Какие человеческие пороки и достоинства оно представляет на суд читателя горе от ума

Обновлено: 24.04.2024

В силу своей профессии, обречённой на то, чтобы нести свет и знание в массы, я довольно часто сталкиваюсь с тем, что произведения русской классики кажутся малопонятными и неинтересными моим ученикам. Никоим образом не умаляя труд моих коллег, преподающих литературу в школе, хочу отметить, что восприятие современного поколения сильно отличается от нашего с вами, дорогие педагоги, а уж тем более – от восприятия авторов литературоведческих трудов середины 20 века.

На мой взгляд, спасти ситуацию может одно: человек по сути своей мало изменился. Как говорил незабвенный Воланд: «… они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было. Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны. ну, что ж. и милосердие иногда стучится в их сердца. обыкновенные люди. в общем, напоминают прежних. квартирный вопрос только испортил их. ». Всё так же люди мучимы страстями, поглощены собой, разрываются меж долгом и любовью – в этом плане практически ничего не изменилось. И вот на этом фундаменте и попробуем выстроить здание восприятия русской классики.

Начну я с комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Почему же это комедия, спросите вы? Что смешного в том, что молодой человек приехал в Москву ради девушки, к которой испытывал нежные чувства, жестоко обломился, прослыл сумасшедшим и уехал несолоно хлебавши?

Итак, начнем с базы. Что такое комедия? Это жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, и также вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы. Аристотель определял комедию, как «подражание худшим людям, но не во всей их порочности, а в смешном виде

Ключевой момент здесь – в смешном виде. А какие пороки мы видим в комедии? Для начала – похоть и двуличие. Павел Афанасьевич Фамусов, управляющий в казенном месте, иначе говоря, топ-менеджер,солидный человек, блюститель нравов, скреп и устоев, беззастенчиво клеится к служанке Лизе. Юная нимфа сама не без греха, ибо в тот ранний час была «на стреме», карауля нежное свиданье дочери Фамусова Софьи и некоего Молчалина. Чем занимались возлюбленные в столь поздний час, мы можем лишь догадываться)))

Батюшка, вдоволь помяв служанку за сладкие места, удаляется, чтобы некоторое вернуться и обнаружить своего секретаря в обществе дочки… Батю охватили смутные сомненья…Он читает дочери проповедь, достойную блаженного Августина (а сам несколько минут назад хватал за попку её ровесницу). Фамусову очень не по нраву сближение дочери и выскочки из Твери, который не годится ему в зятья – «Кто беден, тот тебе не пара!». Правда, у Софьюшки на этот счет другое мнение.

Амурные предпочтения Софьи вызывают неприятие и у другого мужчины – на сцене появляется Чацкий, жаждущий увидеть возлюбленную нежных лет.Но ждут ли его?

Что мы видим? Герой-любовник совсем не в её вкусе… как и острый на язык умник. А вот и он - к вам Александр Андреич Чацкий! «Чуть свет — уж на ногах! и я у ваших ног».

В ответ на пылкий и пространный монолог героя девушка произносит: «Ах! Чацкий, я вам очень рада». Молодой человек смущен и раздосадован… Кто же занял его место в сердце Софьи? И интрига начинается…

Увы, Чацкий теперь раздражает Софью своим остроумием … она практически прямо в глаза «отшивает» его, только слепой может этого не видеть. Именно «слепота» становится причиной дальнейшего сокрушительного разочарования как Чацкого, так и Софьи в своих избранниках.

Кроме любовной линии мы видим и столкновение жизненных концепций т.н. «фамусовского общества» и Чацкого. С одной стороны – «Сказал бы я, во-первых: не блажи, именьем, брат, не упрекай оплошно, а, главное, поди-тка послужи..», с другой – «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

Московское дворянство, столбовое, каменнозадое, спаянное кумовством, привычное гнуть спину перед сильным и топтать слабого, и Чацкий, своеобразный предтеча Штольца, selfmade man, не смогли найти общего языка.

Вдобавок Софья решает подшутить над «остряком» Чацким и пускает слух, что он сошёл с ума:

Пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума» является величайшим произведением писателя. Комедия актуальна и по сей день, ведь в ней автор затрагивает проблемы чинопочитания, сплетен и столкновение порядков общества. Несовершенство мира и пороков общества автор раскрыл в комедии с помощью отрицательных персонажей, как Фамусов и Молчалин.

Персонажи — полные представители всего негативного и старого, что происходило тогда в жизни людей.

Так, завязкой, некой отправной точкой в развитии действия служит приезд из Москвы главного героя Чацкого. Он вернулся обратно только из-за Софии, ведь герой неравнодушен к девушке. Александр Андреевич надеялся на взаимные чувства, но по возвращению замечает лишь раздражительность и холодность Софьи. Все попытки героя вернуть расположение девушки были четными. Но он не уезжает, а наоборот хочет удостовериться есть ли любимый у Софьи или она просто обижена на него. С этого момента начинается частный конфликт пьесы, изображённый через любовную интригу героев, но который также плавно перетекает в общественный конфликт между представителями «фамусовского» общества. Между героями возникает спор о достоинстве человека, о его месте в обществе и об отношении к службе.

Чацкий язвительно критикует принятый уклад жизни героев, жестокость к крепостным, цинизм, и их преклонение перед всем иностранным. Фамусов же не разделяет взглядов главного героя. Он не понимает, как можно «служить делу, а не кому-то», ведь для Павла Афанасьевича важны не качества, а лишь связи и общественный статус человека.

Так, два конфликта соединяются в неразрывную и взаимосвязанную между собой цепочку. Чацкий, приехав совершенно уверенным в себе и в любви девушки к нему, в кульминации же произведения кажется совершенно потерянным и непонятым человеком. На балу он не выдерживает и высказывает всё, что накопилось у него. Его язвительный, колкий монолог — следствие одиночества и полного не понимая его обществом. Герой пытается найти хотя бы одного человека, способного его по-настоящему понять, но Фамусовское общество — лишь олицетворение подлости и невежества. Чацкий получает только неодобрение и насмешки в свою сторону и в итоге распространяется совершенно неоправданный слух о сумасшествии героя.

Персонаж не боится говорить правду о лжи и лицемерии людей, ведь сам он является представителем «новых перемен», доказательством того, что все строгое губительно для будущего поколения. Именно поэтому он задается вопросом: « где оскорбленному есть чувству уголок?» Он требует сочувствия к себе, но не находит его. Поэтому действие пьесы заканчивается отъездом Чацкого из Москвы. На примере героя можно отметить, как губительно действует общество с консервативными взглядами и к чему это в дальнейшем способно привести.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума», завершенная в 1824 году (накануне декабрьского восстания), сыграла выдающуюся роль в деле общественно-политического и нравственного воспитания нескольких поколения в России. Жанр произведения определен драматургом как комедия, что предусматривает непременное наличие сатиры.

Сатира - они из видов комического, призванный бороться с пороками человечества посредством их усиления. «Ничто не поражает порок так, как смех», - заметил в этой связи Н. В. Гоголь. Через бытовой сюжет Грибоедов показал не только нравственное и моральное состояние русского общества того времени, но и нарисовал портрет общественно-политической жизни страны.

Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» представляет собой сатиру на московское дворянское общество первой четверти XIX века в России. Драматург довольно ярко и красочно высмеивает главные пороки современного ему консервативного дворянства: слепое подражание Западу, чинопочитание, ненависть к посвящению, зависимость от чужого мнения, власть авторитетов, карьеризм… В пьесе такое консервативное общество состоит из Фамусова и всех представляй «века минувшего». Одним из наиболее важных пороков московского дворянства в комедии «Горе от ума» является чинопочитание и угодничество. Отрицательный персонаж пьесы Молчалин дошел до того, что уверен, будто угождать надо не только «всем людям без изъятья», но даже «собаке дворника, чтоб ласкова была». Подобную жизненную позицию ему подсказал его отец, и в этом, как и в самой позиции, также проскальзывает комизм. Этим стремлением к угодничеству и желание получить расположение высшепоставленных людей и продиктован его роман с дочерью Фамусов Софьей: «И вот любовника я принимаю вид в угодность дочери такого человека…». Любовь к чинопочитанию также питает один из многочисленных внесценических персонажей Максим Петрович, который «не то на серебре, не то на золоте едал», был «век при дворе», ездил цугом, имел много орденов и медалей. Но все это и расположение государыни Екатерины он получил не упорным трудом, а угодничеством, превратившись в шута, который постоянно падал при виде императрицы чтобы рассмешить ее. Зато после этого, получив расположение Екатерины, он и «слышит при дворе приветливое слово», и «в чины выводит и пенсии дает». «А? как по-ващему? по-нашему - смышлен», - отзывается о нем Павел Афанасьевич Фамусов. Пример Максима Петровича становится руководством к действию для молодого поколения дворян, в частности для Молчалина. Он всегда оказывается в нужное время в нужном месте, и угождает практически всем: «Там моську вовремя погладит, тут в пору карточку вотрет…»

Из чинопочитания вытекает другой порок фамусовского общества - карьеризм.


Власть авторитетов и общественного мнения царит в фамусовском обществе, и это наглядно показано в пьесе. Во всех жизненных ситуациях главное «что станет говорить Княгиня Марья Алексеевна». Устами Чацкого Грибоедов делает очень меткое замечание по этому поводу, спрашивая, где эти «отечества отцы, которых мы должны принять за образцы» и сам же отвечая, что все они нашли защиту в родстве и друзьях. Таким образом авто показывает, что все строится на родственных связях и в фамсуовской Москве процветает «кумовство».

Представители «века минувшего» стремятся к слепому подражанию Западу, в фамусовском обществе практически нет ничего русского, оно преклоняется перед всем иностранным («Дверь отперта для званых и не званых, особенно их иностранных»), особенно перед французским. Поэтому неудивительно, что «французик из Бордо», ехавший «в Россию, к варварам, со страхом и слезами», по приезде стал чувствовать себя «маленьким царьком», не найдя в России «ни слова русского, ни русского лица». Презрение ко всему русскому сочетается в фамусовском обществе с полным невежеством и отрицанием просвещения. Фамусов прямо говорит: «Ученье - вот чума, ученость - вот причина», «забрать все книги бы да сжечь» и, вероятнее всего, имеет ввиду университеты, против которых в то время начались гонения. Стремление за всем французским привело к тому, что теперь в Росси господствует «смешенье языков: французского с нижегородским».




Итак, в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» драматург детально изобразил московское дворянство первой четверти XIX века в России, обнажив все его пороки и высмеяв их. «Горе от ума» стало толчок для последюущих писателей. Критика светского общества и высмеивание его пороков также хорошо описаны в романе в стихах А. С. Пушикна «Евгений Онегин», в пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор», в комедиях А. Н. Островского…

Анализ «Горе от ума» Грибоедов

Комедия Грибоедова «Горе от ума» является сатирическим произведением, высмеивающим нравы аристократического общества Москвы во времена крепостничества. Проведя анализ произведения, можно обнаружить, что образцом для написания этой комедии послужила пьеса Мольера «Мизантроп». Ниже приведён один из вариантов анализа комедии по плану. Этот материал может помочь понять смысл «Горя от ума», выделить основную мысль комедии и сделать правильный вывод при подготовке к уроку литературы в 9 классе и самостоятельной подготовке к ЕГЭ.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Горе от ума.

Год написания – 1822–1824

История создания – Желание Грибоедова создать новое направление в литературе посредством соединения различных стилей.

Тема – Проблематика комедии разнообразна, в ней поднимается множество острых тем той эпохи: высмеивание чинопочитания и благолепия перед вышестоящими чинами, невежества и лицемерия, крепостное право, бюрократия – все злободневные проблемы того времени охвачены одной пьесой.

Композиция – Комедия состоит из четырех актов, умело соединённых в единый сценарий, где некоторые уместные интервалы придают пьесе особую ритмичность и своеобразный темп. Действие пьесы движется по нарастающей, в четвертом акте развитие ускоряется и стремительно движется к финалу.

Жанр – Комедия. Сам Грибоедов считал, что первое написание этого произведения было более значимым, но для постановки его на сцене ему пришлось упростить комедию. По мнению критиков, это не просто комедия, а реалистичные зарисовки из обычной общественной жизни, сыгранные на сцене.

Направление – Классицизм и реализм. В традиционное классицистическое направление Грибоедов уверенно ввёл смелое реалистическое решение, создав необычное разнообразие системы образов.

История создания

История создания «Горе от ума» относится к периоду возвращения писателя из Персии в Тифлис, в Москве был завершён начальный вариант комедии. В Москве Грибоедов имел возможность наблюдать за нравами дворянского общества, и герои его произведения получили реалистические образы. Смелая идея социально – политического характера охватывает целое поколение людей эпохи декабристского движения.

К созданию именно такой комедии Грибоедова подтолкнул случай, имевший место на одном из аристократических раутов. Писатель заметил, с каким подобострастием и лицемерием высшее общество лебезит перед представителем иностранного государства. Пылкий человек, имеющий более прогрессивные взгляды на жизнь, Грибоедов резко высказался по этому поводу. Лицемерные гости отнеслись к высказыванию молодого писателя с осуждением, быстро распространив слухи о его сумасшествии. Грибоедов решил высмеять общепринятые пороки общества, борьбу прогрессивных и консервативных взглядов и начал работу над пьесой.

для самых рациональных -

для самых нетерпеливых -

для самых компанейских -

для самых занятых -

для самых крутых -

Анализ комедии «Горе от ума» дает возможность выделить множество тем, задействованных автором. Злободневные проблемы той эпохи, затронутые Грибоедовым, были встречены цензурой в штыки. Главная тема «Горя от ума» – это пороки общества, пустившие глубокие корни и цветущие пышным цветом. Лицемерие и бюрократизм, чванство и чинопочитание, любовь к иностранщине – всё это имеет место в пьесе Грибоедова.

Главная проблема – это противоборство между «новой» и «старой» жизнью, вечный конфликт поколений, где представителем старого уклада жизни является Фамусов, а приверженцем новых взглядов – Чацкий.

В этом и смысл названия «Горе от ума» – в то время человек прогрессивных взглядов, стремящийся к новой жизни, мыслящий широко и всесторонне, для обывателей, придерживающихся старинки, был безумцем, человеком со странностями. Для фамусовых и молчалиных таким представителем, страдающим «горем от ума», и является Чацкий, умный и пылкий человек нового поколения.

Сама идея пьесы уже заложена в её названии. Прогрессивные взгляды Чацкого не соответствуют общепринятым нормам консервативного дворянства, и общество обвиняет его в безумстве. Обвинить в безумстве легче, чем менять свою тихую обывательскую жизнь в соответствии с новыми веяниями времени, ведь это коснется не только личного мирка каждого, но и общества в целом, касаясь множества и других сфер жизни. Надо будет пересматривать и национально-культурные, и бытовые, и политические вопросы, менять всё устройство жизни.

Композиция

Особенность композиции текста пьесы Грибоедова состоит в её целостной завершённости. Уверенная и смелая подача действий, яркие образы, параллельное и симметричное развитие двух сюжетных линий, общественной и личной – в целом всё это выливается в единый, динамичный сценарий.

Разделение пьесы на четыре действия, явилось грибоедовским нововведением в создание этого жанра. Отказ от общепринятого механизма создания пьесы, новизна подачи материала – всё это вызвало потрясение зрителей и сделало произведение Грибоедова бессмертным.

Особенности композиции пьесы вызвали недружелюбное отношение критики, и эти же особенности выявили в авторе великий талант поэтического мастерства.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Горя от ума».

Невозможно одним словом определить жанр «Горя от ума». Мнения критиков, при таком жанровом своеобразии произведения, во многом расходятся в его оценке. Пьесу Грибоедова можно отнести как к жанру комедии, так и к жанру драмы, общая суть произведения от этого не меняется. Социальный и любовный конфликты идут параллельно друг другу, они тесно взаимосвязаны между собой, и не приводят к логическому завершению. И в том, и в другом конфликте каждая сторона противоборствующих сил остается при своём мнении, не находя понимания со стороны оппонента. Развитие сразу двух конфликтов не укладывается в рамки традиционного классицизма, и пьеса имеет, наряду с ним, ярко выраженное реалистическое начало.

Пьеса Грибоедова является одним из самых цитируемых произведений русской классики, фразы из которой стали крылатыми и разлетелись по всему миру, не теряя своей актуальности и поныне.

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» является новаторской. Связано это с художественным методом комедии. Традиционно «Горе от ума» считают первой русской реалистической пьесой. Главное отступление от классицистических традиций заключается в отказе автора от единства действия: конфликт в комедии «Горе от ума» не один. В пьесе сосуществуют и вытекают один из другого два конфликта: любовный и социальный. Целесообразно обратиться к жанру пьесы для выявления основного конфликта в комедии «Горе от ума».

Роль любовного конфликта в комедии «Горе от ума»

Как и в традиционной классицистической пьесе, в основе комедии «Горе от ума» лежит любовная интрига. Однако жанр этого драматического произведения – общественная комедия. Поэтому социальный конфликт главенствует над любовным.

Все же открывает пьесу любовный конфликт. Уже в экспозиции комедии прорисовывается любовный треугольник. Ночное свидание Софьи с Молчалиным в первом же явлении первого действия показывает чувственные предпочтения девушки. Также в первом явлении служанка Лиза вспоминает Чацкого, которого когда-то связывала с Софьей юношеская любовь. Таким образом, перед читателем разворачивается классический любовный треугольник: Софья – Молчалин – Чацкий. Но, как только Чацкий появляется в доме Фамусова, параллельно с любовной начинает развиваться социальная линия. Сюжетные линии тесно взаимодействуют друг с другом, и в этом заключается своеобразие конфликта пьесы «Горе от ума».

Для усиления комического эффекта пьесы автор вводит в нее еще два любовных треугольника (Софья – Молчалин – служанка Лиза; Лиза – Молчалин – буфетчик Петруша).

Влюбленная в Молчалина Софья и не подозревает о том, что служанка Лиза ему куда милее, о чем он недвусмысленно Лизе намекает. Служанка же влюблена в буфетчика Петрушу, но боится признаться ему в своих чувствах.

Общественный конфликт в пьесе и его взаимодействие с любовной линией

В основу социального конфликта комедии легло противоборство «века нынешнего» и «века минувшего» – прогрессивного и консервативного дворянства. Единственным представителем «века нынешнего», за исключением внесценических персонажей, в комедии является Чацкий. В своих монологах он страстно придерживается идеи служения «делу, а не лицам». Ему чужды нравственные идеалы фамусовского общества, а именно стремление приспособиться к обстоятельствам, «подслужиться», если это поможет получить очередной чин или другие материальные выгоды. Он ценит идеи Просвещения, в разговорах с Фамусовым и другими персонажами защищает науку и искусство. Это человек, свободный от предрассудков.

Основной представитель «века минувшего» – Фамусов. В нем сосредоточились все пороки аристократического общества того времени. Пуще всего озабочен он мнением света о себе. После отъезда Чацкого с бала его волнует только «что станет говорить княгиня Марья Алексевна». Он восхищен полковником Скалозубом, глупым и неглубоким человеком, который мечтает лишь «добыть» себе генеральский чин. Это его Фамусов желал бы видеть своим зятем, ведь Скалозуб обладает главным достоинством, признанным светом, – деньгами. С упоением Фамусов рассказывает о своем дяде Максиме Петровиче, который при неловком падении на приеме у императрицы был «высочайшею пожалован улыбкой».

Восхищения, по мнению Фамусова, достойно умение дяди «подслужиться»: чтобы повеселить присутствующих и монарха, он упал еще два раза, но уже намеренно. Фамусов искренне побаивается прогрессивных взглядов Чацкого, ведь они угрожают привычному укладу жизни консервативного дворянства.

Следует обратить внимание на то, что столкновение «века нынешнего» и «века минувшего» это вовсе не конфликт отцов и детей «Горя от ума». Например, Молчалин, являясь представителем поколения «детей», разделяет взгляды фамусовского общества о необходимости заводить полезные знакомства и умело их использовать для достижения своих целей. Он питает такую же трепетную любовь к наградам и чинам. В конце концов, он общается с Софьей и поддерживает ее увлечение им только из желания угодить ее влиятельному отцу.

Софью, дочь Фамусова, нельзя отнести ни к «веку нынешнему», ни к «веку минувшему». Ее противостояние отцу связано только с ее влюбленностью в Молчалина, но не с ее взглядами на устройство общества. Фамусов, откровенно заигрывающий со служанкой, является заботливым отцом, но не является хорошим примером для Софьи. Молодая девушка довольно прогрессивна в своих взглядах, умна, не обеспокоена мнением общества. Все это и является причиной разногласий отца и дочери. «Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!» – сокрушается Фамусов. Однако она и не на стороне Чацкого. Ее руками, а точнее словом, сказанным из мести, Чацкий изгнан из ненавистного ему общества. Именно Софья автор слухов о сумасшествии Чацкого. А свет с легкостью эти слухи подхватывает, ведь в обличительных речах Чацкого каждый видит прямую угрозу своему благополучию. Таким образом, в распространении слуха о безумии главного героя в свете решающую роль сыграл любовный конфликт. Чацкий и Софья сталкиваются не на идейной почве. Просто Софья обеспокоена тем, что бывший возлюбленный может разрушить ее личное счастье.

Выводы

Таким образом, главная особенность конфликта пьесы «Горе от ума» – наличие двух конфликтов и их тесная взаимосвязь. Любовная интрига открывает пьесу и служит поводом для возникновения столкновения Чацкого с «веком минувшим». Любовная линия помогает также фамусовскому обществу объявить своего врага безумным и обезоружить его. Однако социальный конфликт является основным, ведь «Горе от ума» – общественная комедия, цель которой – обличить нравы дворянского общества начала 19 века.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: