Информатизация судов список литературы

Обновлено: 26.04.2024

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Общая характеристика информатизации правотворческой деятельности и деятельности судов 4
2 Базовая идея информатизации судебной деятельности (деятельности по осуществлению правосудия) в Российской Федерации 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16

Прикрепленные файлы: 1 файл

Информатизация судов контрольная.doc

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Западно-Сибирский Институт Финансов и Права»

Кафедра гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

«Информационные технологии в юридической деятельности»

Выполнила: Ярощук Т.П.

студентка группы №: Ю-1131

№ зачетной книжки: 3111

Проверил: ст. преп. Фатхинуров А.Р.

Введение

Актуальность темы исследования заключается в том, что в настоящее время наиболее быстрыми темпами развивается процесс информатизации судебной системы, который является одним из главных направлений реформы судебной деятельности. Информатизация судебной системы имеет цель повышения эффективности информационного обеспечения судей с помощью:

    • компьютеризации их рабочих мест;
    • создания современных и надежных систем сбора, обработки, хранения и анализа правовой информации;
    • использования и расширения возможностей внедрения информационных технологий.

    Вышеизложенное является подтверждением актуальности выбранной темы, теоретической и практической значимости предмета ее исследования.

    Основной целью работы является исследование базовой идеи информатизации судебной деятельности (деятельности по осуществлению правосудия) в Российской Федерации

    Структура работы определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, глав основной части работы, заключения, списка источников использованной литературы.

    1. Общая характеристика информатизации правотворческой деятельности и деятельности судов

    Важным направлением информатизации судебной системы является создание автоматизированной системы Судебного департамента (АС СД) - ключевого звена единой информационной инфраструктуры судов. Основными объектами АС СД являются:

      • центральный аппарат Судебного Департамента;
      • территориальные управления (отделы) Судебного департамента;
      • верховные суды республик, краевые и областные суды;
      • суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов;
      • районные суды;
      • военные суды;
      • мировые судьи.

      В соответствии с Концепцией информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента комплексы средств автоматизации и их прикладное программное и информационное обеспечение создаются в рамках следующих функциональных подсистем АС СД:

      1. Подсистема информационной поддержки принятия решений и контроля их исполнения в системе Судебного департамента (шифр подсистемы – «Управление»). Подсистема включает в свой состав программно-информационный комплекс «Корпоративный справочник Судебного департамента», обеспечивающий хранение и отображение справочных сведений по запросам руководства судов и органов Судебного департамента.

      2. Подсистема организационного обеспечения деятельности судов и территориально-объектового контроля (шифр подсистемы – «Организационное обеспечение»). В подсистеме организуется обобщение данных территориально-объектового контроля по всем видам обеспечения деятельности судов, а также поддерживается в актуальном состоянии справочная информация о пользователях корпоративной сети Судебного департамента, такая, как наименование судов или органов Судебного департамента, их реквизиты, рабочие телефоны, e-mail, факс суда или органа Судебного департамента, каталог доступных информационных ресурсов и другая служебная информация.

      3. Подсистема финансового обеспечения деятельности судов и органов Судебного департамен та (шифр подсистемы – «Финансы»).

      Подсистема включает в свой состав:

        • средства программного и информационного обеспечения бухгалтерского учета и отчетности, средства обработки оборотных балансов и формирования сводной отчетности судов общей юрисдикции и органов Судебного департамента;
        • комплекс программ и баз данных для задач экономического анализа и прогнозирования различных ситуаций;
        • комплекс средств, обеспечивающих решение задач финансирования судов и органов Судебного департамента, учета выделенного объема финансирования, расчета заработной платы, формирования бюджета и контроля его исполнения.

        4.Подсистема автоматизированного решения задач материально- технического (ресурсного) обеспечения деятельности судов. В подсистеме организуется автоматизированный учет информации о нормах обеспечения, потребностях, наличии и движении различных ресурсов в судах и органах Судебного департамента (шифр подсистемы – «Ресурсы»).

        5. Подсистема информационно- правового обеспечения деятельности судов и органов Судебного департамен та. Подсистема должна обеспечить доступ к системам правовой информации, а также ведение баз данных по судебной практике (шифр подсистемы – «Право»).

        6. Подсистема судебной статистики (шифр подсистемы – «Статистика»).

        7. Подсистема автоматизированного делопроизв одства и документооборота органов Судебного департамента (шифр подсистемы – «Делопроизводство-СД»).

        8. Подсистема автоматизированного решения задач управления кадрами (шифр подсистемы – «Кадры»).В подсистеме реализуются задачи кадрового обеспечения деятельности судов и органов Судебного департамента, задачи социального обеспечения судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей, а также государственных служащих. Создаются, а также обновляются базы данных «Штатное расписание», «Кадры», «Социальное страхование».

        9. Подсистема автоматизированного решения задач капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений судов и органов судебного департамента (шифр подсистемы – «Строительство»).

        10. Подсистема дистанционного обучения работников судов и органов Судебного департамента (шифр подсистемы – «Обучение»).

        12. Подсистема взаимодействия с органами государственной власти и доступа к информационным ресурсам информационно- телекоммуникационной системы специального назначения (ИТКС), создаваемой в интересах органов государственнойвласти (шифр подсистемы – «Взаимодействие ИТКС»).

        13. Подсистема информационного обеспечения международного сотрудничества (шифр подсистемы – «Сотрудничество»).

        14. Технологическая подсистема « Ведомственная информационная сеть (ВИС) на основе Общероссийского Технического Информационного Канала (ОТИК)».

        15. Подсистема технологического и методического обеспечения работы судов и органов Судебного департамента (шифр подсистемы – «Техпомощь);

        2. Базовая идея информатизации судебной деятельности (деятельности по осуществлению правосудия) в Российской Федерации

        Главными целями информатизации судебной деятельности (деятельности по осуществлению правосудия) в Российской Федерации являются:

          • информационно-правовое обеспечение внутренней судебной деятельности (деятельности по осуществлению правосудия);
          • информационно-правовое обеспечение внешних по отношению к государственным органам субъектов, в том числе физических лиц;
          • сохранение и структурирование информационного правового поля.

          Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:

            • разработка основ государственной политики в области формирования и использования информационно-правовых ресурсов;
            • развитие индустрии правовой информатизации;
            • координация работ по формированию и использованию информационных ресурсов Российской Федерации;
            • обеспечение использования общей коммуникационной среды, единого комплекса взаимосвязанных информационных технологий по ведению эталонных банков правовой информации и других необходимых компонентов инфраструктуры правовой информатизации, а также поддержка развития сферы правовых информационных услуг в условиях рынка;
            • организация и финансирование работ по информатизации правовой сферы;
            • обеспечение информационной безопасности, права на информацию;
            • обеспечение сертификации и лицензирования информационных ресурсов и информационных услуг в правовой сфере;
            • обеспечение обмена банками правовой информации различных уровней в едином информационно-правовом пространстве;
            • создание научно-технической продукции правовой информатизации на основе новейших информационных технологий;
            • организация и осуществление международного сотрудничества в области формирования и использования правовых информационных ресурсов;
            • подготовка нормативных актов и нормативно-технической документации в области правовой информатизации.

            Информатизация судебной деятельности (деятельности по осуществлению правосудия) осуществляется путем создания эталонной географически децентрализованной правовой базы, используемой в общенациональном информационном пространстве. Вся совокупность взаимосвязанных подсистем правовой информации, реализованных в виде территориально распределенной сети стационарных и тиражируемых банков нормативных актов всех видов, иной правовой и социальной информации, образует Российскую автоматизированную систему информационно-правового обеспечения правотворческой и правореализационной деятельности , правового образования и воспитания (далее именуется РАСИПО).

            Очевидно, что подобная глобальная система может строиться только как многоуровневая, начиная от общей гетерогенной сети телекоммуникации высших органов государственной власти и управления, объединяющей локальные сети эталонных банков правовой информации, и кончая региональными сетями, связанными с базовыми региональными центрами, с учетом возможной эволюции как отдельных компонентов, так и системы в целом и с обязательным согласованием интересов всех уровней.

            Органы государственной власти и управления, Конституционный суд Российской Федерации, Верховный суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской Федерации формируют и актуализируют эталонные банки только тех правовых актов, которые принимают сами (под эталонным банком понимается совокупность эталонных электронных копий правовых актов), и передают копии этих банков и изменений к ним в центральный и региональные узлы системы правовой информации.

            Узел системы правовой информации - это субъект права, имеющий лицензию и распространяющий или обеспечивающий доступ к сертифицированной правовой информации.

            Основной объем работ по обеспечению судебной деятельности (деятельности по осуществлению правосудия) информацией широкого круга потребителей должны будут выполнять региональные узлы правовой информации. В их функции входит:

              • получение копий эталонных банков нормативных актов и их изменений, организация и ведение копий банков;
              • организация, накопление, хранение и ведение актов местных органов власти и управления данного региона;
              • организация и осуществление поиска информации по запросам пользователей в локальном и удаленном режимах;
              • организация и проведение работ по правовой информатизации региона;
              • консультативная помощь потребителям региона по правовым вопросам.

              Система должна быть открыта для включения новых, как центральных, так и региональных, узлов.

              Для всех узлов системы должна быть разработана унифицированная комплексная технология обработки правовой информации, включающая в себя ввод и предварительную обработку (формальный и логический контроль), данных, их семантическую и лингвистическую обработку, хранение, восстановление и дублирование информации и, наконец, оперативное предоставление информации потребителям.

              Основными (приоритетными) задачами создания информационной системы судебной деятельности являются:

              -формирование информационных судебных ресурсов, их согласование и передача в электронном виде и по единым правилам во всех судебных инстанциях;

              -организация внутреннего и внешнего электронного документооборота (обеспечение движения, поиска, хранения и использование документов судопроизводства);

              -внедрение информационных технологий обеспечения и поддержки принятия управленческих решений в судебной системе;

              Введение 2
              1. Понятие информатизации судебной деятельности, основные цели и задачи информатизации судов 3
              2. Компьютеризация и информатизация судов: исторический аспект законодательства в период с 1999 г. до настоящего времени 4
              3. Документальная и нормативно-правовая база информатизации судов в России 6
              3. 1. Концепции информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента 7
              3. 2. Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 гг. 8
              3. 3. Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» 8
              4. Информатизация судов: действующие информационные системы и технологии 9
              4. 1. ГАС РФ «Правосудие» 9
              4. 2. Итоги реализации программы информатизации судов: ГАС «Правосудие», другие проекты 11
              5. Проблемы и перспективы развития информатизации судов в соответствии с направлениями государственной информационной политики 13
              Заключение 15
              Список литературы 16

              Содержимое работы - 1 файл

              кр информатизация судов.doc

              Анализ судебной практики дает возможность активно применять информационные технологии быстрого поиска нужной правовой информации, ее обработке и использованию по конкретным делам.

              В результате реализации Программы будут созданы условия для обеспечения открытости, прозрачности и доступности правосудия, повышения эффективности работы судебных органов, улучшения качества судебных актов, а также повышения уровня исполнения судебных и иных исполнительных документов.

              Количество автоматизированных рабочих мест в судах общей юрисдикции к 2011 г. достигнет 75 тыс. мест, в арбитражных судах - 14 тыс. мест. Создание системы электронного документооборота будет способствовать повышению эффективности работы судей и работников аппаратов судов.

              Создание 2200 веб-сайтов судов общей юрисдикции и 13 веб-сайтов арбитражных судов позволит размещать в сети Интернет сведения, касающиеся судебной деятельности (порядок работы судов, сведения о назначенных к слушанию делах и вынесенных судебных актах, а также данные судебной статистики, обзоры и обобщения судов по различным категориям дел, информация об органах судейского сообщества (советов судей и квалификационных коллегий), об их составе и режиме работы, о кандидатах в судьи и процессе их рассмотрения).

              Введение 2
              1. Понятие информатизации судебной деятельности, основные цели и задачи информатизации судов 3
              2. Компьютеризация и информатизация судов: исторический аспект законодательства в период с 1999 г. до настоящего времени 4
              3. Документальная и нормативно-правовая база информатизации судов в России 6
              3. 1. Концепции информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента 7
              3. 2. Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 гг. 8
              3. 3. Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» 8
              4. Информатизация судов: действующие информационные системы и технологии 9
              4. 1. ГАС РФ «Правосудие» 9
              4. 2. Итоги реализации программы информатизации судов: ГАС «Правосудие», другие проекты 11
              5. Проблемы и перспективы развития информатизации судов в соответствии с направлениями государственной информационной политики 13
              Заключение 15
              Список литературы 16

              Содержимое работы - 1 файл

              кр информатизация судов.doc

              Вступление в силу данного федерального закона возложило принципиально новые обязанности на суды и систему Судебного департамента, связанные с обеспечением постоянного доступа граждан к информации об их деятельности (информация о делах, находящихся в суде, судебные акты, предусмотренные ст. 15 Федерального закона 5 ), приема обращений граждан в электронном виде, фактически установив новые требования к системе ГАС «Правосудие».

              Изменения технических решений ГАС « Правосудие» в части доработки специального программного обеспечения, расширения состава программно-технических средств (информационные киоски, системы хранения публичной информации) позволили приступить к реализации данных норм Федерального закона в установленный срок.

              Однако в настоящее время требуется расширение возможностей использования ГАС «Правосудие» в части снижения трудоемкости ввода и обработки информации, совершенствования механизмов поиска и хранения информации о деятельности судов, судебных актов.

              4. 1. ГАС РФ «Правосудие»

              Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС Правосудие) — «территориально распределенная автоматизированная информационная система , предназначенная для формирования единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации . Она обеспечивает информационную и технологическую поддержку судопроизводства , обеспечивающая информационную интеграцию судебной деятельности в России и предоставляющая необходимую свободную информацию о судебном делопроизводстве гражданам и организациям» 6 .

              Концепция информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, предусматривающая создание Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие», была «разработана и принята весной 2002 года, однако полномасштабные работы по ее реализации начались лишь в 2004 году и обошлись государству в 1,500 млрд. рублей за период 2004-2005 гг. Дальнейшее развитие и поддержание системы в 2007-2011 гг. оценивается приблизительно в 1,938 млрд. рублей. На начало 2008 года ГАС «Правосудие» объединяет в единое информационное пространство десятки тысяч автоматизированных рабочих мест в судах общей юрисдикции на территории РФ. Число объектов автоматизации сегодня превышает 2800. Система уникальна и не имеет аналогов в мире по количеству объектов автоматизации, охвату территории и по числу реализованных подсистемных функциональных задач превосходит ГАС «Выборы»» 7 .

              Основной целью создания ГАС «Правосудие» является обеспечение открытости судебной системы нашей страны, а также автоматизации работы судов общей юрисдикции.

              Объектами автоматизации ГАС «Правосудие» являются штатные подразделения и службы Верховного Суда РФ, в состав которых входят: районные (городские) суды (2476 объектов); гарнизонные окружные (флотские) военные суды (151 объект); суды субъектов Российской Федерации и управления (отделы) Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации.

              Особенностью ГАС «Правосудие» по сравнению, например, с автоматизированной системой «Выборы» является то, что она создавалась не «с нуля» - к моменту ее появления во многих судах страны уже функционировали локальные прикладные автоматизированные системы для решения отдельных задач судопроизводства, которые и предстояло интегрировать в новую систему. В 2001 году менее 25% рабочих мест судей и работников аппаратов судов в судах общей юрисдикции были компьютеризированы (всего около 13300 компьютеров). Огромные объемы данных, зачастую записанных вручную, требовалось перевести на единую информационную платформу, которая и появилась в ГАС «Правосудие».

              Другая особенность системы - ГАС «Правосудие» создавалась как комплексная система, автоматизирующая весь спектр деятельности судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента: судебное делопроизводство и статистику, документооборот, кадровый и бухгалтерский учет, материально-технические ресурсы, управление и т.д.

              Преимущество ГАС «Правосудие» в возможности оперативной обработки данных. Вся информация о рассматриваемых делах поступает в базу данных: уголовное, гражданское или административное дело, где оно должно рассматриваться—в апелляционной или в кассационной инстанции и т. д. Это облегчает работу судов по обработке данных.

              4. 2. Итоги реализации программы информатизации судов: ГАС «Правосудие», другие проекты

              С 2007 года был начат масштабный ввод в действие ГАС «Правосудие» на объектах автоматизации. В настоящее время ГАС «Правосудие» охватывает все федеральные суды общей юрисдикции и органы Судебного департамента, расположенные более чем на 3300 объектах на территории всей России.

              Общий парк компьютерных технических средств на всех объектах автоматизации ГАС «Правосудие» составляет: более 93 тыс. компьютеров, более 3600 серверов, более 90 тыс. единиц принтеров, сканеров и иного компьютерного оборудования.

              В 2010 г. осуществлялся комплексный ввод в действие ГАС «Правосудие» на 1800 объектах информатизации. К концу 2011 года должен быть осуществлен ввод в действие комплекса средств автоматизации (КСА) на оставшихся 635 объектах автоматизации.

              Таким образом, полное внедрение ГАС «Правосудие» при условии успешного проведения мероприятий проекта «Поддержка судебной реформы» будет завершено к концу 2011 года, а мероприятия, предусмотренные Концепцией информатизации, в целом реализованы 8 .

              Сегодня очевидна необходимость постоянного поддержания работоспособности и обслуживания внедренной первой очереди системы, ее дальнейшей модернизации, а также создание второй очереди ГАС «Правосудие».

              АО НИЦ "Агора" по договору с Верховным Судом РФ ведет разработку двух информационных контуров (первый - судо- и делопроизводство, гражданское и уголовное, второй - рабочие места для смежных служб и подразделений Верховного Суда РФ, обеспечивающих информационное взаимодействие штатных подразделений и служб Верховного Суда РФ).

              На сегодняшний день разработаны и внедрены комплексы автоматизированных рабочих мест для сотрудников: отдела проверки судебных дел в порядке надзора, отдела обобщения судебной практики, судебной коллегии по гражданским и уголовным делам (2-я инстанция), кассационной коллегии Верховного Суда РФ, Президиума Верховного Суда РФ. Все автоматизированные рабочие места имеют дополнительные интерфейсы для удобного ввода информации, обеспечивают возможность быстрого поиска необходимой информации по любым реквизитам, имеют надежную систему защиты информации от несанкционированного доступа и разграничение функциональных возможностей пользователей различных категорий с определением объема информации, разрешенной для доступа конкретному пользователю.

              В 2002 году в Верховном Суде РФ был внедрен электронный банк данных судебных решений – система, напрямую связанная с судебным делопроизводством. Подсистема хранит данные по судебным решениям не только в текстовом виде, но и в графическом. Все определения Верховного Суда сканируются, оцифровываются и заносятся в базу данных (на сегодняшний момент БД насчитывает более 30 тысяч подобных документов).

              Разработанная система классификаторов и рубрикаторов позволяет значительно сузить размер выборки по запросу, а использование пакета Oracle text optimization сводит время поиска, даже по фразам вхождения в текст приговора, до считанных секунд.

              Осуществляя реформу информатизации судов, вводя новации и изменяя техническую базу в судах всех уровней, исполнители программы концепции информатизации решают массу возникающих проблем в процессе реализации запланированных мероприятий, пробелов в законодательстве и т.д. Попробуем выделить основные проблемы, мешающие в некоторой степени информатизации судебной системы.

              1. В процессе реализации программы информатизации судов всех уровней проблема комплексного формирования судебных информационных ресурсов и создания программного обеспечения специфических функций судебной деятельности является центральной. В условиях ограниченности финансовых ресурсов и неизбежной этапности реализации программы информатизации определяют приоритеты новых направлений, задач и функций судебной деятельности, подлежащих информатизации. На первое место поставлены задачи, функции и программы, отражающие профессиональную специфику деятельности судов общей юрисдикции.

              2. В настоящее время, несмотря на то, что судьи оснащаются современной компьютерной техникой, все же информационное обеспечение их деятельности находится не на высоком уровне.

              Прежде всего, это сказывается на неудовлетворительном обеспечении их правовой информацией в электронном автоматизированном виде: справочным правовым системам и выносимым судебных решениям по аналогичным рассматриваемым делам.

              3. Негативным условием судебной деятельности является и затруднения в доступе к решениям со стороны субъектов рассматриваемых споров, то есть, лиц, участвующих в деле. Это противоречит не только Конституции РФ, но и международной практике правосудия.

              4. Четвертым важным обстоятельством, свидетельствующим о необходимости повышения эффективности информационного обеспечения, является несовершенство документооборота, использование традиционных технологий формирования судебных документов и средств их передачи курьером или с помощью обычной почты. Это значительно увеличивает трудозатраты и сроки рассмотрения юридических дел.

              Одним словом, состояние информатизации судебной деятельности находится на самом начале своего развития. Однако любая реформа имеет свое развитие в нескольких направлениях, так и информатизационный аспект имеет следующие перспективные наработки:

              Введение 2
              1. Понятие информатизации судебной деятельности, основные цели и задачи информатизации судов 3
              2. Компьютеризация и информатизация судов: исторический аспект законодательства в период с 1999 г. до настоящего времени 4
              3. Документальная и нормативно-правовая база информатизации судов в России 6
              3. 1. Концепции информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента 7
              3. 2. Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 гг. 8
              3. 3. Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» 8
              4. Информатизация судов: действующие информационные системы и технологии 9
              4. 1. ГАС РФ «Правосудие» 9
              4. 2. Итоги реализации программы информатизации судов: ГАС «Правосудие», другие проекты 11
              5. Проблемы и перспективы развития информатизации судов в соответствии с направлениями государственной информационной политики 13
              Заключение 15
              Список литературы 16

              Содержимое работы - 1 файл

              кр информатизация судов.doc

              Федеральное агенство по образованию

              ГОУ ВПО «Московская государственная

              юридическая академия имени О. Е. Кутафина»

              Кафедра правовой информатики

              Контрольная работа по правовой информатике

              Тема: «Информатизация судов»

              студент 3 группы, 2-ого курса

              Заочной формы обучения

              Губская Дарья Дмитриевна

              Адрес места жительства:

              610048, г. Кирова,

              ул. Проспект Строителей д.5, кв. 31

              Проверил: к.ю.н., доцент

              Дата сдачи ______________

              Дата рецензирования ___________

              В условиях проводимой судебно-правовой реформы особое значение и актуальность приобретает совершенствование процедуры судопроизводства, расширение доступа граждан к правосудию и гласность разбирательства дел судами общей юрисдикции. Одним из путей совершенствования организации судопроизводства служат повышение степени информатизации судов, их компьютеризация, расширение применения компьютерных технологий, создание на этой базе современных и надёжных систем отбора, хранения информации, доступа к ней, а также её использование и распространение. Они (технологии) позволят автоматизировать, а значит, унифицировать судебное делопроизводство, обеспечить высокое качество исполнения судебных документов.

              Говоря об изученности тематики контрольной работы, следует отметить, что проблема информатизации судов Российской Федерации изучена такими известными специалистами, как П.П. Мельниковым, Чубуковой С. Г., Элькиным В. Д., Муллануровым А.А. Возможно, количество авторов, интересующихся проблемами информатизации судов, пока не так много, что может быть связано с тем, что федеральные программы по информатизации судебной деятельности еще не завершены, однако уже сейчас можно делать предварительные результаты. Попробуем разобраться в специфике данной области.

              Целью контрольной работы является изучение процессов информатизации судов в Российской Федерации. Задачи работы состоят в следующем:

              1. Обозначить понятие, цели задачи информатизации судов;
              2. Проследить динамику развития информатизации судов в период с 1996 г. по настоящее время;
              3. Изучить нормативно-правовую базу, на которую опираются государственные и муниципальные служащие, реализующие федеральные программы по информатизации;
              4. Раскрыть основные тенденции в работе ГАС «Правосудие» и других актуальных проектов в области информатизации судов;
              5. Освятить проблемы и перспективы развития информатизации судов в соответствии с направлениями государственной информационной политики.

              Под информатизацией судебной деятельности следует понимать организованный процесс проектирования, создания и эксплуатации информационных систем (формирования правовых ресурсов, средств их обработки и использовании) в целях повышения эффективности и качества правосудия.

              Информатизация судебной системы имеет цель повышения эффективности информационного обеспечения судей с помощью: компьютеризации их рабочих мест, создания современных и надежных систем сбора, обработки, хранения и анализа правовой информации, использования и расширения возможностей внедрения информационных технологий.

              В последнее время, начиная с середины 90-х годов прошлого века, началось внедрение информационных систем в судебную деятельность. До этого времени компьютеры использовались только фрагментарно и преимущественно только в высшем эшелоне судебных органов.

              На первом этапе развития информатизации судебной деятельности отмечается создание и совершенствование полноценной информационной системы со всеми ее признаками: формированием информационных ресурсов; оснащение современной вычислительной техникой и внедрением информационных технологий.

              Традиционные формы оборота судебной информации, которая может быть положена в основу судебных правоприменительных решений, весьма догматичны и судьи с большим трудом воспринимают новизну высокотехнологичных форм сбора доказательств и их правовой оценки.

              Кроме того, следует заметить, что судебные органы сами являются производителями правовой информации. Судебные акты являются официальной ненормативной правовой информацией в силу ее правоприменительной природы. Масштабы «производства» судебной правовой информации впечатляют – сегодня в судебной системе общей юрисдикции насчитывается свыше 23 000 судей федеральных судов и мировых судей. 1 В крупных городах страны отмечается очень высокая нагрузка на одного судью. Например, в Санкт-Петербурге в 23 федеральных районных судах, в которых в 2001 году работающими 299 судьями было рассмотрено 37 519 уголовных дел, 97 701 гражданских дел и 17 911 административных дел. Средняя нагрузка на одного судью в месяц, таким образом, составила 43 дела, из них уголовных – около 12 дел и гражданских – свыше 31 дела. Это намного превышает среднюю нагрузку по стране 2 .

              Эти факты свидетельствуют о масштабности и необходимости информатизации судебной деятельности.

              Отметим лишь основные и самые важные вехи информатизации с 1996 г. по настоящее время в Российской Федерации:

              1. 27 марта 1996 года - одобрена Постановлением Совета судей Российской Федерации программа информатизации судов и органов юстиции на 1996-1997 гг.
              2. 29 октября 1999 года - утверждение Концепции информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, одобренной Советом судей Российской Федерации.
              3. В сентябре 2000 года - разработан Эскизный проект создания автоматизированной системы Судебного департамента и судов общей юрисдикции России, в котором предусмотрено формирование единой информационной инфраструктуры судов с поэтапным развёртыванием Федерального центра информатизации, межрегиональных и региональных центров внедрения и сопровождения информационных технологий.
              4. Создание единого информационного пространства судебной деятельности на основе Государственной автоматизированной системы (ГАС) «Правосудие», утвержденной Советом судей России в апреле 2002 года.
              5. Работа по информатизации судебной системы идет в рамках федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2002 - 2006 гг. от 20 ноября 2001 года № 805. Цель программы - обеспечить формирование целостной системы судебных информационных ресурсов и единой технологической среды для судов и органов Судебного департамента.
              6. 2 марта 2004 г. - Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и Министерство юстиции Российской Федерации в целях реализации судебно-правовой реформы в Российской Федерации подписали Соглашение о развитии сотрудничества в сфере информатизации.
              7. В ноябре 2006 года ГАС «Правосудие» принята Государственной приемочной комиссией.
              8. 2007-2011 гг. - реализация Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России".

              Таким образом, прослеживая тенденцию работы государственных органов в развитии информатизации судов, можно сделать вывод, что работа ведется, во-первых, последовательно, во-вторых, системно, однако все же разрозненно в территориальном отношении, поскольку программы написаны исключительно на федеральном уровне, на уровне же региональном, тем более муниципальном, документы об информатизации судебной системы отсутствуют.

              1. Документальная и нормативно-правовая база информатизации судов в России

              Правовое регулирование общих вопросов информатизации в федеральной судебной системе осуществляется на основе следующих правовых актов: Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 1993г. №2334 "О дополнительных гарантиях права граждан на информацию", Указ Президента Российской Федерации от 20 января 1994г. №170 "Об основах государственной политики в сфере информатизации", Указ Президента Российской Федерации от 21 февраля 1994г. №361 "О совершенствовании деятельности в области информатизации органов государственной власти Российской Федерации", Федеральный закон Российской Федерации от 20 февраля 1995г. №24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", Федеральный закон Российской Федерации от 4 июля 1996г. №85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене", Закон Российской Федерации от 21 июля 1993г. №5485-I "О государственной тайне". Направления работ по информационно-правовому обеспечению судебной деятельности основываются на "Концепции правовой информатизации России", утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 г. № 477, и положениях Указа Президента Российской Федерации от 04.08.95 г. № 808 "О Президентских программах по правовой информатизации". Указом Президента Российской Федерации от 3 декабря 1994 года № 2147 "О мерах по совершенствованию юридического обеспечения деятельности Президента Российской Федерации" функции генерального заказчика межгосударственной системы правовой информатизации в Российской Федерации возложены на Министерство юстиции Российской Федерации. В качестве органа, осуществляющего координацию работ по созданию национальных банков данных, используемых для межгосударственного обмена правовой информацией Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 1995 года №550 "О дополнительных функциях Министерства юстиции Российской Федерации" определен Минюст России.

              3. 1. Концепции информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента

              Основные положения государственной политики в области информатизации судебной деятельности сформулированы в Концепции информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, одобренной Советом судей Российской Федерации 29 октября 1999 года.

              Основными (приоритетными) задачами создания информационной системы судебной деятельности являются 3 : формирование информационных судебных ресурсов, их согласование и передача в электронном виде и по единым правилам во всех судебных инстанциях; организация внутреннего и внешнего электронного документооборота; внедрение информационных технологий обеспечения и поддержки принятия управленческих решений в судебной системе; автоматизированный сбор и обработка судебной статистики; контроль за исполнением директивных документов в системе Судебного департамента РФ).

              Концепция информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента предусматривала обеспечение единства подходов к разработке методов и средств информатизации, внедрению электронного документооборота по трем основным направлениям: информатизация системы федеральных судов общей юрисдикции, мировых судей и органов судейского сообщества (далее - судов); информатизация системы Судебного департамента; создание интегрированной сети средств информационно- телекоммуникационного и других видов обеспечения функционирования и развития ГАС «Правосудие».

              3. 2. Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 гг.

              Названная программа предусматривает «обеспечить формирование целостной системы судебных информационных ресурсов и единой технологической среды для судов и органов Судебного департамента» 4 .

              Ее суть состоит в том, что необходимо автоматизировать не только традиционные функции отдельных судов, но и обеспечить автоматизированное решение системных задач с учетом всех внутрисистемных и внешних информационных связей органов судебной власти на основе типовых систем программного обеспечения, что не потребует больших капитальных затрат на разработку. К их числу относятся программные системы бухгалтерского учета, финансового и материально-технического обеспечения, а также хорошо разработанные и апробированные в общей юридической практике правовые информационные системы.

              Процесс информатизации происходит практически во всех сферах человеческой деятельности. Не является исключением и развитие информатизации судебной системы. Процесс информатизации является одним из главных направлений реформы судебной деятельности в Российской Федерации. Информатизация судов общей юрисдикции имеет целью повышение эффективности информационного обеспечения судей, а также организацию доступа к информации о деятельности судов, что в свою очередь формирует открытое правосудие.

              Содержание

              Введение ……..……………………………………………………………………3
              1. Понятие информатизации …………………………………….……………..4
              2. Цели, задачи и основные направления информатизации судов общей юрисдикции и Судебного департамента ………………………………………..5
              Заключение ……………………………………………………………………..10
              Список литературы …………………………………………………………….11

              Прикрепленные файлы: 1 файл

              КП Информационные технологии.doc

              МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

              БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

              ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

              УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

              ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

              по дисциплине "Информационные технологии в юридической деятельности"

              Тема: «Информатизация судов общей юрисдикции и Судебного департамента»

              студент группы: ЮР-13 ОМ

              Рецензент:

              Князева О.О.

              Допуск к защите:________________

              Дата защиты: ___________________

              2. Цели, задачи и основные направления информатизации судов общей юрисдикции и Судебного департамента ………………………………………..5

              Процесс информатизации происходит практически во всех сферах человеческой деятельности. Не является исключением и развитие информатизации судебной системы. Процесс информатизации является одним из главных направлений реформы судебной деятельности в Российской Федерации. Информатизация судов общей юрисдикции имеет целью повышение эффективности информационного обеспечения судей, а также организацию доступа к информации о деятельности судов, что в свою очередь формирует открытое правосудие.

              В соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" Судебный департамент при Верховном Суде России осуществляет формирование единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей. Для этого создаются совокупности баз и банков данных, разрабатываются единые технологии их ведения и использования, создаются информационно- телекоммуникационные системы и сети, функционирующие на основе единых принципов и общих правил.

              В целях создания оптимальных условий для комплексного применения информационно-коммуникационных технологий в сфере деятельности судов общей юрисдикции и Судебного департамента подходит к завершающему этапу Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России" на 2007–2012 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2006 года N 583. В задачи данной программы входило обеспечение поэтапного внедрения Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" во всех федеральных судах общей юрисдикции, формирование единого информационного пространства.

              Важнейшим ресурсом современного общества является интенсивное использование информации. Информатизация становится важной областью экономики и определяющей сферой общественной жизни и одновременно важнейшей функцией государства, фактором обеспечения его безопасности и суверенитета. В настоящее время информатизация стала важной областью экономики и определяющей сферой общественной жизни.

              Информация - это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, которые подлежат сбору, хранению, обработке и передаче.

              Информатизация общества - организационный социально- экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информацией потребителей и реализации информационных прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и использования информационных ресурсов и информационных технологий.

              Общая информатизация включает в себя три взаимосвязанных процесса:

              • медиатизацию - процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации;
              • компьютеризацию - процесс совершенствования средств поиска и обработки информации, а также
              • интеллектуализацию - процесс развития способности восприятия и порождения информации, т.е. повышения интеллектуального потенциала общества, включая использование средств искусственного интеллекта.

              Применительно к теме данной работы, понятие «информатизация» следует рассматривать как процесс создания оптимальных условий для комплексного применения информационно-коммуникационных технологий в сфере деятельности судов общей юрисдикции и Судебного департамента.

              Основные положения государственной политики в области информатизации судебной деятельности сформулированы в Концепции информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, одобренной Советом судей Российской Федерации 29 октября 1999 года.

              2. Цели, задачи и основные направления информатизации судов общей юрисдикции и Судебного департамента

              Под информатизацией судебной деятельности следует понимать организованный процесс формирования правовых ресурсов, средств их обработки и использовании в целях повышения эффективности и качества правосудия.

              Информатизация судов общей юрисдикции имеет целью повышение эффективности информационного обеспечения судей, а также организацию доступа к информации о деятельности судов, что в свою очередь формирует открытое правосудие.

              Кроме того внедрение информатизации судебной системы позволит повысить эффективность информационного обеспечения судей с помощью компьютеризации их рабочих мест, создания современных и надежных систем сбора, обработки, хранения и анализа правовой информации, использования и расширения возможностей внедрения информационных технологий.

              Основными (приоритетными) задачами создания информационной системы судебной деятельности являются: формирование информационных судебных ресурсов, их согласование и передача в электронном виде и по единым правилам во всех судебных инстанциях; организация внутреннего и внешнего электронного документооборота; внедрение информационных технологий обеспечения и поддержки принятия управленческих решений в судебной системе; автоматизированный сбор и обработка судебной статистики; контроль за исполнением директивных документов в системе Судебного департамента РФ.

              В целях повышения доступности правосудия Судебным департаментом разработана Концепция федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы" (далее – Программа), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.09.2012 N1735-р, предусматривающая мероприятия по формированию современной телекоммуникационной инфраструктуры единого информационного пространства судов общей юрисдикции, создание комплексов хранения и обработки данных в центрах федеральных округов, внедрение решений ГАС "Правосудие" с учетом ЦОД и создания единого информационного пространства судов.

              Основным информационным ресурсом, обеспечивающим информатизацию судебной деятельности является программа Государственная автоматизированная система "Правосудие" (ГАС "Правосудие"), принятая Советом судей Российской Федерации от 11 апреля 2002 г. N 75 в рамках реализации Концепции информатизации судов общей юрисдикции.

              Государственная автоматизированная система РФ "Правосудие" - это территориально распределенная автоматизированная информационная система, предназначенная для формирования единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (СД), обеспечивающая информационную и технологическую поддержку судопроизводства на принципах поддержания требуемого баланса между потребностью граждан, общества и государства в свободном обмене информацией и необходимыми ограничениями на распространение информации.

              Основной целью создания программы ГАС «Правосудие» является обеспечение открытости судебной системы нашей страны, а также автоматизации работы судов общей юрисдикции.

              Объектами автоматизации ГАС «Правосудие» являются штатные подразделения и службы Верховного Суда РФ, в состав которых входят: районные (городские) суды (2476 объектов); гарнизонные окружные (флотские) военные суды (151 объект); суды субъектов Российской Федерации и управления (отделы) Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации.

              Внедрение Государственной автоматизированной система "Правосудие" направлено на решение следующих задач:

              1. Сокращение сроков рассмотрения дел и рассмотрения жалоб на основе использования новых информационных технологий, включая средства видеоконференцсвязи.
              2. Повышение эффективности процессов судебного делопроизводства и подготовки данных судебной статистики в судах путем сокращения времени на обработку и передачу информации.
              3. Повышение достоверности и полноты первичной информации, получаемой в ходе судебных заседаний.
              4. Повышение оперативности сбора и оформления судебных материалов при подготовке и слушании дел.
              5. Обеспечение сетевого доступа к библиотечной электронной информации для работников судов и системы Судебного департамента.
              6. Обеспечение оперативного доступа судей и работников аппаратов судов к актуальной и точной информации по действующему законодательству и правоприменительной практике.
              7. Обеспечение объективного анализа правоприменительной практики, структуры правонарушений и направлений криминализации общества на основе больших объемов судебной статистики и данных предыстории.
              8. Повышение оперативности информационного взаимодействия судов с Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом, следственными органами, прокуратурой, Минюстом России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
              9. Повышение эффективности информационных процессов кадрового, организационного, материально-технического и ресурсного обеспечения деятельности судов с созданием инструмента информационно-аналитической поддержки принятия решений во всех сферах обеспечения судебной деятельности.
              10. Повышение оперативности реагирования на обращения судей, граждан и организаций в Судебный департамент.
              11. Повышение полноты и достоверности информации, необходимой для административного управления, сокращение сроков ее представления в аппарат Судебного департамента из судов и органов Судебного департамента.
              12. Создание достаточного функционального, информационно-технологического и программного обеспечения судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента.
              13. Повышение уровня достоверности представления данных, обеспечение адекватного решения вопросов информационной безопасности на всех этапах создания и использования ГАС «Правосудие».
              14. Повышение информированности общества о деятельности судов, обеспечение прозрачности и открытости состояния системы правосудия в России.

              Для дальнейшего развития системы информатизации судебной системы, в рамках реализации проекта «Информационно-аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие" предусмотрены следующие направления деятельности:

              Автор статьи

              Куприянов Денис Юрьевич

              Куприянов Денис Юрьевич

              Юрист частного права

              Страница автора

              Читайте также: