Противоречия между правовым и социальным государством

Обновлено: 01.05.2024

Характеризуя правовое государство, следует иметь в виду, что, несмотря на специфические особенности данного института, оно остаётся государством, что означает следующее. Правовое государство не отождествляется с обществом, не растворяется в нём или в системе других политических институтов. Этот тип государства обладает всеми признаками и чертами государства вообще. Назовём основополагающие признаки государства, в том числе и правового:

- обладает публичной властью;

- имеет специальный аппарат управления и принуждения;

- располагает разветвленной системой юридических средств: издание нормативных правовых актов, обеспечение их реализации путем воспитания, поощрения, убеждения и принуждения;

- обладает суверенитетом, т.е. верховенством государственной власти по отношению ко всем гражданам и их организациям как внутри страны, так и за ее пределами.

Социальное государство -сущностью этого типа государства является соединение всех социальных групп населения, наций и народностей в единое целое, объединённое в понятие «гражданское общество». Основной целью социального государства является обеспечение защиты и обслуживание интересов всего общества в целом, а не определённой его части. Такое государство построено на признании прав, свобод и законных интересов человека в качестве высшей ценности. Социальное государство проявляет повышенную заботу о социально незащищённых категориях граждан: детях, инвалидах, престарелых. В их интересах устанавливаются государственные пособия, пенсии, субсидии, дотации. Часть населения любой страны не участвует в рыночных отношениях. В их интересах государство вмешивается в рыночные отношения, перераспределяя доходы наиболее состоятельных категорий населения к менее состоятельным гражданам и изымая средства на пополнение государственного бюджета. Современное социальное государство - это институт, направленный на организацию достойной жизни и развития всего общества в целом, защиту прав, свобод и интересов всех его граждан и народов, орудие решения споров и конфликтов как внутри страны, так и за её пределами. Социальным может стать только уже правовое государство, т.е. такое, в котором механизмы господства и права уже достаточно развиты.

131. Социологическая теория права, её основные идеи и современная оценка

Социологическая юриспруденция начала формироваться на исходе XIX в.

Социологическое направление в теории права (Рудольф Иеринг, Евгений Эрлих, Роско Паунд) основывается главным образом на эмпирических исследованиях, касающихся функционирования правовых институтов, их динамики. Сторонники этого направления обращаются прежде всего к процессу реализации права, выдвигают лозунг "право в действии". Правовые нормы государства, по их мнению, — это лишь часть права. Наряду с ними существует "живое право", которое есть не что иное, как сложившиеся в обществе фактические отношения. Главное, утверждают они, — изучение реального порядка, то есть не тех предписаний, которые зафиксированы в правовой норме, а самого процесса действия права в обществе, конкретных действий участников правоотношений. В связи с этим обосновывается идея "гибкости права", другими словами, возможность изменения правовой нормы в процессе её применения. Отсюда — отказ от непререкаемого авторитета закона, требование свободы судейского усмотрения. Эта теория ведёт к фактическому расширению "правотворческих" функций судьи и принижению роли закона, поскольку судья не связан юридическими нормами и может по своему усмотрению, основываясь лишь на собственной интуиции, решить то или иное дело.

Положительным моментом в этой теории является ориентация на учёт реальных процессов, происходящих в правовом регулировании, их изучение на основе конкретно-социологических методов.

Слабой стороной социологического направления является то, что возникает опасность размывания понятия права, утраты правом своих границ и, как следствие - появляется больше возможностей для нарушения закона, произвола судебных и административных органов.

Правовое государство — правовая форма организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права.

Идея правового государства имеет длительную историю и занимает важное место в политических учениях прошлого. Уже в древности начались поиски принципов, форм, конструкций для установления надлежащих взаимосвязей права и власти.

Возникновение целостной концепции правового государства относится к концу XVIII — началу XIX вв. — периоду становления буржуазного общества. Так, в трактовке Дж. Локка в государстве должен верховенствовать закон, соответствующий естественному праву и признающий неотчуждаемые естественные права и свободы человека.

Ш. Монтескье разработал концепцию разделения властей. Он различал законодательную, исполнительную и судебные власти — для предотвращения злоупотреблений власти необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга.

Идеи создания правового государства оказали влияние на развитие конституционного законодательства — создание Конституции США 1787 г., Французской «Декларации прав человека и гражданина» 1789 г.

Сам термин правовое государство утвердился в немецкой литературе в первой трети XIX в. в трудах К. Вилькера и Р. фон Моля. В общем виде, правовое государство можно определить как государство, в котором господствует право, закон. Правовое государство реальное воплощение идей конституционализма. В его основе стремление оградить человека от государственного террора, насилия над совестью, гарантировать индивидуальные свободы и основополагающие права личности.

Принципы правового государства:

- верховенство правового закона — господство закона во всех сферах общественной жизни.

- реальность прав и свобод гражданина: права и свободы принадлежать человеку от рождения, следовательно, нужно гарантировать их проявление.

- взаимная ответственность государства и личности. Государство путем издания законов берет на себя конкретные обязательства перед гражданином, общественными организациями, другими государствами и всем международным сообществом. В этом случае необходимо преодолеть отчуждение гражданина от государства.

- разделение властей на судебную, законодательную и исполнительную.

- наличие развитого гражданского общества.

Гражданское общество — совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и т. д.), реализуемыми вне сферы деятельности государства. Термин был впервые употреблен в Англии в 1594 г., а свое специфическое значение приобрел в Шотландии в XVII в. и в Германии в XIX в. Первоначально гражданское общество трактовалось как общество в недеспотичных государствах, но уже в философии Гегеля оно определяется как сфера общественной жизни, находящаяся между семьей и государством.

Гражданское общество употребляется в широком, так и узком значении. В широком смысле гражданское общество включает всю непосредственно не охваченную государством, его структурами часть общества, т. е. все то до чего «не доходят руки государства».

Оно возникает и изменяется в ходе естественно-исторического развития как автономная, непосредственно не зависимая от государства сфера. Гражданское общество в широком значении совместимо не только с демократией, но и с авторитаризмом, и лишь тоталитаризм означает его полное, а чаще частичное поглощение политической властью.

Гражданское общество в широком и собственном значении этого слова непрерывно связано с правовым государством, они не существуют друг без друга. Представляет многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равных индивидов в условиях рынка и демократической правовой ответственности. Формируется снизу, спонтанно, как результат раскрепощения индивидов, превращения поданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность.

В гражданском обществе преобладают горизонтальные отношения — отношения конкуренции солидарности, между юридически свободными и равноправными партнерами.

Социальное государство — государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий для существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности в обществе.

Деятельность такого государства направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Оно сглаживает имущественное и иное социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным людям, заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе, формирования благоприятной для человека жизненной среды.

Идея социального государства была выдвинута немецким ученым Л. фон Штайном во второй половине XIX в. В 1939 г. немецкий ученый Герман Геллер ввел понятие «социальное правовое государство». Впервые социальный характер государства был провозглашен в Конституции ФРГ 1949 г.. Концепция социального государства окончательно оформилась во второй половине XX в.

Для формирования социального государства необходимы следующие условия:

1) конституционное закрепление частной собственности, принципа смешанной экономики рыночного типа, социальной и политической свободы и демократии, наличие системы гражданского, трудового и экономического законодательства.

2) открытость государственной власти, ее демократизм, либерализм, приверженность к гражданскому миру и социальному согласию, социальной справедливости.

Социальное государство зарождается и формируется на основе целенаправленной политики. Выделяются три модели социального государства: либеральная (Австралия, Великобритания, Канада, США, Япония), консервативная (Бельгия, Ирландия, Италия, Нидерланды, ФРГ), социал-демократическая (Дания, Норвегия, Швеция).

Статус социального государства официально закреплен в конституциях Германии, Испании, Франции, России и других странах. (Найти конституционные обязательства российского государства).

При необеспеченности социальной стороны жизнедеятельности людей, достойного уровня их жизни деформируется вся структура прав и свобод человека. Снижается политическая активность граждан, возрастает политическая апатия, неверие в государство.

Между правовым и социальным государствами есть как единство, так и противоречия. Единство состоит в том, что оба они призваны обеспечить благо индивида: первый — физическую безопасность граждан, по отношению к власти и друг к другу, индивидуальную свободу и основополагающие гражданские и политические права личности, с помощью установления четких границ государственного вмешательства и гарантий против деспотии. Социальное государство должно обеспечить социальную безопасность, материальные условия свободы и достойного существования каждого человека. Противоречия между ними проявляются в том, что правовое государство по своему замыслу не должно вмешиваться в вопросы распределения общественного богатства граждан, социальное же государство непосредственно занимается этим, хотя и стремится не подрывать такие основы рыночного хозяйства как частная собственность, конкуренция, предприимчивость и т. д. и не порождать социальное иждивенчество.

Существуют явные отличия формирования правового социального государства в России и на Западе. Во-первых, экономические условия. Во-вторых, наличие гражданского общества. В-третьих, предыдущий исторический путь развития России. В-четвертых, ошибки в реформировании. И хотя Конституция РФ (12 декабря 1993 г.) закрепляет положение о том, что Россия — демократическое правовое и социальное государство, пока это только программная установка, для осуществления которой потребуется длительная напряженная работа.

Социальное государство осуществляет свои цели и принципы в форме правовой государственности, однако идет значительно дальше по пути гуманизации общества — стремится расширить права личности и наполнить правовые нормы более справедливым содержанием.

Между правовым и социальным принципами государства есть как единство, так и противоречия. Их единство состоит в том, что оба они призваны обеспечивать благо индивида.

Правовой — безопасность граждан по отношению к власти и друг к другу, индивидуальную свободу и основополагающие, главным образом гражданские и политические права личности с помощью установления четких границ государственного.

Социальный - социальную безопасность, материальные условия свободы и достойного существования каждого человека.

Противоречиямежду ними проявляются в том, что правовое государство по своему замыслу не должно вмешиваться в вопросы распределения общественного богатства. Социальное же государство непосредственно занимается этим, хотя и стремится не подрывать такие основы рыночного хозяйства, как частная собственность, конкуренции, предприимчивость, индивидуальная ответственность и т.п., не порождать массовое социальное иждивенчество.

Социальное государство ориентируется на обеспечение каждому достойных условий жизни в первую очередь в результате повышения эффективности производства, индивидуальной ответственности и активности. В наши дни демократические государства стремятся найти меру оптимального сочетания правового и социального принципов.

В развитии современных государств наблюдаются две тенденции.

Первая из них — деэтатистская— состоит в активизации гражданского общества, его контроля над государством, расширении влияния на него политических партий и групп интересов, децентрализации ряда функций государства, усилении в деятельности некоторых его органов самоуправленческих начал.

Вторая тенденция — этатистская— проявляется в повышении роли государства как регулятивного и интеграционного инструмента общества. Все более важное место в его деятельности занимает разработка стратегии и планирование общественного развития. В государственной деятельности заметно сокращается применение принуждения.

Некоторые политологи считают, что современные демократические государства вступают в новую, экологическую стадию. Для неехарактерно выдвижение на первый план проблемы обеспечения экологической безопасности и экзистенциальных прав личности, выживания всего человечества. В новых условиях государство вместе с общественностью призвано предотвратить ядерную и экологическую катастрофы, наладить поддерживающий экологическое равновесие образ жизни.

Персоналии

Соло́н (между 640 и 635 — около 559 до н. э.) — афинский политический деятель и социальный реформатор, поэт, один из «семи мудрецов» Древней Греции.

Будучи избранным в 594-593 гг. до н. э. архонтом, Солон провёл ряд реформ. Прежде всего, Солон отменил жестокие Законы Драконта, за исключением тех, которые касались убийств. Важнейшая из реформ состояла в том, что Солон ликвидировал долговое рабство и приказал снять все долговые камни, которые устанавливались ранее на земле должника. Крестьян, проданных за долги в рабство за границу, он велел разыскать и выкупить за государственный счет.

Солон произвел преобразование государственного строя. До реформ вся власть в Афинах принадлежала эвпатридам, народ не принимал участия в управлении государством. Солон привлёк к управлению государством не только эвпатридов, но и богатых людей простого происхождения. Он разделил всех граждан на 4 разряда в зависимости от их имущественного положения. Это деление влияло на службу в войске и на возможность занимать государственные должности: граждане первых трёх разрядов могли занимать высшие должности, беднейшие же граждане имели право участвовать только в народном собрании и в судах.

Высшей законодательной властью в Афинах стало народное собрание. Для предварительного обсуждения законов был создан особый Совет четырехсот. Народ же утверждал или отвергал предложенные ему проекты законов. От народного собрания зависело также избрание высших должностных лиц. Охрана законов и наблюдение за их выполнением поручались ареопагу.

Суд при Солоне стал составляться из всех граждан. Любой гражданин мог сам или через посредника преследовать обидчика по суду.

Реформы Солона заложили основы афинской рабовладельческой демократии.

Цицерон Марк Туллий (106 до н. э., —43 до н. э.) — древнеримский политик и философ, блестящий оратор.

Цицерон был убежденным сторонником сохранения и укрепления «сенатской республики», основанной на «заветах предков». Свои основные труды он назвал «О республике» (чаще переводится «О государстве») и «О законах», оба произведения написаны в форме диалогов. Цицерон утверждает, что «…государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов».

Цицерон ратует за смешанное государственное устройство как наиболее стабильное и прочное, т.к. монархия, аристократия и демократия легко трансформируются в свои противоположности. Прочность государства, по Цицерону, также зависит от незыблемости законов: «…закон есть решение, отличающее справедливое от несправедливого и выраженное в соответствии с древнейшим началом всего сущего — природой, с которой сообразуются человеческие законы, дурных людей карающие казнью и защищающие и оберегающие честных». Справедливость Цицерон определял как отсутствие несправедливости.

Дже́фферсон То́мас (1743 —1826) — видный деятель Войны за независимость США, автор Декларации независимости (1776), 3-й президент США в 1801—1809, один из отцов-основателей этого государства, выдающийся политический деятель, дипломат и философ эпохи Просвещения.

Человек разносторонних интересов и знаний, Т. Джефферсон в 1797-1815 был президентом Американского философского общества.

Республиканские принципы в организации и деятельности государства, по его мнению, должны пронизывать последовательно все уровни – организацию и деятельность федерации (по вопросам внешней и общефедеральной политики), штата (по отношению к гражданам), а также округа, района и отдельного прихода (по всем мелким, но в то же время важным местным вопросам). Рассуждая относительно происхождения всякой справедливой власти и ее носителей (большинство, меньшинство, отдельные личности), Т. Джефферсон твердо держался принципа правления большинства, полагая, что лекарством от зла, приносимого демократией, является еще большая демократизация, поскольку от народа можно ожидать несправедливостей в целом меньше, чем от правящего меньшинства.

В последние годы жизни он склонялся к мысли о необходимости и желательности такой организации управления государством, при которой традиционная аристократия богатства и статуса уступила бы место естественной аристократии талантов и способностей.

фон Моль Роберт (1799 - 1875) — немецкий юрист, правовед.

Моль (с 1837 фон Моль) был профессором в Тюбингене; в 1845 г., выставив свою кандидатуру в Вюртембергскую палату депутатов, в обращении к избирателям подверг резкой критике правительство, за что был лишён кафедры и переведён советником правления в Ульм. В 1847 г. Моль занял кафедру права в Гейдельберге. В 1848 г. был избран членом франкфуртского парламента и в кабинете временного главы имперской исполнительной власти получил портфель министра юстиции. В парламенте Моль принадлежал к партии «малогерманцев», желавшей объединения Германии без Австрии. С 1874 г. — в германском рейхстаге, где примкнул к либеральной партии.

В науке государственного права Моль впервые отделил понятие об обществе от понятия о государстве как о самостоятельном союзе граждан, преследующем свои собственные, дозволенные законом цели; он сделал даже попытку установить особый отдел общественных наук, стоящий между правами государственным и гражданским. Правовое государство Моль одним из первых противопоставил аристократическому полицейскому государству; оно является у него лишь средством для достижения различных жизненных целей и для ограждения прав личности. Между государственным правом и политикою или государственным искусством должно стоять, по мнению Моля, учение о государственной нравственности.

Социальное государство осуществляет свои цели и принципы в форме правовой государственности, однако идет значительно дальше по пути гуманизации общества — стремится расширить права личности и наполнить правовые нормы более справедливым содержанием. Между правовым и социальным принципами государственного устройства есть как единство, так и противоречия. Их единство состоит в том, что оба они призваны обеспечивать благо индивида. Правовой —безопасность граждан по отношению к власти и друг к другу, индивидуальную свободу и основополагающие, главным образом гражданские и политические права личности с помощью установления четких границ государственного.

Социальный - социальную безопасность, материальные условия свободы и достойного существования каждого человека.

Противоречия между ними проявляются в том, что правовое государство по своему замыслу не должно вмешиваться в вопросы распределения общественного богатства,. Социальное же государство непосредственно занимается этим, хотя и стремится не подрывать такие основы рыночного хозяйства, как частная собственность, конкуренции, предприимчивость, индивидуальная ответственность и т.п., не порождать массовое социальное иждивенчество.

Социальное государство ориентируется на обеспечение каждому достойных условий жизни в первую очередь в результате повышения эффективности производства, индивидуальной ответственности и активности. В наши дни демократические государства стремятся найти меру оптимального сочетания правового и социального принципов. В развитии современных государств наблюдаются две тенденции. Первая из них — деэтатистская — состоит в активизации гражданского общества, его контроля над государством, расширении влияния на него политических партий и групп интересов, децентрализации ряда функций государства, усилении в деятельности некоторых его органов самоуправленческих начал. Вторая тенденция — этатистская — проявляется в повышении роли государства как регулятивного и интеграционного инструмента общества. Все более важное место в его деятельности занимает разработка стратегии и планирование общественного развития. В государственной деятельности заметно сокращается применение принуждения.

Некоторые политологи считают, что современные демократические государства вступают в новую, экологическую стадию. Для нее характерно выдвижение на первый план проблемы обеспечения экологической безопасности и экзистенциальных прав личности, выживания всего человечества. В новых условиях государство вместе с общественностью призвано предотвратить ядерную и экологическую катастрофы, наладить поддерживающий экологическое равновесие образ жизни.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Правовое государство — это форма организации власти в стране, основой которой выступает верховенство закона, свобод и прав человека.

Социальное государство — это форма государственного устройства, основной функцией которой является активное воздействие на общественные отношения в интересах всех слоев населения.

Несмотря на очевидное сходство, концепции этих двух форм имеют существенные отличия:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  1. Правовая форма обеспечивает физическую безопасность своих граждан по отношению друг к другу и власти. Социальная сосредоточена на осуществлении всеобщей безопасности, обеспечении материальных условий для жизни людей.
  2. В правовом государстве упор делается на обеспечение индивидуальной свободы граждан. В социальном — на защиту социально-экономических прав.
  3. Правовое государство определяет границы вмешательства в личную жизнь, гарантирует защиту от произвола. Социальное, в первую очередь, несет ответственность за исполнение социальных гарантий.

Если обобщить все эти различия, можно сказать, что правовая модель — это способ ограничения власти свободами и правами человека, а социальная — это способ обременения ее правами и свободами граждан.

Базовые принципы построения

К основным принципам построения правовой модели относят:

  • равенство всех членов общества перед законом;
  • верховенство права во всех сферах;
  • разделение власти на три отдельные ветви;
  • признание свобод и прав граждан наивысшей ценностью;
  • идеологический, политический плюрализм;
  • соблюдение правопорядка, стабильность законности.

Характеристиками социальной модели являются:

  • принцип экономической свободы граждан, признающий право на тарифную автономию;
  • доверие к регулирующим механизмам рынка, основанным на спросе, предложении, конкуренции, свободном ценообразовании;
  • солидарность общества, стремление к поддержанию справедливости посредством налогового перераспределения доходов;
  • формирование и развитие различных форм экономической демократии.

Сущность этой модели заключается в стремлении к сохранению мира и согласия, формировании благоприятной для каждого человека жизненной среды.

Взаимосвязь между социальными и правовыми идеями

При анализе принципов обеих форм управления становится очевидной взаимосвязь между социальными и правовыми идеями. Более того, в XX веке эти два понятия объединились, обогатив и дополнив друг друга: получившийся симбиоз — социально-правовое государство должно воплощать принципы главенства права и общественной справедливости.

Социальным может стать уже правовое государство, где стабильность законности признается высшим приоритетом. Однако обратный процесс возможен не во всех случаях: ему может помешать отсутствие ориентации на нужды населения, особенно его самых незащищенных слоев.

Реальное воплощение в странах Западной Европы и России

Примерами реального воплощения могут послужить:

  • Швейцария;
  • Бельгия;
  • Финляндия;
  • Нидерланды;
  • Канада;
  • Германия;
  • Великобритания;
  • Франция;
  • Австрия.

Отдельной группой можно выделить модели Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии и Швеции. От остальных социальных государств они отличаются следующими признаками: приоритетностью всеобщей занятости, гендерным равноправием, обширными социальными пособиями, высокой степенью перераспределения доходов.

Российская Федерация обозначила свое стремление стать социально-правовым государством еще в 1993 году, когда в Конституции появилось положение о том, что внутренняя политика направлена на обеспечение свободного развития и достойной жизни человека.

В числе основных обязанностей государства обозначены следующие тезисы:

  • обеспечение общественной справедливости;
  • установление пенсий и пособий;
  • недопущение значительного имущественного расслоения;
  • осуществление эффективной демографической политики;
  • поддержка отцовства, материнства, детства, инвалидов, пожилых.

Выполнение этих обязанностей обеспечивается за счет охраны труда и здоровья, установления минимальной оплаты труда, развития системы гуманитарных служб.

Проблемы реализации и перспективы

Проблемы реализации связаны, в первую очередь, с противоречивым взаимодействием основных идей социальной и правовой моделей. Если сравнить их, то получается, что первая основана на прямом вмешательстве властей в общественную жизнь ради сохранения гражданского благополучия, всеобщего блага. В то время как основой второй является невмешательство и ограничение власти для сохранения максимальной гражданской свободы.

В перспективе назревает еще и этико-философский кризис. Он связан с тем, что государства одновременно стремятся действовать эффективно с точки зрения экономики и при этом не вступать в противоречие с этикой.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: