Особенности развития государства и права в новейшее время японии

Обновлено: 18.04.2024

На государственно-правовое развитие Японии после Второй мировой войны решающее влияние оказали ее поражение и капитуляция. В 1945 г. американские войска практически единолично оккупировали Японию от имени союзных держав-победительниц.

Оккупационный ре­жим осуществлялся американской военной администрацией, возглав­ляемой генералом Д. Макартуром, а состав нового правительства был согласован со штабом оккупационных войск. Японские правительствен­ные органы были обязаны проводить в жизнь директивы и указания оккупационных властей (табл. 26, сх. 15, 16).

Оккупация Японии американскими войсками во главе с генералом Дугласом Маккартуром.

Мероприятия оккупационных сил: демобилизация японской армии, роспуск милитарист­ских организаций - - демилитаризация Японии; установление демократических порядков; разработка новой Конституции Японии

В пакет реформ входили также демократизация системы образования и децентрализация полицейской системы. В области социально-экономических отношений были проведены следу­ющие важные преобразования:

В 1946- -1949 гг. была проведена аграрная реформа, в основном ликвидировавшая крупное помещичье землевладение. Отныне максимальная площадь обрабаты­ваемой сельскохозяйственной земли не должна была превышать 3 те ( 9га). Остальную землю покупало государство и продавало ее крестья­нам, в первую очередь крестьянам-арендаторам. В промышленности и банковском деле проводилась декартелизация, - - т.е. на некоторое время ограничившая влияние крупнейших монополистических концер­нов; в результате разукрупнения монополий появилось значительное количество средних, относительно самостоятельных предприятий.

Парламентом Японии была принята в октябре 1946 г. и 3 мая 1947 г. вступила в силу новая Конституция, действующая и в наши дни и утвердившая либерально-демократические преобразования в области государственного строя. По сравнению с Конституцией 1889 г. она была весьма важным шагом в демократическом направлении.

В основном проект Конституции разрабатывался военной американской администрацией в Японии. Именно по инициативе оккупационных властей в статье девятой декларировался отказ Японии от применения вооруженной силы как средства разрешения международных конфлик­тов и от создания с этой целью армии.

В соответствии с действующей Конституцией Япония - - либерально-де­мократическая парламентарная монархия (табл. 27).

Наследственный император Японии является "символом государства и единства народа". По представлению парламента он назначает премьер-министра; по представлению кабинета министров назначает главного судью Верховного суда. По совету и с одобрения кабинета император осуществля­ет: официальное опубликование (промульгацию) поправок к Конституции, законов, пра­вительственных указов и договоров; созыв парламента; роспуск палаты представителей; объявление всеобщих выборов, подтверждение назна­чений и отставок министров и других высших должностных лиц, под­тверждение всеобщих и частных амнистий, смягчение наказаний и др.

Согласно Конституции все действия императора, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты не иначе как по совету и с одоб­рения правительства, и правительство несет за них ответственность (сх. 17).

Высший орган законодательной власти - - парламент, состоящий из двух палат:

1. палаты представителей - - избирается на 4 года;

Парламент согласно Конституции обладает всей полнотой законода­тельной власти, имеет исключительное право распоряжаться финанса­ми и контролирует деятельность правительства.

Избирательное право имеют все граждане, достигшие 20 лет (в отличие от предыдущей Конституции, когда существовали многочисленные цензовые ограничения: женщины вообще не имели избирательного права; возрастной ценз мужчин был выше на 5 лет; существовали имущественный ценз и ценз оседлости)).

Правительство (кабинет мини­стров) является высшим органом исполнительной власти, который должен осуществлять свои полномочия в рамках Конституции и зако­нов, принятых парламентом. Состав правительства формируется премьер-мини­стром.

Премьер-министр вначале выдвигается парламентом из числа своих членов, а лишь затем назначается императором (табл. 28).

1. Япония - - парламентская монархия с ограниченной властью императо­ра.

2. Глава исполнительной власти - - премьер-министр - - назначается им­ператором, но с согласия парламента.

3. Отказ от войн как «суверенного права наций»; запрет на создание сухопутных, военно-морских и военно-воздушных сил.

4. Всеобщее избирательное право, введение элементов выборного местного самоуправления.

Верховный суд возглавляет судебную систему Японии. Он состоит из глав­ного судьи и 14 судей. Главный судья Верховного суда назначается императором по представ­лению кабинета министров. Остальные судьи назначаются кабинетом министров из списка лиц, предложенных Верховным судом. Характерно, что этот суд как высшая судебная инстанция выполняет также функции суда конституционного (осуществляет последующий конституционный надзор за принятыми нормативными актами). В судебную систему входят также апелляционные суды, основные мес­тные суды и дисциплинарные (первичные) суды. Судьи этих судов на­значаются кабинетом министров по представлению Верховного суда.

· Каковы послевоенные демократические преобразования в Японии?

· В чем состоит отличие Конституции Японии 1947 г. от предыдущей Конституции 1889 г.?

Япония – это уникальная страна. Менее чем за одно столетие она прошла путь от слаборазвитого феодального до современного, демократического государства. В результате сегодняшняя Япония – это высокоразвитая держава, в которой европейские правовые нормы эффективно сочетаются с национальными традициями и особенностями.

Особенностью развития Японского государства является то, что оно довольно поздно встало на путь капиталистического развития. В XIX в. феодальные отношения вступают в полосу разложения, совершается процесс первоначального накопления капитала, возникают крупные состояния. Вместе с ростом капиталистических отношений началось конституционное развитие Японии. За короткий срок Япония становится сильной империалистической державой.

Результатом «революции мейдзи» явилось принятие в 1889 г. буржуазной конституции, которая закрепила новую структуру государственной власти. Конституция отразила компромисс между доминирующим в государстве дворянством во главе с императором и буржуазией, которая допускалась к участию в законодательстве.

Конституция 1889г. юридически утвердила статус императора (священной и неприкосновенной особы) как главы государства, наделенного очень широкими полномочиями. Император обладал полнотой исполнительной власти. Кабинет министров, немногочисленный по своему составу, нес ответственность только перед императором. Законодательная власть принадлежала императору совместно с парламентом, который имел двухпалатную структуру (палаты пэров – члены императорской фамилии, титулованная знать и лица, назначенные императором и палаты депутатов – депутаты, победившие на выборах).

Конституция 1889 г. заложила государственно-правовые основы капиталистического развития страны. Однако в дальнейшем развитие Японии идет по пути милитаризации государства. Позиции военных были очень сильны в неконституционных учреждениях – Тайный совет и генро (внеконституционные совещательные органы при императоре, рассматривающие важнейшие государственные дела).

В области внутригосударственных нововведений наиболее важной была реорганизация на европейских началах судебной системы. По закону 1890 г. учреждаются единые по всей стране суды. Ее территория делится на 298 округов, в каждом из которых создается местный суд. Следующими инстанциями стали 49 губернских судов, 7 апелляционных судов и Высокий имперский суд, в компетенции которого входило рассмотрение наиболее важных дел, высшая апелляция и разъяснение законов. Был установлен принцип несменяемости судей. Одновременно конкретизировался статус прокуратуры, расширялись ее правомочия.

В 1890 г. получил новую редакцию уголовно-процессуальный кодекс.

Судебное следствие должно было основываться на принципах гласности, устности, состязательности. В начале ХХ в. в Японии был введен суд присяжных заседателей.

В первой половине ХХ в. были проведены две избирательные реформы в целях демократизации избирательной системы. Возрастной ценз (в выборах могли участвовать только мужчины) оставался на уровне 25 лет.

В 1929 г. Японию потряс экономический кризис. Ухудшение внутреннего положения в стране привело к активизации военно-фашистских организаций. Наиболее крупной из них был союз «молодого офицерства», в 1932 г. организовавший военный мятеж. Правительство пошло навстречу требованиям мятежников: партийный кабинет был устранен, а на его место пришли генералы и адмиралы.

В 1940 г. на пост министра-президента был назначен принц Коноэ – сторонник тоталитарного строя, ставленник милитаристов и крупных монополий. Посты министров захватили представители крупнейших концернов (Мицуи, Мицубиси), которые объявили о создании «Новой политической структуры» (НПС): все легальные политические партии были распущены; стачки и забастовки были объявлены государственными преступлениями; на предприятиях введен 13-15 часовой рабочий день; запрещено требовать повышения зарплаты; каждое территориально-отраслевое подразделение возглавлялось лицом, назначаемым правительством из представителей крупных монополий.

Конституция Японии 1889 г. была составлена по прусскому образцу. По ней формально в стране существовал строй дуалистической монархии, а на деле – крепостной, варварский абсолютизм. Слабость парламента и демократических институтов привела к захвату власти военщиной, милитаризации государственного строя и установлению фашистского режима.

Поражение Японии в войне и ее полная капитуляция оказали решающее влияние на последующие государственно-правовое развитие страны. В 1945 г. в Японии высадились американские войска, и был установлен оккупационный режим. Фактическая власть перешла к американской военной администрации, возглавляемой генералом Макартуром. Состав нового правительства был согласован со штабом оккупационных войск. Демонтаж прежнего режима начался с полной демобилизации японской армии, роспуска милитаристских общественных организаций, отмены нормативных актов, финансирующих военно-политический режим.

В Японии были ликвидированы все пережитки феодализма, преобразованию ее общественно-экономического строя на либерально-демократической основе.

Конституция 1947 г. была разработана американской администрацией и вступила в действие в 1947 г. Устанавливалась либерально-демократическая парламентская монархия в ее наиболее четкой и последовательной форме. Роль императора в государстве радикально изменилась, он мог теперь только царствовать, но не управлять.

Реальная власть по конституции принадлежит парламенту, кабинету министров и суду.

Парламенту вручается законодательная власть. Он состоит - из Палаты представителей и Палаты советников. Первая избирается на 4 года, вторая – на 6 лет с переизбранием половины советников через каждые 3 года.

В 1946 г. был принят новый избирательный закон. Право голоса получили женщины, был снижен на 5 лет возрастной ценз (теперь он составил 20 лет).

Исполнительная власть в стране осуществляется кабинетом министров. Премьер-министр выдвигается парламентом из числа своих членов и затем уже номинально назначается императором. Премьер-министр как глава исполнительной власти наделяется важными правомочиями по формированию кабинета и в определении его политики. Он назначает министров и может по своему усмотрению отстранять их от должности.

Таким образом, после Второй мировой войны произошла демократизация государственного строя Японии. Были провозглашены основные буржуазно-демократические права и свободы, отменено фашистское законодательство, запрещены милитаристские организации. Конституция 1947 г. установила парламентскую монархию, радикально изменив положение главы государства – императора. Власть была передана парламенту, ответственному перед ним кабинету министров и суду. Широкие права получили местные муниципальные органы управления. Установленная в 1947г. система государственной власти действует в Японии и по сей день.

Господствующее положение в современном японском праве занимает романо-германская система. Хотя американское право и оказало непосредственное влияние на некоторые законы, принятые в период американской оккупации Японии, японское право по-прежнему осталось статутным.

Источники японского права – это нормативные акты, принятые государственными органами: Конституция, договоры, законы, правительственные указы, положения – нормативные акты местного значения.

Основными отраслями японского права, которые регулируют имущественные отношения, являются гражданское, трудовое и хозяйственное (его основу составляли антимонополистическое законодательство и нормы, охраняющие интересы средних и мелких предприятий, а также потребителей) право.

В общем праве судебный прецедент является основным источником права, и суд при рассмотрении дела поднимает предыдущие судебные решения по аналогичным делам. Но для японского суда критерием для вынесения решения является исключительно статутное право.

Гражданский кодекс Японии был составлен в конце ХIХ в. и включал незначительное число статей, посвященных деликту. Их содержание не соответствовало изменениям, произошедшим в экономической жизни страны после принятия гражданского кодекса.

В Японии действует специфическая система заработной платы, не получившая распространения в других странах: зарплата определяется, прежде всего, стажем работы на одном предприятии; система сдельной оплаты труда почти не применяется; зарплата рабочих и служащих зависит от возраста, образования, непрерывного стажа работы на данном предприятии, специальности и опыта работы по данной специальности.

Согласно японскому гражданскому кодексу минимальный брачный возраст в Японии для мужчин составляет 18 лет, я для женщин - 16 лет. При этом при заключении брака лицами, не достигшими 20 лет, требуется согласие родителей. Японское законодательство провозглашает равенство мужа и жены. Однако на практике равенство мужчины и женщины в его европейском понимании не реализовано.

После буржуазной революции ХIХ в. в Японии были приняты два уголовных кодекса: 1881 и 1907 гг. Законодательная реформа, проведенная после Второй мировой войны, с незначительными поправками сохранила Уголовный кодекс 1907 г.

Виды наказания по японскому УК: смертная казнь (применяется как единственная мера наказания за деяния; вызвавшие внешнеполитические осложнения – внутренние восстания, поджог жилого сооружения, взрыв, затопление, железнодорожное крушение, убийство, насильственный захват самолета с человеческими жертвами, за убийство заложника); лишение свободы с принудительным трудом без принудительного труда; штрафы; уголовный арест; конфискация имущества (применяется в качестве дополнительного наказания); уголовный арест (содержание в арестном доме от 1 до 30 дней).

Таким образом, с конца ХIХ в. японское право перестраивается на европейский лад. При этом приоритет получила романо-германская система права, дополнительная и приспособленная к национальным особенностями страны.

Временная послевоенная стабилизация японского капитализма сменилась экономическим кризисом 1927 г., не успев выйти из которого, Япония была ввергнута в мировой экономический кризис конца 20 - начала 30-х гг. Этот кризис оказался сокрушительным для страны. Он затронул и промышленность, и сельское хозяйство.

В обстановке экономических потрясений, роста классовых противоречий и усиливающихся разногласий в самом правящем лагере финансовая олигархия делает ставку на сильную власть, на рвущуюся к установлению открытой диктатуры военщину, которая резко критикует парламентские буржуазно-помещичьи партии за неспособность навести в стране “твердый порядок,’.

После периода относительной либерализации политического режима, с конца 20 - начала 30-х гг. начинается поворот Японии к фашизму, закончившийся установлением в годы второй мировой войны монархо-профашистской диктатуры.

Милитаризация экономики сопровождалась постепенным установлением государственного контроля над производством. В это время японское правительство начинает проводить мероприятия, которые в дальнейшем стали основой экономической политики профашистского режима.

Ярким показателем фашизации Японии становятся бурный рост профашистских организаций, создававшихся при прямой поддержке правящей верхушки, и усиление их политического взаимодействия.
В 1932 и 1936 гг. происходят первые попытки фашистских переворотов. Временная консолидация буржуазно-помещичьих партий в Японии в 1937 г. на базе подавления левых сил и признания военной программы открыла путь не только к “большой войне”, но и к окончательному установлению профашистского, открыто террористического режима.

Этот режим не был следствием государственного переворота, не сопровождался перестройкой государственного аппарата. Он был введен конституционным правительством путем создания “новой политической структуры”. В это время не только сохранялась сильная монархическая власть, такие феодальные атрибуты японской монархии, как Тайный совет, Министерство императорского двора, но и достиг своего апогея тот фанатичный культ императора, который упорно насаждался вместе с активизацией милитаристских, крайне агрессивных кругов.

“Новая политическая структура”, олицетворявшая монархо-профашистский режим в Японии, не была фашистской партией. Она представляла собой разветвленную полицейско-бюрократическую сеть органов “движения помощи трону”, начиная от верхушечной “Ассоциации помощи трону” и кончая сельскими отделениями движения.
Под контроль “Ассоциации помощи трону” были поставлены все средства массовой информации. “Новой политической структуре” соответствовала “новая экономическая структура”, которая служила полному подчинению японской экономики задачам усиления военной мощи, готовности к войне.

В годы войны четко проявилась тенденция к сращиванию функций административного, полицейского и военного аппаратов. Деятельность полиции поддерживалась военной жандармерией, военизированными отрядами, создаваемыми по образцу штурмовых отрядов нацистской Германии.

Японское государство в условиях оккупационного режима. Победа союзных держав в войне привела к безоговорочной капитуляции Японии и ее временной военной оккупации американскими войсками, к созданию японского правительства, основные направления, деятельности которого были определены Потсдамской декларацией 1945 г., требованиями ее незамедлительной демилитаризации и демократизации. Главная ответственность за выполнение этих требований возлагалась на американские оккупационные власти, которым был передан с этой целью ряд государственных функций: осуществление контроля над японскими финансами, над составлением государственного бюджета, внешней торговлей, над всеми органами правосудия, полиции и пр.
Демократизация и демилитаризация Японии сопровождались роспуском японской армии, ультранационалистических и фашистских организаций, отменой целого ряда репрессивных законов. Были ликвидированы тайная полиция, Министерство внутренних дел, Военное и Морское министерства.

В 1945 г. на основе директивы оккупационных властей синтоистская религия была отделена от государства, а в 1946 г. император лично отрекся от своего “божественного происхождения”.

В ряду важных социально-экономических реформ, проведенных в послевоенной Японии, особое место занимает Закон об аграрной реформе 1946 г., сыгравший значительную роль в перестройке послевоенной социальной структуры Японии. Этим законом предусматривались ликвидация помещичьего землевладения, перераспределение излишков помещичьей земли путем выкупа ее государством и последующей распродажи крестьянам. Помещичье землевладение было таким образом уничтожено, частное крестьянское хозяйство стало преобладающей формой земельной собственности, что ускорило развитие капиталистических отношений в деревне.

Одновременно проводилась политика декартелизации, устранения засилья финансовой олигархии в промышленности, торговле и финансах страны. Политика декартелизациине подорвала существенно ведущих позиций крупного капитала в экономической и политической жизни страны, так как ограничилась лишь роспуском головных компаний (дзайбацу). Она, однако, способствовала оживлению конкуренции, что явилось одним из дополнительных импульсов развития послевоенной мирной экономики Японии.

Декартелизация, как и в послевоенной Германии, связывалась с политикой денацификации, демократизации государственного аппарата. Но и здесь чистка государственного аппарата от военных преступников не привела к существенным изменениям в кадровом составе государственного аппарата.

Конституция Японии 1947 г. Важнейшей демократической акцией послевоенного периода явилось принятие новой Конституции Японии 1946 г., которая вступила в силу в 1947 г. и была построена на принципах парламентской демократии. В преамбуле Конституции был закреплен принцип народного суверенитета, но наследственная императорская власть была сохранена.

Конституция сохраняла династийную преемственность императорского тропа. Император является “символом государства и единства народа”.

За императором был закреплен ряд конституционных полномочий: назначать премьер-министра по представлению кабинета, промульгировать поправки к Конституции, созывать парламентские сессия, распускать нижнюю палату, подтверждать назначения и отставки министров и других должностных лиц. Конституция подрывала не только политические, но и экономические позиции императорского дома. Доходы императорской семьи ограничиваются ныне бюджетными ассигнованиями, утверждаемыми парламентом.

Конституция установила вместо полуабсолютистской парламентарную монархию. Парламенту при этом была отведена роль “высшего органа государственной власти и единственного законодательного органа страны”. В соответствии с этим были ликвидированы органы, стоящие ранее над Парламентом - Тайный совет и др. Сразу же по вступлении Конституции в силу из нее была изъята статья о пожизненном сохранении за представителями знати их титулов.

Японский Парламент - двухпалатный орган, состоящий из палаты представителей и палаты советников. Первая (нижняя) палата переизбирается целиком каждые 4 года, но может быть распущена досрочно. Срок полномочий членов палаты советников (верхней) - 6 лет, с переизбранием через каждые 3 года половины из них.
Обе палаты создаются на основе всеобщих и прямых выборов при сохранении относительно высокого возрастного ценза (активное избирательное право предоставляется японским гражданам с 20 лет, пассивное — с 25 лет в нижнюю и с 30 лет — в верхнюю палату), ценза оседлости, а также требования внесения залога кандидатом в депутаты.

Главным звеном государственной машины, которое обладает полнотой властных полномочий, является японское правительство и Премьер-министр. Премьер- министр от имени Кабинета выступает в парламенте по вопросам внутренней и внешней политики, вносит в парламент проект бюджета, руководит всеми звеньями исполнительно власти и контролирует их.

В Конституции закреплена система “парламентских кабинетов”. Парламент избирает главу Кабинета министров, высшего исполнительного органа власти. Им становится лидер победившей на выборах партии. Премьер-министр назначает Кабинет министров, который ответственен перед парламентом и в силу этого должен уходить в отставку в случае выражения ему недоверия. Он, однако, может воспользоваться альтернативной мерой — распустить палату представителей и назначить новые выборы. Это право премьер-министра является достаточно эффективной сдерживающей мерой для парламента. Конституция закрепляет принцип гражданского правительства, согласно которому ни один из членов Кабинета не может быть военным лицом.

С обязанностью премьер-министра докладывать парламенту об “общем состоянии государственных дел и внешних сношений” связано право премьер-министра на законодательную инициативу. Это право дает ему возможность в условиях длительного монопольного господства одной партии (в настоящее время это Либерально-демократическая партия) в значительной мере определять законодательную деятельность парламента. Конституция предусматривает весьма обширный список полномочий и самого Кабинета:
проведение законов в жизнь, руководство внешней политикой, заключение международных договоров, организация и руководство гражданской службой и пр.

Принцип разделения властей, модифицированный вариант американской системы “сдержек и противовесов”, особенно отчетливо проступает в японской Конституции и в процедуре импичмента, которая может быть применена в отношении судей, и в полномочиях судов решать вопрос о конституционности любого закона Парламента или указа исполнительной власти.

Организации и деятельности судов в новой Японской Конституции уделено значительное внимание. Во главу судебной системы Японии поставлен Верховный Суд, состоящий из Главного Судьи и установленного законом числа судей. Все судьи, кроме Главного, назначаются Кабинетом, Главный - императором по представлению Кабинета. Судьи независимы и подчиняются только закону. Исполнительные органы не вправе вмешиваться в деятельность Судей. Общегражданские Суды распространяют свою компетенцию и на представителей исполнительной власти, дела которых находились ранее в ведении административных судов. Какие бы то ни было “особые суды” запрещаются.

Конституция содержит широкий перечень демократических прав и свобод. Социальные права в Конституции перемежаются с политическими.

Принципиально новым явлением в практике буржуазного конституционализма является включение в Конституцию декларации об отказе Японии от войны, а также “от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров”.

Конституция впервые в истории Японии закрепила также автономию местных органов управления. Губернаторы префектур, мэры городов и деревенские старосты должны избираться на основе всеобщего избирательного права. Губернатором может стать гражданин, достигший 30 лет, мэром и старостой — 35 лет.

Послевоенная государственная политика декартелизации и демократизации Японии сменилась политикой “обратного курса”, ужесточением политического режима. После принятия Конституции 1947 г. перед японским государством встали две главные задачи. Первая, внешнеполитическая задача, - упорядочение отношений с оккупационными американскими властями, конечной целью которого должно было стать утверждение государственного суверенитета, ликвидации всех его ограничений. И вторая задача - восстановление и развитие Японской экономики, опоры сильного и независимого, политически стабильного государства с четкой социальной ориентацией.

Обе эти задачи начали решаться одновременно еще в переходный период со времени принятия Конституции до середины 50-х гг., когда постепенно снимались ограничения японского суверенитета вместе с тесным включением Японии в систему «западного мира», создавался налаженный механизм государственного регулировании экономики.

В 1951 г. был подписан Сан-францисский мирный договор между США и Японией, а также “договор безопасности”, который вступил в силу в 1952 г. вместе со специальным Административным соглашением. На Основании этих документов были формально отменены все ограничения национального суверенитета Японии, в том числе право оккупационных властей санкционировать принятые японским парламентом законы и бюджет.

“Обратный курс” в политике декартелизации укрепил на новой основе позиции крупного японского капитала, усилил процесс слияния ранее раздробленных компаний, что привело к возрождению мощных финансово-промышленных групп Мицуи, Мицубиси, Сумитомо и др. Государство вновь начинает принимать непосредственное участие в развитии военного производства. Укрепляется взаимодействие государства с “высшими органами” финансово-промышленного капитала, призванными вырабатывать основы политики в сфере экономики. Важным звеном непосредственного сотрудничества и совместной работы представителей крупного капитала и государственного аппарата становится Консультативный Совет при премьер-министре по вопросам экономики.

“Обратный курс” был связан и с возрождением военной силы страны, которое началось с формирования так называемого резервного полицейского корпуса, преобразованного затем в “охранные войска”, с восстановления ее военно-морских и военно-воздушных сил. Качественно новый этап “оборонной политики Японии” обозначился в начале 80-хгг. XX в. Об этом свидетельствовал не только рост военных расходов, но и участие Японии в осуществлении американских военных программ, в расширении не только экспорта оружия, но и американской военной технологии.

Вместе с формальной отменой ограничений национального суверенитета началось и окончательное оформление политической системы Японии, которое завершилось в середине 50-х гг. Произошло объединение левой и правой социалистических партий Японии, восстановлено единство Коммунистической партии. На основе объединения либеральной и демократической партий сложилась доминирующая политическая сила в лице Либерально-демократической партии, на долгие годы монополизировавшая государственную власть. Формирующиеся в последние годы коалиционные кабинеты существенно не затронули этой монополии.

Господствующее положение в современном японском праве занимает романо-германская система. Хотя американское право и оказало непосредственное влияние на некоторые законы, принятые в период американской оккупации Японии, японское право по-прежнему осталось статутным.

Гражданский кодекс Японии был составлен в конце ХIХ в. и включал незначительное число статей, посвященных деликту. Их содержание не соответствовало изменениям, произошедшим в экономической жизни страны после принятия гражданского кодекса. Поэтому после 2-ой мировой войны японские правоведы на основе изучения американского прецедентного права разработали проблему мипологии деликатов. Такие понятия, как "защита личной жизни" заимствованные из американского права, стали общепринятыми в японском правоведении и судебной практике.

Трудовое право В Японии действует специфическая система заработной платы, не получившая распространения в других странах: Зарплата определяется, прежде всего, стажем работы на одном предприятии. Система сдельной оплаты труда почти не применяется. Зарплата рабочих и служащих зависит от возраста, образования, непрерывного стажа работы на данном предприятии, специальности и опыта работы по данной специальности, причем ежегодно проводится очередное повышение зарплаты.

Система ежегодных оплачиваемых отпусков в ее обычном виде в Японии не используется. В соответствии с законом о трудовых стандартах продолжительность оплачиваемого отпуска, отработавшего на предприятии в течение года, должна составлять не менее 6 дней. При непрерывном стаже свыше двух лет предусматривается увеличение отпуска на один день за каждый год работы. Одновременно закон допускает ограничения оплачиваемого отпуска периодом в 20 дней. Все японские предприятия закрываются на несколько дней в январе и в период сильной жары в середине августа. На это время и приходятся отпуска.

Пенсионный возраст в Японии - 55 лет.

Семейное право Согласно японскому гражданскому кодексу минимальный брачный возраст в Японии для мужчин составляет 18 лет, я для женщин - 16 лет. При этом при заключении брака лицами, не достигшими 20 лет, требуется согласие родителей. Японское законодательство провозглашает равенство мужа и жены. Однако на практике равенство мужчины и женщины в его европейском понимании не реализовано. Супружеские отношения строятся в соответствии с "обычаями", по которым жена находится в подчинении у мужа.

Уголовное право Уголовное законодательство Японии образуют УК, специальные уголовные законы и правовые нормы не уголовного законодательства и нормативных актов местного значения. Специальных уголовных законов около 30.

После буржуазной революции ХIХ в. в Японии были приняты два уголовных кодекса: 1881 и 1907 гг. Законодательная реформа, проведенная после 2-ой мировой войны, с незначительными поправками сохранила УК 1907г.

Характерной особенностью УК Японии является расширение пределов судебного усмотрения. Этому способствует абстрактность описания составов преступлений и очень большой диапазон между верхними и нижними пределами санкций, предусмотренных за конкретные составы. А также возможность назначения наказания выше высшего предела, предусмотренного законом, и ниже низшего не только по закону, но и по усмотрению суда. Так, например, за убийство предусмотрена смертная казнь, пожизненное лишение свободы, лишение свободы с принудительным трудом на срок до 3-х лет.

Виды наказания по японскому УК:

Смертная казнь; 2. Лишение свободы с принудительным трудом без принудительного труда; 3. Штраф;

Уголовный арест; 5. Малый штраф; 6. Конфискация имущества применяется в качестве дополнительного наказания; 7. Смертная казнь применяется как единственная мера наказания за деяния; вызвавшие внешнеполитические осложнения; 8. Как альтернативная мера наказания смертная казнь применяется за внутренние восстания; поджог жилого сооружения; взрыв; затопление; железнодорожное крушение; убийство; разбойное нападение сопряженное с причинением смерти.

Лишение свободы может быть пожизненным или срочным (от 1 месяца до 20 лет).

Уголовный арест состоит в содержании в арестном доме от 1 до 30 дней.

Согласно закону о штрафах от 1975г. штраф составляет 40 тыс. иен и более, малый штраф - от 20 до 40 тыс. иен.

Союзница Германии и Италии во Второй мировой войне, Япония капитулировала в 1945 г. Американские войска оккупировали Японию якобы от имени союзных держав-победительниц. Оккупационный режим осуществлялся военной администрацией, возглавляемой генераломДугласом Макартуром, а состав и курс нового правительства Японии были согласованы со штабом оккупационных войск: кабинет был обязан проводить в жизнь директивы и указания оккупационных властей.

Оккупация Японии американскими войсками

во главе с генералом Дугласом Макартуром.

Мероприятия оккупационных властей:

1) демобилизация японской армии, роспуск милитаристских организаций - демилитаризация Японии;

2) установление демократических порядков;

3) разработка новой Конституции Японии.

1946 г. - первые послевоенные парламентские выборы. Парламент принял Конституцию, которая вступила в силу в мае 1947 г. [5] [6]

• проведена чистка государственного аппарата от военных преступников и промилитаристски настроенных чиновников.

В программу реформ входили также демократизация системы образования и децентрализация полицейской системы. В области экономических отношений были проведены следующие важные преобразования:

• декартелизация в промышленности и банковском деле, на некоторое время ограничившая влияние крупнейших монополистических концернов;

• аграрнаяреформа 1946-1949 гг., в основном ликвидировавшая крупное помещичье землевладение.

В результате разукрупнения монополий появилось значительное количество средних, относительно самостоятельных предприятий. Максимальная же площадь обрабатываемой сельскохозяйственной земли не должна была превышать 9 га. Остальную землю покупало государство и продавало ее крестьянам, в первую очередь крестьянам-арендаторам.

Трудовое и социальное законодательство также было демократизировано. В частности, трудящиеся получили права на:

• заключение коллективных договоров.

В октябре 1946 г. парламентом Японии была принята и 3 мая 1947 г. вступила в силу новая Конституция. По сравнению с Конституцией 1889 г. она была весьма важным шагом в демократическом направлении. В соответствии с Конституцией 1947 г. Япония - либерально-демократическая парламентарная монархия.

Подчеркнем, что в основном проект Конституции в послевоенной Японии разрабатывался американской администрацией. Именно по инициативе оккупационных властей в ст. 9-й декларировался отказ Японии от применения вооруженной силы как средства разрешения международных конфликтов и от создания с этой целью армии.

Страна сохранила монархическую форму правления, хотя она была объектом долгих дебатов в конституционной комиссии. Наследственный император современной Японии является, как и в Великобритании, «символом государства и единства народа». По представлению парламента император назначает премьер-министра; по представлению кабинета министров назначает главного судью Верховного суда. По совету и с одобрения кабинета император осуществляет: официальное опубликование (промульгацию) поправок к Конституции, законов, правительственных указов и договоров; созыв парламента; роспуск палаты представителей; объявление всеобщих выборов; подтверждение назначений и отставок министров и других высших должностных лиц; подтверждение всеобщих и частных амнистий, смягчение наказаний и др.

Согласно Конституции, все действия императора, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты не иначе как по совету и с одобрения правительства, и правительство несет за них ответственность по принципу контрассигнатуры.

Высший орган законодательной власти - парламент, состоящий из двух палат:

• палаты советников - избирается на 6 лет с переизбранием половины советников через каждые 3 года;

• палаты представителей - избирается на 4 года.

Согласно Конституции, парламент обладает всей полнотой законодательной власти, имеет исключительное право распоряжаться финансами и контролирует деятельность правительства.

Избирательным правом наделены все граждане, достигшие возраста 20 лет (в отличие от предыдущей Конституции, когда существовали многочисленные цензовые ограничения: женщины вообще не имели избирательного права, а возрастной ценз мужчин был выше на 5 лет и существовали имущественный ценз и ценз оседлости).

Высший орган исполнительной власти - правительство (кабинет министров), которое должно осуществлять свои полномочия в рамках Конституции и законов, принятых парламентом. Состав правительства формируется премьер-министром.

Премьер-министр выдвигается парламентом из числа своих членов, а затем утверждается императором.

Конституция 1947 г.

1. Япония - парламентская монархия с ограниченной властью императора.

2. Глава исполнительной власти - премьер-министр - назначается императором, но с согласия парламента.

3. Отказ от войн как «суверенного права наций»; запрет на создание сухопутных, военно-морских и военно-воздушных сил.

4. Всеобщее избирательное право, введение элементов выборного местного самоуправления.

5. Свобода слова и печати, свобода организаций, право рабочих заключать коллективные договоры и организовывать забастовки._ ^___________________________________________

1946 г. - Закон об аграрной реформе (ликвидация помещичьего землевладения, передача земель за выкуп арендаторам, переход к фермерскимхозяйствам)._______________________________________________

Судебную системуЯпонии возглавляет Верховный суд,состоящий из главного судьи и 14 судей.

Главный судья Верховного суда назначается императором по представлению кабинета министров. Остальные судьи назначаются кабинетом министров из списка лиц, предложенных Верховным судом.

Этот суд как высшая судебная инстанция выполняет также функции конституционногонадзора(осуществляетпоследующий конституционный надзор за принятыми нормативными актами). В судебную систему входят также апелляционные суды, основные местные суды и дисциплинарные (первичные) суды, судьи которых назначаются кабинетом министров по представлению Верховного суда.

Действующая с поправками и в наши дни Конституция 1947 г. утвердила либерально-демократические преобразования государственного строя Японии.

Гражданское и торговое право капиталистических стран. М, 1993. Гражданское, торговое и семейное право капиталистических стран (сборник нормативных актов). М., 1986.

История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов: В 2 ч./ Под общей ред. О. А. Жидкова и Н. А. Крашенинниковой. 2-е изд. М: Норма, 2004.

Омельченко О. А Всеобщая история государства и права. Т. 1. М., 1998. Федоров К. Г., Лисневский Э. В. История государства и права зарубежных стран. Ч. 1 и 2. Кн. 1. Ростов н/Д., 1994.

1. Каковы послевоенные демократические преобразования в Японии?

2. В чем состоит отличие Конституции Японии 1947 г. от предыдущей Конституции 1889 г.?

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: