Государственное управление как административно правовая и юридическая категории

Обновлено: 28.04.2024

Государственное управление является разновидностью социального управления.

Социальное управление – представляет собой влияние одних людей на других с целью упорядочения социальное важных процессов, обеспечения устойчивого развития социальных систем. Оно характеризуется такими признаками, как:

-проявляется через совместную деятельность людей, организует их для такой деятельности в соответствующие коллективы и организационно оформляет;

- имеет целью упорядочение совместной деятельности путем обеспечения согласованных индивидуальных действий участников такой деятельности через влияние на их поведение (волю);

- является властным, поскольку базируется на подчинении воли участников управленческих отношений;

- имеет особенный апарат реализации через организационно оформленные группы.

Видамисоциальногоуправления являются:

- управление в системе муниципальных органов;

- управление общественными объединениями;

- управление в сфере производства;

Нас с вами интересует государственное управление, на сферу деятельности которого в основном и распространяются нормы административного права.

Как мы уже говорили, с латинского «администрация» переводится как управление, то есть, административное право фактически выступает в качестве юридической формы реализации задач, функций, методов и полномочий, возлагаемых Конституцией и законодательством РФ на органы исполнительной власти. То есть, административное право четко выражает все особенности государственно-управленческой деятельности, являясь по своему назначению управленческим правом. В центре его внимания находятся отношения, которые непосредственно возникают в связи в практическим выполнением задач и функций государственного управления.

Все это дает нам возможность говорить о необходимости рассмотрения государственного управления как административно-правовой категории.

Как нам известно, существует три основные сферы государственной деятельности: законодательная, исполнительная и судебная. Нас интересует исполнительная деятельность, которая и представляет содержание государственного управления.

Итак, исполнительная (административная) деятельность (государственное управление) представляет собой основанную на законах реализацию исполнительными органами государственной власти исполнительно-распорядительных функций в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, обеспечения обороны страны и безопасности государства, охраны общественного порядка и т.д.

Государственное управление осуществляется прежде всего органами исполнительной власти и проявляется в разных формах.

Формы государственного управления - это внешние проявления конкретных действий органов исполнительной власти или их должностных лиц, в которых реализуется компетенция этих органов (лиц).

Следует отметить, что современная административно-правовая литература рядом с термином «формы государственного управления» содержит такие понятия, как «формы реализации исполнительной власти», «административные и правовые формы» и тому подобное; их целесообразно воспринимать как похожие по смыслу и проявлению. На сегодня в науке административного права существуют разные подходы относительно классификации форм государственного управления.

Примерами форм государственного управления могут быть издание подзаконных нормативно-правовых актов; наложение административных наказаний за совершенные административные правонарушения; выполнение действий, направленных на исполнение законодательных или иных нормативно-правовых актов (выдача удостоверений, документов, разрешений, регистрация и т.п.); применение в отдельных случаях физической силы либо оружия (сотрудники полиции).

Признаки государственного управления как административно-правовой категории:

- государственное управление является одним из видов государственной деятельности наряду с деятельностью законодательной и судебной. В процессе его осуществления непосредственно реализуются функции государства. То есть, в рамках государственного управления реализуется исполнительная власть.

- государственное управление – непосредственно организующая деятельность, его назначение практически организовывать исполнение задач и функций государства. Для организационной деятельности субъектов государственного управления характерно сочетание двух направлений: осуществление ими как внешних так и внутренних исполнительных и распорядительных функций (например по организации гос. службы) то есть, можно говорить о том,

что, - государственное управлениедеятельность исполнительно-распорядительного характера. Основным ее направлением является исполнение, то есть проведение в жизнь законов и подзаконных нормативных актов. Достигается эта цель использованием необходимых юридически-властных полномочий;

- государственное управление – прерогатива специальных субъектов, обобщенно обозначаемых как исполнительно-распорядительные органы государственной власти, или же органы государственного управления;

- государственное управление – это юридически властная деятельность. Его субъекты осуществляют свои функции путем использования государственно-властных полномочий, которыми их наделяет законодательство. Реализация этих властных полномочий осуществляется в административном, т.е. внесудебном порядке.

- государственное управление – подзаконная деятельность, осуществляемая на основе и во исполнение закона, она вторична по отношению к законодательной деятельности.

- государственное управление осуществляется специальными субъ­ектами, которыми являются Правительство Российской Федерации и другие органы исполнительной власти Российской Федерации.

Также, в случаях, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (в частности, статьей 32 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации») государственное управление осуществляет Президент Российской Федерации; в ряде случаев также государственные органы (в частно­сти, органы военного управления), имеющие определенную законода­тельными и иными нормативными правовыми актами компетенцию, направленную на реализацию законов и иных нормативных правовых актов в конкретных областях (сферах) жизни общества.

Государственное управление имеет своим основным направле­нием деятельности исполнение (проведение в жизнь) законов. Ис­полнение — основной признак государственного управления как самостоятельного вида государственной деятельности.

- государственное управление осуществляется применительно к сферам и областям жизни общества. В государственном управлении выделяются:

· сферы государственного управления, т. е. комплексы организа­ционных отношений, сгруппированные на базе единства основного назначения (профиля): экономическая сфера, охватывающая отношения экономиче­ского профиля (промышленность, энергетика, сельское хозяйство, строительство, коммуникации, охрана и использование природных ресурсов, охрана окружающей среды, торговля, финансы и кредит, внешнеэкономическая деятельность, таможенное дело); социально-культурной сфера, охватывающая отношения со­циального развития (образование, наука, здравоохранение, культура, социальная защита; административно-политическая сфера, охватывающая (оборона, госбезопасность, внутренние дела, юстиция, внешняя политика).

· области государственного управления, т.е. отношения, объединяемые общностью конкретного объекта управления, его профиля и назначения (например, оборона, промышленность, транспорт, сельское хозяйство, здравоохранение и т. п.).

- государственное управление осуществляется по отраслевому и межотраслевому принципам. (то есть оно организовано по отраслям, например система органов здравоохранения, и федеральное министерство (федеральный министр) осуществляет соответствующую политику в этой отрасли а также руководит и координирует деятельность всех органов здравоохранения. Но также есть и межотраслевые органы государственного управления, которые имеют полномо­чия надведомственного характера по отношению к предприятиям, организациям и другим объектам управления, которые им органи­зационно не подчинены. Содержанием межотраслевого управления является осуществление данными органами исполнительной власти межотраслевой координации функционального регулирования по вопросам, отнесенным к их компетенции (например, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по тарифам).

- государственное управление характеризуется тем, что оно осу­ществляется как централизованное руководство либо как оперативное (непосредственное) управление.

Централизованное руководство это общее руководство, установление например общих правил и нормативов, координация деятельности отдельных отраслей. Для него характерны непрямые связи между соответствующим субъектом государственного управления и объектами управления (Например Правительство РФ и 7-я гор. больница г. Симферополь).

Непосредственное или оперативное управление характерно для прямых связей между органом управления и объектом ( МОЗ Республики Крым и 7-я гор. больница г. Симферополь )

- государственное управление с точки зрения структуры его процесса является последовательным осуществлением его субъектами ряда процедур (стадий, циклов и т.п.) в рамках стандартов и регламентов, связанных с реализацией полномочий органа исполнительной власти. То есть, грубо говоря, функции гос. управления практически реализуются в формах и методах управленческой деятельности.

- свое юридическое выражение государственное управление получает в правоприменении, административном правотворчестве, административной юрисдикции.

С учетом изложенного государственное управление как предмет административного права может быть определено как один из видов государственной деятельности, являющейся организующей, юридически властной и подзаконной, осуществляемой органами исполнительной вла­сти и иными государственными органами и состоящей в практическом исполнении его субъектами норм законодательства путем реализации своих полномочий.

1. Государственное управление как административно-правовая и юридическая категории

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ И
ЮРИДИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИИ
Презентацию подготовила
Изотова Татьяна
3-ПОНБ

2. Подходы к определению государственного управления

ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО
УПРАВЛЕНИЯ
В ШИРОКОМ ПОНИМАНИИ
- ϶то регулирующая
деятельность государства в
целом. Государственное
управление в широком
смысле характеризует всю
деятельность государства по
организующему воздействию
со стороны специальных
субъектов права на
общественные отношения.
Функции государственного
управления в той или иной
мере осуществляют многие
органы государства: суд,
прокуратура,
представительные органы
публичной власти.
В УЗКОМ ПОНИМАНИИ
— ϶то административная деятельность, т. е.
деятельность исполнительных органов
государственной власти на уровне как
Российской Федерации, так и ее субъектов. В
административном праве понятие
государственного управления
рассматривается в узком понимании.
Государственное управление в узком смысле
— ϶то практическая деятельность Президента
РФ, Правительства РФ, федеральных органов
исполнительной власти (федеральных
министерств, государственных комитетов,
российских агентств, федеральных служб,
федеральных комиссий, федеральных
надзоров), органов исполнительной власти
субъектов РФ. К органам, реализующим
функции управления, относится и местная
администрация, ее органы и структурные
подразделения. Данные органы специально
созданы для осуществления управленческой
деятельности и являются основными
субъектами государственного (или
муниципального) управления.

Обязательные свойства государственного
управления:
управленческое воздействие опирается на силу
государственной власти;
распространенность государственного
управления на все общество (его всеобщность);
системность.

5. Важнейшие организационно-правовые категории, которые существуют в управленческих отношениях:

ВАЖНЕЙШИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ КАТЕГОРИИ,
КОТОРЫЕ СУЩЕСТВУЮТ В УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ:
государственная управленческая деятельность — ϶то осуществление субъектами
исполнительной власти, а также иными звеньями государственного управления функций
государственного управления;
область государственного управления — ϶то сгруппированные по признаку основного
назначения отрасли государственного управления (управление экономической сферой,
управление в социально-культурной и административно-политической областях);
отрасль государственного управления — ϶то система звеньев органов управления,
объединенных общностью объекта управления (управление промышленностью,
транспортом, сельским хозяйством, строительством, внутренними и внешними делами,
образованием, здравоохранением, финансами, обороной, связью, железными дорогами,
лесным хозяйством).
сфера государственного управления — ϶то комплекс организационных отношений по
поводу осуществления межотраслевых полномочий специального назначения (например,
стандартизация, сертификация, метрология, государственная статистическая отчетность,
планирование).
орган государственного управления (исполнительной власти) — ϶то субъект исполнительной
власти, который непосредственно осуществляет функции государственного управления в
установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами пределах,
наделен соответствующей компетенцией, имеет определенную структуру и управленческий
персонал.

В качестве субъектов управления можно выделить
организации, не относящиеся к органам исполнительной
власти, которым делегированы полномочия
принуждающего характера:
а) суды общей юрисдикции при рассмотрении дел об
административных правонарушениях;
б) мировые судьи, являющиеся судьями общей
юрисдикции субъектов РФ;
в) общественные объединения (организации) и другие
субъекты, уполномоченные государством применять
меры контроля, а также выполнять важные
государственно-управленческие функции.

7. Признаки государственного управления

ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1. Государственное управление — ϶то исполнительно-распорядительная деятельность по
применению законов и иных (подзаконных) нормативных правовых актов.
2. Наряду с правоприменением осуществляет административное правотворчество .
3. Государственное управление осуществляется везде, где возникает необходимость в
обеспечении исполнения законодательных актов, а также защиты прав и свобод
граждан (признак всеобщности).
4. Государственное управление —непрерывная, постоянная и планомерная деятельность,
основанная на объективных закономерностях функционирования исполнительной
власти и направленная на обеспечение государственных интересов, прав и свобод
граждан, общественного порядка и безопасности.
5. Осуществляется специальными органами государственной исполнительной власти,
которые создаются государством как на уровне Российской Федерации, так и в
субъектах РФ и образуют систему органов государственного управления.
6. Деятельность органов исполнительной власти базируется на положениях и требованиях
федеральных законов и законодательных актов субъектов РФ. Управленческая
деятельность осуществляется органами только в пределах предоставленных им
полномочий и компетенции.
7. Государственное управление строится на базе вертикальных (субординационных,
иерархичных) и горизонтальных связей и отношений.
8. Государственное управление базируется на принципе организационности.
9. Государственное управление реализует полномочия юрисдикционного характера.

8. основные функции государственного управления.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.
1. Информационное обеспечение управления
2. Прогнозирование и моделирование развития системы государственного управления,
государственных органов, стандартов государственного управления
3. Планирование. В процессе реализации функции планирования создаются программы
по развитию отношений в различных отраслях и сферах государственного управления,
а также программы по изменению и улучшению деятельности органа
государственного управления и его структуры.
4. Организация. Организующая деятельность включает действия и решения, конечной
целью которых будет обеспечение надлежащего функционирования органов
государственного управления.
5. Распорядительство
6. Руководство
7. Координация
8. Контроль . Контроль должен быть последовательным, разумным, обоснованным,
гласным, объективным, законным и оперативным. Важно отметить, что одним из
видов контроля будет надзор, осуществляемый традиционно только для выяснения
соответствия законности проводимых мероприятий (действий, решений).
9. Регулирование — использование методов и способов управления в процессе
организации системы государственного управления и ее функционирования.
10. Учет —фиксирование в количественном выражении всех факторов, влияющих на
организацию и функционирование государственного управления.

9. вывод

ВЫВОД
Государственное управление — ϶то форма осуществления
исполнительной власти, т. е. деятельность по осуществлению
исполнительной власти (ее можно также назвать
исполнительно-распорядительной деятельностью).
Понятие «исполнительная власть» будет более узким по
отношению к понятию «государственное управление». Но
исполнительная власть определяет объем и характер
властных полномочий, реализуемых в процессе
государственно-управленческой деятельности и местного
самоуправления.
Государственное управление есть вид государственной
деятельности, в рамках которого реализуется исполнительная
власть как одна из частей единой государственной власти.
Государственное управление осуществляется в определенных
пределах и органами других ветвей власти.

1. Государственное управление как административно-правовая и юридическая категории

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ И
ЮРИДИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИИ
Презентацию подготовила
Изотова Татьяна
3-ПОНБ

2. Подходы к определению государственного управления

ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО
УПРАВЛЕНИЯ
В ШИРОКОМ ПОНИМАНИИ
- ϶то регулирующая
деятельность государства в
целом. Государственное
управление в широком
смысле характеризует всю
деятельность государства по
организующему воздействию
со стороны специальных
субъектов права на
общественные отношения.
Функции государственного
управления в той или иной
мере осуществляют многие
органы государства: суд,
прокуратура,
представительные органы
публичной власти.
В УЗКОМ ПОНИМАНИИ
— ϶то административная деятельность, т. е.
деятельность исполнительных органов
государственной власти на уровне как
Российской Федерации, так и ее субъектов. В
административном праве понятие
государственного управления
рассматривается в узком понимании.
Государственное управление в узком смысле
— ϶то практическая деятельность Президента
РФ, Правительства РФ, федеральных органов
исполнительной власти (федеральных
министерств, государственных комитетов,
российских агентств, федеральных служб,
федеральных комиссий, федеральных
надзоров), органов исполнительной власти
субъектов РФ. К органам, реализующим
функции управления, относится и местная
администрация, ее органы и структурные
подразделения. Данные органы специально
созданы для осуществления управленческой
деятельности и являются основными
субъектами государственного (или
муниципального) управления.

Обязательные свойства государственного
управления:
управленческое воздействие опирается на силу
государственной власти;
распространенность государственного
управления на все общество (его всеобщность);
системность.

5. Важнейшие организационно-правовые категории, которые существуют в управленческих отношениях:

ВАЖНЕЙШИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ КАТЕГОРИИ,
КОТОРЫЕ СУЩЕСТВУЮТ В УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ:
государственная управленческая деятельность — ϶то осуществление субъектами
исполнительной власти, а также иными звеньями государственного управления функций
государственного управления;
область государственного управления — ϶то сгруппированные по признаку основного
назначения отрасли государственного управления (управление экономической сферой,
управление в социально-культурной и административно-политической областях);
отрасль государственного управления — ϶то система звеньев органов управления,
объединенных общностью объекта управления (управление промышленностью,
транспортом, сельским хозяйством, строительством, внутренними и внешними делами,
образованием, здравоохранением, финансами, обороной, связью, железными дорогами,
лесным хозяйством).
сфера государственного управления — ϶то комплекс организационных отношений по
поводу осуществления межотраслевых полномочий специального назначения (например,
стандартизация, сертификация, метрология, государственная статистическая отчетность,
планирование).
орган государственного управления (исполнительной власти) — ϶то субъект исполнительной
власти, который непосредственно осуществляет функции государственного управления в
установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами пределах,
наделен соответствующей компетенцией, имеет определенную структуру и управленческий
персонал.

В качестве субъектов управления можно выделить
организации, не относящиеся к органам исполнительной
власти, которым делегированы полномочия
принуждающего характера:
а) суды общей юрисдикции при рассмотрении дел об
административных правонарушениях;
б) мировые судьи, являющиеся судьями общей
юрисдикции субъектов РФ;
в) общественные объединения (организации) и другие
субъекты, уполномоченные государством применять
меры контроля, а также выполнять важные
государственно-управленческие функции.

7. Признаки государственного управления

ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1. Государственное управление — ϶то исполнительно-распорядительная деятельность по
применению законов и иных (подзаконных) нормативных правовых актов.
2. Наряду с правоприменением осуществляет административное правотворчество .
3. Государственное управление осуществляется везде, где возникает необходимость в
обеспечении исполнения законодательных актов, а также защиты прав и свобод
граждан (признак всеобщности).
4. Государственное управление —непрерывная, постоянная и планомерная деятельность,
основанная на объективных закономерностях функционирования исполнительной
власти и направленная на обеспечение государственных интересов, прав и свобод
граждан, общественного порядка и безопасности.
5. Осуществляется специальными органами государственной исполнительной власти,
которые создаются государством как на уровне Российской Федерации, так и в
субъектах РФ и образуют систему органов государственного управления.
6. Деятельность органов исполнительной власти базируется на положениях и требованиях
федеральных законов и законодательных актов субъектов РФ. Управленческая
деятельность осуществляется органами только в пределах предоставленных им
полномочий и компетенции.
7. Государственное управление строится на базе вертикальных (субординационных,
иерархичных) и горизонтальных связей и отношений.
8. Государственное управление базируется на принципе организационности.
9. Государственное управление реализует полномочия юрисдикционного характера.

8. основные функции государственного управления.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.
1. Информационное обеспечение управления
2. Прогнозирование и моделирование развития системы государственного управления,
государственных органов, стандартов государственного управления
3. Планирование. В процессе реализации функции планирования создаются программы
по развитию отношений в различных отраслях и сферах государственного управления,
а также программы по изменению и улучшению деятельности органа
государственного управления и его структуры.
4. Организация. Организующая деятельность включает действия и решения, конечной
целью которых будет обеспечение надлежащего функционирования органов
государственного управления.
5. Распорядительство
6. Руководство
7. Координация
8. Контроль . Контроль должен быть последовательным, разумным, обоснованным,
гласным, объективным, законным и оперативным. Важно отметить, что одним из
видов контроля будет надзор, осуществляемый традиционно только для выяснения
соответствия законности проводимых мероприятий (действий, решений).
9. Регулирование — использование методов и способов управления в процессе
организации системы государственного управления и ее функционирования.
10. Учет —фиксирование в количественном выражении всех факторов, влияющих на
организацию и функционирование государственного управления.

9. вывод

ВЫВОД
Государственное управление — ϶то форма осуществления
исполнительной власти, т. е. деятельность по осуществлению
исполнительной власти (ее можно также назвать
исполнительно-распорядительной деятельностью).
Понятие «исполнительная власть» будет более узким по
отношению к понятию «государственное управление». Но
исполнительная власть определяет объем и характер
властных полномочий, реализуемых в процессе
государственно-управленческой деятельности и местного
самоуправления.
Государственное управление есть вид государственной
деятельности, в рамках которого реализуется исполнительная
власть как одна из частей единой государственной власти.
Государственное управление осуществляется в определенных
пределах и органами других ветвей власти.

1. Государственное управление как объект административно-правового регулирования.

1.
2.
3.
Общее понятие управления, его основные
категории и виды. Социальное
управление.
Понятие, основные черты и функции
государственного управления.
Принципы государственного управления.

Термин «управление» употребляется различными
науками. В 60-х годах XX века сформировалось
новое научное направление – кибернетика, наука
об управлении в различных областях.
В широком смысле «управлять» – значит
руководить, направлять.
Управление означает процесс целенаправленного
воздействия субъекта управления на объект
управления в целях создания эффективно
функционирующей системы.
Виды управления: 1. Техническое, механическое
(управление техникой, машинами), 2.
Биологическое, 3. Социальное (управление
общественными процессами, людьми).

Управление - целеполагающее, т.е.
созидательное, организующее и
регулирующее воздействие людей на
собственную общественную
жизнедеятельность, которое может быть
осуществлено как непосредственно
(самоуправление), так и через специально
созданные органы и структуры
(государственные органы, политические
партии и т.д.);

6. Признаки управления:

1. Управление – внутреннее качество сложных
организованных систем различной природы,
обеспечивающее их целостность, то есть достижение
стоящих перед ними задач, сохранение структуры,
поддержание режима их деятельности.
Под системой понимается совокупность определенного
количества элементов, взаимосвязанных между собой и
образующих целостное единство. Большинство систем
самоуправляемые, то есть управление осуществляется
изнутри.
Под системой управления понимается механизм,
обеспечивающий процесс управления. Систему
управления характеризуют цели и задачи, субъекты и
объекты управления, функции, структура, единство,
самостоятельность и взаимозависимость элементов,
формы и методы деятельности.

2. Основными категориями системы
управления являются:
Субъект управления (управляющий элемент)
Объект управления (управляемый элемент)
Прямые и обратные связи между субъектом
и объектом управления.
Управление служит интересам
взаимодействия составляющих систему
элементов, это целенаправленное,
упорядочивающее воздействие,
позволяющее функционировать системе.

3. Управление реализуется в
информационных связях между субъектом
и объектом. Создается замкнутая цепь
каналов информации. По каналам прямых
связей доводится команда. По каналам
обратных – информация о выполнении.
Обратная связь необходима для
информирования субъекта о состоянии
объекта; позволяет перестраивать систему,
вырабатывать новые решения.

4. Управление предполагает не только внутренне
взаимодействие составляющих систему элементов,
но и взаимодействие систем различного
иерархического уровня (межсистемное
взаимодействие) и взаимодействие с внешней
средой, с которой должно быть достигнуто
динамическое равновесие (при управлении
экономикой необходимо учитывать мировую
экономику).
Управление – функция организованных систем,
представляющая собой процесс
целенаправленного воздействия субъекта на
объект управления с помощью информации по
каналам прямых и обратных связей,
обеспечивающий упорядочение и целостность
системы.

Социальное управление – один из типов
общего управления.
Признаки:
1.Это управление людьми, что является
особым типом взаимоотношения людей.
Элементы системы – люди, их объединения.
Субъект управления – коллектив людей.

2.Управление призвано организовать совместную
деятельность людей в различных сферах
общественной жизни. Само по себе упорядоченное
взаимодействие участников не возникает.
Результат достигается либо с помощью
согласования, либо с помощью использования
власти. Однако все сферы регламентировать
нельзя.
3.Социальное управление носит сознательный,
властно-волевой характер. Субъект управления
формирует и реализует господствующую волю,
цели, программы, средства выполнения.
Согласование воли, то есть регулирующей стороны
сознания, с помощью власти позволяет согласовать
деятельность людей.

Все решения субъекта проходят через
сознание людей, они оцениваются и
ложатся в основу поведения людей
(правомерного или неправомерного).
По субъекту управление бывает
государственное и негосударственное,
по объему: управление государством,
городом, сферой социальной жизни.

Государственное управление в широком
смысле осуществляют все ветви власти, то
есть это регулирующая деятельность всех
государственных органов. Действительно,
до разделения властей субъект управления
олицетворял собой всю власть.
В узком смысле – только деятельность
органов исполнительной власти. Иногда
употребляется понятие «государственное
регулирование», но это тоже управление,
только косвенными средствами.

15. Черты:

Всеобщий характер (во всех сферах
общественной жизни, на все объекты).
Исполнительно-распорядительный
характер (исполнение - проведение в
жизнь законов, распоряжение – способ
этого).
Государственно-властный характер (от
имени государства, властные методы).
Подзаконный и организующий характер (во
исполнение закона, в соответствии с ним,
создает условия для его исполнения).

Не только правоприменительная деятельность,
но и нормотворческая.
Деятельность непрерывная, повседневная,
направленная на обеспечение государственных
интересов, прав и свобод граждан,
общественного порядка и безопасности.
Постоянно реализуется управленческий цикл:
подготовка и принятие решения, организация
его исполнения, контроль за исполнением.
Иерархическое построение органов
исполнительной власти.

Таким образом, в теории административного права
наиболее распространенным является понятие
государственного управления в узком смысле.
Государственное управление – самостоятельный
вид государственно – властной деятельности,
которая имеет организующий, исполнительно –
распорядительный, подзаконный характер,
осуществляемый особой категорией субъектов
административного права – государственных
органов (их должностных лиц) по практической
реализации задач и функций государства в
процессе повседневного и непосредственного
руководства экономическим, социально –
культурным и административно – политическим
строительством.

Виды государственного управления:
Внутреннее государственное управление.
Осуществляется органами исполнительной власти в
целях организации самой системы этих органов
(организация деятельности органов и т.п.).
Внешнее государственное управление. Органами
исполнительной власти в целях реализации
внешних полномочий (осуществление деятельности
по регистрации и лицензированию).
Внутриорганизационное государственное
управление. Осуществление исполнительно –
распорядительных функций органами
законодательной власти, судами, прокуратурой и
т.п.

19. Функции государственного управления

– это конкретные направления управляющего
воздействия:
К общим функциям управления относятся: учет, анализ,
прогнозирование, планирование, организация,
регулирование, контроль. Некоторые авторы выделяют
также координацию, оценку эффективности
деятельности, стимулирование и некоторые другие.
Виды и содержание специальных (основных) функций
управления обусловливаются соответствующей сферой
управления (лицензирование и т.д.)
К числу обеспечивающих функций управления относятся
такие как кадровая, материально – техническая,
финансовая, делопроизводственная, медицинская,
психологическая и другие.

20. Общие функции

Планирование. Определение направлений, пропорций,
темпов, количества и качества процессов развития.
Разработка целей, задач развития государственной
деятельности.
Организация. Формирование системы государственного
управления на основе установленных принципов,
подходов, определение управляющей и управляемой
структуры. Упорядочивания органов управления.
Распорядительство. Это оперативное регулирование
управленческих отношений, возникающих по поводу
осуществления полномочий государственных органов и
должностных обязанностей, обеспечение режима
государственной деятельности в форме принятия
административных актов (приказы, распоряжения,
указания, инструкции, правила и т.п.).
Руководство. Установление правил и нормативов
деятельности государственных органов. Определение
содержания деятельности органов управления.

Координация. Согласование деятельности различных
государственных органов для достижения общих целей и задач
государственного управления.
Контроль. Наблюдение за качеством управленческой деятельности,
выявление ошибок в управлении и степени соответствия
управленческих действий и административных актов принципам
законности и целесообразности.
Регулирование. Использование методов и способов управления в
процессе организации системы государственного управления и её
функционирования. Установление общеобязательных требований и
процедур для объектов управления и различных субъектов права в
целях обеспечения общественного порядка и безопасности
(установление правил по лицензированию, налогообложению,
сертификации и т.п.) в сфере строительства, предпринимательства.
Государство не напрямую вмешивается в процесс функционирования
предприятия, однако регулирует его деятельность путём
установления стандартов, сборов, налогов, пошлин и т.п.
Учёт. Фиксация информации, выраженной в количественной форме о
движении материальных ресурсов государственного управления, о
результате реализации управленческих отношений, о наличие
движения документов и т.п. на различных уровнях (федеральном,
региональном, местном).

22. 3. Принципы государственного управления.

Общие:
- объективность (исключение субъективизма в
управлении, решение реальных задач)
- научность (выявление на основе научных
методик актуальных проблем общества,
системный подход к их решению)
- конкретность (к конкретной жизненной
ситуации и оперативно)
- эффективность (достижение целей при
наименьших затратах, например, обеспечить
хлебом можно своим и импортным)

2. Организационные:
- сочетание централизации и децентрализации,
единство системы исполнительной власти
- отраслевой (специальные органы для сфер)
- территориальный (исходя из обширной
территории)
- сочетание коллегиальности и единоначалия
- рационального распределения полномочий,
сокращения аппарата
- ответственности за результаты работы
- гласность
- Взаимная ответственность государства и
индивида.

Государственное управление – это подзаконная юридически властная деятельность органов государства исполнительно-распорядительного характера, которая направлена на реализацию законов, практическое исполнение задач и функций государства, с помощью которой осуществляется организующее влияние на общественные отношения в сферах экономики, социально-культурного и административно-политическогостроительства.

Государственное управление обеспечивает непосредственную практическую организацию осуществления задач в различных сферах жизнедеятельности. Следовательно, государственное управление носит многоаспектный характер. В процессе управления практически реализуются важнейшие функции государства, осуществляется руководство всеми общественными процессами в социально-политической, социально-культурной, хозяйственной и межотраслевых сферах страны.
Исполнительная власть — ветвь государственной власти, деятельность по управлению делами государства и общества, осуществляемая системой государственных органов, которые наделены исполнительно-распорядительными полномочиями и подконтрольны органам законодательной и судебной власти. Сущность исполнительной власти, выражающаяся в оперативном повседневном распорядительстве и исполнительской роли в государственном управлении, раскрывается через ее многообразные функции. К основным функциям этой ветви государственной власти относятся:

· осуществление управленческой, организационной деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;

· административное нормотворчество (подзаконодательное регулирование);

· административное правоприменение, осуществляется в двух формах:

· оперативно-исполнительная деятельность, выражающаяся в реализации предписаний правовых норм и позитивном регулировании с помощью индивидуальных правовых актов;

· юрисдикционная деятельность, осуществляемая административными средствами и направленная на разрешение управленческих конфликтов, охрану правовых норм от каких бы то ни было нарушений, обеспечение их исполнения и профилактику правонарушений;

· административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил в целях обеспечения правопорядка и законности в государственном управлении (инспектирование и проведение расследований);

· осуществление разрешительной политики государства (лицензирование, регистрация, сертификация);

· непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества и охрана правопорядка (полицейская функция);

· информационное обеспечение органов государственной власти и информационно-аналитическая деятельность.

Государственное управление является видом государственной деятельности, в рамках которого реализуется исполнительная власть. Все субъекты исполнительной власти являются органами государственного управления. Однако государственное управление по своему субъектному составу является более широким, чем исполнительная власть, поскольку к его субъектам необходимо также отнести Президента Российской Федерации, а также определенные государственные органы, не являющиеся органами исполнительной власти, например исполнительные органы местного самоуправления, осуществляющие публичную деятельность.

Государственное управление как административно-правовая и юридическая категории.

Государственное управление является одной из форм государственной деятельности. От законодательной и судебной деятельности оно отличается как своим содержанием, так и теми формами и методами, в которых проявляется, и теми органами, от которых исходит. Каждая из указанных форм, в том числе и государственное управление, с учетом свойственных ей способов и средств служит целям реализации функций государства.Можно выделить следующие черты государственного управления как административно-правовой категории:

1. Государственное управление как вид государственной деятельности имеет самостоятельные цели. Они заключают­ся в повседневном исполнении, т. е. в проведении в жизнь, требований законов и подзаконных актов. Это означает, что государственное управление практически выражается в осуществлении исполнительной по своему характеру де­ятельности.

2. Государственное управление носит непосредственно деятельностный характер, т. е. в процессе его осуществления непосредственно реализуются функции государства в различ­ных сферах: политических, хозяйственных, социальных и др.

3. Государственное управление носит государственно-властный характер и представляет собой единый процесс, в котором исполнительная и распорядительная стороны взаимно обусловлены.

4. Субъектами, осуществляющими государственное управление, являются Президент РФ, Правительство РФ и органы исполнительной власти, а также ряд других государственных органов, в частности органы военного управ­ления, имеющие определенную законодательными и иными нормативными правовыми актами компетенцию, направ­ленную на их реализацию.

5. Государственное управление является видом государ­ственной деятельности, в рамках которого реализуется ис­полнительная власть. Все субъекты исполнительной власти являются органами государственного управления. Однако государственное управление по своему субъектному соста­ву является более широким, чем исполнительная власть, поскольку к его субъектам необходимо также отнести Пре­зидента РФ, а также определенные государственные органы, не являющиеся органами исполнительной власти.

6. Законодательством РФ предусмотрена возможность административного правотворчества, сочетающего правоприменение и правоустановление.

Государственное управление как юридическая категория представляет собой одну из форм государственной деятельности, направленную на исполнение положений законов и иных нормативных правовых актов, осуществляемую Президентом РФ, Правительством РФ и органами исполнительной власти и другими субъектами государственного управления, сущность которой состоит в осуществлении ими нормативно определенных задач и функций путем использования принадлежащих им государственно-властных полномочий.

Предмет административного права

Предмет административного права – совокупность общественных отношений, возникающих, на основе власти и подчинения, в рамках управленческой деятельности между субъектами исполнительной власти, с одной стороны, а с другой стороны, ими же, или гражданами, государственными (негосударственными) предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, профсоюзами и другими субъектами права. Управленческие отношения, регулируемые административным правом, многообразны:

а) междусоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне (например, вышестоящие и нижестоящие органы);

б) между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (например, два министерства, администрация двух областей);

в) между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями (корпорации, концерны и пр.), предприятиями и учреждениями;

г) между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями, предприятиями и учреждениями (по вопросам финансового контроля, административного надзора и т.п.);

д) между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления;

е) между субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями, предприятиями и • учреждениями (коммерческие структуры и т.п.);

ж) между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями; з) между субъектами исполнительной власти и гражданами.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: