Исключительное право душевладения гибельно сказалось как на судьбах россии

Обновлено: 02.05.2024

Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века)

© The proprietor of the copyright of this work is the Juri Lotman Semiotics Repository in Tallinn University and the work is published with its permission, 2020

© ООО «Издательство АСТ», 2020

Введение: Быт и культура

Посвятив беседы русскому быту и культуре XVIII – начала XIX столетия, мы прежде всего должны определить значение понятий «быт», «культура», «русская культура XVIII – начала XIX столетия» и их отношения между собой. При этом оговоримся, что понятие «культура», принадлежащее к наиболее фундаментальным в цикле наук о человеке, само может стать предметом отдельной монографии и неоднократно им становилось. Было бы странно, если бы мы в предлагаемой книге задались целью решать спорные вопросы, связанные с этим понятием. Оно очень емкое: включает в себя и нравственность, и весь круг идей, и творчество человека, и многое другое. Для нас будет вполне достаточно ограничиться той стороной понятия «культура», которая необходима для освещения нашей, сравнительно узкой темы.

Культура, прежде всего, – понятие коллективное. Отдельный человек может быть носителем культуры, может активно участвовать в ее развитии, тем не менее по своей природе культура, как и язык, – явление общественное, то есть социальное[1].

Следовательно, культура есть нечто общее для какого-либо коллектива – группы людей, живущих одновременно и связанных определенной социальной организацией. Из этого вытекает, что культура есть форма общения между людьми и возможна лишь в такой группе, в которой люди общаются. (Организационная структура, объединяющая людей, живущих в одно время, называется синхронной, и мы в дальнейшем будем пользоваться этим понятием при определении ряда сторон интересующего нас явления.)

Всякая структура, обслуживающая сферу социального общения, есть язык. Это означает, что она образует определенную систему знаков, употребляемых в соответствии с известными членам данного коллектива правилами. Знаками же мы называем любое материальное выражение (слова, рисунки, вещи и т. д.), которое имеет значение и, таким образом, может служить средством передачи смысла.

Следовательно, культура имеет, во-первых, коммуникационную и, во-вторых, символическую природу. Остановимся на этой последней. Подумаем о таком простом и привычном, как хлеб. Хлеб веществен и зрим. Он имеет вес, форму, его можно разрезать, съесть. Съеденный хлеб вступает в физиологический контакт с человеком. В этой его функции про него нельзя спросить: что он означает? Он имеет употребление, а не значение. Но когда мы произносим: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь», – слово «хлеб» означает не просто хлеб как вещь, а имеет более широкое значение: «пища, потребная для жизни». А когда в Евангелии от Иоанна читаем слова Христа: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать» (Иоанн, 6:35), то перед нами – сложное символическое значение и самого предмета, и обозначающего его слова.

Меч также не более чем предмет. Как вещь он может быть выкован или сломан, его можно поместить в витрину музея, и им можно убить человека. Это все – употребление его как предмета, но когда, будучи прикреплен к поясу или поддерживаемый перевязью помещен на бедре, меч символизирует свободного человека и является «знаком свободы», он уже предстает как символ и принадлежит культуре.

В XVIII веке русский и европейский дворянин не носит меча – на боку его висит шпага (иногда крошечная, почти игрушечная парадная шпага, которая оружием практически не является). В этом случае шпага – символ символа: она означает меч, а меч означает принадлежность к привилегированному сословию.

Принадлежность к дворянству означает и обязательность определенных правил поведения, принципов чести, даже покроя одежды. Мы знаем случаи, когда «ношение неприличной дворянину одежды» (то есть крестьянского платья) или также «неприличной дворянину» бороды делались предметом тревоги политической полиции и самого императора.

Шпага как оружие, шпага как часть одежды, шпага как символ, знак дворянства – все это различные функции предмета в общем контексте культуры.

В разных своих воплощениях символ может одновременно быть оружием, пригодным для прямого практического употребления, или полностью отделяться от непосредственной функции. Так, например, маленькая специально предназначенная для парадов шпага исключала практическое применение, фактически являясь изображением оружия, а не оружием. Сфера парада отделялась от сферы боя эмоциями, языком жеста и функциями. Вспомним слова Чацкого: «Пойду на смерть как на парад». Вместе с тем в «Войне и мире» Толстого мы встречаем в описании боя офицера, ведущего своих солдат в сражение с парадной (то есть бесполезной) шпагой в руках. Сама биполярная ситуация «бой – игра в бой» создавала сложные отношения между оружием как символом и оружием как реальностью. Так шпага (меч) оказывается вплетенной в систему символического языка эпохи и становится фактом ее культуры.

А вот еще один пример, в Библии (Книга Судей, 7:13–14) читаем: «Гедеон пришел [и слышит]. И вот, один рассказывает другому сон, и говорит: снилось мне, будто круглый ячменный хлеб катился по стану Мадиамскому и, прикатившись к шатру, ударил в него так, что он упал, опрокинул его, и шатер распался. Другой сказал в ответ ему: это не иное что, как меч Гедеона…» Здесь хлеб означает меч, а меч – победу. И поскольку победа была одержана с криком «Меч Господа и Гедеона!», без единого удара (мадиамитяне сами побили друг друга: «обратил Господь меч одного на другого во всем стане»), то меч здесь – знак силы Господа, а не военной победы.

Итак, область культуры – всегда область символизма.

Приведем еще один пример: в наиболее ранних вариантах древнерусского законодательства («Русская правда») характер возмещения («виры»), которое нападающий должен был заплатить пострадавшему, пропорционален материальному ущербу (характеру и размеру раны), им понесенному. Однако в дальнейшем юридические нормы развиваются, казалось бы, в неожиданном направлении: рана, даже тяжелая, если она нанесена острой частью меча, влечет за собой меньшую виру, чем не столь опасные удары необнаженным оружием или рукояткой меча, чашей на пиру, или «тылесной» (тыльной) стороной кулака.

Как объяснить этот, с нашей точки зрения, парадокс? Происходит формирование морали воинского сословия, и вырабатывается понятие чести. Рана, нанесенная острой (боевой) частью холодного оружия, болезненна, но не бесчестит. Более того, она даже почетна, поскольку бьются только с равным. Не случайно в быту западноевропейского рыцарства посвящение, то есть превращение «низшего» в «высшего», требовало реального, а впоследствии знакового удара мечом. Тот, кто признавался достойным раны (позже – знакового удара), одновременно признавался и социально равным. Удар же необнаженным мечом, рукояткой, палкой – вообще не оружием – бесчестит, поскольку так бьют раба.

Характерно тонкое различие, которое делается между «честным» ударом кулаком и «бесчестным» – тыльной стороной кисти или кулака. Здесь наблюдается обратная зависимость между реальным ущербом и степенью знаковости. Сравним замену в рыцарском (потом и в дуэльном) быту реальной пощечины символическим жестом бросания перчатки, а также вообще приравнивание при вызове на дуэль оскорбительного жеста оскорблению действием.

Таким образом, текст поздних редакций «Русской правды» отразил изменения, смысл которых можно определить так: защита (в первую очередь) от материального, телесного ущерба сменяется защитой от оскорбления. Материальный ущерб, как и материальный достаток, как вообще вещи в их практической ценности и функции, принадлежит области практической жизни, а оскорбление, честь, защита от унижения, чувство собственного достоинства, вежливость (уважение чужого достоинства) принадлежат сфере культуры.

В отдельных позициях, всегда являющихся исключением из правила, можно говорить о культуре одного человека. Но тогда следует уточнить, что мы имеем дело с коллективом, состоящим из одной личности. Уже то, что эта личность неизбежно будет пользоваться языком, выступая одновременно как говорящий и слушающий, ставит ее в позицию коллектива. Так, например, романтики часто говорили о предельной индивидуальности своей культуры, о том, что в создаваемых ими текстах сам автор является, в идеале, единственным своим слушателем (читателем). Однако и в этой ситуации роли говорящего и слушающего, связывающий их язык не уничтожаются, а как бы переносятся внутрь отдельной личности: «В уме своем я создал мир иной // И образов иных существованье» (Лермонтов М. Ю. Соч. в 6-ти т. М.; Л., 1954, т. 1, с. 34).

Цитаты приводятся по изданиям, имеющимся в библиотеке автора, с сохранением орфографии и пунктуации источника.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЕГЭ. Русский язык. Задание 16. Одна запятая в двух предложениях. Вариант 2.

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ. Русский язык. Задание 16. Одна запятая в двух предложениях. Вариант 2»

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую.

1
1. За окном шумел дождь и грохотал гром.
2. Степан и Анна вместе вытащили из сарая и столкнули в речку старую и рассохшуюся лодку.
3. Рукопись комедии переписывалась от руки и списки расходились по России.

4. Вечером на берегах речушки и в сырых оврагах лягушки и жабы сверчки и москиты дружно начинали оглушительный концерт.
5. К вечеру на горизонте показалась знакомая церковь и забелели амбары.

2
1. Исключительное право душевладения гибельно сказалось как на судьбах России так и на судьбах дворянства.
2. Станислав подарил сестре корзину с цветами и коробку конфет и от всей души пожелал ей счастья.
3. По чинам в XVIII в. слуги носили блюда на званых обедах и сидевшие на «нижнем» конце стола гости часто созерцали лишь пустые тарелки.
4. Концерт был ни то ни сё.
5. Культура имеет коммуникационную и символическую природу.

1. Я люблю и патриархальную Москву и строгий Петербург и древний Новгород.

2. Вы вызовете такси или поедете домой на автобусе?

3. Вчера она обнаружила у себя на столе букет роз и конверт с запиской и тут же рассказала об этом матери.

4. На день рождения Сашка получил не только давно обещанный ему свитер но и теплую вязаную шапку для лыжных прогулок.

5. А. Грин мог подробно описать как вековые леса так и уютные приморские города.

4
1. Когда-нибудь о Лёве напишут книгу и в неё войдут отрывки из моего дневника.
2. Тезкин махнул рукой и час спустя одетый в собранное с миру по нитке отправился в комнату для свиданий.
3. На небе были звёзды и светился изредка застилаемый дымом молодой месяц.

4. На следующий день он с жутким скандалом сбежал из санатория домой и остановить его никто не смог.
5. Он безропотно выполнял все предписанные процедуры но никому не рассказывал ни про метельную забайкальскую степь ни про близость ярких звезд.

5
1. Она проснулась ни свет ни заря и отправилась на прогулку.
2. Дорога изменилась и показались леса и горы огромные реки и большие города.
3. Она стала проталкиваться вперед и Сане сделалось скучно.
4. В лесу трубит рог и раздаются крики загонщиков.
5. Она была женственна и мягка и герой мой и вовсе потерял голову.

1. Вокруг меня простирались курганы высотой в 2 -3 метра и кучи песка и гравия.

2. Поэта можно любить или не любить принимать его идеи или быть их противником.

3. Слова Марьи открыли мне глаза и объяснили мне многое.
4. Татьяна верила преданьям простонародной старины и снам и карточным гаданьям

5. Они готовы резаться и жертвовать не только жизнью но и совестью и благополучием.
7
1. Наша компания предлагает услуги по строительству кирпичных либо каменных особняков летних дачных домов и благоустроенных коттеджей в Подмосковье.

2. Николай не участвовал в большевистском подполье и потому не подвергался преследованию со стороны полиции.

3. Георгиевский крест давался только военным за боевые заслуги и его никогда нельзя было снимать.
4. На обед подавали наваристый борщ или крепкую окрошку по местному рецепту.

5. Фольклор и русская история являются источниками вдохновения художников современных Мстёры и Жостова.

8
1. Они встречались почти каждый день и говорили о том о сем.
2. Он был добрый малый но ветрен и беспутен до крайности.
3. Она висела на стене безо всякого употребления и давно соблазняла меня шириною и добротою бумаги.
4. Батюшка прочёл его внимательно положил перед собою и начал свое письмо.
5. Каких только песен не поют и в Москве и на её окраинах и в других городах!

9
1. Осенью улетели грачи и зимовать остались смелые воробьи.
2. Она снилась ему часто и в такие дни он по ней сильно скучал и даже забывал о неприятностях.
3. Хозяйка поглядела на нее и вспомнила свое невозвратное девичье время и свой первый бал.
4. Она в этот день встала в 8 часов утра и целый день находилась в лихорадочной тревоге и деятельности.
5. Не только в госпиталь но даже близко к санчасти его не подпустили.

10
1. Грин был как великолепным пейзажистом и мастером сюжета так и очень тонким психологом как романтиком так и реалистом.
2. В литературных салонах Петербурга аристократы обсуждали литературные новинки и упражнялись в стихотворных импровизациях слушали чтение новых произведений и развлекались.
3. Образование и тонкий художественный вкус не мешали Федору Толстому вести безалаберный и разгульный образ жизни.
4. Уж не жду от жизни ничего я и не жаль мне прошлого ничуть.
5. В тот день Лиза поднялась ни свет ни заря.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЕГЭ. Русский язык. Задание 16. Одна запятая в двух предложениях. Вариант 2.

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ. Русский язык. Задание 16. Одна запятая в двух предложениях. Вариант 2»

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую.

1
1. За окном шумел дождь и грохотал гром.
2. Степан и Анна вместе вытащили из сарая и столкнули в речку старую и рассохшуюся лодку.
3. Рукопись комедии переписывалась от руки и списки расходились по России.

4. Вечером на берегах речушки и в сырых оврагах лягушки и жабы сверчки и москиты дружно начинали оглушительный концерт.
5. К вечеру на горизонте показалась знакомая церковь и забелели амбары.

2
1. Исключительное право душевладения гибельно сказалось как на судьбах России так и на судьбах дворянства.
2. Станислав подарил сестре корзину с цветами и коробку конфет и от всей души пожелал ей счастья.
3. По чинам в XVIII в. слуги носили блюда на званых обедах и сидевшие на «нижнем» конце стола гости часто созерцали лишь пустые тарелки.
4. Концерт был ни то ни сё.
5. Культура имеет коммуникационную и символическую природу.

1. Я люблю и патриархальную Москву и строгий Петербург и древний Новгород.

2. Вы вызовете такси или поедете домой на автобусе?

3. Вчера она обнаружила у себя на столе букет роз и конверт с запиской и тут же рассказала об этом матери.

4. На день рождения Сашка получил не только давно обещанный ему свитер но и теплую вязаную шапку для лыжных прогулок.

5. А. Грин мог подробно описать как вековые леса так и уютные приморские города.

4
1. Когда-нибудь о Лёве напишут книгу и в неё войдут отрывки из моего дневника.
2. Тезкин махнул рукой и час спустя одетый в собранное с миру по нитке отправился в комнату для свиданий.
3. На небе были звёзды и светился изредка застилаемый дымом молодой месяц.

4. На следующий день он с жутким скандалом сбежал из санатория домой и остановить его никто не смог.
5. Он безропотно выполнял все предписанные процедуры но никому не рассказывал ни про метельную забайкальскую степь ни про близость ярких звезд.

5
1. Она проснулась ни свет ни заря и отправилась на прогулку.
2. Дорога изменилась и показались леса и горы огромные реки и большие города.
3. Она стала проталкиваться вперед и Сане сделалось скучно.
4. В лесу трубит рог и раздаются крики загонщиков.
5. Она была женственна и мягка и герой мой и вовсе потерял голову.

1. Вокруг меня простирались курганы высотой в 2 -3 метра и кучи песка и гравия.

2. Поэта можно любить или не любить принимать его идеи или быть их противником.

3. Слова Марьи открыли мне глаза и объяснили мне многое.
4. Татьяна верила преданьям простонародной старины и снам и карточным гаданьям

5. Они готовы резаться и жертвовать не только жизнью но и совестью и благополучием.
7
1. Наша компания предлагает услуги по строительству кирпичных либо каменных особняков летних дачных домов и благоустроенных коттеджей в Подмосковье.

2. Николай не участвовал в большевистском подполье и потому не подвергался преследованию со стороны полиции.

3. Георгиевский крест давался только военным за боевые заслуги и его никогда нельзя было снимать.
4. На обед подавали наваристый борщ или крепкую окрошку по местному рецепту.

5. Фольклор и русская история являются источниками вдохновения художников современных Мстёры и Жостова.

8
1. Они встречались почти каждый день и говорили о том о сем.
2. Он был добрый малый но ветрен и беспутен до крайности.
3. Она висела на стене безо всякого употребления и давно соблазняла меня шириною и добротою бумаги.
4. Батюшка прочёл его внимательно положил перед собою и начал свое письмо.
5. Каких только песен не поют и в Москве и на её окраинах и в других городах!

9
1. Осенью улетели грачи и зимовать остались смелые воробьи.
2. Она снилась ему часто и в такие дни он по ней сильно скучал и даже забывал о неприятностях.
3. Хозяйка поглядела на нее и вспомнила свое невозвратное девичье время и свой первый бал.
4. Она в этот день встала в 8 часов утра и целый день находилась в лихорадочной тревоге и деятельности.
5. Не только в госпиталь но даже близко к санчасти его не подпустили.

10
1. Грин был как великолепным пейзажистом и мастером сюжета так и очень тонким психологом как романтиком так и реалистом.
2. В литературных салонах Петербурга аристократы обсуждали литературные новинки и упражнялись в стихотворных импровизациях слушали чтение новых произведений и развлекались.
3. Образование и тонкий художественный вкус не мешали Федору Толстому вести безалаберный и разгульный образ жизни.
4. Уж не жду от жизни ничего я и не жаль мне прошлого ничуть.
5. В тот день Лиза поднялась ни свет ни заря.

🐾

Решаем задание №16 из ЕГЭ

1) Власть дружинных вождей была необходимой и достаточно сильной только в период завоеваний. ⋅ ⋅ ⋅ 0000

3) В эпоху Возрождения живопись обогатилась линейной и воздушной перспективой знанием анатомии и пропорций человеческого тела. ⋅ ⋅ ⋅ 00000

4) В творчестве братьев Карраччи на первом месте стоит правильность и гармоничность рисунка уравновешенность цветовых пятен ясная компоновка фигур. ⋅ ⋅ ⋅ 0000

Артемий Колчеданцев

Русский язык ЕГЭ 100БАЛЛОВ

Русский язык ЕГЭ 100БАЛЛОВ запись закреплена

🐾

Решаем задание №16 из ЕГЭ

4) Спустившийся на затонувший фрегат водолаз сумел проникнуть в каюту капитана нашёл сейф поднял его на поверхность. ⋅ ⋅ ⋅ 0000

5) Взаимопроникновение стилей преследовало художника и он никак не мог от этого избавиться. ⋅ ⋅ ⋅ 00000

Русский язык ЕГЭ 100БАЛЛОВ

Русский язык ЕГЭ 100БАЛЛОВ запись закреплена

Павел Ломакин


Павел Ломакин

Солнышко Ясное


Солнышко Ясное

Ирина Кузнецова

Русский язык ЕГЭ 100БАЛЛОВ

Русский язык ЕГЭ 100БАЛЛОВ запись закреплена

Ирина Кузнецова

Солнышко Ясное


Солнышко Ясное

Ильдар Саубанов


Ильдар Саубанов

Русский язык ЕГЭ 100БАЛЛОВ

Русский язык ЕГЭ 100БАЛЛОВ запись закреплена

Ирина Кузнецова

Святослав Музыченко

Солнышко Ясное


Солнышко Ясное

Русский язык ЕГЭ 100БАЛЛОВ

Русский язык ЕГЭ 100БАЛЛОВ запись закреплена

Наталья Третьякова


Наталья Третьякова

Вячеслав Литвиненко


Вячеслав Литвиненко

Ирина Кузнецова

Русский язык ЕГЭ 100БАЛЛОВ

Русский язык ЕГЭ 100БАЛЛОВ запись закреплена

Варвара Подпругина

Наталья Третьякова


Наталья Третьякова

Вероника Слагина


Вероника Слагина

Русский язык ЕГЭ 100БАЛЛОВ

Русский язык ЕГЭ 100БАЛЛОВ запись закреплена

Павел Ломакин


Павел Ломакин

Варвара Подпругина

Ирина Кузнецова

Русский язык ЕГЭ 100БАЛЛОВ

Русский язык ЕГЭ 100БАЛЛОВ запись закреплена

💯

Практика по заданию №16

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.


2) Она снилась ему довольно часто и в такие дни он по ней сильно скучал и даже забывал короткой детской памятью. ⋅ ⋅ ⋅ 00000

3) Хозяйка поглядела на нее и вспомнила свое невозвратное девичье время и свой первый бал. ⋅ ⋅ ⋅ 0000

4) Она в этот день встала в 8 часов утра и целый день находилась в лихорадочной тревоге и деятельности. ⋅ ⋅ ⋅ 0000

Лариса Шифадугова

Русский язык ЕГЭ 100БАЛЛОВ

Евгений Грохотов

Русский язык ЕГЭ 100БАЛЛОВ

Русский язык ЕГЭ 100БАЛЛОВ запись закреплена

💯

Практика по заданию №16

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.


3) Она висела на стене безо всякого употребления и давно соблазняла меня шириною и добротою бумаги. ⋅ ⋅ ⋅ 0000

Русский язык ЕГЭ 100БАЛЛОВ

Русский язык ЕГЭ 100БАЛЛОВ

Русский язык ЕГЭ 100БАЛЛОВ запись закреплена

💯

Практика по заданию №16

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.


2) Только на третьи сутки дорога переменилась и показались леса и горы огромные реки и большие города. ⋅ ⋅ ⋅ 0000

4) Ветер сделался еще сильнее над головой раскачивались фонари где-то лаяли собаки а на улицах среди приземистых зданий не было ни души. ⋅ ⋅ ⋅ 0000

Русский язык ЕГЭ 100БАЛЛОВ

Анастасия Анфиногенова

Никита Олесов


Никита Олесов ответил Анастасии

Анастасия Анфиногенова

Они готовы резаться и жертвовать не только, жизнью, но и совестью,и благополучием. Я бы так поставила. Но раз все против.

Анастасия Анфиногенова

Русский язык ЕГЭ 100БАЛЛОВ

Русский язык ЕГЭ 100БАЛЛОВ запись закреплена

💯

Практика по заданию №16

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.


Лариса Шифадугова

Русский язык ЕГЭ 100БАЛЛОВ

Русский язык ЕГЭ 100БАЛЛОВ

Русский язык ЕГЭ 100БАЛЛОВ запись закреплена

💯

Практика по заданию №16

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.


2) Тезкин махнул рукой и час спустя одетый в собранное с миру по нитке отправился в комнату для свиданий. ⋅ ⋅ ⋅ 0000

3) Там он безропотно выполнял все предписанные процедуры но никому не рассказывал ни про метельную забайкальскую степь ни про близость ярких и крупных звезд. ⋅ ⋅ ⋅ 0000

4) На следующий день он с жутким скандалом сбежал из санатория домой и остановить его никто не смог. ⋅ ⋅ ⋅ 00000


Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма


  1. Сын ни дать ни взять отец в молодости.

  2. Чтоб тебе ни дна ни покрышки!

  3. Грушницкий ударил по столу кулаком и стал ходить взад и вперед по комнате.

  4. Квартира Александра хотя и просторна но не изящна и сумрачна.

  5. Изучение народной культуры и быта по установившемуся делению наук обычно относится к этнографии и в этом направлении сделано не так уж мало.

  1. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. На опушке кувыркались и играли пушистые желтовато-бурые и белоснежные зверьки.

  2. Не только у будочки но и во всей аллее не оказалось ни одного человека.

  3. Теперь уж можно было расслышать в отдельности шум дождя и шум воды.

  4. В жизни и трудах Пирогова трудно отыскать неожиданные взлёты и минутные озарения.

  5. Собирать ягоды нам быстро надоело и мы просто ходили по лесу.

  1. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Разбирали поленницу и женщины и ребятишки и мужики.

  2. Я бы с удовольствием каждый день прыгала да за стеной живет Василий Андреевич.

  3. На днях хорь передушил семь кур у Ефимовых да девять кур у Жильцовых и снисхождения ему ждать было бесполезно.

  4. В Ялте было жарко и пахло морем.

  5. Жёлтые и красные синие и зелёные оранжевые и розовые шары взлетели в чистое небо.

  1. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Теперь я был холоден и спокоен беспощаден и силён.

  2. Борька плакал и скрипел зубами в бессильной ярости и злости.

  3. В глазах потемнело и я больше ничего не помнил.

  4. Затем он переменил и тембр голоса и интонацию и выражение лица.

  5. В городах и сёлах взрослые и дети плакали и смеялись от этого известия.

  1. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Черепки валялись повсюду и играть в них стало неинтересно.

  2. Таким я наблюдал его и в Петербурге и в Москве и в Ташкенте и за границей и в Барвихе.

  3. Купец и городской житель имели свой уклад жизни и свой круг чтения свои жизненные обряды и свои формы досуга.

  4. Перед закатом тускнеют краски земли и ярче становятся краски неба.

  5. Великая русская литература дала миру Фонвизина и Державина Радищева и Новикова Пушкина и декабристов.

  1. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. И видишь ты синий свод неба да солнце да лес…

  2. Девушка тоже пошла на фронт не то медсестрой не то связисткой.

  3. Так он писал и негодовал и упрашивал.

  4. Совсем рассвело и дымы из труб потянулись

  5. Во время внезапной пустынной бури солнце меркнет и ветер с шипением гонит потоки песка.

  1. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Около церковной стены на брёвнах каждый вечер собирались парни и девушки села и окрестных деревень.

  2. Мы уже читали в это время и «Чапаева» и «Красный десант» посмотрели и «»Красных дьяволят» и «Мы из Кронштадта».

  3. Они полягут здесь или возьмут эту проклятую высоту!

  4. Черновы ребятишки росли в мире рубанков и фуганков кудрявых стружек и кусков дерева.

  5. Однако вспоминать-то я хотел не столько о тёте Оле сколько о её сыновьях.

  1. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

2) В ту пору колокола были уж сброшены с церкви и лестницы никто не чинил и не поправлял.

3) Культура олонецкого крестьянина и донского казака крестьянина православного и крестьянина-старообрядца не была единой внутри себя.

4) Смотритель пошёл домой ни жив ни мёртв.

5) Не пристало герцогу Орлеанскому драться на дуэли с каким-то Синицыным и игра наша расклеилась.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: