Формы государственного принуждения налоги государственные законы и

Обновлено: 25.04.2024

Принуждение, которое используется в государственных организациях, неоднородно, оно имеет различные формы, исходит и поддерживается различными источниками.

Поведение людей, которое соответствует интересам общества, не препятствует его укреплению и развитию, одобряется государством, отрицательное поведение и деятельность сопряжены с использованием различных форм государственного принуждения. Любое общество, используя силу государства, решает, как удовлетворить свои потребности, какие формы и виды принуждения использовать, чтобы оградить себя от нежелательных, вредных действий и поступков со стороны отдельных людей. Применение принуждения, его субъективные формы и виды обусловлены социально-экономическими, политическими условиями, а также самими субъективными формами и видами принуждения.

Неоднородность, многогранность государственного принуждения приводит к постановке вопроса о его классификации. Несмотря на огромное количество общетеоретических и отраслевых исследований, данная проблема остаётся открытой. Необходимость создания классификации государственного принуждения обусловлена тем, что её построение позволяет вести исследования по самым различным проблемам как теории права, так и отраслевых юридических наук. В общетеоретической литературе проблема структуры государственного принуждения, его видов не получила достаточного разрешения. Об этом свидетельствует тот факт, что одни и те же принудительные меры относят к различным формам государственного принуждения, что обусловлено отсутствием в юридической литературе общепризнанного критерия классификации государственного принуждения на формы.

Классифицируя меры государственного принуждения, наиболее рационально подходить к этой проблеме в связи с философскими категориями формы и содержания. Внутренняя неоднородность мер государственного принуждения обусловлена сложностью государственного принуждения как целостного явления.

Формы государственного принуждения следует отличать от мер государственного принуждения. Форма государственного принуждения представляет собой способ государственно-властного воздействия на поведение человека, который обусловлен характером применения принудительных мер.

Принимая во внимание то, что любая классификация носит относительный характер, можно выделить следующие критерии деления государственного принуждения на формы, выраженные в конкретных принудительных мерах:

1) По характеру государственного принуждения (физическое, психическое, идеологическое, имущественное, организационное);

2) По способу обеспечения правопорядка и по функциональному значению мер (предупредительные меры, меры пресечения, правовосстановительные меры, обеспечительные меры, юридическая ответственность);

3) По субъекту применения (применяемые судебными органами, применяемые несудебными органами);

4) По предметному основанию государственно-властного воздействия (государственно-правовое, гражданско-правовое, уголовно-правовое, административно-правовое и так далее);

5) По правовому значению воздействия (дающее итоговую оценку; не содержащее итоговой оценки);

6) По фактическим основаниям (применяемое в связи с правонарушением, применяемое в связи с правовыми аномалиями).

Предложенная классификация государственного принуждения отражает существующую в законодательстве систему мер государственного принуждения.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

Какие две формы государственного принуждения названы в тексте? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «предпринимательство».

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Ответы на триаду вопросов: что, как и для кого, которые даёт нам ничем не ограничиваемая рыночная экономика, не могут удовлетворить демократические государства. Ведь сама по себе эта система может обречь людей на голод со ссылкой на падение доходов и в то же время дать другим возможность извлекать огромные доходы. Вот почему, чтобы компенсировать реальные и денежные доходы определённых групп населения, государство выходит на арену с готовностью понести расходы в этих целях: предоставить больничные койки заболевшим, выплачивать ежемесячное пособие наиболее нуждающимся по старости или безработице. Современное государство сегодня ставит перед собой задачу обеспечения минимального жизненного уровня своих сограждан.

Сверх того, из-за невозможности со стороны частного предпринимательства предоставлять гражданам необходимые и жизненно важные для общества общественные услуги государство также берёт это на себя. Государство появилось по мере осознания людьми, что «дело каждого — ничьё дело». Наглядно иллюстрируют подобную мысль такие функции государства, как организация правосудия, национальной обороны и охрана общественного порядка.

Сказанное вполне было бы исчерпывающим, если бы все расходы государства оплачивались печатаемыми им бумажными деньгами или посредством бесконечных выпусков займов. В действительности В большей части расходов государства присутствуют деньги налогоплательщиков. В значительной мере именно с этим и связан механизм принуждения. Понятно, что общество добровольно несёт налоговое бремя и каждый его член получает свою долю от государства. Но связь межу такой выгодой и выплатой налогов не идентична получению жвачки из автомата за пять опущенных в него центов либо акту обычной покупки.

Вторая важная форма принуждения связана также с обычаем принимать государственные законы. Набор подобных законов и образует рамки действий частного предпринимательства, вменяя В то же время направления его функционирования. В определении экономической судьбы общества система цен выступает в дополнении с государственными расходами и налогообложением.

Для современного экономического общества также характерны три другие не менее важные особенности:

1. Современная передовая промышленная технология основана на привлечении значительных масс капитала: сложное машинное оборудование, крупные фабрики и заводы, большие запасы готовой продукции, полуфабриката и сырья. Поскольку этот капитал находится в условиях наших стран в руках частного владельца, то он как собственник капитала получил имя капиталиста, а сама экономика — капитализма.

2. Для современной экономической системы характерны усложнённые до чрезвычайной степени специализация и разделение труда.

3. И наконец, деньги, нашедшие широчайшее применение в нашей системе, жизненная сила которой зависит от денежного потока. Деньги выполняют также и функцию меры стоимости.

Юридическая ответственность – это прежде всего принуждение. Особенностью его является то, что оно осуществляется от имени государства государственными органами и основывается на юридических нормах, в силу чего имеет характер правового принуждения. Правовой характер заключается и в том, что государственное принуждение осуществляется в определенных законом процессуальных формах и на законных основаниях.

Нередко государственное принуждение сводится к юридической ответственности, однако анализ действующего законодательства и практики показывает, что юридическая ответственность не единственная мера государственного принуждения.

Государственное принуждение – осуществляемое на основе закона государственными органами, должностными лицами и уполномоченными общественными организациями физическое, психическое, имущественное или организационное воздействие в целях защиты личных, общественных или государственных интересов.

Санкционированность так или иначе присуща социальному регулированию в целом, и любые разновидности социальных норм имеют свои средства обеспечения, в том числе и принудительные. Однако в праве принудительность находит глубокое и своеобразное выражение.

Принудительность обусловлена властной природой права, государственно – волевым характером правовых предписаний и проявляет себя в конкретных актах правового принуждения.

Принуждение в праве имеет ряд специфических черт:

1) это государственное принуждение, под которым понимают внешнее воздействие на поведение, основанное на организованной силе государства и направленное на безусловное утверждение государственной воли;

2) оно является разновидностью государственного принуждения, т.к. государственное принуждение бывает не только правовым, но и выражается в прямых, фактических актах принуждения, т.е. своего рода актах государственного насилия;

3) правовое принуждение отличает особая цель – оно всегда есть принуждение к осуществлению юридических норм, предписаний права;

4) это принуждение осуществляется на законных основаниях. Ведь и к выполнению юридических предписаний можно принуждать незаконно, например возлагать юридическую ответственность без достаточных на то оснований;

5) правовому принуждению свойственны определенные процедурные формы, т.е. процесс реализации правового принуждения должен быть регламентирован правом. Эти процедурные формы для различных случаев могут различаться по степени сложности и развитости, но они должны быть. Так, в системе права существуют целые правовые отрасли, которые имеют лишь одно назначение – установить порядок, процедуру реализации правовых санкций.

- меры юридической ответственности (лишение свободы, штраф, выговор и др.). Основанием юридической ответственности является правонарушение. Поэтому меры ответственности, наряду с функцией правовосстановления, преследуют и более глубокую цель – преобразить нравственно – психологическое сознание правонарушителя путем специфических средств, которые отсутствуют у мер защиты;

- меры предупреждения правонарушений и других нежелательных явлений (проверка документов, прекращение или ограничение движения транспорта и пешеходов, административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы). Юридическим основанием превентивного предупреждения являются обстоятельства, позволяющие с высокой степенью вероятности предположить возможность нанесения обществу необратимого ущерба. Таким образом, в данном случае действуют юридические презумпции, которые базируются на длительных наблюдениях жизненной практики, обобщенные законодательством и юридической наукой. В основе превентивных мер может лежать и стихийное бедствие (в этом случае возможна реквизиция транспорта для борьбы со стихийным бедствием), и правомерное поведение (досмотр авиапассажиров и багажа), и отрицательная характеристика личности. Назначение превентивных мер как раз и состоит в том, чтобы предотвратить презюмируемые негативные события;

- меры защиты (правовосстановительные) - восстановление на прежней работе рабочих и служащих, ранее незаконно уволенных, взыскание алиментов, принудительный раздел общей собственности и др. Основанием мер защиты являются деяния, которые объективно противоправны и нанесли ущерб, но при этом не являются виновными. Отсутствие вины – их характерный признак. И те меры, которые в теории гражданского права называют «безвиновной» юридической ответственностью, как раз и являются гражданско – правовыми мерами защиты, т.к. не может и не должно быть юридической ответственности без вины. Примером гражданско – правовой защиты является принудительное изъятие вещи на основе виндикационного иска у добросовестного покупателя.

Назначение мер защиты – восстановить прежнее нормальное правовое положение путем принуждения субъекта к исполнению ранее возложенной, но не выполненной юридической обязанности. Дополнительные негативные последствия для субъекта, совершившего объективно противоправное деяние, могут наступать, но они имеют не основной, а сопутствующий характер.

Государственное принуждение – вид социального принуждения, совокупность мер психического, физического, материального или организационного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном порядке вне зависимости от воли субъектов применения в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Признаки государственного принуждения:

1) Государственное принуждение подчиняется общим принципам права, выражающим его демократическое содержание, подлинный гуманизм, ответственность за вину, исключение всякого произвола в деятельности правоприменительных органов, справедливость принудительных мер и др.

2) Государственное принуждение применяется на основе правовой регламентации его объема, нормативного установления оснований. Под термином "основание государственного принуждения" понимается база, на основе которой к лицу могут быть применены меры правового воздействия, т.е. на основе закона, указа, постановления правительства, также за что, в ответ на какие противоправные действия они реализуются.

3) Принудительные меры реализуются в рамках охранительных правоотношений посредством правоприменительной деятельности. Вне и помимо правоприменительной деятельности государственное принуждение как реальное правовое явление существовать не может. Это объясняется тем, что государственное принуждение в динамике своего осуществления всегда представляет собою результат примененной санкции права (диспозиции с принудительным содержанием) в целях обеспечения и решения правоохранительных задач. Вне правоприменительной деятельности государственное принуждение может выражаться лишь в статике своего существования, как правовой институт, всесторонне закрепляющий и регламентирующий основания, конкретные меры принуждения, процедуру их применения и т.д.

Государственное принуждение реализуется в рамках не любой правоприменительной деятельности, а лишь той, которая получила наименование правоохранительной, связанной с разрешением конкретных правовых ситуаций по применению санкций правовых норм и исполнению принудительных мер воздействия.

4) Формальная определенность государственного принуждения. Во-первых, нормы права содержат в себе более или менее подробное описание запрещаемого или разрешаемого действия. Они, как правило, конкретно и точно указывают юридические факты, служащие основанием принудительного воздействия, а также круг прав и обязанностей лиц, по отношению к которым реализуются принудительные средства. Во-вторых, нормы права заранее устанавливают санкцию, т.е. меры воздействия за нарушение конкретного правила. В-третьих, процесс реализации принудительных мер предполагает строгий порядок, процедуру, устанавливаемую нормами материального и процессуального права. В них также детально регламентируются права и обязанности правоприменительных органов и должностных лиц.

5) Принуждение всегда есть внешнее воздействие на субъекты. Причины деятельности или бездеятельности субъектов, порождаемые принуждением, всегда являются внешними причинами. Они не вытекают из внутренней сущности данного субъекта, не согласуются с его волей и желаниями независимо от того, осознает он этот факт или нет.

6) Меры государственного принуждения применяются специально уполномоченными на то органами государства, должностными лицами, представителями общественности. В той или иной форме меры государственного принуждения могут применяться любыми государственными органами и их должностными лицами: например, меры дисциплинарной ответственности. И специфичным для этой деятельности является то, что она всегда осуществляется в рамках правоохранительных отношений и в сфере правового регулирования. Для таких органов как суд, прокуратура, органы внутренних дел осуществление определенных видов принуждения является основной задачей. В порядке исключения соответствующие формы принуждения вправе применять и граждане, если эго предусмотрено законом - необходимая оборона по уголовному праву и т.д. Но какими бы субъектами меры принуждения не применялись, всегда такое применение протекает в рамках правоприменительных правоотношений и является формой государственновластной правоприменительной деятельности.

7) Данная черта государственного принуждения заключается в том, что оно сопровождается причинением субъекту правоограничений, которые, как правило, имеют отрицательный характер для него и нередко связаны с возложением на него дополнительных правоограничительных обязанностей. Думается, что любые меры принуждения, применяемые к обязанным субъектам, всегда сопряжены с причинением им отрицательных правоограничений и последствий. Причем отрицательные правоограничения государственного принуждения могут быть различного характера, но их наличие необходимо, так как иначе принуждение потеряло бы всякий смысл. В зависимости от свойства применяемых мер отрицательные правоограничения могут быть личного, имущественного или организационного характера.

К видам государственного принуждения относятся меры предупреждения, меры пресечения, меры защиты и юридическая ответственность. Наиболее нежелательным видом принуждения для правонарушителя является юридическая ответственность.

Виды государственного принуждения:административное принуждение;уголовное принуждение;гражданско-правовое принуждение;дисциплинарное принуждение.

Государственное принуждение осуществляется в различных формах. Прежде всего, в качестве основных форм государственного принуждения следует выделить правовое и неправовое принуждение. Нас в данном вопросе интересует только правовое принуждение.

Правовое принуждение имеет ряд разновидностей, которые могут быть выделены, во-первых, по отраслевому и, во-вторых, по функциональному признакам.

По отраслевому признаку обычно выделяют четыре вида правового принуждения: уголовно-право­вое принуждение, административно-правовое принуждение, гражданско-правовое принуждение и дисциплинарное принуждение.

Уголовно-правовое принуждение является наиболее суровым видом правового принуждения. Оно предусмотрено нормами уголовного права и связано с применением наказаний за совершенные преступления.

Административно-правовое принуждение предусмотрено нормами административного права и связано с применением административных санкций. Примером может служить привлечение лица к административной ответственности за мелкое хулиганство.

Гражданско-правовое принуждение предусматривается нормами гражданского права. В качестве примера гражданско-правового принуждения может выступать возмещение гражданином имущественного или морального вреда.

Дисциплинарное принуждение предусмотрено нормами трудового права. Примером данного вида правового принуждения является объявление работнику выговора за нарушение трудовой дисциплины.

По функциональному признаку принято выделять различные виды правового принуждения, большинство из которых называют мерами государственного принуждения.

Меры предупредительного воздействия применяются в целях предупреждения возможных правонарушений, а также обеспечения общественной безопасности при стихийных бедствиях, авариях, несчастных случаях и так далее. В качестве примеров таких мер могут служить: таможенный досмотр, проверка документов с целью предотвращения возможного правонарушения, прекращение или ограничение движения транспорта при авариях, введение карантина и другие.

Меры защиты связаны с применением ряда правовосстановительных санкций и направлены на защиту нарушенных субъективных прав. Поэтому их называют также правовосстановительными мерами. К мерам защиты относятся, например, принудительное взыскание долга, принудительное взыскание алиментов на содержание ребенка, восстановление на работе незаконно уволенного работника и другие. Следует заметить, что отдельные исследователи не выделяют меры защиты в качестве самостоятельного вида государственного принуждения, а считают их определенной разновидностью мер юридической ответственности.

Принудительные меры воспитательного воздействия. Согласно части 1 статье 90 УК РФ несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. К принудительным мерам воспитательного воздействия относятся: предупреждение; передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; возложение обязанности загладить причиненный вред; ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего и другие (часть 2 статья 90, статья 91 УК РФ).

Принудительные меры медицинского характера. В соответствии с частью 1 статьёй 97 УК РФ такие меры могут быть назначены судом лицам:

а) совершившим общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом, в состоянии невменяемости;

б) у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания;

в) совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости;

г) совершившим преступление и признанным нуждающимися в лечении от алкоголизма или наркомании.

Принудительные меры медицинского характера назначаются данным лицам только в случаях, когда психические расстройства связаны с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц (часть 2 статья 97 УК РФ).

Реквизиция представляет собой принудительное изъятие имущества у собственников в государственных или общественных интересах с выплатой его стоимости. Как гласит пункт 1 статьи 242 ГК РФ, «в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция)».

Государственное принуждение – необходимое средство обеспечения общественного порядка, направленное на защиту законных интересов личности, общества и государства. Различные формы государственного принуждения используются самими людьми для предотвращения или пресечения противоправного деяния.

Практический раздел

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: