Как называется охрана в суде

Обновлено: 26.04.2024

В соответствии с компетенцией, установленной Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»:
Судебный департамент принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей;
орган Судебного департамента в субъекте Российской Федерации принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей;
администратор суда организует охрану здания, помещений и другого имущества суда в нерабочее время.

Обеспечение надлежащего уровня безопасности судебной деятельности осуществляется в соответствии с Концепцией обеспечения безопасности федеральных судов общей юрисдикции техническими системами и средствами защиты (одобрена постановлениями Президиума Совета судей Российской Федерации от 19.10.2006 № 98 и от 23.05.2011 № 262).

Меры по обеспечению в зданиях (помещениях) судов условий безопасности при отправлении правосудия осуществляются по следующим НАПРАВЛЕНИЯМ:


• Обеспечение инженерно-технической и пожарной безопасности зданий федеральных судов общей юрисдикции (включая средства технической укреплённости и повышенной огнестойкости оконных проемов, дверей и полов в соответствующих помещениях) в ходе строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Мероприятия осуществляются в соответствии со Сводом правил по проектированию и строительству зданий судов общей юрисдикции» (утв. приказом Судебного департамента от 2 декабря 1999 г. № 154) и Сводом правил «Здания судов общей юрисдикции. Правила проектирования» (утв. приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 25 декабря 2012 г. № 111/ГС).
См. также: «Создание надлежащих условий для отправления правосудия в зданиях федеральных судов общей юрисдикции».


• Обеспечение зданий федеральных судов общей юрисдикции техническими средствами безопасности:
оборудование судов турникетами; залов судебных заседаний и кабинетов судей кнопками тревожной сигнализации для экстренного вызова судебных приставов и сотрудников органов внутренних дел;
оснащение судов стационарными и переносными металлообнаружителями; устройствами контроля ручной клади (интроскопами); средствами обнаружения взрывчатых и отравляющих веществ; системами контроля доступа для разграничения зон служебного и общего доступа в здание суда; средствами видеонаблюдения, охранно-пожарной сигнализации, автоматического пожаротушения;
приобретение для судов бронированных автомобилей оборудование служебной территории судов противотаранными устройствами для принудительной остановки транспортных средств (в регионах с повышенной криминогенной обстановкой).
Мероприятия осуществляются в соответствии с Концепцией обеспечения безопасности федеральных судов общей юрисдикции техническими системами и средствами защиты (одобрена постановлениями Президиума Совета судей Российской Федерации от 19.10.2006 № 98 и от 23.05.2011 № 262), в том числе в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы» (утв. постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 1406). Принятые меры отражаются в Паспорте безопасности суда (утв. приказом Судебного департамента от 25 июля 2005 г. № 81).


• Организация (в том числе на основе взаимодействия с правоохранительными органами) охраны зданий судов в соответствии с Перечнем объектов, подлежащих государственной охране (утв. постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 г. № 587). Охрана зданий судов осуществляется:
в рабочее время – судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов ФССП;
в нерабочее время – в регионах со сложной криминогенной обстановкой - подразделениями полицейской охраны МВД России и ФГУП «Охрана» МВД России;
в остальных случаях – сторожами, состоящими в штате судов, в том числе с применением технических средств охраны с выводом на пульт централизованного наблюдения органов внутренних дел.
Верховные суды республик и равные им суды, а также суды, расположенные в регионах с повышенной криминогенной обстановкой, охраняются сотрудниками Федеральной службы судебных приставов либо МВД России.

Статья 11. Обязанности и права судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов

(в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 194-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан:

обеспечивать в суде, а при выполнении отдельных процессуальных действий вне здания, помещений суда безопасность судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса;

обеспечивать по поручению судьи безопасность доставки уголовного дела и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания;

поддерживать общественный порядок в здании, помещениях суда;

выполнять распоряжения председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи по обеспечению общественного порядка в здании, помещениях суда;

осуществлять охрану здания, помещений суда;

в случае принятия решения об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме осуществлять такую охрану;

осуществлять охрану зданий, помещений органов принудительного исполнения;

(см. текст в предыдущей редакции)

на основании постановления суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов;

на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом, осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову судебного пристава-исполнителя;

по поручению старшего судебного пристава обеспечивать безопасность судебных приставов-исполнителей, иных должностных лиц органов принудительного исполнения при исполнении служебных обязанностей;

(см. текст в предыдущей редакции)

при исполнении служебных обязанностей предупреждать и пресекать преступления и правонарушения, а в случае необходимости передавать правонарушителей в органы внутренних дел;

(абзац введен Федеральным законом от 12.03.2014 N 34-ФЗ)

на основании постановления судьи о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства и помещении указанного лица в специальное учреждение, предусмотренное Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", обеспечивать препровождение иностранных граждан или лиц без гражданства в указанные специальные учреждения;

(см. текст в предыдущей редакции)

на основании постановления судебного пристава-исполнителя препровождать иностранного гражданина или лицо без гражданства, которым назначено административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 410-ФЗ)

взаимодействовать с сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских частей (подразделений) и иными лицами, осуществляющими конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей, по вопросам охраны и безопасности конвоируемых лиц;

(в ред. Федерального закона от 03.02.2014 N 7-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

проходить специальную подготовку, военно-врачебную экспертизу, а также периодическую проверку (не реже одного раза в год) на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;

оказывать органам внутренних дел содействие в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда;

(абзац введен Федеральным законом от 03.12.2011 N 389-ФЗ)

по поручению старшего судебного пристава или его заместителя оказывать содействие судебному приставу-исполнителю при осуществлении исполнительного производства и розыска, а также дознавателю службы судебных приставов при осуществлении дознания.

(абзац введен Федеральным законом от 03.12.2011 N 389-ФЗ)

2. Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеет право:

при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда (судьи), дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя, входить на территории, в помещения в целях задержания и принудительного доставления лица, уклоняющегося от явки по вызову, при наличии достаточных оснований полагать, что на этой территории, в этом помещении может находиться указанное лицо;

при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда (судьи), входить в жилые помещения в случае, указанном в постановлении суда (судьи);

в целях обеспечения безопасности при совершении исполнительных действий входить на территории, в помещения совместно с судебным приставом-исполнителем в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "Об исполнительном производстве";

проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях органов принудительного исполнения, а также при осуществлении привода лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи), дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя;

(см. текст в предыдущей редакции)

в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, осуществлять личный досмотр лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях органов принудительного исполнения, а также досмотр находящихся при них вещей при наличии оснований полагать, что указанные лица имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства;

(см. текст в предыдущей редакции)

не допускать в здание, помещения суда, здания и помещения органов принудительного исполнения лиц, имеющих при себе оружие, боеприпасы (за исключением лиц, осуществляющих конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей), взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства, в случае необходимости задерживать указанных лиц и передавать их в органы внутренних дел;

(см. текст в предыдущей редакции)

осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим и сотрудникам войск национальной гвардии Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 227-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

Статья 11.1. Правовой статус частного охранника

(введена Федеральным законом от 06.06.2005 N 59-ФЗ)

Право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника. Порядок сдачи квалификационного экзамена и выдачи удостоверения частного охранника устанавливается Правительством Российской Федерации. Частный охранник работает по трудовому договору с частной охранной организацией, и его трудовая деятельность регулируется трудовым законодательством и настоящим Законом. Частный охранник в соответствии с полученной квалификацией пользуется предусмотренными настоящим Законом правами только в период выполнения трудовой функции в качестве работника частной охранной организации.

(в ред. Федеральных законов от 22.12.2008 N 272-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Не вправе претендовать на приобретение правового статуса частного охранника лица:

1) не являющиеся гражданами Российской Федерации;

2) не достигшие восемнадцати лет;

3) признанные решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными;

4) не представившие медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника;

(п. 4 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 230-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) имеющие судимость за совершение умышленного преступления;

6) которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке);

7) не прошедшие профессионального обучения для работы в качестве частного охранника либо представившие документ о квалификации, присвоенной по результатам профессионального обучения для работы в качестве частного охранника, со дня выдачи которого прошло более пяти лет;

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 05.12.2017 N 391-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) в отношении которых по результатам проверки, проведенной органом внутренних дел и (или) органами федеральной службы безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеется заключение о невозможности допуска к осуществлению частной охранной деятельности в связи с повышенной опасностью нарушения прав и свобод граждан, возникновением угрозы общественной безопасности, подготовленное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и утвержденное уполномоченными должностными лицами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, или его территориального органа;

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 05.12.2017 N 391-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, из органов прокуратуры, судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее трех лет;

(п. 9 введен Федеральным законом от 22.12.2008 N 272-ФЗ)

10) у которых удостоверение частного охранника было аннулировано по основаниям, указанным в пункте 1 части четвертой настоящей статьи, если после принятия решения об аннулировании прошло менее года;

(п. 10 введен Федеральным законом от 22.12.2008 N 272-ФЗ)

11) не прошедшие обязательной государственной дактилоскопической регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

(п. 11 введен Федеральным законом от 22.12.2008 N 272-ФЗ)

12) повторно привлеченные в течение одного года к административной ответственности за совершение административных правонарушений против порядка управления, административных правонарушений, посягающих на институты государственной власти или общественный порядок и общественную безопасность, либо административных правонарушений в области оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, за исключением административных правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, - до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

13) подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, - до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

14) состоящие на учете в органах здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании.

(п. 14 введен Федеральным законом от 05.12.2017 N 391-ФЗ)

Удостоверение частного охранника выдается сроком на пять лет. Срок действия удостоверения частного охранника может продлеваться в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Продление срока действия удостоверения частного охранника осуществляется только после прохождения профессионального обучения по программе повышения квалификации частных охранников в организациях, указанных в статье 15.2 настоящего Закона.

(часть третья введена Федеральным законом от 22.12.2008 N 272-ФЗ, в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Удостоверение частного охранника аннулируется в случае:

1) привлечения частного охранника к административной ответственности за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо повторного привлечения в течение одного года частного охранника к административной ответственности за совершение административных правонарушений против порядка управления, административных правонарушений, посягающих на институты государственной власти или общественный порядок и общественную безопасность, либо административных правонарушений в области оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, за исключением административных правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) возникновения обстоятельств, при которых гражданин не может претендовать на приобретение правового статуса частного охранника;

3) окончания срока действия удостоверения частного охранника, добровольного отказа от такого удостоверения либо смерти гражданина, которому было выдано такое удостоверение.

(часть четвертая введена Федеральным законом от 22.12.2008 N 272-ФЗ)

Удостоверение частного охранника аннулируется по решению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, или его территориального органа. Порядок изъятия удостоверения частного охранника устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности.

(часть пятая в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 227-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

За выдачу удостоверения (дубликата удостоверения) частного охранника, а также за переоформление и внесение изменений в удостоверение частного охранника уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

(часть шестая введена Федеральным законом от 27.12.2009 N 374-ФЗ)

Перечень заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника, определяется Правительством Российской Федерации. Порядок проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и форма медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Основная функция приставов по ОУПДС заключается в охране зданий и помещений судов, обеспечении безопасности их сотрудников и посетителей, предотвращении противоправных действий. Но задачи отделов ФССП по ОУПДС не сводится только к охране. В их составе, в частности, находятся группы быстрого реагирования, которые иногда не совсем правильно называют "судебным спецназом". ГБР обеспечивает силовую поддержку приставов исполнителей в случае конфликтов, особо сложных исполнительных действий, принудительный привод лиц, уклоняющихся от явки в суд, в том числе из других регионов, при необходимости направляются на усиление в суды дополнительно к обычному составу приставов по ОУПДС.

Что делает судебный пристав? - Изображение 1

Что делает судебный пристав-исполнитель?

Чаще всего граждане сталкиваются с приставами, которые занимаются исполнением решений о принудительном взыскании денежных сумм. Для этого приставы могут накладывать арест на денежные средства должника, наличные или размещенные на банковских счетах, на имущество, с целью его последующей реализации в счет долга. Судебные приставы-исполнители наделены также рядом дополнительных полномочий, например, наложить запрет на выезд должника за пределы России, на выдачу ему загранпаспорта, запрет на отчуждение (продажу, дарение) движимого или недвижимого имущества, принадлежащего должнику.

Приставы-исполнители занимаются не только взысканием долгов, они также обеспечивают исполнение других судебных решений, например, о сносе незаконных построек. Другой пример - после трагедии в "Зимней вишне" многие торгов-развлекательные центры были закрыты после проверок прокуратуры и МЧС. Приставы периодически проверяют, остается ли ТЦ закрытым, если он продолжает работать – привлекают ГБР, накладывают на собственников штрафы, за неисполнение решения суда может быть возбуждено и уголовное дело.

News image

Не всегда люди могут договориться между собой, с государственными или частными структурами. Тогда в спор вмешивается суд. И решение его подлежит обязательному исполнению.

Только не всегда это делается быстро, как хотелось бы стороне, признанной потерпевшей. Включается человеческий фактор: забыл, не понял, забил на все, я не виноват. И вот здесь безответственные нарушители закона узнают, кто такие судебные приставы.

Профессия эта сложная и вызывает зачастую негативные эмоции. Этих людей в форме сейчас часто можно встретить на улице, в подъездах домов, в аэропортах и на вокзалах. Они делают свою работу – приводят в исполнение решение суда. Мы считаем, что информацию о задачах, правах и обязанностях этих представителей власти должны знать все, чтобы быть готовыми к любым неожиданностям.

Кто такой судебный пристав

Не будем изобретать новое определение. Википедия дает такое:

Но это определение содержит неточность. Оно отражает только одну сторону профессии. А есть еще и другая. Дело в том, что действия судебных приставов регламентируются двумя федеральными законами: № 118 и 229.

Первый из них разъясняет:

  1. задачи и требования,
  2. права и обязанности,
  3. полномочия и др.

Второй закон подробно останавливается на вопросах исполнительного производства:

  1. документы и участники,
  2. сроки,
  3. меры принудительного исполнения и др.

Так вот, согласно закону № 118 есть 2 вида судебных приставов:

  1. По обеспечению установленного порядка деятельности судов. Если объяснять работу этих людей простыми словами, то они обеспечивают порядок в суде и за его пределами, безопасность всех участников процесса.
  2. Судебные приставы-исполнители – это люди, которые исполняют решение суда по делам об административных правонарушениях.

Более подробно права и обязанности двух категорий госслужащих разберем в отдельном разделе статьи.

Главным органом, который берет на себя функции охраны и обеспечения безопасности в судах, принудительного исполнения судебных решений, является Федеральная служба судебных приставов (ФССП). Часто можно встретить аббревиатуры УФССП России, где под “У” скрывается “управление”, и РОСП – это значит районный отдел судебных приставов. Министерство юстиции организует и контролирует деятельность судебных приставов.

История становления этого института уходит к XII веку. Уже тогда люди, которые доставляли ответчиков в суд, обеспечивали охрану и порядок, взыскивали задолженность, наделялись широкими полномочиями. И никогда эта служба не была частной структурой, только государственной. А руководитель ФССП сегодня назначается Президентом РФ.

Судебный пристав – госслужащий, который имеет полномочия, права и обязанности. Это человек в форменной одежде с персональным нагрудным знаком в форме щита.

Требования к исполнителям закона

Судебным приставом может быть гражданин РФ:

  1. не моложе 21 года;
  2. со средним профессиональным образованием (а приставы-исполнители и более высокие должности с высшим образованием по направлениям подготовки “Экономика и управление”, “Юриспруденция”). Это требование не распространяется на лиц, которые были назначены на свои должности до 01.01.2018 года;
  3. отвечающий требованиям по состоянию здоровья;
  4. не имеющий судимости.

Судебный пристав приносит присягу, согласно которой обязан:

  1. соблюдать Конституцию РФ и законы,
  2. защищать права граждан и государства,
  3. достойно переносить трудности профессии,
  4. соблюдать дисциплину и хранить государственную тайну.

На наш взгляд, очень актуальный пункт о трудностях профессии.

К сожалению, есть немало проблем у служителей закона:

  1. негативное отношение многих людей, особенно фигурантов исполнительного производства;
  2. опасность, связанная с возможными агрессивными действиями ответчиков по делу;
  3. высокое психологическое напряжение работы с людьми;
  4. низкая заработная плата.

Но, как велит присяга, надо достойно все переносить и не жаловаться.

Права и обязанности

Закон наделяет сотрудника ФССП правами и обязанностями. Для двух видов служащих они разные.

Те, кто обеспечивают порядок в суде, наделены следующими правами:

  1. Заходить в любое помещение, где может скрываться человек, отказывающийся добровольно явиться в суд.
  2. Проверять документы и осуществлять личный досмотр в здании суда или ФССП.
  3. Обращаться за помощью к силовым ведомствам в случае необходимости.
  4. Применять физическую силу, оружие и спецсредства в рамках закона.

Обязанности:

  1. Обеспечивать безопасность всех участников судебного процесса и доставки материалов в суд.
  2. Поддерживать общественный порядок в суде.
  3. Охранять здания суда и ФССП.
  4. Осуществлять привод лиц, которые не ходят добровольно посетить судебное заседание.
  5. Проходить спецподготовку и проверку на пригодность к действиям с применением оружия или физической силы.

Права пристава-исполнителя:

Главная обязанность пристава-исполнителя – принять все меры для исполнения решения суда.

Процедура исполнения решения суда

Как на практике выполняется решение суда?

Основные этапы:

  1. Суд выносит решение, и через какое-то время оно вступает в силу.
  2. Если ответчик не спешит его выполнять, то оформляется исполнительный лист, который поступает в ФССП.
  3. Определяется отдел, который будет заниматься исполнением решения суда, и назначается пристав-исполнитель.
  4. Исполнитель возбуждает исполнительное производство на ответчика.
  5. Далее судебный пристав занимается исполнением судебных решений имущественного или неимущественного характера.

Законные требования приставов в рамках исполнительного производства подлежат исполнению всеми организациями и гражданами на территории России.

Если вы думаете, что все это не про вас. Вы можете глубоко ошибаться. И эта ошибка дорого обойдется. Информационные технологии хорошо и без перебоев работают далеко не по всей стране. Смена фамилии, адреса регистрации вполне могут привести к тому, что извещения на штрафы ГИБДД, долги по коммунальным услугам будут приходить не туда и не тем людям.

А потом вас ожидает сюрприз в виде ареста банковских счетов, изъятия на дороге водительского удостоверения или отмены дорогостоящей поездки за границу. Вам это надо? Чтобы такого не случилось, не поленитесь периодически заглядывать на сайт ФССП и узнавать, не заведены ли на вас исполнительные производства. Тем более, что сделать это можно за пару минут.

Меры принудительного исполнения

Некоторые меры принудительного исполнения в последнее время нашли особенный отклик у наших должников и ответчиков по суду:

1. Ограничение на выезд за границу. Если в течение 2 месяцев после срока, отведенного на добровольное исполнение решения суда, ответчик так его и не исполнил, пристав имеет право запретить выезд должнику за пределы страны.

Требования суда, невыполнение которых грозит закрытием границы:

  • уплата алиментов, возмещение материального и морального вреда потерпевшему по делу, если сумма более 10 000 руб.;
  • требования, которые не связаны с возмещением денег;
  • другие требования, если сумма долга более 30 000 руб.

2. Временное ограничение на управление транспортными средствами (автомобили, водный и воздушный транспорт, мотоциклы, квадроциклы и др.)

Это решение не может быть принято в случае, если транспорт:

  1. единственный источник дохода для должника и членов его семьи;
  2. единственное средство передвижения в отдаленной местности;
  3. используется для перевозки инвалида.

А также, если задолженность по исполнительному листу не более 10 000 руб.

3. Взыскание на имущество должника (деньги, ценные бумаги, другие ценности, движимое и недвижимое имущество).

Оно подлежит изъятию и передаче взыскателю или реализации с целью возмещения долга по исполнительному листу.

Далеко не на все имущество может быть обращено взыскание. Вот некоторые ограничения:

  1. жилые помещения на праве собственности, если это единственные пригодные для проживания помещения;
  2. одежда и обувь должника, предметы домашней обстановки за исключением предметов роскоши и драгоценностей;
  3. имущество, которое необходимо для профессиональной деятельности должника и др.

Заключение

Мы считаем, что знать права и обязанности представителей власти надо всем. И тем, кто никогда не совершал правонарушений, и тем, кто уже сталкивался с действиями приставов. Они тоже люди и могут превысить свои служебные полномочия.

Наша задача – проверить правомерность и в случае обоснованных требований незамедлительно выполнить решение суда. Желаем вам никогда не проверять теоретические знания на практике.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: