Адвокатура в условиях судебно правовой реформы в россии

Обновлено: 25.04.2024

История возникновения и развития адвокатуры в России. Содержание реализации судебно-правовой реформы в России в конце XX в. Роль и место адвоката в системе судебно-процессуального права. Адвокатура и государственная власть. Уголовное судопроизводство.

Подобные документы

Факторы деятельности судей, влияющие на необходимость судебно-правовой реформы в России. Особенности судебной власти. Общие понятия о систематизации законодательства. Новеллы административного процесса. Роль прокуратуры в укреплении правопорядка.

курс лекций, добавлен 06.03.2014

Адвокатура как важнейший институт гражданского общества. Изучение истории зарождения адвокатуры в Древней Греции и Древнем Риме. Анализ развития адвокатуры в России. Деятельность современной российской адвокатуры в соответствии с Федеральным законом.

статья, добавлен 07.08.2020

Анализ процесса возникновения и развития основ национальной судебно-правовой системы в период первого столетия становления феодализма в Англии после нормандского завоевания. Природа судебно-правовой реформы Генриха II. Роль административного управления.

автореферат, добавлен 05.09.2012

История развития адвокатуры в России до 1917 года. Сущность и принципы адвокатской деятельности, её правовые и этические ориентиры. Реализация концепции судебной реформы в Российской Федерации. Основные виды юридической помощи и условия оплаты защитника.

курсовая работа, добавлен 27.05.2014

История создания профессиональной адвокатуры в России. Эволюция рассматриваемого социально-правового института. Значение юридической защиты свобод и интересов доверителя в суде для современного общества. Полномочия адвоката в арбитражном процессе.

контрольная работа, добавлен 12.09.2016

Понятие и роль адвокатуры. Характеристика основных принципов адвокатской деятельности. Предмет и метод адвокатуры, регулирование деятельности субъектов адвокатского права. Происхождение адвокатуры в РФ. Правовой статус и профессиональная этика адвоката.

контрольная работа, добавлен 06.02.2017

Современная организация структуры адвокатуры Российской Федерации. Определение взаимосвязи понятия "адвокатура" с многонациональным гражданским обществом России. История развития и роль адвокатуры в современном гражданском обществе Российской Федерации.

реферат, добавлен 11.10.2014

Адвокатура как независимый социально-правовой институт в правовом государстве, ее государственно-правовое регулирование и положение в России на современном этапе. Проблемы взаимодействия адвокатуры с правоохранительной системой, пути их решения.

курсовая работа, добавлен 04.11.2013

Понятие и функции адвокатуры в обществе как социального института, значение и нормативно-правовое обоснование ее деятельности, история и основные этапы развития в России. Существующие проблемы и перспективы дальнейшего развития, формы образований.

курсовая работа, добавлен 19.10.2013

Возникновение и этапы развития адвокатуры в России. Адвокатура в постсоветский период. Составление отзыва на исковое заявление о восстановлении на работе и формы доверенности на ведение дел в суде. Ликвидация русской адвокатуры присяжных поверенных.

Глава 1. История возникновения и развития адвокатуры в России
§ 1. История русской дореволюционной адвокатуры
§ 2. Русская адвокатура советского периода
§ 3. Российская адвокатура после принятия Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"
§ 4. Адвокатура как ведущий конституционно-правовой институт оказания квалифицированной юридической помощи населению
Глава 2. Адвокатура в условиях реформы судебного законодательства
§ 1. Понятие, содержание и основные направления реализации судебно-правовой реформы в России 1990-х годов XX в.
§ 2. Модернизация российской правовой системы и адвокатура в начале XXI в.
§ 3. Реформирование судебного законодательства в Российской Федерации
§ 4. Роль и место адвоката в системе судебно-процессуального права
Глава 3. Адвокатура и государственная власть
§ 1. Международно-правовые стандарты взаимоотношений адвокатуры и государственной власти
§ 2. Публично-правовой характер функций адвокатуры в России
§ 3. Пределы вмешательства органов государственной власти в деятельность адвокатуры: история и современность
§ 4. Государственные юридические бюро как альтернатива адвокатуры
§ 5. Корпоративное самоуправление в адвокатуре
Глава 4. Адвокатура в системе органов судебной власти
§ 1. Адвокатура России - традиционно судебная адвокатура
§ 2. Адвокатура и система общих судов Российской Федерации
§ 3. Конституционный Суд Российской Федерации и адвокатура
§ 4. Адвокатура и секретность судопроизводства
Глава 5. Уголовное судопроизводство и вопросы юридической помощи адвоката по уголовно-процессуальному закону
§ 1. Юридическая помощь адвоката и принцип презумпции невиновности
§ 2. Юридическая помощь адвоката и принцип осуществления правосудия только судом
§ 3. Юридическая помощь адвоката и принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту
§ 4. Юридическая помощь адвоката и принцип участия граждан в отправлении правосудия
Глава 6. Гражданское судопроизводство и вопросы юридической помощи адвоката по гражданскому процессуальному закону
§ 1. Юридическая помощь адвоката и принцип состязательности и диспозитивности гражданского судопроизводства
§ 2. Юридическая помощь адвоката и принцип гласности разбирательства дела в суде
§ 3. Юридическая помощь адвоката и принцип охраны чести и достоинства личности
§ 4. Юридическая помощь адвоката и принцип непосредственности и устности судебного разбирательства при осуществлении правосудия
Глава 7. Ювенальная адвокатура
§ 1. Система ювенальной юстиции в современной России
§ 2. Понятие и содержание ювенальной адвокатуры: от научных теорий к практике реализации
§ 3. Место и роль ювенального адвоката в ювенальных судах
§ 4. Правовые механизмы взаимодействия ювенального адвоката и ювенальных судов
Глава 8. Юридическая природа ответственности адвоката
§ 1. Гражданско-правовая ответственность адвоката
§ 2. Дисциплинарная ответственность адвоката
§ 3. Административная ответственность адвоката
§ 4. Уголовная ответственность адвоката
Глава 9. Перспективы судебно-правовой реформы в России и роль адвокатуры в ее реализации
§ 1. Состояние судебной системы и судопроизводства как фактор, определяющий эффективность правозащитной деятельности адвокатуры
§ 2. Свобода и независимость адвокатской деятельности как условие справедливого правосудия в России
§ 3. Перспективы развития законодательства об адвокатуре в Российской Федерации

Заключение

Приложение. Опросный лист адвокатских палат Российской Федерации на тему "Проблемы современной российской адвокатуры"

Список использованной литературы и нормативных источников
1. Международные нормативные правовые акты
2. Российские нормативные правовые акты
3. Официальные документы
4. Монографии, учебники, книги
5. Статьи, опубликованные в периодических изданиях
6. Диссертации, авторефераты диссертаций

Изменения, произошедшие в экономической и политической жизни в начале девяностых годов прошлого столетия, не могли не сказаться на преобразованиях и в сфере правосудия. В 1991 г. российский парламент разработал и одобрил Концепцию судебной реформы. Цели данной Концепции заключались в становлении судебной власти в России, а именно в развитии организационных основ судебной системы, ее кадрового и финансового обеспечения, в усилении гарантий самостоятельности и независимости судов и судей.
Несмотря на трудности, а иногда и противодействие развитию судебной реформы, можно констатировать, что судебная власть состоялась и она способна защитить права человека, интересы общества и государства. Одним из важных завоеваний в сфере правосудия явилось закрепление в Конституции Российской Федерации гарантий независимости, несменяемости и неприкосновенности судей, без чего невозможно обеспечить осуществление судебных полномочий.

§ 1. Понятие, содержание и основные направления реализации судебно-правовой реформы в России 1990-х годов XX в.
§ 2. Модернизация российской правовой системы и адвокатура в начале XXI в.
§ 3. Реформирование судебного законодательства в Российской Федерации
§ 4. Роль и место адвоката в системе судебно-процессуального права

§ 1. Понятие, содержание и основные направления реализации судебно-правовой реформы в России 1990-х годов XX в.

Концепцией судебной реформы ставились задачи расширения сфер судебной защиты прав и свобод граждан, совершенствования судопроизводства, повышения доступа к правосудию, приведения российского законодательства в соответствие с современными мировыми стандартами, нормами и принципами международного права . Главные задачи Концепции:
--------------------------------
См.: Постановление ВС РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1801-1 "О Концепции судебной реформы в РСФСР" // Ведомости ВС РСФСР. 1991. N 44. Ст. 1435.
См.: Лебедев В. Расширение доступа к правосудию - одна из целей судебной реформы // Российская юстиция. 1999. N 9. С. 2.

- обеспечение суверенного права РСФСР осуществлять правосудие и уголовное преследование на своей территории в соответствии с собственным материальным и процессуальным правом;
- утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной;
- защита и неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека, конституционных прав граждан в судопроизводстве;
- закрепление в нормах уголовного и гражданского процесса, в законодательных актах демократических принципов организации и деятельности правоохранительных органов, положений, отвечающих рекомендациям юридической науки;
- достижение уровня материально-технического обеспечения судов, органов юстиции, прокуратуры, внутренних дел, следственных подразделений, а также материального, бытового и социального обеспечения работников правоохранительных органов, возложенной на эти органы и их работников ответственности;
- обеспечение достоверности и повышение доступности информации о деятельности правоохранительных органов, судебно-правовой статистики .
--------------------------------
См.: Радченко В.И. Защита прав граждан - основная цель судебной реформы // Юридический мир. 2005. N 12. С. 23.

В качестве важнейших направлений судебной реформы были определены:
- создание федеральной судебной системы;
- признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, установленных законом;
- расширение возможностей обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, установление судебного контроля над законностью применения мер пресечения и других мер процессуального принуждения;
- организация судопроизводства на принципах состязательности, равноправия сторон, презумпции невиновности подсудимого;
- дифференциация форм судопроизводства;
- совершенствование системы гарантий независимости судей и подчинения их только закону, закрепление принципа их несменяемости .
--------------------------------
См.: Кузьмина М.А. Некоторые аспекты гласности правосудия по гражданским делам в свете судебно-правовой реформы // Арбитражный и гражданский процесс. 2007. N 2. С. 13.

В 2000 г. на пятом Всероссийском съезде судей рассматривались результаты проводимой судебной реформы: "Период, прошедший со времени одобрения российским парламентом Концепции судебной реформы в РСФСР, представленной Президентом РСФСР (октябрь 1991 г.), ознаменован утверждением в России судебной власти, которая характеризуется как самостоятельная ветвь государственной власти наличием у нее необходимых властных полномочий, реализуемых только судами; установленным законом механизмом обязательного исполнения вступивших в силу судебных актов; наличием у высших судов страны права законодательной инициативы; функционированием органов судейского сообщества; установленным законом порядком обеспечения судебной деятельности, осуществляемого внутри самой судебной системы; наличием самостоятельного учебного и научно-методического учреждения, каковым является Российская академия правосудия" .
--------------------------------
См.: Плигин В.Н. Судебная реформа завершена? // Эж-Юрист. 2006. N 37. С. 19.

Следует согласиться с В.М. Жуйковым, утверждающим, что огромное значение для определения целей судебной реформы имеют положения Конституции РФ о том, что Россия - правовое, социальное государство (ст. ст. 1, 7), что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита - обязанность государства (ст. 2), что права и свободы человека обеспечиваются правосудием (ст. 18), что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст. 46) .
--------------------------------
См.: Жуйков В.М. Судебная реформа: проблемы доступа к правосудию // М.: Издательство "Статут", 2006. С. 1.

Достижения в деле становления и развития судебной власти очевидны, однако нельзя не отметить, что продвижению судебной реформы препятствует ряд негативных факторов, существенно влияющих на эффективность работы судов и доступность правосудия, что вызывает обоснованные жалобы граждан .
--------------------------------
См.: Постановление V Всероссийского съезда судей от 29 ноября 2000 г. "О ходе судебной реформы в Российской Федерации и перспективах развития судебной системы" // Российская юстиция. 2001. N 2. С. 3 - 8.

Концепция судебной реформы затронула различные аспекты судебной деятельности, в том числе по отправлению правосудия. Разделение государственной власти на исполнительную, законодательную и судебную ветви призвано установить верховенство закона в гражданском обществе, определить эффективные пути построения демократического правового государства с развитой рыночной экономикой. Отсутствие в недавнем прошлом сильной, авторитетной судебной власти отрицательно сказывалось на общественной оценке возможности построения правового государства и установления независимости судебной власти.
Главным условием эффективного реформирования судебной системы, становления независимости и беспристрастности суда является создание нормативной базы, регулирующей различные сферы судебной деятельности. Для этого идеи судебной реформы должны были найти свое воплощение в федеральных законах, что являлось основным условием их претворения в жизнь.
Судебная власть, охраняя права и свободы человека, защищая законные интересы государства, становится участником осуществления всех функций государства. Ее роль в условиях динамично развивающегося российского общества, функционирования рыночного хозяйства, безусловно, возрастает. И это важно, поскольку в демократически организованном обществе разрешение возникающих конфликтов должно происходить без произвола и насилия, на основе известных всем правовых установлений, что должно в идеале обеспечиваться судебной властью. Таким образом, судебная власть представляет собой самостоятельную ветвь государственной власти Российской Федерации, осуществляемой независимым судом в сотрудничестве с другими институтами государства и общества .
--------------------------------
См.: Научно-практический комментарий (постатейный) к Конституции Российской Федерации / Под ред. Ю.А. Дмитриева. М.: ЗАО "Юстицинформ", 2007. С. 530.

Конституция РФ провозглашает право каждого на судебную защиту его прав и свобод (ст. 46). Одно из условий реализации этого конституционного права связано со спецификой организации и деятельности самой судебной власти как государственного института, на доступ к процедурам и компетенции которого и нацелено конституционное право. Поскольку правосудие в современной России находится в фазе становления, вопрос о его качественном состоянии необходимо рассматривать в контексте проводимой судебно-правовой реформы. От эффективности функционирования судебной власти зависит в конечном счете уровень социальной ценности конституционной декларации о судебной защите прав и свобод личности .
--------------------------------
См.: Крутиков М.Ю. Проблемы функционирования судебной системы в Российской Федерации // Современное право. 2007. N 6. С. 23.

Глава седьмая Конституции РФ о судебной власти содержит нормы, определяющие не только компетенцию различных судов, но и основы устройства отечественной судебной системы, правовое положение судей, ряд принципов судебной деятельности. В соответствии с Конституцией РФ и другими законами термин "судебная власть" наполняется соответствующим содержанием .
--------------------------------
См.: Энеев А.Х. Организационно-правовые основы деятельности института суда присяжных заседателей в России: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2007. С. 45, 46.

Судебная власть представляет собой вид государственной власти. А государственную власть осуществляют государственные органы. Однако власть - это не только те или иные учреждения, должностные лица, но и функции, которые им принадлежат, а также их реализация . На современном этапе развития демократических начал в Российской Федерации высока степень ответственности и значимости судебной власти. Уровень доверия населения Российской Федерации к судебным органам возрос в значительной степени, что, в свою очередь, может свидетельствовать и о количественном росте рассматриваемых в судах общей юрисдикции уголовных и гражданских дел.
--------------------------------
Смысл термина "власть" истолковывается в основном значении как "право, сила и воля над кем-либо, свобода действий и распоряжений, начальствования"; "право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять кем-либо, чем-либо"; "могущество, господство, сила".

В этой связи особое значение имеет правильно организованное обеспечение деятельности судов всех звеньев и инстанций, целью которого является максимальное освобождение судей и председателей судов от выполнения функций, не установленных процессуальным законодательством . Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", под организационным обеспечением деятельности судов понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого отправления правосудия .
--------------------------------
См.: Организация деятельности судов: Учебник / Под ред. В.М. Лебедева. М.: Норма, 2007. С. 43.
См.: СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 223.

Судебный департамент при Верховном Суде РФ является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции: верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.
Судебный департамент, его органы и учреждения призваны способствовать укреплению самостоятельности судов общей юрисдикции, независимости судей и не вправе вмешиваться в осуществление правосудия. Нормативные правовые акты, регулирующие организацию деятельности судов, представляют собой определенную систему, основанную на их юридической силе, - от федеральных законов до ведомственных инструкций и правил.
Функционирование судебной власти предполагает создание надлежащих условий для ее деятельности: наличие законодательной базы, укомплектованность квалифицированными кадрами, своевременное и полное финансирование, размещение судов в подобающих зданиях, их ремонт, оснащение мебелью, компьютерной и другой оргтехникой, канцелярскими принадлежностями и другие необходимые условия обеспечения деятельности судов.
В истории Российского государства применялись разные принципы и подходы к организационному обеспечению деятельности судов . Со времени своего зарождения суды считались неотъемлемой частью административного аппарата, а судьи - государственными чиновниками, обязанными исполнять волю своего начальства. В условиях разделения ветвей государственной власти, каждая из которых самостоятельна, признается, что обеспечение судов должно осуществляться вспомогательными органами государства, состоящими при судах, а не исполнительными органами государственной власти.
--------------------------------
См. подр.: Правоохранительные органы / Под ред. К.Ф. Гуценко. 7-е изд. М., 2002. С. 284 - 290; Федеральный закон "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации". Комментарий / Вступ. ст. В.В. Демидова. М., 1998. С. 3 - 15.

Статьей 30 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" предусмотрено, что обеспечение деятельности Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации осуществляют аппараты этих судов. Деятельность других судов общей юрисдикции обеспечивает Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, других арбитражных судов - Высший Арбитражный Суд Российской Федерации . Под организационным обеспечением деятельности судов понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия .
--------------------------------
См.: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1.
В Федеральном законе о Судебном департаменте применяется термин "организационное обеспечение деятельности судов", а в Законах о судебной системе (ст. 30), об органах судейского сообщества (гл. IV) употребляется словосочетание "обеспечение деятельности". В Законах о статусе судей (п. 3 ст. 9), об органах судейского сообщества (п. 1 ст. 10) говорится о "кадровом, организационном и ресурсном обеспечении".

По своему содержанию обеспечительная деятельность судов предназначена создавать условия для нормального функционирования судебной власти, способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей, ее смысл - обеспечение условий для работы, характеризуемой независимостью и самостоятельностью правосудия в государстве.
Для получения необходимых результатов от поставленной цели необходимо провести разнообразные организационно-обеспечительные мероприятия, которые можно классифицировать по ряду направлений: кадровое, финансовое, материально-техническое, информационно-правовое обеспечение, международно-правовое сотрудничество, иные мероприятия общего характера по организационному обеспечению деятельности судов и органов судейского сообщества. Однако следует отметить, что в рамках обеспечительной деятельности аппарат Верховного Суда РФ, Судебный департамент, аппараты других судов общей юрисдикции и их администраторы не обладают полномочиями на организационное управление и контроль над судами и судьями. Они играют вспомогательную роль в их деятельности, осуществляя ее организационное обеспечение, направленное на достижение указанных целей. Иными словами, они призваны способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей и не вправе вмешиваться в осуществление правосудия.
Организационно-правовое обеспечение судов общей юрисдикции, за исключением Верховного Суда РФ, а также органов судейского сообщества, возлагается на Судебный департамент.
Основные полномочия по реализации указанного направления в масштабах всей страны осуществляют подразделения Судебного департамента: главное управление организационно-правового обеспечения деятельности судов, управление обеспечения деятельности органов судейского сообщества, а применительно к военным судам - главное управление обеспечения деятельности военных судов.
Наиболее важные задачи названных подразделений в сфере общего направления организационного обеспечения деятельности судов и органов судейского сообщества следующие:
- организационно-правовое обеспечение деятельности судов, мировых судей и органов судейского сообщества и разработка предложений о его совершенствовании;
- проведение комплексного анализа, прогнозирование развития и планирование работы в области организационно-правового обеспечения деятельности судов и органов судейского сообщества;
- разработка проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам организационного обеспечения деятельности судов и органов судейского сообщества;
- координация работы подразделений Судебного департамента по решению задач организационно-правового обеспечения деятельности судов и органов судейского сообщества;
- взаимодействие с судами, органами судейского сообщества, федеральными органами государственной власти и иными организациями в вопросах организационно-правового обеспечения деятельности судов;
- организационно-методическое руководство и обеспечение деятельности подразделений управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах РФ, администраторов и аппаратов судов;
- организационно-правовое и методическое совершенствование процедуры делопроизводства в судах.
На уровне субъектов РФ общее направление организационного обеспечения деятельности судов входит в обязанности подразделений управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах РФ, а на местах, в судах, - администраторов и аппаратов судов . Их задачи в реализации данного вида организационного обеспечения деятельности судов в целом соответствуют приведенным положениям. Названные задачи выполняются путем проведения в различных формах и методах значительного количества мероприятий.
--------------------------------
См.: Черемных Г.Г. Институт мировых судей требует внимания // Российская юстиция. 1997. N 5. С. 10.

История возникновения и развития адвокатуры в России. Содержание реализации судебно-правовой реформы в России в конце XX в. Роль и место адвоката в системе судебно-процессуального права. Адвокатура и государственная власть. Уголовное судопроизводство.

Рубрика Государство и право
Вид монография
Язык русский
Дата добавления 25.04.2012
Размер файла 2,4 M

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

Понятие адвокатуры, ее значение. История русской дореволюционной адвокатуры. Русская адвокатура советского периода. Адвокатура России периода судебно-правовой реформы 70-80 годов ХХ столетия. Структура адвокатуры РФ, современные проблемы деятельности.

курсовая работа [67,5 K], добавлен 16.08.2004

Адвокатура дореформенного периода. Российская адвокатура XIX - начала XX века. Первые проекты об адвокатуре. Организация деятельности адвокатуры. Проекты реформы адвокатуры. Адвокатура в России в XX веке и в современный период.

дипломная работа [85,7 K], добавлен 16.10.2006

Реализация судебно-правовой реформы в России, принятие Уголовно-процессуального кодекса РФ и его достоинства. Участие защитника в уголовном процессе, его права и обязанности, задача в суде первой инстанции. Особенности деятельности адвоката-защитника.

контрольная работа [40,8 K], добавлен 20.01.2011

Место адвокатуры в системе правоохранительных органов и организаций. Предпосылки и цели создания адвокатуры в России. Создание адвокатуры в рамках Судебной реформы 1864 года. Организация адвокатской деятельности в советский и современный период.

курсовая работа [74,3 K], добавлен 13.01.2014

История появления и развития адвокатуры в Российском государстве. Понятие правового статуса адвоката, порядок приобретения. Права, обязанности и ответственность как содержание статуса адвоката. Анализ деятельности адвокатуры в Свердловской области.

курсовая работа [28,9 K], добавлен 09.09.2013

Особенности развития адвокатуры в период царской России. Адвокатура во время революции 1917 года. Становление и развитие адвокатской деятельности в эпоху Советского Союза. Дальнейшее формирование адвокатуры России периода 90-х годов XX столетия.

контрольная работа [22,7 K], добавлен 05.01.2012

Возникновение адвокатуры в дореформенной России в XIX веке. Судебная реформа и зарождение адвокатуры. Судебные преобразования в Забайкалье. Организация и деятельность советской адвокатуры. Адвокатская деятельности и адвокатура в Российской Федерации.

Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России, Кучерена А.Г., 2009.

В монографии исследуются основные этапы судебной реформы, проводимой в России более пятнадцати лет, рассматривается история реформирования института адвокатуры. Принятие новых российских кодексов, прежде всего Уголовно-процессуального кодекса РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ, существенно изменило статус адвоката, расширив его процессуальные права.
Для судей, адвокатов, прокурорских работников, научных сотрудников, студентов и преподавателей юридических ВУЗов и факультетов, а также всех граждан, интересующихся вопросами адвокатуры и судебной реформы в России.

История русской дореволюционной адвокатуры.
Впервые о судебном представительстве упоминается в русских законодательных актах XV в. Из Псковской и Новгородской судных грамот известно, что обязанности судебных представителей тяжущихся, помимо их родственников, могли исполнять все правоспособные граждане, за исключением тех, кто состоял на службе и был облечен властью. Судебных представителей той эпохи условно можно разделить на две группы: первую составляли так называемые естественные представители, вторую - наемные, из которых постепенно и начал формироваться институт профессиональных поверенных. По Новгородской судной грамоте поверенного мог иметь всякий (ст. ст. 15, 18, 19, 32), и стороны, чьи интересы в судебном процессе отстаивали такие нанятые представители, должны были иметь дело только с ними (ст. 5).

В соответствии со ст. 36 Судебника 1497 г. истец или ответчик могли не являться в суд, а прислать вместо себя поверенных. Судебник 1550 г. не только закреплял в ст. 13 право сторон иметь поверенных (стряпчих и поручников), но и устанавливал определенные правила для проведения поединка. Иными словами, в Судебниках 1497 и 1550 гг., а затем и в Соборном уложении 1649 г. (гл. 10, ст. 108) институт наемных поверенных фигурирует уже как существующий, но состав этих лиц был весьма разнообразен, ибо в то время еще не было законодательной регламентации представительства (стряпчества).

В России в отличие от западноевропейских стран, где правозаступничество и судебное представительство развивались параллельно, как два самостоятельных института, сначала возникло судебное представительство и только затем в качестве защиты родственное представительство, а вскоре и наемные поверенные, которых называли ходатаями по делам, или стряпчими. Их функции могли осуществлять все дееспособные лица.

ОГЛАВЛЕНИЕ
От автора
Глава 1. История возникновения и развития адвокатуры в России
§ 1. История русской дореволюционной адвокатуры
§ 2. Русская адвокатура советского периода
§ 3. Российская адвокатура после принятия Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"
§ 4. Адвокатура как ведущий конституционно-правовой институт оказания квалифицированной юридической помощи населению
Глава 2. Адвокатура в условиях реформы судебного законодательства
§ 1. Понятие, содержание и основные направления реализации судебно-правовой реформы в России 1990-х годов XX в.
§ 2. Модернизация российской правовой системы и адвокатура в начале XXI в.
§ 3. Реформирование судебного законодательства в Российской Федерации
§ 4. Роль и место адвоката в системе судебно-процессуального права
Глава 3. Адвокатура и государственная власть
§ 1. Международно-правовые стандарты взаимоотношений адвокатуры и государственной власти
§ 2. Публично-правовой характер функций адвокатуры в России
§ 3. Пределы вмешательства органов государственной власти в деятельность адвокатуры: история и современность
§ 4. Государственные юридические бюро как альтернатива адвокатуры
§ 5. Корпоративное самоуправление в адвокатуре
Глава 4. Адвокатура в системе органов судебной власти
§ 1. Адвокатура России - традиционно судебная адвокатура
§ 2. Адвокатура и система общих судов Российской Федерации
§ 3. Конституционный Суд Российской Федерации и адвокатура
§ 4. Адвокатура и секретность судопроизводства
Глава 5. Уголовное судопроизводство и вопросы юридической помощи адвоката по уголовно-процессуальному закону
§ 1. Юридическая помощь адвоката и принцип презумпции невиновности
§ 2. Юридическая помощь адвоката и принцип осуществления правосудия только судом
§ 3. Юридическая помощь адвоката и принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту
§ 4. Юридическая помощь адвоката и принцип участия граждан в отправлении правосудия
Глава 6. Гражданское судопроизводство и вопросы юридической помощи адвоката по гражданскому процессуальному закону
§ 1. Юридическая помощь адвоката и принцип состязательности и диспозитивности гражданского судопроизводства
§ 2. Юридическая помощь адвоката и принцип гласности разбирательства дела в суде
§ 3. Юридическая помощь адвоката и принцип охраны чести и достоинства личности
§ 4. Юридическая помощь адвоката и принцип непосредственности и устности судебного разбирательства при осуществлении правосудия
Глава 7. Ювенальная адвокатура
§ 1. Система ювенальной юстиции в современной России
§ 2. Понятие и содержание ювенальной адвокатуры: от научных теорий к практике реализации
§ 3. Место и роль ювенального адвоката в ювенальных судах
§ 4. Правовые механизмы взаимодействия ювенального адвоката и ювенальных судов
Глава 8. Юридическая природа ответственности адвоката
§ 1. Гражданско-правовая ответственность адвоката
§ 2. Дисциплинарная ответственность адвоката
§ 3. Административная ответственность адвоката
§ 4. Уголовная ответственность адвоката
Глава 9. Перспективы судебно-правовой реформы в России и роль адвокатуры в ее реализации
§ 1. Состояние судебной системы и судопроизводства как фактор, определяющий эффективность правозащитной деятельности адвокатуры
§ 2. Свобода и независимость адвокатской деятельности как условие справедливого правосудия в России
§ 3. Перспективы развития законодательства об адвокатуре в Российской Федерации Заключение
Приложение. Опросный лист адвокатских палат Российской Федерации на тему "Проблемы современной российской адвокатуры"
Список использованной литературы и нормативных источников
1. Международные нормативные правовые акты
2. Российские нормативные правовые акты
3. Официальные документы
4. Монографии, учебники, книги
5. Статьи, опубликованные в периодических изданиях
6. Диссертации, авторефераты диссертаций.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: