Гражданское общество как условие формирования правового государства

Обновлено: 26.04.2024

По сути, правовое государство образуется в результате прогресса гражданского общества. В юридической литературе высказывалось мнение о недопустимости жесткого размежевания гражданского общества и правового государства, поскольку современные условия существенно отличаются от тех, которые существовали в период формирования буржуазных общественных отношений. В частности, указывается, что в нынешних условиях наблюдается вполне обоснованное усилие проникновения государства в поле деятельности гражданского общества.

Следует подчеркнуть, что гражданское общество раскрывается как социальная, экономическая и культурная область, в которой вступают во взаимодействие свободные индивидуумы, осуществляющие на практике свои личные интересы и совершающие выбор, находящийся в индивидуальном распоряжении. В то время как государство является сферой строго установленных взаимоотношений субъектов, подчиненных политической сфере деятельности. Однако правовое государство и гражданское общество плотно взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Государство оказывает огромное влияние на формирование и деятельность институтов гражданского общества путем правового регулирования порядка их формирования, деятельности, взаимоотношений между собой и государственными органами, представляя гражданам права и свободы и возлагая на них определенные обязанности. Тем самым государство упорядочивает жизнь гражданского общества[7].

Кроме этого, правовое государство призвано оградить гражданское общество от разрушения процессов самоорганизации, т.к. оно само является антиподом авторитарных, тоталитарных и прочих форм деспотии, присвоения кем-либо, кроме общества в целом, права быть источником власти[8]. Таким образом, гражданское общество влияет на государство, способствуя демократизации государственных органов.

Глава II. модели взаимодействия государства и институтов гражданского общества

Необходимость взаимодействия государства и институтов гражданского общества

В настоящее время для обеспечения стабильности во всех сферах общественной жизни необходимо реальное функционирование механизмов и институтов гражданского общества. Практика показывает: нельзя проводить реформы в стране в интересах населения, в условиях, когда власть оторвана от общества, которое, в свою очередь, не имеет возможности влиять на формирование государственной политики[9]. Гражданское общество возникает там, где есть свобода рыночных отношений, где не декларируются, а осуществляются права и свободы человека, где созрели предпосылки гражданского компромисса и основания мировоззренческого плюрализма. Поэтому, нет и не может быть единой модели взаимодействия гражданского общества и государства, но возможность определить доминирующую в той или иной степени модель есть и она вполне доступна.

Гражданское общество – это третий общественный сектор наряду с государством и рынком. Сильное гражданское общество является важным противовесом государству и коммерческим интересам[10].

Взаимодействие государства и институтов гражданского общества – позитивный процесс сотрудничества двух субъектов общественного развития. В центре этого взаимодействия – признание неизбежности государственной организации современных обществ, признание важности и большого значения независимых институтов в буржуазном обществе, подчеркивание процедурных и институциональных моментов демократии и, наконец, твердая защита политического плюрализма[11].

Гражданское общество и государство соединены друг с другом целым рядом структурных связей, поскольку государство, осуществляя управленческо-посреднические функции в общественной жизни, не может не соприкасаться с институтами гражданского общества.

Эффективность государственной власти напрямую зависит от того, как ее функционирование находит понимание, поддержку различных слоев населения, как власть оценивается в общественном сознании. В данном случае особое значение приобретает легитимность власти.

Объединения, составляющие гражданское общество, отражают широчайшую палитру хозяйственных, семейных, правовых, культурных и многих других интересов граждан и создаются с целью удовлетворения этих интересов. Специфика всех организаций, образующих гражданское общество, состоит в том, что они создаются не государством, а самими гражданами, предприятиями, существуют автономно от государства, но, разумеется, в рамках действующих законов[12]. Роль государства по отношению к этим общественным агентам должна сводиться к установлению самых общих рамок в виде закона, регулирующего правила игры, которых все должны придерживаться, чтобы не ставить под угрозу такие же права и свободы других членов общества[13].

Гражданское о́бщество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, не зависимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Согласно классической схеме Д. Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе. [1] Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером. [2] Например, в Преамбуле Конституции Литвы 1992 года указано стремление к созданию открытого справедливого гармоничного гражданского общества и правового государства. В Конституции России 1993 года термин «гражданское общество» не используется, а из всех институтов гражданского общества в федеральном законодательстве отмечена только адвокатура. [3] Гражданское общество можно определить также как совокупность неполитических отношений, то есть общественных отношений вне рамок властно-государственных структур, но не вне рамок государства как такового.

Понятие и признаки правового государства.

Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

Основными признаками правового государства являются:

1) верховенство закона во всех сферах жизни общества;

2) деятельность органов правового государства, которая базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

3) взаимная ответственность личности и государства;

4) реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность;

5) политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличие различных идеологических концепций, течений, взглядов;

1. Гражданское общество, его сущность и создание им социально-экономических и политических условий для реализации прав человека.

2. Правовое государство, его сущность. Гарантии прав и свобод в условиях правового государства.

1. Обеспечение прав человека предполагает непосредственное и активное участие индивида в общественном развитии, в решении социальных проблем, касающихся его жизненных интересов. Чем более многообразным оно является, тем реальнее права и свободы личности. Важнейшим социальным механизмом, обеспечивающим такое участие, является гражданское общество.

В литературе существуют различные подходы к трактовке этого понятия. Одни рассматривают гражданское общество как совокупность общественных интересов и как сферу их реализации, которые находятся вне поля деятельности государства. Другие считают, что гражданское общество - это свободная и независимая от церкви и государства многогранная общественная жизнь. Третьи под гражданским обществом понимают комплекс общественных отношений, противопоставленных государству в любой его форме, т.е. всё, что не есть государство. Очевидно, полностью отделять государство от гражданского общества неправильно, ибо существует множество структурных связей, частично переплетающихся и с государством, и с гражданским обществом (например, партии).

Гражданское общество выступает как промежуточная структура, связующее звено между гражданином и государством. Основы гражданского общества - свободный, полноправный, ответственный за свои действия человек. Поэтому все организации, институты, группы, которые призваны способствовать реализации интересов, целей, устремлений отдельной личности, являются несущими конструкциями здания гражданского общества. В развитом гражданском обществе свободно существуют и создаются различные партии, массовые общественные организации, движения, группы по интересам, убеждениям, различные ассоциации и т.д. В таком обществе все свободны, равноправны, активно участвуют в управлении. Поэтому государство и общество - это две части единого целого, которые живут одной жизнью, дополняя друг друга. Гражданское общество выступает как система саморазвивающихся элементов и ценностей, как сфера общественной жизни людей, которая существует рядом с государством.

Понятие "гражданское общество" возникло в глубокой древности. Его корни восходят к идее философа Аристотеля, который определял государство как совокупность граждан или гражданское общество. Эти понятия не разделялись до XV-XVIII стст. По мнению Никколо Макиавелли, государство не должно вмешиваться в частную жизнь граждан и тем самым существовать независимо от гражданского общества. Джон Локк отстаивает первенство гражданского общества, основой которого является собственность граждан. Более глубокую теоретическую разработку гражданскому обществу дал И.Кант. Он считал, что главным в формировании гражданского общества является соотношение свободы каждого со свободой другого. По его мнению, гражданское общество основано на следующих трёх принципах: свобода члена общества как человека; равенство его с другими как подданного; самостоятельность общества как гражданина. Ф.Гегель под гражданским обществом понимал единство различных лиц, связанных между собой материальными интересами. Он подчёркивал самостоятельность существования гражданского общества и государства.

Итак, гражданское общество представляет собой систему негосударственных общественных институтов и общностей людей, которые создают условия для самоорганизации индивидов и коллективов, через которые проявляются и осуществляются их личные интересы и которые создают совокупность неполитических отношений в обществе (экономических, социальных, семейных, национальных, духовных, религиозных и т.д.). Если государство представить вертикальной (иерархической) структурой, то гражданское общество будет являться горизонтальной структурой, находиться между личностью и государством. Возникновение гражданского общества связано с невозможностью обеспечить полное и постоянное совпадение интересов государства и интересов граждан.

Достижение оптимального состояния гражданского общества возможно через демократизацию всех сфер общественной жизни.

1) Экономической основой гражданского общества выступает многоукладная рыночная экономика, базой которой является частная собственность. В современных условиях различные формы собственности, находясь в равных условиях, конкурируя друг с другом, создают экономический фундамент гражданского общества. Негосударственные предприятия, кооперативы, арендные коллективы, акционерные общества, ассоциации кооперативов и другие добровольные объединения граждан в области хозяйственной деятельности - основа экономической сферы гражданского общества, которая гарантирует экономические права граждан.

2) Социальной основой гражданского общества является так называемый "средний слой", который в демократических странах составляет до 60% населения (в России этот слой составляет от 3,5 до 12%). К среднему слою относят научных и научно-технических работников, менеджеров, администраторов среднего уровня, интеллигенцию, фермеров, мелких владельцев, рабочих высокой квалификации, работников сферы услуг. Главные признаки среднего слоя - доход, образ жизни, общественный престиж. Они, как правило, работают по найму, владеют профессиональными знаниями, создают своим трудом прибавочную стоимость.

3) Политической основой гражданского общества является многопартийность, наличие массовых демократических движений, организаций, ассоциаций и других групп населения по интересам, органы общественного самоуправления граждан. Важную роль играет также общественное мнение, негосударственные СМИ, семья, благотворительные фонды, творческие союзы, спортивные общества, религиозные объединения граждан и т.д.

4) Духовную основу гражданского общества составляет плюрализм в области идеологии, свобода совести, мысли, слова, реальные возможности публично высказать своё мнение.

5) Правовая основа определяет важнейшее требование гражданского общества государству - обеспечить правовыми методами социальную справедливость, защищённость каждого человека. Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что гражданское общество функционирует в странах Западной Европы, США, где поощрялась активность самой личности, формировалось демократическое общество. Элементы гражданского общества будут постепенно формироваться в странах СНГ и в Беларуси, но вполне естественно, что предстоит ещё длительный путь его развития и совершенствования. Гражданское общество может существовать лишь в условиях правового государства.

2. Правовое государство - это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного "связывания" государственной власти с помощью права в целях недопущения злоупотреблений. Концепция правового государства сложилась в XVII-XIX вв. в трудах Дж.Локка, Ш.Монтескье, Т.Джефферсона, И.Канта и других. И.Кантом обоснована теория правового государства. Он рассматривал государство как объединение множества людей, подчинённых праву. Им выдвинута идея категорического императива, понимаемого как всеобщий обязательный нравственный закон, которому все люди, независимо от их происхождения, социального положения, должны подчиняться.

Существенный вклад в теорию правового государства внесли русские мыслители А.Радищев, А.Герцен, Н.Добролюбов, учёные-юристы Б.Чичерин, П.Новгородцев, Б.Кистяковский. Белорусский деятель Л.И.Сапега считал, что общество без законов - это волчья стая. Значительными вехами на пути к правовому государству стали Конституции США 1787 г. и Франции 1789 г., впервые закрепившие некоторые положения правовой государственности. Таким образом, почти все теоретики концепции правового государства считают необходимым создавать такую общественную систему, которая бы защищала права и свободы граждан и обеспечивала бы их равенство перед законом.

Основные принципы правового государства:

1) Основополагающий принцип - верховенство права (закона) в обществе во всех сферах. Он закреплён в Конституции Республики Беларусь. Законы правового государства опираются на Конституцию и обладают наивысшей обязательной силой по сравнению со всеми иными нормативными актами, издаваемыми государственными органами. Закон не может быть отменён ни ведомственными актами, ни решениями партии.

2) Второй принцип правового государства - незыблемость свободы личности, её прав и свобод, чести и достоинства, их охрана и гарантированность. При этом следует иметь в виду, что права и свободы человека не дарованы государством. Человек от природы обладает основными правами, а государство обязано гарантировать их соблюдение. В правовом государстве все законодательные акты согласуются с правами человека. Например, американская революция наряду с Декларацией о независимости приняла Билль о правах, Великая французская революция - Декларацию прав человека и гражданина, а Генеральная Ассамблея ООН 10 декабря 1948 г. приняла Всеобщую Декларацию прав человека. В то же время простое декларирование прав и свобод граждан ещё не означает, что они соблюдаются в реальной жизни. В условиях демократизации во многих странах СНГ права молодёжи на труд пока только декларация, т.к. многие выпускники школ и вузов не могут найти работу.

3) Третий принцип правового государства - наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан, реализацией законов, других нормативных актов. В частности, для контроля за соблюдением международных документов о правах человека существуют Международный суд в Гааге, Европейский суд в Страсбурге, создан пост Уполномоченного по правам человека во многих странах.

4) Четвёртый принцип правового государства - это принцип разделения властей. Принцип разделения властей предполагает единство и взаимодействие властей, а также определённое верховенство законодательной власти, конституционные решения которой обязательны для всех.

5) Пятый принцип правового государства - взаимная ответственность личности и государства. Это значит, что человек становится центром, вокруг которого и в интересах которого функционирует государство. Государство, издавая законы, принимает на себя конкретные обязанности по защите прав граждан. Однако есть и другая сторона этой проблемы. Предоставление прав предполагает выполнение гражданином определённых обязанностей. Например, платить вовремя налоги, соблюдать законы, уважать права и свободы других лиц и т.д. Чем ответственнее люди к этому подходят, тем более широким диапазоном прав они обладают.

Следовательно, сущность правового государства не столько в законах или их количестве, сколько в их уважении и соблюдении. Вполне понятно, что для реализации прав человека необходимы социально-экономические условия, развитие высокого уровня культуры, демократии и т.д. Вместе с тем следует иметь в виду, что правовое государство не создаёт абсолютной свободы личности. Свобода каждого кончается тем, где нарушается свобода других. Но провозглашённые в правовом государстве индивидуальная свобода, равноправие и невмешательство государства в дела гражданского общества могут быть наиболее полно обеспечены в условиях социального государства.

Социальное государство - это государство, стремящееся к обеспечению достойных условий существования своих граждан, социальной защищённости, соучастию в управлении государством, удовлетворению материальных и духовных потребностей граждан. В 60-е гг. ХХ в. социальные государства, имеющие высокий уровень экономического развития, стали обеспечивать прожиточный минимум каждому. Это было достигнуто путём перераспределения национального дохода в пользу менее обеспеченных слоёв, проведения политики занятости, охраны труда, развития общедоступного образования, здравоохранения и т.д. Деятельность такого государства всегда многогранна. Оно стремится расширить права личности и наполнить правовые нормы более справедливым содержанием. И сегодня демократические государства ищут оптимальную меру сочетания правового и социального принципов своей деятельности, хотя встречаются с целым рядом объективных трудностей.

Формирование правового социального государства возможно лишь на основе развитого гражданского общества. В истинном значении этого слова гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Именно в недрах такого общества и создаются политические, социально-экономические условия и правовые гарантии обеспечения прав человека. При отсутствии последних права человека превращаются в пустую декларацию.

Актуальность темы заключается в том, что одной из целей политико-правовой трансформации России является формирование правового государства и гражданского общества.
Цель работы проанализировать процессы формирования нового государства и общества.

Содержание

Ведение……………..……………………………………………………………. 3
Глава 1. Правовое государство и развитое
гражданское общество в их специфичности и взаимосвязи…………………. 7
1.1. Принципы правового государства………………………………………. 7
1.2. Право как основа взаимосвязей гражданского
общества и государства…………………………………………………………..9
Глава 2. Гражданское общество в России……………………………………. 17
2.1. Формирование гражданского общества в России………………………17
2.2. Отношения в рамках двуединства
«гражданское общество – государство»……………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………….29
Глоссарий………………………………………………………………………..31
Список использованных источников…………………………………………. 35
Список сокращений…………………………………………………………….37

Работа состоит из 1 файл

Курсовая Гражданское общество.docx

Универсальным механизмом строительства гражданского общества выступает демократия. Однако, в связи с тем, что в России нет развитой политической системы в части ее негосударственных институтов, коэффициент полезного действия демократии невысок. К тому же Россия «страдает» дефицитом народного волеизъявления. Это связано с отстранением народа от прямого избрания глав исполнительной власти субъектов РФ, с неучастием народа в обсуждении важнейших законопроектов и с рядом других аналогичных аспектов, т. е. фактически с определенным удалением широких народных масс от управления государством. Недемократическими являются и сложившиеся в России реалии, когда целый ряд глав исполнительной власти субъектов РФ (президенты республик, губернаторы, председатели правительств) в нарушение действующего законодательства по 3—4 срока подряд находятся в органах власти бюрократизации страны.

Юридическим показателем гражданского общества является наличие правового законодательства. В данном аспекте Россия также далека от идеала. Не случайно, видимо, В. В. Путин отмечал, что «принятые законы часто противоречат друг другу, будучи принятыми, не выполняются, постоянно подвергаются изменениям» 14

Для формирования в России развитого гражданского общества необходимо, чтобы практика работы государственных органов была подчинена: 1) цели четкого выполнения их функций по отношению к обществу; 2) содействию развития общественных институтов и инициатив в сфере экономической, политической и духовно-культурной, способных не только выдвигать конкретные задачи строительства общества, но и добиваться их реализации; 3) формированию механизма власти рыночного типа; 4) дальнейшей корректировке государственной социальной политики, отказавшись от государственного патернализма (помогать только самым беззащитным и беспомощным — малоимущим и неимущим, многодетным семьям, инвалидам, одиноким, престарелым, всем остальным — полная свобода самим позаботиться о себе, гражданское общество должно само кормить себя); 5) налаживанию надежных механизмов диалога между общественными и государственными структурами; 6) поддержке добровольных объединений граждан, прежде всего законодательно; 7) безотлагательной перестройке отношений собственности (прежде всего в сфере среднего и малого предпринимательства) с целью формирования самоценного, полноправного, активного гражданина — собственника; 8) укреплению государства на основе сложившихся в обществе интересов в плане использования мирового опыта создания нормативной базы и этических стандартов цивилизованного лоббизма как системы профессионального представительства интересов различных социальных групп в органах государственной власти и управления; 9) созданию эффективной системы социальной и юридической защиты прав и свобод человека и гражданина. 15

Слабость гражданского общества в России обусловлена также масштабами бедности. Согласно официальной статистике численность населения в настоящее время с доходами ниже прожиточного минимума составляет 22,3 миллион человек. Специалисты замечают, что прожиточный минимум в нашей стране является границей не бедности, а нищеты. Поэтому предлагают ориентироваться не на прожиточный минимум как показатель, обеспечивающий физическое выживание, а на социальный минимум, принимаемый как базу для расчетов. Сегодня более 60 % населения страны имеют доход ниже уровня социального минимума. Все это препятствует становлению среднего класса – главной опоры рыночных экономических отношений, фундамента гражданского общества.

Поскольку структура капитала определяет и структуру общества, постольку западное общество с десятками миллионов мелких акционеров – общество сильного среднего класса, не зависимого от государства, то есть это развитое и активное гражданское общество. Российское же общество – это общество, где на вершине десяток олигархов и несколько сот магнатов рангом пониже, дальше следует круг менеджеров и обслуги, а внизу огромная социальная масса, едва сводящая концы с концами. Это слабое, неразвитое гражданское общество.

Для успешного развития процессов гражданской самоорганизации в обществе должен существовать значительный и стабильный средний класс. Однако, как мы видим, российский вариант модернизации отдает приоритет укреплению олигархическо-бюрократического капитала как основы экономики. До тех пор, пока в стране не будут сформированы условия для развития малого и среднего бизнеса, для вовлечения людей в предпринимательскую деятельность, не будет роста экономики, снижения бедности, формирования сильного гражданского общества.

Деформация социальной структуры, высокий уровень бедности, задавленность малого и среднего бизнеса отражаются на качестве институтов гражданского общества в России. Политические партии часто являются социально-политической проекцией известных политических лидеров или «пиаровскими» проектами Кремля. Партийное строительство не стало средством кристаллизации политических интересов, представлений, ценностей самого общества. Многопартийности в России еще только предстоит пройти через трансформацию корпоративных, клановых структур в полноценные партии, обладающие собственной социальной базой. Сложности и противоречия сопутствуют и развитию других институтов гражданского общества – СМИ, общественных организаций, союзов предпринимателей. 16

Огромными проблемами для развития гражданского общества являются низкий уровень правовой культуры россиян, терпимое отношение общества к коррупции. Во многом это обусловливается историческим наследием. Хорошо известно, что правовой порядок есть только там, где обеспечиваются и защищаются права и свободы человека. На протяжении всей истории России главная проблема состояла в том, чтобы преодолеть произвол государственной власти по отношению к человеку, его собственности, достоинству, правам и свободам. Эта проблема особенно актуальна для современной России. Без преодоления беззакония власти, то есть несоблюдения ею прав и свобод человека и гражданина, не может быть высокого правосознания людей. Но чтобы власть соблюдала закон, граждане должны бороться за свои права и свободы. Наша беда в нас самих: мы не умеем стоять за закон. 17

Правовое государство и гражданское общество имеют главный ценностный ориентир - права человека. Права человека органично вплетены в общественные отношения, они являются нормативной формой выражения меры свободы индивидов, упорядочения их связей, координации их поступков и деятельности, предотвращения противоречий, противоборства, конфликтов. Права человека нормативно формулируют не только условия и способы жизнедеятельности людей, но и границы свободы человека, которые позволяют индивиду реализовать свои права, не ущемляя прав и интересов других людей. Права человека - показатель зрелости демократических и правовых основ государства, его "качества", способности обеспечения свободной и достойной жизни людей во всех сферах их жизни - политической, личной, социальной, экономической и культурной.

2.2.Отношения в рамках двуединства «гражданское общество – государство»

В контексте "гражданское общество - государство" последнее можно рассматривать, с одной стороны, как публично-правовую ассоциацию, включающую в себя всех граждан. С другой стороны, государство выступает в отношениях с гражданским обществом как публично-властный аппарат, или "государство в узком смысле". Именно аппарат, а не совокупность граждан ("народ"), осуществляет государственную власть. Граждане же (отдельные граждане, их объединения и вся совокупность граждан) сами по себе могут лишь участвовать в формировании и осуществлении государственной власти.

Государство (государственный аппарат) выступает в качестве управляющей системы по отношению к гражданскому обществу как управляемой системе. Вместе с тем гражданское общество функционирует как саморегулирующаяся социальная система, детерминирующая государство. В том, что гражданское общество - система саморегулирующаяся и одновременно управляемая, нет противоречия. Оно саморегулируется, в частности, так, что само для себя формирует управляющую систему - аппарат государственной власти. Саморегулирующееся общество задает параметры и пределы государственного вмешательства, предопределяет функции и задачи государства. В этом заключается демократический принцип взаимоотношений гражданского общества и государства. 18

Вместе с тем государство как управляющая система способно и к авторитарному силовому воздействию на управляемую систему. Причем, авторитарное регулирование свидетельствует о неразвитости гражданского общества, о недостаточной разделенное публичной и частной сфер государства и общества.

Основные механизмы саморегулирования гражданского общества, в которых проявляется принцип формального равенства, - это свободный рынок (экономический механизм), политическая свобода и демократия (политический механизм) и разрешение конфликтов, возникающих в обществе, посредством независимого правосудия (судебно-правовой механизм).

Понятие "гражданское общество", как уже было подмечено, не дефинируемо вне сопряжения с понятием "государство". Верна и версия: понятие "государство" нельзя строго определить, не сопоставив его с понятием "гражданское общество". Что делает такое соотнесение в принципе обоснованным и логически корректным? Факт тождества, идентичности людского состава (если можно так выразиться) и формата обоих этих феноменов. Гражданское общество и государство (там, где они оба наличествуют) представляют собой разные типы агрегирования одной и той же человеческой коллективности, достигшей стадии цивилизации.

Людей в гражданском обществе объединяют экономические, исторические, социокультурные, языковые, этнические, конфессиональные, территориальные, этические и т.п. отношения. Таковые были, есть и будут, доколе существует человеческое общежитие. Поэтому надо считать недоразумением толки об "исчезновении" где-то гражданского общества, об "устарелости" понятия о нем и проч. Впрямь исчезают и устаревают исторически конкретные модификации гражданского общества, но не оно само как таковое.

Совокупность упомянутых отношений, скрепляющих гражданское общество, - сложная система горизонтальных, одноуровневых связей, в которой практически нет места порядку субординации. Одновременно она есть ещё и сфера реализации людьми их партикулярных (индивидуальных, групповых) интересов. Третья отличительная черта гражданского общества, его архитектоника: оно строится как агрегат, некая комбинация горизонтальных связей (и задействованных в них людей), но отнюдь не как организация со всеми присущими последней атрибутами. 19

Именно в сопоставлении с названными признаками гражданского общества наиболее рельефно проступают структурные и функциональные свойства государства. Напомню, что как в гражданское общество, так и в государство ассоциирована одна и та же человеческая коллективность. Но вот способы и эффекты её интеграции в государственность (государство) качественно иные, нежели те, что обеспечивают сплочение людей в гражданское общество. Взятое в своем структурном разрезе государство является организацией. Однако тут требуется уточнить, о какой (чьей) организации идёт речь. А идет она об обществе (народе), самоорганизовывающемся публично-властным образом, объемлющем собой и включающем в себя с помощью публично-властных отношений, институтов, учреждений всех своих членов. 20

Государство - единая равномасштабная обществу (=народу) политическая целостность. Деятельность в пространстве этой целостности так или иначе выражает (должна либо домогается выражать) уже не партикулярный интерес, а общий интерес публично-властным образом организованной человеческой коллективности, т.е. государства. Сформулирую эту мысль чуть по-другому. В политическом пространстве партикулярный интерес обычно выдает (стремится выдавать) себя за всеобщий, иначе ему здесь не утвердиться.

Сравнение гражданского общества с государством ценно также тем, что позволяет отчётливей понять всю ущербность редукции государства как политического целого к госаппарату (к корпусу занятых в нём служащих разного ранга). Огорчительно, что такая редукция совершается не только в обыденном сознании. Абсурдно, конечно, не замечать в государственно-организованном обществе присутствия этого аппарата, его специализированной деятельности. Он - имманентная и первостатейной важности часть данного общества.

Всякое государство (даже архидемократическое, децентрализованное, "минимальное" и проч.) есть организация. И как любая мало-мальски сложная организация оно объективно (независимо от чьей-либо доброй или злой воли) неизбежно строится иерархически. Приятно это кому-то или же огорчительно, но публично-властные отношения, которые определяют структуру и алгоритм действий государства - всегда отношения вертикальные, субординационные, асимметричные. Быть горизонтальными и симметричными они в норме, по натуре своей, не могут. Поэтому история гражданского общества и государства есть (наряду с другими её аспектами) непрерывно идущий и чрезвычайно трудный поиск оптимума во взаимодействии систем горизонтальных и вертикальных общественных отношений вместе, но по – разному интегрирующих цивилизованный социум и обеспечивающих его бытие.

Государство, которое не опирается на гражданское общество, не упирается в него и не сдерживается им, столь же опасно, как и гражданское общество, которое не снимается в национальном государстве, не объединяется им в новую общезначимую целостность. Соответственно: в современном обществе и для современного общества институционально- государственная мораль, которая не базируется на индивидуальной морали и не корректируется ею, также разрушительна, как и индивидуальная мораль, которая не поднимается до институционально- государственной морали, не дополняется ею.

Разграничение понятий человека и гражданина, введенное впервые Декларацией человека и гражданина 1789 г., вытекает из разграничения гражданского общества и государства, преодолевает одностороннее рассмотрение человека в его взаимосвязи только с государством, расширяет сферу его самоопределения. Человек получает возможность свободно действовать в сфере, где движущей силой выступает его индивидуальный интерес. Реализация таких интересов осуществляется в гражданском обществе и опирается на естественные неотчуждаемые права. Государство, воздерживаясь от вмешательства в эту сферу, призвано ограждать ее не только от своего, но и от чьего бы то ни было вторжения.

Формирование правового государства возможно лишь на основе развитого гражданского общества. В истории человечества гражданское общество длительное время отождествлялось с государством. Лишь в эпоху Просвещения в органической связи с идеей правового государств формируются представления о гражданском обществе. Ж.-Ж. Руссо, формируя концепцию общественного договора, разграничил понятия "гражданское общество" и "государство". Он противопоставил государство (республику) и сообщество (ассоциацию) граждан как феномены, имеющие свои собственные задачи. Наиболее полное обоснование проблема разграничения государства и гражданского общества получила у Гегеля. В отличие от своих предшественников, он рассматривает гражданское общество и государство как самостоятельные институты. В государстве представлена всеобщая воля граждан, считает Гегель, гражданское же общество - это сфера реализации особенных, частных интересов отдельных индивидов.

Гражданское общество - это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей. Гражданское общество имеет сложную структуру и включает в себя экономические, духовные, нравственные, религиозные, этнические, семейные и другие отношения и институты, не опосредованные государством. Оно охватывает производственную и частную жизнь людей, их традиции, нравы, обычаи, сферы образования, науки, культуры, находящиеся вне непосредственной деятельности государства.

Интересы и потребности различных групп и индивидов выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества как семья, церковь, политические партии, профессиональные, творческие объединения, кооперативы, ассоциации, социальные движения, органы общественной самодеятельности. Тем самым гражданское общество предполагает многообразие коллективов, территориальных общностей, культурных, национальных сообществ, т.е. множественность социальных субъектов, относительно независимых от государства и способных к самоорганизации. В гражданском обществе, в отличие от государственных структур, преобладают не вертикальные, а горизонтальные связи - отношения конкуренции и солидарности между свободными и равноправными партнерами.

Базисом гражданского общества является многоукладная рыночная экономика, плюрализм форм собственности, самостоятельность субъектов хозяйствования. Важным условием функционирования гражданского общества является также наличие развитой социальной структуры, отражающей многообразие различных групп и слоев. Социальную основу гражданского общества составляет так называемый средний класс, включающий наиболее активную и мобильную часть населения. Духовная сфера гражданского общества предполагает плюрализм в области идеологии, реальную свободу слова, печати, совести, достаточно высокий уровень социального, интеллектуального, психологического развития личности.

Соотношение между правовым государством и гражданским обществом. Формирование и развитие институтов гражданского общества идет одновременно и в тесной связи с формированием политических институтов правового государства. Гражданское общество и государство неразрывно связаны между собой и немыслимы друг без друга. Гражданское общество выступает как сфера реализации частных интересов и потребностей - индивидуальных и коллективных, часто противостоящих друг другу. Государство же как выразитель воли всего населения призвано примирить, совместить эти интересы, обеспечить консенсус по основным вопросам общественной жизни. Действительно демократический политический режим возможен только там, где имеется гражданское общество.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: