Эссе на тему антикоррупционная деятельность в сфере предоставления государственных услуг

Обновлено: 24.04.2024

Противодействие коррупции в современной России отнесено к числу основных задач государства. Об этом свидетельствуют принимаемые, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ и отдельных муниципальных образований нормативные правовые акты, глобальная цель которых минимизировать, а в дальнейшем ликвидировать коррупцию в стране. Цель долгосрочная и сложная, но вполне достижимая, если обратиться к мировому опыту.
Долгое время общество уходило от обсуждения проблемы коррупции. Ныне тема открыта для обсуждения. Прозрачность антикоррупционной деятельности – залог успешности и средствам массовой информации в этой деятельности отводится значительное место, поскольку масс-медиа являются тем механизмом влияния на общественное сознание, который способен сформировать устойчивые стереотипы поведения. Этому способствуют критерии СМИ: массовость получателя (публичность), периодичность выхода, разнообразие форм изложения материала (печатные, теле-, радио-, кинохроники, интернет).

Стоит отметить, что при значимости средств массовой информации в противодействии коррупции их роль зачастую сводится к разоблачению фактов коррупционного поведения и освещению громких дел о коррупционных правонарушениях. Отсутствие четко выработанной позиции по данному вопросу приводит к тому, что ресурсы СМИ не способствуют формированию в обществе нетерпимого отношения к коррупции, выступая зачастую лишь как источник информации.

Для повышения роли СМИ в противодействии коррупции необходимо включать в сферу компетенции СМИ такие направления как:

- просвещение населения о возможных формах проявления коррупции в целях повышения правосознания граждан;

- инициирование и организация дискуссионных площадок для обмена мнениями с целью обсуждения проблемных вопросов антикоррупционной деятельности;

- описание положительного опыта и освещение эффективных практик противодействия коррупции в различных регионах, в том числе за рубежом;

- проведение мониторинговых и социологических исследований на предмет изучения общественного мнения об оценке уровня коррупции в различных сферах и удовлетворенности состоянием противодействия коррупции, с обязательным освещением результатов таких исследований и предложением способов по решению выявленных проблем;

У органов местного самоуправления Сургутского района накоплен достаточный опыт сотрудничества со средствами массовой информации при осуществлении деятельности по противодействию коррупции, в том числе и по перечисленным ранее направлениям.

Так, правовое просвещение населения в целях формирования нетерпимого отношения к коррупции осуществляется посредством размещения в СМИ информации об антикоррупционной деятельности. На страницах газеты «Вестник» создана рубрика «Борьба с коррупцией», где размещаются статьи, знакомящие читателей с мерами ответственности за коррупционные правонарушения, результатами профилактической работы.

Активно используется сайт МО Сургутский район. На нем созданы рубрики, предоставляющие возможность жителю района, а также любому другому пользователю, ознакомиться с информацией о деятельности органов муниципальной власти в основных сферах жизнедеятельности. На главной странице сайта создана непосредственная рубрика «Противодействие коррупции», максимально наполненная согласно действующему законодательству. Через сайт граждане обращаются также к главе Сургутского района, председателю Думы Сургутского района, к начальнику ОМВД по Сургутскому району.

Интересный опыт сотрудничества муниципальных властей с локальными СМИ применен при проведении районного конкурса социальных роликов и плакатов по противодействию коррупции "Честный взгляд". Организаторы конкурса: департамент образования и молодёжной политики администрации Сургутского района, некоммерческая организация «Сургутская межрегиональная коллегия адвокатов» и редакция газеты «Сургутская трибуна». Проведение конкурса показало достаточно высокую активность молодежи, их интерес к предложенной тематике. Название работ четко говорит об актуальности и нетривиальном подходе молодого поколения к вопросам противодействия коррупции: «Никогда не подам лапу тому, кто даёт на лапу», «Коррупционер, не губи себя и семью!», «Имею право на жизнь без коррупции», «Дети видят всё» и другие.
Участники конкурса – это обучающиеся образовательных организаций Сургутского района, студенты Лянторского нефтяного техникума и участники молодёжных общественных организаций Сургутского района в возрасте от 14 до 28 лет (всего 21 человек).

В планах администрации района - подготовить и провести с участием СМИ блиц-опросы об удовлетворенности населения района мерами противодействия коррупции.

Итак, ресурсный потенциал СМИ связан с разноплановыми возможностями формирования в обществе нетерпимого отношения к коррупционным проявлениям и заключается в возможности активного воздействия на общественное мнение и поведение граждан.

http://itd1.mycdn.me/image?id=856854482520&t=20&plc=WEB&tkn=*ZnVgSLvFkqD6a8xFlNHXUjaO3LU

В своем эссе я хочу рассказать о проблеме, которая существует в нашем обществе -это коррупция. Это очень важная тема. Ознакомимся с понятием «коррупция». Коррупция - это деятельность, заключающаяся в умышленном использовании должностными лицами доверенных им прав и властных полномочий для личного обогащения, получения выгод. Сложно выделить единую причину, по которой в разных государствах происходит коммерческий подкуп. Указывают несколько причин данных проблем: личная жадность, низкий уровень этической ответственности и отсутствие чувства долга и служения обществу. Подкупность должностного лица может возникнуть из-за его низкой заработной платы и отсутствия возможности самореализации в ведомстве, где он работает. Взяточничество возникает и из-за отсутствия системы быстрых и строгих наказаний, общественного порицания и наделения такого лица «плохой» репутацией и т. д. По направлению деятельности вся коррупция в мире может быть условно разделена на следующие виды: административную, возникающую в органах исполнительной власти разного уровня, медицине, образовании и других социальных сферах; политическую, при которой взятки даются политическим деятелям для захвата власти, распределения государственных ресурсов по собственному усмотрению и прочем и деловую, или коммерческую, при котором подкуп необходим для достижения определенных целей компании или другой коммерческой организации: выход на новые рынки, занятие более выгодных позиций, смена совета директоров и прочее. Коррупция представляет собой системное явление и включает две составляющие: правовую (коррупционные правонарушения, преступления) и этическую (морально-этические коррупционные отклонения, нарушения).

Тема борьбы с коррупцией очень актуальна во всем мире. Так, например, в Великобритании принята антикоррупционная стратегия на 2017-2022 годы. В ее основе- 4, которые уже используются правительством в рамках деятельности по борьбе с терроризмом, серьезной и организованной преступностью и отмыванием доходов. Принятая стратегия выделяет 6 приоритетных направлений, на которых будут сфокусированы усилия по борьбе с коррупцией в ближайшие 5 лет. В части противодействия коррупции в государственных закупках правительство планирует, также провести оценку коррупционных рисков в данной сфере на уровне местного самоуправления, отслеживать обязательную публикацию информации о победителях закупок и субсидировании, оказывать методическую и консультационную поддержку участникам закупок и иные мероприятия. Работа по направлению повсеместного улучшения среды для ведения бизнеса будет проводиться посредством взаимодействия с другими странами по повышению прозрачности и минимизации последствий коррупции в сферах торговли и инвестирования, по внедрению лучших практик финансирования, в том числе экспортного, включая особенности использования оффшорных зон и применение международных стандартов процедуры дью-дилидженс, оказания поддержки, в том числе консультационной, британским компаниям, ведущим свою деятельность на рисковых зарубежных рынках, а также поддержки коллективных действий бизнес-сектора по борьбе с коррупцией. Уровень борьбы с коррупцией в Великобритании значительно вырос. В России коррупция не менее значима. В Российской Федерации был принят ряд документов антикоррупционной направленности: закон «О противодействии коррупции», утвержден Национальный план противодействия коррупции, предусматривающий достаточно жесткие меры наказания за данное преступление, Указ Президента РФ от 8 июля 2013 года №613 «Вопросы противодействия коррупции»,Указ Президента РФ от 2 апреля 2013 года №310 «О мерах по реализации отдельных положений ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». Также в РФ существует антикоррупционная «горячая линия», куда каждый человек может позвонить и рассказать о своих проблемах по этому поводу. Но даже эти способы не позволяют полностью решить проблемы. Почему мы не можем искоренить это зло? Потому что мы, люди, сами должны измениться. Ведь наше государство разработало и приняло много законов, защищающих наши права во всех сферах жизни. Мы живем в правовом государстве, где законы играют важную роль. Но у нас, наравне с правами, существуют еще и обязанности. Каждый гражданин, начиная с Президента страны, должен неукоснительно соблюдать все законы. Большую роль в этом играет и моральная сторона.

Государство должно активно вести борьбу с коррупционными преступлениями, проводить комплекс мероприятий по предупреждению коррупции. Что касается наказаний, то наказывать должны одинаково как тех, кто берет взятки, так и тех, кто их дает. Еще в 5 веке до н.э. китайский мудрец Конфуций говорил: «Каждый человек должен соблюдать свои обязанности - отец должен быть отцом, сын сыном, правитель правителем». Из этого следует, что мы должны соблюдать законы, каждый человек на своем рабочем месте должен выполнять свои обязанности честно и добросовестно, и ни в коем случае не идти на поводу у коррупционеров. Отсюда вывод: борьба с коррупцией касается каждого из нас.

Коррупция. Мы часто слышим это слово по новостям, по радио или ещё где-то, но вот что оно значит знают не все. Коррупция - это незаконное получение денежных средств должностными лицами, с целью удовлетворения потребностей лиц, вручающих эти денежные средства. В простонародье - взятка. Все формы коррупции, так или иначе связаны. Методы борьбы с коррупцией хорошо известны и используются во многих странах мира уже долгое время. Внедряются они и в нашей стране, но большинство из них носит декларативный характер.

К примеру, мы выяснили, что думают учащиеся и учителя нашей школы о коррупции в России, сталкивались ли они сами с этим явлением, и каковы дальнейшие перспективы антикоррупционной деятельности. Были опрошены около ста человек (см. Приложение). Результаты опроса очень печальные: абсолютное большинство в нашей школе знают, что такое коррупция. А половина из них – даже лично сталкивалась с этим явлением! Самое ужасное – практически все уверены, что коррупция в России будет всегда. А это значит, что наш народ уже не только привык, но и хорошенько приспособился к взятничеству, стараясь получать от этого личную выгоду. Да, коррупция поглотила наше общество как чудовище-спрут из фильмов ужасов. Есть ли шансы уничтожить его?

Для начала давайте обратимся к мировому опыту борьбы с коррупцией, и проанализируем некоторые методы, используемые в других странах для искоренения этого страшного явления.

2. Необычный приём используется в Праге (Чехия). Местная туристическая компания предлагает гостям города принять участие в так называемом «Коррупционном туре» — это трехчасовая экскурсия, во время которой посетителям показывают роскошные особняки, дома и участки чиновников и других представителей власти, имеющих связь с нашумевшими политическими делами о взятках. Экскурсии не только пользуются популярностью у туристов, но и поддерживаются чешским правительством, которые обозначают коррупцию как «самое социальное зло».

3. В Китае, где антикоррупционное законодательство считается одним из самых жестких в мире, всех чиновников, замеченных или заподозренных в махинациях, ждет суровое наказание вплоть до смертной казни. Также практикуется отрубание рук взяткополучателям. С 2003 года было публично расстреляно 10 тысяч чиновников, чья вина была доказана, еще 120 тысяч получили по 10−20 лет заключения. Несмотря на это, высокий уровень коррупции в Китае сохраняется. Это и обычные денежные взятки, и торговля должностями, и превышение полномочий, и чрезмерное использование бюджетных денег, и даже взятки в виде сексуальных услуг. Кстати, подобные методы (только без отрубания рук) использовались и в СССР.

5. Похожий прием, к слову, использовали много веков назад и в Европе. Так, в городе Брюгге (Бельгия) в 1498 году по заказу городских властей были написана картина, живописующая пытку, ждущую нерадивых госслужащих. Картина была предназначена для зала ратуши, в котором происходили суды и заседания магистрата, она была призвана напоминать судьям об их долге. На полотне известного голландского художника Давида Жерара «Суд Камбиса» изображена казнь над подкупленным персидским судьей Сисамном, который за взятку вынес несправедливый приговор. Когда царь Камбис узнал о случившемся, он приказал казнить Сисамна и снять с него кожу, которой обили кресло судьи. Наместником был назначен его сын, который был вынужден принимать судебные решения, сидя в кресле, обшитом кожей родного отца.

Как видно из приведенных примеров борьба с коррупцией ведется практически во всех странах мира и разнообразными методами.

В конечном счете, в общемировой практике противодействия коррупции выделяют следующие базовые направления:

· создание уполномоченного органа по противодействию коррупции

· совершенствование организации деятельности по размещению госзаказов

· внедрение антикоррупционных механизмов в кадровой политике органов исполнительной власти

· организация и проведение антикоррупционной экспертизы нормативных актов и их проектов

· разработка и внедрение ведомственных программ противодействия коррупции

· внедрение внутреннего контроля

· Осуществление обратной связи с потребителями государственных услуг

· Формирование нетерпимого отношения к проявлениям коррупции

· Обеспечение доступа граждан к информации о деятельности исполнительных органов власти.

Универсальные методы в конкретных сферах:

· Суды.

Методы противодействия коррупции в судах направлены на исправление зависимого положения нашей судебной системы. К ним относятся:

1. Звуко-видео запись заседаний; трансляция судебных заседаний через интернет. Такие методы практикуются, в частности, в Хорватии;

2. Контроль за контактами судей — входящие/исходящие звонки, электронная почта. Под «колпаком» судьи находятся в Соединенных Штатах;

3. Запрет на занятие должности судьи выходцами из правоохранительных органов. «Рука руку моет» - среди судей доминирует менталитет прокуроров.

Бюджет.

Методы борьбы с коррупцией в бюджетной сфере:

1. Введение действительных конкурсов и аукционов везде, где идет распределение средств бюджета;

2. Введение жестких госстандартов на все случаи взаимоотношений граждан и госучреждений;

3. Максимальное распространение форм заявительного порядка — регистрация фирмы, регистрация документов и пр.;

4. Запрет на любые внесудебные санкции в отношении граждан и юридических лиц.

· Законодательство.

1. Разработка и принятие нормативных актов, исполнение которых минимизирует возможность появления коррупции;

2. Разработка и принятие нормативных актов, направленных на повышение прозрачности власти, введение механизмов конкурсности, создания условий для возникновения и развития общественного участия;

3. Усовершенствование законодательного процесса - проверка на идентичность принятого и готовящегося к публикации текстов, повышение некомпетентности депутатов.

Так как же нам тогда бороться с коррупцией в нашей стране? Крупными системными методами противодействия коррупции являются:

1. Минимальное участие государства в экономике. Любые предприятия с участием государства - потенциальный очаг коррупции. Коррупция возникает чаще всего, когда "пилятся" бюджетные, «ничейные», деньги;

2. Наличие политической конкуренции. Если завтра представители одной политической партии в парламенте сменят представителей другой партии в парламенте страны, то за беззаконие так или иначе придется отвечать.

3. Гласность в СМИ. Если факты коррупции выносятся на суд общественности, то над коррупционерами нависает угроза;

4. Открытость информации о деятельности органов власти. При отсутствии общественного контроля и необходимости отсчитываться перед обществом, чиновника ничего не сдерживает.

5. Общественное участие – участие структур гражданского общества в подготовке, принятии и контроле исполнения властных решений.

Итак, для успешной борьбы с коррупцией необходимо наличие 4 факторов:

· По-настоящему ответственная перед народом власть

· Независимые СМИ

· Справедливое правосудие

· Сплоченный народ

Коррупция в государственном секторе является одной из основных проблем современности, от успешного решения которой зависит успешное развитие государства и общества в целом. Многие из этих методов борьбы с коррупцией заявлены и в нашей стране. Надежды на их полноценную реализацию появились после внесения на рассмотрение в Госдуму РФ проекта закона « О противодействии коррупции ». Но этого недостаточно. Бороться с коррупцией надо массово. И если мы не начнём это делать сейчас, все вместе, то в будущем наша страна, возможно, будет жить только за счёт коррупции. Поэтому нам - молодому поколению надо понять всю суть и сделать так чтобы коррупция в нашей стране полностью исчезла!

Аспирант кафедры административного и уголовного права Поволжского института управления имени П.А Столыпина Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ ПОСРЕДСТВОМ ПРИНЦИПА ПРОЗРАЧНОСТИ

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о построении отечественного законодательства, основанного на принципе прозрачности действий в сфере государственного управления. В рамках реализации принципа прозрачности, автором предлагается закрепление обязанности проактивных действий контролирующих органов, в частности, заключающейся в необходимости анализировать поступающую к ним информацию и принимать решения по противодействию коррупции на основе этого анализа.

Ключевые слова: государственное управление, противодействие коррупции, принцип прозрачности.

Sorokin R.S.

Postgraduate student of administrative and criminal law department. Stolypin Volga Region Institute of Public Administration Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

THE RESISTANCE TO CORRUPTION IN THE SPHERE OF PUBLIC AND MUNICIPAL SERVICES THROUGH THE TRANSPARENCY PRINCIPLE

Abstract

The author considers the construction of domestic legislation which is based on the transparency principle of activities in the state administration sphere. The author suggests the assignment of the proactive activities obligation of the watchdog agency. It is necessary to analyze incoming information and make decision on the resistance to corruption on the basis of the analysis.

Keywords: state administration, resistance (to) corruption, principle of transparency.

В Федеральном законе «О противодействии коррупции» имеется такой принцип противодействия этому социальному злу как публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (п. 3 ст. 3).

В настоящей статье мы хотим использовать термин «прозрачность» не как синоним открытости, а как усиленный вариант этого понятия. Прозрачность (в контексте противодействия коррупции) означает не только наличие определенных сведений в свободном доступе, но и возможность (не теоретическая, а реальная, внедренная в практику) для граждан, общественных организаций, контролирующих органов выявить признаки коррупционных правонарушений на основе этих сведений. Если повышение открытости означает раскрытие дополнительных категорий сведений, то повышение прозрачности связано с дополнительными возможностями по анализу этих сведений.

На наш взгляд, прозрачность в государственном управлении – один из системообразующих принципов противодействия коррупции. В частности, от него напрямую зависит реализация другого важнейшего принципа – неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений (п. 4 ст. 3). Кроме того, обеспечение прозрачности является предпосылкой для общественного контроля (п. 7 ст. 4) [1. Стр.9–13] и является составным элементом принципа приоритетного применения мер по предупреждению коррупции (п. 6 ст 4).

Рассмотрим роль фактора прозрачности в одной из наиболее подверженных коррупции сфер – оказание государственных и муниципальных услуг. По оценке Г. С. Гончаренко, сфера оказания государственных и муниципальных услуг до 90% проходит через посредничество, т.е. завуалированную коррупцию [2. Стр. 33–36]. Согласно определению, содержащемуся в ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», под государственной услугой понимается деятельность по реализации функций органов, предоставляющих государственные услуги (в том числе федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий указанных органов. Соответственно, муниципальная услуга – деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий данного органа по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований [3].

Н. В. Путило предлагает следующее понятие государственных услуг: это конкретные действия, повседневная деятельность государственных органов и служащих в отношении физических или юридических лиц, в ходе которой гражданин или юридическое лицо получают определенные блага [4. Стр. 3–10]. Е. Г. Бабелюк отмечает, что при оказании государственных услуг деятельность государственных органов в данном случае должна носить предоставительный характер и быть направленной на обеспечение реализации гражданами их прав, закрепленных, в первую очередь, в Конституции РФ [5. Стр. 48]. Другими словами, важным признаком государственной (муниципальной услуги) является то, что ее результат заключается в реализации субъективных прав и обеспечении исполнения обязанностей граждан и их объединений. Так, государственная услуга, оказываемая ФМС России по выдаче гражданам заграничных паспортов, необходима для реализации их права на свободный выезд за пределы РФ. Получение гражданином свидетельства о регистрации права собственности на недвижимое имущество позволяет ему в дальнейшем распоряжаться имуществом по своему усмотрению на законных основаниях. В соответствии с этим признаком А. Р. Исаков предлагает классификацию государственных услуг по критерию осязаемости результата их предоставления выделяя услуги с материальным результатом (например, регистрационный учет граждан РФ по месту жительства) и услуги с нематериальным результатом (различные информационно-консультационные услуги, например, государственная услуга, предоставляемая Пенсионным Фондом Российской Федерации: «Получение информации о государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг») [6. Стр. 45–46].

Термины «материальный» и «осязаемость» применительно к результату государственных услуг представляются нам спорными, но в целом данная классификация имеет важное значение для исследования проблем коррупции. Представляется очевидным, что деятельность по оказанию «нематериальных», информационно-консультационных услуги не включает коррупционных факторов, в отличие от государственных услуг правоустанавливающего характера, результатом которых является выдача лицам документов, необходимых для свободного осуществления их законных прав. При этом злоупотребления должностным положением могут быть двух видов:

а) Незаконный отказ в выдаче правоустанавливающих документов, например, градостроительного плана, свидетельства о государственной регистрации недвижимого имущества и т.д. Препятствуя заявителю в осуществлении его прав, государственный служащий, от которого зависит принятие решение, по сути, занимается вымогательством, подготавливает почву для «посреднических» услуг. Как показывает практика, чаще всего с коррупцией бизнесмены сталкиваются при подключении к инфраструктуре, прохождении проверок, выделении земли, получении господдержки, сертификатов и лицензий [7. Стр. 1,3].

б) Незаконное предоставление прав, например, приватизация муниципального жилья на основе заведомо подложных документов, выдача прав на управление транспортным средством лицу, не сдавшему квалификационный экзамен и др.

Данные рассуждения относятся к так называемой деловой коррупции. Что касается бытовой коррупции, порождаемой взаимодействием рядовых граждан и чиновников, то от вида государственной услуги она не зависит.

По мнению А. Д. Ильякова, государственная услуга старому знакомому или родственнику без очереди оказывает разрушительное влияние на государственные механизмы: «аппетит приходит во время еды, поэтому схема остается, а мотивация может меняться – вплоть до появления в цепочке взаимоотношений денег и имущества. В этом случае мы уже можем обоснованно утверждать, что имеет место коррупция. Однако исходя из неизменившейся схемы последствия в первом и втором случае в целом одинаковы и угрозу государственной власти несут равную, выраженную в неспособности государства эффективно (а в отдельных случаях – полностью) реализовывать свои функции» [8. Стр. 342–346].

В связи с этим, открытость и доступность информации об оказании государственных и муниципальных услуг, повышение прозрачности процесса, безусловно, является действенной мерой по борьбе с деловой коррупцией. Заявитель, обращающийся за получением услуги, осведомлен обо всех необходимых основаниях для ее получения и вправе прогнозировать исход своего обращения независимо от воли чиновника, осознает возможность обжалования незаконного решения. В свою очередь, чиновник осознает возможность сопоставления его действий и принятого решения с административным регламентом. Т.е. прозрачность оказывает влияние на поведение как заявителя, так и государственного служащего. Однако необходимо констатировать пределы такого влияния. В частности, случаи неправомерного отказа в выдаче лицензии, регистрации права и т.д. по-прежнему нередки, даже если заканчиваются судебным решением в пользу заявителя. Недоверие к судебной системе, ценность потерянного времени служат теми стимулами, которые провоцируют коррупционное поведение участников. Мониторинг открытой информации об оказании государственных и муниципальных услуг может позволить выявить своеобразные «очаги», участки, требующие специального контроля. Однако проблемой остаётся то, что обязанность анализа этой информации нормативно не определена.

Перейти от открытости к прозрачности, достигая антикоррупционного эффекта от установленной законом обязанности по раскрытию информации, возможно лишь при нормативном закреплении обязанности контролирующих органов выполнять анализ предоставляемой информации. Необходимо выработать соответствующие методики позволяющие отнести данные факторы к признакам коррупции, а также закрепить обязанность контролирующих органов по принятию мер в случае выявления указанных факторов. Только регулярно осуществляемый анализ информации даёт основания перейти от ее открытости и доступности к прозрачности.

О деятельности многофункциональных центров Ульяновской области

в системе антикоррупционных мер

12 лет назад, когда в России только начиналась административная реформа, одной из главных целей деятельности системы государственного управления стало повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг. Это именно та сфера, в которой соприкасаются интересы граждан и юридических лиц с возможностями и функциями государства.

Главным препятствием при получении государственных и муниципальных услуг является сложное, подчас противоречивое законодательство, которое часто требует многочисленных согласований, виз, избыточное число документов. Это практически идеальная почва для коррупционных проявлений.

Понимая это, Правительство Ульяновской области в рамках административной реформы приняло решение по созданию в регионе среды, в которой заявитель и чиновник встречаются редко, а условия предоставления услуг удобны и понятны всем. Так в 2009 году в регионе появился «МФЦ» (ОГАУ «МФЦ Ульяновской области»).

МФЦ, или система окон предоставления услуг «Мои документы» обеспечивает максимально возможный, с учётом законодательства, уход от прямого обращения за получением услуг в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области. Заявители, получающие государственные и муниципальные услуги через сеть МФЦ, избавлены от потенциально коррупционного обращения непосредственно к служащему для получения услуг.

Как отмечает директор ОГКУ «Корпорация развития ИТ» Светлана Опенышева, Ульяновская область – один из первых субъектов Российской Федерации, где была развернута сеть многофункциональных центров для граждан. Сегодня она представлена 28 центрами в каждом муниципальном образовании.

В 2015 году регион полностью выполнил поставленную в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» задачу по обеспечению доступа не менее 90% населения к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна». В Ульяновской области этот показатель составил 96%, что на 6% больше норматива.

На базе ульяновских центров «Мои Документы» обеспечивается предоставление порядка 250 услуг: федеральных, региональных и муниципальных. Только за 2016 год жители региона получили в МФЦ более 1,4 миллиона государственных услуг.

В Ульяновской области открываются отдельные окна предоставления государственных и муниципальных услуг для представителей малого и среднего бизнеса – самой сложной в коррупционном плане группы заявителей. В регионе в рамках развития проекта «МФЦ для бизнеса» уже открыто 2 таких окна. В 2017 году такие окна будут открыты в каждом муниципалитете Ульяновской области, за счёт чего будет создана удобная среда для получения бизнесом интересующих его государственных и муниципальных услуг.

Как отмечает Светлана Опенышева, у граждан наиболее востребованы услуги в сферах здравоохранения, образования, соцзащиты, земельно-имущественных отношений.

МФЦ как полноценный участник межведомственного, в том числе электронного, взаимодействия способствует формированию системы предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, которая сама по себе является наиболее удобной для получения государственных и муниципальных услуг.

Работа в МФЦ с каждым днем все больше автоматизируется, с органами-участниками предоставления государственных и муниципальных услуг устанавливается электронное взаимодействие. А это, в свою очередь, также снижает риск принятия коррупционных решений или действий в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг.

Следует отметить, что Губернатором Ульяновской области Сергеем Морозовым к 2018 году поставлена задача, передать все возможные услуги и сосредоточить точки доступа к ним под началом организации «Правительство для граждан», что сделает процесс оказания услуг еще более качественным и быстрым, исключая контакт населения с тем или иным ведомством. Необходимая платформа для выполнения поставленной задачи уже сформирована на базе созданной в 2016 году региональной «Корпорации развития интернет-технологий».

По словам Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области Александра Яшина, создание «Корпорации развития интернет-технологий – многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг в Ульяновской области» было, в первую очередь, направлено на исключение взаимодействия заявителя с представителями органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, тем самым работая на снижение проявления коррупции и повышение качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг.

Сегодня МФЦ при организации предоставления государственных и муниципальных услуг руководствуется положениями из административных регламентов. То есть от качества регламентов зависит качество предоставления услуг, в том числе в части, касающейся нарушений порядков предоставления государственных и муниципальных услуг. ОГКУ «Корпорация развития ИТ» проводит экспертизу регламентов на наличие явных нарушений в порядках предоставления услуг, исключая возможность включения коррупционно опасных элементов в тексты регламентов.

МФЦ также отслеживает сроки выполнения административных процедур органом, за чьей услугой через МФЦ обратился заявитель. МФЦ ежедневно обращается в органы-участники предоставления услуг, доставляя туда документы и забирая результаты, поэтому на уровне МФЦ сроки также контролируются.

В 2016 году ОГКУ «Корпорация развития ИТ» в рамках исполнения мероприятий областной программы «Противодействие коррупции в Ульяновской области» на 2016-2018 годы осуществлен целый комплекс мероприятий, направленных на противодействие коррупции и профилактику коррупционных проявлений, - отмечает Уполномоченный по противодействию коррупции в Ульяновской области Александр Яшин.

Как показали итоги проведенного мониторинга предоставления государственных услуг и выполнения административных регламентов предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти Ульяновской области в 2016 году, уровень удовлетворённости граждан качеством и доступностью предоставления государственных и муниципальных услуг в ОГКУ «Корпорация развития ИТ» составил 98 %.

Как показал мониторинг, основные замечания заявителей были связаны со временем ожидания в очереди за предоставлением государственных услуг в отдельных учреждениях и ведомствах.

С целью устранения данных замечаний, сегодня в ОГКУ «Корпорация развития ИТ» реализуется сервис предварительной записи на получение государственных и муниципальных услуг; проводится информирование заявителей о возможности получения большинства государственных услуг через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных услуг (функций)», осуществляется регистрация на данном портале; представителями органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области проводится обучение специалистов порядкам предоставления государственных и муниципальных услуг.

За период 2016 года также проведён анализ 109 проектов административных регламентов предоставления муниципальных услуг, разработанных органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

По результатам проведения экспертизы оказалось, что большинство проектов административных регламентов не соответствовали федеральному и региональному законодательству и требовали существенной доработки.

Следует отметить, что и в самом ОГКУ «Корпорация развития ИТ» в соответствии с требованиями федерального законодательства действует система антикоррупционных мер. Так, по телефонному номеру 8 (8422) 27-40-27 можно сообщить не только о фактах проявления коррупции в Корпорация развития ИТ, но в МФЦ, действующих в муниципалитетах Ульяновской области.

По материалам пресс-центра Уполномоченного по противодействию коррупции.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: