Неправедный суд что это

Обновлено: 26.04.2024

Ст. 2-8 в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне. И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре

Судия бе некий в некоем граде. По наружности здесь выставлен правитель, достигший крайней степени греховности. Многие люди, проводящие порочную жизнь, потеряли страх Божий; но они, согрешая безбоязненно пред всевидящим Богом, Который представляется им, по их слепоте и ожесточению, ничего не видящим и даже не существующим, стыдятся грешить явно пред человеками, всячески стараются скрыть от них свои беззакония, стараются внушить им о себе самое доброе мнение. Правитель утратил и страх Божий, и стыд человеческий: ничто уже не связывало его в действиях; он мог руководиться одним произволом. Таким отчаянным грешником при первом поверхностном взгляде представляется судья; но при более глубоком исследовании оказывается, что, в таинственном смысле, многие черты, приписанные судье, относятся к Богу. Бог не может страшиться Сам Себя, и лица человеческого Он не приемлет: все человеки пред Ним равны, все – творения, все – рабы Его, все одинаково нуждаются в Его милости, состоят в Его полной власти. Неправедным, то есть несправедливым, Он назван потому, что «не по беззакониям нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам. Яко Той позна создание наше, помяну, яко персть есмы» (Пс.102:10, 14). В духовном восторге от созерцания неизреченного человеколюбия Божия святой Исаак Сирский восклицает: «Не дерзни назвать Бога правосудным, потому что не видно правосудия Его над тобою. Хотя пророк называет Его праведным и правым, но Сын Его объявил, что Он более благ и милостив: Он благ к неблагодарным и злым (Лк.6:35). Как назвать Его правосудным, если прочесть притчу о плате работникам? «Друг мой, я не обижаю тебя, но хочу и этому последнему (едва прикоснувшемуся к работе) дать ту же цену, в которой я условился с тобою (понесшим тяготу целого знойного дня). Разве я не властен в своем? Потому ли твое око завистливо, что я благ?» (Мф.20:1–15) Опять как назвать Бога правосудным, если прочитать повесть о блудном сыне, который расточил все богатство свое в распутстве? По причине одного умиления, выраженного сыном, отец выбежал к нему навстречу, заключил его в объятия и предоставил ему прежнее достоинство. Сам Сын Божий – не кто иной – засвидетельствовал это о Боге; сомнению об этом нет места. Где правосудие Божие, когда Христос умер за нас в то время, как мы были врагами Его?».

Вдовицею названа в притче душа человеческая, разлученная грехом от Бога, сознающая и ощущающая это разлучение. Градом назван мир как создание Божие. Очень не многие в этом городе исповедуют духовное вдовство свое; большинство пребывают вне воспоминания о смерти и о суде Божием, пребывают погруженными всецело во временных попечениях и наслаждениях. Так мало помышляющих о вечности и приготовляющихся к ней, что помянуто во всем городе одно такое лицо.

«Бог не имат ли, – заключается этими словами евангельская притча, – сотворити отмщение избранных своих, вопиющих к нему день и нощь, и долготерпя о них. Глаголю вам, яко сотворит отмщение их вскоре». Долготерпением Божиим названа здесь продолжительность борьбы с грехом, попускаемая избранным Божиим не кем иным, – Самим Богом. Отмщение или защита названы подаваемыми скоро, потому что и во время борьбы Бог постоянно поддерживает избранных своих.

Состояние вдовства есть состояние одиночества, беспомощности, состояние, неразлучающееся с печалью, состояние непрестанного сетования. В такое состояние приходят, приводят себя, приводятся Богом ощутившие духовное вдовство свое, лишившиеся общения с Святым Духом посредством греха, жаждущие и усиливающиеся возобновить это общение посредством покаяния, мертвые для Бога по причине расторгнутого общения с Ним, мертвые для мира по причине несочувствия миру.

Видя постоянно возникающие в себе страсти, видя постоянное преобладание над собою греховных помыслов и мечтаний, приносимых духами, подвижник стяжавает нищету духа, заповеданную Евангелием, умерщвляется для мира, соделывается истинною вдовицею в духовном отношении; и от сильнейшего ощущения вдовства, сиротства, одиночества, бесприютности своей начинает с особенным бесстудием, с особенною неотвязчивостью стужать молитвою, соединенною с плачем, Судии, небоящемуся Бога и человек несрамляющемуся, – утомлять Неутомимого. Хотя этот Судия, будучи Богом, и не боится Бога, но зане творит Ему труды душа, соделавшаяся, по причине греха и падения, вдовою по отношении к Нему: «Он сотворит отмщение ея от соперника ея» – тела и от ее супостатов – духов». Каким образом совершается это отмщение, эта защита? Дарованием Святаго Духа подвижнику, истомленному молитвенным подвигом: «Просите, и дастся вам, ищите, и обрящете: толцыте и отверзется вам. Всяк бо просяй приемлет: и ищай обретает: и толкущему отверзется… Отец, Иже на небесе, даст Духа Святаго просящим у Него» (Лк.11:9–13), так удостоверяет нас Господь. Но, чтоб получить дар, повелено просить, искать, стучаться неотступно в духовные двери милосердия Божия.

Аскетическая проповедь.

Прп. Иоанн Лествичник

Ст. 2-7 В одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне. И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их

Хотя и Бога не боится судия оный, но зане творит Ему труды душа, овдовевшая от Него по причине греха и падения, то Он сотворит отмщение ее от соперника ее – тела, и от врагов ее – злых духов. Сей благой Искупитель наш благоразумных привлекает к любви Своей скорым исполнением их прошения. Неблагодарные же души, как псов, долго томит алчбою и жаждою неисполняемого желания, заставляет их таким образом пребывать при Себе молитвою; ибо неблагодарный пес, получивши хлеб, тотчас же отходит от того, кто дал ему.

Лествица.

Прп. Максим Исповедник

Ст. 2-7 В одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне. И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их

Под «судией неправедным» в Евангелии образно понимается наше разумение, вследствие преступления [заповеди] изначала произведшее неправедный суд, поскольку оно не приняло заповеди Творца, а ухватилось за совет губителя. Поэтому оно и предпочло скорее быть и стать перстным, чем божественным. «Градом» его является чувство или зримый мир: связанное с ним и неразумно зиждимое на [чувственных вещах] наше разумение променяло жизнь в отчизне на обитание в чужих краях, не боясь Бога и не почитая Его, ради нас ставшего человеком. Не боялось оно по неразумию, а не почитало — по самоуверенности, ибо неразумие не предвидит величия [Божественных] приговоров, а самоуверенность не допускает [возможности] испытания, которого Благость [Божия], ожидая обращения [человека], до поры до времени не попускает. И по своей строптивости попав в ловушку этих [пороков, наше разумение] без необходимости злоупотребляет честью, дарованной Творцом для осуществления должного, то есть свободой воли. И потому оно вынесло решение, будто являемое [чувствам] предпочтительнее умопостигаемого [блага] — что не было законным.

Докучающая же вдова есть разумная душа, лишившаяся разума, сеющего благие по природе [семена] для плодоношения священных и благочестивых дел. Этот разум одолевается всецелой любовью и расположением к вдове, но не пребывает [долго в подобном расположении] вследствие [своего] тяготения и добровольной склонности к земному.

Истцом же ее, то есть души, является материальное побуждение и помышление жалкой плоти, которое тщится осквернить прекрасное. [Истцами также являются] нечистые бесы, помрачающие светлое, когда они, через наслаждение покоряя нас, ужасным образом напускают на нас позор и страсти нечестия. Вследствие них естество [человеческое] и было осуждено на смерть, поскольку оно не удержало [в себе] подлинной радости данной ему изначала жизни.

Докучания [вдовы] суть угрызения и позывы совести, побуждающие [нас к действию]. Им, исходящим из души, обычно подчиняется, хотя и медленно, жесткость [нашего] разумения; хотя и неуступчивая по отношению к прекрасному, по причине своего долгого навыка [в пороке], она не выносит скрывающегося в глубине [души] и как бы постоянно истязающего и тревожащего [наше разумение] мучения. [И угрызения совести не прекращаются] до тех пор, пока не будут попраны, через воздержание и добровольное умерщвление плотских членов, попирающие душу страсти. Тогда, благодаря благочестию и совершенной ревности о лучшем, [наше разумение] приводится к родству с Самим Словом. И с этими [угрызениями совести], действующими естественным образом, отождествляет принадлежащее Ему Самому и Отцу Бог, превышающий сущность и естество, Господь наш Иисус Христос — ибо [Писание] гласит: Бог ли не защитит вас — ради меня воплотившийся и через меня губящий губителя естества [человеческого].

Так в сжатом виде изложил я [свое понимание] этого [места Священного Писания], насколько то позволила мера моего разумения. Другие по-иному постигают данное место: одни истолковывают его, соотнося с Христом, а вторые — с Антихристом. Но мне страшно подумать и высказать каждое из этих мнений, поскольку подобное сравнение недопустимо. Ибо защита Сына не меньше, а защита Отца не больше; она вообще является лишь защитой Сына, и [действует] только через Сына. И о ней как бы сравнительным образом [Писание] говорит: Бог ли не защитит вас? Ибо [Бог] не имеет места; Он будет являться совершенно различным, посредством естества, не могущего совершать равного [Ему], а поэтому неупорядоченного и лишь изображающего [Существо] возвышенное, как находящееся выше. Однако недопустимо и невозможно [представлять себе] изобретателя и учителя зла творящим добро. Ведь не может дерево худое приносить плоды добрые (Мф. 7:18). А добро есть защита, и оно надлежащим образом унимает докучание прибегающего [к защите]. Также непозволительно сравнивать с Антихристом Отца, Подателя всякой добродетели и жизни через Сына — Единородного и равного [Отцу] по природе и благости. Ибо добру не присуще обнаруживаться посредством зла, как свету посредством тьмы, жизни посредством смерти или сущему посредством никоим образом не сущего. Говорю я это не для опровержения упомянутых [толкователей], ибо благодаря их учению соприкасаюсь я с жизнью и следую путем ее, но по причине крайней робости и подтверждая собственную посредственность. Мне не подобает точно определять прочтение [слова] «докучать», в силу моего [глубокого] невежества в подобных вещах, [которое и сравнивать нельзя] с просвещенностью искушенных и преуспевших [в них] благодаря своему усердию. Говорят, что прочтение этого слова должно быть определено [по всем канонам грамматики] и иметь скорее тупое, чем облеченное ударение, потому что из [подобного рода] слов ни одно не снабжается облеченным ударением, если только оно не возникает из синэресиса безударного: например, [слова] «мыслю», «делаю», «покрываю золотом» и схожие с ними сохраняют и вместе с приставкой ударение на том же слоге.

К Феопемпту схоластику.

Что в Евангелии означает судья неправедный и кто есть вдова?

Судьей неправедным [евангелист] называет естественный закон, который вследствие преступления ожесточился и ни Бога, ни людей не стыдится; вдовой же [он называет] вдовствующую душу, [лишенную] добрых дел. Ведь если душа приходит к раскаянию, то она вынуждает естественный закон отказаться от противоестественного, докучая ему аскетическими подвигами и воздержанием. Так вот, говорит [евангелист], если ум по усердным и неотступным просьбам сможет достичь и сверхъестественного, то насколько вероятнее, говорит он, что Бог услышит вопиющих к Нему прилежной молитвой и дерзновенной неотступностью.

Вопросы и затруднения.

Блж. Феофилакт Болгарский

говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился

См. Толкование на Лк. 18:1

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 2-3 глаголя: судия бе некий в некоем граде, Бога не бояся и человек не срамляяся. Вдова же некая бе во граде том: и прихождаше к нему, глаголющи: отмсти мене от соперника моего

Судия бе некий в некоем граде. Моисей предписал в своем законе (Втор. 16:18 и дал.), чтобы у евреев во всех городах были свои судьи и надзиратели, которые бы вели суд справедливый, не взирая ни на кого и ни на что, кроме правды (Исх. 20:6, 9; Лев.19:15). И во времена Христовы были такие судьи (Мф. 5:21, 22). Бога не бояся и человек не срамляяся (не стыдился). Закон требовал, чтобы судья руководствовался правдою; самые же сильные побуждения к такому образу действования, это – страх Божий и стыд пред людьми: но судья был несправедливый, не имевший ни страха Божия, ни стыда пред людьми. Почему долгое время (на долзе времени) он и не думал защитить, быть может, не раз приходившую к нему, вдову с жалобою на своего соперника (Лк. 18:4-5). От соперника, – вероятно, от заимодавца.

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

Ст. 2-5 говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне

Эта притча очень напоминает собой притчу о друге, пришедшем в полночь с просьбой к другу (Лк.11:5 и сл.). Как там, так и здесь удовлетворение просьбы получается в силу особой настойчивости, с которой там друг выпрашивает хлеба у друга, а здесь вдова просит неправедного судью разобрать ее дело.

«Чтобы она не приходила больше докучать мне» – точнее: «подставлять мне синяки под глаза». Судья, шутя, говорит, что, пожалуй, женщина дойдет в своем отчаянии до того, что станет бить его (ὑπωπιάζῃ με) по лицу…


Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова протопоп (существительное):

Ассоциации к слову «суд»

Синонимы к словосочетанию «неправедный суд»

Предложения со словосочетанием «неправедный суд»

  • Но в нём может быть заложено и предложение: кадр, демонстрирующий ту же городскую ратушу с падающей на неё тенью жертвы линчевания, может быть прочитан как «здесь часто вершится неправедный суд».

Цитаты из русской классики со словосочетанием «неправедный суд»

  • Она была затейливо мила, // Как польская затейливая панна; // Но вместе с этим гордый вид чела // Казался ей приличен. Как Сусанна, // Она б на суд неправедный пошла // С лицом холодным и спокойным взором; // Такая смесь не может быть укором. // В том вы должны поверить мне в кредит, // Тем боле, что отец ее был жид, // А мать (как помню) полька из-под Праги… // И лжи тут нет, как в том, что мы — варяги.

Сочетаемость слова «неправедный»

Сочетаемость слова «суд»

Понятия, связанные со словосочетанием «неправедный суд»

Сикофа́нт (др.-греч. συκοφάντης, от др.-греч. σῦκον — «фига» и др.-греч. φαίνω — «доношу») — доносчик, клеветник, шантажист.

Лжепророки (ложные пророки) — упоминаемые в Священном Писании ложные пророки и даже языческие жрецы, которые не были призваны или посланы Богом, но пророчествовали по своему измышлению во вред ближних, совращая их с пути истины. Таковыми были, например.

При́тча о злых виногра́дарях — одна из притч Иисуса Христа, содержащаяся в текстах троих евангелистов. В ней повествуется о неком хозяине виноградника, который отдал его в управление людям, а затем, когда пришло время плодов, поочерёдно направлял к виноградарям слуг, после чего — сына, но все посланные были виноградарями убиты.

Женоубийство — уголовное преступление, когда мужчина совершает убийство своей официальной жены, то есть женщины, состоящей с ним в официальном браке.

Алчность, корыстолюбие, стяжательство, любостяжание, скопидомство, сребролюбие, мздоимство — деятельное стремление и неумеренное желание, склонность к получению материальных благ и выгоды.


1. Действующий не по справедливости; несправедливый. — Обличаю начальников, — пояснил он, — начальников неправедных обличаю. Короленко, Яшка. Это был судья неправедный, враг, у которого нечего было искать защиты и правды. Скиталец, Кандалы. || Противоречащий, не соответствующий справедливости. Граф счел за долг честного человека вознаградить [Мирошева] за все обиды и разорение, нанесенные от его имени неправедною тяжбою ни в чем не виноватому соседу. С. Аксаков, Биография М. Н. Загоскина. [Феклуша:] У нас закон праведный, а у них, милая, неправедный. А. Островский, Гроза.

2. Грешный, греховный. Неправедная жизнь.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

НЕПРА'ВЕДНЫЙ, ая, ое; -ден, дна, дно (книжн. устар.). 1. Действующий не по справедливости, несправедливый (нар.-поэт.). Мы ведаем, что ныне казаки неправедно (нареч.) притеснены, гонимы. Пшкн. И все судьи у них, в ихних странах, тоже все неправедные. А. Острвскй. 2. Грешный, греховный. Неправедная жизнь.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

непра́ведный

1. действующий, поступающий не по справедливости

2. противоречащий справедливости, не соответствующий ей

3. грешащий против нравственности, морали; грешный, греховный

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.


Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова чок (существительное):

Связанные слова (по тематикам)

  • Люди: судья, осуждённый, соучастник, жалобщик, законник
  • Места: трибунал, прокуратура, тюрьма, магистрат, кутузка
  • Предметы: повестка, вещдок, ордер, эдикт, полиграф
  • Действия: суд, лжесвидетельство, судилище, клятвопреступление, оговор
  • Абстрактные понятия: правосудие, справедливость, беззаконие, судопроизводство, вердикт

Ассоциации к слову «суд»

Предложения со словосочетанием «неправедный суд»

  • Но в нём может быть заложено и предложение: кадр, демонстрирующий ту же городскую ратушу с падающей на неё тенью жертвы линчевания, может быть прочитан как «здесь часто вершится неправедный суд».

Цитаты из русской классики со словосочетанием «неправедный суд»

  • Она была затейливо мила, // Как польская затейливая панна; // Но вместе с этим гордый вид чела // Казался ей приличен. Как Сусанна, // Она б на суд неправедный пошла // С лицом холодным и спокойным взором; // Такая смесь не может быть укором. // В том вы должны поверить мне в кредит, // Тем боле, что отец ее был жид, // А мать (как помню) полька из-под Праги… // И лжи тут нет, как в том, что мы — варяги.

Сочетаемость слова «неправедный»

Сочетаемость слова «суд»

Значение слова «неправедный»

НЕПРА́ВЕДНЫЙ , -ая, -ое; -ден, -дна, -дно. Устар. 1. Действующий не по справедливости; несправедливый. (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «суд»

СУД , -а́, м. 1. Мнение, суждение; оценка. (Малый академический словарь, МАС)

Афоризмы русских писателей со словом «неправедный»

  • Потовая копейка человека до веку бережет, а неправедно нажитое в прок не идет: как что пришло, так и ушло…

Дополнительно

Значение слова «неправедный»

НЕПРА́ВЕДНЫЙ , -ая, -ое; -ден, -дна, -дно. Устар. 1. Действующий не по справедливости; несправедливый.

Значение слова «суд»

СУД , -а́, м. 1. Мнение, суждение; оценка.

Предложения со словосочетанием «неправедный суд»

Но в нём может быть заложено и предложение: кадр, демонстрирующий ту же городскую ратушу с падающей на неё тенью жертвы линчевания, может быть прочитан как «здесь часто вершится неправедный суд».

По жестокой логике неправедного суда он был признан одним из главных виновников произошедших в стране беспорядков.

По телевизору изредка мелькали кадры из трибунала, на которых весь мир видел немолодого, измотанного без надёжной борьбой с неправедным судом мужчину.

Наверное, каждый из нас не раз задавался вопросами по поводу правильности понимания притч Иисуса Христа. Действительно, некоторые притчи Христа нам кажутся сложными, и мы видим, как они по-разному толкуются богословами.

Получается, Христос зря говорил притчами?

Давайте посмотрим, что Сам Иисус говорит о притчах. Откроем Евангелие от Матфея 13 главу:

Матф.13:2 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. 3 И ПОУЧАЛ их много притчами…

После этого ученики спросили Иисуса.

Матф.13:10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? 11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, 13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; 15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. 16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат…

Может Иисус был так возмущен низким духовным состоянием народа, что говоря им притчами, как бы этим наказывал простой люд?

Может Христос говорил притчами, чтобы унизить простых людей, и в их глазах возвысить Своих учеников?

Может Иисус, говоря притчами, хотел скрыть правду от простых людей, а открыть истину только Своим последователям?

Разве, Иисус не хотел, чтоб простые люди поняли значение Его притч?! То есть Христос не желал, чтобы простые люди поняли Его учение?!

На эти же слова Христа из Матф. 13:10-16 можно посмотреть под другим углом… Прочтите эти тексты не с точки зрения критики, а как сожаление, огорчение Иисуса о несчастных заблудших простых людях…

И Вы увидите, что Иисус не уничижает, а наоборот жалеет простых людей и желает их исцелить! Он констатирует, что Его ученики уже познают тайны Царствия Божьего, а окружающие люди далеки от этого. К сожалению Господа, сердца большинства людей огрубели, поэтому они слыша не слышат… И поэтому Христос пытается им донести истину с помощью притч: «Потому говорю им притчами»! Чтобы слушающие лучше поняли глубинный смысл Им сказанного. Поэтому в этой же главе далее сказано:

Матф.13:35 да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.

Что такое «сокровенное»? Это тайное! То есть в притчах не скрываются, а ОТКРЫВАЮТСЯ тайны Божии!

Все дело в том, что притча в Израиле – это не развлекательный жанр, и даже не поучительный рассказ о морали и нравственности, направленный на неограниченный круг лиц. Причти в Израиле – это практические упражнение для учеников раввинистических школ, для усвоения ими важных знаний при изучении Торы (Тора в переводе «закон». Торой евреи называют первые 5 книг Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие). То есть это инструмент процесса обучения.

Давайте вспомним, что Иисус был не простым странствующим мудрецом, а был больше похож на Раввина. Поэтому Иисуса не раз называют Равви, то есть Учитель (Матф.26:25; Мар.9:5; Иоан.1:38; Иоан.3:2). У Раввинов того времени были у каждого свои ученики, которые долгое время, годами перенимали все знания от своего Равви. То есть, говоря притчами всем людям, Иисус как бы показывает, что ВСЕ слушатели являются Его потенциальными учениками.

Вспомним, что мы прочли выше.

Матф.13:3 И ПОУЧАЛ их много притчами…

«Поучал» – это учил. То есть Иисус УЧИЛ притчами «множество народа» (Мф.13:2).

Христос не прятал правду, не распространял тайное учение в притчах, открывая их суть лишь приближенным и избранным. Его спасительная весть была для всех:

Иоан.18:20 Я говорил явно миру… тайно не говорил ничего.

Кроме простого народа и Своих учеников, Иисус с притчами обращался и к фарисеям, и к книжникам, и к первосвященникам:

Лук.15:2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. 3 Но Он сказал им следующую притчу (см. также Матф.21:45, Лук.20:19, Лук.16:14).

Иисус приглашал всех слушателей обучаться с помощью притч заповедям Торы и Царствию Небесному. Христос хотел, чтобы все люди думали над Его словами, размышляли о Его учении. А все, кто не понял смысл притч, и хотел разобраться в их смысле, тот мог последовать за Иисусом и спросить пояснения у Него, став Его учеником. То есть Иисус желает каждого человека видеть среди Своих последователей – сделать Своим учеником!

Итак, повторим, притча в Израиле – это инструмент практических занятий в процессе изучения Торы. При этом притчи в Израиле в то время (как и сейчас) существенно отличались от басен Эзопа.

Что представляют из себя басни древнегреческого поэта Эзопа? И что представляют из себя басни Ивана Андреевича Крылова? Басни Крылова имеют тот же жанр, что и басни Эзопа. Крылов сюжеты своих басен зачастую подчерпывал именно из басен Эзопа.

Басни Эзопа и Крылова – это аллегории. Их смысл — описать и высмеять какие-то недостатки общества или человека, дать практическое поучение читателям. Например, Моська указывает на человека с определенными характерными чертами или поведением, мартышка — на другого идивида. То есть басня не про Моську и не про мартышку… У каждого героя и образа из басни есть прототип — прообраз, на которого тот указывает.

К сожалению, грекомыслящие христиане, как ранее так и сегодня, пытаются притчи Иисуса воспринимать именно как басни Эзопа и Крылова. И они ищут прототипы У ВСЕХ героев и образов притч Христа.

Но притчи Иисуса – это не Эзоповы басни. Это разные литературные жанры. В притчах Иисуса НЕ нужно у каждого героя и образа искать прототип, раздумывать на кого или на что он указывает. Некоторые герои и образы в притчах Христа используются лишь для полноты картины, не имея прообразов.

Притчи Иисуса по жанру похожи на раввинестические притчи, они имеют соответствующую литературную форму. В традиции иудаизма выделяют несколько видов притч. Можно назвать три наиболее распространенных типа притч, которые использует Иисус: с истолкованием, иллюстрация и сравнения.

Но не только типология важна для правильного понимания притч.

Чтобы правильно понять притчу нужно:

  1. Посмотреть, кому она адресована – узнать адресата;
  2. Исследовать контекст, т.е. понять, о чем в целом повествуется вокруг притчи;
  3. И лишь затем определить тип притчи.

Итак, давайте разберем три типа притч Христа:

  • 1. ПРИТЧА С ИСТОЛКОВАНИЕМ – по-еврейски «машаль нимшаль» — термин «машаль» обозначает притчу, а «нимшаль» — ее истолкование. Само название говорит за себя. Это притча, у которой есть объяснение, истолкование. В притче с истолкованием это истолкование всегда дано ниже. Иисус Сам объясняет причту: кто есть кто и что есть что в данной притче.
  • 2. ИЛЛЮСТРАЦИЯ – по-еврейски «лэма адовар доме» — чему данное можно уподобить. Притча-иллюстрация иллюстрирует какую-то мысль или концепцию, изложенную выше.
  • 3. СРАВНЕНИЕ – по-еврейски «каль ва хомер». В притчах-сравнениях используется принцип: если малое верно, то большее, тем более верно.

Сейчас мы разберем притчу Иисуса, определим её адресата, контекст и тип, и увидим, поможет ли нам это лучше понять данную притчу.

Притча о неправедном судье Лук.18:1-8

Лук.18.1 Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, 2 говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. 3 В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. 4 Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, 5 но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне. 6 И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? 7 Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? 8 сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?

Сначала определим адресата - тех, к кому обращался Иисус: В первую очередь, это ученики Иисуса. Но слушали притчу также и фарисеи.

Лук.17:20 Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им… 22 Сказал также ученикам.

Смотрим выше и ниже, ищем контекст. Ранее, предыдущая глава рассказывает о вере учеников, вере одного из десяти прокаженных, и заканчивается рассказом Иисуса фарисеям и ученикам о Его Втором Пришествии. Сразу под притчей идет другая притча о молящихся фарисее и мытаре. А далее речь идет о младенцах, которых, по словам Иисуса, есть Царствие Божие.

Теперь попытаемся определить Типологию данной притчи: с истолкованием, иллюстрация или сравнение. (О типах притч читайте во Вступлении) В первом тексте, мы видим, поднимается тема о молитве, которая далее раскрывается и иллюстрируется.

Лук.18.1 Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать.

Похоже, что данная притча – иллюстрация на тему молитвы. Но это не просто притча иллюстрация, так как в тексте есть сравнение.

В притче сравнивается защита от неправедного судьи и от Бога.

Вспомним принцип притчи сравнения: Если малое верно, то больше тем более верно.

Делаем вывод: это притча СРАВНЕНИЕ.

Суть причти в следующем: если уж малое верно – судья неправедный помогает – защищает вдову, то большее, тем более верно - любящий Бог, тем более помогает – дает защиту Свому народу!

Давайте перейдем теперь непосредственно к анализу текста притчи о неправедном судье Лук.18:1-8

Из данной притчи некоторые верующие делают неверный вывод о характере Бога. В бедной вдове описан прообраз молящегося верующего, а в неправедном судье толкователи часто видят Бога, к которому обращена молитва.

Однако, это не так. Мы не должны искать прототипы в притче, если прямо в тексте они не указаны, не истолкованы. В еврейских притчах, прототип есть не у всех героев (об этом мы говорили во Вступлении). А иногда и вовсе не бывает прототипов, как например, в этой притче.

Судья – это просто судья, а не Бог. Посмотрите на характер судьи:

  1. Судья немилосерден к попавшей в беду вдове. Нужно понимать, что в священном Писании Бог особо настоятельно призывает помогать мало защищенным людям. Особо часто в этой связи перечисляются сироты и вдовы (см. Исх.22:22; Втор.24:17-20; Втор.26:12,13; Втор.27:19), так как и первые и вторые потеряли кормильцев и защитников. Вдове в восточных странах ранее было сложнее, чем сейчас в цивилизованном мире. В то время муж был кормилец и обладал особыми юридическими правами, которых не было у женщин. Поэтому Иисус героем причти делает вдову, прямо показывая на то, что судья был безжалостным даже к особо нуждающимся беззащитным людям.
  2. Судья безразличен к чужой боли. В притче прямо сказано, что судья долгое время НЕ ХОТЕЛ помогать вдове. То есть речь тут идет не о лени, а о его безразличии: этот человек был с холодным сердцем и не любил делать другим добро. Сподвигла на помощь судью ТОЛЬКО неотступность вдовы, о чем он прямо заявил: не дает мне покоя. Простыми словами – вдова ему просто надоела своими приходами и просьбами.
  3. Судья нерелигиозен. Прямо написано, что он Бога не боится.
  4. Бестыден. У судьи нет совести – он людей не стыдиться. То есть, ему даже не стыдно, что он не помогает нуждающемуся, хотя и может это сделать.

Разве выше в судье описан прототип любящего Бога? Конечно, нет! В судье мы видим дорвавшееся до власти ничтожество со злым надменным характером.

Также и бедная вдова не символизирует каждого молящегося, а этот образ взят для усиления эффекта, чтобы показать низость и подлость судьи.

В причте СРАВНЕНИИ используется прием сравнения: если малое верно, то большее тем более верно. Малое: если безжалостный судья оказывает помощь ненавистной ему бедной вдове. Большее: тем более любящий Бог всегда готов оказать помощь Своему избранному народу.

Лук.18.1 Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? 8 сказываю вам, что подаст им защиту вскоре.

Вывод из причти: в начале притчи Иисус Сам указал на её цель: показать, что нужно «всегда молиться и не унывать». Бог слышит все молитвы Его детей и Он обязательно даст им защиту!

Возможно, нам иногда кажется, что Бог медлит. Да, Он не торопиться являть чудо по первой же просьбе. Но это не потому, что Он не слышит наши молитвы. А потому, что еще не пришло нужное время. Иисус успокаивает верующих, призывая их не расстраиваться, а подождать, ведь Бог подаст им защиту вскоре.

Многие верующие разочаровываются не получая оперативного ответа. Но Иисус говорит им, что должно всегда молиться и не унывать. Речь конечно не о том, что нам нужно докучать Богу, как надоедала судье бедная вдова. Наоборот, Иисус этой притчей показывает, что Бог слышит Свой избранный народ. Фраза «всегда молится» указывает на то, что не нужно отчаиваться, и прекращать молитву, если мы не видим ответа. Надо продолжать ВЕРИТЬ, молиться и не унывать! Но, к сожалению, веры в людях не много.

Ранее, перед данной притчей, Христос как раз говорил с учениками на тему недостатка веры, и похвалил одного из прокаженных – иноплеменника Самарянина, который исцелился и спасся благодаря своей вере.

Лук.17: 5 И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру. 6 Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас. 19 И сказал ему (иноплеменнику): встань, иди; вера твоя спасла тебя.

Притча о неправедном судье связана с предшествующим разговором Иисуса о вере и Его Втором Пришествии. Поэтому Христос заканчивает эту причту вопросом с некоей жалостью и упреком, как бы показывая на недостаток веры в людях:

Лук.18:8 Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: