Федерализм как проявление сущности современного правового национального государства

Обновлено: 25.04.2024

Как одна из основ конституционного строя статья I Конституции РФ закрепляет Федеративное устройство России, которое отражает официальное заглавие страны. Среди относительно немногих федераций в мире положение РФ уникально: это крупнейшая Федерация в мире, причем не только по абсолютному числу субъектов (83), но и по количеству их разновидностей (6).

Определения «федерация» и «федерализм» очень нужны в современном мире, причем не только в науке, но и в таких сферах публичных отношений, как литература, журналистика, спорт, культура, профсоюзная и другая профессиональная деятельность, функционирование разных институтов гражданского общества и публичных объединений (женских, юношеских, студенческих, детских, ветеранских и др.). В самом широком смысле под федерацией (объединением, укрепленным союзом) понимается любая система, структура, состоящая из неравных частей.

Сущность Федерации и Федерализма

Рассматриваемые термины также фактически имеют юридическую ценность. При этом они не идентичны, и соответствуют форме и содержанию.

Федерация – это форма территориальной государственной системы, при которой составляющие государства являются достаточно независимыми государственными образованиями – территориальными субъектами федерации; федерализм является проявлением сложившихся федеративных отношений, это федеративные отношения во всем их многообразии.

Федерализм справедливо рассматривается как межотраслевая концепция, содержащая не только правовые, но и политические, социологические, психологические, исторические, экономические и другие аспекты. В итоге, федерация как форма, организационная сторона страны, отражает статику в муниципальных отношениях, а федерализм – динамику внутригосударственных отношений в федеративном государстве.

При всем этом основное в характеристике федерализма – не объяснение территориальной составляющей страны, а конкретно федеративных отношений, то есть взаимосвязей различных субъектов этих отношений. Не будучи идентичными, понятия «федерация» и «федерализм» тем не менее находятся в неразрывном единстве (в любом случае с чисто правовой точки зрения): федерация немыслима без федеративных отношений, а федеративные отношения вероятны лишь в федеративном государстве.

Трудно провести четкую, непреодолимую границу между федерализмом и унитаризмом. Децентрализация власти присуща не только федеральному, но и унитарному государству, при всем этом степень автономии компонентов некоторых унитарных стран (областей Италии, автономных сообществ Испании, Палестинской администрации в Израиле, Республики Каракалпакстан в Узбекистане и т.д.) быть может большей, чем субъектов некоторых федеративных стран (к примеру, штатов в Индии).

Поэтому неотъемлемым признаком федерализма является не степень автономии компонентов страны, а особенный характер федеративных отношений, которые по определению невозможны в унитарном государстве вне зависимости от размера прав, которые предоставляются его территориальным единицам.

Принципы Российского Федерализма

Федеративные государства безошибочно характеризуются наличием двух уровней правительства, а в федеративных отношениях отношения, касающиеся распределения и реализации правительства, являются основными.

В исполнении государственной власти, равно как принцип российского федерализма, безусловно имеет место элемент соглашения (не в буквальном правовом смысле «контракт»), сочетание взаимодействия и подчинения. Если в унитарном государстве власть делит «сверху», полномочия и автономия в любое время, предоставляемые компонентам государства, могут быть изъяты или изменены, в федеральном государстве принятие аналогичных решений центральной власти в одностороннем порядке исключается, участие в принятии таких решений территориальных субъектов федерации обязательно.

В отношении федеральных государств принято говорить о концепции дуалистического государственного суверенитета – в едином федеральном государстве значительная часть суверенных прав может осуществляться только на основе координации воли федерального центра и территориальных субъектов федерации.

В качестве одной из основ конституционного строя ст. 1 Конституции РФ закрепляет федеративное устройство России, что отражает официальное название государства. Среди сравнительно небольшого числа федераций мира положение Российской Федерации уникально: она является самой большой федерацией мира не только по абсолютному количеству субъектов (89), но и по числу их разновидностей (6).

Термины «федерация» и «федерализм» весьма востребованы в современном мире, причем не только в науке, но и в таких сферах общественных отношений, как литература, публицистика, спорт, культура, профсоюзная и иная профессиональная деятельность, функционирование различных институтов гражданского общества и общественных объединений (женских, молодежных, студенческих, детских, ветеранских и т. п.). В широком смысле слова под федерацией (от лат. federare — объединять, укреплять союзом) понимается любая система, структура, состоящая из неодинаковых частей.

Рассматриваемые термины имеют и собственно правовое значение. При этом они не являются тождественными, а соотносятся как форма и содержание. Федерация — это форма территориально-государственного устройства, при которой составными частями государства являются относительно самостоятельные государственные образования — субъекты федерации; федерализм же — это проявление установленных федеративных отношений, это сами федеративные отношения во всем их многообразии. Федерализм справедливо рассматривается как межотраслевое понятие, содержащее не только юридические, но и политические, социологические, психологические, исторические, экономические и иные аспекты. Таким образом, федерация как форма, организационная сторона государства отражает статику в государственных отношениях, а федерализм — динамику внутригосударственных отношений в федеративном государстве. При этом главное в характеристике федерализма — не уяснение территориальной составляющей государства, а именно федеративные отношения, т. е. взаимосвязи различных субъектов этих отношений. Не являясь тождественными, понятия «федерация» и «федерализм» находятся тем не менее в неразрывном единстве (во всяком случае с сугубо юридической точки зрения): федерация немыслима без федеративных отношений, а федеративные отношения возможны только в федеративном государстве.

Четкую, непреодолимую границу между федерализмом и унитаризмом провести сложно. Децентрализация власти присуща не только федеративному, но и унитарному государству, при этом степень автономии составных частей некоторых унитарных государств (областей Италии, автономных сообществ Испании, Палестинской автономии в Израиле, Республики Каракалпакстан в Узбекистане и др.) может быть большей, чем субъектов отдельных федеративных государств (например, штатов в Индии). Поэтому сущностным признаком федерализма является не степень автономии составных частей государства, а особый характер федеративных отношений, которые по определению невозможны в унитарном государстве независимо от объема прав, предоставляемых его территориальным единицам.

Федеративные государства в обязательном порядке характеризуются наличием двух уровней государственной власти, причем в федеративных отношениях главными являются отношения по поводу распределения и осуществления государственной власти. В осуществлении государственной власти, равно как и в федеративных отношениях вообще, обязательно имеют место элемент соглашения (не в буквальном юридическом смысле «договор»), сочетание сотрудничества и подчинения. Если в унитарном государстве власть делится «сверху» и так же, «сверху», в любой момент предоставленные составным частям государства власть и автономия могут быть отняты или изменены, то в федеративном государстве исключается принятие подобных решений центральной власти в одностороннем порядке, обязательно участие в принятии таких решений субъектов федерации.

28. Брак. Понятие, сущность, виды

28. Брак. Понятие, сущность, виды Брак (matrimonium) — «союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого нрава» (Модестин).Как проявление требований «человеческого права» брачный союз подчиняется установлениям гражданского права

§ 7.1. Понятие и сущность отчуждения (алиенации)

§ 7.1. Понятие и сущность отчуждения (алиенации) Отчуждение - феномен, присущий политической системе в целом, особенно, государству и праву, определяющий развитие этих институтов и их деформацию. В настоящее время изучение этого явления с точки зрения теории государства и

§ 8.1. Понятие и сущность глобализации

§ 8.1. Понятие и сущность глобализации Существует несколько точек зрения появления такого процесса как глобализация.В интерпретации М.Стегера, первый (доисторический) период глобализации охватывает III - V тысячелетие до нашей эры; второй период - пятнадцать столетий после

17.1. Понятие и сущность особого производства

17.1. Понятие и сущность особого производства Под особым производством понимается вид гражданского судопроизводства, в порядке которого рассматриваются те гражданские дела, где подтверждается наличие или отсутствие юридических фактов, определяющих возникновение,

14. Понятие и сущность брака, его виды

14. Понятие и сущность брака, его виды Семья образуется посредством брака. Классический юрист Модестин определял римский брак как «союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права». Эта идеалистическая трактовка брака не

38. Понятие и сущность решения суда

38. Понятие и сущность решения суда Судебное решение– акт волеизъявления органа государственной власти, которое выражается в применении нормы права к конкретному правоотношению, в конкретизации правоотношения, во властном подтверждении правоотношения, права и факта и

§ 1 Понятие и сущность искового производства

§ 1 Понятие и сущность искового производства В рамках гражданской процессуальной деятельности судов общей юрисдикции предусмотрены процессуальные формы пяти видов производств: исковое производство, производство по делам, возникающим из публичных правоотношений,

1. Понятие и сущность решения суда

1. Понятие и сущность решения суда Судебное решение – акт волеизъявления органа государственной власти, которое выражается в применении нормы права к конкретному правоотношению, в конкретизации правоотношения, во властном подтверждении правоотношения, права и факта и

1. Уголовный процесс: понятие, сущность, назначение

1. Уголовный процесс: понятие, сущность, назначение Уголовный процесс – специально организованная правоохранительная деятельность, осуществляемая органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, а также другими участниками. Понятие уголовного

1.1 Понятие и сущность права

1.1 Понятие и сущность права Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и

3. Понятие, сущность и виды конституции

3. Понятие, сущность и виды конституции Сам термин «конституция» можно трактовать двояко. Фактическая конституция – это объективно действующие основы общественного и политического строя, а также действительный статус личности в той или иной стране. Юридическую

1. Понятие, сущность и значение наследственного права

1. Понятие, сущность и значение наследственного права Получение в наследство материальных и нематериальных благ осуществляется путем наследования. Наследование – переход от умершего лица (наследодателя) его имущества к другому лицу в соответствии с нормами

20. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРИЗНАНИЯ ГОСУДАРСТВ

20. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРИЗНАНИЯ ГОСУДАРСТВ Признание – это политико-правовой акт, которым государство официально подтверждает свою осведомленность о возникновении нового государства, выражает свое позитивное отношение к этому намерению нового государства вступать в

22. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВОПРЕЕМСТВА ГОСУДАРСТВ

22. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВОПРЕЕМСТВА ГОСУДАРСТВ Регулируя поведение государств как участников международного общения, международное право не остается в бездействии в случаях перемен в их судьбе и статусе, таких как объединение одного государства с другим, отделение от

4. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФОРМ ГОСУДАРСТВА

4. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФОРМ ГОСУДАРСТВА Форма государства – организация государственной власти, включающая форму правления, внутреннее территориальное устройство и политический режим.Форма правления – структура высших органов государственной власти, порядок их

В качестве одной из основ конституционного строя ст. 1 Конституции РФ закрепляет федеративное устройство России, что отражает официальное название государства. Среди сравнительно небольшого числа федераций мира положение Российской Федерации уникально: она является самой большой федерацией мира не только по абсолютному количеству субъектов (89), но и по числу их разновидностей (6).

Термины «федерация» и «федерализм» весьма востребованы в современном мире, причем не только в науке, но и в таких сферах общественных отношений, как литература, публицистика, спорт, культура, профсоюзная и иная профессиональная деятельность, функционирование различных институтов гражданского общества и общественных объединений (женских, молодежных, студенческих, детских, ветеранских и т. п.). В широком смысле слова под федерацией (от лат. federare — объединять, укреплять союзом) понимается любая система, структура, состоящая из неодинаковых частей.

Рассматриваемые термины имеют и собственно правовое значение. При этом они не являются тождественными, а соотносятся как форма и содержание. Федерация — это форма территориально-государственного устройства, при которой составными частями государства являются относительно самостоятельные государственные образования — субъекты федерации; федерализм же — это проявление установленных федеративных отношений, это сами федеративные отношения во всем их многообразии. Федерализм справедливо рассматривается как межотраслевое понятие, содержащее не только юридические, но и политические, социологические, психологические, исторические, экономические и иные аспекты. Таким образом, федерация как форма, организационная сторона государства отражает статику в государственных отношениях, а федерализм — динамику внутригосударственных отношений в федеративном государстве. При этом главное в характеристике федерализма — не уяснение территориальной составляющей государства, а именно федеративные отношения, т. е. взаимосвязи различных субъектов этих отношений. Не являясь тождественными, понятия «федерация» и «федерализм» находятся тем не менее в неразрывном единстве (во всяком случае с сугубо юридической точки зрения): федерация немыслима без федеративных отношений, а федеративные отношения возможны только в федеративном государстве.

Четкую, непреодолимую границу между федерализмом и унитаризмом провести сложно. Децентрализация власти присуща не только федеративному, но и унитарному государству, при этом степень автономии составных частей некоторых унитарных государств (областей Италии, автономных сообществ Испании, Палестинской автономии в Израиле, Республики Каракалпакстан в Узбекистане и др.) может быть большей, чем субъектов отдельных федеративных государств (например, штатов в Индии). Поэтому сущностным признаком федерализма является не степень автономии составных частей государства, а особый характер федеративных отношений, которые по определению невозможны в унитарном государстве независимо от объема прав, предоставляемых его территориальным единицам.

Федеративные государства в обязательном порядке характеризуются наличием двух уровней государственной власти, причем в федеративных отношениях главными являются отношения по поводу распределения и осуществления государственной власти. В осуществлении государственной власти, равно как и в федеративных отношениях вообще, обязательно имеют место элемент соглашения (не в буквальном юридическом смысле «договор»), сочетание сотрудничества и подчинения. Если в унитарном государстве власть делится «сверху» и так же, «сверху», в любой момент предоставленные составным частям государства власть и автономия могут быть отняты или изменены, то в федеративном государстве исключается принятие подобных решений центральной власти в одностороннем порядке, обязательно участие в принятии таких решений субъектов федерации.

§ 8.5. Понятие современного российского законодательства и его основные черты

§ 8.5. Понятие современного российского законодательства и его основные черты В настоящее время, к сожалению, отсутствует четкое, широко и единообразно принятое и нормативно закрепленное определение понятия "законодательство", что создает значительные трудности в

1.2. Понятие и сущность свободы совести и свободы вероисповедания как комплексного межотраслевого института российского права

1.2. Понятие и сущность свободы совести и свободы вероисповедания как комплексного межотраслевого института российского права Научное знание о сущности института права в государственно-правовой доктрине обеспечивает возможность сформулировать понятие и дать

10.2. Истоки и становление федерализма в России

10.2. Истоки и становление федерализма в России Федерализм в России находится в стадии становления. Обусловлено это тем, что у России нет собственного опыта подлинных федеративных отношений: большую часть своей истории Россия де-юре (до 1918 г.) или де-факто (в советский

1. Понятие особенной части российского уголовного права, ее значение и система

1. Понятие особенной части российского уголовного права, ее значение и система Уголовное право как отрасль состоит из Общей и Особенной частей, органически связанных между собой и составляющих единое целое. Общая часть уголовного права устанавливает задачи уголовного

1.1. Понятие и предмет российского трудового права

1.1. Понятие и предмет российского трудового права Трудовое право как отрасль права – важнейшая из отраслей российского права, регулирующая трудовые отношения работника и работодателя.Трудовое право – это совокупность правовых норм, регламентирующих общественные

§ 4. Эволюция американского федерализма

§ 4. Эволюция американского федерализма Борьба тенденций централизации и децентрализации в условиях жесткого конституционного разграничения компетенции союза и субъектов американской федерации — штатов — не ослабевала в истории США. Эта борьба на протяжении более

Тема III. Принципы и объекты охраны окружающей среды

Тема III. Принципы и объекты охраны окружающей среды Основные положения. — Принцип устойчивого развития. — Правовое обеспечение экологических отношений. — Международное сотрудничество в охране окружающей среды. — Объекты охраны окружающей

Тема 3. Принципы третейского разбирательства

Тема 3. Принципы третейского разбирательства В теории права под принципами права понимаются основные начала правового регулирования, отражающие социальные представления об идеале, в соответствии с которым и необходимо регулировать общественные отношения. Выражая

Федерализм – это система основных признаков и принципов определенной формы государственного устройства, совокупность структур, норм и методов государственного управления, которые устанавливают взаимодействие центра и субъектов и обеспечивают рациональное и эффективное функционирование государства в интересах как федерации в целом, так и ее субъектов. Федерализм характеризует форму государственного устройства.

К основным принципам федерализма относятся: добровольность объединения государств и подобных образований в единое государство; принятие федеральной конституции и конституций субъектов федерации; однопорядковый (симметричный) конституционный статус субъектов федерации и их равноправие; конституционно-правовые разграничения суверенитета федерации и суверенности ее субъектов; общие территория и гражданство; единая денежная и таможенная системы, федеральная армия и другие институты государства, которые обеспечивают его безопасное существование и функционирование.

Различают две модели федерализма — дуалистический и кооперативный. Дуалистический федерализм базируется на идее равновесия между федерацией и ее субъектами, которые имеют свои предметы ведения и не вмешиваются в дела друг друга. Такая модель федерализма характерна для США. Кооперативный федерализм основан на идее взаимного дополнения полномочий центра и субъектов федерации, их сотрудничестве. Эта модель федерализма используется в Германии. В современной юридической литературе в зависимости от типа правового акта, который положен в основу федерации, выделяют два типа федеративных государств: договорныеи конституционные.

В основе договорных федераций лежит специфический правовой договор (например, Федеративный договор России от 31 марта 1992 года), а конституционные федерации основаны исключительно на Конституции. Исторически первые федерации были именно договорными по своей сути. Существуют конституционно-договорные федерации. Так, в РФ к конституции прилагается договор.

Основы современного российского федерализма.С 1992 года федерализм является основой конституционного строя Российской Федерации, принципом ее государственно-территориального устройства, за счет которого обеспечиваются единство страны, децентрализация власти на основе разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, равноправие и самоопределение народов в составе Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации не обладают государственным суверенитетом, они не имеют права на свободный односторонний выход из состава Российского государства, не обладают верховенством на своей территории, не имеют абсолютной независимости в международных отношениях. Действие федерального права распространяется на всю Российскую Федерацию и ни один из субъектов федерации не вправе препятствовать его законному применению.

В федеративных государствах действует — конституционно-правовой принцип федерального приоритета: если федеральный закон и закон субъекта федерации по-разному регулируют один и тот же вопрос, то действует федеральный закон. Принцип федерального приоритета закреплен в Конституции Российской Федерации 1993 года. В Россииасимметричная форма федерализма: республики (государства) обладают большим объемом прав, чем края, области, города и округа (территории) в их взаимоотношениях с центром.

Для российского федерализма характерно:

1.смешанный этнотерриториальный характер субъектов Федерации, чреватый дроблением регионов по этническому признаку и т. д.;

2.асимметричность масштабов и статусов субъектов Федерации;

3.нарастающая дифференциация регионов в социальном и политическом отношениях, по уровню жизни;

4.инициированный сверху, государственный характер российского федерализма;

5.отсутствие серьёзной базы федерализма в обществе, в частности регионального самосознания (так, в республиках его часто заменяет этническое);

6.чрезмерная роль субъективного фактора, когда личностные качества главы региона могут во многом определять и отношения с Центром, и политическую ситуацию в регионе;

7.нестыковка регионального законодательства с федеральным, что противоречит принципу равенства прав граждан независимо от места их проживания.

Федерация в переводе с латинского означает «союз», «объедине­ние». Федерации создаются как союз отдельных обществ, организа­ций. В ряде исследований федерация рассматривается как возможная форма объединения государств целого континента (Соединенные Штаты Европы) и даже планеты (Всемирная федерация). Однако в современной науке под данной формой социального обустройства подразумевается образование государств-федераций.

Современное конституционное право рассматривает федерализм как принцип, форму и режим государственного устройства, обеспечи­вающий единство и разделение государственной власти в условиях ее территориальной организации на нескольких уровнях. Вместе с тем в мировой науке отмечается, что федерализм как принцип обустрой­ства вышел далеко за рамки применения только во внутригосудар­ственных отношениях. Федерализм используется как средство опти­мизации отношений между социальными негосударственными структурами, преобразования мира и слияния государств и их терри­торий в единое гармоничное сообщество.

Идея федерализма как способа объединения людей в мирное и гар­моничное сообщество на всех уровнях территориальной организации государственной и общественной власти представляется ключевой при анализе перспектив и тенденций развития общественных, внут­ригосударственных и межгосударственных отношений, а также поис­ке путей их совершенствования.

Для российской науки актуально исследование особенностей и раз­вития федерализма во всех проявлениях. Но основная задача, которая сегодня стоит перед наукой, - изучение процессов формирования и развития Российского государства как федерации.

Анализ современного состояния федерализации государствпозво­ляет выявить основные тенденции, формирующие наиболее совер­шенные черты федерализма на данном этапе развития государствен­ности. Это — демократизация федеративных отношений и возрастание ответственности государственной власти пропорционально увеличе­нию объема ее функций и полномочий.

Для современных теорий федерализма характерно широкое ис­пользование положений прикладных наук, теории управления и кибернетики для объяснения природы федеративного государства. Так, одним из наиболее популярных в мировой науке метаюридических подходов является анализ природы государства-федерации как социально-государственной системы с двумя уровнями управ­ления. Согласно У. Райкеру федеративным является государство, имеющее два уровня управления одной и той же территорией и од­ним и тем же населением, где каждому из названных уровней уп­равления гарантирована автономия, по меньшей мере, в одной сфе­ре деятельности. Исходя из такого понимания, У. Райкер в книге «Федерализм» попытался сформулировать конституционную мо­дель закрепления системы разделения власти. Так, модель являет­ся федеральной, когда:

«1) два уровня правления осуществляют свою власть в отношении одной и той же территории и одного и того же населения;

2) каждый уровень имеет по крайней мере одну сферу, в которой он является автономным;

3) имеются определенные гарантии (хотя бы в форме простого дек­ларирования в конституции) автономности каждого уровня правле­ния в своей собственной сфере».

Наиболее развернутую юридическую теорию федерализма мы на­ходим у Ж. Бюрдо, который рассматривает федерализм не как сово­купность определенных государственно-правовых институтов, а как некую универсальную идею, имеющую широкое применение в между­народно-правовом плане. По его мнению, федерализм имеется там, где сосуществует право двух порядков — общее и частное. С этой точки зрения для Ж. Бюрдо и Лига Наций, и Организация Объединенных Наций, и конфедерация, и личная или реальная уния, и федератив­ное государство в собственном смысле слова являются проявлени­ями федерализма. Теоретической основой федерализма является институционализм с его признанием плюрализма юридических по­рядков.

Таким образом, сложную структуру федеративного государства можно понять только исходя из различия представлений о праве. При этом каждое государство-член, имея свою собственную теорию права, участвует и в формировании федеративной теории права, поэтому власть союза, осуществляемая на его территории, не может рассмат­риваться как вмешательство.

Смысл федеративной идеи.Канадский политолог У. Стюарт насчи­тал 267 определений термина «федерализм». Пришло время системати­зации этих подходов в федералогии с учетом значения идей и практи­ки федерализма. В свое время великий философ Т. Гоббс сказал: «Каждым человеком движет вечное и беспрестанное желание иметь все больше и больше власти, и желание это прекращается лишь со смертью». Цивилизованный подход предполагает согласованное раз­деление полномочий и ответственности за их реализацию. Это демок­ратический способ упорядочения взаимоотношений между уровнями власти по вертикали. Узурпация же власти в руках одного человека или даже одного центра — это признак отсутствия демократии.

Смысл фе­деративной идеи заключается в возможности демократического уст­ройства крупных и сложных государств, состоящих из государствен­ных или из территориальных образований, довлеющих и сохраняющих свою самобытность, самостоятельность с использова­нием атрибутики государственности. При этом центральная, общего­сударственная власть имеет прерогативы на всей территории страны, создавая и утверждая общую систему конституционного права, прав и свобод человека, самостоятельность местных сообществ в рамках сво­их полномочий. Как говорил Ш. Монтескье, «создается такой поря­док вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдер­живать друг друга». В это же время народ в целом, и каждый отдельно взятый гражданин контролируют власть с позиции демок­ратии. Основными признаками федерализма русский правовед А. С. Ященко считал равноправие не только между федеральными и местными властями, но и между различными уровнями граждан­ских общин. Это важнейшая сторона федеративной демократии.

Таким образом, смысл федеративной идеи — в объединении «общей воли» различных государственных образований, частей государства при максимальном приближении государственной власти и управле­ния к потребностям местных сообществ, граждан. «Общая воля» фор­мируется как волеизъявление граждан всей страны в целом и как на­рода, населения, граждан субъектов федерации в частности. Отсюда и смысл двухпалатности парламента федеративного государства, кото­рый, с одной стороны, представляет граждан, а с другой — территории, субъекты федерации. Центральная власть при этом не имеет права от­менить решение субъекта федерации, если он действует в рамках сво­их полномочий. Федерация же в своих полномочиях имеет и прямой выход на граждан, минуя органы власти субъектов федерации. Тако­вы особенности федеративной модели государства.

Следовательно, федерализмэто система согласования интересов, их реализация, объединение усилий в налаживании обоюдовыгодных отношений между различными уровнями власти и гражданскими сообществами. Прин­цип в данном случае следующий: никто не должен обладать неограни­ченными полномочиями.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: