Инструкция о порядке взаимодействия государственных органов ответственных за выполнение декрета 18

Обновлено: 01.05.2024

Для счастливого детства, благополучного развития ребенка нужно личное счастье пап и мам, нужна гармоничная, успешная семья, способная обеспечить основное, базовые потребности ребенка. Однако, к сожалению, далеко не все родители осознают свою ответственность за воспитание и содержание детей и обеспечивают им достойный уровень жизни. Для более точного понимания данной проблемы рассмотрим критерии социально опасного положения несовершеннолетнего.

Критерии и показатели социально опасного положения:

Критерии социально опасного положения

Показатели социально опасного положения

1. Родителями не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (детей)

родители допускают оставление ребенка (детей) без пищи

родители допускают систематическое отсутствие пищи, предназначенной для питания ребенка (детей) (для детей раннего возраста – от 0 до 3 лет, детей дошкольного возраста – от 3 до 6 лет, детей школьного возраста – от 6 лет и старше), отвечающей соответствующим физиологическим потребностям детского организма и не причиняющей вред здоровью ребенка соответствующего возраста

родители допускают проживание ребенка (детей) в жилых помещениях, в которых печи, теплогенерирующие агрегаты, газовое оборудование, электрические сети, электроприборы не соответствуют требованиям технических нормативных правовых актов либо эксплуатационной документации на них, неработоспособны, демонтированы устройства автоматического (автономного) обнаружения и оповещения о пожаре, надворные постройки и придомовая территория не соответствуют требованиям пожарной безопасности и имеются условия, создающие непосредственную угрозу возникновения пожара

родители систематически (два раза и более в течение шести месяцев подряд) не выполняют рекомендации медицинских работников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка (детей), что угрожает его (их) жизни и (или) здоровью

родители препятствуют получению ребенком обязательного общего базового образования (в любой форме его получения)

родители в течение одного месяца со дня регистрации рождения или со дня прибытия на новое место жительства (пребывания) не обеспечивают регистрацию ребенка (детей) по месту жительства или месту пребывания

в отношении родителей установлены факты, подтверждающие, что они не контролируют поведение и местонахождение ребенка (детей), вследствие чего ребенок (дети) самовольно уходит из дома, бродяжничает, совершил попытку суицида

2. Родителями не обеспечивается надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления

в отношении родителей ребенка (детей) неоднократно в течение года установлены факты привлечения к административной ответственности по статье 10.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

в отношении родителей ребенка (детей) в возрасте старше 14 лет в рамках административного либо уголовного процессов установлены факты, подтверждающие что они не контролируют его (их) поведение и местонахождение, вследствие чего ребенок (дети) привлечен к административной либо уголовной ответственности

3. Родители, иные лица, участвующие в воспитании и содержании детей, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка (детей), злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним (ними), в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребенка (детей)

в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, установлены факты привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 10.1, 19.1, частью 2 статьи 19.3, статьями 19.4, 19.5, 19.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, установлены факты потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления ими алкогольных напитков, по результатам чего к ним применялись меры профилактического воздействия

установлены факты жестокого обращения родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, с ребенком, физического и (или) психологического насилия по отношению к нему

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА И СОЦИАЛЬНО ОПАСНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

В целях обеспечения защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях, повышения ответственности родителей, не выполняющих обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей издан Декрет Президента Республики Беларусь 24 ноября 2006 года № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». Дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение в случае, если установлено, что родители ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, ненадлежащее выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении. Ребенок, находящийся в социально опасном положении – это лицо в возрасте до 18 лет, которое находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям, предъявляемым к его воспитанию или содержанию. К несовершеннолетним нуждающимся в государственной защите относятся дети – сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, признанные комиссией по делам несовершеннолетних из числа детей, находящихся в социально опасном положении. Государственные органы, органы внутренних дел, медицинские учреждения, ЖЭК, граждане, располагающие сведениями о детях, находящихся в социально опасном положении, обязаны немедленно сообщать об этом руководителю дошкольного учреждения, в социально-педагогическую и психологическую службу дошкольного учреждения, орган опеки и попечительства.

В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. N 18 "О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях" Министерство юстиции Республики Беларусь, Министерство внутренних дел Республики Беларусь, Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерство здравоохранения Республики Беларусь и Министерство образования Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЮТ:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке взаимодействия государственных органов, ответственных за выполнение требований Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. N 18.

2. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Министр юстиции Республики Беларусь В.Г.Голованов

Министр внутренних дел

Республики Беларусь В.В.Наумов

Заместитель Министра труда и

социальной защиты Республики Беларусь В.В.Король

Республики Беларусь В.И.Жарко

Министр образования Республики Беларусь А.М.Радьков

1. Инструкция о порядке взаимодействия государственных органов, ответственных за выполнение требований Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. N 18 (далее - Инструкция), определяет порядок взаимодействия государственных органов по выполнению требований Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. N 18 "О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 198, 1/8110) (далее - Декрет).

2. Взаимодействие осуществляется путем обмена информацией, необходимой для выполнения требований Декрета, и координации действий.

3. Главные управления юстиции областных исполнительных комитетов, Минского городского исполнительного комитета:

3.1. в течение трех рабочих дней обеспечивают исполнение в установленном порядке запросов органов и учреждений образования, здравоохранения, органов внутренних дел, органов по труду, занятости и социальной защите о предоставлении информации, необходимой для выполнения стоящих перед ними задач;

3.2. оказывают правовую помощь управлениям (отделам) образования, домам ребенка, социально-педагогическим учреждениям, школам-интернатам для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вспомогательным школам-интернатам, специальным общеобразовательным школам-интернатам, специальным учебно-воспитательным учреждениям, специальным лечебно-воспитательным учреждениям и иным учреждениям, обеспечивающим условия для проживания (содержания) детей, находящихся на государственном обеспечении (далее - интернатные учреждения), учреждениям профессионально-технического, среднего специального, высшего образования (далее - взыскатели), при предъявлении в суды исков (заявлений) о взыскании расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении (далее - расходы по содержанию детей);

3.3. обеспечивают взыскателей образцами типовых исковых заявлений (заявлений) по формам согласно приложениям 1 - 4 к настоящей Инструкции;

3.4. не позднее пятого числа месяца, следующего за отчетным, ежеквартально организовывают проведение сверок соответствия и правильности данных, предоставляемых взыскателями и судами, в том числе о количестве родителей, обязанных возмещать расходы по содержанию детей (далее - обязанные лица); суммах, подлежащих взысканию; суммах, взысканных реально; остатке задолженности; задолженности по взысканию расходов, которая образовалась в результате смерти обязанных лиц, по которым прекращены исполнительные производства и исполнительные листы возвращены взыскателям; своевременности предъявления исков (заявлений) в суды; своевременности извещения судов о непоступлении денежных средств; выбытии детей в другие детские интернатные учреждения либо переводе их на новую форму устройства.

4. Районные (городские) суды:

4.1. информируют управления (отделы) образования по месту жительства родителей о принятом решении об ограничении дееспособности родителей, о заключении их под стражу, направлении в лечебно-трудовые профилактории Министерства внутренних дел Республики Беларусь (далее - ЛТП), о розыске, об осуждении, о признании безвестно отсутствующими, об объявлении умершими, если дети указанных лиц остаются без попечения родителей, не позднее следующего дня после принятия этого решения независимо от времени вступления его в силу для обеспечения государственной защиты детей в таких семьях;

4.2. в день возбуждения исполнительного производства приступают к исполнению судебных постановлений или исполнительных надписей нотариусов о взыскании расходов по содержанию детей, при этом извещаются взыскатель и обязанное лицо;

4.3. не позднее следующего рабочего дня после возбуждения исполнительного производства судебные исполнители:

4.3.2. выясняют сведения о месте работы обязанного лица, его заработке, о состоянии его здоровья, а также направляют соответствующие запросы в регистрирующие органы;

4.4. при установлении факта непроживания обязанного лица по адресу, указанному в исполнительном документе, выносят определение о розыске обязанного лица, которое в трехдневный срок направляется для исполнения в территориальные органы внутренних дел по месту исполнения исполнительного документа и для сведения взыскателю.

Ежеквартально судебный исполнитель направляет запросы в органы внутренних дел о результатах розыска.

В случае неустановления органами внутренних дел местонахождения должника в течение года судебный исполнитель направляет учреждению, в котором содержится ребенок, письмо с разъяснением их права обращения в суд с иском о признании обязанного лица безвестно отсутствующим;

4.5. направляют судебное постановление о трудоустройстве в течение трех рабочих дней после его вынесения в орган внутренних дел и орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства обязанного лица, а в случае, если место жительства у этого лица отсутствует, - по последнему известному месту жительства для его немедленного исполнения;

4.7. при направлении в органы внутренних дел материалов в отношении обязанного лица для рассмотрения вопроса о привлечении его к уголовной ответственности по статье 174 Уголовного кодекса Республики Беларусь в трехдневный срок извещают взыскателя;

4.8. незамедлительно информируют взыскателя расходов по содержанию детей, если стало известно об обстоятельствах, которые могут повлечь уменьшение либо освобождение обязанного лица от возмещения расходов по содержанию детей;

4.9. в течение трех рабочих дней с момента вынесения определений о розыске обязанного лица, прекращении исполнительного производства и прекращении взыскания задолженности копии указанных определений направляют взыскателям;

4.10. при выявлении судебным исполнителем жилого помещения (части жилого помещения в виде отдельной комнаты), принадлежащего обязанному лицу на праве собственности либо если он занимает его по договору найма, не выполняя возложенные на него требования по возмещению расходов по содержанию детей, а также если должник находится в ЛТП или отбывает наказание в исправительных учреждениях по приговору суда, не позднее следующего дня после установления данного факта информируют местные исполнительные и распорядительные органы либо уполномоченные ими организации об их праве обратиться в суд с соответствующим иском для последующей сдачи данного помещения в наем (поднаем);

4.11. информируют взыскателей, органы внутренних дел, органы по труду, занятости и социальной защите о прекращении, приостановлении исполнительного производства (в трехдневный срок с момента прекращения, приостановления) в отношении обязанного лица в случаях, предусмотренных законодательством, путем направления соответствующего судебного постановления;

4.12. проводят ежеквартальные сверки и обмен информацией со взыскателями по всем исполнительным производствам о взыскании расходов по содержанию детей, находящихся на исполнении либо на контроле, о суммах произведенных удержаний, суммах задолженности по расходам;

ведут учет всех исполнительных производств о лицах, обязанных по решению суда возмещать расходы по содержанию детей;

формируют и ведут в электронном виде списки обязанных лиц по исполнительным документам, находящимся на исполнении в соответствующем суде (в том числе на контроле: по месту работы обязанного лица, нахождения в исправительном учреждении, ЛТП, организации здравоохранения (при нахождении на лечении в стационарных условиях), объявления розыска).

5. Территориальные органы внутренних дел:

5.1. с момента отобрания ребенка ставят на учет для профилактического наблюдения неработающих родителей и в установленном порядке обеспечивают обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию;

5.2. при необходимости обеспечивают обязанных лиц документами, удостоверяющими личность, копии которых в двухдневный срок со дня выдачи направляют в управление (отдел) образования по месту их жительства в целях обеспечения предъявления в суд необходимых документов для рассмотрения требований о взыскании с родителей расходов по содержанию детей;

5.4. предоставляют в пределах своих полномочий на основании запросов взыскателей и судов справку, содержащую информацию об обязанном лице, в том числе число, месяц, год рождения, идентификационный номер, место регистрации (жительства) обязанного лица (при отсутствии документа, удостоверяющего личность обязанного лица);

5.5. обеспечивают исполнение в установленном порядке определений судов о розыске обязанных лиц, принимают меры по установлению места нахождения обязанных лиц и доставке их в органы по труду, занятости и социальной защите, на место работы и в государственные организации здравоохранения;

5.6. совместно с нанимателями и органами по труду, занятости и социальной защите осуществляют контроль за ежедневной явкой обязанных лиц на работу;

5.7. за совершение обязанным лицом виновного действия (бездействия), выразившегося в уклонении от трудоустройства по судебному постановлению о трудоустройстве, повлекшего за собой неисполнение или неполное исполнение ежемесячных обязательств по возмещению расходов по содержанию детей, привлекают обязанных лиц к административному аресту с обязательным привлечением к труду;

5.8. возбуждают уголовные дела в отношении обязанных лиц в соответствии с частью второй статьи 174 Уголовного кодекса Республики Беларусь за уклонение от явки на работу, составляющее десять и более рабочих дней в течение трех месяцев, либо сокрытие, занижение обязанным лицом размера заработной платы и приравненных к ней в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь доходов, либо виновное действие (бездействие), выразившееся в уклонении от трудоустройства по судебному постановлению о трудоустройстве, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, повлекшее неисполнение или неполное исполнение ежемесячных обязательств по возмещению расходов по содержанию детей;

5.9. осуществляют в течение трех дней после получения от нанимателя информации об обязанных лицах, систематически нарушающих трудовую дисциплину по причине употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, подготовку и представление материалов в суд для рассмотрения вопроса о направлении таких лиц в ЛТП;

5.10. осуществляют доставку обязанного лица:

в суд в день судебного заседания;

в ЛТП не позднее дня, следующего за днем вступления в силу решения суда о направлении обязанного лица в ЛТП;

5.11. информируют управление (отдел) образования по месту жительства родителей о принятом решении о заключении их под стражу, направлении в ЛТП, если дети указанных лиц остаются без попечения родителей, не позднее следующего дня после принятия этого решения независимо от времени вступления его в силу для обеспечения государственной защиты детей в таких семьях;

5.12. незамедлительно информируют взыскателя об обстоятельствах, являющихся основанием к уменьшению размера сумм, подлежащих взысканию расходов, либо освобождению обязанного лица от уплаты задолженности по возмещению расходов по содержанию детей.

6. ЛТП или исправительными учреждениями:

6.2. обеспечивают сопровождение обязанных лиц, прекративших нахождение в ЛТП или освободившихся из мест лишения свободы и подлежащих трудоустройству, к месту жительства.

7. Органы по труду, занятости и социальной защите местных исполнительных и распорядительных органов:

7.1. в течение трех рабочих дней обеспечивают исполнение в установленном порядке судебных постановлений о трудоустройстве обязанных лиц;

7.2. совместно с органами внутренних дел и нанимателями осуществляют контроль за ежедневной явкой обязанных лиц на работу;

7.3. организуют ежемесячное проведение сверок с организациями, в которые трудоустроены обязанные лица, после получения от них информации об учете рабочего времени обязанных лиц, о нарушении ими трудовой дисциплины, и после установления фактов прогулов либо иных нарушений информируют об этом органы внутренних дел;

7.4. с целью трудоустройства административно арестованных обязанных лиц еженедельно предоставляют органам внутренних дел информацию о наличии свободных рабочих мест (вакансий) в организациях, включенных в перечень организаций независимо от форм собственности для трудоустройства обязанных лиц.

8. Управления здравоохранения облисполкомов, комитет по здравоохранению Минского городского исполкома и государственные организации здравоохранения в пределах своей компетенции обеспечивают в порядке, установленном постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 15 июля 2009 г. N 80/222, организацию и проведение медицинского осмотра обязанных лиц в течение трех рабочих дней, а при необходимости дополнительного медицинского обследования - в течение пяти рабочих дней.

9.2. направляют по месту работы обязанного лица информацию о сумме средств на содержание ребенка, подлежащих взысканию ежемесячно, номере текущего счета по учету бюджетных средств (в случае, если работающее обязанное лицо в течение трех дней после помещения ребенка на государственное обеспечение обратилось по месту работы с заявлением о возмещении расходов из заработной платы);

9.3. предъявляют исковые заявления (заявления) о взыскании расходов в суды или обращаются к нотариусу в течение четырнадцати рабочих дней со дня помещения ребенка на государственное обеспечение (если обязанное лицо не работает или его место нахождения неизвестно) или со дня, следующего за днем истечения сроков, предусмотренных в частях второй и третьей пункта 9 Декрета, в случае уклонения работающего обязанного лица от возмещения расходов по содержанию детей либо неполного их возмещения;

9.4. составляют по форме согласно приложению 5 сведения об обязанных лицах, организуют надлежащее ведение личных дел детей, в которых должны содержаться сведения об их родителях, необходимые для исполнения требований Декрета и качественной подготовки документов при обращении в суд (копия свидетельства о рождении ребенка либо иные документы, подтверждающие происхождение ребенка от обязанного лица, засвидетельствованные взыскателем; копии документов о лишении родительских прав, об отобрании детей или иных документов, на основании которых ребенок помещен на государственное обеспечение, засвидетельствованные взыскателем, и т.п.);

9.5. ежеквартально осуществляют учет задолженности по взысканию расходов, которая образовалась в результате смерти последнего родителя, являющегося обязанным лицом, объявления его умершим, признания безвестно отсутствующим, недееспособным либо в связи с наличием у родителя заболевания, предусмотренного приложением к постановлению Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30 марта 2010 г. N 36, по которым прекращены исполнительные производства или исполнительные листы возвращены взыскателям в случаях и порядке, предусмотренных статьями 492 - 494 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь, для ее дальнейшего списания в установленном порядке;

9.6. при поступлении информации о наличии у обязанного лица на содержании и воспитании несовершеннолетних детей вправе обратиться в суд с заявлением об уменьшении размера подлежащих взысканию средств;

9.7. в случае возврата обязанному лицу ребенка (детей), находящегося на государственном обеспечении, в течение четырнадцати дней обязаны обратиться в суд с заявлением об освобождении обязанного лица от уплаты задолженности по возмещению расходов по содержанию детей, если взыскание данной задолженности создаст тяжелое материальное положение для детей;

9.8. в семидневный срок информируют суд по месту жительства обязанных лиц об изменении подлежащих взысканию сумм расходов по содержанию детей и формы устройства ребенка на воспитание.

10. Управление (отдел) образования по месту жительства обязанного лица в течение одного рабочего дня после получения копии документа, удостоверяющего личность обязанного лица, или справки органа внутренних дел, содержащей информацию об обязанном лице, в том числе число, месяц, год рождения, идентификационный номер, место регистрации (жительства) обязанного лица (при отсутствии документа, удостоверяющего личность обязанного лица), направляет указанные документы иным взыскателям.

При этом полученная копия документа, удостоверяющего личность, подлежит засвидетельствованию управлением (отделом) образования.

Приложение 1
к Инструкции
о порядке взаимодействия
государственных органов,
ответственных за выполнение
требований Декрета Президента
Республики Беларусь
от 24 ноября 2006 г. N 18

Приложение 2
к Инструкции
о порядке взаимодействия
государственных органов,
ответственных за выполнение
требований Декрета Президента
Республики Беларусь
от 24 ноября 2006 г. N 18

Приложение 3
к Инструкции
о порядке взаимодействия
государственных органов,
ответственных за выполнение
требований Декрета Президента
Республики Беларусь
от 24 ноября 2006 г. N 18

Приложение 4
к Инструкции
о порядке взаимодействия
государственных органов,
ответственных за выполнение
требований Декрета Президента
Республики Беларусь
от 24 ноября 2006 г. N 18

Приложение 5
к Инструкции
о порядке взаимодействия
государственных органов,
ответственных за выполнение
требований Декрета Президента
Республики Беларусь
от 24 ноября 2006 г. N 18

В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. N 18 "О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях" Министерство юстиции Республики Беларусь, Министерство внутренних дел Республики Беларусь, Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерство здравоохранения Республики Беларусь и Министерство образования Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЮТ:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке взаимодействия государственных органов, ответственных за выполнение требований Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. N 18.

2. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Министр юстиции Республики Беларусь В.Г.Голованов

Министр внутренних дел

Республики Беларусь В.В.Наумов

Заместитель Министра труда и

социальной защиты Республики Беларусь В.В.Король

Республики Беларусь В.И.Жарко

Министр образования Республики Беларусь А.М.Радьков

1. Инструкция о порядке взаимодействия государственных органов, ответственных за выполнение требований Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. N 18 (далее - Инструкция), определяет порядок взаимодействия государственных органов по выполнению требований Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. N 18 "О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 198, 1/8110) (далее - Декрет).

2. Взаимодействие осуществляется путем обмена информацией, необходимой для выполнения требований Декрета, и координации действий.

3. Главные управления юстиции областных исполнительных комитетов, Минского городского исполнительного комитета:

3.1. в течение трех рабочих дней обеспечивают исполнение в установленном порядке запросов органов и учреждений образования, здравоохранения, органов внутренних дел, органов по труду, занятости и социальной защите о предоставлении информации, необходимой для выполнения стоящих перед ними задач;

3.2. оказывают правовую помощь управлениям (отделам) образования, домам ребенка, социально-педагогическим учреждениям, школам-интернатам для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вспомогательным школам-интернатам, специальным общеобразовательным школам-интернатам, специальным учебно-воспитательным учреждениям, специальным лечебно-воспитательным учреждениям и иным учреждениям, обеспечивающим условия для проживания (содержания) детей, находящихся на государственном обеспечении (далее - интернатные учреждения), учреждениям профессионально-технического, среднего специального, высшего образования (далее - взыскатели), при предъявлении в суды исков (заявлений) о взыскании расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении (далее - расходы по содержанию детей);

3.3. обеспечивают взыскателей образцами типовых исковых заявлений (заявлений) по формам согласно приложениям 1 - 4 к настоящей Инструкции;

3.4. не позднее пятого числа месяца, следующего за отчетным, ежеквартально организовывают проведение сверок соответствия и правильности данных, предоставляемых взыскателями и судами, в том числе о количестве родителей, обязанных возмещать расходы по содержанию детей (далее - обязанные лица); суммах, подлежащих взысканию; суммах, взысканных реально; остатке задолженности; задолженности по взысканию расходов, которая образовалась в результате смерти обязанных лиц, по которым прекращены исполнительные производства и исполнительные листы возвращены взыскателям; своевременности предъявления исков (заявлений) в суды; своевременности извещения судов о непоступлении денежных средств; выбытии детей в другие детские интернатные учреждения либо переводе их на новую форму устройства.

4. Районные (городские) суды:

4.1. информируют управления (отделы) образования по месту жительства родителей о принятом решении об ограничении дееспособности родителей, о заключении их под стражу, направлении в лечебно-трудовые профилактории Министерства внутренних дел Республики Беларусь (далее - ЛТП), о розыске, об осуждении, о признании безвестно отсутствующими, об объявлении умершими, если дети указанных лиц остаются без попечения родителей, не позднее следующего дня после принятия этого решения независимо от времени вступления его в силу для обеспечения государственной защиты детей в таких семьях;

4.2. в день возбуждения исполнительного производства приступают к исполнению судебных постановлений или исполнительных надписей нотариусов о взыскании расходов по содержанию детей, при этом извещаются взыскатель и обязанное лицо;

4.3. не позднее следующего рабочего дня после возбуждения исполнительного производства судебные исполнители:

4.3.2. выясняют сведения о месте работы обязанного лица, его заработке, о состоянии его здоровья, а также направляют соответствующие запросы в регистрирующие органы;

4.4. при установлении факта непроживания обязанного лица по адресу, указанному в исполнительном документе, выносят определение о розыске обязанного лица, которое в трехдневный срок направляется для исполнения в территориальные органы внутренних дел по месту исполнения исполнительного документа и для сведения взыскателю.

Ежеквартально судебный исполнитель направляет запросы в органы внутренних дел о результатах розыска.

В случае неустановления органами внутренних дел местонахождения должника в течение года судебный исполнитель направляет учреждению, в котором содержится ребенок, письмо с разъяснением их права обращения в суд с иском о признании обязанного лица безвестно отсутствующим;

4.5. направляют судебное постановление о трудоустройстве в течение трех рабочих дней после его вынесения в орган внутренних дел и орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства обязанного лица, а в случае, если место жительства у этого лица отсутствует, - по последнему известному месту жительства для его немедленного исполнения;

4.7. при направлении в органы внутренних дел материалов в отношении обязанного лица для рассмотрения вопроса о привлечении его к уголовной ответственности по статье 174 Уголовного кодекса Республики Беларусь в трехдневный срок извещают взыскателя;

4.8. незамедлительно информируют взыскателя расходов по содержанию детей, если стало известно об обстоятельствах, которые могут повлечь уменьшение либо освобождение обязанного лица от возмещения расходов по содержанию детей;

4.9. в течение трех рабочих дней с момента вынесения определений о розыске обязанного лица, прекращении исполнительного производства и прекращении взыскания задолженности копии указанных определений направляют взыскателям;

4.10. при выявлении судебным исполнителем жилого помещения (части жилого помещения в виде отдельной комнаты), принадлежащего обязанному лицу на праве собственности либо если он занимает его по договору найма, не выполняя возложенные на него требования по возмещению расходов по содержанию детей, а также если должник находится в ЛТП или отбывает наказание в исправительных учреждениях по приговору суда, не позднее следующего дня после установления данного факта информируют местные исполнительные и распорядительные органы либо уполномоченные ими организации об их праве обратиться в суд с соответствующим иском для последующей сдачи данного помещения в наем (поднаем);

4.11. информируют взыскателей, органы внутренних дел, органы по труду, занятости и социальной защите о прекращении, приостановлении исполнительного производства (в трехдневный срок с момента прекращения, приостановления) в отношении обязанного лица в случаях, предусмотренных законодательством, путем направления соответствующего судебного постановления;

4.12. проводят ежеквартальные сверки и обмен информацией со взыскателями по всем исполнительным производствам о взыскании расходов по содержанию детей, находящихся на исполнении либо на контроле, о суммах произведенных удержаний, суммах задолженности по расходам;

ведут учет всех исполнительных производств о лицах, обязанных по решению суда возмещать расходы по содержанию детей;

формируют и ведут в электронном виде списки обязанных лиц по исполнительным документам, находящимся на исполнении в соответствующем суде (в том числе на контроле: по месту работы обязанного лица, нахождения в исправительном учреждении, ЛТП, организации здравоохранения (при нахождении на лечении в стационарных условиях), объявления розыска).

5. Территориальные органы внутренних дел:

5.1. с момента отобрания ребенка ставят на учет для профилактического наблюдения неработающих родителей и в установленном порядке обеспечивают обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию;

5.2. при необходимости обеспечивают обязанных лиц документами, удостоверяющими личность, копии которых в двухдневный срок со дня выдачи направляют в управление (отдел) образования по месту их жительства в целях обеспечения предъявления в суд необходимых документов для рассмотрения требований о взыскании с родителей расходов по содержанию детей;

5.4. предоставляют в пределах своих полномочий на основании запросов взыскателей и судов справку, содержащую информацию об обязанном лице, в том числе число, месяц, год рождения, идентификационный номер, место регистрации (жительства) обязанного лица (при отсутствии документа, удостоверяющего личность обязанного лица);

5.5. обеспечивают исполнение в установленном порядке определений судов о розыске обязанных лиц, принимают меры по установлению места нахождения обязанных лиц и доставке их в органы по труду, занятости и социальной защите, на место работы и в государственные организации здравоохранения;

5.6. совместно с нанимателями и органами по труду, занятости и социальной защите осуществляют контроль за ежедневной явкой обязанных лиц на работу;

5.7. за совершение обязанным лицом виновного действия (бездействия), выразившегося в уклонении от трудоустройства по судебному постановлению о трудоустройстве, повлекшего за собой неисполнение или неполное исполнение ежемесячных обязательств по возмещению расходов по содержанию детей, привлекают обязанных лиц к административному аресту с обязательным привлечением к труду;

5.8. возбуждают уголовные дела в отношении обязанных лиц в соответствии с частью второй статьи 174 Уголовного кодекса Республики Беларусь за уклонение от явки на работу, составляющее десять и более рабочих дней в течение трех месяцев, либо сокрытие, занижение обязанным лицом размера заработной платы и приравненных к ней в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь доходов, либо виновное действие (бездействие), выразившееся в уклонении от трудоустройства по судебному постановлению о трудоустройстве, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, повлекшее неисполнение или неполное исполнение ежемесячных обязательств по возмещению расходов по содержанию детей;

5.9. осуществляют в течение трех дней после получения от нанимателя информации об обязанных лицах, систематически нарушающих трудовую дисциплину по причине употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, подготовку и представление материалов в суд для рассмотрения вопроса о направлении таких лиц в ЛТП;

5.10. осуществляют доставку обязанного лица:

в суд в день судебного заседания;

в ЛТП не позднее дня, следующего за днем вступления в силу решения суда о направлении обязанного лица в ЛТП;

5.11. информируют управление (отдел) образования по месту жительства родителей о принятом решении о заключении их под стражу, направлении в ЛТП, если дети указанных лиц остаются без попечения родителей, не позднее следующего дня после принятия этого решения независимо от времени вступления его в силу для обеспечения государственной защиты детей в таких семьях;

5.12. незамедлительно информируют взыскателя об обстоятельствах, являющихся основанием к уменьшению размера сумм, подлежащих взысканию расходов, либо освобождению обязанного лица от уплаты задолженности по возмещению расходов по содержанию детей.

6. ЛТП или исправительными учреждениями:

6.2. обеспечивают сопровождение обязанных лиц, прекративших нахождение в ЛТП или освободившихся из мест лишения свободы и подлежащих трудоустройству, к месту жительства.

7. Органы по труду, занятости и социальной защите местных исполнительных и распорядительных органов:

7.1. в течение трех рабочих дней обеспечивают исполнение в установленном порядке судебных постановлений о трудоустройстве обязанных лиц;

7.2. совместно с органами внутренних дел и нанимателями осуществляют контроль за ежедневной явкой обязанных лиц на работу;

7.3. организуют ежемесячное проведение сверок с организациями, в которые трудоустроены обязанные лица, после получения от них информации об учете рабочего времени обязанных лиц, о нарушении ими трудовой дисциплины, и после установления фактов прогулов либо иных нарушений информируют об этом органы внутренних дел;

7.4. с целью трудоустройства административно арестованных обязанных лиц еженедельно предоставляют органам внутренних дел информацию о наличии свободных рабочих мест (вакансий) в организациях, включенных в перечень организаций независимо от форм собственности для трудоустройства обязанных лиц.

8. Управления здравоохранения облисполкомов, комитет по здравоохранению Минского городского исполкома и государственные организации здравоохранения в пределах своей компетенции обеспечивают в порядке, установленном постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 15 июля 2009 г. N 80/222, организацию и проведение медицинского осмотра обязанных лиц в течение трех рабочих дней, а при необходимости дополнительного медицинского обследования - в течение пяти рабочих дней.

9.2. направляют по месту работы обязанного лица информацию о сумме средств на содержание ребенка, подлежащих взысканию ежемесячно, номере текущего счета по учету бюджетных средств (в случае, если работающее обязанное лицо в течение трех дней после помещения ребенка на государственное обеспечение обратилось по месту работы с заявлением о возмещении расходов из заработной платы);

9.3. предъявляют исковые заявления (заявления) о взыскании расходов в суды или обращаются к нотариусу в течение четырнадцати рабочих дней со дня помещения ребенка на государственное обеспечение (если обязанное лицо не работает или его место нахождения неизвестно) или со дня, следующего за днем истечения сроков, предусмотренных в частях второй и третьей пункта 9 Декрета, в случае уклонения работающего обязанного лица от возмещения расходов по содержанию детей либо неполного их возмещения;

9.4. составляют по форме согласно приложению 5 сведения об обязанных лицах, организуют надлежащее ведение личных дел детей, в которых должны содержаться сведения об их родителях, необходимые для исполнения требований Декрета и качественной подготовки документов при обращении в суд (копия свидетельства о рождении ребенка либо иные документы, подтверждающие происхождение ребенка от обязанного лица, засвидетельствованные взыскателем; копии документов о лишении родительских прав, об отобрании детей или иных документов, на основании которых ребенок помещен на государственное обеспечение, засвидетельствованные взыскателем, и т.п.);

9.5. ежеквартально осуществляют учет задолженности по взысканию расходов, которая образовалась в результате смерти последнего родителя, являющегося обязанным лицом, объявления его умершим, признания безвестно отсутствующим, недееспособным либо в связи с наличием у родителя заболевания, предусмотренного приложением к постановлению Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30 марта 2010 г. N 36, по которым прекращены исполнительные производства или исполнительные листы возвращены взыскателям в случаях и порядке, предусмотренных статьями 492 - 494 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь, для ее дальнейшего списания в установленном порядке;

9.6. при поступлении информации о наличии у обязанного лица на содержании и воспитании несовершеннолетних детей вправе обратиться в суд с заявлением об уменьшении размера подлежащих взысканию средств;

9.7. в случае возврата обязанному лицу ребенка (детей), находящегося на государственном обеспечении, в течение четырнадцати дней обязаны обратиться в суд с заявлением об освобождении обязанного лица от уплаты задолженности по возмещению расходов по содержанию детей, если взыскание данной задолженности создаст тяжелое материальное положение для детей;

9.8. в семидневный срок информируют суд по месту жительства обязанных лиц об изменении подлежащих взысканию сумм расходов по содержанию детей и формы устройства ребенка на воспитание.

10. Управление (отдел) образования по месту жительства обязанного лица в течение одного рабочего дня после получения копии документа, удостоверяющего личность обязанного лица, или справки органа внутренних дел, содержащей информацию об обязанном лице, в том числе число, месяц, год рождения, идентификационный номер, место регистрации (жительства) обязанного лица (при отсутствии документа, удостоверяющего личность обязанного лица), направляет указанные документы иным взыскателям.

При этом полученная копия документа, удостоверяющего личность, подлежит засвидетельствованию управлением (отделом) образования.

Приложение 1
к Инструкции
о порядке взаимодействия
государственных органов,
ответственных за выполнение
требований Декрета Президента
Республики Беларусь
от 24 ноября 2006 г. N 18

Приложение 2
к Инструкции
о порядке взаимодействия
государственных органов,
ответственных за выполнение
требований Декрета Президента
Республики Беларусь
от 24 ноября 2006 г. N 18

Приложение 3
к Инструкции
о порядке взаимодействия
государственных органов,
ответственных за выполнение
требований Декрета Президента
Республики Беларусь
от 24 ноября 2006 г. N 18

Приложение 4
к Инструкции
о порядке взаимодействия
государственных органов,
ответственных за выполнение
требований Декрета Президента
Республики Беларусь
от 24 ноября 2006 г. N 18

Приложение 5
к Инструкции
о порядке взаимодействия
государственных органов,
ответственных за выполнение
требований Декрета Президента
Республики Беларусь
от 24 ноября 2006 г. N 18

На основании Декрета Президента Республики Беларусь от 27 июня 2011 г. N 6 "О внесении изменений в декреты Президента Республики Беларусь от 5 марта 2002 г. N 7 и от 24 ноября 2006 г. N 18 и признании утратившим силу Декрета Президента Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. N 15" Министерство юстиции Республики Беларусь, Министерство внутренних дел Республики Беларусь, Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерство здравоохранения Республики Беларусь и Министерство образования Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЮТ:

1. Внести в Инструкцию о порядке взаимодействия государственных органов, ответственных за выполнение требований Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. N 18, утвержденную постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь от 18 июля 2008 г. N 43/210/112/121/57 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., N 199, 8/19249; 2009 г., N 198, 8/21306; 2010 г., N 185, 8/22610), следующие изменения:

в подпункте 3.2 пункта 3 слова "детским интернатным учреждениям, детским деревням (городкам), государственным специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, государственным учреждениям, обеспечивающим получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования" заменить словами "домам ребенка, социально-педагогическим учреждениям, школам-интернатам для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вспомогательным школам-интернатам, специальным общеобразовательным школам-интернатам, специальным учебно-воспитательным учреждениям, специальным лечебно-воспитательным учреждениям и иным учреждениям, обеспечивающим условия для проживания (содержания) детей, находящихся на государственном обеспечении (далее - интернатные учреждения), учреждениям профессионально-технического, среднего специального, высшего образования";

в подпункте 4.1 пункта 4 и подпункте 5.11 пункта 5 слово "помещении" заменить словом "направлении";

в подпункте 6.1 слова "пребывания (освобождения) обязанного лица из ЛТП или" заменить словами "нахождения обязанного лица в ЛТП или освобождения из";

подпункт 6.2 изложить в следующей редакции:

"6.2. обеспечивают сопровождение обязанных лиц, прекративших нахождение в ЛТП или освободившихся из мест лишения свободы и подлежащих трудоустройству, к месту жительства.".

Для счастливого детства, благополучного развития ребенка нужно личное счастье пап и мам, нужна гармоничная, успешная семья, способная обеспечить основное, базовые потребности ребенка. Однако, к сожалению, далеко не все родители осознают свою ответственность за воспитание и содержание детей и обеспечивают им достойный уровень жизни. Для более точного понимания данной проблемы рассмотрим критерии социально опасного положения несовершеннолетнего.

Критерии и показатели социально опасного положения:

Критерии социально опасного положения

Показатели социально опасного положения

1. Родителями не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (детей)

родители допускают оставление ребенка (детей) без пищи

родители допускают систематическое отсутствие пищи, предназначенной для питания ребенка (детей) (для детей раннего возраста – от 0 до 3 лет, детей дошкольного возраста – от 3 до 6 лет, детей школьного возраста – от 6 лет и старше), отвечающей соответствующим физиологическим потребностям детского организма и не причиняющей вред здоровью ребенка соответствующего возраста

родители допускают проживание ребенка (детей) в жилых помещениях, в которых печи, теплогенерирующие агрегаты, газовое оборудование, электрические сети, электроприборы не соответствуют требованиям технических нормативных правовых актов либо эксплуатационной документации на них, неработоспособны, демонтированы устройства автоматического (автономного) обнаружения и оповещения о пожаре, надворные постройки и придомовая территория не соответствуют требованиям пожарной безопасности и имеются условия, создающие непосредственную угрозу возникновения пожара

родители систематически (два раза и более в течение шести месяцев подряд) не выполняют рекомендации медицинских работников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка (детей), что угрожает его (их) жизни и (или) здоровью

родители препятствуют получению ребенком обязательного общего базового образования (в любой форме его получения)

родители в течение одного месяца со дня регистрации рождения или со дня прибытия на новое место жительства (пребывания) не обеспечивают регистрацию ребенка (детей) по месту жительства или месту пребывания

в отношении родителей установлены факты, подтверждающие, что они не контролируют поведение и местонахождение ребенка (детей), вследствие чего ребенок (дети) самовольно уходит из дома, бродяжничает, совершил попытку суицида

2. Родителями не обеспечивается надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления

в отношении родителей ребенка (детей) неоднократно в течение года установлены факты привлечения к административной ответственности по статье 10.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

в отношении родителей ребенка (детей) в возрасте старше 14 лет в рамках административного либо уголовного процессов установлены факты, подтверждающие что они не контролируют его (их) поведение и местонахождение, вследствие чего ребенок (дети) привлечен к административной либо уголовной ответственности

3. Родители, иные лица, участвующие в воспитании и содержании детей, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка (детей), злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним (ними), в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребенка (детей)

в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, установлены факты привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 10.1, 19.1, частью 2 статьи 19.3, статьями 19.4, 19.5, 19.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, установлены факты потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления ими алкогольных напитков, по результатам чего к ним применялись меры профилактического воздействия

установлены факты жестокого обращения родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, с ребенком, физического и (или) психологического насилия по отношению к нему

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА И СОЦИАЛЬНО ОПАСНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

В целях обеспечения защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях, повышения ответственности родителей, не выполняющих обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей издан Декрет Президента Республики Беларусь 24 ноября 2006 года № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». Дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение в случае, если установлено, что родители ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, ненадлежащее выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении. Ребенок, находящийся в социально опасном положении – это лицо в возрасте до 18 лет, которое находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям, предъявляемым к его воспитанию или содержанию. К несовершеннолетним нуждающимся в государственной защите относятся дети – сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, признанные комиссией по делам несовершеннолетних из числа детей, находящихся в социально опасном положении. Государственные органы, органы внутренних дел, медицинские учреждения, ЖЭК, граждане, располагающие сведениями о детях, находящихся в социально опасном положении, обязаны немедленно сообщать об этом руководителю дошкольного учреждения, в социально-педагогическую и психологическую службу дошкольного учреждения, орган опеки и попечительства.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: