограниченной ответственностью.
18 мая 2018 года общество обратилось в управление с заявлениями о внесении изменений в запись в ЕГРН в отношении теплопункта, принадлежащего обществу на основании передаточного акта, согласно которому подтверждается переход прав и обязанностей в результате реорганизации.
Государственная пошлина за внесение изменений в записи ЕГРН оплачена в размере 1 тыс. рублей. Росреестр 25 мая сообщил, что приостанавливает госрегистрацию, ссылаясь на необходимость уплаты именно 22 тыс. рублей. А 28 августа Росреестр вовсе отказал в государственной регистрации.
Признавая требования Росреестра незаконными суды указали:
Особенностью реорганизации в форме преобразования, в результате чего происходит изменение организационно-правовой формы юридического лица, является отсутствие изменения прав и обязанностей этого реорганизованного лица, когда нет изменений в правах и обязанностях его учредителей (участников).
Поскольку юридическое лицо при преобразовании сохраняет неизменность своих прав и обязанностей, не передавая их полностью или частично другому юридическому лицу, закон не предусматривает обязательность составления в этом случае передаточного акта, предусмотренного статьей 59 Гражданского кодекса, от одного лица другому.
Суды пришли к выводу о том, что изменение организационно-правовой формы заявителя не влечет перехода прав на объект недвижимости, поскольку новое юридическое лицо не возникает, а меняется только его организационно-правовая форма, в связи с чем пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения требования общества, поскольку пунктом 27 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации за внесение изменений в записи ЕГРН предусмотрена государственная пошлина в размере 1 тыс. рублей.
Вывод
В настоящее время, при реорганизации путем преобразования нет необходимости государственной регистрации перехода права собственности на имеющиеся объекты недвижимости и уплаты гос.пошлины в размере, установленном подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 НК, а именно 22 тыс. руб.
1 января 2021 г. в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2020 № 374-ФЗ вступают в силу изменения в ст. 333.33 НК РФ, вводятся новые пошлины для заявителей:
- за госрегистрацию перехода права собственности на объект недвижимости в связи с реорганизацией юрлица в форме преобразования — 1000 руб.;
- за внесение данных о юрлице в реестр операторов финансовых платформ — в размере 35 000 руб.;
- за предоставление лицензии на производство этилового спирта для производства фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) — 9,5 млн руб.
В части предоставления льгот по уплате госпошлины введены два новых основания от обязанности по уплате госпошлины:
- в целях стимулирования правообладателей объектов недвижимости к регистрации прав, возникших до вступления в силу ФЗ РФ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», предусматривается их освобождение от уплаты государственной пошлины при обращении за совершением юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией ранее возникших прав;
- в целях снижения финансовой нагрузки на граждан, пострадавших в результате ЧС, предусматривается освобождение от уплаты госпошлины за госрегистрацию права собственности на жилые помещения или доли в них, приобретенные физическими лицами в связи с реализацией мер социальной поддержки взамен жилых помещений, утраченных ими вследствие ЧС.
Порядок и сроки уплаты государственной пошлины
Порядок и сроки уплаты госпошлины регулируются нормами, установленными статьей 333.18 НК РФ, а также рядом других статей.
Государственная пошлина уплачивается при обращении за совершением юридически значимых действий до подачи заявлений или документов на совершение таких действий либо в случае, если заявления на совершение таких действий поданы в электронной форме, после подачи указанных заявлений, но до принятия их к рассмотрению в соответствии с подпунктом 5.2 пункта 1 статьи 333.18 НК РФ. Исключением являются случаи, перечисленные в пп. 1 — 5.1, 5.3 п. 1 ст. 333.18 НК РФ.
Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме по месту совершения юридически значимого действия. Документами, подтверждающими уплату, являются:
- квитанция — если пошлина уплачена наличными; выдается банком, либо должностным лицом или кассой госоргана, через который вносилась оплата;
- платежное поручение с отметкой банка — если пошлина уплачена в безналичной форме.
Иностранные организации, иностранные граждане и лица без гражданства уплачивают государственную пошлину в общем порядке.
В конце 2020 г. в третьем чтении Госдумой были приняты поправки в Налоговый кодекс РФ, продлевающие до 1 января 2023 г. скидку в размере 30 % при уплате гражданами пошлин через портал Госуслуг. Ранее скидка действовала до 1 января 2021 г.
Льготы по уплате государственной пошлины
НК РФ установлены льготы по уплате госпошлины. Список льгот определен статьями 333.35-333.39 НК РФ, установлены они в соответствии с категорией плательщиков и вида совершаемых юридически значимых действий.
КВР и статьи КОСГУ
Расходы при уплате учреждением госпошлины за совершение юридически значимых действий (включая случаи выступления учреждением ответчиком в суде) отражаются по коду вида расходов 852 «Уплата прочих налогов, сборов» и КОСГУ 291 «Налоги, пошлины и сборы» (п. 48.8.5.2 Порядка № 85н, п. 10.9.1 Порядка № 209н).
Возмещение судебных издержек по решению суда (оплата госпошлины по исполнительному листу) учитывается по КВР 831 «Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению причиненного вреда» и КОСГУ 296 по физическому лицу и КОСГУ 297 «Иные выплаты текущего характера организациям» по юридическим лицам.
Поступления от возмещения учреждению госпошлины, ранее уплаченной им при обращении в суд (при взыскании этой суммы с ответчика по решению суда) отражаются по статье подвида доходов бюджетов 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат» и КОСГУ 134 «Доходы от компенсации затрат» в соответствии с п. 12.1.3 Порядка № 85н, п. 9.3.4 Порядка № 209н).
Отражение безналичных расчетов
Учет расчетов по уплате госпошлины по безналичному расчету ведется с применением счета 303.05 «Расчеты по прочим платежам в бюджет».
В соответствии с Инструкцией № 162н п.104, 111 операции по начислению и уплате госпошлины с лицевого счета казенного учреждения производятся следующими бухгалтерскими записями:
Автор статьи
Читайте также: