Где рассматривались судебные дела в древнем китае

Обновлено: 25.04.2024

Расследование преступлений еще в древности поручалось особому чиновнику (линьши).

Оно начиналось с заявлении или доноса в уездную управу или окружное управление. Донос, особенно касающийся кражи и убийства, должен был быть точно определенным, неточность влекла за собой наказание. "Право" на донос зависело от социального положения лица и его места в системе кровнородственных связей, за исключением доноса о преступлении против государя и государства. Жестко, на основе принципа "возврата обвинения", карался лжедонос. В этом случае доносителю грозила та же кара, которая предполагалась лицу, если бы донос был правдив. Запрещались под угрозой смертной казни доносы на родителей, деда, бабку и других близких родственников, кроме убийства отца, при котором доносить можно было даже на мать. Подлежали удавлению рабы, донесшие на своего хозяина, за исключением обвинения последнего в мятеже и измене. Запрещались анонимные доносы, осужденные по такому доносу освобождались. Выдавать своих людей, т.е. представлять в суд домочадцев и рабов должен был глава семьи, в противном случае он наказывался сам. Ему же предоставлялось право наказывать своих рабов, а по специальному разрешению властей даже убивать их за провинности. Уездные чиновники вели следствие и приводили в исполнение приговор, например битье палками осуществлялось тут же, в суде. Расследование тяжких преступлений (мятежей, измены и пр.) передавалось в окружные управы.

Одним из важных доказательств, наряду со свидетельскими показаниями и вещественными доказательствами, добытыми в ходе осмотра места преступления или освидетельствования трупа, считалась клятва. Циньское руководство по расследованию уголовных преступлений свидетельствует о применении пыток в судах в том случае, "если преступник был изобличен, но отказывался признать себя виновным, или если преступник менял свои показания в ходе дознания". Действовал принцип презумпции виновности обвиняемого Гарантией от злонамеренного применения пыток, битья палками было наказание следователя каторжными работами за смерть обвиняемого под пытками. Широко применялось вынесение решения по делу по аналогии.

Тела или головы преступников, подвергшихся смертной казни выставлялись для публичного обозрения в открытом поле, на рынке или во дворе дворца, если преступник был сановным лицом.

Мифы России: татары


О том, что жители Московии своего ничего не имели и все у них в этой жизни заимствовано - уже ни для кого в этом мире не новость, и ею никого не удивишь. Но вот новостью, что татар, как народа никогда не было, сегодня еще удивить можно!

Технология передачи вкуса через интернет уже не фантастика


Сойлент (порошкообразный продукт, растворимый в воде, заменитель традиционной пищи) называют едой будущего, но при его употреблении человек не получает никакого удовольствия. Возможно, исследователям Национального университета Сингапура удастся решить эту проблему. Они научились имитировать вкус разных продуктов воздействием электрических токов на рецепторы языка. В прошлом они показали «вечный леденец», а недавно им удалось воссоздать внешний вид и вкус лимонада.

Предмет и особенности уголовного права Древнего Китая

Для уголовного права в Древнем Китае свойственно было выступать одной из самых развитых сфер права и зачастую иметь надотраслевую направленность. Термин «преступление» в Древнем Китае был связан с проявлением преступной воли личности. Правонарушителя считали «низким человеком». Его «низость» выражалась в том, что являлся носителем данной преступной, пагубной воли, для которой было свойственно, основываясь на характере незаконного деяния, разрушить или весь мир, или гармонию, порядок той социальной группы, к которой относился преступник.

Важно отметить, что для меры виновности и суровости наказания важно соответствовать не только направленности самого действия, но и духовному состоянию злоумышленника.

В соответствии с конфуцианским принципом, когда человек руководствуется доброй волей, он не нарушает закон. Это мнение послужило основой для специфического учения относительно формы вины, стали учитывать преступную волю во время определения меры наказания. Ряд требований учета воли злоумышленника закон закрепил уже в 120 г. до н.э. Это послужило причиной того, что в китайском праве начали классифицировать преступления на предумышленные и преднамеренные, незаконные деяния, которые были совершены с умыслом, без него или по ошибке. Таким образом, один вид наказания назначался за совершение умышленной клеветы, другой, более легкий вид наказания назначался за донос, который в итоге был подтвержден. Вид наказания за причинение телесного повреждения определялся на основании того, причинили его со «злодейским умыслом» или во время драки.

В Древнем Китае различали преступлениями, которые имели завершенный характер, и покушениями на незаконное деяние. Но размытые границы большинства общих принципов уголовного права привели к тому, что зачастую наказание за покушение следовало как за завершенное преступление, таким примером может быть намерение совершить убийство кровного родственника.

Идея «преступной воли» определила и суть ряда иных институтов. Речь идет о соучастии и групповом преступлении. Для инициатора или организатора незаконного деяния свойственно нести более тяжелую ответственность. На рубеже новой эры сформировалась специфическая норма, в соответствии с которой в качестве главаря преступной группы выступает лицо, которое непосредственно замыслило незаконное деяние, спланировало его. В качестве группового преступления принято понимать преступление, совершенное по предварительному сговору.

Особенности классификации преступлений в Древнем Китае

В уголовном праве Китая есть ряд видов преступлений:

  • ряд незаконных деяний против страны (мятежи и заговоры);
  • преступления религиозного характера;
  • преступления против личности (убийства, нанесение телесных повреждений);
  • преступления военного характера;
  • ряд преступлений против собственности (кражи, грабежи, убой чужого скота).

Для того чтобы включить то или иное преступление в перечень незаконных деяний, определить тяжесть наказания за него, важно учитывать некоторые причины. Это и субъективная воля императора, и доминирующее влияние той или иной правовой концепции (конфуцианство или легизм). Данный перечень был очень дробным и неопределенным. Так, уголовно преследовались должники, которые не выплатили долг.

В чжоуском законодательстве насчитывалось 500 видов незаконных деяний. Неизменно особое место в нем отводилось государственным преступлениям. Речь идет об измене императору, бунте и т.д.

Одно из тяжелых преступлений государственного характера в царстве Цинь было хранение конфуцианской литературы, которая запрещена.

Ряд пособий для чиновников в IV-III вв до н.э. содержали ряд примеров рассмотрения ряда уголовных дел. Речь идет о краже из храма, краже ряда предметов культа, нанесении ранений, клевете, дезертирстве из армии. Кроме этого, на основании канонов конфуцианской морали обозначили ряд таких преступлений, как непочтение отцу, семье и старшим. Уже в древние времена ввели актуальную и сегодня ответственность вышестоящих и нижестоящих сослуживцев чиновников, которые совершили ошибки или проступки по службе, ответственность чиновника, который знал о вине своих коллег и не сообщил об этом.

Специфика наказаний, которые применялись к преступникам в Древнем Китае

Основная цель наказания была устрашение. Применяли телесные наказания и даже смертная казнь. Во время государства Чжоу выделяли пять ключевых наказаний:

  • мосин – это когда лицо преступника клеймили тушью;
  • исин – преступнику отрезали нос;
  • фессии – преступнику отрезали ноги;
  • чужии – мужчину-преступника кастрировали, женщину-преступника превращали в рабыню-затворницу;
  • данисин – преступнику отрубали голову.

Помимо этого, преступнику в качестве наказания могли отрезать уши, выколоть глаза, нанести удары палками и плетьми, обратить в рабство или оштрафовать.

Особая жестокость в наказаниях наблюдалась во время господства легистов в царстве Цинь. Там злоумышленника могли варить в котле, вырывать у них ребра, сверлить им головы.

На основании «Обозрения законов» династии Хань, который был написан в I в., список пяти типов наказаний называли «ниспосланным Небом». В дальнейшем его дополнили уточненным списком орудий и методов осуществления наказаний в практике. Так, во время казни мятежников важно было применять ряд доспехов и оружие военного отряда, для исполнения смертных казней все остальное оружие (ряд топоров и секир). Во время исполнения наказаний средней тяжести, когда отрезали нос и конечности, использовали ножи и пилы, при удалении коленных чашечек и нанесения клейма использовалось долото и сверло. Тело преступника, которое подверглось мучительному наказанию, выставляли в открытом поле на публичное обозрение, а в ряде ситуаций на рынках или во дворе правителя.

Важно отметить, что лица, которым было меньше восьми лет и больше семидесяти, были освобождены от ряда физических наказаний.

Широкое применение имели наказания, нацеленные на перевоспитание преступников при помощи привлечения всеобщего внимания к его наказанию и делу. Во время Шань использовалась пятичленная система наказаний символического характера. Так, татуирование заменяли повязкой черного цвета, процесс отрезания носа – одеждой красно-бурого цвета, процесс отрезания ног – закрашиванием ноги тушью, смертную казнь – ношением холщовых рубах без ворота. Но уже во время Чжоу практику символического наказания значительно ограничивают.

Ряд попыток вернуть ее были предприняты в ханьском Китае. Так, в 167 г. до н.э. Сяо Вэнь при помощи специального указа совершил отмену телесных наказаний и заменил их на символические. Но данное решение оказалось не эффективным и прослужило короткое время. Оно не соответствовало воззрению конфуцианцев, которые считали, что тяжесть наказания должна соответствовать силе нарушения «ли», так как любое неравенство приводит к нарушению гармонии, появлению ненависти. Эти же основания послужили причиной борьбы между конфуцианцами и легистами.

В качестве традиционного института китайского права выступал институт коллективной ответственности родственников злоумышленника. Так, во времена глубокой древности истребляли весь род злоумышленника. В цинском Китае за ряд государственных преступлений наказание получал не только преступник, но и его три поколения родственников по линии матери, отца и жены. Казни данных злоумышленников предшествовал ряд иных наказаний. Речь идет сначала о татуировках, а после забивании палками. Ряд злоумышленников, которых обвиняли в клевете, злословии, оскорблениях, проклинаниях императора, предварительно отрезали языки.

Время Хань ознаменовалось некоторым смягчением наказаний. Были отменены наказания родственников злоумышленника и утверждены нормы относительно безнаказанного укрывательства родственниками близких людей, которые совершили незаконное деяние.

Императором У-ди в I в. был издан указ относительно освобождения все государственных рабов, которые были обращены ранее, в ситуации, если прежний закон не предусмотрел наказания за осуществление ими преступлений. Отменили процесс клеймения рабов. Лиц же, которые препятствовали освобождению рабов, наказывали на основании Закона «О насильственной продаже людей в рабство».

Наказания все также отражали сословно-классовое положение злоумышленников и потерпевших.

Специфика расследования преступлений и работы судов в Древнем Китае

Для суда в Китае не было характерно быть отделенным от администрации. Император выступал в качестве верховного судьи. На местах осуществляли функции правосудия представители местной администрации. Со временем все приобрело розыскную направленность. Был ряд определенных чиновников, которые расследовали преступления.

Изначально для судебного процесса была присуща состязательная направленность. Но, как сказали до этого, в Китае рано были введены розыскные элементы, которые в дальнейшем стали иметь безраздельный характер.

Начало расследования было связано с заявлением или доносом в уездные управы или окружные управления. Для доноса, в особенности о кражах или убийствах, важно было иметь точно определенных характер, так как несоответствия влекли за собой наказания. Донос был напрямую связан с социальным положением лица и его местом в семейной иерархии. Исключением являлись доносы о преступлениях против государя и государства. Были запрещены под угрозой смертной казни доносы относительно родителей, дедушек и бабушек и иных близких родственников, кроме убийств отца. В данной ситуации направлять донос можно было даже на мать. Рабов, которые доносили на своего хозяина, удавливали. Исключением являлись ситуации, когда раб доносил на хозяина, который замыслил мятеж и измену. Выдать своих людей, то есть представлять в суды рабов и домочадцев мог только глава семьи. Если же он этого не делал, его наказывали тоже. Также, глава семьи мог наказывать своих рабов, а, имея специальное разрешение властей, даже убивать за ряд провинностей.

Важно отметить, что ложные доносы рассматривались как преступления. Для доносчика использовали такое же наказание, как и для лица, которого бы обвинили, в ситуации, если бы донос имел правдивый характер. Не допускался ряд анонимных доносов. Осужденного по такому доносу освобождали.

Для уездных чиновников важно было вести следствие и приводить приговоры в исполнение. К примеру, били палками тут же, в суде. Расследовали тяжкие преступления окружные управы.

В качестве одного из важных доказательств, такого же как свидетельское показание и вещественное доказательство, которое было найдено во время осмотра места преступления или освидетельствования трупа, выступала клятва. На основании циньского руководства относительно расследования уголовных незаконных деяний пытки использовались в суде в тех ситуациях, когда злоумышленника изобличили, но он не соглашался со своей виной, или изменял ряд своих показаний прям во время дознания. Применялся принцип презумпции виновности обвиняемых. Часто прибегали к пыткам.

В ситуациях, когда подозреваемый погибал после пыток, чиновника, который вел следствие, отправляли на каторгу.

Было допустимо тело или голову преступника, которого казнили, выставить на публичное обозрение в открытом поле, во дворе дворца или рынке в ситуациях, когда злоумышленник являлся сановным лицом.

Наличие специального судебного ведомства в империи Цинь во главе с тинвэем и провинциальных судей свидетельствует о выделении судебных функций из общеадминистративных, которое, однако, касалось только уголовных дел. Провинциальный судья был одновременно и начальником тюрем в округе.

Судебное ведомство строго следило за применением уголовных законов. Все дела о тяжких преступлениях проходили через его руки, особенно дела, связанные с превышением власти чиновниками и пр. В ханьском Китае административные органы обладали судебной властью. Пресечение злоупотреблений чиновниками возлагалось на представителя верховного цензора в провинциях. Низшим судом по гражданским делам была уездная администрация. В качестве последней инстанции выступал сам император, который мог непосредственно разбирать судебные дела.

Наибольшее влияние на развитие права Китая оказали конфуцианство (выступало за преобладание морали над правовыми нормами, уравнивая право суголовным законом) и школа легистов (пытались распространить действие правовых норм на все случаи, проповедовали равенство всех перед законом, неотвратимость наказания для всех, выдвигали идею сильного государства). Появилось множество сборников права, которые регламентировали правовые отношения, исходя из особенностей китайского общества – наличия крупной государственной собственности как на землю, так и на рабов.

Китайское право знало договорные отношения: торговые сделки обязательно оформлялись заключением договора в письменной форме и уплатой денежной пошлины, получил распространение договор займа, который оформлялся долговой распиской, дарения, аренды земли, личного найма и др. Семейное право закрепляло законом существование патриархальной семьи, многоженство, полное бесправие женщины.

Уголовное право классифицировало более чем 3000 преступлений, выделяя следующие: против государства (мятеж, заговор); религиозные (шаманство, выбрасывание золы на улицу); против личности (убийство, нанесение телесных повреждений); воинские (неявки к установленному сроку на место сбора, непроявление мужества воином); против собственности (кража, грабеж, убой чужого скота). В период государства Чжоу было выделено пять основных наказаний: клеймение тушью на лице, отрезание носа, отрезание ног/ кастрация для мужчин и превращение женщин в рабынь-затворниц, отрубание головы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

32. Как соотносятся между собой право Европейского Союза, международное право и национальное право государств-членов?

32. Как соотносятся между собой право Европейского Союза, международное право и национальное право государств-членов? Система внутригосударственного права разных стран и система международного права долгое время развивались как два различных, мало между собой

СТАТЬЯ 1284. Обращение взыскания на исключительное право на произведение и на право использования произведения по лицензии

СТАТЬЯ 1284. Обращение взыскания на исключительное право на произведение и на право использования произведения по лицензии 1. На принадлежащее автору исключительное право на произведение обращение взыскания не допускается. Однако на права требования автора к другим

СТАТЬЯ 1319. Обращение взыскания на исключительное право на исполнение и на право использования исполнения по лицензии

СТАТЬЯ 1319. Обращение взыскания на исключительное право на исполнение и на право использования исполнения по лицензии 1. На принадлежащее исполнителю исключительное право на исполнение обращение взыскания не допускается. Однако на права требования исполнителя к другим

Глава 77. ПРАВО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОСТАВЕ ЕДИНОЙ ТЕХНОЛОГИИ. ПРАВО НА ТЕХНОЛОГИЮ

Глава 77. ПРАВО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОСТАВЕ ЕДИНОЙ ТЕХНОЛОГИИ. ПРАВО НА ТЕХНОЛОГИЮ СТАТЬЯ 1542. Право на технологию 1. Единой технологией в смысле настоящей главы признается выраженный в объективной форме результат

СТАТЬЯ 1284. Обращение взыскания на исключительное право на произведение и на право использования произведения по лицензии

СТАТЬЯ 1284. Обращение взыскания на исключительное право на произведение и на право использования произведения по лицензии 1. На принадлежащее автору исключительное право на произведение обращение взыскания не допускается. Однако на права требования автора к другим

СТАТЬЯ 1319. Обращение взыскания на исключительное право на исполнение и на право использования исполнения по лицензии

СТАТЬЯ 1319. Обращение взыскания на исключительное право на исполнение и на право использования исполнения по лицензии 1. На принадлежащее исполнителю исключительное право на исполнение обращение взыскания не допускается. Однако на права требования исполнителя к другим

Глава 77. ПРАВО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОСТАВЕ ЕДИНОЙ ТЕХНОЛОГИИ. ПРАВО НА ТЕХНОЛОГИЮ

Глава 77. ПРАВО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОСТАВЕ ЕДИНОЙ ТЕХНОЛОГИИ. ПРАВО НА ТЕХНОЛОГИЮ СТАТЬЯ 1542. Право на технологию 1. Единой технологией в смысле настоящей главы признается выраженный в объективной форме результат

Тема 11. Уголовно-процессуальное право и уголовное право. Нормы морали

Тема 11. Уголовно-процессуальное право и уголовное право. Нормы морали Уголовно-процессуальное право неразрывно связано с уголовным правом.Уголовное право устанавливает основания уголовной ответственности, дает понятие преступления и определяет их виды, устанавливает

Тема 12. Право на свободу и личную неприкосновенность. Право на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство

Тема 12. Право на свободу и личную неприкосновенность. Право на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство Право на свободу и личную неприкосновенность. Данное право закреплено в ст. 3 («Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную

13. Право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и право на отказ от медицинского вмешательства

13. Право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и право на отказ от медицинского вмешательства Статья 30.[83] Права пациентаПри обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:7) информированное добровольное согласие

ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО, ПРАВО ЕВРОСОЮЗА И ПРАВО ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВ

ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО, ПРАВО ЕВРОСОЮЗА И ПРАВО ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВ Понятия «европейское право», «право Евросоюза» и «право Европейских сообществ»– не тождественные, и их следует отличать друг от друга . Термин «европейское право» используется для обозначения той части

§ 1. Китайское государство до образования Китайской Народной Республики

§ 1. Китайское государство до образования Китайской Народной Республики Синьхайская (1911 г. по китайскому календарю год — Синьхай, поэтому революция называется Синьхайской) революция 1911 г. и падение монархии. После подавления восстания ихэтуаней количество подпольных

Глава 8. Юность права — сословное, или корпоративное, право (право отдельных социальных слоев)

Глава 8. Юность права — сословное, или корпоративное, право (право отдельных социальных слоев) 8.1. Понятие и виды корпорацийПонятие корпорации. Слово «корпорация» (лат. corporatio) означает объединение, сообщество, союз, группа лиц, объединенных общностью интересов[76].Виды

Глава 11. НАДСТРОЙКА НАД ЭКОНОМИЧЕСКИМ БАЗИСОМ КЛАССОВОГО ОБЩЕСТВА И ПРАВО. ПРАВО И ГОСУДАРСТВО

Глава 11. НАДСТРОЙКА НАД ЭКОНОМИЧЕСКИМ БАЗИСОМ КЛАССОВОГО ОБЩЕСТВА И ПРАВО. ПРАВО И ГОСУДАРСТВО 1. Право — часть надстройки над экономическим базисом классового общества.2. Положение права в системе надстройки.3. Право и государство.4. Право в политической системе

Источники: обычаи, писаные законы, акты правителя. Древнекитайское право испытывало влияние двух учений: конфуцианской религии и идеологии легистов. Приверженцы взглядов Конфуция считали главным регулятором поведения людей не закон, а нормы морали. Легисты же настаивали на том, что жизнь подданных должна быть упорядочена с помощью общеобязательных законов, выражающих интересы государственной власти. В период правления династии Хань произошло слияние конфуцианства и легизма, что нашло свое отражение в новой концепции единства морали и закона. Преступления и наказания. Конфуцианское учение исходило из того, что виновность лица и строгость наказания определяются душевным состоянием нарушителя норм морали, направленностью его воли, а не тяжестью совершенного проступка. Во время господства такого подхода детально разрабатываются понятия формы вины, стадий совершения преступления, соучастия, смягч. и отяг. вину обстоятельств. Легисты же не ставили суровость наказания в зависимость от «направленности воли» преступника. Согласно их воззрениям жестокая кара за малейшее отступление от предписаний закона являлась одним из средств управления государством. Широко применялось привлечение к ответственности ни в чем не повинных людей: за преступление расплачивался не только виновный, но и его родственники. Судебный процесс. Расследование преступления возбуждалось подачей заявления. Дознанием занимались чиновники окружного или уездного уровня. Судебные органы не отделялись от органов управления. При разбирательстве дела в суде применялись пытки, действовал принцип презумпции виновности обвиняемого, решения выносились по аналогии.

Семейное право в Древнем Китае.

Брак заключался семьями жениха и невесты и оформлялся соглашением. Мужчины могли вступать в брак с 16 до 30 лет, а женщины - с 14 до 20. Браки между представителями разных сословий, родственниками запрещались. Главой семьи считался мужчина. Мужчине позволялось взять вторую жену, привести в дом наложницу. Развод разрешался, в некоторых случаях закон прямо предписывал расторгнуть брак.

В государстве Шангосударственный строй на раннем этапе сохранял черты родоплеменной военной демократии. В дальнейшем наблюдается переход всей полноты власти к царю – вану. Старейшины из племенных вождей становятся единоличными правителями. Самым крупным рабовладельцем, верховным вождем, высшим судьей и первосвященником был царь.
В Древнем Китае существовало разделение должностных лиц на три основные категории:
1) высшие гражданские чиновники;
2) военные чиновники;
3) советники, прорицатели.
Царь управлял только столичной областью, а остальная территория управлялась князьями.
Государственный аппарат, которым руководил высший сановник (сян), состоял из приближенных ему слуг и доверенных рабов. Сян был главой административного аппарата и ближайшим помощником вана по управлению страной. В царстве Чжоу существовала дворцовая система управления: дворцовые служащие являлись одновременно и должностными лицами.
На самом верху общественной лестницы находилась рабовладельческая аристократия, которая состояла из наследственной и военной знати.
Армия в царстве Чжоу была постоянной лишь отчасти, состаяла из небольших кадровых отрядов и ополчения, которое присоединялось к ним во время войны.
В централизованной Циньской империи главой являлся император – хуанди. В его руках была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти.
Имелся разветвленный государственный аппарат, возглавляемый 2 министрами – левым и правым ченсянами. Заместителями ченсянов были секретари. Другими высшими государственными чиновниками являлись начальник дворцовой стражи, чиновник, ведавший вопросами внешних сношений. В Циньской империи существовало специальное судебное ведомство, что говорит о выделении судебных функций из системы административных полномочий. В качестве высшей судебной инстанции выступал император, который мог сам непосредственно разбирать судебные дела.
Во главе этого ведомства стоял тинвэй. Провинциальный судья был одновременно и начальником тюрем в округе.
Формирование армии носило постепенный характер и находилось на содержании казны. Сначала ее составляли телохранители императора и части, охранявшие столицу.
В империи Цинь существовала воинская повинность. В армию брали мужчин от 23 до 56 лет, которые должны были пройти годичную подготовку, нести гарнизонную службу в течение года и месяц в году служить в ополчении по местожительству.
Без указания сроков службы на охрану государственных границ направлялись провинившиеся чиновники, преступники, бродячие торговцы, а также те, которые потеряли свободу за долги.

12.Образование и модернизация рабовладельческого государства в древних Афинах; реформы Солона и Клисфена. Военная демократия явилась последней стадией родового процесса. Богатая верхушка полностью контролировала деятельность патриархальных учреждений. Из нее избирались военные вожди. Знать подчинила себе Совет старейшин. Утратил власть басилевс – племенной царь. Ба—силевс обладал правом военного командования, выполнял жреческие функции, участвовал в суде. Совет старейшин состоял из представителей знатных родов – евпатридов, Народное собрание созывалось в основном для одобрения криком решений Совета. Появление частной собственности, классов и классовой борьбы вызвало появление государства. Нужда толкает людей на поденную работу, оплачиваемую натурой – пищей, одеждой. Рабство носит патриархальный характер, и сам раб входит в состав семьи господина, дома знатных наполняются рабами.
Афинское государство по своей классовой сущности было рабовладельческим, по форме правления – рабовладельческой демократической республикой для свободных граждан. Если лицо незаконно присвоило право афинского гражданина, его могли обратить в рабство. Женщины к участию в политической жизни не допускались. Фактически демократия существовала лишь для зажиточных свободных афинских граждан.
Свойствами демократии в Афинах были участие граждан в принятии законов, сменяемость и подотчетность должностных лиц, относительная простота управления, коллегиальность решения вопросов, отсутствие бюрократизма.
Кровная месть за убийство еще не запрещена, но уже допускается выкуп.
Полноправными афинскими гражданами считались те лица, у которых и мать, и отец были гражданами Афин.
К наиболее важным правам гражданина относились:
1) право на личную свободу;
2) право на земельный участок на полисной территории;
3) право на экономическую помощь от государства в случае материальной необходимости;
4) право на ношение оружия и службу в ополчении, на участие в делах государства;
5) право на почитание и защиту отечественных богов;
6) право на защиту и покровительство афинских законов.
Рабский труд в Афинах широко использовался в домашних работах, сельском хозяйстве, строительстве и т. п.
Между полноправными гражданами и рабами существовал промежуточный слой – метеки (чужеземцы, которые проживали в Афинах). Это люди, лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав, в том числе права гражданства, права приобретать недвижимость, права заключать браки с афинскими гражданами.
Рабы в Афинах разделялись на рабов, принадлежавших частным лицам, которые не могли иметь собственности, и рабов, принадлежавших государству.
Одним из источников рабства служила долговая зависимость. Решающее значение для оформления классового общества и государства в Афинахимели реформы политического деятеля Солона. Он отменил часть долговой кабалы и аннулировал все поземельные долги. С этого времени рабами в Афинах могли быть только пленники, захваченные на войне или купленные на мировом рынке. Закладные камни были убраны с полей. Граждане, ставшие рабами за долги, были отпущены на свободу, а те, кто был продан за границу, выкуплены за счет государства. Впервые была узаконена свобода завещания.
Эти реформы получили название сисахфия.Самозаклад должника запрещался. Взыскание любого долга нельзя было обращать на личность ответчика. Многим крестьянам были возвращены их участки земли. Ссудные проценты не были уменьшены, что было на руку ростовщикам. Отмена долговой кабалы нанесла сильный удар по интересам крупных рабовладельцев из числа знати, но удовлетворила насущные интересы средних и мелких землевладельцев.
Важнейшей политической реформой было установление имущественного ценза. Все свободные граждане делились на четыре разряда. За единицу исчисления богатства был избран медимн – мера сыпучих тел.
Солон повысил авторитет Народного собрания, которое стало чаще созываться, и на котором рассматривались наиболее важные вопросы (принимались законы, избирались должностные лица). Был учрежден Совет четырехсот для оказания поддержки в работе Народного собрания.
Реформы Солона продолжил Клисфен: был принят закон, который упразднил деление граждан по родам.
Афинское государство делилось на три зоны: береговую, Афины с пригородами и внутреннюю часть.
Совет четырехсот реорганизуется, создается Совет пятисот.
Коллегия архонтов потеряла былое значение, особенно с появлением коллегии стратегов, решавшей вопросы военных дел и внешних сношений. Реформа Клисфена сокрушила господство родовой аристократии, но отвечала интересам демоса.
Одним из политиков, который ранее других оказался связанным с великой эпохой афинской демократии, был Перикл.
Его точка зрения сводилась к основным принципам демократической формы государственного правления.
Он говорил, что в Афинах влияние на ход государственных дел не является уделом лишь ограниченного круга лиц, а распространяется на всех без исключения граждан. В личной жизни каждый гражданин в соответствии с законом имеет одинаковые права.
Несмотря на столь широкую свободу в области общественной жизни, граждане Афин продолжали оставаться законопослушными членами общества, что объяснялось тем чувством уважения и почитания, которое каждый афинянин испытывал перед законом.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: