Гражданин как член государственной организации общества

Обновлено: 25.04.2024

Гражданину принадлежат определенные права и свободы, необходимые для участия в политической жизни, осуществлении государственной власти, управлении делами государства. Их принято называть политическими правами и свободами. Политические права призваны обеспечить, с одной стороны, самостоятельность и независимость человека при решении общественных или государственных дел, а с другой - его активное включение в жизнь страны или отдельных коллективов. Эти права позволяют лицу совместно с другими участвовать в решении дел, стоящих перед обществом и государством, оказывать влияние на властные структуры.

Рассмотрим политические права и свободы граждан подробно:

  • право участвовать в управлении делами государства,
  • право избирать и быть избранным,
  • право участвовать в референдуме,
  • право на объединение,
  • свобода собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирования,
  • право на личные и коллективные обращения в орган государства и местного самоуправления,
  • право на равный доступ к гражданской службе,
  • право на альтернативную гражданскую службу,
  • право на участие в отправлении правосудия.


Наиболее общим выражением политических прав и свобод граждан Российской Федерации является право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 32 Конституции РФ, ст. 45 Конституции РТ). Это право реализуется в ряде более узких по содержанию, но практически осуществляемых правах и свободах. К ним относятся: избирательное право, т. е. право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, а также участвовать в референдуме; право на доступ к государственной службе и отправлению правосудия; право на свободное проведение собраний, митингов, демонстраций, уличных шествий, пикетирование; право на объединение в политические партии, общественные организации, профессиональные союзы; право обращаться лично и направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Граждане имеют политическое право участвовать в управлении делами государства посредством референдума — всенародного голосования по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Примером непосредственного участия граждан Российской Федерации в управлении делами общества и государства служит всенародное голосование по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года.

В Российской Федерации и Республике Татарстан действует множество общественных организаций, движений, фондов, учреждений, органов общественной самодеятельности. Право на объединение в общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей предполагает, во-первых, образование гражданином на добровольной основе совместно с другими гражданами любого объединения (политической партии, общественной организации, профессионального союза, религиозного общества, коммерческой или иной произвольной формы), во-вторых, вступление гражданина в существующие общественные объединения, представляющие его интересы, в-третьих, воздержание от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений (ст. 30 Конституции РФ, ст. 44 Конституции РТ). Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Государственная служба выступает как форма осуществления нрава на управление делами государства. Правом поступления на государственную службу обладают граждане Российской Федерации не моложе 18 лет, владеющие государственным языком и имеющие профессиональное образование. При поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускается каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений в зависимости от расы, пола, национальности, языка, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. По закону есть ограничения в принятии на государственную службу или занятие государственной должности. Это, к примеру, возможно в случаях признания гражданина судом недееспособным или ограниченно дееспособным; лишения его судом права занимать государственные должности в течение определенного срока; наличия в соответствии с заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего выполнению должностных полномочий.

Граждане Российской Федерации и Республики Татарстан могут участвовать в рассмотрении гражданских и уголовных дел в судах, то есть отправлении (осуществлении) правосудия, в качестве присяжных заседателей и народных заседателей.

К неотъемлемым политическим правам и свободам личности относится право проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31 Конституции РФ, ст. 43 Конституции PT). Через эти мероприятия граждане могут выразить свою волю и воздействовать на государственные или общественные органы путем согласования и формирования мнения граждан и их публичного выражения. Это политическое право помогает обеспечить реальное народовластие. Запрещается использовать это право для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны. Органы внутренних дел осуществляют охрану общественного порядка при проведении рассматриваемых мероприятий, предупреждают и пресекают противоправные действия. В случае необходимости виновные привлекаются к юридической ответственности.

Конституционное право граждан на личные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления объективно направлено как на улучшение деятельности этих органов, так и на защиту прав и свобод личности (ст.33 Конституции РФ, ст. 46 Конституции РТ). Орган, в который поступило обращение, обязан в пределах своей компетенции рассмотреть обращения, принять по ним решения и дать мотивированный ответ в установленный законом срок.

Политические права и свободы граждан выступают как средство для участия в управлении государством.

Предоставление и реализация политических прав связаны с обладанием российским или татарстанским гражданством (лица без гражданства и иностранцы их не имеют) и достижением определенного возраста (18 лет; для того чтобы стать депутатом Федерального Собрания — 21 год, судьей — 25 лет, Президентом — 35 лет, членом Конституционного суда — 40 лет).

Лучшие адвокаты нашего бюро "Сайфутдинов и партнеры" оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.


Напоминаем, что адвокаты нашего бюро проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, семейным, гражданским делам, жилищным и другим вопросам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

Основой взаимоотношений гражданина и государства является правовой статус личности, т.е. законодательно установленный комплекс прав, свобод и обязанностей человека.

Конституция РФ закрепляет общие принципы правового статуса личности: 1) признание и гарантированность государством прав и свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права; 2) равноправие и равенство граждан, запрещение дискриминации; 3) непосредственное действие прав и свобод человека; 4) неотчуждаемость основных прав и свобод человека; 5) возможность ограничения прав и свобод человека в условиях чрезвычайного положения в соответствии с законом, кроме оговоренных Конституцией (права на жизнь, на достоинство личности, на защиту от пыток и насилия, на неприкосновенность частной жизни, на личную и семейную тайны, на защиту своей чести и доброго имени, на свободу совести и вероисповедания, на свободное использование имущества, на жилище, на соблюдение процессуальных прав в уголовном судопроизводстве); 6) государственная (в том числе и судебная) защита прав и свобод человека.

Гражданством называется устойчивая правовая связь человека и государства, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Помимо граждан на территории государства могут проживать иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды).

Наряду с Конституцией вопросы гражданства РФ регулирует принятый в 2002 г. Федеральный закон «О гражданстве РФ». В соответствии с данными нормативно-правовыми актами общими принципами российского гражданства являются: принцип единого гражданства на всей территории РФ; принцип равного гражданства независимо от оснований его приобретения; принцип постоянного гражданства, т.е. сохранения гражданства лицами, находящимися за пределами РФ; недопустимость лишения гражданства; защита и покровительство граждан РФ со стороны государства; недопустимость выдачи граждан РФ другим государствам; разрешение гражданам РФ иметь гражданство иностранного государства (принцип двойного гражданства); предоставление гражданам РФ возможности изменить гражданство.

Закон «О гражданстве РФ» устанавливает следующие основания приобретения гражданства:

1. Приобретение гражданства по рождению:

1) ребенок, оба родителя или единственный родитель которого на момент его рождения состоят в гражданстве РФ, является гражданином РФ независимо от места рождения;

2) ребенок, один из родителей которого на момент его рождения состоял в гражданстве РФ, а другой являлся лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно, является гражданином РФ независимо от места рождения;

3) при различном гражданстве родителей, один из которых на момент рождения ребенка состоит в гражданстве РФ, а другой имеет иное гражданство, при условии, что ребенок родился на территории РФ либо если в ином случае он станет лицом без гражданства, ребенок приобретает гражданство РФ;

4) находящийся на территории РФ ребенок, оба родителя которого неизвестны, является гражданином РФ, если родители не объявятся в течение 6 месяцев со дня его рождения;

5) ребенок, родившийся на территории РФ у родителей, состоящих в гражданстве других государств, является гражданином РФ, если эти государства не предоставляют ему своего гражданства;

6) ребенок, родившийся на территории РФ от лиц без гражданства, является гражданином РФ.

2. Прием в гражданство РФ (натурализация): иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство РФ в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица: 1) проживают на территории РФ со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлением о приеме в течение 5 лет непрерывно; 2) обязуются соблюдать Конституцию и законодательство РФ; 3) имеют законный источник средств к существованию; 4) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у них иного гражданства; 5) владеют русским языком.

В ряде случаев пятилетний срок проживания на территории РФ может быть сокращен до одного года: рождение лица на территории РСФСР и наличие у него в прошлом гражданства СССР; состояние в браке с гражданином РФ не менее 3 лет; наличие у нетрудоспособного лица дееспособных детей, достигших возраста 18 лет и имеющих гражданство РФ; наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для РФ; предоставление лицу политического убежища на территории РФ; признание лица беженцем.

В упрощенном порядке в гражданство РФ принимаются: 1) выдающиеся деятели науки, техники и культуры; 2) высококвалифицированные специалисты; 3) лица, которым предоставляется политическое убежище на территории РФ; 4) признанные в установленным порядке беженцами; 5) ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории РФ; 6) лица, состоящие в браке с гражданами России; 7) те, кто имеет хотя бы одного родителя – российского гражданина, проживающего на территории РФ; 8) те, кто родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР.

3. Восстановление в гражданстве РФ распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, ранее имевших гражданство РФ. Обязательный срок непрерывного проживания на территории РФ таких лиц сокращается до 3 лет.

4. Иные основания приобретения гражданства (например, при приобретении гражданства РФ обоими родителями их дети такжестановятся гражданами РФ).

В случае изменения Государственной границы РФ лица, проживающие на территории, вошедшей в состав РФ, имеют право на выбор гражданства РФ. Российское гражданство может быть прекращено в случаях добровольного ходатайства гражданина РФ или по иным основаниям (выходе родителей из гражданства, если при этом дети не станут лицами без гражданства).

Одной из обязанностей гражданина РФ является воинская обязанность – обязанность с оружием в руках защищать государство и нести воинскую службу в рядах вооружённых сил. Эта обязанность осуществляется в соответствии с Федеральными законами «О воинской обязанности и военной службе» (1998) и «О статусе военнослужащих» (2000). Воинская обязанность включает: воинский учёт; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Прохождение действительной воинской службы может быть заменено альтернативной гражданской службой. Альтернативная гражданская служба (АГС) – это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Её выбирают граждане, которые в силу моральных, этических, политических, религиозных убеждений считают недопустимой для себя службу в армии, ношение формы, принесение присяги, применение оружия. Правом на АГС обладают также представители малочисленных коренных народов, занимающиеся традиционными промыслами. Альтернативнослужащий не вправе по собственной инициативе расторгнуть трудовой договор, участвовать в забастовках, подрабатывать по совместительству в других организациях; в отличие от солдата, он имеет право на образование по заочной или вечерней форме.

Большинство граждан РФ является налогоплательщиками. Налогоплательщики – организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги. К обязанностям налогоплательщиков относятся: 1) постановка на учёт в органах Федеральной налоговой службы; 2) уплата налогов в определённых размерах и в заранее установленные сроки; 3) ведение в установленном порядке учёта своих доходов и расходов; 4) непрепятствование деятельности налоговых органов; 5) предоставление необходимой информации и документов в случаях и порядке, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

За уклонение от уплаты и нарушение порядка уплаты налогов предусмотрена административная, а в отдельных случаях уголовная ответственность. Налогоплательщик имеет право: 1) получать бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и должностных лиц, письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах; 2) пользоваться льготами по уплате налогов, установленными законодательством; 3) получать отсрочку, рассрочку или налоговый кредит; 4) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов; 5) обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и (без)действия должностных лиц; 6) требовать соблюдения налоговой тайны; 7) требовать возмещения убытков, причинённых незаконными решениями налоговых органов или незаконными (без)действиями должностных лиц.


Муниципальный район "Кобяйский улус (район)"

Logo

Информация о мероприятиях подготовки и проведения празднования 100-летия образования Якутской АССР

Фото страницы

Формы участия граждан в управлении государством и порядок их реализации

Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство (ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации).

На основании ст. 32 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ) граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Право граждан на участие в управлении делами государства установлено не только Конституцией РФ, но и Федеральными законами от 12.06.2002 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ), от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131- ФЗ), от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ), от 11.07.2001 95-ФЗ «О политических партиях» (далее - Федеральный закон № 95-ФЗ), 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ), от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Федеральный закон № 82-ФЗ) и другими федеральными законами.

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ч. 3 ст. 3 Конституции РФ).

Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на свободной и добровольной основе. Право избирать (активное избирательное право) у граждан России Федерации возникает с 18 лет. Право быть избранным (пассивное избирательное право) зависит от уровня выборов. С 18 лет гражданин вправе быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, с 21 года - избранным депутатом законодательного органа государственной власти, главой муниципального образования, с 30 лет - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (ч.ч. 1, 4 ст.4 Федерального закона 67-ФЗ), с 35 лет - Президентом Российской Федерации (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»).

Помимо выборов волю граждан выражает референдум. Под референдумом понимается голосование граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, имеющее обязательное значение для органов государственной власти и органов местного, самоуправления. Референдум может быть общефедеральным, региональным и местным. Право участвовать в референдуме возникает с 18 лет.

Участие граждан в управлении делами государства осуществляется также в виде инициативы проведения публичных слушаний, сходе граждан, правотворческой инициативы граждан, участия в оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, объединения в политические партии, проведения общественных мероприятий, общественного контроля, осуществлении права объединяться в общественные объединения, в праве на непосредственное обращение в органы власти и иных видах.

Статьей 25.1 Федерального закона № 131-ФЗ установлено право на сход граждан, который может проводиться по вопросам изменения границ муниципального образования, его преобразования; по вопросам, связанным с организацией и осуществлением местного самоуправления; по вопросу об упразднении поселения и по другим вопросам.

Согласно ст. 26 Федерального закона № 131-ФЗ, инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом может выступать с правотворческой инициативой. Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ, по инициативе населения для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения могут проводиться публичные слушания.

Федеральным законом № 54-ФЗ гражданам предоставлено право на участие в публичных мероприятиях.

На основании п. 1 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ, публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет).

Право граждан на объединение в политические партии в Российской Федерации регулируется Федеральным законом № 95-ФЗ.

На основании ч. 1 ст.3 Федерального закона № 95-ФЗ, политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Согласно ч. 2 ст. 23 Федерального закона № 95-ФЗ, членами политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. При этом не вправе быть членами политической партии иностранные граждане и лица без гражданства, а также граждане Российской Федерации, признанные судом недееспособными.

Частью 1 ст. 3 Федерального закона № 212-ФЗ, гражданам Российской Федерации предоставлено право участвовать в осуществлении общественного контроля.

Под общественным контролем понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.

На основании ст. 3 Федерального закона № 82-ФЗ гражданам обеспечено право объединяться в общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей.

Происхождение государства. Мы уже установили, что каждый член общества является представителем той или иной социальной группы, той или иной нации. В то же время все мы, живущие в нашей стране, независимо от социальной и национальной принадлежности,— граждане своего Отечества, своего государства.

Что же такое государство и что значит быть гражданином своей страны?

Обратимся к опыту истории. Изучая историю Древнего мира, вы узнали, что первобытное общество не имело государственного устройства, политической власти. Это не значит, что члены этого общества не подчинялись правилам и нормам поведения. Без таких правил человеческий коллектив не может существовать: безграничная свобода неизбежно приводит к ущемлению интересов одних со стороны других.

Но в первобытном коллективе нормы общежития были просты, основывались на обычаях, а влияние старейшин рода определялось их личным авторитетом.

Однако на определенном этапе исторического развития возникают специальные группы людей, которые осуществляют управление обществом. Иначе говоря, власть отделяется от народа. Появляются законы, суды, армия.

Почему же происходят эти изменения? Существуют разные объяснения причин возникновения государства. Долгое время господствующим было представление о том, что государственная власть от Бога, а правосудие есть проявление Божьего суда и поэтому оно необходимо, абсолютно и вечно.

Согласно другой теории, государство появляется на определенной ступени развития общества как результат добровольного соглашения людей, договора между ними. Что же заставило людей заключить такой договор? В своем естественном, природном состоянии человек был абсолютно свободным, а это неизбежно вело к произволу, беззаконию, образно говоря, «войне всех против всех». Нормально развиваться общество может лишь при согласовании интересов его членов. Достичь согласия помогает передача власти и силы одному человеку (верховному правителю) или группе лиц. Так возникает государство.

Из курса истории вам известно и другое объяснение причин появления государства: с расколом общества на классы, противоположные по своим интересам, у экономически господствующего, но малочисленного класса (рабовладельцев, феодалов) появилась необходимость укрепить свое положение с помощью власти, вооруженной силы, законов, т. е. государства.

Размышляя над приведенными здесь различными взглядами, обратитесь к известным вам историческим фактам, характеризующим роль государства в историческом развитии. Напомним наиболее существенные функции, которые обычно выполняет государство: сбор налогов, издание законов, судопроизводство, защита границ, борьба с попытками изменить государственный строй. Подумайте, в чьих интересах осуществлялись эти функции?

  1. Когда возникло Древнерусское государство с центром в Киеве? Какие признаки указывали на его появление?
  2. Почему произошел распад единого государства на самостоятельные княжества?
  3. Какую роль сыграли московские земли в образовании нового централизованного государства?
  4. Какими способами расширялись владения Российского государства?
  5. Когда Россия стала империей? Какое значение имел этот факт?
  6. Что удерживало народы в составе единого государства?
  1. Единство территории. Государство распространяет свою власть на население, живущее в пределах определенной территории, а само это население с появлением государства превращается в его подданных или граждан.
  2. Публичная власть. Власть как способность и возможность отдельного человека, группы или органа влиять на поведение людей весьма распространенное общественное явление (родительская власть, партийная власть). Но государству свойственна особая власть, которую называют публичной. Ее особенность в том, что распространяется она на все население страны, для ее осуществления создается специальный аппарат, включающий и органы принуждения: вооруженные формирования (армия, органы безопасности), тюрьмы, исправительные учреждения.
  3. Суверенитет. Внутренний суверенитет означает, что власть государства выше власти любой организации, существующей в данном обществе (церкви, партии), его решения обязательны для всех граждан и не могут быть отменены кем-либо. Внешний суверенитет проявляется в независимости от других государств, в недопустимости их вмешательства в дела данного государства.
  4. Законодательная деятельность. Только государство обладает исключительным правом издавать общеобязательные юридические нормы — законы страны. С помощью правовых норм государство закрепляет определенный общественный порядок.
  5. Налоговые сборы. Государственные органы устанавливают специальные сборы: налоги, пошлины и обеспечивают их поступление в бюджет. Эти средства, как вы уже знаете, необходимы государству для решения разнообразных социально-экономических и культурно-просветительских задач (осуществление производственных программ, социальная защита населения, поддержка систем образования и здравоохранения), а также для содержания государственного аппарата.

Формы государства. Говоря о формах государства, различают форму правления — организацию высших органов власти и форму государственно-территориального устройства — отношение между центральными и местными органами власти, распределение власти по территории страны.

По форме правления государство может быть монархией или республикой. При монархическом устройстве во главе государства стоит монарх и его власть передается по наследству. Из курса истории вы знаете, что государств с такой формой правления было множество в различные исторические эпохи. На протяжении столетий существовала монархия и в России. Да и сегодня немало государств можно отнести к монархическим. Правда, во многих из них власть первого лица ограничена конституцией страны или каким-либо представительным органом, чаще всего парламентом. Примером такой ограниченной (или конституционной) монархии, где король «царствует, но не правит», можно считать Великобританию.

Конституционными монархиями являются также Испания, Япония, Швеция, Дания и ряд других государств. В некоторых странах (например, в Саудовской Аравии) сохранились и абсолютные (ничем не ограниченные) монархии.

В республике высшие органы власти избираются на строго установленный срок. Если в эпохи древности и Средневековья республиканская форма правления встречалась сравнительно редко (вспомним отдельные периоды истории Древней Греции и Древнего Рима, Новгородскую республику, некоторые итальянские средневековые государства), то в Новое время многие страны стали республиками. При этом в ряде из них ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент, перед которым и несет ответственность правительство. Такие республики называются парламентскими (Италия, Германия). Там же, где велики полномочия всенародно избираемого главы государства — президента, устанавливается президентская республика. Президент в ней руководит исполнительной властью (правительством), может отклонить (наложить вето) на любой закон, принятый парламентом. Президентской республикой являются США, многие относят к ней и Францию.

По формам территориально-государственного устройства различают унитарные и федеративные государства. Унитарным считается такое государство, в котором его административные части (губернии, края, провинции) не обладают суверенитетом, местные власти назначаются из центра и проводят его решения. Вспомним устройство Российской империи в XVIII в. Вся территория государства делилась на несколько десятков губерний. При этом какие-либо национально-исторические особенности не учитывались. Главой исполнительной власти был губернатор, назначаемый императором. Сегодня на политической карте мира мы можем увидеть много унитарных государств с едиными для всей страны законодательством, гражданством. Среди них — Венгрия, Греция, Чехия и ряд других.

Иначе устроено федеративное государство. Здесь отдельные территории (штаты, земли, республики) обладают значительной самостоятельностью. Наряду с общими (федеральными) законами и органами государственной власти на этих территориях (субъектах федерации) действуют и собственные законы, и собственные органы управления. В нашей стране распределение полномочий между центром и субъектами федерации закреплено в действующей Конституции. К ведению центральных органов отнесено в первую очередь то, что необходимо для поддержания целостности государства и его безопасности (федеральный бюджет и налоги, единая энергетическая система, ядерная энергетика, деятельность в космосе, внешняя политика, оборона). Центральная власть также берет на себя защиту прав и свобод каждого человека, в какой бы части страны он ни проживал.

Помимо России, федеративное устройство имеют Германия, США, Индия, Мексика, Канада и другие страны.

Политический режим. Государство как организация политической власти, с одной стороны, и общество, население страны, с другой стороны, неразрывно связаны. Средства и формы, с помощью которых государство воздействует на общество, осуществляя свою власть, а общество, в свою очередь, влияет на государство, определяют политический режим. Чаще всего выделяют три типа режима: авторитарный, тоталитарный и демократический.

Авторитаризм (от лат. auctoritas — власть, влияние). История человечества дает много примеров авторитарных государств. Это и восточные деспотии, и тирании Древнего мира, и абсолютные монархии Средневековья. В современном мире к государствам этого типа относят Чили периода правления Пиночета, Иран и ряд других стран. Авторитарное государство строго централизовано, власть сконцентрирована в руках одного человека или в одном органе. Поэтому роль парламента (если он есть), других представительных органов очень незначительна. Оппозиция, если она и допускается, находится под строгим контролем государственных органов, в случае малейшей угрозы с ее стороны правящему режиму ее деятельность безжалостно пресекается, а политические противники нередко физически уничтожаются. Однако полного контроля за внеполитическими сторонами жизни людей (экономические отношения, духовная жизнь) нет.

Тоталитаризм (от лат. totalis — весь, целый, полный). Большинство исследователей считают, что этот бесчеловечный режим — порождение XX в., так как именно в новейшее время появились средства и возможности для полного (тотального) контроля государственных органов за всеми и каждым. В своем романе «1984» английский писатель Дж. Оруэлл, описывая жизнь людей в подобном государстве, упоминает, в частности, некий прибор под названием «телескрин». Он находится в каждом доме и позволяет соответствующим «органам» отслеживать все обстоятельства частной жизни людей. Естественно, тираны прошлого и мечтать не могли о таких возможностях.

В реальных условиях подобный всеобъемлющий контроль и подавление всякой индивидуальности достигались, конечно, не с помощью «телескринов». Для этих целей использовались другие, но не менее эффективные средства. Одно из них — насаждение единой идеологии, «обосновывавшей» необходимость и преимущества установленного режима, существование каких-либо иных теорий и взглядов не допускалось. Характерной чертой тоталитарного общества является полная бесконтрольность высшего руководства (вождя, партийной верхушки), которое, сосредоточив в своих руках всю власть, ни перед кем не несет ответственности за принимаемые решения. Поддерживается установленный порядок с помощью мощной карательной системы, массового террора против населения, который направлен не столько на выявление врагов режима, сколько на устрашение людей, подавление их свободной воли.

Печальными приметами тоталитаризма отмечено недавнее прошлое Германии, Италии (фашистский режим), СССР (эпоха сталинизма).

Демократия (от греч. demos — народ и cratos — власть). Обстоятельный разговор о демократичной форме правления и организации жизни общества еще впереди. Сейчас же отметим ее наиболее существенные черты. Прежде всего источником власти признается народ, который осуществляет ее главным образом через своих выборных представителей. Вот почему в условиях демократии такое значение придается организации и проведению выборов при их непременном соревновательном (не менее двух кандидатов на место) характере на основе многопартийности (наличие разных партий позволяет полнее учитывать и выражать интересы отдельных групп населения). Демократическому режиму присущи политическая свобода граждан (право голоса, свобода слова, свобода получения информации, право пребывания на государственной должности, право свободных выборов, создания политических организаций, включая политические партии, и др.) и равенство всех перед законом.

В заключение подчеркнем, что при всех недостатках, которые присущи и этому режиму, он единственный из рассмотренных создает условия не только для влияния государства на общество, но и для воздействия народа на власть.

Наше государство на современном этапе. Сегодня наше общество и государство переживают трудные времена. Те связи, которые строились на подчинении центру, распались. Республики, входившие в состав Союза ССР, заявили о своей независимости и самостоятельности. Но не исчезла необходимость прочных культурных и научных связей, экономического взаимодействия. Это то, что может сблизить народы, объединить их на новой, демократической, основе.

Давно известно: чтобы государство хорошо выполняло свои задачи, защищало права граждан, необходимы три сильные и самостоятельные ветви власти: законодательная, принимающая обязательные для всех законы, исполнительная, проводящая их в жизнь, и судебная, следящая за исполнением законов.

В нынешней Конституции нашей страны закрепляется принцип разделения властей. Законодательная власть принадлежит Федеральному Собранию. Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть. Самостоятельность и право действовать независимо от других ветвей власти признаются и за органами судебной власти.

Президент России является главой государства. В соответствии с Конституцией Президент призван, т. е. должен, обеспечивать согласованную деятельность различных ветвей власти, позволяющую бесперебойно работать всему государственному механизму.

Гражданство. Гражданство — это устойчивая политическая правовая связь человека с государством. Быть гражданином — значит пользоваться определенными правами и нести необходимые обязанности по отношению к своему государству. Эти права и обязанности определяются в первую очередь в основном законе страны — Конституции. Среди важнейших прав — право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, на свободный труд, право на отдых, образование, свободное участие в культурной жизни общества, право на свободу мысли, совести и религии. Наиболее полно этот комплекс прав представлен во Всеобщей декларации прав человека, принятой Организацией Объединенных Наций в 1948 г. Конституция Российской Федерации наделяет граждан широкими правами и свободами. Граждане нашей страны равны перед законом независимо от происхождения, социального или имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии.

В то же время каждому здравомыслящему человеку понятно, что нельзя воспользоваться правами, если не выполнять определенные обязанности. Попытайтесь на конкретных примерах раскрыть эту зависимость прав и обязанностей. Подумайте, с выполнением каких обязанностей связано осуществление, например, таких прав, как право на образование, на отдых. Никогда не следует забывать о неразрывности связи прав и обязанностей. Однако есть люди, в том числе и среди молодежи, которые, отстаивая свои права, уклоняются от выполнения обязанностей. Как вы думаете, почему? К каким последствиям это приводит?

Очевидно, государство не может оставаться безучастным к таким явлениям. Оно применяет к гражданину, не выполняющему своих обязанностей, различные меры воздействия, которые могут быть весьма суровыми или относительно мягкими. И конечно, осознание того, что нарушение норм ведет к ответственности за это, удерживает многих от совершения серьезных проступков. Но разве только на страхе неизбежного наказания должен держаться общественный порядок? Конечно, нет. Сознательное и добросовестное выполнение своих обязанностей, основанное на понимании их необходимости и постепенно входящее в привычку, умение пользоваться своими правами не в ущерб окружающим, активное и осмысленное участие в политической жизни страны, в выработке важнейших государственных решений, в последовательном проведении их в жизнь, готовность отстаивать ценности демократии — вот гражданские качества, или, как говорили в старину, добродетели, которые так необходимы сегодня каждому члену нашего общества.

Мы уже установили, что гражданство означает принадлежность человека какому-либо государству и подразумевает права и обязанности, определяющие положение гражданина в государстве с точки зрения законов.

Само право человека на гражданство закреплено в международных документах. Среди них — Всеобщая декларация прав человека, где говорится: «Каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство».

Эти положения вошли в новую Конституцию России и начинают претворяться в жизнь. Так, российское руководство вернуло гражданство многим из тех, кто был его незаконно лишен в предыдущие годы. Среди них — всем известные имена: писатель А. И. Солженицын, музыкант М. JI. Ростропович.

В Конституции Российской Федерации указывается, что гражданин России не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству. Кроме того, Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

Российская Федерация является конституционным государством, в котором Конституция — это Основной закон, применяющийся судами по всей территории РФ при совершении акта правосудия. Любые законы и правовые акты РФ не противоречат Конституции государства.

Основы конституционного строя Российской Федерации

Конституционный строй — устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.

Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя и государства РФ, а также гарантирует права и свободы человека и гражданина. Настоящая Конституция Российской Федерации была принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 года.

Являясь гражданином своей страны, каждый человек должен ознакомиться с содержанием Конституции для того, чтобы:

  • знать, выполнять и уметь отстоять свои права и обязанности;
  • представлять сущность органов государственной власти (Президент, Федеральное Собрание, Правительство) и органов местного самоуправления (МСУ), их полномочия;
  • понимать государственное устройство и его форму, форму правления и политический режим.

Конституция РФ состоит из:

  • вступительной части (преамбулы),
  • первого раздела, который, в свою очередь, состоит из девяти глав,
  • второго раздела.

Вступительная часть Конституции содержит в себе указание на народ, сообща принимающего данную Конституцию, называет исторические предпосылки, определяющие данное решение, и раскрывает цели, для осуществления которых и принимается Основной закон РФ.

Преамбула Конституции Российской Федерации выглядит следующим образом:

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Первый раздел Конституции РФ содержит девять глав:

Второй раздел Конституции РФ содержит заключительные и переходные положения.

Основы конституционного строя России содержат следующие принципы государственного устройства и общества:

  • приоритет человеческих прав и свобод;
  • народовластие;
  • полнота суверенитета Российской Федерации;
  • равноправие субъектов РФ;
  • единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;
  • экономическая свобода;
  • разделение властей;
  • гарантии МСУ;
  • идеологическое многообразие;
  • политический плюрализм (принцип многопартийности);
  • приоритет Закона;
  • приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;
  • особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.

Конституция Российской Федерации. 9-11 классы. Учебное пособие

Пособие раскрывает важную тему курса обществознания, посвящённую становлению, укреплению и развитию конституционного строя, правого государства и гражданского общества в современной России. Каждый его раздел последовательно разъясняет сущность и смысл конкретной главы Конституции РФ. При этом активно используются обобщающие схемы (24 элемента наглядности на учебное пособие). Задания в конце разделов в формате ОГЭ и ЭГЭ через тексты современных юристов уточняют и углубляют знания норм Конституционного права.

Правовой статус человека и гражданина

Определяя приоритет человеческих прав и свобод, Конституция устанавливает определённый порядок взаимодействий государства и гражданина. Основными принципами установления правового статуса человека и гражданина являются признание, соблюдение и защита человеческих и гражданских прав и свобод

Статья 3 Раздела I Конституции РФ гласит, что: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Свою власть народ осуществляет посредством свободных выборов и референдумов, а также через избираемые органы государственной власти и органы МСУ. Присваивать власть в Российской Федерации запрещается, неисполнение преследуется по федеральному закону.

Гражданство является особой политико-правовой связью между человеком и государством с её соответствующими взаимными правами, ответственностью и обязанностями, во главе которых стоят права и свободы личности. Статья 6 гласит, что никто не вправе лишить гражданина Российской Федерации его гражданства, а также попытаться изменить его.

Итак, Статья 2 Конституции РФ определяет, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Глава II («Права и свободы человека и гражданина»), в свою очередь, закрепляет все упомянутые права и свободы, полученные личностью и гражданином от рождения.

Правовой статус человека и гражданина Российской Федерации содержит в себе следующие составляющие:

  1. Права и свободы личности и гражданина вступают в право с момента рождения и принадлежат любому человеку вне зависимости от его гражданства, пола, возраста, расы, национальной и религиозной принадлежности, а также социального положения. К таким правам относятся:
    • право на жизнь,
    • право на имя,
    • неприкосновенность личности,
    • свобода передвижения и выбора места жительства,
    • неприкосновенность жилища,
    • запрет принудительного труда,
    • тайна переписки,
    • достоинство личности,
    • свобода совести и вероисповедания.

  2. Политические права и свободы определяют участие граждан в социальной и политической жизни государства:
    • равенство всех перед законом,
    • свобода слова и печати,
    • свобода собраний,
    • свобода союзов,
    • право обращаться в органы государственной власти и местные органы самоуправления с жалобами и предложениями.

  3. Социально-экономические права и свободы определяют права человека участвовать в производственной сфере и распределении материальных благ для обеспечения удовлетворения его материальных и духовных потребностей:
    • право на труд,
    • право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства,
    • право на социальное обеспечение,
    • право на жилище,
    • право на охрану здоровья и медицинскую помощь,
    • право на образование и др.

  4. Культурные права и свободы позволяют личности свободно духовно развиваться:
    • право на образование,
    • право на свободу литературного, художественного и иных видов творчества,
    • свобода преподавания,
    • право получения образования на родном языке и др.

  5. Экологические права и свободы определяют права человека и гражданина проживать в районах безопасной окружающей среды:
    • право на благоприятную окружающую среду;
    • право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды,
    • право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Обществознание. 9 класс. Учебное пособие

Учебник содержит обширный теоретический и фактический материал по политической и социальной сферам жизни общества, а также по современному российскому обществу и включает большое количество схем, таблиц, иллюстраций. Методический аппарат учебника содержит фрагменты из документов, а также задания разного уровня сложности, что позволяет реализовать системно -деятельностный подход в обучении школьников. Учебник соответствует Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Также Конституция Российской Федерации определяет конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина. К ним относятся: