Если назвать месть правосудием

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 07.09.2024

Термины месть и правосудие часто путаются. И это неудивительно, поскольку в течение истории они часто использовались взаимозаменяемо. Вы даже можете быть знакомы с фразой «просто месть». Тем не менее, поскольку значения изменяются и эволюционируют со временем, коннотация этих двух слов все больше расходится. В настоящее время необычно видеть, что они используются синонимом. И, несомненно, месть принесла основную тяжесть различных семантических изменений, которые произошли.

Тем не менее некоторые совпадения между – и двусмысленностями внутри – оба условия существуют. Поэтому, прежде чем очертить главные различия, которые могут быть полезны для их разделения, позвольте мне хотя бы намекнуть на то, что некоторые из этих несоответствий могут быть.

Было бы удобно выдвинуть утверждение, что справедливость справедлива, а мести – нет. Но, как говорят слова «просто месть», месть – в зависимости от ее основных условий, мотивов и исполнения – может быть справедливой или несправедливой, честной или (откровенно) возмутительно не пропорциональной первоначально сделанному. Кажется, что двусмысленность тесно вплетена в термин, который менее ощутим в связанной концепции справедливости. Тем не менее, известная фраза «выкидыш правосудия» предупреждает нас о том, чтобы различать понятия, которые, в конце концов, должны пониматься как относительные, так и субъективные.

Хотя я считаю, что различия между мести и правосудием, перечисленные ниже, в целом справедливы, я бы подчеркнул, что они являются обобщениями, поэтому вы, вероятно, сможете вспомнить некоторые исключения. Бывают случаи, когда мести можно законно понимать как тип правосудия, а правосудие – это своего рода месть. Более того, как дискретный, поскольку я пытался сделать каждую из пяти категорий ниже, некоторая часть сходства и повторения была неизбежной. То есть мои «разделительные линии» могут иногда казаться немного произвольными. Но в любом случае, здесь они есть – каждый заканчивается собственным набором поддерживающих котировок.

На самом деле, как прелюдия к нашему обсуждению, давайте начнем с двух цитат, подтверждающих идею о том, что нужно отдать месть и справедливость:

«Не ищи мести и называть ее правосудием». -Кассандра Клэр

«Существенно, что справедливость должна быть выполнена; одинаково важно, чтобы правосудие не путалось с мести, потому что они совершенно разные ». -Оскар Ариас

1. Месть преимущественно эмоциональна; справедливость в первую очередь рациональна. Месть в основном касается «разыгрывания» (обычно с помощью насилия), явно отрицательных эмоций. В худшем случае он выражает горячее, подавляющее стремление к кровопролитию. Как извращенно, как это может показаться, есть реальное удовольствие, которое вызывает у других страдания за причиненную им причину мстителя или самопознанной жертвы (см. Менее личный Schadenfreude).

«Но мужчины часто совершают убийство и месть за справедливость. У них редко есть желудок для справедливости ». -Robert Jordan

«Социальная справедливость не может быть достигнута насилием. Насилие убивает то, что оно намеревается создать ». -Пуп Иоанн Павел II

2. Месть, по своей природе, личная; справедливость безлична, беспристрастна и как социальное, так и юридическое явление. Движущий импульс мести заключается в том, чтобы стать ровным, выполнять частную вендетту или добиться того, что субъективно можно назвать личной справедливостью. В случае успеха партия, воспринимающая себя как тяжело раненых (хотя другие могут и не обязательно соглашаться), испытывает значительное удовлетворение: их ответная цель достигнута – другая сторона побеждена или встала на колени. Просто или нет, мститель чувствует себя оправданным. Их стремление к мести «повторно уполномочило» их, и, с их предубежденной точки зрения, это то, на что они полностью наделены.

С другой стороны, социальная справедливость безлична. Он вращается вокруг моральной коррекции в ситуациях, когда определенные этические и культурно важные принципы были нарушены. Когда правосудие успешно выполняется, конкретное возмездие выгодно или защищает как человека, так и общество, которое может действовать эффективно только тогда, когда соблюдаются определенные приемлемые поведенческие рекомендации. Итак, рассмотрим:

«Месть – это своего рода дикая справедливость, которая, чем больше человеческая природа подходит, тем больше нужно закончить ее». -Francis Bacon

«Правосудие не может быть только для одной стороны, но должно быть для обоих». -Eleanor Roosevelt

«Все призывы к правосудию требуют, чтобы жертвы чувствовали себя отомщенными, а месть никогда не была просто, если бы она была непропорциональной». – Тейн Розенбаум

«Мир важнее всего справедливости; и мир был сделан не ради справедливости, а справедливости ради мира ». -Мартин Лютер

3. Месть – это акт мстительности; справедливости, оправдания. Тяжелое усилие отомстить за себя или других людей может легко стать развращением, морально снижая статус мстителя до статуса преступника. Два заблуждения не дают права и (этически говоря) никогда не могут. Деградация другого только заканчивается тем, что еще больше унижает себя. Даже если какая- то справедливость может случиться в результате мести, все равно можно утверждать, что нет ничего особенно восхитительного или развитого в ответном нападении на неправо, совершая «подобное» неправильное. Или, если выразиться более решительно, вести себя мстительно, в лучшем случае, пойти на низкую дорогу к правосудию.

В оппозиции справедливость основана на предположениях, конвенциях и доктринах, связанных с честью, справедливостью и добродетелью. Его цель действительно не мстительна. То есть, жажда крови не имеет части – или не должна иметь никаких основополагающих принципов справедливости, по крайней мере, не в том смысле, в котором этот термин используется в настоящее время. Он основан на установленном законе, и его производство направлено на то, чтобы обходиться физическим лицам именно то, что заслуживает: ни больше, ни меньше.

Следующие цитаты ссылаются на некоторые из размеров этой основной разницы:

«Не может быть более сильного мотиватора зла, чем огромное чувство несправедливости!» -Бил Уорд

«Только помните это: искать справедливость – это добро и благородно, искать месть от ненависти – это то, что поглотит вашу душу».-Джеймс Мейс

«В человеческой истории стремление к мести и стремление к добыче часто были тесно связаны». -Джон Маккарти


4. Месть около циклов; справедливость в отношении закрытия. Месть имеет способ неустанно повторяться (как в бесконечных разногласиях, таких как Hatfields и McCoys) – и все более злобно. Месть обычно порождает больше мести. Независимо от того, является ли это отдельным человеком или целым народом, оно происходит в замкнутой системе, которая, как представляется, может накормить себя на неопределенный срок. В отличие от tic-tac-toe, tit для tat – игра без конца. Одна сторона получает удовлетворение, затем другая побуждается, чтобы получить удовлетворение, а затем … теоретически, до бесконечности. Не может быть разрешения, без компромиссов. Для каждой фракции (скажем, для Израиля и Палестины) есть «клановая» – своя повестка дня, ее собственное чувство правильности и неправильности. И праведная жесткость каждой стороны обычно требует, чтобы какой-то доверенный аутсайдер вмешивался, если вопросы когда-либо будут урегулированы.

Справедливость, напротив, спроектирована (отдельными лицами или должностными лицами, как правило, не связанными с двумя противостоящими лагерями), чтобы предложить резолюцию, гораздо более вероятную для закрытия в закрытии, особенно если на самом деле она справедлива (т.е. справедлива). И когда правосудие совершается (и я использую это слово в курсе), так и конфликт, который привел к нему. Помимо этого, наказание за правонарушение несет согласованный орган, лишенный личных мстительных поступков, которые рассчитываются исключительно для «возвращения» на предполагаемого исполнителя. С технической точки зрения, так называемое «правосудие бдительности» на самом деле не является справедливостью или социальной справедливостью, хотя иногда это может показаться. Понятие вещей в собственных руках может иногда казаться оправданным, но оно вряд ли встречает более строгие критерии для консенсуса или сообщества, правосудие.

Вот некоторые цитаты, посвященные проблематичному отсутствию закрытия, обычно связанным с мести:

«Но если месть называется правосудием, тогда эта справедливость порождает еще большую мести … а затем становится цепью ненависти». -Pein Naruto

«К сожалению, в большинстве случаев, когда грехи отца падают на сына, это происходит потому, что … люди отказываются прощать и забывать и совершать прошлые грехи над невиновными поколениями» [что, я бы добавил, совсем не так). -EA Bucchianeri

«Те, кто хочет наказать нынешнее и будущие поколения за несправедливость поколения, давно ушедшего, и которые приравнивают справедливость к мести, являются самыми опасными людьми в мире». -Dean Koontz

5. Месть касается возмездия; справедливость в восстановлении равновесия. Мотив мести в основном связан с выражением ярости, ненависти или злобы. Это протест или окупаемость, и его основным намерением является вред. Само по себе это не в первую очередь справедливость, а в том, что жертвы утверждают свое врожденное (но неправовое) право нанести ответный иск против какого-либо неправильного действия, совершенного с ними.

И поскольку это так страстно, это типично непропорционально первоначальной травме – это означает, что ее обычно нельзя рассматривать как справедливую. Наказание может соответствовать преступлению, но часто это преувеличенный ответ на предполагаемое преступление другого человека. (И я использую здесь специальный определитель «воспринимаемый»). Для того, чтобы принять случай Флориды, связанный со смертельным исходом Джорджа Циммермана в 2012 году в Трайвоне Мартине. Мало того, что такой пример олицетворяет неверность, иногда связанную с правосудием богослужения, но, поскольку многие (если не большинство) люди согласятся, окончательный оправдательный приговор Циммерману представлял собой серьезную ошибку судебного разбирательства, особенно в свете антисоциального поведения и правонарушений боевика после этого случая.)

Напротив, правосудие заботится о беспристрастном восстановлении равновесия путем достижения равенства или улучшения справедливости. Он сосредоточен на соотношении, равном справедливости. Не вызванный эмоциями, реституционное правосудие, установленное судом, стремится быть как можно более объективным и беспристрастным. Это не так, как и большая мести, о том, чтобы сделать другую сторону «лучше», но справедливо или правильно наказывать за проступки. Фактически, древний «закон талиона» (этический стандарт, исходящий из вавилонского права и присутствующий также в Библии и раннем римском праве) фокусируется на том, что общеизвестно (но, надеюсь, только метафорически!), Как «Глаз для глаз» – концепция справедливости. Вкратце, вид или масштаб правосудия, который выдается, надуман, чтобы как можно точнее соответствовать тяжести первоначальной травмы. И приведенная ниже группа цитат должна еще больше проиллюстрировать это окончательное различие между мести и правосудием:

«Христианская этика требует, чтобы вы не должны мстить. Парадокс, естественно, состоит в том, что христиане поклоняются Богу, который является величайшим мстителем за всех. Деформируйте его, и вы сжигаете вечный ад, акт мести, который полностью не соответствует преступлению ». -Jo Nesbø

«Бог никогда не был тем, кого мы бы назвали пропорциональным. Бог много почт, и это то, что человеческие общества не позволят своим людям ». Виллиам Иан Миллер

«Кто-то нас обижает, мы редко (если когда-либо) хотим сделать то же самое. Зачем? Потому что мы хотим сделать что-то более вредное. Точно так же, когда кто-то оскорбляет нас, наш инстинкт заключается в поиске слов, которые будут более оскорбительными. Месть всегда обостряется ». -Rob Bell

[И, наконец] «Общество, построенное на основе мщения, – это общество, обреченное на уничтожение самого себя». -Richelle E. Goodrich

ПРИМЕЧАНИЕ 2. Если вы обнаружили, что эта деталь интересна или освещает, я надеюсь, вы подумаете о том, чтобы поделиться своей связью с другими. Если вы хотите узнать дополнительные посты, которые я сделал для Psychology Today – в самых разных психологических темах – нажмите здесь.

© 2014 Леон Ф. Зельцер, к.т.н. Все права защищены.

Я приглашаю вас присоединиться ко мне на Facebook, а также следовать моим разным размышлениям в Twitter.

— Наруто: Ураганные хроники, 64 цитаты

ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ

ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ

Не порти впечатление от того, что имеешь, желая того, чего у тебя нет. Помни о том, что когда-то ты лишь только надеялся получить то, чем обладаешь сейчас.

Эпикур (40+)

Представление о справедливости существует лишь в фантазиях образованных людей, природе же она совершенно не свойственна.

Дар Шаванахолы (Макс Фрай) (40+)

О чем ты думаешь… когда ты смотришь на луну?
Я? — «О тебе… и чуточку о вечном…»
Что в этом мире мы, — не бесконечны,
Но каждый хочет, отыскать свою звезду.

Андрей Кено (40+)

Промежуток между «О, я мечтаю о будущем!» и «Ах, уже поздно, все в прошлом» так бесконечно мал, что в него невозможно протиснуться.

Айрис Мердок (20+)

Я лишь от тех не жду хорошего,
В ком видно сразу по лицу,
Что душу дьяволу задешево
Продал со скидкой на гнильцу.

Игорь Губерман (500+)

Посмотри на этот идеальный, прекрасный мир. Мы лишь маленькие винтики в механизме этого рая, и наше единственное предназначение – сохранить его.

Ergo Proxy (8)

Мы не говорим о вере, когда речь идет о том, что дважды два четыре или что земля круглая. О вере мы говорим лишь в том случае, когда хотим подменить доказательство чувством.

Бертран Рассел (100+)

Мы всегда ждем знаков от Вселенной, но, на самом деле, видим лишь то, что хотим видеть и тогда, когда действительно к этому готовы.

Как я встретил вашу маму (100+)

Мы живём в обществе, зависимом от науки и технологии, в котором никто ничего не знает ни о науке, ни о технологии.

Карл Саган (10+)

Мы все люди и не важно, где мы живем. Важно лишь то, что мы несем этому миру, что мы создаем и во что мы верим!

Неизвестный автор (1000+)

Мир Шиноби довольно жесток, и не всех это устраивает. Нагато Узумаки на себе испытал, к чему приводят сражения и планировал нести в этот мир что-то созидающее, чтобы войны навсегда прекратились. Однако в своем стремлении к наведению порядка, он и сам оказался втянут в создание клана, правда пересмотрел свои взгляды после общения с Наруто. В данной подборке собраны цитаты персонажа Нагато Узумаки.

Война несёт лишь страдания, ни кому не давая счастья aвзамен, а смерть близких людей, самая страшная боль какую можно перенести. Без исключения смерть не несёт ничего, кроме боли, способствуя рождению ненависти. Чем больше будет бессмысленных жертв, тем сильнее ненависть и боль ран сердечных, которые никогда не затянутся. Такова природа войны.

Жизнь такова, что люди губят друг друга порой, даже не осознавая этого, и пока человечество правит этой землёй — будет жить и ненависть. Сей бренный мир сам собой отвергает истинный мир.

Если ты знаешь настоящую боль, ты ее уже ни с чем не перепутаешь. И даже если ты знаешь другую боль, истинную тебе не понять. И это правда.



Для меня уже слишком поздно, чтобы верить словам Учителя Джираи! Истинного мира не существует! Пока мы живём в этой проклятой земле — миру не бывать!

Пока существуют люди, будет существовать и ненависть. На это проклятой земле настоящий мир невозможен.

Даже просто живя, мы раним других в попытке избежать страданий самим. Наше существование гарантирует то, что ненависть никогда не исчезнет. Мир и гармония не существуют в этом проклятом мире.

Нельзя понять всю красоту леса, оценивая лишь одно дерево. Ты просто не в состоянии осознать истинное значение мира.

Наши с тобой цели очень похожи, мы хотим принести мир, о котором так мечтал наш учитель, мы друг от друга не отличаемся, поскольку действуем, опираясь лишь на личное представление о правосудии. Правосудие, которое я обрушил на Коноху не отличается от того, что ты намерен сделать со мной. Боль от потери близких одна на всех. Ты и я – две родственные души, познавшие эту боль. Ты – ради своего правосудия, я — ради своего. Мы – лишь два обычных человека, подталкиваемых разновидностью мести, что зовётся правосудием. Однако, назвав месть – правосудием, оно принесёт лишь ещё больше мести взамен, породив, таким образом, замкнутый круг ненависти. Мы живём в настоящем, скорбим о прошлом и гадаем о будущем, такова природа истории. Пора бы уже осознать, что люди по своей природе не в состоянии прийти ко всеобщему соглашению. Этот мир живёт лишь ненавистью.

— И как же ты собираешься принести в этот мир согласие и понимание? Для меня уже слишком поздно, чтобы верить словам Учителя Джираи! Истинного мира не существует! Пока мы живём в этой проклятой земле — миру не бывать!

— Тогда… я разрушу это проклятие! И если мир возможен, я найду его! Я никогда не отступлю! И не важно, насколько сильна моя боль, я буду продолжать идти.

Одна из самых лукавых ошибок в отношениях, мы, люди, часто путаем месть со справедливостью. Иначе говоря, вовремя и адекватно отреагировать на нечестное поведение других людей – это хорошо, а вот намеренно причинять человеку несоразмерное и еще более коварное зло – это плохо.

И месть, и справедливая жесткая ответная реакция основываются на желании наказать кого-либо за ранее имевшие место нечестные и обидные действия.

Пожалуй, самая большая разница в том, что в основе мести лежит эмоциональное восприятие проблемы и поступков других людей, которые нанесли нам духовный, физический, материальный и любой другой вред. В то время как справедливые ответные меры основываются на логическом восприятии проблемы.

Еще одной существенной отличительной особенностью мести является несоразмерность ответных действий. Например, по десятибалльной шкале, обидели человека на 3 из 10, а он ответил на 9 из 10.

Третьим характерным отличием мести от справедливых ответных действий является срок давности. Месть может вынашиваться и накапливаться годами, а разумная ответная реакция в большинстве случаев проявляется сразу после возникновения несправедливой и нечестной ситуации.

А еще часто в основе мести лежит полное пренебрежение социальным нормам и правилам. Причем порой люди нарушают не только общепринятые законы, но и общие моральные и этические принципы. Справедливая ответная реакция всегда основывается на железном соблюдении всех законов и социальных правил.

Как же грамотно реагировать на обиду?

Дипломатия учит отказываться от мести во всех ее проявлениях. В основе любых наших ответных действий на разные нечестные, обидные и несправедливые действия других людей должны присутствовать следующие установки:

  • Отвечать на обиду следует, руководствуясь логикой, а не эмоциями. Необходимо трезво оценивать степень вины другого человека и что именно ему нужно сделать, чтобы Вы получили сатисфакцию (удовлетворение за оскорбление чести или за результат других действий, которые нанесли Вам ущерб).
  • Отвечать следует незамедлительно. Как говорится, "ложка хороша к обеду".
  • Отвечать на обиду следует соразмерно. Ограничиваться следует только тем, что, действительно, требуется для сатисфакции. Иногда извинения или признание неправоты может быть вполне достаточно.
  • Отвечать на обиду следует исключительно в рамках закона и общественных норм. При этом можно использовать любые подходящие способы: ограничить доступ к Вашим ресурсам, обратиться в суд, привлечь к конфликту общественное мнение или мнение тех людей, которыми дорожит обидчик и т.д.

Дорогой читатель, сердечно рекомендую Вам не мстить другим людям и окружать себя качественными, порядочными и достойными людьми.

Счастья Вам и хорошего настроения!

Сердечно приглашаю вас на свой бесплатный вебинар
"Манипуляции среди нас: как не стать заложником чужих интересов". Узнайте о распространенных психологических уловках и ловушках, которые используют против нас даже самые близкие люди.

Если вы ознакомитесь с цитатами и афоризмами великих людей на эту тему, то придете к выводу, что никто так однозначно и не написал : мстить или не мстить. Во многих культурах на акт возмездия смотрят по-разному. Где-то есть даже понятие "кровная месть" , а уклонение от нее считается слабостью и позором (если не удалось пойти на мировую).

В христианском мире же придерживаются мнения о всепрощении, хотя в той же Библии имеется знаменитая фраза "Око за око,зуб за зуб". Так как же быть, если вас однажды посетило чувство обиды и несправедливости?

Что это такое и с чем ее едят

Месть — вредящие действия, совершённые из побуждения наказать за вред, нанесённый самому индивиду ранее.

Месть вытекает из глубокой обиды и,можно сказать, терзает человека, которого начинают посещать мысли об отмщении. Но месть мести рознь. Кто-то и дня не выдерживает, пытаясь "дать ответ", а кто-то десятилетиями будет носить обиду в глубине души и так и не предпримет ничего.

Месть может быть хорошо спланирована(на что уйдет не один год), а может - исключительно на чувствах - проявиться сразу. Все зависит,как говорится, от человека. Так что же делать? Мстить или нет? Давайте рассмотрим аргументы за месть и против нее.

Мстить нужно, потому что.

Потому что вы,наконец-то, успокоитесь. Безусловно, любое зло,направленное на нас, не проходит бесследно. Подобные события могут глубоко ранить душу, нарушить нашу психику.

Если человек не в состоянии простить (это бывает очень тяжело), то нанесенная обида раз за разом может всплывать в мыслях и не давать душевного покоя. Поэтому для многих нет иного выхода заглушить эту рану, как просто пойти на месть.

Особенно это касается тех, у кого имеется обостренное чувство справедливости. А справедливость должна восторжествовать. И неважно, что для этого необходимо сделать. Вы с легкостью можете стать тем самым бумерангом, ведь ни одно зло на Земле,по мнению многих, не должно проходить без возмездия.

Вторым немаловажным пунктом за месть будет такое утверждение: нужно мстить, чтобы не порождать новое зло. Представьте на мгновение, если бы всевозможных убийц,насильников, террористов прощали? Я думаю, наступил бы ад на Земле.

К сожалению, в нашем мире полно беспринципных людей, которым чуждо сострадание, совесть,любовь. Помимо этого, навалом просто неосознанных людей, которые не всегда понимают, что их действия могут не только привести к страданиям ближнего, но и просто убить физически. Некоторые люди вообще признают только силу, которую вы можете проявить, защищаясь от обидчика.

Именно поэтому любое цивилизованное государство имеет в своей основе такие социальные институты, как суд, полиция, спецслужбы, армия. Они призваны давать отпор и навряд ли спустят что-то на тормоза. Следовательно, месть можно рассматривать как вполне логическое действо, которое не вы,между прочим,начали, но просто обязаны закончить.

Мстить не надо, потому что.

Потому что. А есть ли смысл ? Иными словами, стоит ли этот человек того, чтобы вы тратили на эти "разборки" свое время, силы? Стоит ли месть того, чтобы подвергать себя опасности (уголовное или административное наказание,к примеру). В общем, прежде чем приступать к вендетте, нужно взвесить все минусы и плюсы вашей задумки.

Иногда бывает так, что желаемое облегчение после возмездия так и не приходит. К тому же жизнь мстящего после проделанного может в разы ухудшиться. Думайте, прежде всего, о себе. И если минусы перевесили - смело отказывайтесь от мести, она того не стоит!

Во-вторых, знайте, мстить необязательно. Не слушайте никого, все равно никто не понимает, что у вас в голове и насколько вам необходима эта месть. Не поддавайтесь на провокации. Возможно, вы сами по себе добрый и мягкий человек, тогда вендетта вам просто не присуща, а временами и противопоказана (совесть заест, потому что это не свойственно вам).

Может, вы как раз тот человек, который способен прощать? Знайте, добрый не значит слабый (ни у кого не повернется язык назвать Иисуса слабаком). Не мучайте и не заставляйте себя, пусть все ваши поступки идут только от полной осознанности происходящего.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: