Для чего объединяют суды

Обновлено: 30.04.2024

Сегодня "Российская газета" публикует пакет законов об объединении Верховного и Высшего арбитражного судов России. Теперь в стране будет создан единый Верховный суд России, который станет высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным делам и разрешению экономических споров.

Общая численность судей нового Верховного суда страны составит 170 человек. В его составе помимо прочих появятся судебные коллегии по экономическим спорам, по делам военнослужащих и дисциплинарная. Последняя будет разбирать дела, связанные с жалобами на судей. Работать высшая судебная инстанция будет в Санкт-Петербурге. В Москве останется лишь ее представительство. Правда, дата окончательного переезда будет установлена отдельно главой государства, на первых порах Верховный суд страны будет располагаться в столице.

Новость об объединении высших судов касается, естественно, не только юридического мира. Именно от новой инстанции зависит, как сложится дальше судебная практика, насколько надежно будут защищены права граждан. Как задумывается, слияние двух высших инстанций позволит вырабатывать единые правовые подходы, чтобы в разных судах не выходило разнобоя, когда в одной и той же ситуации выносятся прямо противоположные решения. Многие эксперты, опрошенные "РГ", не сомневаются, что объединение двух высших судебных инстанций в целом послужит укреплению судебной системы.

Кстати, среди специалистов, порой, звучало мнение, что существующее пока разделение является достаточно искусственным.

Дело в том, что подсудность зависит от того, кем являются стороны процесса. С одной и той же проблемой частный человек должен идти в суд общей юрисдикции, а юридическое лицо или индивидуальный предприниматель - обращаться в арбитраж. А подходы и там, и там могут быть разные. Закон, конечно, один, однако понимание правовых норм часто расходится у разных юристов, в том числе и у людей в мантиях.

Однако судебный процесс не должен быть для человека лотереей или игрой в русскую рулетку, когда неясно, чего ожидать по простому вопросу. Есть стандартные правила, которые должны действовать в типичных ситуациях. Тогда всем станет легче жить. Допустим, и человек, и страховые компании должны знать, за какие нарушения со страховщиков можно взыскать неустойку и как ее просчитать. Как рассказывают юристы, арбитражи и суды общей юрисдикции при спорах часто принимали совершенно разные решения. И это лишь один из множества примеров.

Чтобы такого не случалось, высшая судебная инстанция должна вырабатывать единые подходы. Это можно делать разными способами. Например, безусловно, на практику влияет то, как высшие суды рассматривают конкретные дела. Верховный суд России может выступать и как первая инстанция по определенным спорам, и как апелляция, и кассация, и надзор. То есть теоретически любое (ну или практически любое) дело может дойти до Верховного суда страны и быть там пересмотрено.

Поэтому все люди в мантиях, безусловно, должны ориентироваться на позицию высшей судебной инстанции. Кроме того, Верховный суд проводит обзоры судебной практики и на примере конкретных дел подробно разъясняет, как следует судам поступать в тех или иных вопросах. Конечно, подобные обзоры не являются прямыми указаниями, это скорее опять же ориентиры для нижестоящих судей.

Еще высшая судебная инстанция подробно разбирает конкретные правовые проблемы в своих постановлениях пленума. Это тоже серьезная работа: для подготовки таких документов анализируется судебная практика, приглашаются известные правоведы, в том числе представители юридической науки. Порой на заседаниях пленумов кипят жаркие споры, потому что верное мнение так просто не рождается. Теперь общие направления судебной практики будут вырабатываться в единой судебной инстанции.

При этом, как в свое время подчеркивал глава государства, разделение судов общей юрисдикции и арбитражей на нижних этажах должно сохраниться. Сама по себе специализация судов - это правильно, говорят правоведы. Вопрос только в том, как проводить раздел. Все-таки граница должна проходить не по посетителям (бизнесмены - туда, частные лица - сюда), а по сферам права. Замыкаться же специализированные суды вполне могут на единую высшую судебную инстанцию. Главное, чтобы при том сохранились все лучшие наработки, что были созданы в арбитражной системе, включая электронные базы данных.

Закон предписывает создать специальную квалификационную коллегию по отбору кандидатов на должности судей Верховного суда и специальную экзаменационную комиссию по приему у них квалификационного экзамена. Отбор кандидатов в первоначальный состав Верховного суда предлагается осуществлять из числа как судей, так и граждан, не являющихся судьями и сдавших квалификационный экзамен.

Объединение Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ прошло ударными темпами. Менее чем за год была разработана концепция объединения двух судебных систем. В августе 2014 года в России появился объединенный Верховный суд РФ.

Наличие двух судебных систем являлось избыточным. Тем более что обе они применяли в своей работе одни и те же кодексы: Гражданский кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Налоговый кодекс. Только суды общей юрисдикции использовали их для решения споров с физическими лицами, арбитражные - для разрешения дел компаний и индивидуальных предпринимателей. При этом позиции ВС и ВАС по целому ряду вопросов не совпадали. Устранить разночтения законов должно было объединение судов.

Однако нельзя сказать, что с объединением судов разночтения исчезли. Наработан огромный массив судебной практики арбитражных судов, на которую судьи при разрешении споров опираются и сегодня. Другое дело, что теперь экономические споры стали рассматриваться в системе объединенного суда. На месте упраздненного ВАС оказалась коллегия по экономическим спорам ВС. И Верховному суду стало проще выработать единую позицию по какому-либо вопросу. Так как коллегиям одного Верховного суда проще согласовывать позиции, чем двум, независимым друг от друга, судам.

Эксперты не раз высказывали пожелание сохранить наиболее удачные подходы к разрешению споров в арбитраже. "Если мы не находили поддержки в судах общей юрисдикции, то имели надежду, что ВАС это поправит, - говорит Татьяна Каменская, управляющий партнер юридической компании "Каменская & партнеры". - Теперь мы имеем единый суд, внутри которого идет дискуссия, кто и когда будет рассматривать дела и чья это будет компетенция. Эта дискуссия недоступна нам и мы не можем на нее влиять. Все происходит исключительно между коллегиями".

Раньше, если спор был экономическим, юристы знали, что он относится к компетенции арбитража. Теперь такой ясности нет до тех пор, пока ВС не разъяснит, к компетенции какой коллегии относится спор.

В планах ВС РФ внедрение электронных процедур, которые в системе арбитража уже стали привычными. Они позволяли подавать иск по Интернету, отслеживать ход дела в режиме онлайн. Если свидетель или другой участник дела не может лично присутствовать на судебном заседании, судья по заявлению может опросить его по каналам видеосвязи.

Сейчас ведется работа по объединению баз данных дел ВС РФ и ВАС РФ. С ноября 2014 года проходил эксперимент по объединению электронных баз арбитражей и судов общей юрисдикции в двух регионах: Санкт-Петербурге и Самарской области. Программы ГАС "Правосудие" и системы арбитражей оказались совместимы. Поэтому начиная с 15 июля эту работу планируется начать по всей стране.

Постепенно появляются трансляции заседаний. Белгородская область была выбрана в качестве тестовой площадки для испытания оборудования, предназначенного для видеотрансляций судебных заседаний, 15 мая была проведена первая в России прямая видеотрансляция судебного заседания по системе ГАС "Правосудие".

Конечно, не обошлось и без недостатков. Объединение ВС РФ и ВАС РФ привело к увеличению общего срока рассмотрения дел. "Раньше мы знали, что можем пройти три инстанции и получить результат, теперь их восемь, - говорит Рустам Курмаев, партнер Goltsblat BLP. - Срок рассмотрения дела составлял 12-14 месяцев. Теперь он может достигать 2 лет".

Эксперты не раз высказывали пожелание сохранить наиболее удачные подходы к разрешению споров в арбитраже

Тем не менее эксперты отмечают, что российская юрисдикция постепенно становится более привлекательной. А именно это и было главной целью реформы. "Одна из задач реформы - это выстроить судебную систему таким образом, чтобы российская система стала конкурентоспособной", - говорит Иван Марисин, управляющий партнер московского офиса Quinn Emanuel. На возврат споров с российскими участниками в юрисдикцию РФ влияет общая международная обстановка. Последние годы в России набирала популярность англо-саксонская система. "До 60 процентов дел в высоком суде Англии были связаны с Россией", - отмечает Марисин. Но теперь увлечение английским правом снижается. "Когда оказывается, что эта система может быть очень жесткой, приходит разочарование", - поясняет эксперт. Кроме того, введение санкций сказалось и на работе судов. "Санкционная война приводит к тому, что не удовлетворяются иски стран, попавших под санкции", - поясняет Алексей Панич, партнер юридической фирмы "Герберт Смит Фрихилз СНГ ЛЛП".

По словам экспертов, тех, кто вернулся к рассмотрению дел в российской юрисдикции, ждет приятный сюрприз. "Все удивляются, насколько дешево можно рассмотреть дело в российской юрисдикции", - отмечает Валерий Еременко, партнер адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры". Цены в РФ пока несопоставимы с зарубежными.

Верховный суд РФ

Президент РФ Владимир Путин предложил объединить Верховный суд и Высший арбитражный суд и внести соответствующие изменения в Конституцию.

Верховный Суд Российской Федерации (ВС РФ) — высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, отнесенным к компетенции судов общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Верховный Суд РФ создается в соответствии с Конституцией РФ и может быть упразднен только путем внесения поправок в Конституцию .

Судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению президента РФ.

Судьями ВС РФ могут быть граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет, достигшие возраста 30 лет.

Закон не ограничивает срок полномочий судей ВС РФ. Они могут быть лишены своих полномочий только квалификационной коллегией судей ВС в предусмотренных законом случаях.

Председатель ВС РФ назначается на должность сроком на шесть лет при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ. В настоящее время председателем Верховного Суда РФ является доктор юридических наук Вячеслав Лебедев.

ВС РФ осуществляет судебную юрисдикцию на всей территории России, рассматривает дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций, а также по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

В соответствии с частью 1 статьи 104 Конституции РФ Верховному Суду РФ принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения.

Верховный Суд Российской Федерации изучает, обобщает судебную практику и в целях обеспечения ее единства дает судам общей юрисдикции разъяснения по вопросам применения законодательства РФ; разрешает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с международными договорами Российской Федерации;

В составе суда действуют Пленум Верховного Суда РФ и Президиум Верховного Суда РФ.

Президиум ВС РФ — высшая судебная инстанция в системе судов общей юрисдикции. Председатель ВС и его заместители входят в состав Президиума по должности, остальные члены Президиума назначаются СФ в том же порядке, что и другие судьи ВС РФ.

Заседания Президиума ВС РФ проводятся не реже одного раза в месяц и правомочны при наличии большинства членов Президиума. Президиум ВС РФ рассматривает: судебные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам: материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики; вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата суда.

Президиум ВС РФ осуществляет по протестам Председателя ВС РФ, Генерального прокурора РФ и их заместителей пересмотр судебных постановлений коллегий ВС РФ.

Решения Президиума являются окончательными и не могут быть опротестованы.

В заседаниях Президиума ВС РФ принимает участие Генеральный прокурор РФ или его заместитель, который поддерживает протест прокурора либо дает заключение по протестам Председателя ВС РФ или его заместителя. В соответствии со статьей 125

Основной объем судебной работы в ВС РФ осуществляют коллегии: Апелляционная коллегия ВС РФ; Судебная коллегия по административным делам ВС РФ; Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ; Судебная коллегия по уголовным делам ВС РФ; Военная коллегия ВС РФ.ф

В качестве совещательного органа при Верховном Суде РФ образуется Научно-консультативный совет.

Печатным органом Верховного Суда Российской Федерации является "Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации".

В.Путин на ПМЭФ-2013 в Санкт-Петербурге

По словам президента, объединение судов позволит обеспечить единые подходы к разрешению споров с участием как граждан, так и организаций, а также с органами госвласти и местного самоуправления.

"Предлагаю объединить Верховный суд Российской Федерации и Высший арбитражный суд, для чего будет необходимо внести поправки в Конституцию России", — сказал Путин, выступая на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума.

"Вопрос серьезный, нужно все тщательно продумать и взвесить. Прошу администрацию президента, представителей органов судейского сообщества, парламента объединить свои усилия в этой работе. Просил бы вас подготовить к рассмотрению этот вопрос на осенней сессии", — сказал глава государства.

"Сам проект закона будет внесен в парламент в ближайшее время", — добавил он.

Заявления Путина на ПМЭФ: объединение судов и экономическая амнистия

Пресс-конференция Владимира Путина

Российские власти немало сделали, заметил Путин, чтобы искоренить так называемый обвинительный уклон в работе правоохранительных органов. "Вместе с предпринимательским сообществом и парламентом провели большую работу по гуманизации уголовного законодательства", — сказал он.

По словам президента, объединение судов позволит обеспечить единые подходы к разрешению споров с участием как граждан, так и организаций, а также с органами госвласти и местного самоуправления. В то же время, подчеркнул он, "это вопрос серьезный, нужно все тщательно продумать и взвесить". "Прошу администрацию президента, представителей органов судейского сообщества, парламента объединить свои усилия в этой работе. Просил бы подготовить к рассмотрению этот вопрос на осенней сессии", — сказал глава государства, отметив, что сам проект закона будет внесен в парламент в ближайшее время.

Чем занимается Верховный суд РФ

В чем функция Высшего арбитражного суда

В.Путин на ПМЭФ-2013 в Санкт-Петербурге

Как эксперты оценили инициативу Владимира Путина

Представитель высших судов в правительстве РФ Михаил Барщевский : "Я не могу критиковать эту идею, так как сам отстаиваю ее с 2002 года. В данном случае я необъективное лицо. Я сам полтора месяца назад делал доклад о судебной реформе и называл эту меру первоочередной, так как считаю, что она решит ряд проблем — единообразие судебной практики, независимость судов, сокращение аппарата. Однако очень многое зависит от того, кто будет председателем этого суда, насколько это будет сильная фигура". Читайте подробнее >>

Часть аналитиков, однако, считает, что у судов слишком разные функции, и решение об их слиянии принимается под конкретного человека. Мнения экспертов читайте в материале >>

Заседание Совета Федерации РФ. 27 ноября 2013

Законопроект, предполагающий внесение поправок в Конституцию для объединения Верховного и Высшего арбитражного судов, внес президент Владимир Путин 7 октября. До этого поправки в Основной закон страны вносились в 2009 году: тогда был увеличен срок полномочий президента РФ и депутатов нижней палаты российского парламента.

Статуя Фемиды на фасаде здания верховного суда РФ в Москве.

Теперь поправки в конституцию направляются на рассмотрение законодательных собраний субъектов Федерации. В случае одобрения их двумя третями регионов поправки вернутся в верхнюю палату, которая вновь соберется на заседание и утвердит решение регионов. После повторного принятия решения Советом Федерации дается семь дней на его обжалование в Конституционном суде. Если обжалования не происходит, поправки направляются на подпись президенту.

Объединение ВС и ВАС

Согласно тексту поправок, в течение шести месяцев, пока будет идти реорганизация судов, вопросы осуществления правосудия, отнесенные к ведению Высшего арбитражного суда, будут переданы в юрисдикцию Верховного суда. При этом уже избранные на посты в ВС и ВАС судьи продолжат осуществлять свои полномочия до начала работы объединенного судебного органа.

Здание верховного суда РФ в Москве

В состав обновленного Верховного суда войдут 170 судей, которых будет отбирать специальная квалификационная коллегия из 27 человек. В ее состав войдут по одному представителю президента России, федеральной общественной палаты и общероссийских общественных объединений юристов. Остальные 24 члена коллегии избираются региональными советами судей из числа членов этих советов — по три члена коллегии от действующих на территории каждого федерального округа советов, следует из документа.

В ходе этого полугодового периода квалифколлегия объявит в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей судей, затем рассмотрит в установленном порядке заявления граждан, претендующих на эти должности, и примет решения о рекомендации кандидатов главе государства.

Законопроект предусматривает для будущих судей ВС экзамен в специальной экзаменационной комиссии из 11 человек. Члены этой комиссии не могут одновременно быть в составе комиссии по отбору.

Здание Высшего Арбитражного суда РФ, архивное фото

Поправки также регулируют назначение замгенпрокурора и меняют название седьмой главы конституции — "Судебная власть и прокуратура" (сейчас — "Судебная власть"). Нахождение норм о прокуратуре в статье о судебной власти вызывало критику со стороны специалистов. Поправки изменяют процедуру назначения заместителей генпрокурора и прокуроров регионов. Теперь заместители генпрокурора будут назначаться так же, как и сам генпрокурор — Советом Федерации по представлению президента. Ранее в конституции не упоминалось о заместителях генпрокурора.

Кроме того, региональные прокуроры будут назначаться президентом по представлению генпрокурора, согласованному с субъектами Федерации. Освобождать прокуроров регионов от должности также будет президент. Сейчас их назначает генпрокурор по согласованию с субъектами Федерации.

Исчезнет из Конституции и упоминание о том, что прокуратура России составляет "единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и генеральному прокурору РФ". Вместо этого полномочия, организацию и порядок деятельности прокуратуры предлагается определять в профильном федеральном законе "О прокуратуре РФ".

"Проблема не в слиянии судов, а в том, как оно идет"

Судья Высшего арбитражного суда РФ Александра Медведева: "Немножко огорчает, что проект не обсуждался с судьями. Можно добиться единства позиций судов, если у нас стоит вопрос, что практика правоприменения не едина. И сейчас есть такие механизмы, и они были неплохие, — совместные пленумы ВС и ВАС. Спорные вопросы могут решаться и при существующей системе". Подробнее об отношении судей к реформе — в интервью >>

"Это продолжение традиции решать проблемы путем бюрократических перестановок"

Адвокат Вадим Клювгант: "Я думаю, что это объединение — продолжение "замечательной" традиции, когда любые проблемы решаются не по существу, а путем каких-то бюрократических перестановок и слияний. Это имитация решения проблемы. Правосудия может не быть и в судах, существующих по отдельности, и при слиянии, — это не проблема формы". Мнения других экспертов читайте в материале >>

"Президент предложил новые правила игры"

Обозреватель РАПСИ Владимир Новиков: "Обновленный ВС РФ будет являться высшим судебным органом, в том числе, и по делам по разрешению экономических споров, а также станет "осуществлять судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с новой редакцией закона о ВС и давать разъяснения по вопросам судебной практики". Важный момент: принципиально новый статус ВС РФ, вследствие которого он уполномочен надзирать за деятельностью как судов общей юрисдикции, так и арбитражных судов, и его новые полномочия, не позволяют определять будущий ВС РФ как суд, входящий в систему судов общей юрисдикции". Читайте подробнее в авторской колонке >>

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: