Гражданин участвует в политике когда платит государственные налоги

Обновлено: 26.04.2024

Очень упрощая, можно сказать, что если бы в России волшебным образом исчезла половина населения, то власть от этого только выиграла бы. Но это не означает, что граждане России имеют меньше прав требовать от власти отчета об использовании всех налоговых поступлений. Потому что государство – это придуманное нами понятие. Оно придумано для нашего удобства и должно нам служить, других задач у них нет и быть не может

Как показали последние обсуждения в соцсетях, тема взаимных обязательств российского государства и общества оказалась для самого общества не такой очевидной, как могла бы быть. Вслед за заявлениями сотрудницы регионального правительства: «Российское государство ничего не должно детям» – и доверенного лица Владимира Путина Игоря Ашманова (автора фразы «"Гугл" – это идеологическое оружие США»): «Нет никакого "на мои налоги", источник денег не вы, а государство», – прозвучало немало высказываний существенно более разумных и менее ангажированных людей, суть которых сводится к следующему: подоходный налог в России составляет лишь небольшую долю бюджета.

Действительно, получается, что российское государство как-то обходится без населения в деле формирования своих доходов. А значит, нам, наверное, не стоит так выпендриваться – раз не на наши налоги, то какое право мы имеем высказываться?

Государство и его бенефициар

В отличие от ситуации с чиновницей или Ашмановым здесь речь идет об аберрации сознания и непонимании конструкции социальной системы, в которой мы живем. Авторы таких высказываний выделяют термин «государственный» в противовес «нашему», «народному», «частному». Но «государственное», «принадлежащее государству» – что это?

«Государственное» – это прилагательное, отвечающее на вопрос «какое? чье?». В толковых словарях (Ожегова, Шведовой и прочих) слово «государственный» определяется достаточно полно. Вот определение из словаря Ефремовой: «(1) Соотносящийся по значению с существительным государство, связанный с ним; (2) а) осуществляемый государством, находящийся в его ведении, б) устанавливаемый государством; (3) а) связанный с деятельностью государства, его функционированием, б) принимающий непосредственное участие в управлении государством, в) способный действовать и принимать решения, руководствуясь интересами государства; (4) имеющий значение для всего государства, учитывающий его интересы».

Обратите внимание – в списке значений нет «принадлежащий государству». И это неспроста.

Ведь государство – это (тот же словарь): «(1) Политическая форма организации общества, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры; (2) а) страна с определенной политической системой, б) система органов управления; (3) а) перен. Что-либо крупное, значительное, занимающее большую территорию и отличающееся определенной обособленностью, самостоятельностью, б) место обитания, распространения, преобладания кого-либо, чего-либо».

То есть государство – это «система органов», «форма». Ментальная конструкция, договорной миф, а не реальный субъект. Поэтому логично, что словарь не наделяет государство функцией «владения».

Логично, но не совсем точно. Развитие цивилизации пошло по пути создания договорных конструкций и наделения их ограниченной субъектностью. Подобные конструкции (самые известные среди них даже не государства, а юридические лица – компании) могут владеть имуществом, распоряжаться им, использовать его и еще много чего другого.

Конечно, делают они это не сами. За них это делают специальные люди, тем или иным образом уполномоченные на такие действия и статусы. Так что сказать «государственное имущество» можно.

Другое дело, что факт такого владения не дает нам возможности видеть в «государстве» полноценного владельца. Согласно современному пониманию права, владение бывает двух видов – номинальное и бенефициарное. Бенефициарное владение – это владение, осуществляемое реальным лицом, которое от этого владения может извлекать выгоду или терпеть убытки (отсюда само название; benefits), нетранслируемые далее на третьих лиц. Номинальное владение – это «промежуточное» владение в пользу кого-то, в результате которого бенефициируют (получают конечную прибыль и убытки) другие лица.

Так вот, никакое юридическое лицо, никакой договорной конструкт не могут быть бенефициарными владельцами – они всегда номиналы, работают в пользу реальных живых лиц – бенефициаров.

Кто в это не верит, попробуйте убедить западный банк открыть счет компании, не сделав комплаенс на ее владельцев: вам быстро объяснят, что номиналы никого не волнуют – всех волнует бенефициар. У номиналов есть управляющие, но управляющие, естественно, тоже не бенефициары – они наняты на работу, они не владеют ни активами, ни результатами деятельности такого конструкта.

Теперь можно вернуться к государству. «Государственная собственность» как собственность конструкта, конечно, номинальна по природе. У государства есть бенефициары – в разных моделях государств разные.

В государстве средневековой модели это чаще всего суверен государства, король или царь. Он единственный, кто в конечном счете имеет право на бенефиты, формируемые активами государства.

Подданные такого короля – это клиенты, которые получают от короля права на долю государственных бенефитов в обмен на обязательства по отношению к королю, в основном сводящиеся к лояльности, производству продукта, часть которого идет королю, и обеспечению безопасности государства. У этих подданных есть свои подданные, отношения с которыми строятся аналогичным образом.

В стороне от этой пирамиды находятся свободные от вассальных отношений немногочисленные ремесленники/горожане/наемники/специалисты. Их экономика строится на границе государственной системы – они продают свой труд и платят налоги. Налоги являются их платой за право продажи своего труда.

Более современная модель государства – это государство, в котором бенефициаром является большая группа людей или все за редким исключением население. Западные государства устроены именно так – уже давно там законодательно закреплено, что бенефициаром государства являются граждане страны.

Россия в этом смысле находится недалеко от стран Запада. В российской Конституции, в частности, записано: «Статья 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью (то есть не «государство», не какая-то конкретная личность, а любой и каждый человек. – А.М.). Статья 3. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы».

Таким образом, сувереном государства России является ее народ. Народ (граждане) России выступает коллективным бенефициарным собственником всего, что принадлежит государству как номинальному держателю. Граждане России должны государству много различных вещей (это записано в той же Конституции) – платить налоги, соблюдать закон, проходить срочную службу и прочее. Только не надо забывать, что должны они это государству лишь как номиналу, а бенефициарно они должны это самим себе и другим гражданам России – государство только регулирует и аккумулирует эти долги.

А вот государство должно гражданам России все, что имеет, что получает и что может получить. Оно же номинал, а народ – суверен, бенефициар. Так что разговор дамы из регионального правительства на тему «государство вам ничего не должно» смешон – оно должно, причем не «что-то», а ровно все, что имеет. Как именно и кому это «все» оно должно отдавать, решают органы государственного управления, избранные народом – смотри Конституцию.

Нефть или граждане

Теперь к вопросу «на ваши налоги ничего не сделаешь». Доходы консолидированного бюджета России – единый источник государственного финансирования почти всего на ее территории, аналог выручки, если говорить корпоративными терминами.

Сюда не включаются только сборы в Пенсионный фонд, которые идут целевым образом на пенсии, и иногда сборы в социальные фонды, также имеющие целевое назначение. Но и те и другие сборы уплачиваются населением, и вместе с подоходным налогом это 40% бюджета.

Ашманов утверждает, что граждане вносят только подоходный налог (13% от дохода), которого не хватает ни на что, а остальное – это «государственные деньги». В реальности граждане платят не только подоходный налог (примерно 10% совокупных доходов бюджета), но еще и НДС (20%), налоги на совокупный доход и имущество (5%), часть акцизов и таможенных пошлин (всего их 20–22%, около 10% – платежи граждан), соцвзносы (20%) – вместе это уже 60% бюджета. Далее, граждане являются бенефициарами частных компаний, которые платят налог на прибыль – еще примерно 5% бюджета.

Итак, 65% доходов бюджета – это напрямую «наши налоги», без каких бы то ни было оговорок. Так что даже если бы у нашего государства сувереном был не народ, а некий царь (а так, похоже, многие сегодня думают), то и здесь получалось бы, что более половины налогов в бюджете «наши».

Но и остальное – тоже наши налоги. Остальное – это доходы государства от добычи и реализации полезных ископаемых (НДПИ & Co), налоги на прибыль госкомпаний и «прочие доходы». Да, мы не платим эти налоги – половину НДПИ платят частные компании, половину – государственные компании, то есть компании в номинальном держании государства в пользу всех нас. Но в любом случае мы – бенефициары.

Можно спорить, кто платит больше налогов, кто – меньше, но олигарх-нефтяник, чья компания уплачивает НДПИ, не может похвастаться тем, что платит огромный налог в отличие от нас. Государство передало ему в эксплуатацию недра, которые по закону находятся в федеральной собственности, то есть это наши недра он эксплуатирует, и его налог – это всего лишь плата нам за наши недра.

По сути источником почти всех налогов является народ России (малое исключение – налоги иностранцев, зарабатывающих в России, их совсем немного). И именно он является бенефициаром всех источников этих налогов. Государство – посредник в процессах платежа, и ничего более.

Но как же тогда быть с высказываниями о том, что российское государство практически не зависит от налогов, собираемых с частных лиц? И это тоже правда. Одно дело, кому принадлежит собственность по праву, а другое – кто ею распоряжается и как распоряжается.

Российская власть (не государство, заметьте; государство – это договорной фантом, а власть – это группа реальных людей) сконцентрировала в своих руках и централизовала на федеральном уровне беспрецедентные возможности контроля над государственной собственностью, налоговыми потоками и управлением бюджетом.

Сделать это ей было достаточно просто, благодаря тому что основная масса доходов бюджета действительно порождается выручкой от продажи полезных ископаемых. 25% консолидированного бюджета (за вычетом социальных сборов) составляют нефтегазовые доходы, которые собираются помимо населения.

Доходы от продажи полезных ископаемых идут в основном на закупку импорта, обеспечивающего более половины потребления в России (а если исключить из потребления те самые полезные ископаемые и энергию в широком смысле, которую контролирует та же власть, то и все 70%). Таможенные пошлины и НДС мы как потребители вынуждены платить, а власть их собирает: больше нефти – больше пошлин и НДС; меньше нефти – меньше налогов.

Дальше, государство нанимает почти 38% трудовых ресурсов в России. Соответственно, власть решает, сколько платить этим работникам. А их налоги – это возврат в государство части налогов, потраченных на оплату их труда. То есть как бы не налоги, а возвраты. Их объем тоже зависит от нефти: больше нефти – больше у государства денег, больше зарплаты и налоги бюджетников.

Очень упрощая, можно сказать, что если бы в России волшебным образом исчезла половина населения (даже не «более бедная» или «менее занятая», а просто ровно половина от каждой группы и страты), то власть от этого только выиграла бы. Почти 35% консолидированного бюджета никак не изменились бы, то есть доходы бюджета ориентировочно упали бы на 32,5%, а подушевой уровень доходов бюджета вырос бы где-то на 35% (это случайное совпадение цифр, а не математическая закономерность). При этом расходы бюджета (за вычетом некоторой доли военных и инфраструктурных расходов) сократились бы примерно в два раза – то есть бюджетная ситуация в стране стала бы существенно лучше.

Говорит ли это о том, что граждане России имеют меньше прав требовать от власти отчета об использовании всех налоговых поступлений? Разумеется, нет. Если в большом доме на первом этаже построен магазин, председатель ТСЖ не может заявить, что поскольку плата за аренду магазина составляет большую часть от поступлений ТСЖ, ему плевать на мнение жильцов и он сам себе хозяин (хотя, конечно, если бы дом был поменьше и жильцов было меньше, а магазин был бы таким же, то финансы ТСЖ были бы только лучше).

Председатель ТСЖ всего лишь приказчик, поставленный жильцами, а плата за аренду магазина принадлежит жильцам так же, как и любые другие их доходы – только коллективно. Чиновников ТСЖ, считающих, что деньги за аренду – их, а не жильцов, надо последовательно выгонять; жильцов, считающих так же, – переубеждать; подрядчиков ТСЖ, которые хотят на такой вседозволенности заработать (даже если они великие патриоты дома и защитники его интернета от «Гугла» и прочих врагов), – отстранять от кормушки.

И если мы хотим однажды оказаться жителями страны, которая развивается хотя бы так же быстро, как мир в среднем, мы должны научиться и научить всех ее жителей, что в реальном мире существуют только люди – граждане страны, ее население, народ, общество.

«Страна» и «государство» – это придуманные нами понятия; они придуманы для нашего удобства и должны нам служить – других задач у них нет и быть не может. Те, кто полагает, что ментальные конструкты могут жить сами по себе и еще требовать чего-то от реальных людей, серьезно задержались в социальном развитии – где-то на уровне примитивных родоплеменных религий с их антропоморфическими анимизмами.

Б. Консервативные,
либеральные, социал-демократические.

а) верно А б)
верно Б в) оба верны г) оба неверны.

3. Демократическая политическая
культура личности предполагает готовность исполнять следующие роли:

А)
избирателя б)
труженика в) семьянина г)
друга.

4. В президентской республике всенародно
избранный президент является главой государства, а также:

А) главой исполнительной
власти Б)
главой судебной власти

В) главой
парламента Г)
лидером фракции большинства в парламенте


5. В коммуникативный компонент политической системы входят:

1) общественные
движения;

2) центры политического консультирования;

3) взаимодействия между партиями и государственными
органами;

4) средства массовой информации.

6. Исключительным
признаком правового государства является:

А)
многопартийность Б)
гарантии прав и свобод гражданина

В) наличие различных
СМИ Г)
суверенитет

7. Политический плюрализм выражается в

А) федеративном устройстве
государства Б) осуществление
принципа независимости суда

В) наличии различных идейных
течений Г) регулярном
проведении выборов в органы власти

8. В демократическом государстве в отличие
от тоталитарного

А) деятельность главы государства и должностных
лиц ограничена законами

Б) оппозиция подавляется
насильственными методами

В) судьи находятся в
подчинении исполнительных органов власти

Г) деятельность высших
должностных лиц имеет закрытый для общества характер

9. Что является
характерной чертой тоталитарного политического режима?

А) концентрация власти в руках
выборных органов

Б) наличие единой идеологии,
насаждаемой государством

В) свободные от цензуры
средства массовой информации

Г) высокая степень развитости
гражданского общества

10. Верны ли следующие суждения?

Средства массовой информации
как политический институт:

А) Не оказывают существенного
воздействия на формирование настроений в обществе.

Б) Служат для распространения
в обществе определенных политических взглядов и идей.

а) верно
А б) верно Б в) оба
верны г) оба неверны.


В1. Распределите перечисленные ниже организации следующим образом. Три первые
должны представлять гражданское общество, три последующие – государственный
аппарат.

1. союз предпринимателей

2. общество филателистов

3. администрация субъекта
Федерации

4. комитет солдатских матерей

5. министерство образования

6. конституционный суд.


В2. Назовите понятие, соответствующее определению:

«Способность и возможность
осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность и поведение
людей - это __________».


В3. Назовите понятие, соответствующее определению:

«Властная структура, обладающая
суверенными полномочиями решать вопросы организации общества в масштабах всей
страны, называется ___________».


В4. Распределите перечисленное ниже следующим образом: три первые позиции
должны относиться к элементам политической системы, а три последующие – к видам
избирательных систем.

1.
организационная 2.
мажоритарная 3.
нормативная

4.
пропорциональная 5.
коммуникативная 6.
смешанная.


В5. Что является лишним в ряду?

А) функции местного
самоуправления: выступает связующим звеном между населением и государственными
структурами; обеспечивает государственную и общественную безопасность;
содействует укреплению государственности; выступает средством решения широкого
круга близких населению социальных проблем.

Б) Ветви власти:
законодательная, исполнительная, судебная, муниципальная (местная).


В6. По какому принципу построен ряд?

Конституционный суд РФ,
Верховный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ.


В7. Определите, что из ниже перечисленного может быть отнесено к признакам
правового государства:

1. верховенство
закона 2.
засилье бюрократии

3. мощный репрессивный
аппарат 4.
разделение властей

5. политический и
идеологический плюрализм 6. защита прав и свобод граждан

С1. Какой из принципов демократического государства нарушается, если в
парламент страны может избираться только человек, владеющий
недвижимой собственностью?

С2. На трех примерах проиллюстрируйте различные формы непосредственного
политического участия.


С3. Перечислите не менее трех функций политических партий в современном мире.

С4. В одной из развитых демократических стран некий гражданин, в прошлом
однокурсник и друг Президента страны, был приговорен по решению суда к трем
годам лишения свободы. Супруга осужденного обратилась к Президенту с просьбой
содействовать изменению приговора. Как может поступить Президент правового
государства? Аргументируйте свой ответ.

С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «политический процесс».
Составьте два предложения, дополняющие информацию о политическом процессе.

ЕГЭ ОГЭ 2022 | ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ | АКАДЕМИЯ ЗНАНИЙ

ЕГЭ ОГЭ 2022 | ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ | АКАДЕМИЯ ЗНАНИЙ

ЕГЭ ОГЭ 2022 | ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ | АКАДЕМИЯ ЗНАНИЙ запись закреплена

РАЗБИРАЕМ ЗАДАНИЕ 25 (ФОРМАТ ЕГЭ 2022)

📖

Обоснуйте необходимость налогообложения в РФ. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях). Какие существуют в РФ права у налогоплательщиков? (Назовите любые три права.) Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию данного права. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различных права.).

ВНИМАНИЕ

ПОЯСНЕНИЕ
1) Система налогообложения в РФ способствует пополнению бюджета государства. При помощи налогов государства тратить денежные средства на развитие социальной политики (выплаты пенсий, помощь семье, молодежи ), на развитие инфраструктуры в государстве (строительство дорог), безопасность (обеспечение армии) и т.д.
2) Налогоплательщик в РФ имеет право использовать льготы; получать достоверную информацию о том, какие налоги он должен заплатить; требовать соблюдения налоговой тайны
3) - имеет право использовать льготы: Иванов О. став пенсионерам имеет право не платить налог на собственность.
- получать достоверную информацию о том, какие налоги он должен заплатить: Петров ежегодно на сайте госуслуги получает информацию о налоговой задолженности за год, где указано за что он платит налог.
- требовать соблюдения налоговой тайны: Учредитель ООО «Фантик» Сидоров подал на налоговую службу в суд, за то что они распространили сведения о его прибыли за текущий период.

МОСКВА, 25 апр — ПРАЙМ, Ульяна Крайняя. Несмотря на готовность претендовать на положенные по закону и предоставляемые государством дополнительные средства на поддержку отдельных категорий граждан, не все россияне знают о полагающихся выплатах. Как разобраться, на какие выплаты вы можете рассчитывать, и в какие инстанции следует обращаться, рассказывают опрошенные агентством "Прайм" эксперты.

НАГРАДА НЕ ИЩЕТ ГЕРОЯ

Период пандемии приучил нас к тому, что дополнительные выплаты от государства стало получать достаточно просто, порой они сами находят получателя — и гражданин обнаруживает лишние средства на своей банковской карте. Оформить выплату можно достаточно просто и на портале Госуслуг, социальных фондов, сайтах региональных органов власти, объясняет заслуженный юрист России Иван Соловьев.

Однако если "награда" сама не ищет своего героя, стоит разобраться, положена ли она или нет, а вернее, входит ли человек в льготную категорию с правом на ту или иную выплату.

Все доплаты от государства являются, как правило, либо разовыми, либо устанавливаются на определенный период в связи с наступлением какого-либо жизненного обстоятельства у граждан, продолжает руководитель HR-службы Юридической группы "Яковлев и Партнеры" Светлана Краснянская.

Разовые выплаты выплачиваются один раз при определенных условиях в жизни граждан. Остальные, по ее мнению, тоже относятся скорее к временной помощи. Дело в том, что социальные выплаты устанавливаются также на определенный период. А после его окончания необходимо ещё раз подтвердить тот факт, что ваш статус не изменился. Например, вы продолжаете учебу, или не смогли устроиться на работу, и ваша семья является малоимущей.

"Соответственно, если вы не можете подтвердить документально свой статус, выплаты вам не положены", — предупреждает она.

На практике многие знают о существовании помощи от государства, просто не могут подтвердить свой статус и поэтому не получают выплаты, говорит эксперт.

ВСЕ ЛУЧШЕЕ ДЕТЯМ

От государства можно получить ряд выплат на ребенка — они зависят от финансового положения семьи, количества детей, возраста родителей и могут варьироваться в зависимости от региона. Поэтому о них проще всего узнавать в местных органах соцзащиты. Больше всего выплат многодетным и малообеспеченным гражданам — они также варьируются по регионам и носят адресный характер. Например, бывают единоразовые выплаты к 1 сентября или Дню семьи.

Приятным сюрпризом для молодых семей станет то, что ряд детских выплат, в частности, пособие по беременности и родам при постановке на учёт при раннем сроке беременности, единовременное пособие при рождении ребёнка, ежемесячное пособие по уходу за ребёнком до полутора лет был проиндексирован. Таким образом, в 2021 году российские семьи получат эти выплаты в больших размерах.

Есть и совсем свежие выплаты. Президент Владимир Путин в ходе послания Федеральному собранию в среду объявил о новых мерах поддержки семей с детьми. Предполагается, что в середине августа россияне получат единовременную выплату в 10 тысяч рублей на каждого школьника, включая будущих первоклассников.

С июля детям от восьми до шестнадцати лет включительно, живущим в неполных семьях, будут платить в среднем 5650 рублей в месяц.

Путин также предложил выплачивать беременным женщинам, оказавшимся в сложных условиях, по 6350 рублей в месяц.

ИПОТЕКА ДЛЯ МНОГОДЕТНЫХ

Многодетные семьи могут воспользоваться господдержкой в виде субсидии в размере 450 тысяч рублей на погашение части долга по ипотечному кредитованию, продолжает Соловьев. Однако здесь есть ряд ограничений.

Правоприменительная практика свидетельствует о том, что в договоре кредитования должна быть четко прописана цель кредитования, чтобы не возникло сложностей при получении субсидии (например, целью использования заёмщиком кредита является приобретение объекта недвижимости: квартиры (дома) по такому-то адресу.

Кроме того, в этом году в случае принятия соответствующего законопроекта может расшириться перечень объектов недвижимости, которые можно будет приобретать в ипотеку. Это может произойти за счет частных домов и объектов незавершенного строительства. "Это существенно расширит возможности молодых многодетных семей по улучшению своих жилищных условий", — убежден юрист.

НЕ ПЕНСИЕЙ ЕДИНОЙ

О некоторых выплатах от государства, в том числе от Пенсионного фонда, граждане осведомлены меньше, так как основания для их получения встречаются нечасто, рассказывает доцент базовой кафедры ТПП РФ "Развитие человеческого капитала" РЭУ им. Г.В. Плеханова Людмила Иванова-Швец.

Например, не у многих на момент выхода на пенсию есть на иждивении дети или члены семьи — а в этих случаях пенсионер может рассчитывать на дополнительные выплаты к пенсии. Для этого стоит собрать документы, перечень которых есть на сайте ПФР, и обратиться в территориальное отделение фонда. Отказать могут, если не все соответствует нормам либо неправильно оформлены документы.

"Также мало кто знаком с такой доплатой, как единовременная выплата из пенсионных накоплений. Ее могут получить до выхода на пенсию будущие пенсионеры в определенных ситуациях или члены семьи в случае смерти будущего пенсионера. Если накопительная часть формировалась в негосударственном пенсионном фонде, то обращаться надо туда. Но если застрахованное лицо или член семьи не помнят, в каком фонде лежат накопления, можно обратиться в ПФР", — отмечает Иванова-Швец.

Важно понимать, что члены семьи могут рассчитывать на выплаты, если умерший член семьи оформил все нотариально, и до этого не получал пенсию. Для получения выплаты нужно собрать необходимые документы, перечень которых можно найти на сайте ПФР. Заявления рассматриваются в течение 10 дней.

По мнению эксперта, чтобы граждане могли получать дополнительные выплаты, стоит лучше о них информировать и ввести должность или функции пенсионного консультанта.

Во многих регионах предусмотрены выплаты для семей, проживших в браке 50 лет. Они различны и выплачиваются только по заявлению "золотых" юбиляров. Сумма варьируется в зависимости от региона и составляет в среднем 10-30 тысяч рублей. Выплаты не назначаются автоматически. Для их получения необходимо обратиться в МФЦ.

"Не все об этом знают, но предусмотренные в региональных бюджетах средства могут стать существенным подспорьем для наших ветеранов и пожилых людей", — указал Соловьев.

В ряде регионов предоставляют и единовременную выплату к юбилейным дням рождения — для этого также нужно подать в МФЦ необходимые документы. Но могут и отказать, если вы не прожили в регионе необходимое количество лет.

Есть немало льгот на оплату услуг ЖКХ различным категориям граждан. "Многие не знают, что имеют право на существенные компенсации (например, 50% всех коммунальных услуг) или просто не верят, что смогут их получить. В основном, это та категория граждан, которым эти субсидии реально нужны", — рассказывает генеральный директор компании "Городские инновационные технологии" Сергей Минко.

Например, на компенсацию оплаты услуг ЖКХ можно претендовать, если вы участник ВОВ и других боевых действий или член семьи умершего льготника, бывший узник концентрационных лагерей (в момент заключения — несовершеннолетний), пострадавший при аварии в Чернобыле, инвалид, инвалид детства, Герой СССР или России.

Существуют федеральные льготы, которые обязательны во всех регионах, их дополняют выплаты на местном уровне. Чтобы понять, какие именно льготы доступны в вашем регионе, эксперт советует зайти на сайт ГИС ЖКХ в раздел "Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан".

Если обнаружится, что у вас есть право на льготу, нужно обратиться или в МФЦ или в органы соцзащиты по месту жительства. "Если право будет подтверждено, компенсацию вы начнете получать со следующего же месяца. За прошедшие периоды компенсация вам не положена, так что, чем раньше вы обратитесь, тем больше денег сэкономите", — подчеркивает Минко.

ЧЕМ ПОМОЖЕТ РАБОТОДАТЕЛЬ

Сейчас через работодателя можно оформить только налоговые вычеты НДФЛ, говорит Краснянская. По новому законодательству все пособия при рождении ребенка теперь напрямую выплачивает Фонд социального страхования. Это касается и оплаты больничных листов.

Можно обращаться за материальной помощью в связи со сложными жизненными обстоятельствами, но эти выплаты остаются на усмотрение работодателя.

КАК УПРОСТИТЬ ДОСТУП К ВЫПЛАТАМ

Доцент кафедры "Фондовые рынки и финансовый инжиниринг" факультета финансов и банковского дела (ФФБ) РАНХиГС Сергей Хестанов отмечает, что процесс назначения и выплаты социальных пособий в России пока недостаточно автоматизирован.

Чтобы оформить выплаты на детей, получить материальную поддержку в связи с коронавирусом и т.д., приходится самостоятельно собирать справки.

"Во многих странах, например, в Германии и Австрии, при возникновении условий для назначения льготы деньги сами находят своего получателя. Происходит это за счет того, что вся информация о домохозяйстве, к которому относится человек, консолидируется государством, и органы соцзащиты имеют возможность назначать выплаты автоматически", — добавляет эксперт.

В России работы по формированию единой системы только начинаются. "Основную роль в консолидации, обработке информации и вынесению решения о назначении выплат будет играть Федеральная налоговая служба — именно она обладает наиболее полными сведениями о доходах гражданина, его финансовом положении", — говорит он.

ФНС сможет получать необходимую информацию о семейном положении, наличии детей и жизненных обстоятельствах напрямую от министерств и ведомств.

По мнению эксперта, весьма вероятно, что для борьбы с бедностью будет внедрена такая система, которая позволит определять доходы конкретного человека по доходам домохозяйства и автоматически назначать выплаты, если они ниже определенного законом уровня.

"Сейчас, когда с информационным обеспечением ситуация улучшилась, логично централизовать и автоматизировать все, что касается социальной защиты и назначения выплат. Это позволит уменьшить количество допускаемых ошибок и снизить риски злоупотреблений", — уверен Хестанов.

В ходе послания к Федеральному собранию Путин заявлял, что с 2022 года в России должно заработать социальное казначейство, предоставляющее услуги по принципу "одного окна".

"Это значит, что все федеральные пособия, пенсии и другие социальные надбавки будут оформляться и выплачиваться в режиме "одного окна" без беготни по инстанциям, а просто по факту создания семьи, рождения ребенка, выхода на пенсию и другой жизненной ситуации", —сказал президент.

ПРЕОДОЛЕТЬ БЮРОКРАТИЧЕСКИЕ ПРЕПОНЫ

По мнению доцента кафедры гражданско-правовых дисциплин РЭУ им. Г. В. Плеханова Сергея Левчука, варианты малоизвестных государственных программ социальной помощи сопряжены с условиями крайней нужды малоимущих семей.

У большинства из них сугубо региональный характер применения и специфика реализации, а размер выплат крайне неоднороден и связан с необходимостью преодоления бюрократических препон.

"Таким образом, все варианты госпрограмм социальных выплат, несоизмеримы с реальными потребностями социально незащищённых слоёв населения и нуждаются в комплексном пересмотре на уровне правительства", — убежден эксперт.

По его мнению, их следует перевести на федеральный уровень параллельно с кратным повышением "порога бедности".

Б. Все партии имеют индивидуальное фиксированное членство.

А) верно А Б) верно Б В) верны оба Г) оба суждения неверны.

3. Из перечисленного ниже исключительным признаком государства является

а) право представлять все общество за рубежом б) наличие бюджета

в) защита интересов граждан г) выполнение политических функций

4 . К формам правления относится:

а) федеративное государство б) республиканское государство

в) авторитарное государство г) унитарное государство

5 . Верны ли следующие суждения?

А. Средства массовой информации как политический институт оказывают значительное воздействие на позиции избирателей на выборах.

Б. Средства массовой информации как политический институт в демократическом обществе свободны от цензуры.

А) верно А Б) верно Б В) верны оба Г) оба неверны.

6 . В демократическом государстве закон принимается

А) парламентом Б) премьер-министром В) судьями Г) прокурором

7. Политическая партия:

А) участвует в борьбе за власть

Б) является частью социальной структуры общества

В) осуществляет руководство экономикой

Г) взимает налоги с населения.

8. Совокупность государственных и общественных организаций, участвующих в политической жизни страны, называется

1) гражданским обществом 3) политическим процессом

2) политической системой 4) политическим режимом

9 .Функцией государства является

1) наличие государственного аппарата 2) поддержание общественного порядка

3) суверенитет 4) разделение властей

1 0 . Политический плюрализм означает

1) противостояние официальному курсу

2) множественность политических взглядов и группировок

3) взаимное стремление к положительному результату

4) единство взглядов

1 1 .Самым главным политическим институтом является

1) общество 2) право 3) государство 4) партия

1 2 .В современной России сложилась:

1) однопартийная система 2) двухпартийная система

3) система двух с половиной партий 4) многопартийная система

13. Вставьте пропущенное слово:

«В обществе возникает борьба за ___________ и её использование для проведения той или иной политики» (власть)

14. Определите, что из нижеперечисленного может быть чертами гражданского общества:

1. экономическая самостоятельность граждан

2. господство одной идеологии

3. правовое оформление и государственная защита прав и свобод граждан

4. невмешательство государства в частную жизнь граждан

5. господство государства над обществом

6. наличие общественных и политических организаций

7. представительная законодательная власть.

15. Что является лишним в ряду?

А) авторитаризм, традиционализм, тоталитаризм.

Б) характерные признаки тоталитаризма: вторжение государства в жизнь каждого человека, верховенство закона во всех сферах жизни общества, атмосфера страха и репрессии, культ личности.

16.Установите соответствие между типами государств и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Характеристики Тип государства

А) разрешено все, что не запрещено 1) правовое государство

Б) реализация принципа разделения властей 2) тоталитарное государство

Г) сращивание партийного аппарата с государственным

Д) верховенство права

Е) разрешено все, что разрешено законом

1. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Гражданское общество и правовое государство». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Тест по теме «Политическая жизнь» Вариант 2

1. Разновидностью республиканской формы правления не является

1) абсолютная 2) парламентская 3) президентская 4) смешанная

2. По форме правления государство может быть

1) федеративным 2) монархическим 3) тоталитарным 4) унитарным

3.К внешним функциям государства относится

1) охрана правопорядка 2) оборона страны

3) налогообложение 4) охрана прав и свобод граждан

4.Верны ли следующие суждения об основных целях политических партий?

А. Основной целью политической партии является формирование общественного мнения

Б. Основной целью политической партии является политическое образование и воспитание граждан

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

5.Верны ли следующие суждения о сущности власти?

А. Любая власть означает способность, право и возможность повелевать, распоряжаться и управлять кем-либо или чем-либо

Б. Любая власть – это контроль над экономическими ресурсами

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба неверны

6.Консервативные партии характеризуются

1) призывами к ликвидации принудительной власти государства

2) жесткой организацией

3) призывами к радикальным преобразованиям общества

4) призывами к отстаиванию традиционных путей развития страны

7.К институтам гражданского общества не относится:

1) профсоюз 2) региональный отдел образования

3) Общество солдатских матерей 4) политическая партия

8.Верны ли следующие суждения о политической партии?

А. Все партии имеют целью борьбу за государственную власть

Б. Все партии делятся только по классовому признаку

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

9.В ряде стран Европы короли и королевы, получающие свою власть по наследству, выполняют лишь представительские функции, не оказывая существенного влияния на деятельность законодательной, судебной и исполнительной властей. Какая форма правления установлена в этих странах?

1)Абсолютная монархия; 2) парламентская республика;

3)Конституционная монархия; 4) президентская республика;

10.Какой признак отличает тоталитарный режим?

1. Наличие единственной общеобязательной идеологии;

2. Обязанность граждан подчиняться законам;

3. Невмешательство государства в дела гражданского общества;

4. Наличие правоохранительных органов;

11.Что определяет особую роль государства в политической системе общества?

1) исключительное право издавать законы; 3) наличие политического лидера;

2) защита частных интересов граждан; 4) разработка политической идеологии

12.Какой признак отличает демократический политический режим?

1) наличие однопартийной системы;

2) контроль государства над частной жизнью граждан;

3) ограничение свободы слова и печати;

4) подчинение политического меньшинства большинству

12. Вставьте слово вместо пропуска:

В правовом государстве устанавливается принцип взаимной ответственности …….…, общества и личности. (государства)

13. Найдите обобщающее для всех остальных понятие.

1)Форма государства 2) методы государственного властвования 3) форма правления 4) тип политического режима 5) форма государственного устройства

14. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «политическая идеология».

1)консерватизм 2) либерализм 3) даосизм 4) социал-демократия 5) национализм 6) оптимизм

15. Установите соответствие между политическими институтами и их функциями

А) представительство совокупных интересов 1) государство

общества 2) партии

Б) разработка политических программ

В) участие в предвыборных кампаниях

Г) разработка и принятие законов

Д) применение правоохранительных мер

Е) оппонирование правительственной деятельности

1 .Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Государство». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: