Кем назначаются судьи судов среднего звена общей юрисдикции

Обновлено: 26.04.2024

К судам общей юрисдикции среднего звена относятся: верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов. Эти суды являются вышестоящими по отношению к районным судам и нижестоящими по отношению к Верховному Суду РФ.

Полномочия судов общей юрисдикции среднего звена:

- в качестве судов первой инстанции они рассматривают:

а) дела, связанные с государственной тайной;

б) дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти и должностных лиц субъектов РФ;

в) дела о приостановлении деятельности или ликвидации региональных отделений либо иных структурных подразделений политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; дела о ликвидации местных и централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ; дела о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта РФ;

г) дела об оспаривании решений и действий (бездействия) избирательной комиссии республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, окружной избирательной комиссии по выборам в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, соответствующих комиссий референдума, должностных лиц этих комиссий (за исключением решений, принимаемых по жалобам на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий);

д) определенные категории уголовных дел о преступлениях, которые указаны в ст. 31 УПК РФ (убийства при отягчающих обстоятельствах, преступления против личности, против общественной безопасности и общественного порядка, преступления против правосудия, против мира и безопасности человечества и т. д.);

- в качестве судов кассационной инстанции суды общей юрисдикции среднего звена рассматривают уголовные и гражданские дела, решения по которым приняты районными судами;

- в качестве судов надзорной инстанции суды общей юрисдикции среднего звена проверяют приговоры и иные судебные решения районных судов (по уголовным и гражданским делам), а также кассационные определения судебных коллегий судов общей юрисдикции среднего звена;

- пересматривают по вновь открывшимся обстоятельствам приговоры и определения, постановления районных судов по уголовным делам, а также решения и иные постановления, вынесенные по гражданским делам судами общей юрисдикции среднего звена;

- рассматривают ходатайства прокуроров о продлении сроков содержания обвиняемых под стражей для окончания ознакомления обвиняемых с материалами уголовного дела, а также о продлении сроков содержания обвиняемых под стражей в случае необходимости удовлетворения ходатайств обвиняемых или их защитников о дополнении предварительного следствия;

Суды общей юрисдикции среднего звена состоят из председателя, его заместителей, председателей судебных коллегий, членов суда (судей). Точная штатная численность конкретного суда определяется исходя из объема судебной работы.

Структура суда общей юрисдикции среднего звена:

- судебная коллегия по гражданским делам;

- судебная коллегия по уголовным делам;

В каждом суде общей юрисдикции среднего звена создаются судебные коллегии по гражданским делам и по уголовным делам, распределение судей по которым осуществляет председатель соответствующего суда. Председатели судебных коллегий являются заместителями председателя суда.

Судебные коллегии рассматривают соответственно гражданские и уголовные дела по первой инстанции и в кассации. Кроме того, судебная коллегия по гражданским делам пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские дела, ранее рассмотренные этой же коллегией.

Составы судебных коллегий при рассмотрении судебных дел:

- по первой инстанции:

а) три профессиональных судьи;

б) судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из 12 присяжных заседателей (рассматривают по ходатайству обвиняемого уголовные дела о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 31 УПК РФ);

в) коллегия из трех судей федерального суда общей юрисдикции (рассматривает уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания в соответствии со ст. 231 УПК РФ);

- в кассационной инстанции - три судьи-профессионала.

При рассмотрении уголовного дела судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции один из них председательствует в судебном заседании. В крупных судах общей юрисдикции среднего звена судебные коллегии делятся на судебные составы, председателей которых назначает председатель соответствующего суда. Председатель судебного состава председательствует на заседаниях состава и распределяет судебные дела между судьями - членами состава.

Состав президиума суда общей юрисдикции среднего звена:

- заместители председателя суда;

- наиболее квалифицированные и опытные судьи (члены суда). Численность и персональный состав президиума конкретного суда общей юрисдикции среднего звена утверждается Президентом РФ. Кандидатуры судей для утверждения их в качестве членов президиума представляются Председателем Верховного Суда РФ при положительном заключении коллегии судей соответствующего субъекта РФ.

Заседания президиума суда общей юрисдикции среднего звена проводятся не реже двух раз в месяц при участии прокурора соответствующего субъекта РФ. Постановления принимаются при открытом голосовании большинством присутствующих членов президиума (президиум вправе принимать постановления при присутствии на заседании более половины его членов).

Полномочия президиума суда общей юрисдикции среднего звена:

- проверка законности и обоснованности в порядке надзора по протестам Генерального прокурора РФ, его заместителей, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей, прокурора субъекта РФ, председателя соответствующего суда общей юрисдикции среднего звена:

а) вступившего в законную силу приговора, определения либо решения районного суда;

б) постановления районного судьи о назначении судебного заседания;

в) кассационного определения судебных коллегий соответствующего суда общей юрисдикции среднего звена;

- разрешение вопросов организационного характера: заслушивание и обсуждение судебной практики, заслушивание отчетов о работе судебных коллегий, аппарата суда, работе с населением, данных о состоянии законности и преступности в субъекте РФ и т. п.

Основные направления организационного обеспечения деятельности суда общей юрисдикции среднего звена:

- планирование (текущее и на длительный период) работы суда: время судебных заседаний, график приема посетителей судьями, планирование мероприятий по изучению и обобщению судебной практики, повышению квалификации работников аппарата суда и т. д.;

- изучение и обобщение судебной практики по различным категориям дел, по делам, рассмотренным в первой, кассационной, надзорной инстанциях; исследование состояния законности в регионе и т. п.;

- проведение в установленное время приема граждан для разъяснения им различных правовых вопросов, приема жалоб и заявлений и пр. Прием населения обязан проводить каждый судья (в т. ч. председатель суда и его заместители);

- работа с кадрами (ведется председателем суда, его заместителями, администратором суда, включает в себя не только вопросы подбора, перемещения и увольнения работников суда, но и повышение их квалификации и уровня правовых знаний;

- ведение статистической отчетности по рассмотренным в различных инстанциях уголовным и гражданским делам;

- работа с законодательством: отслеживание изменений законодательства, хранение контрольных экземпляров нормативно-правовых актов, систематизация законодательства;

- делопроизводство: ведение регистрационных журналов, учетных карточек, отслеживание движения дел в суде, хранение дела, иной судебной документации.

Статья 6. Порядок наделения судей полномочиями

(в ред. Федерального закона от 21.06.1995 N 91-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Судьи Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, которое вносится на основании представления Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Судьи кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, арбитражных судов округов и специализированных арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

(в ред. Федеральных законов от 12.03.2014 N 29-ФЗ, от 29.07.2018 N 266-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Судьи военных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. Указанное представление направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 28.11.2009 N 296-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Президент Российской Федерации в двухмесячный срок со дня получения необходимых материалов назначает судей федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда Российской Федерации представляет для назначения Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо отклоняет представленные кандидатуры, о чем сообщается председателю Верховного Суда Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 15.12.2001 N 169-ФЗ, от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

О выявлении конституционно-правового смысла п. 6 ст. 6 см. Постановление КС РФ от 24.03.2009 N 6-П.

6. Назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

Судья может быть назначен по его заявлению на должность, аналогичную занимаемой им, в другой суд того же уровня в порядке, установленном настоящим Законом, за исключением требования, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта. В таком же порядке судья федерального суда может быть назначен на должность, аналогичную занимаемой им, в нижестоящий суд.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Исключен. - Федеральный закон от 15.12.2001 N 169-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. В случае выявления факта назначения (избрания) на должность судьи лица, не соответствовавшего на момент назначения (избрания) требованиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 4 настоящего Закона, соответствующая квалификационная коллегия судей в установленном федеральным законом порядке рассматривает вопрос о прекращении полномочий такого судьи.

(п. 7.1 введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 274-ФЗ)

8. Не позднее чем за шесть месяцев до достижения судьей федерального суда предельного возраста пребывания в должности судьи, а в случае досрочного прекращения полномочий - не позднее чем через 10 дней со дня открытия вакансии судьи соответствующая квалификационная коллегия судей объявляет об открытии вакансии судьи в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

(п. 8 введен Федеральным законом от 05.04.2005 N 33-ФЗ, в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 157-ФЗ)

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 29-ФЗ пункт 1 статьи 6 настоящего Закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации"

1. Судьи Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, которое вносится на основании представления Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 30 июля 2018 г. - Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 266-ФЗ

2. Судьи кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, арбитражных судов округов и специализированных арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 29-ФЗ пункт 3 статьи 6 настоящего Закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации"

3. Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 ноября 2009 г. N 296-ФЗ пункт 4 статьи 6 настоящего Закона изложен в новой редакции

4. Судьи военных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. Указанное представление направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 29-ФЗ в пункт 5 статьи 6 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации"

5. Президент Российской Федерации в двухмесячный срок со дня получения необходимых материалов назначает судей федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда Российской Федерации представляет для назначения Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо отклоняет представленные кандидатуры, о чем сообщается председателю Верховного Суда Российской Федерации.

Информация об изменениях:

ГАРАНТ:

О конституционно-правовом смысле положений пункта 6 статьи 6 настоящего Закона см. Постановление Конституционного Суда РФ от 24 марта 2009 г. N 6-П

6. Назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

Судья может быть назначен по его заявлению на должность, аналогичную занимаемой им, в другой суд того же уровня в порядке, установленном настоящим Законом, за исключением требования, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта. В таком же порядке судья федерального суда может быть назначен на должность, аналогичную занимаемой им, в нижестоящий суд.

Информация об изменениях:

7.1. В случае выявления факта назначения (избрания) на должность судьи лица, не соответствовавшего на момент назначения (избрания) требованиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 4 настоящего Закона, соответствующая квалификационная коллегия судей в установленном федеральным законом порядке рассматривает вопрос о прекращении полномочий такого судьи.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 157-ФЗ в пункт 8 статьи 6 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

8. Не позднее чем за шесть месяцев до достижения судьей федерального суда предельного возраста пребывания в должности судьи, а в случае досрочного прекращения полномочий - не позднее чем через 10 дней со дня открытия вакансии судьи соответствующая квалификационная коллегия судей объявляет об открытии вакансии судьи в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

Федеральными судами среднего звена судебной системы общей юрисдикции являются Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа. Они образуются и действуют в республиках, входящих в состав РФ, крае (области), автономной области и автономном округе соответственно. В городах федерального значения – Москве и Санкт-Петербурге – образованы суды на правах областного суда.

Суды среднего звена равнозначны между собой по положению в судебной системе, имеют одинаковые полномочия и структуру. Они имеют широкие права по рассмотрению уголовных и гражданских дел: рассматривают дела в качестве суда первой, кассационной и надзорной инстанций по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ.

В качестве суда первой инстанции областной суд рассматривает гражданские дела, связанные с государственной тайной, об оспаривании нормативных актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций, о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения политической партии или религиозных организаций, средств массовой информации, других общественных организаций, избирательные споры и другие дела, предусмотренные федеральным законом.

Среди уголовных дел суды среднего звена рассматривают по первой инстанции дела об умышленном убийстве при отягчающих обстоятельствах, изнасиловании, при особо квалифицирующих обстоятельствах, преступлениях против государственной власти, против мира и безопасности человечества и некоторых других тяжких и особо тяжких преступлениях, перечисленных в ч. 3 ст. 31 УПК.

Областной суд правомочен при соблюдении установленных в законе условий принять к своему производству гражданские и уголовные дела, которые подсудны районному суду.

В качестве суда второй (кассационной) инстанции суды среднего звена рассматривают дела по кассационным и частным жалобам и представления на судебные акты районных судов, не вступивших в законную силу (ст. 355 УПК).

Как надзорная инстанция президиумы областных судов уполномочены проверять законность и обоснованность приговоров и решений районных судов и мировых судей, а также кассационных определений, которые вступили в законную силу, в том числе и ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Кроме того, суды среднего звена осуществляют судебный контроль за действиями органов, занимающихся выявлением и раскрытием преступлений.

Количественный состав судов этого уровня определяется исходя из расчетного объема и характера судебной работы, административно-территориального деления соответствующего субъекта РФ, демографического состава и занятости населения и других факторов.

Все судьи судов этого уровня назначаются на должность указом Президента РФ без ограничения срока полномочий. Областные и другие равные им суды состоят из председателя, заместителей председателя, председателей судебных коллегий, членов суда и действуют в составе: судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по уголовным делам, президиума суда. Организационно-вспомогательные функции призван выполнять аппарат судов.

Районные суды состоят прежде всего из судей, назначенных в данный суд. В районах с большим населением и значительным объемом работы в состав суда входят несколько судей (иногда до десяти и более). В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о народных заседателях в общем списке народных заседателей конкретного суда должно быть не менее 156 заседателей на каждого судью. В малонаселенных районах при сравнительно небольшом объеме работы суд может состоять из одного судьи и указанного количества народных заседателей. Если в районном суде — один судья, то он осуществляет и полномочия председателя этого суда. Таких судов (их нередко называют "односоставными") насчитывается примерно одна треть от общего количества районных судов.

Председатель суда помимо участия в судебном заседании в качестве председательствующего и распределения дел между судьями организует работу со списками народных заседателей, ведет личный прием и организует работу по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб. В целях совершенствования деятельности суда председатель руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики; может вносить представления в государственные органы, общественные объединения и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствующих совершению правонарушений; организует работу по обеспечению судей и работников аппарата суда правовой информацией, а также по повышению квалификации работников суда. Помимо этого председатель суда представляет к назначению администратора суда, руководит его работой и других работников аппарата суда, а также осуществляет другие полномочия, возлагаемые на него законодательством.

В случае временного отсутствия (болезнь, отпуск и т.д.) председателя суда исполнение его обязанности может быть возложено на заместителя председателя или на одного из судей этого суда.

Если в суде работает один судья и он не может по какой-то причине выполнять свои обязанности, то решением председателя суда субъекта Федерации его обязанности возлагаются на судью из ближайшего района или города.

Основные полномочия судов среднего звена:

1. В пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой инстанции и кассационной инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

2. Изучает и обобщает судебную практику.

3. Анализирует судебную статистику.

4. Осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды в Москве и Санкт-Петербурге, суды автономной области и автономных округов занимают в системе общих (гражданских) судов положение судов среднего звена. Они являются непосредственно вышестоящими для районных судов и нижестоящими по отношению к Верховному Суду РФ.

Суды среднего звена равнозначны по компетенции и положению в судебной системе, имеют широкие права по рассмотрению уголовных и гражданских дел: они рассматривают дела в качестве судов первой, кассационной и надзорной инстанций.

В качестве суда первой инстанции суды данного уровня рассматривают уголовные дела о преступлениях против государственной власти, против мира и безопасности человечества, об умышленном убийстве при отягчающих обстоятельствах, изнасиловании при особо отягчающих обстоятельствах и некоторых других тяжких и особо тяжких преступлениях, а также все дела, содержащие сведения, составляющие государственную тайну. Они могут с соблюдением специальных правил принять к своему производству и уголовные дела, подсудные районным судам.

Суды этого уровня, кроме того, вправе принять к своему производству для рассмотрения по первой инстанции гражданские дела, которые в принципе подсудны районным судам.

Суды среднего звена, будучи вышестоящими по отношению к районным судам, уполномочены осуществлять проверку законности и обоснованности решений, вынесенных этими судами.

Рассмотрение дел в кассационном порядке имеет важное значение, так как позволяет предупреждать вступление в силу незаконных и необоснованных решений, приговоров, определений и постановлений, исправлять судебные и следственные ошибки, способствовать тому, чтобы такие ошибки больше не повторялись, и тем самым обеспечивает осуществление целей и задач правосудия.

Решение кассационной инстанции, вынесенное по итогам проверки уголовного или гражданского дела (кассационное определение), имеет важное значение не только для данного дела. Оно оказывает влияние на всю последующую практику районного суда, содействуя тому, чтобы ошибки, допущенные в данном случае, не повторялись по другим делам. Это оказывает положительное влияние на формирование судебной практики, способствует улучшению работы всех нижестоящих судов, а в определенной мере — и иных правоохранительных органов конкретного субъекта Федерации.

В качестве надзорной инстанции краевой, областной и приравненный к нему суд уполномочен проверять законность и обоснованность приговоров и других решений районных судов, а также кассационных определений, которые вступили в законную силу. Эта функция тоже призвана способствовать не только исправлению ошибок по конкретным делам, но и надлежащему направлению судебной практики в пределах края, области и т. п.

Суды этого уровня вправе также проверять законность и обоснованность вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений по вновь открывшимся обстоятельствам. Обычно в таком порядке эти суды проверяют свои собственные решения по гражданским делам, а также приговоры по уголовным делам нижестоящих судов.

На суды среднего уровня возложено также рассмотрение ходатайств прокуроров о продлении содержания под стражей обвиняемых сверх предельных сроков такой меры пресечения. Это одна из эффективных мер судебного контроля за законным и обоснованным применением весьма острой меры государственного принуждения.

В настоящее время в Российской Федерации в соответствии с федеральным устройством действуют 2I верховный суд республики, 8 краевых и 47 областных судов, 2 суда городов федерального значения, 1 суд авто­номной области и 6 судов автономных округов. В связи с происходящим в настоящее время укрупнением субъектов РФ возможно соответствующее изменение численности тех или иных судов. Несмотря на названия этих судов, как они обозначены в Законе о судебной системе, все эти суды не являются судами соответствующих субъектов РФ, а пред­ставлены федеральными судами, действующими на терри­тории этих субъектов.

К полномочиям областных и приравненных к ним судов относятся: рассмотрение гражданских, уголовных и адми­нистративных дел в кассационном и надзорном порядке; рассмотрение уголовных дел по новым и вновь открыв­шимся обстоятельствам. Осуществляя надзор за судебной деятельностью районных (городских) судов, они также изу­чают и обобщают судебную практику, анализируют судеб­ную статистику, реализуют другие полномочия, предостав­ленные им законодательством.

В структуру этих судов входят президиум, судебная кол­легия по гражданским делам и судебная коллегия по уголов­ным делам; в рамках коллегий могут образовываться судеб­ные составы, создаваемые для рассмотрения дел по первой или кассационной инстанции. Руководство деятельностью суда осуществляют председатель и его заместитель.

Президиум этих судов образуется в составе председателя, его заместителей, входящих в состав президиума по долж­ности, и других судей соответствующего суда в количестве, определяемом Президентом РФ. Персональный состав пре­зидиума суда утверждается Президентом РФ по представ­лению Председателя Верховного Суда РФ при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей республики, края, области, автономной области, авто­номного округа, городом Москвы и Санкт-Петербурга.

Как и Президиум Верховного Суда РФ, президиум об­ластного и приравненного к нему суда обладает процессу­альными и организационными полномочиями. Основные его полномочия связаны с рассмотрением в порядке над­зора гражданских и уголовных дел по жалобам и представ­лениям на решения мировых судей, решения районных судов, принятые ими в качестве первой и апелляционной инстанций, а также на кассационные определения судебных коллегии самого этого суда. Президиум суда по ходатайст­вам заинтересованных лиц или на основании заключения прокурора рассматривает также гражданские и уголовные дела в порядке возобновления производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

К числу организационных полномочий президиума суда относятся, в частности: утверждение по представлению председателя суда из числа судей составов судебной кол­легии по гражданским делам и судебной коллегии по уго­ловным делам; рассмотрение материалов изучения и обоб­щения судебной практики и анализа судебной статистики; заслушивание отчетов председателей судебных коллегий о деятельности коллегии; рассмотрение вопросов работы ап­парата суда; оказание помощи районным (городским) на­родным судам в правильном применении законодательства.

Свои полномочия президиум суда реализует в ходе за­седаний, которые созываются председателем соответствую­щего суда и проводятся не реже двух раз в месяц. Заседание президиума признается правомочным при условии участия в нем большинства членов президиума. В заседании пре­зидиума суда также принимает участие прокурор соот­ветствующего субъекта РФ. Постановления принимаются открытым голосованием большинством голосов членов президиума, участвующих в голосовании, и подписываются председателем суда.

Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам областного и приравненного к нему суда утверждаются президиумом этого суда из числа его судей. Руководят ра­ботой коллегий их председатели, являющиеся заместителя­ми председателя суда.

Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам обладают достаточно обширными процессуальными пол­номочиями по рассмотрению соответствующих категорий дел.

Они, в частности, рассматривают гражданские и уголовные дела по кассационным жалобам и представлениям на
не вступившие в законную силу решения, приговоры, определения и постановления районных судов, действовавших в
качестве первой или апелляционной инстанции, а также на решения мировых судей. Принятые судебными коллегиями по результатам рассмотрения дел кассационные определе­ния вступают в силу по их провозглашении; их обжалование возможно в порядке надзора в президиум этого же суда, а также в Верховный Суд РФ.

Судебная коллегия но гражданским делам областною и приравненного к нему суда вправе также пересматривать вступившие в законную силу решения по гражданским де­лам в порядке возобновления производства по вновь открывшимся обстоятельствам в случае, если эти решения были вынесены ею самой в качестве суда первой инстанции либо если ею в кассационном порядке были внесены изменения в решение, вынесенное по делу нижестоящим судом.

Важным полномочием судебных коллегий является рас­смотрение в качестве суда первой инстанции гражданских и уголовных дел.

Согласно ст. 26ТПК судебная коллегия по гражданским делам областного и приравненного к нему суда рассмат­ривает по первой инстанции гражданские дела: связанные с государственной тайной; об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций; о приостановлении или запрете де­ятельности либо ликвидации структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений, местных религиозных органи­заций и средств массовой информации; об оспаривании ре­шений избирательных комиссий субъектов РФ, окружных избирательных комиссий и комиссий референдума; иные дела, отнесенные к подсудности областного и приравнен­ного к нему суда законом.

В соответствии с ч. 3 ст. 31 УПК судебной коллегии по уголовным делам подсудны имеющие особое обществен­ное значение дела о таких преступлениях, как: умышлен­ное убийство при отягчающих обстоятельствах, похищение человека, изнасилование при отягчающих обстоятельствах, торговля несовершеннолетними при отягчающих обсто­ятельствах, терроризм, захват заложников при отягчающих обстоятельствах, организация незаконного вооруженного формирования, бандитизм, организация преступного со­общества (преступной организации), угон воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, организация массовых беспорядков, пиратство и др. В основной своей массе преступления, рассмотрение дел о которых отнесено к подсудности областного и приравненного к нему суда, принадлежат к категории тяжких или особо тяжких. Независимо от степени тяжести преступ­ления к подсудности этих судов относятся уголовные дела, в материалах которых имеются сведения, составляющие государственную тайну.

Судебная коллегия по уголовным делам рассматривает также вопрос о продлении срока содержания обвиняемо­го под стражей свыше одного года и о даче заключения о наличии в действиях депутата законодательного (предста­вительного) органа государственной власти субъекта РФ, судьи районного суда или судьи суда субъекта РФ призна­ков преступления, дающих основания для возбуждения в отношении него уголовного дела или привлечения его в качестве обвиняемого.

В целях выявления и устранения ошибок в правопри­менительной практике судов, а также обеспечения едино­образного применения законодательства судебные колле­гии изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

Председатель областного и приравненного к нему суда вправе: председательствовать в судебных заседаниях су­дебных коллегий; отменять постановления судьи данного суда об отклонении надзорной жалобы или представления и возбуждать надзорное производство; принимать решения об изменении территориальной подсудности дел в пре­дусмотренных законом случаях; руководить организацией работы судебных коллегий; руководить работой аппарата суда; созывать президиум суда и председательствовать на его заседаниях; распределять обязанности между замести­телями председателя; организовывать работу по повыше­нию квалификации судей и работников аппарата суда; ор­ганизовывать работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики; вносить представ­ления об устранении нарушений закона, их причин и усло­вий; вести личный прием и организовывать работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб; осуществлять другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Заместители председателя областного и приравненного к нему суда также обладают дополнительными по сравне-

цессуалыюго, так и организационного характера. Как и председатель суда, они председательствуют в судебных за- седаниях коллегии; отменяют постановления оо отклонении надзорной жалобы и возбуждают надзорное производство, ведут личный прием граждан. В соответствии с распреде­лением обязанностей они также осуществляют руководство работой судебных коллегий и аппарата суда. В случае если заместитель председателя одновременно является предсе­дателем коллегии, он образует составы суда для рассмот­рения дел в судебных заседаниях коллегий; представляет президиуму суда отчеты о деятельности коллегий; истре­бует из нижестоящих судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики.

В отсутствие председателя суда его права и обязанности осуществляет первый заместитель или но поручению пред­седателя — один из иных заместителей.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: