Гуров м п коррупция в современной россии как угроза безопасности государства история и современность

Обновлено: 28.04.2024

На сегодняшний день наряду с такими серьезными проблемами нашей страны, как кризис экономики, отсутствие доверия к аппарату управления РФ и напряженность в обществе особенно остро выделяется вопрос о коррупции. Актуальность выбранной темы связана со значительным распространением исследуемого явления и заключается в необходимости разработки рекомендаций по совершенствованию методов борьбы и противостояния в рассматриваемой области. Изучение засилья коррупции в России необходимо в первую очередь для того, чтобы установить ее характер, изучить особенности, разработать эффективные меры по борьбе с данной проблемой, а также создать условия, в которых ее появление впредь было бы невозможно.

Ключевые слова

Текст научной работы

На сегодняшний день наряду с такими серьезными проблемами нашей страны, как кризис экономики, отсутствие доверия к аппарату управления РФ и напряженность в обществе особенно остро выделяется вопрос о коррупции. Актуальность выбранной темы связана со значительным распространением исследуемого явления и заключается в необходимости разработки рекомендаций по совершенствованию методов борьбы и противостояния в рассматриваемой области. Изучение засилья коррупции в России необходимо в первую очередь для того, чтобы установить ее характер, изучить особенности, разработать эффективные меры по борьбе с данной проблемой, а также создать условия, в которых ее появление впредь было бы невозможно.

Коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, превышение полномочий, подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества для себя или для третьих лиц.

В России коррупция захлестнула власть на всех ее уровнях. Она ставит под угрозу демократические институты, усиливает неравенство в доступе людей к материальным благам, также страдает и моральное состояние общества, теряется доверие к аппарату управления и первым лицам государства.

По оценкам международных экспертов, Россия входит в число наиболее коррумпированных государств мира, уступая в рейтингах только африканским и азиатским странам. Объем российской коррупции колоссален и сопоставим с федеральным бюджетом. На данный момент коррупция является системной проблемой, она тормозит экономическое развитие страны, мешает установлению абсолютной национальной безопасности.

На этом фоне довольно оптимистично выглядят заявления правоохранительных органов о достижениях в борьбе с коррупцией. Как утверждает независимая деловая газета «Взгляд»: «В 2010 году за совершение коррупционных преступлений особый порядок привлечения к уголовной ответственности применялся в отношении 71 следователя органов внутренних дел, 3 следователей наркоконтроля, 11 следователей Следственного комитета, 13 прокуроров, 35 адвокатов, 8 членов избирательных комиссий, 214 депутатов органов местного самоуправления, 217 выборных должностных лиц органов местного самоуправления, 11 депутатов органов законодательной власти, 1 депутата Государственной думы и 2 судей». Из представленных данных можно сделать вывод, что коррупция наиболее распространена среди политических деятелей и сотрудников правоохранительных органов. Действуя из своих корыстных побуждений и те, и другие напрочь забывают об интересах общества. Наказание коррупционеров осложняется тем, что поймать их за руку практически невозможно. Для этого необходимо потратить уйму времени и сил, которых, к сожалению, недостаточно у Российских правоохранительных органов. Вместо того, чтобы бороться с коррупционерами в своих же рядах, они зачастую скрывают факт преступления. Это приводит к еще большему углублению коррупции в различных структурах власти. Следует четко понимать, что коррупция это не просто люди, требующие взятки. Это крепкий союз чиновничьего аппарата с правоохранительными органами.

«Всего в производстве следователей СК РФ находились 15475 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности, по 6403 делам расследование было завершено» — повествует газета «Взгляд».

Но аплодировать сотрудникам следственного комитета рано. Хочется отметить, что многие данные о коррупции преуменьшены или вовсе сокрыты. Из-за этого невозможно детально изучить данную проблему.

Коррупция не стоит на месте — она день ото дня поглощает все новые и новые сферы экономики государства. На сегодняшний день под властью коррупции находятся такие государственные институты как медицина, наука, образование, бизнес, аппарат государственного управления, правоохранительные органы, сельское хозяйство и система обороны. Для того, чтобы обеспечить нашей стране нормальное будущее, привести экономику в норму и снять напряженность в обществе необходимо принимать меры — и чем раньше, тем лучше.

Но какие меры проводить, если даже закон не в силах остановить рост коррупции? Например, в июле 2008 года в России появился Национальный план противодействия коррупции, утверждённый президентом Дмитрием Медведевым. Он включает в себя 4 раздела и целый ряд законодательных актов. А 25 декабря того же года был принят Федеральный закон «О противодействии коррупции», согласно которому, коррупция в России существует в трёх основных видах: получение взятки, дача взятки и злоупотребление служебным положением. УК РФ квалифицирует коррупцию как тяжкое преступление, совершаемое с корыстной целью. То есть мы имеем вполне сильную законодательную базу и план противодействия, намерения высшей власти в борьбе с коррупцией — самые решительные.

Почему же спустя 4 года после принятия данного закона коррупция не только не уменьшилась, а скорее наоборот, возросла? Все дело в том, что ситуация де-юро сильно рознится с де-факто. Коррупционеры нашли обходные пути в размытых формулировках закона, что позволяет им продолжать сеять зерно коррупции далее, а те, кто все же были осуждены за преступления данного вида, в итоге отделались лишь условными мерами наказания. Не остановила их даже ратификация ООН о противодействии коррупции: согласно 20 пункту этой ратификации от чиновника требуется подтверждение законности происхождения его имущества. Россия, которая так рьяно провозглашала борьбу с коррупцией, этот пункт по понятным причинам не приняла. Какие либо комментарии в данной ситуации, на мой взгляд, излишни.

На основании всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что борьба с коррупцией ведется не в полную силу, а полумерами. Такой подход к решению проблемы является крайне неэффективным и бессмысленным. Можно сколько угодно говорить о существующей проблеме, внедрять новые законы, устраивать бесконечные заседания в Госдуме, но так вопрос коррупции в нашей стране не решить. Здесь необходим более глубокий, тщательный и жесткий подход.

По моему мнению, бороться с коррупцией вполне реально, главное найти силы и желание. Для успешной борьбы, как показывает мировая практика, нужны: политическая воля высшего руководства, внедрение в общественное сознание неприятия к взяточничеству и коррупции в целом, сужение бюрократического аппарата, совершенствование законодательства, снятие неприкосновенности с высших эшелонов власти, усиление общественного контроля над деятельностью органов государственной власти, реальность и неотвратимость наказания.

Ошибка нашего государства в борьбе с коррупцией заключается в том, что мы видим только верхушку айсберга, не всматриваясь при этом вглубь. Собственно борьба идет не столько с причиной коррупции, сколько со следствием. А для искоренения проблемы необходимо в первую очередь устранять именно ее первопричину. В наших силах начать борьбу с этим злом и искоренить или хотя бы свести его уровень к минимуму.

организациях; оказание государственными служащими прямых или косвенных услуг коммерческим организациям за вознаграждение; предоставление тех или иных льгот, выгод и преференций коммерческим организациям; использование личного либо ведомственного влияния и неформальных связей в корыстных целях; использование информации, официально еще не опубликованной, но ставшей известной государственному служащему; использование служебного положения в целях личного трудоустройства в негосударственной сфере после оставления государственной службы; использование бывшими государственными служащими знания деятельности своего ведомства «изнутри», установившихся там неформальных связей для получения преимуществ своей новой организации; учреждение коммерческих структур с использованием имущества государственных предприятий, на которых должностные лица работают, участие в руководстве этими структурами; обеспечение последним привилегированного положения, использование служебного положения в процессе приватизации государственной и муниципальной собственности; неправомерная передача коммерческим организациям финансов и кредитов, заказов предназначенных для общегосударственных нужд, и т.д.

Таким образом, определяя место и роль коррупции в обществе, следует отметить следующее. Во-первых, коррупция есть форма девиантного поведения государственных служащих, принимающая форму преступного деяния в виде злоупотребления должностными обязанностями в корыстных личных или групповых целях на основе неформальных экономических отношений. Во-вторых, коррупция – это социальный феномен сращивания административного ресурса государства и финансовой власти капитала путем деформации правового поля их взаимного функционирования, т.е. сращивания прав на собственность и исключительного права на власть, формирующих единую сеть неформальной олигархии – узкого слоя собственников экономического и государственного ресурса. В-третьих, коррупция – социальный феномен дисфункций государства на основе снятия правовых и нравственных ограничений в общественных отношениях в целях максимизации корпоративной или личной выгоды.

В современных условиях коррупция имеет все необходимые признаки для признания ее потенциальной угрозой безопасности государства, поскольку коррупция затрагивает интересы общества в целом, различных социальных групп и отдельно взятой личности; коррупция оказывает влияние на внешнюю и внутреннюю политику государства; коррупция влияет на государственно-правовые механизмы, дестабилизирует и тормозит социально-экономическое развитие; формирует определенные деформированные морально-нравственные установки и ориентиры в обществе и т.д. При этом коррупция отрицательно влияет на все сферы жизни общества. Её последствия могут быть политическими, макроэкономическими, микроэкономическими, социальными, духовными, экологическими. Поэтому при выработке более эффективных методов предупреждения и пресечения коррупции в нашем обществе необходимо учитывать социально-экономическую и правовую природу этого явления.

Установление природы коррупционных правонарушений, детерминант их развития, исследование теоретических основ коррупции создает необходимый базис для совершенствования законодательства по борьбе с этим негативным явлением.

В Справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией дано краткое и емкое определение: «Коррупция – это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях» [16]. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1978 г., коррупцией называет «совершение или несовершение какого-либо действия при исполнении обязанностей или по причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место такое действие или бездействие» [17, с. 323]. Европейская конвенция «О гражданско-правовой ответственности за коррупцию» в ст. 2 дает определение коррупции (исключительно для целей данной конвенции), которая означает «просьбу, предложение, дачу или принятие, прямо или косвенно, взятки или любого другого ненадлежащего преимущества или обещания такового, которые искажают нормальное выполнение любой обязанности или поведение, требуемое от получателя взятки, ненадлежащего преимущества или обещания такового». Уголовно-правовая конвенция по борьбе с коррупцией, принятая в Страсбурге 27 января 1999 г., не содержит четкого определения термина «коррупция», а лишь рассматривает ее разновидности [18, с. 317–335].

Таким образом, в международном праве нет единого общепринятого канонического определения коррупции, а договоры, посвященные проблемам коррупции, трактуют ее как злоупотребление, взятку, предложение или принятие любого другого ненадлежащего преимущества или обещания такового. В международном праве нет четких границ для обозначения данного понятия, налицо расширенный перечень деяний, который не исключает специфику законодательства и практики страны-участницы международного договора. Для нас представляется важным признание на международном уровне коррупции экономически негативным явлением и целеустремленное желание сплотить международное сообщество и народы стран-участниц в борьбе с ним.

В национальном законодательстве понятие коррупции было принято недавно. Для целей Федерального закона «О противодействии коррупции» ¹ 287-ФЗ от 25 декабря 2008 г. используются следующие основные понятия:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;

2) противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов коррупции (профилактика коррупции):

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

интересам общества и государства в конкретных имущественных целях (перечислены). Прямо не упомянуты граждане РФ (интересы личности), юридические лица как посредники коррупции и неимущественные цели и услуги, что, по нашему мнению, довольно существенно.

Предупреждение и преодоление коррупции должно включать меры общесоциального характера,

специального криминологического предупреждения в рамках проводимой правовой политики, направленные на устранение причин и условий совершения коррупционных правонарушений осуществляемые в рамках закона специальными государственными органами [19, с. 260-261].

Антикоррупционная политика может включать в себя следующие основные направления: службы, создание условий для эффективного контроля за распределением и расходованием бюджетных средств укрепление судебной власти, совершенствование правоохранительной системы.

По мнению западных специалистов, коррупции способствуют слабые стороны внутри системы, к которым они относят: отсутствие контроля за действиями подчиненных, слишком большая свобода требования, личные проблемы и т.д.

Особое место в борьбе с коррупцией занимает подбор, обучение и повышение квалификации сотрудников. К сожалению, в настоящее время во многих силовых структурах сложилась ситуация,

Коррумпированности среди молодых специалистов способствует и их нищенская заработная плата, и плохие бытовые условия. Следует пересмотреть порядок обучения и воспитания сотрудников, разработку ряда мер по выработке у них антикоррупционной устойчивости. Особые правила и процедуры должны быть разработаны в отношении спонсорской помощи и различных подарков государственным мер жащим. ны отношении ограничения вмешательства деятельность сотрудников вышестоящих должностных лиц. К примеру, 85 % следователей считают, что основной способ противодействия расследованию - это вмешательство должностных лиц органов внутренних дел, прокуратуры, исполнительной власти. Организованные преступные формирования, имея коррумпированные связи с должностными лицами высших и региональных властно-управленческих коррумпированности чиновников происходит легализация преступных накоплений в легальную экономику, политические институты, средства массовой информации.

Перечисленные обстоятельства предъявляют повышенные требования к формальным и неформальным институтам государства, его правоохранительным органам по реализации

1. Криминология – XX век / Под ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2000. - 564 с.

2. Коррупционное поведение в - с стало нормой экономической и правовой

3. Авдишшй, В. И. Теневая экономика и экономическая безопасность государства: учебное пособие / В.И. Авдинский В.А. Дадалко. - 2-е изд., доп. - М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2010. - 496 с.

5. Советский энциклопедический словарь/ Гл. ред. А.М. Прохоров. - 4-е изд. - М : Сов. Энциклопедия, 1986. - 1600 с.

6. Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., доп. – М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003. – 944 с.

7. Политическая коррупция : руководство (справочник) // под ред. В.Т. Левайна. – Нью-Брусвик-Оксфорд, 1988. – 278 с.

8. Гоббс, Т. Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. – М.: Мир, 1936. – 234 с.

9. Бурлаков, А. Д. Коррупция как угроза национальной экономической безопасности: управление процессами вытеснения и нейтрализации : дис. … канд. эк. наук. – СПб.: СПбУЭФ, 2005. – 178 с.

10. Латов, Ю. В., Ковалев, С. Н. Теневая экономика : учебное пособие для вузов / под ред. В.Я. Кикотя, Г.М. Казиахмедова. – М.: Норма, 2006. – 336 с.

11. Дахин, А. В. Коррупция: элементы социологической модели // Коррупция в органах государственной власти: природа, меры противодействия, международное сотрудничество. – Нижний Новгород, 2001. – 492 с.

12. Кузьминов, Я. И. Тезисы о коррупции. – М.: ГУВШЭ, 2000. – 39 с.

13. Попов, Ю. Н., Тарасов, М. Е. Теневая экономика в системе рыночного хозяйства : учебник. – М.: Дело, 2005. – 240 с.

14. Гуров, А. И. Организованная преступность – не миф, а реальность. – М.: Знание, 1992. – 312 с.

15. Лунев, В.В. Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы: тезисы доклада // Государство и право. – 2000. – ¹ 4. – С. 99–111.

16. Справочный документ о международной борьбе с коррупцией, подготовленный

Секретариатом ООН. – А / CONF . 169 / 14 . 1995 . 13 апреля; Опыт осуществления практических мер, направленных на борьбу с коррупцией государственных должностных лиц. А / CONF . 169/L. 20 /Add. 3. 1995. 6 мая; Девятый конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. — Каир, 1995. — 29 апреля – 8 мая. А/CONF. 169/16. С. 78–83.

17. Международная защита прав и свобод человека : сборник документов / сост. Г.М. Мелков. – М.: Юрид. лит., 1990. – 360 с.

18. Сборник документов Совета Европы «Защита прав человека и борьба с преступностью» / под общ. ред. В.В. Черникова. – М.: Вердикт, 2005. – 426 с.

19. Голик, Ю. В., Карасев, В. И. Коррупция как механизм социальной деградации. – СПб: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2005. – 329 с.

20. Корж, В.П. Коррумпированные связи организованных преступных образований: криминалистический анализ // Государство и право. – 2002. – ¹ 8. – С. 55–58.


Коррупцию в наше время в Российской Федерации можно обозначить как одну из основополагающих проблем, разрушающих в корне социум, экономику, общественное благосостояние и ставящей страну на первые позиции в международных списках наиболее коррумпированных стран. В России издаются законодательные проекты, направленные на снижение коррупции, искоренение. Однако, проблема остается сложно решаемой в силу того, что охватывает и исходит от обеих сторон, граждан и государственных чиновников. Взяточничество является процессом, которое воспринимается большей частью общества как норма.

Ключевые слова: коррупция, экономика, общество, государство

Corruption nowadays in the Russian Federation can be described as one of the underlying problems that Deplete at the root of society, the economy, social welfare and putting the country on the first position in the international list of most corrupt countries. In Russia published draft legislation aimed at reducing corruption eradication. However, the problem remains intractable due to the fact that covers and comes from both sides, citizens and state officials. Bribery is a process that is perceived by most of society as the norm.

Keywords: corruption, economy, society and the state.

Коррупция представляет собой масштабное социальное явление, отражающее такие процессы в государстве, как разложение власти, использование государственными представителями служебного положения в целях личного индивидуального или группового, материального финансового обогащения.

С психологической точки зрения человек необъективно воспринимает понятие справедливости. В случае, если кто — то смог добиться собственных целей при помощи взяточничества, данный факт считается несправедливостью. Но если бы он той же цели добился при содействии того же коррупционного инструмента, то данный факт определялся как справедливый. То есть коррупция является выгодным мероприятием для каждого субъекта рассматриваемого вопроса.

Явление коррупции сопровождает российскую историю на протяжении всего ее существования и становления. Любой закон, направленный на снижение коррупции встречается противодействием со стороны общества, поскольку эта черта является национальных характером, а само взяточничество частью российского менталитета.

Социологи считают, что коррупция в сознании российского населения воспринимается на легитимном уровне и не ассоциируется с чем-то аморальным и незаконным [2].

Основные проблемы, к которым приводит коррупция, заключаются в торможении экономических и социальных преобразований, расширении сектора теневой экономики, сокращении налоговых размеров в казну, нерациональное непродуктивное распределение государственными средствами.

Также коррупция приводит к формированию негативного образа страны, что приводит, в свою очередь, к ухудшению инвестиционного климата в государстве. Более того, коррупция является прочной платформой для развития в стране преступности, террористических и экстремистских проявлений. Коррупция является изнаночной стороной общества, характеризуя и усугубляя его моральный упадок и деградацию [1].

Необходимо обозначить далее причины и основные факторы коррупции:

  1. стремительный непродуманный переход к рыночным отношениям на фоне мировой глобализации;
  2. необоснованная приватизация, проведенная со огромным количеством правонарушений, в результате которой в выигрыше оказалась незначительная часть новых собственников;
  3. низкая эффективность управления (незаконченность и несовершенство административной реформы);
  4. изъяны законодательства и его отставание от развития социально-экономических отношений;
  5. отсутствие элементарной правовой грамотности, знаний законов со стороны общества;
  6. кадровая техническая и оперативная неподготовленность правоохранительных органов к противодействию организованной преступности, в том числе коррумпированным структурам всех уровней власти;
  7. отсутствие развитых институтов гражданского общества [3].

Основополагающим средством для подавления коррупционных схем и мероприятий служит правовая система, которая является неким барьером к осуществлению коррупционных сделок между государственными работниками и населением страны.

Данная правовая система базируется на проведении независимой антикоррупционной экспертизы законопроектов, задача которой заключается в выявлении наиболее типичных и формализованных проявлений коррупционности в тексте принимаемых законов, содержащих четкие юридические дефиниции, исключающих неоднозначные формулировки, обладающих понятийным аппаратом, характерным для отечественной правовой системы, не содержащих коллизионных норм, а также чрезмерного количества отсылочных норм, наличие которых по наиболее принципиальным вопросам противодействия коррупции недопустимо [5].

Однако, данная экспертиза не является достаточной мерой для снижения уровня коррупции в России. Основной посыл и толчок к развитию коррупции производится в силу избыточного администрирования со стороны государства, что в свою очередь, тормозит процессы социального становления и повышения эффективности национальной экономики.

Коррупция как детерминированное явление со стороны государственных органов создает определенный высокий градус тревоги и недоверия ко власти со стороны общества, формируя негативный имидж страны на международном пространстве.

Парадокс в срезе данной тематики заключается в том, что коррупция не будет искоренена, если сами граждане государства не будут ей противоборствовать, и порождать, становится ее источником. Те меры, которые сегодня направлены со стороны государства на борьбу с коррупцией — антикоррупционные комитеты, национальные проекты, продолжат оставаться мало эффективными на фоне латентного положительного отношения ко взяточничеству со стороны общества.

На сегодняшний день статистика показывает, что областью, наиболее подверженной коррупции, является здравоохранение и образовательная система. Таким образом, наиболее уязвимыми сферами оказались те, которые прямым образом отвечают за здоровье и жизнь человека, и его становление как личности [4].

Коррупция процветает в тех областях, где происходит наибольший контакт между людьми, каждый человек обращается в поликлиники и больницы, с раннего возраста студенты приучаются к тому, что можно решить вопрос путем дачи взятки. Данное явление детерминирует собой еще одну острую проблему — отсутствие грамотных специалистов и профессионалов.

Со стороны государственных чиновников коррупционные сделки детерминируются в силу маленьких зарплат, часто отсутствия социального пакета, неэквивалентности оплаты труда. То есть, взяточничество является способом дополнительного заработка и достойного существования, удовлетворения социальных, материальных потребностей.

Коррупция искоренима только при условии всеобщей консолидации, взаимодействия всех сторон, включая государственные институты, самих граждан.

В числе основных стратегий противодействия коррупции должна выступать стратегия устранения условий коррупции, которая в целом замыкается не на коррупционере, а ориентирована на ликвидацию стимулов к совершению коррупционных преступлений.

  1. Архипов Д. К. Коррупция как проблема государственного управления // Государственная власть и местное самоуправление, 2015. — № 2. — С.200–213.
  2. Бакаев В. К. Вопросы противодействия коррупции в рамках национальной безопасности // Безопасность бизнеса, 2015. — № 3. — С. 123–150.
  3. Гаухман Л. Коррупция и коррупционное преступление // Законность, 2015. — № 4. — С. 205–214.
  4. Аникин А. Противодействие коррупции // Законность, 2006. — № 5. — С. 170–176.
  5. Хабибулин А. Г. Коррупция как угроза национальной безопасности: методология, проблемы и пути их решения // Журнал российского права, 2007. — № 7. — С. 290–300.

Основные термины (генерируются автоматически): коррупция, сторона общества, правовая система, Россия, снижение коррупции, сторона, сторона государства.


Коррупция была и остается одной из самых острых проблем современной России и серьезным препятствием на пути развития страны. Она, несомненно, наносит ущерб росту экономики и социальной стабильности страны, значительно уменьшая поступления в бюджеты различных уровней, вытесняя с рынка честных конкурентов и снижая степень доверия населения к органам власти и представителям социальных и финансовых структур. Обычно под коррупцией понимают превышение должностным лицом вверенных ему служебных полномочий в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и нормам морали.

Коррупция является широкомасштабной проблемой, которая касается каждого из нас, потому как это одна из причин снижения уровня жизни населения. Она оказывает воздействие на нас, даже если мы не сталкиваемся с ней напрямую. Отдельные члены общества обогащаются за счет средств, которые могли бы быть направлены в такие важные сферы, как образование, здравоохранение, инфраструктура, экономика. Они ставят свои интересы превыше общественных, требуют деньги за услуги, которые должны выполнять бесплатно. Данное отрицательное явление препятствует развитию бизнеса, что, в свою очередь, влечет за собой сокращение богатства страны и замедление роста ВВП. Группы людей, имеющие в своем распоряжении деньги и связи, могут влиять на изменение законодательства, преследуя личные интересы. Все это усиливает неравенство между слоями населения, усугубляет бедность и подрывает доверие граждан к сложившейся системе взаимоотношений, что в конечном итоге способно привести к массовым волнениям, протестам и даже к гражданской войне.

Для оценки уровня восприятия коррупция аналитиками и бизнесменами используется специальный индекс, рассчитанный на основе данных, полученных от независимых источников, и исчисляемый международной неправительственной организацией Transparency International, [1]. Это интегрированный показатель, ранжирующий страны и территории по шкале от 0 (самый высокий уровень коррупции) до 100 (самый низкий уровень коррупции) на основе восприятия уровня коррумпированности государственного сектора. Однако стоит отметить, что измерить степень коррупции крайне затруднительно ввиду сложного поиска информации и оценки ее достоверности. Тем не менее рейтинг, составленный на основе индекса восприятия коррупции, позволяет получить приближенное значение уровня коррумпированности в стране.

По итогам 2013 года рейтинг охватывал 177 стран, в число которых входила и Россия. К первой десятке, то есть странам с наименьшим уровнем коррупции, относятся Дания, Новая Зеландия, Финляндия, Швеция, Норвегия, Сингапур, Швейцария, Нидерланды, Австралия и Канада. Индекс восприятия коррупции варьируется в этих странах от 81 до 91. Наиболее коррумпированными странами являются Афганистан, Северная Корея, Сомали, аналогичный показатель для этих стран находится на уровне 8. Россия с уровнем восприятия коррупции 28 находится на 127 месте, разделяя его с Азербайджаном, Ливаном, Мадагаскаром и Пакистаном, [2]. Динамика индекса России представлена на рисунке 1.


Рис. 1. Значение индекса восприятия коррупции в России с 2000 по 2013 гг.


Такой высокий показатель отрицательно влияет на имидж страны и инвестиционную привлекательность, которыми руководствуются иностранные партнеры, принимая решения о вложения средств. В конце 2012 года были проведены исследования Economist Intilligence Unit, [3], результаты которых показали, что одним из основных препятствий для сотрудничества иностранных компаний с российскими является коррупция — 28 % респондентов высказали настороженность по поводу данной проблемы.

Рост коррупции обусловлен сознанием низкой вероятности разоблачения преступных деяний, недостаточной подотчетностью и размытостью законодательных норм. Кроме того, коррупцию подпитывает низкий уровень доходов отдельных категорий населения, отсутствие возможности достижения своих целей честным путем, то есть у людей исчезает мотивация действовать в рамках закона. К примеру, официальная заработная плата медицинских работников и педагогов находится на несоответствующем уровне, что побуждает их брать взятки для обеспечения должного материального благосостояния.

Для снижения уровня коррупции России необходимо перенимать опыт стран, лидирующих в списке антикоррумпированных государств. Евросоюз предпринимал попытки ответить на вопрос, почему Дания занимает первое место по показателю честности правительства. Несмотря на то, что в датском законодательстве не так много законов, направленных на борьбу со взяточничеством и коррупцией, датчанам свойственна неуклонная приверженность принципам честности и высокая степень социальной сплоченности. Высокоразвитое гражданское чувство ответственности не насаждается сверху, а является неотъемлемой частью датского общества. Этим обуславливается невозможность перенести датскую модель на какое-либо другое общество. Для искоренения коррупции в России необходимо, чтобы большинство граждан сделали честность своим главным принципом.

Коррупция распространена во многих странах, и чем менее развита страна, тем выше в ней уровень коррупции. В России данная проблема имеет широкое распространение, и на протяжении уже многих лет общество не может найти пути ее решения. Рассматривая опыт некоторых зарубежных стран, мы пришли к выводу, что основным фактором снижения числа преступных деяний в сфере превышения должностных полномочий выступает формирование у граждан социально-психологических качеств, воспитание антикоррупционной устойчивости, которая позволила бы противостоять соблазнам удовлетворить личные интересы в ущерб общественным. В стране должна создаваться система развития правовой культуры, которая позволила бы продвигать идеологию противостояния коррупционным действиям и повысить социальный надзор за поведением человека, институтов, организаций и общества в целом. Кроме того, необходимо искоренить сложившуюся систему подбора кадров в государственные и муниципальные органы службы по принципу родства и дружеских отношений, а также ужесточить контроль за доходами должностных лиц и внедрить эффективную систему поощрения. В России необходимо создать условия полной свободы печати СМИ и содействия проведению их независимых расследований в сфере коррупции. Кроме того, целесообразно использовать прозрачную банковскую систему для совершения платежей по штрафам и другим денежным операциям. Одним из способов по снижения коррупции является повышение прозрачности и открытости бюджетного процесса, что уже на сегодняшний момент активно развивается в современной России. Информационная открытость деятельности органов власти позволит обществу быть осведомленным обо всех принимающихся государственных решениях и отслеживать этапы их исполнения. Для обеспечения эффективного противодействия коррупционным действиям необходимо использовать все перечисленные методы одновременно, т. к. только комплексное воздействие позволит снизить уровень подобных преступлений.

1. Сулакшин С. С., Максимов С. В., Ахметзянова И. Р. и др., Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. Монография в 2-х томах. Т. 1. / под ред. С. С. Сулакшина. — М.: Научный эксперт, 2008.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Китай, коррупция, Дания, индекс восприятия коррупции, современная Россия, уровень коррупции, число преступлений.

В статье рассматриваются подходы к понятию коррупции, как одной из важнейших угроз национальной безопасности России. Коррупция препятствует происходящим экономическим, политическим и социальным процессам в государстве. Предложены возможные пути решения данной проблемы.

Ключевые слова

Текст научной работы

К одному из основных направлений политики государства, следует отнести борьбу с коррупцией. Данное направление получило особую актуальность в связи с переходом государства к рыночной экономике. Новые экономические, политические, социальные условия стали благоприятной основой для развития коррупции. Граждане зачастую воспринимают коррупцию, как взаимодействие между собой. В данном контексте «коррупция представляет собой особую социальную структуру, то есть совокупность устойчивых и достаточно универсальных норм, принципов взаимоотношения людей».

Обращаясь к теоретическому определению коррупции, следует отметить, что авторы подразумевают коррупцию, как злоупотребление должностными полномочиями, с целью собственной выгоды. К определению коррупции существует в основном два подхода, с точки зрения закона и с точки зрения общественного мнения. Соответственно понятие коррупции с точки зрения общественного мнения, будет намного шире, чем с точки зрения закона.

Российская Федерация подписала Конвенцию ООН Против коррупции в 2003 году. Коррупцией может быть подвержен любой человек, обладающий властью. В конвенции ООН Против коррупции 2003 года, сформулированы угрозы, которые содержаться в массовой коррупции. Государства-участники настоящей Конвенции, обеспокоены «серьёзностью порождаемых коррупцией проблем и угроз для стабильности и безопасности общества, что подрывает демократические институты и ценности, этические ценности и справедливость, наносит ущерб устойчивому развитию и правопорядку».

Коррупция тесно связана с другими формами преступности, сюда следует отнести экономическую преступность, а если быть точнее, то отмывание денежных средств. Большую тревогу вызывают ситуации, с такими объёмами активов, которые могут составлять значительную долю ресурсов самого государства и ставить под угрозу политическую стабильность и устойчивость, развитие государства. За большим количеством активов сложно следить. Так формируется благоприятная среда для развития коррупции, что сказывается на стабильности экономики. Например, на объёме свободных денежных средств в обращении, на количестве сбережений, будет падать покупательная способность денег.

В России коррупция вызывает недоверие к многим государственным и социальным институтам, тем самым, нарушается нормальный процесс функционирования самого государства и национальной экономики, отсюда вытекает угроза безопасности Российской Федерации. Доходы от коррупции так же являются благоприятной основой для развития преступности, терроризма, экстремизма. Граждане чувствуют значительное неравенство в обществе, ухудшается избирательный процесс.

В данный момент, характерны такие проявления коррупции, как:

  1. Использование служебного положения в процессе приватизации государственных предприятий, в целях приобретения их в частную собственность, или завладение чиновниками акций, близкими ему лица или иными лицами;
  2. Незаконная передача коммерческим организациям финансов и кредитов, для общегосударственных нужд;
  3. Получение за службу незаконных денег, вознаграждения, услуг, незаконных премий, выдаче беспроцентных кредитов, приобретение недвижимости за границей, открытие счетов в иностранных банках.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, отмечается, что «главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу должны стать усиление роли государства, совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом». Этот факт несёт в себе, что политическое руководство страны в коррупции видит угрозу национальной безопасности.

Принимаемые в России меры по борьбе с коррупцией не дают эффективных результатов. Стратегия Национальной безопасности Российской Федерации и план вместе с Законом «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 предъявляют новые требования к работе всех государственных органов, правоохранительных служб. О неэффективности мер о борьбе с коррупцией в России свидетельствует судебная практика, опросы, выводы и исследования теоретиков. Доходы от коррупции являются благоприятной основой для преступности, терроризма и экстремизма.

Сделаю попытку, выдвинуть ряд предложений по борьбе с коррупцией:

  1. Поддержание постоянного социального контроля со стороны гражданского общества за всей системой государственного управления;
  2. Увеличение ответственности за коррупционные преступления, ужесточение государственного контроля и процедуры отбора кандидатов на государственные должности;
  3. Увеличение заработной платы государственных служащих;
  4. Скорректировать размер пошлин и штрафов, так как слишком высокие штрафы неэффективны, как и слишком низкие, поскольку стимулируют уход от них с помощью взятки.
  5. Обмен опытом по борьбе с коррупцией с зарубежными странами;
  6. Реформирование коммерческого законодательства, особенно по проблемам рынка ценных бумаг, недвижимости, интеллектуальной собственности, экологии;
  7. Включение антикоррупционного элемента в рамках программ образования, в дошкольных, школьных, вузовских учреждениях.

Таким образом, меры по борьбе с коррупцией, должны носить полный всеобъемлющий характер. Борьба с коррупцией не должна носить тип борьбы с последствиями. Необходима борьба с причинами возникновения данного явления, причём не только экономическими, но и социальными, политическими и духовно-нравственными.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12. 2008 №-6 ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11 –ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31.Ст. 4398; 2014. № 30 (Часть 1). Ст.4202.
  2. Конвенция Организации Объединённых Наций «Против коррупции», принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 года, преамбула // Собрание законодательства РФ, 26.06.2006. № 26.ст.2780.
  3. Федеральный Закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 274-ФЗ //Собрание законодательства РФ. 29.12.2008, № 52(ч.1),ст.6228.
  4. Стратегия Национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года №537.
  5. Дахин А.В. Коррупция: элементы социологической модели// Коррупция в органах государственной власти: природа, меры противодействия, международное сотрудничество: Сборник статей / Под редакцией П.Н. Панченко, А.Ю. Чупровой, А.И. Мизерия.- Н.Новгород.-2001.-С.192-201.

Цитировать

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: