Обязанности лоцмана на судне

Обновлено: 28.03.2024

Лоцманская проводка судов подразделяется на три вида: необя­зательную, обязательную и принудительную.

При необязательной лоцман­ской проводке капитан судна не обя­зан вызывать лоцмана, но если он считает необходимым, то может взять лоцмана.

При обязательной проводке судно не имеет право плавания без лоцмана. При этих лоцманских проводках лоцман выступает как допол­нительный член навигационной вахты, знающий особенности местных условий плавания, как советчик капитана. Ответственность за обеспечение безопасности плавания и все отданные команды несет капитан судна, лоцман лишь дает советы. Если в целях ускорения выполнения маневров капитан разрешает лоцману самому отдавать приказания рулевому, буксирам, в машинное отделение, то в этом случае они будут считаться как выполненные по приказанию капитана.

В случае принудительной лоцманской проводки План лоцманской проводки лоцман является должностным лицом прибрежного государства и несет ответственность за безопасность судна, а капитан и состав навигационной вахты оказывают помощь лоцману в управлении судном (например, постановка судна в док).

При организации навигационной вахты при плавании с лоцманом следует учитывать следующие особенности:

  • лоцман является дополнительным членом навигационной вахты и включается в схему организации мостика для данных условий;
  • должно обеспечиваться выполнение предварительной прокладки, согласован­ной с лоцманом;
  • в случае ухода с мостика капитан судна обязан указать лоцману лицо, ответ­ственное за управление судном в его отсутствие;
  • вахтенный помощник капитана должен вести прокладку, особое внимание уде­ляя контролю за боковым смещением судна и подходом к точкам начала и окончания поворота;
  • контакт с оператором СУДС должен быть постоянным;
  • любые изменения в состоянии судна должны быть доведены до сведения лоц­мана;
  • для определения места судна должны использоваться дублирующие способы, дающие наибольшую точность обсерваций.

Действия ВПКМ перед приемом лоцмана:

  • отмечает на карте предполагаемое место приема лоцмана, уточняет порядок связи с лоцманской станцией и лоцманом;
  • уточняет время подхода к точке приема лоцмана;
  • с разрешения капитана дает указание вахтенному механику о переводе СЭУ в маневренный режим;
  • сверяет часы на мостике и в машинном отделении, готовит и проверяет сред­ства сигнализации и связи;
  • производит проверку навигационного оборудования и выполняет действия в соответствии с установленным чек-листом для данного судна;
  • готовит флаги «Golf», «Hotel», а при входе в территориальные воды поднимает национальный флаг страны порта захода;
  • включает вторую рулевую машину и если совместная работа двух рулевых ма­шин технически возможна, переходит на ручное управление рулем;
  • подготавливает информацию для докладов на лоцманскую станцию и операто­ру СУДС Связь в СУДС/СКДС ;
  • устанавливает связь с лоцманской станцией, уточняет время подхода и место приема лоцмана, борт, с которого необходимо готовить лоцманский трап;
  • заполняет лоцманскую карточку для передачи лоцману;
  • дает указание готовить лоцманский трап, спасательный круг с линем и буйком, конец с карабином для подъема вещей лоцмана и проверяет освещение лоцман­ского трапа, а также места приема лоцмана (рис.1);
  • предупреждает капитана о подходе к месту приема лоцмана, поднимает флаг «Golf» и другие требующиеся по местным правилам сигналы;
  • дает указание готовить якоря к отдаче, проверяет связь с баком.

SOLAS-74/78. Правило 23. Устройство для передачи лоцмана

Все устройства, используемые для передачи лоц­мана, должны быть надлежащими для выполнения своего назначения по обеспечению безопасной посадки и высадки лоцманов. Средства должны содержаться в чи­стоте, надлежащим образом ухоженными, отремонтиро­ванными и уложенными, они должны регулярно осмат­риваться для обеспечения их безопасного использова­ния. Использоваться они должны только для посадки и высадки людей.

Установка устройств для передачи лоцмана, по­садка и высадка лоцмана должны производиться под наблюдением ответственного лица командного состава, имеющего средства связи Морская сигнализация и связь с ходовым мостиком; ответ­ственное лицо должно также безопасным путем сопро­вождать лоцмана на ходовой мостик и обратно. Лица, привлеченные к установке и эксплуатации любого ме­ханического оборудования, должны быть проинструк­тированы в отношении безопасного порядка действий, надлежащего использования, а оборудование должно быть опробовано до его исполь­зования.

Лоцманский трап должен освидетельствоваться его производителем как отвечаю­щий данному правилу или международному стандарту, приемлемому для Организа­ции. Трапы проверяются в соответствии с правилами 6, 7 и 8 главы I SOLAS.

Все лоцманские трапы, используемые для передачи лоцмана, четко маркируются биркой или иной постоянной маркировкой, так чтобы можно было идентифицировать каждое средство в целях освидетельствования, проверки и ведения учета. На судне ве­дется учет в отношении дат: когда поступил на судно указанный трап, и когда произ­водились все ремонты трапа.

В данном правиле упоминается штатный трап – имеется в виду и любой наклонный трап, используемый как часть устройств для передачи лоцмана.

Устройства для передачи

Устройства должны обеспечивать безопасную посадку и высадку лоцманов с любого борта судна.

На всех судах, где расстояние от уровня моря до места доступа на судно или до ме­ста схода с него превышает 9 м, в случаях если посадка и высадка лоцманов будет осуществляться посредством штатного трапа или другим столь же безопасным и удобным средством в сочетании с лоцманским трапом, судно должно нести такое оборудование на каждом борту, при условии, что такое оборудование не является переносным и не может использоваться на обоих бортах.

Безопасный и удобный вход на судно и сход с него должен быть обеспечен либо:

  • лоцманским трапом, требующим подъема на высоту от поверхности воды не ме­нее 1,5 м и не более 9 м, расположенным и закрепленным так, чтобы:
  • быть вне района любого возможного слива с судна;
  • быть в пределах цилиндрической части корпуса, а также, насколько это практи­чески возможно, – быть в пределах средней части судна, равной половине его длины;
  • каждая ступенька трапа должна надежно упираться в борт судна; если особен­ности конструкции, например, привальные брусья, не позволяют выполнять это положение, то должны быть приняты удовлетворяющие Администрацию спе­циальные меры, обеспечивающие безопасную посадку и высадку людей;
  • лоцманский штормтрап должен состоять из одной секции, имеющей достаточ­ную длину, чтобы достигать уровня воды от места входа на судно или схода с него при любых осадках и дифферентах судна, а также при крене 15° на проти­воположный борт; рымы, скобы и крепежные тросы должны быть такими же прочными, по крайней мере, как и тетивы трапа; или вторым штатным трапом в сочетании с лоцманским трапом (т. е. комбинационное устрой­ство) или другим одинаково безопасным и удобным средством, когда расстояние от уровня воды до места входа на судно более 9 м. Штатный трап должен уста­навливаться так, чтобы быть направленным к корме. При таком использовании должны иметься средства удержания нижнего конца штатного трапа и его пло­щадки у борта судна в пределах цилиндрической части корпуса и, насколько это практически возможно, – в пределах средней части судна, равной половине его длины; штатный трап должен находиться вне района любого слива с судна;
  • если для доступа лоцмана используется комбинационное устройство, долж­ны обеспечиваться средства удержания лоцманского трапа и фалрепов у борта судна в точке, номинально в 1,5 м выше нижней площадки штатного трапа. В случае комбинационного устройства, использующего штатный трап с откидной крышкой в нижней платформе (т. е. посадочная площадка), лоц­манский трап и фалрепы должны устанавливаться через люк платформы, простираясь выше платформы до высоты поручня трапа.

Доступ на палубу судна

Должны быть предусмотрены средства, обеспечивающие любому лицу безопасный, удобный и свободный проход на судно или сход с него с верхней части лоцманского трапа или любого штатного трапа или другого средства, предназначенного для этой цели. Если такой проход осуществляется посредством:

  1. прохода в леерном ограждении или фальшборте, то он должен быть оборудован надежными поручнями;
  2. трапа, установленного через фальшборт, двух стоек поручней, прочно закрепленных за корпус судна внизу и в верхней части. Такой трап должен быть надежно прикреп­лен к судну, чтобы предотвращать опрокидывание.

Двери в борту судна

Двери в борту судна, используемые для передачи лоцмана, не должны открываться наружу.

Механические лоцманские подъемники

Механические лоцманские подъемники не должны использоваться.

Связанное с устройством оборудование

Следующее связанное с устройством оборудование, готовое к немедленному исполь­зованию при передаче людей, должно быть под рукой:

  1. два надежно прикрепленных к судну фалрепа диаметром не менее 28 мм и не более 32 мм – на случай если будут затребованы лоцманом; фалрепы должны крепиться одним концом к зафиксированной на палубе планке с рымом, они должны быть го­товы для использования лоцманом при сходе или по требованию лоцмана при его подходе к борту (фалрепы должны доходить до высоты стоек в месте доступа через фальшборт, прежде чем заканчиваться у рыма на палубе);
  2. спасательный круг, снабженный самозажигающимся огнем;
  3. бросательный конец.

Если это требуется пунктом 4 выше, должны быть предусмотрены стойки и трапы, установленные у фальшборта.

Должно быть предусмотрено достаточное освещение устройства для передачи лоцмана и пространства за бортом, а также – освещение места на палубе для посадки или высадки человека.

При проходе каналов часто требуется предоставить расчет и схему «слепых» зон по носу и корме судна – blind sectors (рис. 2).

Слепая зона

Рис. 2 «Слепые» зоны судна в балласте и грузу

В соответствии с пунктом 2 статьи 41 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1001; 2015, N 29, ст. 4356), пунктом 1 и подпунктом 5.2.11(13) пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2013, N 5, ст. 388; 2019, N 1, ст. 10), приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о лоцманах на внутренних водных путях.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Регистрационный N 61748

УТВЕРЖДЕНО
приказом Минтранса России
от 6 ноября 2020 г. N 463

Положение
о лоцманах на внутренних водных путях

1. Настоящее Положение определяет требования, предъявляемые к лоцману, осуществляющему лоцманскую проводку судов на внутренних водных путях Российской Федерации 1 (далее - лоцман), права и обязанности лоцмана при осуществлении лоцманской проводки судна (далее - лоцманская проводка), а также порядок выдачи лоцманских удостоверений о праве лоцманской проводки судов в бассейне внутренних водных путей (далее - лоцманское удостоверение).

2. Лоцман должен:

1) являться гражданином Российской Федерации 2 ;

2) иметь лоцманское удостоверение 3 ;

3) ежегодно проходить медицинский осмотр, включающий в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов 4 ;

4) уметь выполнять трудовые действия и обладать необходимыми знаниями и умениями, предусмотренными профессиональным стандартом "Лоцман", изданным в соответствии с Правилами разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 5 (далее - профессиональный стандарт "Лоцман");

5) знать утверждаемые в соответствии с пунктом 3 статьи 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации 6 :

правила плавания судов по внутренним водным путям (далее - ВВП);

правила движения и стоянки судов в соответствующем бассейне ВВП;

правила пропуска судов через шлюзы ВВП;

правила диспетчерского регулирования движения судов и управления движением судов на ВВП;

правила радиосвязи подвижной службы и подвижной спутниковой службы на ВВП;

6) знать утверждаемые в соответствии с пунктом 2 статьи 23.1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации 7 правила плавания по ВВП спортивных парусных судов и прогулочных судов под флагами иностранных государств;

7) соблюдать режим труда и отдыха 8 .

8) иметь среднее общее, среднее профессиональное или высшее образование;

9) иметь стаж работы не менее трех лет в должности капитана или капитана-механика на судах с мощностью главных двигателей более 330 кВт.

3. Лоцман при осуществлении лоцманской проводки имеет право:

1) по предъявлении лоцманского удостоверения, прибывать в порт и/или на причалы, в том числе на судне или иных транспортных средствах, с целью посадки на судно для осуществления лоцманской проводки, а также покидать порт и/или причалы после завершения лоцманской проводки;

2) пользоваться судовой радиостанцией и другими средствами связи судна;

3) пользоваться судовыми средствами, позволяющими контролировать местоположение судна;

4) сверять данные, записанные в лоцманской квитанции, с данными, указанными в судовых документах;

5) получать от капитана судна сведения о:

позывном сигнале судна;

осадке судна носом и кормой;

длине, ширине и высоте наивысшей точки судовых конструкций над поверхностью воды, грузоподъемности судна, его технико-эксплуатационных и маневренных характеристиках, наличии и готовности к использованию судовых средств движения, управления, навигации, сигнализации и связи;

скорости судна при разных режимах работы судовой пропульсивной установки;

наличии на судне подруливающих устройств и их мощности;

конструктивных, эксплуатационных особенностях и состоянии навигационных приборов, пропульсивной установки, рулевого, подруливающего, якорного и других устройств, обеспечивающих управление движением судна;

загрузке, остойчивости и непотопляемости судна;

дате и времени подхода судна к месту посадки лоцмана;

порте (месте) назначения судна;

причале, к которому должно ошвартоваться судно (при заходе судна в порт);

любых неисправностях судовых механизмов и навигационного оборудования (при наличии).

4. Перед началом лоцманской проводки лоцман обязан:

1) предъявить капитану судна лоцманское удостоверение;

2) получить у капитана судна информацию о неисправности судовых механизмов, навигационного оборудования (при наличии);

3) проинформировать капитана судна о:

навигационно-гидрографических и гидрометеорологических условиях предстоящего плавания;

осуществлении диспетчерского регулирования движения судов и управления движением судов на участках внутренних водных путей, имеющих ограничения по условиям плавания;

4) согласовать с капитаном судна:

условия лоцманской проводки, включая действия на случай чрезвычайных ситуаций;

порядок прохождения информации и распоряжений по управлению судном, а также контроля за исполнением таких распоряжений;

порядок постановки судна на бочки, якорную стоянку, съемки с них, швартовки к причалу или выносному перегрузочному устройству и отхода от них, включая количество принимаемых или подаваемых швартовых концов.

5. Во время лоцманской проводки лоцман обязан:

1) вести наблюдение за изменениями навигационных и гидрометеорологических условий плавания;

2) контролировать местоположение судна;

3) пользоваться информацией, получаемой от имеющихся в районе лоцманской проводки систем обеспечения безопасности судоходства, обеспечивать выполнение указаний диспетчера ВВП при их поступлении;

4) немедленно сообщить в администрацию бассейна ВВП о:

изменениях судового хода и судоходной обстановки, которые могут создать угрозу безопасности судоходства;

происшествиях с судном, лоцманскую проводку которого лоцман осуществляет;

невыполнении капитаном судна, лоцманскую проводку которого лоцман осуществляет, правил плавания судов и правил предотвращения загрязнения с судов сточными и нефтесодержащими водами ВВП 9 .

6. Капитан судна может поручить лоцману отдавать распоряжения относительно плавания и маневрирования судна непосредственно рулевому, что не освобождает капитана судна от ответственности за последствия, которые могут наступить в результате таких распоряжений.

7. Лоцман не вправе без согласия капитана судна оставить судно раньше, чем поставит судно на якорь, ошвартует судно в безопасном месте, выведет судно из района лоцманской проводки или будет сменен другим лоцманом.

8. Лоцман не вправе осуществлять лоцманскую проводку в случае:

нарушения лоцманом установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации режима труда и отдыха;

несоответствия состояния здоровья лоцмана предъявляемым к нему медицинским требованиям;

алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения 10 .

9. Лоцманское удостоверение выдается Администрацией бассейна внутренних водных путей (далее - АБВВП) лицу, успешно прошедшему квалификационные испытания и прошедшему практику по лоцманской проводке судов в бассейне ВВП, указываемом в лоцманском удостоверении. АБВВП осуществляют учет выданных лоцманских удостоверений.

10. Для прохождения квалификационных испытаний государственная лоцманская служба или негосударственная организация по лоцманской проводке судов 11 (далее - лоцманская организация), работником которой является лицо, претендующее на получение лоцманского удостоверения (далее - кандидат в лоцманы), направляет в АБВВП заявление в письменной форме почтовым отправлением или посредством электронной почты, в котором указываются:

1) фамилия, имя, отчество (при наличии), гражданство, дата рождения кандидата в лоцманы;

2) наименование лоцманской организации;

3) наименование бассейна ВВП, для осуществления лоцманской проводки в котором кандидат в лоцманы проходит квалификационные испытания;

4) адрес электронной почты (при наличии);

5) почтовый адрес и номер телефона (при наличии) кандидата в лоцманы.

11. К заявлению прилагаются:

1) копии документов, подтверждающих стаж работы не менее трех лет в должности капитана и (или) капитана-механика на судах с мощностью главных двигателей более 330 кВт (при первичном получении лоцманского удостоверения);

2) копия документа, подтверждающего прохождение медицинского осмотра в соответствии с пунктом 2 статьи 41 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации 12 .

12. АБВВП в течение пяти рабочих дней после принятия заявления к рассмотрению назначает дату проведения квалификационных испытаний. Не позднее чем за пять календарных дней до даты проведения квалификационных испытаний АБВВП направляет на указанный в заявлении адрес, информацию о дате, времени и месте проведения квалификационных испытаний.

Квалификационные испытания кандидатов в лоцманы осуществляются квалификационной комиссией АБВВП (далее - Комиссия), в состав которой входят председатель, его заместитель, секретарь и члены Комиссии (не менее двух).

Председателем Комиссии является руководитель АБВВП или заместитель руководителя АБВВП. Секретарем Комиссии назначается должностное лицо АБВВП. В Комиссию включаются должностные лица АБВВП, а также работники лоцманских организаций (по представлению лоцманских организаций), осуществляющих деятельность в соответствующем бассейне ВВП. Не менее трех членов Комиссии должны иметь стаж работы не менее трех лет в должности капитана и (или) старшего помощника капитана на судах с мощностью главных двигателей более 330 кВт.

При проведении квалификационных испытаний должно присутствовать не менее двух третей состава Комиссии.

13. Квалификационное испытание проводится в два этапа: компьютерное (письменное) тестирование и собеседование.

Компьютерное или письменное тестирование (далее - тестирование), осуществляется в присутствии Комиссии. По результатам тестирования кандидату в лоцманы ставится оценка "сдал" или "не сдал". Оценка "сдал" ставится, если кандидатом в лоцманы даны правильные ответы на 75 и более процентов от общего числа заданных вопросов. В ином случае ставится оценка "не сдал". В случае если по результатам тестирования кандидат в лоцманы получил оценку "не сдал", ко второму этапу он не допускается.

При проведении собеседования Комиссия рассматривает документы, указанные в пунктах 10 и 11 настоящего Положения, и опрашивает кандидата в лоцманы на предмет знания им прав и обязанностей лоцмана, установленных настоящим Положением, навигационно-гидрографических особенностей бассейна ВВП, знаний и умений, предусмотренных профессиональным стандартом "Лоцман". Комиссия вправе задать кандидату в лоцманы не более тринадцати вопросов. Собеседование считается пройденным, если по его результатам правильные ответы получены на 75 и более процентов от общего числа заданных вопросов.

14. Перечень вопросов, касающихся знания кандидатом в лоцманы прав и обязанностей лоцмана, установленных настоящим Положением, знаний и умений, предусмотренных профессиональным стандартом "Лоцман", а также навигационно-гидрографических особенностей бассейна ВВП, которые используются при тестировании и задаются членами Комиссии кандидату в лоцманы во время собеседования, должен быть согласован с Росморречфлотом и размещен на официальном сайте АБВВП в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Квалификационные испытания могут проводиться не ранее чем через тридцать календарных дней со дня опубликования указанного перечня вопросов.

15. По результатам квалификационных испытаний Комиссией принимается одно из решений:

выдать кандидату в лоцманы лоцманское удостоверение;

отказать кандидату в лоцманы в выдаче лоцманского удостоверения.

Решение Комиссии принимается простым большинством голосов. При равенстве голосов решающим является голос председателя Комиссии. Принятое решение оформляется протоколом заседания Комиссии.

Комиссия в первый рабочий день, следующий за днем проведения квалификационных испытаний, информирует заявителя о результатах способом, определенным заявителем согласно пункту 10 настоящего Положения. Об отказе в выдаче лоцманского удостоверения заявитель информируется с указанием причин принятия соответствующего решения.

Мотивированные возражения рассматриваются на заседании Комиссии в течение пятнадцати рабочих дней со дня их получения. По результатам рассмотрения мотивированных возражений Комиссией принимается одно из решений:

решение Комиссии по результатам квалификационных испытаний оставить без изменений;

решение Комиссии по результатам квалификационных испытаний отменить, принять решение о выдаче кандидату в лоцманы лоцманского удостоверения (в случае согласия Комиссии с мотивированными возражениями).

Решение Комиссии принимается простым большинством голосов. При равенстве голосов решающим является голос председателя Комиссии. Принятое решение оформляется протоколом заседания Комиссии. Информация о принятом Комиссией решении в течение трех рабочих дней со дня рассмотрения мотивированных возражений направляется заявителю способом, определенным заявителем согласно пункту 10 настоящего Положения.

17. Оформление лоцманского удостоверения осуществляется в течение двух рабочих дней со дня проведения квалификационных испытаний или принятия решения, предусмотренного пунктом 16 настоящего Положения. Лоцманское удостоверение выдается на бассейн ВВП, указанный лоцманской организацией в заявлении согласно подпункту 3 пункта 10 настоящего Положения.

18. В случае принятия Комиссией решения об отказе кандидату в лоцманы в выдаче лоцманского удостоверения повторные квалификационные испытания проводятся не ранее чем через тридцать календарных дней со дня заседания Комиссии, принявшей данное решение.

19. В случае утери или повреждения лоцманского удостоверения АБВВП по заявлению лоцмана в течение трех рабочих дней со дня поступления такого заявления выдает дубликат лоцманского удостоверения взамен утерянного или поврежденного.

20. Не позднее пяти лет с даты выдачи лоцманского удостоверения лоцман должен пройти квалификационные испытания в порядке, предусмотренном пунктами 10 - 16 настоящего Положения, и получить новое лоцманское удостоверение. В случае, если лоцман в течение двух лет подряд не осуществлял лоцманских проводок, он должен пройти практику по лоцманской проводке и квалификационные испытания, предусмотренные пунктами 10 - 16 настоящего Положения.

21. Лоцманское удостоверение содержит:

1) номер лоцманского удостоверения;

2) фамилию, имя, отчество (при наличии) лоцмана, которому выдано лоцманское удостоверение;

3) наименование бассейна ВВП, в котором лоцман имеет право осуществления лоцманской проводки;

4) фотографию лоцмана;

5) дату выдачи лоцманского удостоверения;

6) дату окончания действия лоцманского удостоверения;

7) подпись председателя Комиссии, оформившего лоцманское удостоверение;

8) фамилию, имя, отчество (при наличии) и должность председателя Комиссии, оформившего удостоверение.

Лоцманское удостоверение содержит перевод на английский язык.

1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2002 г. N 1800-р "Об утверждении перечня внутренних водных путей Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 51, ст. 5130; 2020, N 25, ст. 3993).

2 Пункт 2 статьи 41 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

3 Подпункт 11 пункта 4 статьи 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

4 Пункт 2 статьи 41 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

5 Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2018, N 50, ст. 7755.

6 Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1001; 2018, N 1, ст. 34.

7 Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1001; 2012, N 18, ст. 2128.

8 Статья 329 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878).

9 Пункт 8 статьи 41 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1001; 2015, N 29, ст. 4356).

10 Пункт 18 статьи 14 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2019, N 52, ст. 7770).

11 Пункт 1 статьи 41 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1001; 2012, N 31, ст. 4320).

12 Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1001; 2015, N 29, ст. 4356).

С 2021 г. будут действовать новые требования к лоцману, осуществляющему лоцманскую проводку судов на внутренних водных путях. Ранее установленные требования отменяются в рамках механизма "регуляторной гильотины".

В частности, лоцман будет обязан ежегодно проходить медосмотр, включающий в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов. Он также должен уметь выполнять трудовые действия и обладать необходимыми знаниями и умениями, предусмотренными профстандартом "Лоцман".

Уточнены функции лоцмана. Пересмотрен порядок выдачи лоцманских удостоверений.

Приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Приказ Министерства транспорта РФ от 6 ноября 2020 г. N 463 "Об утверждении Положения о лоцманах на внутренних водных путях"


В наше время существует множество различных профессий. Причем с развитием компьютерных технологий появилась работа, при которой есть возможность вообще не выходить из дома. Другие же занятия людей совсем изжили себя и ушли в историю. Но всё же есть ещё романтики, которые не ищут лёгких путей и становятся, например, лётчиками, моряками, путешественниками. Конечно, в этих областях техника тоже развивалась и не стояла на месте. Появились приборы, которые идут в помощь в этой деятельности. Что толкает человека на выбор таких специализаций? Ведь, кроме романтизма, это опасный и адский труд.

Немного истории

Интерес и восхищение вызывает такая работа, как лоцман. При произнесении этого слова для не знающего человека возникают ассоциации, что это что-то связанное с пиратством, морем и приключениями. На самом деле это специалист, который отвечает за безопасность и беспрепятственность прохождения корабля, морского судна по воде. Это древнейшая профессия.

Корабль

Корабль древней греции

Первые упоминания идут ещё из Древней Греции. Большую популярность этот промысел имел во времена Колумба. Известно, что именно лоцман Винсенте сообщил ему о существовании неизвестных земель. А пустился в плавание с Христофором Колумбом лоцман Бартоломей Руис.

В России развитие лоцманского дела началось в конце 18 века. Причём были целые династии. Навыки передавались от отца к сыну и так далее, потому что лоцманскому делу тогда не обучали.

Корабль

Российский корабль 18 века

Создавались своеобразные общины лоцманов. И даже сейчас лоцманы считаются отдельным подразделением.

С развитием судоходства развивалась и профессия прибрежный лоцман. Так как очень много аварий происходит при подходе к порту и прибрежных районах. Причинами могут быть мель, каменистое дно и т. п. Поэтому созданы лоцманские портовые службы. Обязанности лоцмана мало изменились. Он по-прежнему по первому сигналу корабля должен прибыть на борт. Порт несёт ответственность, если по вине лоцмана произошла авария. Опять же в том случае, если корабль воспользовался этими услугами. Часто прибрежные воды курсируют лоцманские судна, куда и поступают заявки с кораблей. Эти судна имеют очень хорошую маневренность. Приспособлены для любых метеорологических условий. Обеспечены всем необходимым для работы и проживания 20-30 человек. Некоторые катера обустроены вертолётными площадками. Если лоцмана невозможно доставить на борт, то тогда капитан пользуется специальными лоцманскими сигналами.

В ночное время суток путь лоцманского катера освещают специальными ракетницами, которые запускают каждые 5-10 минут. Хотя даже в шторм опытный моряк должен пересесть с лоцманского катера на борт корабля. Опасность заключается в том, что его может затянуть огромным винтом. Редко и только в больших портах лоцмана доставляют на вертолёте. При явке на корабль он вручает капитану лист лоцмана, в котором капитан делает необходимые заметки. А лоцман встаёт за штурвал вместо капитана. Лоцман ни в коем случае не заменяет капитана. Он лишь является по сути его советником.

Путь, по которому лоцман проводит корабль, называется фарватер. Препятствия, где могут возникнуть проблемы, обозначают буйками, флажками и т. д. Кроме того, лоцман должен знать и работать с системой навигации. Обучение навигации составляет до десяти лет. Предпочтение в порту лоцманы отдают военным кораблям. Особое внимание лоцманы уделяют приливам и течениям, особенно в устьях рек, где места опасны мелководьем, входить можно только во время прилива.

Как стать Лоцманом

Чтобы стать лоцманом, необходимо получить среднее специальное или высшее образование в морских академиях или училищах. Лоцманам присваивается специальный знак, который они носят во время службы.

Лоцман

Один из первых лоцманов

На них лежит ответственность о неразглашении знаков и водных путей акваторий. Причём работать они имеют права на тех территориях, которые указаны в учебных удостоверениях. Также необходимо иметь отличную физическую подготовку, чтобы быть в состоянии находиться на работе ежедневно, без сбоев. О морской болезни не должно быть и речи. Человек должен быть устойчив к стрессам, спокоен и ответственен. Ведь это одна из сложнейших профессий, которая связана с риском, где нужно отвечать за безопасность других людей и техники.

Специалистов этого дела очень мало. Поэтому эта работа считается элитной и хорошо оплачивается. В России в среднем лоцманы получают около 100000 рублей в месяц. Хотя в последнее время с трудоустройством тяжело, потому что неизвестных морских глубин осталось мало и спрос на эту должность достаточно велик. Чтобы трудоустроиться, необходимо пройти практику около полугода с опытным коллегой.

Эта профессия действительно заслуживает восхищения. Ещё Джеймс Фенимор Купер, сам в прошлом моряк, в своей книге «Лоцман» воспел этих людей. Когда лоцман на борту, капитан спокоен.

Любой, даже небольшой корабль – это не только прочный корпус и разнообразное оборудование, но и слаженная команда, в которой у каждого есть свой чётко очерченный круг обязанностей. Названия корабельных должностей для непосвящённых звучат загадочно и романтично: лоцман, штурман, боцман. Практически все они были заимствованы из голландского языка во времена царя Петра, когда Россия создала и начала развивать свой собственный флот.


Давайте разберёмся, какую роль носители этих званий играют на корабле и чем занимаются во время плавания.

Кто такой боцман?

Слово «боцман» происходит от голландского «вootsman», где вoot – это лодка, а manчеловек, мужчина. На современных гражданских судах это ответственная должность, которую занимает опытный матрос. В его обязанности входит организация и контроль текущих работ на корабле, руководство погрузкой и разгрузкой, поддержание в исправности спасательных средств и многое другое.

Боцман руководит матросами, назначает их на те или иные работы, обучает и проверяет наличие необходимых знаний. Кроме того, в прошлом боцман был обязан наказывать матросов за недобросовестное выполнение обязанностей, попытки бунта и т.д., вплоть до повешения.

На крупных судах с многочисленной командой всеми работами, как правило, заведует боцманская команда. Она состоит из старшего боцмана, который является её главой, и остальных боцманов, поочерёдно несущих вахту. Во время авралов старший боцман должен находиться на баке – передней части палубы. С этого места ему хорошо видно, что происходит на корабле, чтобы руководить работой матросов и вовремя исправлять недочёты.

Лоцман и его обязанности

В настоящее время профессия лоцмана становится всё менее востребованной. Так называют опытного моряка, который лучше других знает донный рельеф и фарватер, течения и водовороты. Опираясь на эти знания, он проводит корабль по безопасному маршруту, исключающему попадание на мель или столкновение с другими опасностями.


Лоцман может быть включен в корабельную команду, если судно постоянно ходит по одному маршруту – как правило, по реке. Но при наличии эхолота и размеченного фарватера обязанности лоцмана вполне может выполнять капитан, особенно если судно невелико.

На морских кораблях лоцман часто является приглашённым специалистом. Его услуги запрашивают в близлежащем порту, после чего лоцман прибывает на судно на катере или вертолёте. Нередко ему даже не нужно переходить на борт проводимого корабля: буксир, на котором находится лоцман, плывёт впереди и показывает безопасный маршрут. Однако указания лоцмана не являются обязательными для капитана и не снимают с него ответственности за судно. Лоцман только даёт рекомендации, но решение о выборе того или иного маршрута выбирает капитан корабля.

Штурман и его роль на корабле

Профессия штурмана чрезвычайно важна и ответственна, ведь именно он занимается определением местоположения судна, рассчитывает и прокладывает курс, отмечает на карте перемещения, следит за исправностью навигационных приборов. Разумеется, капитан тоже обладает необходимыми знаниями, однако на нём лежит множество других обязанностей. Штурман же не занимается ничем другим, кроме определения и расчёта курса.

Для исполнения своих обязанностей штурман использует специальное оборудование и инвентарь. Во времена парусного флота это были обычные и сигнальные флаги, вымпелы, компасы, песочные часы, лоты и лаги, другое штурманское имущество. В ведении штурмана находятся морские карты и лоции (описания особенностей определённых районов моря, с указанием глубин, течений, мелей и рифов, банок и т.д. Ранее штурман должен был заниматься картографированием, сверять реальные береговые линии с картой и при необходимости вносить исправления.

В обязанности штурмана входит предупреждение капитана о возможных опасностях – скалах, рифах, мелях, течениях, которые могут увести с курса или повредить корабль. Во время остановки у берега штурман должен выбрать удачное место, достаточно глубокое, чтобы можно было без опасений отдать якорь.


На современных военных судах штурманскую должность занимает опытный офицер, прошедший специальную подготовку. Хотя все военно-морские офицеры в той или иной степени владеют навыками штурмана, необходимость в этой специальности существует до сих пор.

лоцман на корабле смотрит в бинокль

Лоцманом является специалист, который обеспечивает безопасный проход судов на довольно сложных участках.

СОДЕРЖАНИЕ:

История профессии

Профессия лоцман возникла много веков назад. Историкам удалось отыскать сборник для мореплавателей, датируемый 500 годом до н.э. На его страницах представлено описание ряда прибережных зон. Также удалось обнаружить записи об арабских лоцманах, которые являлись обладателями морских карт и компасов, а также ― специальных металлических инструментов.

Лоцманы способствовали неуклонному развитию судоходства, осуществляя целенаправленные на безопасное мореплавание действия. С их подачи формировали навигационные карты и правильно размещали имеющееся оснащение. Дополнительно, лоцманы давали советы относительно выбора оптимального маршрута на подходе к портам. Без них не обходились процессы расследования морских происшествий. В соответствии со Средневековым морским правом, было принято различать лоцманов открытого моря и прибрежного плавания.

Эпоха великих географических открытий стала новым этапом в развитии лоцманского дела. Как правило, лоцман числился среди членов экипажа корабля. Имена некоторых из них навеки запечатлено в истории. Одной из таких личностей является Барталомей Руис, который сопровождал Христофора Колумба в его океанском походе. При этом за ошибки лоцманов сурово наказывали, ведь от их действий зачастую зависела жизнь всей команды корабля.

Стремительное развитие мирового судоходства способствовало возрастанию значимости прибрежного лоцманского промысла.

Особенности профессии

Лоцман ― это востребованная и прибыльная профессия, что подразумевает огромную ответственность. Неточные сведения могут повлечь за собой катастрофу. Если в ходе расследования вина специалиста будет доказана, то порт компенсирует убытки. Лоцман прибывает на судно по специальному сигналу. Вместе с тем, присутствие на борту корабля лоцмана не снимает ответственности с капитана, который вправе отказаться от выполнения озвученных специалистом рекомендаций.

При отсутствии лоцмана на борту, движение осуществляется по лоцманским сигналам. Порт взывает специальный лоцманский сбор, что является оплатой за проводку.

Профессия лоцман категорически противопоказана людям, которые страдают морской болезнью, имеют заболевания опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой или нервной системы.

Обязанности

Лоцман обязан обеспечить безопасные условия плавания для суден в прибрежных участках, ведь наличие отмели, и подводных скал несет огромную угрозу. Как свидетельствует статистика, практически 90% бедствий случаются при указанных условиях.

На входе в гавань капитан корабля должен запросить лоцмана, который отлично знает навигационные условия на данном участке. Специалист незамедлительно прибывает на судно и указывает наиболее оптимальный маршрут.

Важные качества

Необходимые качества, которыми должен обладать лоцман:

  • решительность;
  • ответственный подход к выполнению обязанностей;
  • внимательность;
  • пунктуальность;
  • хорошее зрение;
  • аккуратность;
  • коммуникабельность;
  • стрессоустойчивость;
  • хорошая физическая форма;
  • отсутствие гидрофобии.

Навыки и знания

Лоцман обязан отлично знать особенности вверенного ему участка акватории. В работе специалисту не обойтись без знания основ механики, особенностей конструкции судов, а также ― навыков управления ними.

Лоцман должен четко выполнять возложенные на него должностные обязанности, независимо от погодных условий.

Работа лоцманом также предусматривает знание английского языка.

Перспективы и карьера

Лоцман ― это специалист, который вправе трудоустроиться в портовую лоцманскую службу. Как правило, каждый капитан судна может освоить данную профессию. После успешного прохождения аттестации лоцман получает удостоверение с указанием конкретного участка, где он может вести деятельность. На протяжении 6 месяцев требуется пройти обязательную практику под руководством опытного коллеги.

Обучение

Работа лоцманом предусматривает наличие среднего или высшего образования по одной из следующих специальностей: «Судовождение», «Морское судовождение», «Речной и морской транспорт».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: