Как испортить репутацию адвокату

Обновлено: 03.05.2024

Возможно, формировать личный бренд практикующему адвокату сложнее, чем юристу, который не получил соответствующий статус и не связан дополнительными обязанностями. Как минимум, адвокат должен соблюдать профессиональную тайну и специальный кодекс этики. Также существуют, например, Правила поведения адвокатов в Интернете.

Портал ГАРАНТ.РУ поговорил с практикующими адвокатами, а также специалистами по брендингу, маркетингу, пиару и имиджу о том, с чего начать при формировании личного бренда и как удержать баланс – вести активную "публичную жизнь", стать узнаваемым и в то же время оставаться в этических и правовых рамках.

1. Начинать никогда не поздно. Но чем раньше, тем лучше

Сегодня обязательность присутствия адвоката в публичном пространстве – фактически не предмет для дискуссии. "Однозначно можно сказать, что отсутствие адвоката в Интернете равносильно отсутствию его в принципе", – отметил адвокат, член Адвокатской палаты города Москвы Борис Башилов, пояснив однако, что не имеет в виду признанных мэтров адвокатуры.

Недооценивать значимость продвижения личного бренда не стоит еще и в связи с тем, что у каждого адвоката он уже есть по умолчанию, как обратила внимание основатель агентства личного брендинга Rina Brand Рина Подповетко. И если не формировать его по своему усмотрению, то за профессионала это сделает общественность, причем с удовольствием, что чревато большими репутационными рисками. Более того, если адвокат топ-уровня не проявляет активности в медийном пространстве, то целевая аудитория воспримет его как непрофессионального, подчеркнула эксперт, сославшись на результаты ряда маркетинговых исследований. Поэтому работать над позиционированием, репутацией и охватом личного бренда желательно с первого дня осуществления деятельности в качестве адвоката.

Эксперты вполне допускают, что на рынке услуг может "победить", то есть стать более узнаваемым и в конечном итоге получить больше клиентов, адвокат-новичок с небольшим опытом, но яркой маркетинговой кампанией. Вместе с тем, как заметил адвокат, управляющий партнер Адвокатского бюро "Толпегин и партнеры" Аркадий Толпегин, новичок может "выстрелить", к нему придет огромное количество клиентов, но не факт, что они останутся, если адвокат окажется "пшиком". Эту мысль развила имиджмейкер, эксперт по деловому и публичному имиджу Елена Ашмарина, причем она привела и конкретный пример – один адвокат решил за счет внешних атрибутов быстро обрести популярность. Он арендовал дорогой офис, приезжал на встречи на люксовых автомобилях, одевался исключительно в бренды и даже придумал себе псевдоним. Это поначалу привлекло клиентов, но поскольку опыта ведения дел у него не было, после нескольких громких провалов ему пришлось прекратить деятельность.

Ознакомиться с научно-практическим комментарием Президента ФПА РФ Юрия Пилипенко к Кодексу профессиональной этики адвоката можно в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Поэтому за маркетинговой кампанией должен стоять в первую очередь профессионализм. Начинать продвижение желательно, когда уже имеется небольшой, но успешный опыт. Но еще до этого Рина Подповетко рекомендует провести аудит личного бренда (в частности, систематизировать, что адвокат имеет к настоящему моменту – наличие сайта, количество подписчиков, публикации в профильных СМИ и т. п.), определиться с собственным образом, поработать с имиджем и создать фирменный стиль.

Затем можно создать личный сайт, в том числе в виде лендинговой страницы. Там стоит указать, по рекомендации PR-менеджера, основателя собственного PR-агентства Павла Игушкина, свою специализацию, компетенции, опыт, образование и рассказать о карьере. Также нелишним будет привести примеры решенных задач и проектов, в которых адвокат участвовал. Специалист отдела маркетинга веб-студии полного цикла Pear Advert Анна Кутковская добавила бы к этому рабочую информацию: условия сотрудничества, контактные данные и т. д. Причем те же сведения можно продублировать и на личной странице в Facebook.

Понятно, что без соцсетей не обойтись – через них можно собрать свою аудиторию, получить обратную связь и рассказывать о полезном. Причем выбор соцсети может непосредственно зависеть от целевой аудитории и специализации. Коуч и маркетолог-фрилансер Айгуль Султанова привела пример: ведение юристом дел по разделу бизнеса при разводе предполагает, что потенциальными клиентками могут быть жены бизнесменов, которые решили развестись и претендуют на свою долю в бизнесе. Большая их часть "сидит" в Instagram, а значит, эта соцсеть и есть первый инструмент для изучения и активного использования.

Затем можно подключить рекламу. Беспроигрышным вариантом Анна Кутковская назвала запуск контекстной рекламы в Google и Яндексе, а также обратила внимание на метод white paper – создание небольших руководств по определенным темам и нативную рекламу. Однако для последнего метода потребуются вложения, так как, по словам эксперта, даже микроинфлюенсеры (блогеры с небольшой, но активной аудиторией) могут иметь достаточно высокие расценки. При этом она рекомендовала привлечь к продвижению несколько десятков мелких блогеров (до 20 тыс. подписчиков) – это выгоднее, чем масштабно вкладываться в "миллионника".

2. Стоит браться за "громкие" и "бесплатные" дела

По мнению большинства опрошенных специалистов, работа в команде с другими адвокатами над "громким" делом – бесценный опыт для новичка, перспектива получить достойное упоминание в СМИ и завязать полезные знакомства. Рина Подповетко добавила, что присоединяться к команде нужно обязательно при наличии такой возможности.

Более того, участвовать в подобных кейсах возможно и бесплатно, считают отдельные эксперты. В частности, адвокат Дмитрий Зацаринский назвал нормальной практикой ситуацию, когда молодым адвокатам приходится искать бесплатные дела или с небольшой оплатой – так нарабатывается опыт. Рина Подповетко добавила, что хотя и не поддерживает идею о бесплатной работе в принципе, тем не менее считает – если это не пустая трата времени, а инвестиция в будущую деловую репутацию, из обозначенного правила можно сделать исключение.

Кроме того, браться за "бесплатные" дела имеет смысл и в некоторых других случаях, их перечислил управляющий партнер Юридического бюро "Палюлин и партнеры" Антон Палюлин. Это может быть дань уважения людям либо организация, чья деятельность сформировала мировоззрение адвоката, помощь ветеранам войны, организациям защиты дикой природы или занимающимся борьбой с коррупцией. Кроме того, добавил юрист, взяться за бесплатное несложное дело, которое не займет много времени, но зато обеспечит кредит доверия от влиятельного клиента на будущее – допустимый разовый жест доброй воли.

3. Об успехе – скромно и без имен

Эксперты практически единогласно советуют адвокатам рассказывать об удачных кейсах на конференциях, в соцсетях и на персональном сайте, но с обязательным сохранением профессиональной тайны. Как подчеркнул Антон Палюлин, делать это необходимо так, чтобы нельзя было однозначно идентифицировать участников судебного процесса. То есть не следует называть номер дела, дату вынесения решения, наименования либо имена сторон, а также присужденные суммы. Аккуратно нужно подходить и к упоминанию названия суда и фамилии судьи, ведь при наличии других сведений информация позволит идентифицировать конкретный судебный процесс, а это уже нарушение адвокатской тайны. Дмитрий Зацаринский добавил к этому, что при грамотном удалении персональных данных (их можно, например, замазать штрихом или закрыть бумагой) нет ничего страшного в том, чтобы публиковать судебные акты даже полностью, а не только вступительную и резолютивную части. К тому же, перечисленные сведения по большому счету просто не нужны потенциальным клиентам. "Клиенту нужны не названия компаний, а как вы решаете задачи, устраняете проблемы и какие результаты обеспечиваете", – отметил Павел Игушкин.

Вместе с тем юристы советуют предварительно согласовать текст публикации и саму ее возможность с клиентом. Лада Горелик указала, что если доверитель против общения со СМИ, то адвокат не вправе комментировать дело, но он может объяснить первому выгоды и риски как молчания, так и активных действий в медиаполе. Эксперт пояснила, что наиболее активно судебные процессы журналисты освещают в самом начале, и если речь идет о "громком" уголовном деле, то лучше, чтобы в новостях были представлены позиции и обвинения, и защиты. "Второго шанса публично рассказать свою версию дела может не быть", – предупредила адвокат.

Важным вопросом при формировании личного бренда является не только сам контент, но и частота его размещения. Рина Подповетко советует пользоваться формулой "информационной диеты", главные принципы которой – сбалансированность и регулярность, как и в правильном питании.

По ее мнению, в публичном пространстве адвокату лучше размещать:

  • 40% экспертного контента (рекомендации, кейсы, профессиональное мнение);
  • 20% вовлекающего контента (постоянное инициирование активности, чтобы не потерять охваты в соцсетях);
  • 20% лайфстайл-контента (рассказы о личных взглядах и ценностях, чтобы вызвать доверие на уровне "человек");
  • 10% развлекательного и вдохновляющего контента;
  • 10% триггеров доверия (подтверждение личного статуса: фото с известными в сфере людьми, профессиональные награды, публикации в СМИ и отзывы клиентов).

Можно добавить, что на вопрос, как часто нужно размещать контент, адвокату следует ответить самостоятельно, в зависимости от своих возможностей.

Нелишним будет помнить и о скромности. Аркадий Толпегин посоветовал не приукрашивать достижения, поскольку мир профессионального сообщества достаточно узок, и все в основном в курсе успехов коллег. Одна ошибка – и скоро о несоответствии желаемого действительному узнают клиенты, что в итоге вполне может испортить и репутацию, и карьеру адвоката. Однако, как обратил внимание Антон Палюлин, никто не уличит по лжи аккуратного адвоката, который назовет только успешные моменты судебного разбирательства, а о неудачных тактично промолчит.

4. "Скандальный" личный бренд – профессиональное табу. Но не для всех

Многие эксперты склоняются к тому, что адвокату следует соответствовать высоким требованиям, сохранять корректность и сдержанность. Пусть скандальной и эпатажной будет другая сторона дела или сама ситуация, считает Павел Игушкин, с адвокатом же эти характеристики не соотносятся. "Скандальный личный бренд для адвоката категорически недопустим, так как скандальность отдельного представителя профессии бросает тень на институт адвокатуры в целом и на всех его представителей в частности", – добавил Аркадий Толпегин. А Дмитрий Зацаринский вообще считает личный бренд, основанный на негативе и нарушении каких-либо этических норм, путем тупиковым и состоящим из одних недостатков.

"Я прямо хочу прокричать тем, кто планирует пиар-авантюры: деловую репутацию формируют годами, а теряют ее за один день! Когда происходит громкий скандал, он часто становится неуправляемым, и вы никогда не можете быть уверены, что не потеряете лицо, когда все утихнет. Оценивайте риски и не доверяйте пиарщикам, которые обещают сделать вас известными за один день", – предупредила Рина Подповетко. Борис Башилов указал и на возможные риски в профессиональной среде – в адвокатском сообществе такой подход к продвижению не приветствуют, и в его кулуарах вполне можно прослыть "непрофессионалом".

И тем не менее даже из этого казалось бы строгого правила возможно сделать исключение. Антон Палюлин обратил внимание, что определенному кругу клиентов может быть важно, чтобы их интересы защищал в суде известный адвокат, который может "запугать" оппонентов одним своим присутствием. А судьи в таких ситуациях осознают, что любые их процессуальные действия могут быть представлены в прессе в том свете, который выгоден "скандальному" адвокату. Юрист пояснил, что такой подход к личному бренду допустим для лиц, занимающихся авторским правом, которые представляют в суде артистов и компании с такой же "скандальной" репутацией, и в итоге превращающих судебный процесс в настоящее шоу. Но в то же время, по словам эксперта, для коммерческих споров, в которых действует принцип "деньги любят тишину", указанная стратегия неприемлема.

5. Личный контент на профессиональной модерации

Как уже выяснилось, без лайфстайл-составляющей при продвижении бренда не обойтись, так как она приближает адвоката к его аудитории. Однако в этом аспекте нужно, что логично, действовать аккуратно. Антон Палюлин рекомендует помнить о важной вещи – все, что адвокат публикует в Интернете, внимательно изучают его клиенты. А значит, следует размещать только то, что не стыдно было бы показать любому своему доверителю. "Важно понимать, что личный бренд адвоката – это не его личный дневник, поэтому необязательно как на исповеди у батюшки рассказывать аудитории обо всех сторонах своей жизни", – подчеркнула Рина Подповетко.

Отдельные вещи эксперты считают недопустимыми для публикации. Дмитрий Зацаринский и Айгуль Султанова отнесли к их числу фотографии со спиртным, в пляжной одежде, в обнаженном либо непристойном, неподобающем виде. Сюда же относятся фото и видео с корпоративных вечеринок и категоричное мнение о работе коллег.

А Елена Ашмарина предложила компромиссную стратегию – какой контент наоборот можно и даже нужно размещать в сети, особенно в Instagram. "Не стоит затрагивать политические темы и темы отношений между людьми. Пишите искренне. Например, о том, что нашли экземпляр любимой книги или посетили выставку, дали интервью. Выставляйте фотографии с посещенных вами мероприятий. На самих мероприятиях придерживайтесь выбранной стилистики, становясь образцом для подражания. Заводите дружбу и фотографируйтесь с знаменитыми людьми, с которыми познакомились на мероприятии. Это повысит доверие клиентов к вам", – перечислила эксперт.

Если все же тот или иной пост публичную "модерацию" не прошел, и какую-либо оплошность заметили, эксперты советуют удалить спорную информацию. И если большой огласки не случилось, можно оставить действие без комментария. В противном случае попытка скрыть или удалить что-либо может спровоцировать еще больший скандал, поэтому не исключено, что придется сделать официальное заявление или принести извинения либо даже каким-то образом компенсировать причиненный вред. Кроме того, Борис Башилов напомнил, что информация, однажды попавшая в Интернет, остается там, как правило, навсегда. И даже удаление спорных сведений в отдельных случаях не спасет адвоката от дисциплинарного производства в адвокатской палате соответствующего региона.

6. Хороший адвокат – остроумный адвокат

Подавляющее большинство опрошенных экспертов согласны с тем, что чувство юмора при формировании личного бренда уместно и полезно. Павел Игушкин отметил, что интеллектуальный юмор разряжает ситуацию и показывает быструю работу мышления, главное – быть на одной волне с потенциальными подзащитными. Аркадий Толпегин назвал юмор и умение преподнести себя частью харизмы, которая несомненно необходима публичному человеку. "Никому не интересно читать контент "серьезного дядечки" с напыщенным лицом, поэтому уместный профессиональный юмор допустим", – добавила Рина Подповетко.

То есть ключевым аспектом юмора является его уместность. Анна Кутковская напомнила, что люди при поиске адвоката попали в определенную неприятную ситуацию. А значит, им может быть и не до шуток. Отдельные эксперты рекомендуют не перебарщивать с сарказмом и иронией – есть риск задеть окружающих. Кроме того, шутка от адвоката должна носить приличные форму и выражения. Антон Палюлин подчеркнул при этом, что ни в коем случае нельзя высмеивать доверителей, суд, прокурора, коллег и оппонентов, так как это неуместно, неэтично и подрывает доверие к адвокату.

"Однако в деятельности каждого практикующего адвоката встречаются случаи, происходившие в суде, при проведении следственных действий или в кабинете адвоката, которые иначе, как анекдотом не назовешь. Рассказывая о таких событиях в профессиональных кругах или на своей личной страничке, стоит помнить, что юмор должен быть беззлобным и анонимным (нельзя допустить идентификации участников). Если все участники происходящих событий могли бы посмеяться над собой, то анекдот удался. Если нет – то лучше даже не пробовать его рассказывать", – рассказал эксперт.

7. Использовать личный бренд в коммерческих целях можно, если позволяет время

В настоящее время специальный закон определяет, что адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, должности госслужбы и муниципальные должности (п. 1 ст. 2 Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"). То есть, как видно, прямой и явный запрет на осуществление коммерческой деятельности в данном положении отсутствует. Далеко не все опрошенные эксперты полагают, что эта или иная норма ограничивают адвоката в осуществлении коммерческой деятельности. Многие не видят в этом и этической проблемы.

Так, Елена Ашмарина считает, что естественным продолжением развития бренда может стать линия одежды или аксессуаров, причем чтобы точно избежать даже гипотетических нарушений норм, можно образовать союз с уже действующими дизайнерами одежды и выпустить совместную ограниченную коллекцию. Эксперт подчеркнула, что стать лицом бренда можно и не принимая непосредственного участия в делах компании. Но при этом продукция, вдохновленная брендом адвоката, транслирует, по ее словам, ценности профессии, например, очки ассоциируются с интеллектом, а их необычная форма может отсылать к неформальной аудитории или увлечением искусством.

Дмитрий Зацаринский высказал мнение, что сотрудничество с домами мод и производителями – творческое начало, и необходимо поощрять его, но конечно, не в ущерб основной работе адвоката. Он добавил – осуществлять такую деятельность можно бесплатно, в противном случае необходимо убедиться, что она все-таки сочетается со статусом адвоката, и вовремя оплачивать налоги.

Наличие времени и возможности – ключевой фактор в данном случае. В том числе не исключено, что адвокат в итоге предпочтет что-то одно и этим окажется не основная профессия. В частности, Анна Кутковская поделилась опытом – в результате своего увлечения один адвокат отказался от практики и полностью погрузился в ритейл, открыв довольно крупную сеть магазинов.

***

Семь сформулированных правил, возможно, помогут и начинающим профессионалам, и опытным практикам сформировать, поддержать или улучшить личный бренд с минимальными рисками. И тех, и других портал ГАРАНТ.РУ поздравляем с их профессиональным праздником – Днем российской адвокатуры, который отмечается сегодня, 31 мая!


Сегодня я хочу поделиться с Вами одним очень важным делом, которое затронуло не только мои личные интересы, но и может коснуться абсолютно каждого. К сожалению, сейчас мы живем в такое время, когда дурной поступок сделать гораздо проще чем хороший и можно просто выйти сухим из воды.

Но я к своей репутации отношусь очень трепетно, потому что это мои знания, мой опыт, которые не с неба мне упали, а достались трудом и упорством, поэтому считаю, что за слова надо отвечать.

Рассказываю: в один не очень то и прекрасный вечер я обнаружила, что на неком информационном ресурсе от имени какой-то «Ольги» обо мне как об адвокате были размещены отрицательные отзывы и характеристики, откровенно враждебные и злобные, которые были наглым враньем и глупостью.

Я конечно понимаю, что все мы люди, нам всем свойственно критическое мышление и субъективность оценочных суждений, поэтому не требую пиететного отношения к себе, однако ложь и грубость — это явный перебор, с которым я решила бороться жестко и принципиально.

Первоначально, я определила владельца сайта и написала ему письмо с требованием удалить информацию, которая мало того что не соответствует действительности, так и еще является для меня порочащей, что может негативно сказываться на ведении профессиональной деятельности.

Владелец ресурса отказался добровольно разрешить проблему, к чему, собственно говоря, я была готова, потому что сайт — это как забор, на котором каждый размещает что хочет и если эта информация не является запрещенной, то есть экстремистского содержания или прочей незаконной направленности, то собственнику абсолютно без разницы что у него происходит на площадке, стабильный доход интересует его больше.

Обращение в Роскомнадзор, также не принесло результатов, однако я не отчаивалась, ведь изначально понимала, что это мое личное сражение за восстановление моего честного имени, за мою репутацию, которая наработана годами кропотливейшего и безукоризненного труда и оно будет долгим и сложным, но я все равно выйду победителем.

И третий этап моей битвы — суд, в котором победа, как и ожидаемо была за мной. Однако, остановлюсь более подробно на данном моменте, потому что каждый профессионал должен знать как защитить свою деловую репутацию от таких неизвестных злопыхателей, которые на самом деле являются чей то дешевой постановкой с претензией на устранение крупного игрока.

Итак, в суд мы должны придти абсолютно подготовленные — у нас должен быть ворох документов, у меня это были ответы на запросы в АП г. Москвы о том, что в отношении меня ни разу не было дисциплинарного производства, а только поощрения, положительные рецензии от других коллег со всей страны, ответы Роскомнадзора о том, что в их компетенции не входит удаление правомерной информации, ответы правообладателя информационного ресурса.

Также мною был изучен весь архив работы с Доверителями за последний год и только с одной женщиной по имени Ольга у нас в ходе работы возникли некоторые недопонимания, которые мы разрешили мировым соглашением и остались в нейтральных деловых отношениях.

В судебном заседании, Ольгой были даны пояснения, что она не имеет никакого отношения к размещенным отзывам на информационном ресурсе, к сотрудничеству со мной она не имеет никаких претензий и как профессионала она оценивает меня достаточно высоко, просила удалить информацию с сайта как недостоверную, намеренно ложную.

В суд я зашла с заявлением об установлении юридического факта размещения в сети Интернет недостоверной информации, порочащей честь, достоинство и деловую репутацию в соответствии со ст. 152 ГК РФ в случаях, когда сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, стали широко известны и в связи с этим опровержение невозможно довести до всеобщего сведения, гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также пресечения или запрещения дальнейшего распространения указанных сведений путем изъятия и уничтожения без какой бы то ни было компенсации изготовленных в целях введения в гражданский оборот экземпляров материальных носителей, содержащих указанные сведения, если без уничтожения таких экземпляров материальных носителей удаление соответствующей информации невозможно Для таких дел требуется опровержение той информацию, которая распространяется о Вас, чтобы суд только при наличии Ваших доказательств, понял, что сведения не соответствуют действительности и они порочат честь, достоинство и деловую репутацию, что с легкостью мне удалось и проделать, а решение привели к исполнению немедленно.


Между партнерами по бизнесу возникли разногласия по размерам вклада в совместный бизнес. Решить спор на первоначальном этапе, за столом переговоров, не удалось. По этой причине один из партнеров обратился к адвокату за юридической консультацией. Проанализировав рекомендации, предприниматель решил урегулировать спор в досудебном порядке с привлечением адвоката.

Предвидя возможные долгие судебные процессы, и большие финансовые затраты, принимая во внимание, что результат невозможно спрогнозировать, была выстроена дальнейшая стратегия:


  • выезд на место событий, которое находилось в другом регионе;
  • фиксирование на месте событий, факта действий со стороны другого партнера;
  • сбор сведений, необходимых для оказания юридической помощи;
  • опрос лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к делу;
  • сбор предметов и документов, которые могут быть признаны вещественными и иными доказательствами по делу;
  • обращение в правоохранительные органы;
  • представление интересов доверителя в правоохранительных органах.

Краткий результат юридической консультации:

  • возврат вторым партнером имущества;
  • принятие вторым партнером предложения о решении спора в досудебном порядке;
  • заключение «мирового соглашения», взаимные уступки, паритет сторон;
  • сохранение денежных средств;
  • минимальные затраты на примирительные процедуры относительно затрат на судебный процесс;
  • отсутствие сведений в картотеке арбитражных дел о судебных делах доверителя (прим.: доверитель является крупным подрядчиком в нефтегазодобывающей отрасли, и сведения о судебных делах является основанием отказа заключения государственных контрактов);
  • сохранение деловой репутации.

А теперь подробно о проблемах и детали

У вас возникли проблемы, вам нужна юридическая консультация

Первая проблема, с которой вы столкнётесь — это поиск адвоката (юриста), который сможет вам помочь. Кажется, вам необходимо решить юридическую задачу — проблему. А вы, еще не решив её, уже сталкиваетесь с другой проблемой. Следовательно, решать задачу необходимо комплексно, поэтапно. Сначала необходимо будет найти адвоката (юриста), потом решать проблему с участием адвоката.

1. Первый этап — поиск адвоката (юриста)

1.1. Лучший способ найти адвоката — это сарафанное радио. Вы сможете узнать об адвокате от своих знакомых, какие дела он вел, и какие задачи были им решены.

1.2. Второй способ — это сайт Праворуб.
В настоящее время, это один из самых востребованных сайтов по поиску специалистов юридической направленности. На сайте вы найдёте подробную информацию о специалисте, о его делах, комментарии о его работе. Также узнаете его рейтинг и репутацию.

Открою вам тайну. Этим сайтом пользуются (конечно, не официально) судейские работники, что говорит о значимости данного ресурса.

Предвидя возражения читателей о наличии в интернете других качественных ресурсов по подбору юристов, хочу отметить, что часть таких ресурсов созданы мошенниками. Другая часть, является агрегатором (посредником) между вами и юристом. Следовательно, от 5 % до 50%, вы платите посреднику, который не отвечает за результат, которого сложно привлечь к ответственности. И в большинстве случаев вы столкнётесь с обманом. Под видом юридических услуг вам предоставят информационные услуги. Конечно, в договоре будут прописаны «нужные слова». Договор будет называться «оказание юридических услуг». В договоре, который будет составлен на нескольких страницах, вы прочтёте, как вам покажется, существенные условия. Но, это вас не защитит от обмана.

Еще часть специалистов, которые не вошли в описание — это юристы, недавно окончившие институт, и таким образом получают опыт, тренируюсь на вас. В эту группу входят и недоученные юристы, бывшие педагоги, экономисты, бывшие сотрудники государственных органов. Обычно, такие горе-специалисты говорят, что имеют два диплома, а то и более, один из которых об окончании юридического ВУЗа. Опять же, не все они безграмотные, есть и достойные специалисты. Но, вы должны знать об этой особенности.
Пример из адвокатской практики: бывший участковый, которого уволили из полиции, активно представлял интересы доверителей в суде. В одном из дел о защите интересов своего доверителя, по взысканию ущерба связанного с ДТП, участковый заявил, что " двигаясь задних ходом из гаража, водитель имеет преимущество, и не обязан уступать дорогу машинам, движущимся по главной дороге". В итоге, незнание участковым правил дорожного движения, и других законов, привело к взысканию с его доверителя суммы превышающей первоначальную, которую заявил истец в суде. Истец, первоначально, готов был заключить мировое соглашение на сумму 90.000 руб. Но, участковый активно противодействовал, затягивал рассмотрение дела, заявлял абсурдные ходатайства, поэтому было принято решение взыскать с ответчика ущерб в полном объёме, который составил 220.000 руб. Также с ответчика были взысканы судебные расходы на адвоката в размере 20.000 руб. 1.3. Третий способ — поиск статей адвоката (юриста), которые были опубликованы в специализированных журналах, или на юридических сайтах, заслуживающих доверие юридического сообщества. Данный способ является затратным по времени. Вы незнакомы с этими сайтами, и потребуется много времени, чтоб их найти. Также и анализ статей имеет определённую сложность.

2. Второй этап — решение проблемы

2.1. Этап — досудебный (получение юридической консультации). Досудебный способ решения проблемы является самым рациональным. Получив юридическую консультацию, вы сможете избежать расходов, которые могут составлять, иногда, больше чем размер самой проблемы. Вы сохраните, как денежные ресурсы, так и временные. И что, немаловажно, сохраните деловую репутацию, и ваше душевное спокойствие. Плохой мир, лучше доброй войны. Тот, кто не участвовал в судебных процессах, тот не сможет понять, как изматывает человека ситуация неопределённости. А с учётом меняющегося законодательства, и затяжных процессов, порой, выигрышное дело может стать проигрышным.

Данный способ приемлем, если ваше дело ведёт профессиональный советник в области юриспруденции. Практикующий юрист сможет определить аспекты вашего дела и выбрать способ защиты ваших интересов. Юрист постоянно изучает судебную практику, анализирует решения судов, может применить свои знания с учётом вашего дела.

При этом следует принять во внимание, что досудебный этап урегулирования спора с участием адвоката, потребует денежных затрат. И эти услуги не могут быть бесплатными, и стоят дорого. Но, в любом случае, затраты на юридические услуги в виде консультации, несопоставимы с размером оплаты за ведение дела в суде. А если учесть расходы на оплату судебных пошлин, почтовых услуг, технических работ, перелётов, проживания, то к основной сумме оплаты за ведения дела в суде, можно смело прибавить 10-50 процентов.
Совет адвоката: увидев слова «бесплатно», «бесплатный адвокат», «бесплатный юрист», «юридические услуги бесплатно», «юридическая консультация бесплатно», «100% результат» — бегите от таких горе-специалистов. Задача таких «контор» изъять у вас деньги под видом «бесплатности», оставив вас с не решенными проблемами. Конечно, и здесь есть исключения. Это адвокаты (юристы) осуществляющие помощь «pro bono » — без оплаты. Помощь таких специалистов предоставляется малоимущим, социально незащищённых слоям населения, и при условии согласия самого адвоката (юриста).

Юридическая консультация — это средство решить проблему за короткий временной период, с минимальными затратами.

2.2. Этап — судебный. Является дорогим удовольствием. Как было описано выше, для ведения дела в суде потребуются деньги не только на оплату услуг адвоката, но и на оплату судебных расходов.

2.2.1. На начальном этапе потребуется:
2.2.1.1. Оплатить технические работы — копирование, сканирование.

Для подачи иска в суд необходимо распечатать сам иск, и сделать копии с оригиналов документов, которые будут предоставлены в обоснование исковых требований. Обычно технические работы входят в оплату юридических услуг, но при большом объеме документов, оплата может возрасти.

2.2.1.2. Оплатить государственную пошлину за рассмотрение искового заявления. Без оплаты пошлины суд оставит иск без движения, а в случае если указанные обстоятельства не будут устранены в срок, установленный в определении об оставлении заявления без движения, суд возвратит его обратно заявителю.

2.2.1.4. Оплатить услуги экспертов, специалистов (прим. в случае необходимости). Экспертиза является одним из способов защиты своих прав, и часто, основным доказательством по делу в суде.

2.2.1.5. Оплатить нотариальные услуги, услуги переводчиков, других специалистов, оплатить расходы по перелёту и проживанию свидетелей, если они проживают в другом городе, и их присутствие обязательно. Оплатить другие расходы при необходимости.

2.3. Этап исполнительного производства. Вы успешно прошли все этапы. Нашли адвоката, оплатили все расходы, «выиграли» дело в суде. Получили исполнительный лист о взыскании долга. Предъявили исполнительный лист судебным приставам для принудительного исполнения. Пристав возбудил исполнительное производство. Вы ждёте, когда деньги поступят вам на счет. Но, проблема, как многие ошибочно подумают, что решена, часто, не имеет решения.

Например: должник умер в процессе, и не оставил наследства, на которое можно было бы обратить взыскание. Должник поменял место жительства, и найти его будет проблематично, т.к. приставы не будут, в большинстве случаев, его разыскивать. Должник не имеет имущества, которое можно взыскать. После трёх лет, истечёт срок предъявления исполнительного листа к взысканию, следовательно, взыскать долг не получится. При этом, существуют еще множество способов, как не платить по долгам.

Поэтому, самостоятельно, без знания специфики судебных процессов, вы не сможете преодолеть юридические преграды, даже если вы проштудировали множество книг юридической направленности. Вывод один: консультация адвоката (юриста), один из оптимальных путей решения проблем.

На официальном сайте Адвокатской палаты г. Москвы (далее – АПГМ) опубликован алгоритм защиты деловой репутации в суде для адвокатов, находящихся в «черных списках» и «рейтингах» на различных сомнительных сайтах в интернете. Совет АПГМ на своем заседании 29 октября 2020 г. утвердил алгоритм, предложенный членом Совета палаты Максимом Устинюком. В интервью «АГ» Максим Владимирович рассказал о создании алгоритма и о дальнейших задачах по защите деловой репутации адвокатов, таких как создание рабочей группы, помогающей адвокатам, и подготовка проекта нормативного акта, наделяющего Роскомнадзор полномочием блокировать подобные сайты.

– Как у Вас возникла идея составить алгоритм защиты деловой репутации для адвокатов, находящихся в «черных списках» и «рейтингах»?

– Еще в ноябре 2019 г. Совет АПГМ принял и обнародовал заявление «О распространении недостоверной информации в отношении адвокатов». Это было ответом на коллективное обращение почти двух десятков адвокатов, просивших защитить их права, поскольку в сети «Интернет» очень много разномастных сайтов, и в последние годы на их страницах получили массовое распространение «рейтинги» и «черные списки».

Сами по себе «рейтинги» могут быть содержательными и в чем-то полезными, но только при условии, что они составляются по понятным для всех правилам, например, итогам конкурсов. Каждый участник такого конкурса знает его правила и, что самое главное, добровольно в нем участвует. Если я не хочу участвовать в таком мероприятии, то организаторы конкурса и составители «рейтинга» никак не могут принудительно включать меня в число участников и давать мне какие-либо характеристики.

В тех же случаях, о которых мы говорим, все происходит с точностью до наоборот. Никто не может понять, какие правила и критерии действуют при составлении этих «рейтингов» и почему в них включаются адвокаты, которые не желают этого, и без их ведома.

Прошло время, и буквально пару месяцев назад владельцы этих сайтов несколько модернизировали существовавшие до этого «рейтинги» и стали уже предлагать свои услуги по возврату выплаченного адвокату гонорара. То есть объявляется, что адвокат, который якобы «не выполнил то, что он обещал» (это цитата из объявлений на сайтах), обязан вернуть весь гонорар доверителю, и предлагается помощь в возврате денежных средств, уплаченных «недобросовестному адвокату». Более того, на сайтах обещано вознаграждение за негативную информацию об адвокате, которая могла бы привести к возбуждению в отношении него дисциплинарного производства, а еще лучше – уголовного дела (за это вознаграждение будет выше).

Я долго размышлял, что с этим делать. Ясно, что в настоящее время адвокаты, да и адвокатура в целом, оказались недостаточно защищены от недостоверной негативной информации в сети «Интернет». Если мы говорим о явном нарушении законодательства о распространении информации, преследуемом даже в уголовном порядке (например, сведения о распространении наркотиков, порнографии), то в этом случае Роскомнадзор своим решением прекращает доступ к такому сайту. Если же, как в обсуждаемых нами случаях, нарушение закона не так явно, то Роскомнадзор названных полномочий не имеет.

– Что же делать? Получается, что суд – это единственная инстанция для защиты от такой информации?

– Да. «Черные списки» обычно нельзя верифицировать, т.е. выяснить, кто является автором и на каком основании сделаны выводы. Чаще всего это анонимные тексты, не имеющие ничего общего с реальной деятельностью адвоката. Поэтому в результате общения с коллегами, в том числе имеющими положительный опыт борьбы с такой недостоверной информацией, т.е. защитившими свои честь, достоинство и деловую репутацию в порядке ст. 152 ГК РФ, стало ясно, что единственным способом защитить свои права является обращение в суд. К сожалению, кроме суда, в данном случае никто реально помочь не сможет.

Нужно иметь в виду, что на этих сайтах размещаются персональные данные человека: его фамилия, имя и отчество, а также данные о профессиональной деятельности. То есть указывается, что гражданин – адвокат. Это незаконная обработка и распространение персональных данных гражданина.

– Но в интернете очень часто можно встретить персональные данные о любой публичной фигуре, взятые из открытых источников, в том числе и те, которые она не хотела бы распространять. Даже если в них нет негатива. Этому можно препятствовать?

– Есть публичные лица (государственные деятели), которые обязаны публиковать сведения о себе в силу закона и занимаемых ими постов. Но это исключения. В общем же случае предоставление и последующую обработку (размещение) персональных данных возможно осуществлять только с согласия гражданина. Без такого согласия нельзя включать персональные данные гражданина в какие-либо справочники, равно как и размещать в сети «Интернет», в том числе на интернет-ресурсах, информирующих об адвокатах и адвокатуре. Поэтому любой гражданин, который считает, что в Сети распространяются его персональные данные, и он не распространял их сам и не давал своего согласия на такое распространение, вправе обратиться в Роскомнадзор, независимо от того, из какого источника взяты эти данные. Ведомство, в свою очередь, инициирует иск в суд, порой в интересах неопределенного круга лиц, если речь идет о коллективном обращении.

– Есть еще официальные реестры.

– Да, но при условии, что эти реестры составлены и ведутся уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции.

Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми и общедоступными, следовательно, их можно использовать на других интернет-ресурсах.

– Кто и зачем создает такие порочащие адвокатов списки?

– Полагаю, что это такой нелегальный бизнес. Они создаются с целью последующего исключения из этих списков либо для включения в другие списки на каких-то «взаимовыгодных» условиях. Ведь имеются не только «черные», но и «белые» списки. И я предполагаю, что формирование и изменение этих списков происходят не «просто так». Цель этих сайтов – привлечение «клиентов». То есть их целевая аудитория – не только сами адвокаты, но и люди, нуждающиеся в юридической помощи. Именно их на определенном этапе может заинтересовать «рейтинг» адвокатов, чтобы понять, к кому следует обращаться, а к кому – нет. Отдельный «бизнес» – составление жалоб на адвокатов.

– Вы сами попали в такой список. За что, если не секрет?

– А разве для этого нужны какие-то объективные причины? Я спокойно отношусь к своему попаданию в подобные «списки», они же не имеют отношения к реальности. Мое мнение таково: образованный, умный человек никогда не поверит в такие «рейтинги», потому что в современной цифровой реальности продвинутый пользователь всегда отличит фейковый сайт от официального ресурса, где действительно имеется полезная и, главное, достоверная информация. Если же человек верит таким сомнительным «рейтингам», то я даже рад, что со мной он общаться не станет.

Мне не раз сообщали, что видели мое имя на каких-то интернет-сайтах, и при этом отмечали, что не верят размещенной там информации. Сам я всегда предлагаю ориентироваться только на конкретные результаты моей работы с доверителями. Вообще состоявшийся адвокат обычно уверен в своих знаниях, опыте, практике, иными словами – в своем личном бренде, а вот начинающему адвокату такие мелкие пакости могут серьезно подпортить репутацию.

Резюмируя ответ на ваш вопрос, могу сказать, что обычно на таких сайтах и в таких «рейтингах» ставятся под сомнение профессионализм адвоката, его добросовестность, выдвигаются обвинения в совершении действий, которые можно квалифицировать как дисциплинарный проступок: нелояльности клиентам, неявке в суд. Дальше идут совсем уже сомнительные утверждения: «проиграл» дело, хотя обещал «выиграть», «ничего не сделал», получил гонорар, но не отработал его. Хотя понятно, что обещать «выигрыш» в суде адвокат не может и что условия соглашения – это общая воля обеих сторон.

Еще одна крайне неприятная черта всех этих ресурсов – анонимность «отзывов» о работе адвоката и невозможность диалога: лицо, которое стало объектом негативного отзыва, не может возразить. Сайты полностью закрыты для комментариев со стороны адвокатов, о которых они публикуют информацию.

– Так как же адвокату защитить свое честное имя? Что предлагается в алгоритме?

– Алгоритм получился довольно подробным, в нем расписаны все возможности защитить свои права. Сейчас мы даже думаем, не следует ли в дальнейшем включить в него какие-то проекты типовых процессуальных документов, которые могут представляться в суд.

Первое действие – через официальный ресурс (например, «who is») получить сведения о том, кто является владельцем сайта. От результатов этого действия будут зависеть дальнейшие шаги.

В любом случае путь один – обращение в суд в порядке ст. 152 ГК РФ. Но если владелец сайта неизвестен, т.е. использованы инструменты, позволяющие скрыть данные о владельце сайта, следует обращаться в суд в порядке особого производства согласно п. 8 ст. 152. А заинтересованным лицом привлекать Роскомнадзор. Если же владелец, а также его местонахождение известны, то ответчиком должен быть он. Следовательно, в этом случае действует общий порядок искового производства. При этом не важно, находится ли ответчик в нашей стране или за рубежом, иск подается в российский суд.

Последующие пункты алгоритма описывают подготовительные действия для обращения в суд. Недостаточно грамотно составить заявление, нужно собрать доказательственную базу, которая будет включать информацию о деятельности адвоката, стаже его деятельности, наличии дисциплинарных взысканий и поощрений за успехи в адвокатской деятельности. Также надо обратиться на сайт, разместивший недостоверную информацию, с требованием о ее удалении. А в случае отказа или отсутствия ответа иметь подтверждение попытки решить спор в досудебном порядке. Наконец, в случае необходимости следует обратиться к специалисту (например, к лингвисту, чтобы тот провел исследование и составил заключение о том, содержат ли обнародованные сведения высказывания, содержащие негативные сведения о профессиональных качествах адвоката и осуществлении им своей деятельности, выражена ли данная информация в форме фактологических утверждений, если ответы на эти вопросы требуют специальных познаний). Представленные доказательства помогут суду вынести законное и обоснованное решение.

Разумеется, каждый адвокат сам определяет, нарушены ли его права публикацией в интернете или нет, и нуждается ли он в судебной защите своих прав.

– Может ли воспользоваться таким алгоритмом адвокатское образование или даже палата?

– Адвокатское образование может защитить свою деловую репутацию, если в Сети размещены негативные отзывы именно об этом образовании. Тогда оно вправе обратиться с иском в суд.

Адвокатская палата в данном случае, на мой взгляд, не может считаться лицом, чья деловая репутация нарушена отзывами о конкретных адвокатах, состоящих в ней. К тому же палата не ведет адвокатскую деятельность.

– Нужно ли для борьбы с фейковыми сайтами создавать какую-то структуру (возможно, поручить рассматривать эти вопросы комиссии по защите прав адвокатов) или достаточно предложенного алгоритма и помощи друзей и коллег-единомышленников?

На мой взгляд, было бы полезным рассмотреть вопрос о создании на региональном уровне какой-то рабочей группы, помогающей адвокатам, но пока неясно, в каком формате. Представлять в суде интересы адвокатов, пострадавших от негативной информации, члены такой группы теоретически могли бы. А помогать в составлении процессуальных документов, думаю, адвокатам не нужно, они достаточно профессиональны, чтобы сделать это самостоятельно. Просто не у всех руки доходят, да и приоритеты у каждого свои.

Думаю, что было бы полезно изучить вопрос о возможности подготовки проекта нормативного акта, наделяющего Роскомнадзор полномочием блокировать подобные сайты, на которые поступает много обоснованных жалоб. Пока такой возможности он просто не имеет.


Итак, предположим, что вы уже нашли адвоката, договорились с ним о встрече и пришли к нему на прием. Чего же не надо делать, чтобы заключить с адвокатом соглашение на ведение вашего дела, а совместная работа с адвокатом приносила максимальную пользу. Ниже приведены 5 «вредных» советов, следуя которым, отношениям со своим адвокатом можно навредить, а дело в суде проиграть.

1. Требуйте от адвоката гарантий

Всегда требуйте от адвоката гарантий. Адвокат должен дать гарантию, что дело выигрышное. Деньги он ваши отсудит, имущество у врагов отобьет, вас оправдают. В суде он должен доказать, что белое – это черное, а черное — это белое, а вы этого гражданина палкой по голове не били, а он сам головой в нее несколько раз ударился.

Иначе, зачем адвокат вообще брался за ваше дело? Адвокат должен напоминать вам, что шансов у ваших врагов против вас нет никаких, а решение суда должно быть в вашу пользу.

Если Ваш адвокат отказывается давать вам такие гарантии, начиная издалека говорить про какую-то адвокатскую этику, приведите ему пример из жизни вашего знакомого, которого какой-то адвокат чудесным образом «отмазал» точно в такой же ситуации.

2. Это же так просто.

Когда Ваш адвокат называет цену за свои услуги – следует возмутиться и сказать, что не может столько стоить составление бумажки или съездить в суд. Если адвокат будет настаивать, что для этого ему надо знакомиться с материалами дела или изучать судебную практику, соглашайтесь, но требуйте гарантий (см. п.1).

3. Давайте адвокату указания.

Если вы уже заключили с адвокатом соглашение на ведение дела, обзвоните всех своих друзей, знакомых и малознакомых. Расскажите им о вашей проблеме и узнайте все возможные способы решения вашей проблемы. Потом позвоните своему адвокату и потребуйте вести ваше дело так, как Вам рассказали ваши друзья и знакомые.

4. Не вздумайте адвокату помогать.

Если вы договорились с адвокатом созвониться, ни в коем случае не перезванивайте. А если созвонились и договорились о встрече никогда не приходите вовремя. Если адвокат просит вас привезти документы – не привозите. Если адвокат просит привести свидетелей – не приводите. Звоните ему и говорите, что за ваши деньги требуете результата, остальное вас не волнует.

Адвокату за то и платят, чтобы они сделал все и без бумаг, свидетелей и вашей помощи.

5. Никогда не оплачивайте труд адвоката во время.

Если Вы договорились с адвокатом об оплате его труда в рассрочку – радуйтесь, теперь можно его труд не оплачивать. Ведь адвокат не расстроится, если вы не станете платить ему вовремя. Он с радостью отправится в суд и будет там с неподдельным энтузиазмом вас защищать. С него не убудет.

Ведь адвокат ничего не делает, ходит по кабинетам, воздух сотрясает. Ведь вы ему пообещали такие деньжищи.

P.S. Основано на личном опыте. Любые совпадения — не случайны.

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Поделитесь публикацией в соц.сетях, пригласите друзей и коллег к дискуссии

Уважаемый Максим Сергеевич, к сожалению, с развитием информационных систем и возможности регистрации на различных интернет ресурсах кого угодно, такие советы очень часто даются в интернете «великими спецами» от юриспруденции, всем желающим их воспринимать. А желающих много…

Особенно таким поведением отличаются руководители предприятий. Они привыкли командовать своими подчиненными и продолжают это делать с адвокатом.

И я улыбаюсь вместе с Вами. Надо бы еще присовокупить пожелание клиента не писать следователю ходатайства дабы его «не раздражать» :)

Спасибо, улыбнулся :)
К сожалению многие так и поступают, наверное есть какое-то печатное руководство для начинающего доверителя, а может и видео с пошаговыми инструкциями и примерами.

Уважаемый Максим Сергеевич, обычный, почти рядовой случай.(giggle)
Как правило, подобные клиенты, раскрыв в первой беседе все четыре упомянутые условия, забывают о цели визита и затрудняются ответить на вопрос: «Зачем вам адвокат?»

«Зачем вам адвокат?» это точно. Я иногда так и говорю

Все просто на самом деле… наверное.
— Людям свойственно выдавать желаемое за действительное… и они с бОльшей радостью доверяют тому, кто им кивает и поддакивает .
— Людям свойственно желать стабильности, по этому они ждут обещаний и гарантий.
— Людям хочется ощущать собственную значимость и они «стараются быть полезными», проявляя активное участие, без которого, как им кажется, адвокат никогда сам не справится…

Максим Сергеевич, благодарю за «лирическое отступление» со смыслом) Отвлеклась немного…

Уважаемая Марина Владимировна,
Людям хочется ощущать собственную значимость и они «стараются быть полезными», проявляя активное участие, без которого, как им кажется, адвокат никогда сам не справится… Вы очень любите людей:) и слишком хорошо о них думаете. Я это заметил. А я считал себя позитивным человеком. (F)

Максим Сергеевич, да не то, чтобы ОЧЕНЬ… И не так, чтобы СЛИШКОМ .
Я вполне отдаю себе отчет в окружающей меня действительности. Розовые очки не ношу лет с 20 8)
Люди на самом деле разные… и такие, как Вы описали, «клиенты» достаются не только адвокатам… Такие же в точности валом приходят, например, в больницу…
В общем — везде хорошо, где нас нет)))

От меня еще совет:

По ночам изучайте интернет. Спать не ложитесь ни в коем случае — ждите утра. Ровно в 8 утра (если совсем не терпится, то можно и раньше) позвоните адвокату и вывалите на него результаты своих ночных изысканий, включая собственные мысли по поводу прочитанного.

Выходные дни полностью посвятите изучению интернета. Утром в понедельник обрадуйте своим звонком адвоката в тройном размере.

Уважаемый Олег Витальевич, хороший совет. Надо было включить еще про звонки по поздним вечерам и в выходные.

звонки по поздним вечерам
И не только. Мне одна женщина, которой я когда-то давал консультацию, позвонила в 06:50. В воскресенье.

Уважаемый Максим Сергеевич, у утренних звонков есть одна важная особенность. Они несут результаты ночных брожений разума, отличающихся очень крутым замесом.

Уважаемый Олег Витальевич, а чтобы не потерять мысль, сразу как найдете что то дельное, звоните адвокату! Он будет дичайше рад обсудить с вами все умные мысли, особенно в 3 часа ночи, или в 7 утра в субботу! Адвокат же всегда готов работать.

Я бы добавил: если Вас среди ночи или в выходной день посетила мысль о том, как выиграть Ваше дело — немедленно звоните адвокату и, желательно очень подробно, не считаясь со временем, снабжая свой рассказ многочисленными примерами из СМИ и жизни Ваших знакомых, поделитесь с адвокатом с тем, что пришло Вам в голову.
Если адвокат начнет говорить, что у него выходной, а ночью он спит — знайте — это плохой адвокат, которому Вы безразличны; раз Вы заплатили деньги, значит адвокат свою жизнь обязан посвятить исключительно Вам, отказавшись от прочих мирских дел, включая личные.

Уважаемый Андрей Юрьевич, собираю в копилку:D

Уважаемый Максим Сергеевич, как большой поклонник творчества Г.Остера с его «Вредными советами», предлагаю коллективно создать нечто подобное и на «Праворубе»:)

Вот, вот. Распечатаю крупным шрифтом и повешу на дверь. Каждый второй клиент в этом уверен!

Уважаемый Андрей Юрьевич, :D у меня так было:D

А я вот, наверное, распечатаю, в рамку и приемной кабинета повешу, рядом с прейскурантом цен…

Уважаемый Максим Сергеевич, а еще — ВАШЕ дело единственное у адвоката и кроме него и ВАС он не может и не должен заниматься НИЧЕМ! Отсутствие ответа на звонок в дневное время, реальное подозрение адвоката в побочных и личных делах, не берет трубку и не перезванивает в течении 5 минут — непростительная личная обида на невнимательность защитника!

А еще не стоит тратить свои деньги на связь с адвокатом, просто скиньте ему СМС что бы он срочно вам перезвонил. Особенно актуально если адвокат живет в другом регионе. И помните, что это адвокат должен думать в каком часовом поясе вы живете, вам об этом думать вовсе не обязательно.

как советовал Николай – муж соседки Нади, который работает в полиции, водителем во вневедомственной охране
Уважаемый Максим Сергеевич, вот именно поэтому я предпочитаю иметь дело с адвокатом, а не его клиентом, когда просят заключение специалиста.

Если клиент постоянно делится с адвокатом только умными мыслями, как своими, так и водителя Николая, то представляете, чем делятся клиенты с экспертами? Могу, например, поделиться богатейшей коллекцией ссылок на лженаучные сайты, и такими же мнениями сонма якобы автоэкспертов с «лобановками» :)

В копилку. Всегда говорите что на соседней улице адвокат стоит вполовину дешевле. Не вздумайте доверится как на исповеди.Доверяйте только тем адвокатам, которых привела судьба (в кабинет следователя(angel))

Ребята! Посмеялась!
Простое человеческое спасибо за вечер юмора после сложного дня. (три суда, приостановление, отложение… пробки. )(H)

Не экономьте на адвокатах. Случай из жизни. В понедельник позвонила знакомая — ее хорошие знакомые решили расторгнуть брак, спора о разделе совместно нажитого имущества нет по причине его отсутствия, есть несовершеннолетний ребенок — согласие по ребенку достигнуто. Вопрос: надо ли идти в суд и правда что гос.пошлина 30 тыс. руб. (как они где-то вычитали в интернете). Ответ на первый вопрос: да — в суд, ответ на второй вопрос — нет, 400 руб. Если хотят — пусть скинут документы, я через пару дней бесплатно им подготовлю иск и проконсультирую. Звонок через день после разговора. Знакомая рассказывает, ты представляешь, мои знакомые посидели вечером и все-таки решили развестись, пошли в суд взяли свидетелей, но ОКАЗЫВАЕТСЯ НАДО ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ СРАЗУ ПРИНОСИТЬ. Повеселилась сама и мои коллеги от души. Спрашиваю, как же они в суд без иска пошли. Ответ, но они думали как в ЗАГСе — пришли в суд и написали судье бланк заявления, а зачем свидетелей привели — так ведь по телевизору так показывают, а госпошлину в размере 30 тыс. рублей — кому собирались передавать — прямо судье в кабинете. При этом, расторгающие брак — люди с высшим образованием, работающие на госслужбе, 35 — 40 лет. В итоге, обратились к адвокату, рядом с судом и заплатили деньги за иск

«О, сколько нам ошибок трудных
готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных
И гений, парадоксов друг»… А.С Пушкин
Хорошая статья. На «злобу дня», так сказать. Правда, с учетом «реалий» последнего времени — трудно ожидать от клиента безоговорочного согласия с адвокатом по всем вопросам…

Уважаемый Владимир Александрович, как обычно, последнюю строку опустили.

Наверное традиция такая.

«И случай — Бог-изобретатель»

Уважаемый Сергей Валерьевич, наверное потому, что как то не рифмуется.
Четверостишие — классика русской поэзии.
А «пятое колесо в телеге» — ну, сами понимаете…

Уважаемый Владимир Александрович, так в том то и особенность данного произведения, что оно всего из пяти строк. Однако последняя почему то выпала при цитировании в качестве эпиграфа к очень уважаемой телевизионной программе и после этого, так и приводится в несколько усеченном варианте.

Ещё советы:
— Не стоит все надежды возлагать на адвоката.
Больше встречайтесь со следователем, а лучше с операми.
Следователь и опера работают на государство, а, следовательно, лучше знают, что и как надо делать на следствии.
Их советы бесплатны, значит, бесценны. Смело следуйте им.
В беседах с операми, можно рассказать всю, как есть, правду — протокол же не ведётся. Неплохо также поставить их в известность о том, что планирует делать адвокат.
Адвокату об этих встречах сообщать не надо.
Если адвокат талантливый, он сам узнает о результатах ваших тайных встреч, при ознакомлении с материалами дела.
На его вежливый вопрос: «Ты, деинтеллектуализированное скотомудилище, что, в колонию захотел?!», правильный ответ: «А чё, не надо было?». Передняя часть головы, при этом, должна принимать удивлённо-недовольное выражение.
Лучшим подарком адвокату будет сюрприз, в виде тайного подписания досудебного соглашения о сотрудничестве, в компании защитника, назначенного, для такого случая, следователем.
Ни в коем случае, не сообщайте об этом своему адвокату, а то сюрприз не получится.

И помните, бесплатный адвокат — это государственный адвокат, а тот, который работает за деньги, он коммерческий, частный, т.е. никаких полномочий государственного не имеет! :D

— Если наврать об обстоятельствах дела защитнику, тому легче будет обмануть следствие и суд.
— Спрашивая совета на Праворубе, никогда не описывайте суть дела. Хороший адвокат не пожалеет времени и сам обо всём догадается.
— Не тратьте, при этом, букв на проявления вежливости. Всегда найдутся адвокаты, которые будут отзываться даже на «Эй, ты, мля», давая подробную консультацию. Не благодарите их, они рады услужить.
— Чем больше орфографических ошибок в тексте вопроса, тем понятнее, что пишет «простой человек», которому надо помогать, бросив все дела.
— Повторяйте свой вопрос несколько раз. Реально, есть адвокаты, которые будут отвечать каждый раз.
— Заплатив адвокату один раз за консультацию, вы всю жизнь можете задавать ему вопросы, а он обязан отвечать.
— Если на адвоката всё время жаловаться в различные инстанции, он будет работать хорошо и бесплатно.
— Если дело выиграно — повезло, если проиграно — адвокат виноват.
— Если Вы нуждаетесь в помощи психиатра, а не юриста, всё равно обращайтесь на юридические сайты. Ответ на Ваши вопросы превратится в оживлённую дискуссию.
— Помните, что уголовное дело у следователя всегда можно «выкупить». Дело вынесут и сожгут на глазах заплатившего. Такое уже сто раз делали. Адвокат, который утверждает, что это невозможно, просто лох. Такие вопросы решают только серьезные адвокаты.
— Хороший адвокат всегда бывший работник «органов». Чем выше должность, которую он там занимал, тем лучше адвокат.
— Задавая вопрос на Праворубе, ограничьтесь только длинным заголовком, напечатанным заглавными буквами. Кому из адвокатов будет нужно, те сами начнут выспрашивать подробности. Сразу всё не говорите, иначе потеряется интрига. Выдавайте информацию понемногу.
— Задав вопрос на сайте, предложите заинтересовавшимся адвокатам узнать подробности, пройдя по ссылке, где надо будет зарегистрироваться. Хороший адвокат не боится трудностей, работая бесплатно.
— Если что-то не нравится, смело хамите адвокату. По закону он не имеет права вас даже ударить. Пусть терпит. Если посмеет ответить тем же — возмущайтесь.
— Адвокат противоположной стороны — такая же сволочь, как и сама противоположная сторона. Не терпите, скажите ему об этом. Представлять интересы гадов, могут только такие же гады. Хорошие адвокаты знают кого защищать, и всегда будут на вашей стороне.
— Вы всегда можете рассчитывать на машину, множительную технику и запасы бумаги адвоката, как на свои. Адвокату ничего не стоит вас подвозить, копировать требующиеся вашим родственникам документы, и передавать в СИЗО пачки бумаги подзащитным.
— Если вам лень самому везти передачу в СИЗО, можно попросить сделать это адвоката. Возможно, найдётся такой, что согласится. Бесплатно, разумеется.
— Скрыв от адвоката полученное, после его последнего визита в ИК, взыскание, вы резко повышаете свои шансы на УДО. Или можно, хотя бы, повеселиться, глядя на его удивлённое лицо.

Оказавшись в СИЗО, внимательно выслушайте советы тех, кто находится там больше месяца. Сидельцы в уголовных делах разбираются лучше любого юриста, причем, опять же, разбираются бесплатно исключительно из любви друг к другу. При первой же встрече с адвокатом сообщите ему, что
— скоро будет амнистия,
— Алексий Второй, умирая, завещал всех выпустить из тюрем через год (два, три, шесть и т. д. по ситуации) после его смерти,
— существует «золотая десятка» (двадцатка, тридцатка и далее) адвокатов, решающих любой вопрос,
— у судьи N дочь (брат, зять, сват, а лучше все вместе) умерла от наркотиков и потому по 228 у нее — не вариант.

На следующий день после заключения соглашения позвоните адвокату и спросите его, есть ли какие подвижки. Если подвижек нет (Ваш родственник по-прежнему в СИЗО, 105 не переквалифицирована в 116, следователь не уволен), задайтесь вопросом, за что же Вы заплатили деньги.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: