Государство осуществляет власть в определенных пространственных пределах что ведет

Обновлено: 28.04.2024

Государство – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на все население в пределах территории страны, издает юридически обязательные веления, обладает специальным аппаратом управления и принуждения.

Характерные признаки современного государства.

1. Государство представляет собой единую терри­ториальную организацию политической власти в масштабе всей страны. Государственная власть распространяется на все населе­ние в пределах определенной территории. Территориальное разде­ление населения в отличие от кровно-родственных связей между членами общества порождает новый социальный институт — гражданство или подданство, иностранцев и лиц без гражданства. Территориальный признак обусловливает характер формирования и деятельность аппарата государства с учетом его пространствен­ного деления. Возникают центральные и местные органы государства. Осуществление власти по территориальному принципу ведет к установлению его пространственных пределов — государствен­ной границы, которая отделяет одно государство от другого.

Понятие государственной территории важно не только для деления внут­реннего устройства, но и для понимания ряда его конкретных задач и функций. Например, защиты территории государства от нападения извне или расширения своей территории за счет террито­рии других государств.

Государство обладает территориальным верховенством в пре­делах своих границ. Это означает единство и полноту законода­тельной, исполнительной и судебной властей государства над на­селением, исключающих вмешательство иностранной власти.

Территория не общественное, а естественное условие существования государства. Сама территория не порождает государства. Она лишь образует пространство, в пределах которого государст­во распространяет свою власть.

Таким образом, и население, и территория являются необходимыми материальными предпосылками возникновения и существования государства. Не может быть государства без территории, как не может быть государства без населения.

2. Государство — это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Механизм государства является материальным выражением государственной власти. Через целую систему своих органов и учреждений государство осуществляет непосредственное руководство обществом, закрепляет и реализует определённый режим политической власти, защищает неприкосновенность своих границ.

3. Государство организует общественную жизнь на правовых началах. Без права, законодательства, государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечивать безусловную реализацию принимаемых им решений. Среди множества политических организаций только государство в лице своих компетентных органов издает веления, которые име­ют обязательную силу для всего населения страны. Будучи офи­циальным представителем всего общества, государство в необхо­димых случаях проводит в жизнь требования правовых норм с по­мощью своих специальных органов (судов, администрации и дру­гих).

4. Государство представляет собой суверенную организацию власти. Этим оно отличается от других политических образований общества.

Суверенитет государства — это такое свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим властям внутри страны, и за её пределами которые выражается в следующем:

- в универсальности - только решения государственной вла­сти распространяются на все население и общественные организа­ции данной страны;

- в прерогативе - возможности отмены и признания нич­тожным любого незаконного проявления другой общественной власти;

- в наличии специальных средств воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная организация.

Верховенство государственной власти вовсе не исключает ее взаимодействия с негосударственными политическими организа­циями при решении разнообразных вопросов государственной и общественной жизни.

Схема 1. Признаки государства

Сущностью государства как самостоятельного явления выступает власть, это то, первичное, главное и устойчивое, что определяет его содержание, назначение и функционирование.

Для общества жизненно необходимо, чтобы государственная власть была сильной и стабильной, чтобы она могла обеспечить социальное равновесие, баланс социально-классовых сил, создать условия для дальнейшего развития гражданских институтов и всего общества.

Население (народ) ждет от власти в первую очередь организационных мероприятий по улучшению экономических условий существования, укреплению правопорядка, гарантий общественной безопасности. В демократических государствах население участвует в формировании властных структур через выборы, референдумы, опросы, а также деятельность политических партий, профессиональных союзов, общественных объединений.

Конкретный человек, суммируя в себе общественные ожидания от власти, прежде всего, нуждается в условиях, помогающих ему своими способностями и трудом достичь собственного и семейного благополучия, неукоснительного соблюдения и надежной защиты своих прав и свобод, личной безопасности и социальной перспективы.

Власть — это одно из важнейших явлении человеческого обще­ства. Она существует везде, где есть устойчивые объединения лю­дей: в семье, производственных коллективах, организациях, уч­реждениях. объединениях, во всем государстве. Власть есть прису­щее обществу волевое отношение между людьми. Власть — ядро политики.

За власть всегда шла борьба между людьми, социальными груп­пами, общностями. государствами. Но власть — это и обязатель­ное условие организованности и порядка в обществе.

Власть — это способность и возможность проводить внутри дан­ных социальных отношений собственную волю, оказывать опреде­ленное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств: права, авторитета, насилия. Специфический признак власти — доминирование властной воли.

Наиболее важным видом власти выступает политическая. Это форма социальных отношений, характеризующаяся способностью тех или иных социальных субъектов — индивидов, социальных групп и общностей — подчинять своей воле деятельность других социальных субъектов с помощью государственно-правовых и иных средств.

Политическая власть существует и функционирует в различ­ных видах: государственной, партийной, региональной, между­народной и т.д. Наиболее развитая — государственная власть, ис­ходящая от государства с развитым аппаратом управления.

Важным выступает вопрос о структурных элементах власти. К ним относятся субъект и объект власти, источники, средства, ресурсы осуществления власти.

В роли субъекта власти (актора) выступает тот, кто обладает желанием властвовать, реальной властью и кто проявляет власть по отношению к другим. Это могут быть как отдельный человек, так и организация, общность людей, народ, государство, миро­вое сообщество и т.д. К объектам власти относятся все те, на кого воздействует субъект власти (человек, масса, социальные слои, группы и др.). К источникам власти относят авторитет, силу, за­кон, богатство, знание и информацию, харизму (исключительные качества лидера), престиж, положение, занимаемое в обще­стве, статус. К средствам осуществления власти относят право, авторитет, поощрение, убеждение, традиции, манипуляции, при­нуждение. насилие. К ресурсам власти относят совокупность средств, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта: 1) экономические ре­сурсы — материальные ценности, необходимые для обществен­ного производства и потребления, деньги, плодородные земли, полезные ископаемые и т.п.; 2) силовые ресурсы — оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого люди: 3) социальные ресурсы — способность повышать или понижать социальный статус или ранг, место в социальной структуре человека или социальной группы; 4) информационные ресурсы — знания и информация, а также средства их получе­ния и распространения; 5) политико-правовые ресурсы — кон­ституция, законы, программные документы политических партий; б) демографические ресурсы — человек как универсальный ре­сурс, создающий другие ресурсы.

В правовом демократическом государстве власть является более эффективной и стабильной, если по закону и фактически имеет место разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, при условии, что эта власть легитимна.

Легитимная власть основана на признании права носителей власти предписывать нормы поведения другим индивидам. Леги­тимная власть характеризуется как правомерная и справедливая.

М.Вебер выделил три типа легитимности.

Традиционная власть основывается на обычаях, привычке по­виноваться власти, вере в непоколебимость установленного по­рядка. Такой тип легитимности власти характерен, как правило, для монархического способа правления.

Легальная рациональная власть опирается на закон, конститу­ционный порядок, связана с демократическими выборами пред­ставителей власти или с назначениями должностных лиц в соот­ветствии с законом.

Харизматическая власть основывается на вере в исключитель­ные качества и величие личности вождя (талант, дар, харизма).

Одним из субъектов власти выступает государство. В современ­ной науке существует множество определений понятия государ­ства. Некоторые отражают его сущность и функциональную на­правленность, другие перечисляют признаки государства, как видно из приведенных ниже примеров.

Государство — это организация публичной власти, располага­ющая аппаратом управления, представляющая общество и осу­ществляющая руководство нм.

Государство — это организация политической власти, необхо­димая для выполнения как классовых, так и общественных задач, вытекающих из природы всякого общества на определенном ис­торическом этапе его развития.

Государство — это политическая организация общества, обес­печивающая его единство и целостность, осуществляющая по­средством государственного механизма управление обществом и защиту его интересов, придающая своим велениям общеобяза­тельное значение, гарантирующая права и свободы граждан, за­конность и правопорядок.

Государство — это политическая организация общества, рас­пространяющая власть на всю территорию страны и все ее населе­ние, располагающая для этого специальным аппаратом управле­ния, издающая общеобязательные веления, собирающая налоги со всего населения и обладающая суверенитетом.

Все эти определения позволяют четко выделить основные при­знаки государства.

Административно-территориальная организация населения и осуществление публичной власти на определенной территории. В первобытном обществе принадлежность к роду обусловливалась кровным родством. В государстве же публичная власть распространяет свое действие на определенную территорию и на все население. Это неизбежно влечет деление территории государства на административно-территориальные единицы (округа, области, штаты и т.д.). Население приобретает статус гражданства (подданства). Лица, не являющиеся гражданами, считаются иностранцами или лицами без гражданства. Государство осуществляет власть в определенных пространственных пределах. Это ведет к установлению государственной границы с появлением функции ее охраны. Государство обладает верховенством власти в пределах своей территории, т.е. не допускает вмешательства в дела по управлению страной каких-либо других властей.

2. Наличие публичной власти, которая располагает специальным аппаратом управления обществом. Власть осуществляется особым слоем людей, которые наделены специальными полномочиями. Аппарат управления состоит из органов и учреждений, различающихся по своим функциональным задачам. В связи с этим выделяются законодательные, исполнительные и судебные органы. Большое значение в механизме государства всегда имели правоохранительные (карательные) органы. Первоначально эту роль играла армия. Затем стали создаваться специальные органы, осуществляющие принуждение (полиция, тюрьмы и т.д.).

3. Издание общеобязательных правовых норм. С их помощью госу­дарство может эффективно руководить обществом и обеспечивать реализацию своих решений.

Правотворчество — исключительная прерогатива государства. В то же время право юридически оформляет государственную власть, делая ее законной.

4. Для содержания аппарата управления государство облагает население обязательными сборами (налогами, податями). Сбором налогов занимаются специальные органы. Обязательность налогов поддерживается возможностью принуждения.

5. Важнейший признак государства — это суверенитет, выражающийся в верховенстве и независимости государственной власти по отношению ко всем другим властям как внутри страны, так и на международной арене.

Внешняя сторона проявления суверенитета означает самостоя­тельность и независимость государства в решении вопросов внеш­ней политики. Внутренняя сторона проявляется в исключитель­ном праве государства на правотворчество, управление и юрис­дикцию в пределах всей государственной территории. Верховенство государственной власти внутри страны проявляется в трех аспек­тах. Во-первых, в универсальности власти, которая распространя­ет свое влияние на все население, все партии и общественные организации страны. Во-вторых, в прерогативе государственной власти, т.е. отмене, признании ничтожным, незаконным прояв­ление любой другой общественной власти. И в-третьих, в нали­чии у государства таких средств воздействия, которыми никакая другая власть не располагает (армия, полиция и т.д.).

Государственный суверенитет — это свойство государственной власти, которая может действовать по своему усмотрению, не учи­тывая интересы народа. В условиях становления демократического строя, создания национальных государственных образований государственный суверенитет все больше сближается, а затем и со­впадает с суверенитетом народа и национальным суверенитетом.

Суверенитет народа — это право и реальная возможность на­рода участвовать в управлении делами государства, формировать органы власти, контролировать деятельность государства. Таким образом, суверенитет народа —это основа демократии.

Национальный суверенитет — это право наций на самоопреде­ление и создание различных форм национальной государственно­сти. Последнее реализуется путем организации как самостоятель­ных национальных государств (распад СССР, Югославии, Чехо­словакии), так и автономии в рамках единого многонационального государства (современная Россия).

Таковы общие признаки государства. По мере развития челове­чества эти признаки, не меняясь количественно, наполняются иным содержанием, вместе с которым меняется сущность государства.

Сущность государства — это то главное в нем. что определяет его содержание, назначение и функционирование, а также при­надлежность государственной власти. Вопрос о сущности государ­ства до сих пор остается дискуссионным.

Ряд теорий, исходящих из определения сущности государства, выделяют следующие подходы к назначению и принадлежности государственной власти. В соответствии с теорией элит, получив­шей развитие в начале XX в., народные массы не способны уп­равлять государством. Это делает элита общества, формирующая­ся по различным принципам (происхождение, образование, опыт и т.д.). Элита может пополняться и наиболее способными выход­цами из народа. Теория справедливо отмечает, что власть осуще­ствляется ограниченным кругом лиц. Важно только, чтобы они выражали интересы народа. Недостаток теории в том, что она от­деляет власть от народа, отрицает ее классовый характер. Близко к теории элит примыкает технократическая теория, по мнению пред­ставителей которой обществом должны управлять специалисты- профессионалы (менеджеры). Многочисленные теории демокра­тического характера

В советский период в нашей стране сущность государства рас­сматривалась с позиций массового подхода марксистско-ленин­ской идеологии. Классовая сторона деятельности государства — это объективная реальность, подтверждаемая всем ходом историче­ского развития человечества. В основе возникновения государства лежит деление общества на противоположные по своим интере­сам группы населения. Не вызывает сомнений классовая сущность государственной власти в рабовладельческом и феодальном об­ществах. В буржуазном государстве при формальном равенстве фак­тическая власть принадлежит экономически господствующему классу. Таким образом, классовый подход позволяет выделить сущ­ностные черты государства. Тем не менее подобную трактовку сущ­ности государства нельзя считать исчерпывающей.

Любое государство народу с решением классовых задач выпол­няет и общесоциальные функции, удовлетворяющие интересы всего общества. Например, строительство ирригационных сооружений, борьба с преступностью, ликвидация эпидемий, оборона страны и т.д. Кроме того, власть в государстве может находиться в руках небольшой группы лип, которая не отражает интересы какого-либо класса, а действует в своих интересах (тоталитарные режи­мы). В условиях политических кризисов может сложиться ситуа­ция, когда ни один из классов не будет обладать силой, способ­ной взять власть. В таком случае власть может осуществляться блоком различных классов и социальных групп. Наконец, в определенные периоды развития государства могут возникнуть общенациональ­ные интересы (освобождение от колониальной зависимости, от­ражение агрессин), которые примиряют классовые противоречия. Во многих современных государствах реально действуют принципы демократии, власть на деле принадлежит народу и общенарод­ные интересы преобладают над узкоклассовыми.

Таким образом, изменение условий жизни общества ставит проблему соотношения классовых и общесоциальных задач государ­ства. Надо отметить, что в разных исторических ситуациях соот­ношение этих сторон сущности государства неодинаково. По мере развития общества общесоциальные интересы начинают преобла­дать над классовыми. Это особенно проявилось после Второй ми­ровой войны, когда государство стало больше уделять внимания социальным проблемам. Увеличение налогов на прибыль крупных предпринимателей, законодательное урегулирование условий тру­да, перераспределение средств на социальные нужды привели к смягчению классовых противоречий, снизили необходимость по­давления низших классов, повысили политическую стабильность. Таким образом, с усилением социального аспекта проявления сущ­ности государства уменьшается его классовая сторона. Из орудия классового господства государство все больше превращается в сред­ство преодоления социальных противоречий, координации инте­ресов различных групп населения, выражения общенародных ин­тересов.

Государство выступает частью политической системы общества. Политическая система общества — это совокупность государствен­ных и общественных организаций, участвующих в политической жизни страны. Содержание политической системы составляют по­литическое сознание, нормы, регулирующие политическую жизнь общества, отношения между элементами политической системы, политическая практика. Элементы ( субъекты) политической си­стемы общества представляют государство и его отдельные орга­ны. политические партии, общественные организации, профсо­юзы, трудовые коллективы, фонды, организации по возрастно­му, профессиональному, половому, религиозному признакам. Все они в той или иной мере принимают участие в политической жизни страны.

Несмотря на многообразие элементов политической системы общества, государство занимает среди них особое место. В отли­чие от других общественных организаций государство распрост­раняет свою власть на всю территорию страны и все население, располагает специальным аппаратом управления и принуждения, обладает системой средств юридического воздействия на обще­ственные отношения, имеет монополию на правотворчество, оп­ределяет направления развития общества, выступает носителем суверенитета.

Все элементы политической системы постоянно взаимодейству­ют между собой, оказывая друг на друга влияние. Государство может подменить собой политическую систему. Это возможно в государ­ствах с тоталитарным режимом. При демократическом режиме государство и общественные организации выступают автономны­ми звеньями политической системы, взаимодействуют на основе равенства и взаимопомощи. Государство разрешает гражданам объ­единяться в организации и действовать на основе комплекса по­литических прав и свобод — слова, собраний, печати, митингов, шествий, демонстраций. Государство определяет правовые осно­вы деятельности организаций, запрещая только экстремистские. Кроме того, государство устанавливает порядок и условия реги­страции общественных организаций. Во внутреннюю жизнь орга­низаций государство не вмешивается, пока она не противоречит закону. В случае нарушения прав организации она может обра­титься за зашитой к компетентным государственным органам (суд, прокуратура).

Как бы ни было велико влияние государства в рамках полити­ческой системы, общественные организации могут оказывать на него определенное воздействие. Например, политические партии ставят своей целью выражение политических интересов своих чле­нов и участие в осуществлении власти. Последнее реализуется пу­тем участия в выборах, в том числе парламентских и президент­ских, в случае победы в которых партия может влиять на государ­ственную политику. Радикальные партии могут поставить цель захвата власти, в результате чего может измениться не только по­литика государства, но и политический строй и даже форма госу­дарства.

Профсоюзы также могут оказывать влияние на государство. Их задача — зашита интересов своих членов в сфере трудовой дея­тельности. Профсоюзы бывают государственные и независимые. Первые не могут оказывать серьезного воздействия на государ­ство в связи с их финансовой и организационной зависимостью от него. Независимые же профсоюзы обладают большей самосто­ятельностью в выборе средств давления на государство. В первую очередь это проявляется в выдвижении требований экономиче­ского и политического характера, подкрепляемых угрозой приос­тановления работы. В зависимости от ситуации государство может пойти на уступки.

Свое влияние на государство оказывают религиозные организа­ции. Там, где религия является государственной (ряд стран му­сульманского востока, Ватикан), церковь занимает ведущее ме­сто в политической системе общества, активно воздействуя на государство в правовой (издание законов) и организационной (занятие государственных должностей церковными деятелями) сферах.

В большинстве развитых стран мира религия отделена от госу­дарства. В этом случае церковь не оказывает непосредственного воздействия на государство. Тем не менее часть граждан, будучи верующими людьми, прислушиваются к высказываниям деятелей церкви. принимая их иногда как руководство к действию. Так, призыв патриарха Алексия II прийти на выборы в декабре 2003 г. и сделать достойный выбор, несомненно, способствовал увеличению явки избирателей на избирательные участки. Таким обра­зом, церковь оказала опосредованное влияние на одну из сторон государственной деятельности через воздействие на обществен­ное сознание.

Вопросы и задания

1. Что такое власть? Каковы ее особенности? Какие виды власти существуют?

2. Дайте определение понятия «государство».

3. Назовите и охарактеризуйте признаки государства.

4. Что такое суверенитет? Какие виды суверенитета существуют?

5. Что понимается под сущностью государства?

6. Объясните содержание теорий, исходящих из сущности государства.

7. В чем состоит соотношение классового и общесоциального в сущности государства?

8. Дайте определение политической системы общества. Каковы ее содержание и элементы?

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА.

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ
1. К СТРУКТУРНЫМ ЭЛЕМЕНТАМ ВЛАСТИ ОТНОСЯТСЯ:

А) СУБЪЕКТ ВЛАСТИ

Б) ОБЪЕКТ ВЛАСТИ

В) ИСТОЧНИКИ ВЛАСТИ

Г) СРЕДСТВА ВЛАСТИ

Д) РЕСУРСЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЛАСТИ

2. К ИСТОЧНИКАМ ВЛАСТИ ОТНОСЯТСЯ: А) СИЛА Б) БОГАТСТВО В) ХАРИЗМА Г) ОБЩЕ.

2. К ИСТОЧНИКАМ ВЛАСТИ ОТНОСЯТСЯ:
А) СИЛА

Г) ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТАТУС

З) ЗНАНИЕ, ИНФОРМАЦИЯ

3. К СРЕДСТВАМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВЛАСТИ ОТНОСЯТ : А) ПРАВО Б) ПООЩРЕНИЕ В) ТРА.

3. К СРЕДСТВАМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВЛАСТИ ОТНОСЯТ :

4. РЕСУРСАМИ ВЛАСТИ ЯВЛЯЮТСЯ: А) ЭКОНОМИЧЕСКИЕ Б) СОЦИАЛЬНЫЕ В) ПОЛИТИКО-.

4. РЕСУРСАМИ ВЛАСТИ ЯВЛЯЮТСЯ:

5. В ПРАВОВОМ ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ГОСУДАРСТВЕ СУЩЕСТВУЕТ РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ НА.

5. В ПРАВОВОМ ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ГОСУДАРСТВЕ
СУЩЕСТВУЕТ РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ НА:

6. М. ВЕБЕР ВЫДЕЛИЛ ТРИ ТИПА ЛЕГИТИМНОСТИ: А) ТРАДИЦИОННАЯ ВЛАСТЬ Б) ЛЕГАЛЬ.

6. М. ВЕБЕР ВЫДЕЛИЛ ТРИ ТИПА ЛЕГИТИМНОСТИ:

А) ТРАДИЦИОННАЯ ВЛАСТЬ

Б) ЛЕГАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Г) ХАРИЗМАТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

ГОСУДАРСТВО – ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩАЯ УПРАВЛЕНИЕ ОБ.

ГОСУДАРСТВО
– ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩАЯ
УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВОМ,
ОХРАНУ ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ.
I. ЧТО ТАКОЕ ГОСУДАРСТВО?
ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА:
Одним из субъектов власти выступает государство.


ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ:

Административно-территориальная организация населения и осуществление публи.

Административно-территориальная организация населения и осуществление публичной власти на определенной территории. В первобытном обществе принадлежность к роду обусловливалась кровным родством. В государстве же публичная власть распространяет свое действие на определенную территорию и на все население. Это неизбежно влечет деление территории государства на административно-территориальные единицы (округа, области, штаты и т.д.). Население приобретает статус гражданства (подданства). Лица, не являющиеся гражданами, считаются иностранцами или лицами без гражданства. Государство осуществляет власть в определенных пространственных пределах. Это ведет к установлению государственной границы с появлением функции ее охраны. Государство обладает верховенством власти в пределах своей территории, т. е. не допускает вмешательства в дела по управлению страной каких-либо других властей.
Наличие публичной власти, которая располагает специальным аппаратом управления обществом. Власть осуществляется особым слоем людей, которые наделены специальными полномочиями. Аппарат управления состоит из органов и учреждений, различающихся по своим функциональным задачам. В связи с этим выделяются законодательные, исполнительные и судебные органы. Большое значение в механизме государства всегда имели правоохранительные (карательные) органы. Первоначально эту роль играла армия. Затем стали создаваться специальные органы, осуществляющие принуждение (полиция, тюрьмы и т.д.).
Издание общеобязательных правовых норм. С их помощью государство может эффективно руководить обществом и обеспечивать реализацию своих решений. Правотворчество — исключительная прерогатива государства. В то же время право юридически оформляет государственную власть, делая ее законной.
Для содержания аппарата управления государство облагает население обязательными сборами (налогами, податями). Сбором налогов занимаются специальные органы. Обязательность налогов поддерживается возможностью принуждения.
Важнейший признак государства — это суверенитет, выражающийся в верховенстве и независимости государственной власти по отношению ко всем другим властям как внутри страны, так и на международной арене.

1. Суверенитет народа — это право и реальная возможность народа участвовать.

1. Суверенитет народа — это право и реальная возможность народа участвовать в управлении делами государства, формировать органы власти, контролировать деятельность государства. Таким образом, суверенитет народа — это основа демократии.

2. Национальный суверенитет — это право наций на самоопределение и создание различных форм национальной государственности. Последнее реализуется путем организации как самостоятельных национальных государств (распад СССР, Югославии, Чехословакии), так и автономии в рамках единого многонационального государства (современная Россия).
ДВА ВИДА СУВЕРЕНИТЕТА:

1. В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент,
а всенародно избираемый глава государства формирует правительство
и возглавляет исполнительную власть. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя территории субъектов, которые имеют право принятия собственной конституции. Парламент имеет двухпалатную структуру. Найдите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны.

2.Формы государственного (территориального) устройства

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО (ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО)

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Государство, состоящее из образований, обладающих юридически определённой относительной политической самостоятельностью

… государство

Государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих политической самостоятельностью

3. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Если __________(А) характеризует государство с точки зрения порядка формирования высших органов власти, то __________(Б) отражает территориальное деление государства. Простое единое государство, не имеющее в своём составе иных государственных образований, называется __________(В). В таком государстве существует одна конституция, функционирует единая система государственных __________(Г). Другой формой является __________(Д), представляющая собой союзное государство, субъекты которого обладают относительной политической самостоятельностью, вплоть до принятия собственной __________(Е)».

Cписок терминов:

форма государственно-территориального устройства

4. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Республика , монархия, форма правления, федерация, форма государства.

5. В государстве Z граждане для реализации своих прав и свобод создают относительно независимые от государства ассоциации, в том числе оппозиционные партии, группы по интересам. Глава государства и члены парламента избираются всенародно на свободных конкурентных выборах. Государство Z включает в себя 13 территориальных единиц, обладающих правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны. Какова форма государственного (территориального) устройства Z? Укажите факт по условию задачи, на основе которого Вы это установили. Назовите любые два признака этой формы государственного (территориального) устройства, не названных в условии задачи.

6.В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Республика , федерация, форма государства, монархия, тоталитаризм.

7.Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Форма государства». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

8. Выберите верные суждения о государстве и его функциях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Государство обладает монопольным правом законно применять принуждение силами органов охраны порядка и безопасности.

2. К внешним функциям государства относится определение общего направления экономической политики государства в соответствии
с достигнутым уровнем экономического развития.

3. Природоохранные требования, устанавливаемые государством, составляют основу экологической безопасности страны.

4. Государство создаёт нормативную и организационную основу для эффективной и качественной деятельности государственных органов.

5. Основополагающим признаком государства любого типа является реализация в нём принципа разделения властей.

9. Выберите верные суждения о государстве и запишите цифры, под которыми они указаны.

Государство располагает специальным аппаратом в целях осуществления управленческой, охранительной функций.

К признакам государства относят публичность, суверенитет, монополию на издание законов и взимание налогов.

Любое государство как главный политический институт призвано полностью контролировать жизнь общества для обеспечения правопорядка и безопасности.

Демократическое государство руководствуется в своей деятельности правами человека и интересами большинства граждан.

По форме государственного (территориального) устройства выделяют республиканские, федеративные и конфедеративные государства.

10. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к признакам любого государства.

1) монопольное право на правотворчество; 2) суверенитет; 3) публичная власть; 4) республиканская форма правления; 5) территория; 6) федеративное устройство.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

11. Согласно Конституции РФ наша страна – федеративное государство. Найдите
в приведённом ниже списке признаки, характеризующие федеративное государство. Запишите цифры, под которыми они указаны.

Территория государства состоит из субъектов, обладающих определённой политической самостоятельностью.

Судебная власть отделена от законодательной.

Властные полномочия разделены между центром и регионами.

Установлена республиканская форма правления.

Высший представительный орган законодательной власти состоит из двух палат, одна из которых отражает интересы субъектов.

12. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «государство»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о республике как форме правления, и одно предложение, раскрывающее сущность социальной функции государства.

13. В государстве Z верховная власть передаётся по наследству. Однако верховная власть ограничена законами государства и парламентом. Выборы в парламент происходят регулярно, на конкурентной основе. Граждане на практике реализуют свои права и свободы. Государство Z включает в себя территории субъектов, обладающих определённой политической самостоятельностью. Найдите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Z
и запишите цифры, под которыми они указаны.

14. Государство в отличие от политических партий

1. является политической организацией

2. имеет право издавать законы

3. осуществляет политическую деятельность

4. возглавляется людьми, имеющими право управлять

5. характеризуется разделением властей

15. Государство — утверждают многие — это организация экономически сильных и иму­щих для подавления и эксплуатации экономически слабых и неимущих.

Государство — это несправедливые войны.

Но действительно ли государство создано и существует для того, чтобы угнетать, мучить и эксплуатировать отдельную личность? В самом деле, всё культурное человече­ство живёт в государственных единениях. «Культурный человек» и «государство» — это два понятия, взаимно дополняющие друг друга. Поэтому культурный человек немыслим без государства. И, конечно, люди создают, охраняют и защищают свои государства не для взаимного мучительства, угнетения и истребления.

В чём же, однако, настоящие задачи и истинные цели государства? Они заключаются в осуществлении солидарных интересов людей. При помощи государства осуществля­ется то, что нужно, дорого и ценно всем людям. Государство само по себе есть простран­ственно самая обширная и внутренне наиболее всеобъемлющая форма вполне организо­ванной солидарности между людьми. Вместе с тем, вступая в международное общение, оно ведёт к созданию и выработке новых, ещё более обширных и в будущем, может быть, наиболее полных и всесторонних форм человеческой солидарности. Даже наиболее жёст­кие формы государственного угнетения обыкновенно оправдываются соображениями

о пользе и нуждах всего народа. Общее благо — вот формула, в которой кратко выража­ются задачи и цели государства.

1. Какие два взгляда на государство от­ражены в тексте? Какого взгляда придерживается автор?

2. Объясните, как государство «осущест­вляет солидарные интересы людей»?

3. Какие теории происхождения государства вам известны?

4. Проиллюстрируйте двумя примерами мысль автора, что «даже наиболее жёст­кие формы государственного угнетения обыкновенно оправдываются соображениями

Власть — это одно из важнейших явлений человеческого общества. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, организациях, учреждениях, объединениях, во всем государстве. Власть есть присущее обществу волевое отношение между людьми. Власть — ядро политики.

За власть всегда шла борьба между людьми, социальными группами, общностями, государствами. Но власть — это и обязательное условие организованности и порядка в обществе.

Власть — это способность и возможность проводить внутри данных социальных отношений собственную волю, оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств: права, авторитета, насилия. Специфический признаком власти — доминирование властной воли.

Наиболее важным видом власти выступает политическая. Это форма социальных отношений, характеризующаяся способностью тех или иных социальных субъектов — индивидов, социальных групп и общностей — подчинять своей воле деятельность других социальных субъектов с помощью государственно-правовых и иных средств.

Политическая власть существует и функционирует в различных видах: государственной, партийной, региональной, международной и т.д. Наиболее развитая — государственная власть, исходящая от государства с развитым аппаратом управления.

Важным выступает вопрос о структурных элементах власти. К ним относятся субъект и объект власти, источники, средства, ресурсы осуществления власти.

В роли субъекта власти (актора) выступает тот, кто обладает желанием властвовать, реальной властью и кто проявляет власть по отношению к другим. Это могут быть как отдельный человек, так и организация, общность людей, народ, государство, мировое сообщество и т.д. К объектам власти относятся все те, на кого воздействует субъект власти (человек, масса, социальные слои, группы и др.). К источникам власти относят авторитет, силу, закон, богатство, знание и информацию, харизму (исключительные качества лидера), престиж, положение, занимаемое в обществе, статус. К средствам осуществления власти относят право, авторитет, поощрение, убеждение, традиции, манипуляции, принуждение, насилие. К ресурсам власти относят совокупность средств, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта: 1) экономические ресурсы — материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления, деньги, плодородные земли, полезные ископаемые и т.п.; 2) силовые ресурсы — оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого люди; 3) социальные ресурсы — способность повышать или понижать социальный статус или ранг, место в социальной структуре человека или социальной группы; 4) информационные ресурсы — знания и информация, а также средства их получения и распространения; 5) политико-правовые ресурсы — конституция, законы, программные документы политических партий; 6) демографические ресурсы — человек как универсальный ресурс, создающий другие ресурсы.

В правовом демократическом государстве власть является более эффективной и стабильной, если по закону и фактически имеет место разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, при условии, что эта власть легитимна.

Легитимная власть основана на признании права носителей власти предписывать нормы поведения другим индивидам. Легитимная власть характеризуется как правомерная и справедливая.

М.Вебер выделил три типа легитимности.

Традиционная власть основывается на обычаях, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость установленного порядка. Такой тип легитимности власти характерен, как правило, для монархического способа правления.

Легальная рациональная власть опирается на закон, конституционный порядок, связана с демократическими выборами представителей власти или с назначениями должностных лиц в соответствии с законом.

Харизматическая власть основывается на вере в исключительные качества и величие личности вождя (талант, дар, харизма).

Одним из субъектов власти выступает государство. В современной науке существует множество определений понятия государства. Некоторые отражают его сущность и функциональную направленность, другие перечисляют признаки государства, как видно из приведенных ниже примеров.

Государство — это организация публичной власти, располагающая аппаратом управления, представляющая общество и осуществляющая руководство им.

Государство — это организация политической власти, необходимая для выполнения как классовых, так и общественных задач, вытекающих из природы всякого общества на определенном историческом этапе его развития.

Государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление обществом и защиту его интересов, придающая своим велениям общеобязательное значение, гарантирующая права и свободы граждан, законность и правопорядок.

Государство — это политическая организация общества, распространяющая власть на всю территорию страны и все ее население, располагающая для этого специальным аппаратом управления, издающая общеобязательные веления, собирающая налоги со всего населения и обладающая суверенитетом.

Все эти определения позволяют четко выделить основные признаки государства.

1. Административно-территориальная организация населения и осуществление публичной власти на определенной территории. В первобытном обществе принадлежность к роду обусловливалась кровным родством. В государстве же публичная власть распространяет свое действие на определенную территорию и на все население. Это неизбежно влечет деление территории государства на административно-территориальные единицы (округа, области, штаты и т.д.). Население приобретает статус гражданства (подданства). Лица, не являющиеся гражданами, считаются иностранцами или лицами без гражданства. Государство осуществляет власть в определенных пространственных пределах. Это ведет к установлению государственной границы с появлением функции ее охраны. Государство обладает верховенством власти в пределах своей территории, т. е. не допускает вмешательства в дела по управлению страной каких-либо других властей.

2. Наличие публичной власти,которая располагает специальным аппаратом управления обществом. Власть осуществляется особым слоем людей, которые наделены специальными полномочиями. Аппарат управления состоит из органов и учреждений, различающихся по своим функциональным задачам. В связи с этим выделяются законодательные, исполнительные и судебные органы. Большое значение в механизме государства всегда имели правоохранительные (карательные) органы. Первоначально эту роль играла армия. Затем стали создаваться специальные органы, осуществляющие принуждение (полиция, тюрьмы и т.д.).

3. Издание общеобязательных правовых норм. С их помощью государство может эффективно руководить обществом и обеспечивать реализацию своих решений.

Правотворчество — исключительная прерогатива государства. В то же время право юридически оформляет государственную власть, делая ее законной.

4. Для содержания аппарата управления государство облагает население обязательными сборами (налогами, податями). Сбором налогов занимаются специальные органы. Обязательность налогов поддерживается возможностью принуждения.

5. Важнейший признак государства — это суверенитет, выражающийся в верховенстве и независимости государственной власти по отношению ко всем другим властям как внутри страны, так и на международной арене.

Внешняя сторона проявления суверенитета означает самостоятельность и независимость государства в решении вопросов внешней политики. Внутренняя сторона проявляется в исключительном праве государства на правотворчество, управление и юрисдикцию в пределах всей государственной территории. Верховенство государственной власти внутри страны проявляется в трех аспектах. Во-первых, в универсальности власти, которая распространяет свое влияние на все население, все партии и общественные организации страны. Во-вторых, в прерогативе государственной власти, т.е. отмене, признании ничтожным, незаконным проявление любой другой общественной власти. И в-третьих, в наличии у государства таких средств воздействия, которыми никакая другая власть не располагает (армия, полиция и т.д.).

Государственный суверенитет — это свойство государственной власти, которая может действовать по своему усмотрению, не учитывая интересы народа. В условиях становления демократического строя, создания национальных государственных образований государственный суверенитет все больше сближается, а затем и совпадает с суверенитетом народа и национальным суверенитетом.

Суверенитет народа — это право и реальная возможность народа участвовать в управлении делами государства, формировать органы власти, контролировать деятельность государства. Таким образом, суверенитет народа — это основа демократии.

Национальный суверенитет — это право наций на самоопределение и создание различных форм национальной государственности. Последнее реализуется путем организации как самостоятельных национальных государств (распад СССР, Югославии, Чехословакии), так и автономии в рамках единого многонационального государства (современная Россия).

Таковы общие признаки государства. По мере развития человечества эти признаки, не меняясь количественно, наполняются иным содержанием, вместе с которым меняется сущность государства.

Сущность государства — это то главное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование, а также принадлежность государственной власти. Вопрос о сущности государства до сих пор остается дискуссионным.

Ряд теорий, исходящих из определения сущности государства, выделяют следующие подходы к назначению и принадлежности государственной власти. В соответствии с теорией элит, получившей развитие в начале XX в., народные массы не способны управлять государством. Это делает элита общества, формирующаяся по различным принципам (происхождение, образование, опыт и т.д.). Элита может пополняться и наиболее способными выходцами из народа. Теория справедливо отмечает, что власть осуществляется ограниченным кругом лиц. Важно только, чтобы они выражали интересы народа. Недостаток теории в том, что она отделяет власть от народа, отрицает ее классовый характер. Близко к теории элит примыкает технократическая теория, по мнению представителей которой обществом должны управлять специалисты-профессионалы (менеджеры). Многочисленные теории демократического характера

В советский период в нашей стране сущность государства рассматривалась с позиций классового подхода марксистско-ленинской идеологии. Классовая сторона деятельности государства — это объективная реальность, подтверждаемая всем ходом исторического развития человечества. В основе возникновения государства лежит деление общества на противоположные по своим интересам группы населения. Не вызывает сомнений классовая сущность государственной власти в рабовладельческом и феодальном обществах. В буржуазном государстве при формальном равенстве фактическая власть принадлежит экономически господствующему классу. Таким образом, классовый подход позволяет выделить сущностные черты государства. Тем не менее подобную трактовку сущности государства нельзя считать исчерпывающей.

Любое государство наряду с решением классовых задач выполняет и общесоциальные функции, удовлетворяющие интересы всего общества. Например, строительство ирригационных сооружений, борьба с преступностью, ликвидация эпидемий, оборона страны и т.д. Кроме того, власть в государстве может находиться в руках небольшой группы лиц, которая не отражает интересы какого-либо класса, а действует в своих интересах (тоталитарные режимы). В условиях политических кризисов может сложиться ситуация, когда ни один из классов не будет обладать силой, способной взять власть. В таком случае власть может осуществляться блоком различных классов и социальных групп. Наконец, в определенные периоды развития государства могут возникнуть общенациональные интересы (освобождение от колониальной зависимости, отражение агрессии), которые примиряют классовые противоречия. Во многих современных государствах реально действуют принципы демократии, власть на деле принадлежит народу и общенародные интересы преобладают над узкоклассовыми.

Таким образом, изменение условий жизни общества ставит проблему соотношения классовых и общесоциальных задач государства. Надо отметить, что в разных исторических ситуациях соотношение этих сторон сущности государства неодинаково. По мере развития общества общесоциальные интересы начинают преобладать над классовыми. Это особенно проявилось после Второй мировой войны, когда государство стало больше уделять внимания социальным проблемам. Увеличение налогов на прибыль крупных предпринимателей, законодательное урегулирование условий труда, перераспределение средств на социальные нужды привели к смягчению классовых противоречий, снизили необходимость подавления низших классов, повысили политическую стабильность. Таким образом, с усилением социального аспекта проявления сущности государства уменьшается его классовая сторона. Из орудия классового господства государство все больше превращается в средство преодоления социальных противоречий, координации интересов различных групп населения, выражения общенародных интересов.

Государство выступает частью политической системы общества. Политическая система общества — это совокупность государственных и общественных организаций, участвующих в политической жизни страны. Содержание политической системы составляют политическое сознание, нормы, регулирующие политическую жизнь общества, отношения между элементами политической системы, политическая практика. Элементы (субъекты) политической системы общества представляют государство и его отдельные органы, политические партии, общественные организации, профсоюзы, трудовые коллективы, фонды, организации по возрастному, профессиональному, половому, религиозному признакам. Все они в той или иной мере принимают участие в политической жизни страны.

Несмотря на многообразие элементов политической системы общества, государство занимает среди них особое место. В отличие от других общественных организаций государство распространяет свою власть на всю территорию страны и все население, располагает специальным аппаратом управления и принуждения, обладает системой средств юридического воздействия на общественные отношения, имеет монополию на правотворчество, определяет направления развития общества, выступает носителем суверенитета.

Все элементы политической системы постоянно взаимодействуют между собой, оказывая друг на друга влияние. Государство может подменить собой политическую систему. Это возможно в государствах с тоталитарным режимом. При демократическом режиме государство и общественные организации выступают автономными звеньями политической системы, взаимодействуют на основе равенства и взаимопомощи. Государство разрешает гражданам объединяться в организации и действовать на основе комплекса политических прав и свобод — слова, собраний, печати, митингов, шествий, демонстраций. Государство определяет правовые основы деятельности организаций, запрещая только экстремистские. Кроме того, государство устанавливает порядок и условия регистрации общественных организаций. Во внутреннюю жизнь организаций государство не вмешивается, пока она не противоречит закону. В случае нарушения прав организации она может обратиться за защитой к компетентным государственным органам (суд, прокуратура).

Как бы ни было велико влияние государства в рамках политической системы, общественные организации могут оказывать на него определенное воздействие. Например, политические партии ставят своей целью выражение политических интересов своих членов и участие в осуществлении власти. Последнее реализуется путем участия в выборах, в том числе парламентских и президентских, в случае победы в которых партия может влиять на государственную политику. Радикальные партии могут поставить цель захвата власти, в результате чего может измениться не только политика государства, но и политический строй и даже форма государства.

Профсоюзы также могут оказывать влияние на государство. Их задача — защита интересов своих членов в сфере трудовой деятельности. Профсоюзы бывают государственные и независимые. Первые не могут оказывать серьезного воздействия на государство в связи с их финансовой и организационной зависимостью от него. Независимые же профсоюзы обладают большей самостоятельностью в выборе средств давления на государство. В первую очередь это проявляется в выдвижении требований экономического и политического характера, подкрепляемых угрозой приостановления работы. В зависимости от ситуации государство может пойти на уступки.

Свое влияние на государство оказывают религиозные организации. Там, где религия является государственной (ряд стран мусульманского востока, Ватикан), церковь занимает ведущее место в политической системе общества, активно воздействуя на государство в правовой (издание законов) и организационной (занятие государственных должностей церковными деятелями) сферах.

В большинстве развитых стран мира религия отделена от государства. В этом случае церковь не оказывает непосредственного воздействия на государство. Тем не менее часть граждан, будучи верующими людьми, прислушиваются к высказываниям деятелей церкви, принимая их иногда как руководство к действию. Так, призыв патриарха Алексия II прийти на выборы в декабре 2003 г. и сделать достойный выбор, несомненно, способствовал увеличению явки избирателей на избирательные участки. Таким образом, церковь оказала опосредованное влияние на одну из сторон государственной деятельности через воздействие на общественное сознание.

Вопросы и задания

1. Что такое власть? Каковы ее особенности? Какие виды власти существуют?

2. Дайте определение понятия «государство».

3. Назовите и охарактеризуйте признаки государства.

4. Что такое суверенитет? Какие виды суверенитета существуют?

5. Что понимается под сущностью государства?

6. Объясните содержание теорий, исходящих из сущности государства.

7. В чем состоит соотношение классового и общесоциального в сущности государства?

8. Дайте определение политической системы общества. Каковы ее со держание и элементы?

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: