Если не меняется объем государственного задания допустимо ли сокращение финансового обеспечения

Обновлено: 02.05.2024

БК РФ Статья 69.2. Государственное (муниципальное) задание

(введена Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 69.2 БК РФ

1. Государственное (муниципальное) задание должно содержать:

абзац утратил силу с 1 января 2011 года. - Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ);

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;

требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.

Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать:

определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;

порядок оказания соответствующих услуг;

предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 1 в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 310-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Показатели государственного (муниципального) задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), составлении бюджетной сметы казенного учреждения, а также для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями, учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями формируется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета).

(см. текст в предыдущей редакции)

Государственное (муниципальное) задание в части государственных (муниципальных) услуг, оказываемых федеральными учреждениями, учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями физическим лицам, формируется в соответствии с общероссийскими базовыми (отраслевыми) перечнями (классификаторами) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, формирование, ведение и утверждение которых осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Включение в указанные перечни (классификаторы) положений, приводящих к возникновению расходных обязательств субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), не допускается.

Федеральные органы государственной власти вправе формировать государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями также в соответствии с федеральными перечнями (классификаторами) государственных услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации. Формирование, ведение и утверждение федеральных перечней (классификаторов) государственных услуг и работ осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации (органы местного самоуправления) вправе формировать государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг и выполнение работ учреждениями субъекта Российской Федерации (муниципальными учреждениями муниципальных образований, находящихся на территории данного субъекта Российской Федерации) также в соответствии с региональным перечнем (классификатором) государственных (муниципальных) услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (муниципальными правовыми актами), в том числе при осуществлении переданных им полномочий Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Формирование, ведение и утверждение регионального перечня (классификатора) государственных (муниципальных) услуг и работ осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Включение в указанный перечень (классификатор) положений, приводящих к возникновению расходных обязательств муниципальных образований, не допускается.

Региональные перечни (классификаторы) государственных (муниципальных) услуг и работ размещаются на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях и на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.

(абзац введен Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, утверждаемых в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта, с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ)

По решению органа государственной власти, государственного органа (органа местного самоуправления), осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции и полномочия учредителя государственных (муниципальных) учреждений, при определении объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания используются нормативные затраты на выполнение работ.

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ)

5. Порядки формирования государственного (муниципального) задания и финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, устанавливаемые в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи, должны определять в том числе:

1) правила и сроки формирования, изменения, утверждения государственного (муниципального) задания, отчета о его выполнении;

2) правила и сроки определения объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, включая:

расчет и утверждение нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг на основе базовых нормативов затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг и корректирующих коэффициентов к ним, а также нормативных затрат на выполнение работ;

сроки и объемы перечисления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания;

возврат субсидии в объеме, который соответствует показателям государственного (муниципального) задания, которые не были достигнуты (с учетом допустимых (возможных) отклонений), в случае, если государственное (муниципальное) задание является невыполненным;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) правила осуществления контроля за выполнением государственного (муниципального) задания государственным (муниципальным) учреждением органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя.

(п. 5 введен Федеральным законом от 29.12.2015 N 406-ФЗ)

Государственное (муниципальное) задание на 2021 год, не признается невыполненным, если отклонение от показателей допущено в связи с приостановлением (ограничением) деятельности, связанным с COVID-19 (ФЗ от 29.11.2021 N 384-ФЗ).

6. Государственное (муниципальное) задание является невыполненным в случае недостижения (превышения допустимого (возможного) отклонения) показателей государственного (муниципального) задания, характеризующих объем оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ), а также показателей государственного (муниципального) задания, характеризующих качество оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ), если такие показатели установлены в государственном (муниципальном) задании.

Правительство РФ доработало правила формирования и финансового обеспечения выполнения госзадания. Изменения утверждены Постановлением от 09.07.2019 № 873. Большинство поправок адресовано главным распорядителям средств федерального бюджета (органам-учредителям), но часть касается и подведомственных учреждений, в том числе казенных. Рассмотрим новые нормы.

Поправки, внесенные в Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640, распространяются на главных распорядителей средств федерального бюджета (органы, осуществляющие функции и полномочия учредителей) и федеральные учреждения, но могут быть приняты во внимание и на нижестоящих уровнях. Органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления при создании собственных порядков формирования и финансового обеспечения заданий, как правило, опираются на нормы положения, а значит, правила работы с заданием могут обновиться и на региональном, муниципальном уровне.

Сроки выдачи задания и подписания соглашения

Согласно п. 5 Положения № 640 государственное задание теперь должно утверждаться не позднее 15 рабочих дней со дня утверждения главным распорядителям средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств на финансовое обеспечение задания. Раньше на это отводилось 15 рабочих дней со дня доведения таких лимитов. То есть срок, в течение которого надо подписать документ, определяющий работу подведомственного учреждения, сократился.

При этом нужно пользоваться новыми формами (госзадания и отчета о его выполнении) – они даны в приложениях 1, 2 к Положению № 640. Поправки в основном носят уточняющий характер и не меняют содержание документов. А вот для федеральных учреждений, имеющих обособленные подразделения, введена дополнительная форма – «Распределение показателей объема государственных услуг (работ), содержащихся в государственном задании» (приложение 1 (1) к Положению № 640). Если раньше «головное» учреждение само решало, в каком виде оформлять распределение объемов услуг и работ между своими филиалами, сейчас ему нужно пользоваться утвержденным образцом. Все новые формы применяются начиная с формирования задания на 2020 год и плановый период.

После утверждения задания главный распорядитель бюджетных средств (орган-учредитель) должен в течение 15 рабочих дней заключить с подведомственным бюджетным или автономным учреждением соглашение о предоставлении соответствующей субсидии (п. 44 Положения № 640). Напомним, что до текущего года учредители не были ограничены в этом сроке. Теперь же весь процесс от формирования задания до подписания соглашения должен занять не более 30 рабочих дней.

Расчет финансового обеспечения задания

Формула расчета объема финансового обеспечения выполнения задания приведена в п. 12 Положения № 640. В нее внесены два изменения.

1. Исключены затраты на содержание имущества, не используемого для оказания услуг (выполнения работ) и общехозяйственных нужд (п. 12, 34 – 35 Положения № 640). Это техническая поправка: расходы на неиспользуемое имущество не входят в расчеты с заданий на 2019 год и плановый период, а сейчас это условие убрали также из формулы.

2. Включен размер платы за выполнение работы, установленный госзаданием. Применение нового элемента позволит точнее рассчитать итоговый объем финансового обеспечения – из него будут вычитаться суммы, получаемые не только за оказание платных услуг в рамках задания, но и за выполнение платных работ, предусмотренных заданием. Если же федеральному учреждению не установлены объемы таких работ, данное изменение его не коснется.

Работа в системе «Электронный бюджет»

В настоящее время государственное задание для федеральных учреждений, предварительный и годовой отчеты о его выполнении уже формируются в этой информационной системе (п. 4 Положения № 640). А начиная с подготовки заданий на 2020 год и плановый период в ней должны формироваться значения всех основных показателей, используемых при расчете финансового обеспечения задания (если они не относятся к гостайне). В электронном виде согласно Положению № 640 нужно утвердить значения:

нормативных затрат на оказание услуги (с учетом корректирующих коэффициентов) (п. 15(1));

базового норматива затрат на оказание услуги (п. 27);

территориального корректирующего коэффициента (п. 27);

отраслевого корректирующего коэффициента (п. 27);

нормативных затрат на выполнение работы (п. 32).

Значения должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответствующего органа исполнительной власти. Дублировать документы на бумажном носителе, проставлять гриф утверждения, содержащий наименование должности, подпись (ее расшифровку) уполномоченного лица и дату утверждения теперь не надо (п. 14, 22, 25, 26 Положения № 640).

Корректировка нормативов в текущем году

Значения базовых нормативов затрат на оказание услуги могут изменяться в текущем году, но главным распорядителям (органам-учредителям) придется повременить с пересчетом суммы финансового обеспечения. Как сказано в п. 22(1) Положения № 640, финансирование на текущий год должно остаться неизменным. Если корректировка произошла до внесения в Правительство РФ проекта закона о федеральном бюджете, новые значения применяются начиная с расчета финансового обеспечения задания на очередной финансовый год, а если позднее – с расчета финансового обеспечения на первый год планового периода.

Однако это не относится к случаям, когда корректировка объема финансового обеспечения выполнения задания обусловлена нормативными правовыми актами РФ. В частности, согласно абз. 3 п. 41 Положения № 640 объем субсидии может быть изменен в течение срока выполнения госзадания, если изменились состав и стоимость имущества учреждения, облагаемого налогом на имущество и земельным налогом, налоговое законодательство (в том числе отменены действующие налоговые льготы или введены новые), а также если надо достигнуть заданный уровень зарплаты отдельных категорий работников, установленных Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

Иными словами, когда составляющие базового норматива (например, затраты на оплату труда) меняются на основании нормативных актов (в данном случае – майского указа Президента РФ), откладывать применение уточненных базовых нормативов не следует. А вот когда размер норматива уменьшается либо увеличивается по иным причинам (изменились объем расходных материалов, потребляемых в ходе оказания услуги, методика расчета базового норматива и др.), новые значения вводятся с отсрочкой.

Возврат учреждением остатков субсидии

Данная обязанность возлагается на федеральные бюджетные и автономные учреждения в двух случаях.

Во-первых, нужно возвращать в федеральный бюджет средства субсидии, эквивалентные объему неоказанной услуги (невыполненной работы). При этом до момента перечисления средства следует учитывать в порядке, установленном для учета сумм возврата дебиторской задолженности (абз. 2 п. 46 Положения № 640).

При расчете размера остатков субсидии применяются нормативные затраты на оказание услуг (выполнение работ), а сам расчет составляется по форме, предусмотренной соглашением. Вернуть сумму надо до 1 мая текущего финансового года (абз. 5 п. 46 Положения № 640). Напомним, что раньше этот срок утверждался для федеральных учреждений нормативными актами, определяющими меры по реализации закона о федеральном бюджете (устанавливались даты «до 1 июля», «до 1 апреля»), а потом органы-учредители указывали дату в соглашениях о предоставлении субсидии.

Во-вторых, вернуть остатки субсидии органу-учредителю потребуется в ситуации, когда федеральное бюджетное или автономное учреждение меняет в течение текущего финансового года свой тип на казенное. Об этом сказано в абз. 6 п. 41 Положения № 640.

Выдача задания при смене учредителя

Если у федерального учреждения меняется подведомственность, выданное ему задание тоже должно быть изменено. Это касается информации, включенной в его часть III. Например, корректировке подвергаются положения о периодичности и сроках подачи отчетов о выполнении задания (в том числе предварительного отчета), порядок контроля выполнения задания (абз. 4 п. 6 Положения № 640).

Выдача задания при реорганизации учреждения

При реорганизации федерального учреждения в задании уточняются показатели, характеризующие оказываемые услуги и выполняемые работы (абз. 5 п. 6 Положения № 640). Как именно трансформируются показатели при разных формах реорганизации (слияние, присоединение, выделение, разделение), установлено в абз. 6 – 10 п. 6 Положения № 640.

Объем услуг и работ до и после реорганизации должен быть сохранен.

Показатели заданий учреждений, прекращающих свою деятельность, принимают нулевые значения, а показатели заданий остальных учреждений после завершения реорганизации при суммировании должны соответствовать показателям заданий учреждений до начала их реорганизации. Например, если одно учреждение, которому выдано задание в объеме 1 000 услуг, присоединяется к другому учреждению, которое в год оказывает 1 300 услуг, у первого после реорганизации в задании будут стоять нули, а у второго объем увеличится до 2 300 услуг.

То же самое относится к финансовому обеспечению: выделенные объемы бюджетных средств не меняются (п. 41(1) Положения № 640). Для учреждений, прекращающих свою деятельность, значения становятся нулевыми, а для остальных реорганизованных учреждений объем должен соответствовать объему субсидии, предоставленной до начала реорганизации. Скажем, если филиал получал для выполнения работы в рамках госзадания 20 млн руб., после реорганизации в форме выделения и создания отдельного учреждения ему будет выдана эта же сумма в виде субсидии.

Заключение

Новые нормы в основном регулируют действия главных распорядителей (органов-учредителей). Для них прописаны сроки основных процедур (от утверждения лимитов бюджетных обязательств на финансовое обеспечение задания до подписания соглашения с учреждением должно пройти не более 30 рабочих дней), правила корректировки задания при реорганизации учреждения или изменении его подведомственности, нюансы расчета объема финансового обеспечения.

Но некоторые новшества затрагивают и казенные учреждения, которым выдается задание. Поправки могут повлиять на суммы финансового обеспечения, да и обновленные формы учреждения тоже должны использовать в работе.

Уточнение показателей государственного (муниципального) задания в конце текущего года важно как для выдавших его органов-учредителей, так и для исполнителей – подведомственных учреждений. Своевременно внося поправки в задание, учредители увязывают его объемы с финансовым обеспечением. Учреждениям эта процедура помогает предотвратить возврат полученных средств в бюджет после завершения года и другие неблагоприятные последствия. Какова процедура корректировки? Каких рисков она позволяет избежать?

Корректировка показателей государственного (муниципального) задания бюджетному, казенному или автономному учреждению, на практике применяется часто. Уточнение количественных показателей и размера финансирования обычно происходит в сторону уменьшения. Для органов-учредителей такая корректировка становится очередным способом контроля выполнения задания, а для учреждений – основанием для сокращения размера финансового обеспечения. Если показатели задания вовремя не изменить, по итогам года оно может оказаться невыполненным, а значит, учреждению будет грозить административная ответственность по ст. 15.15.5-1 КоАП РФ.

Еще один риск – возникновение споров, предметом которых становится полнота выполнения задания. Стороной такого спора обычно становится уже не орган-учредитель, а контрольный орган, а сам спор урегулируется в суде.

Правовая основа для корректировки

Правила и сроки внесения изменений в задание прописываются в нормативных актах, определяющих порядок его формирования и финансового обеспечения (пп. 1 п. 5 ст. 69.2 БК РФ). Согласно п. 3, 4 названной статьи порядки утверждаются Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и местной администрацией в отношении федеральных, региональных и муниципальных учреждений соответственно.

Главное основание для корректировки задания – значения, внесенные в предварительный (промежуточный) отчет о его выполнении. Такие отчеты составляют и подают органу-учредителю большинство представителей подведомственной сети. Во многих случаях это относится не только к бюджетным, автономным, но и к казенным учреждениям.

Например, на федеральном уровне обязанность составлять предварительный отчет установлена для бюджетных и автономных учреждений, поскольку подача такой отчетности увязана с перечислением последней части субсидии (п. 46 Положения № 640, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640). Но органы-учредители и главные распорядители бюджетных средств могут обязать подведомственные федеральные бюджетные, автономные, а также казенные учреждения представлять промежуточные отчеты с иной периодичностью – ежемесячно, ежеквартально (абз. 3 п. 47 Положения № 640).

«На местах» правила бывают иными. Так, в Мурманске (Постановление администрации г. Мурманска от 18.08.2015 № 2245) ежеквартальные, предварительные отчеты (как и годовые) подают все подведомственные учреждения, в том числе казенные. Соответственно, полнота выполнения задания контролируется у всех, что при расхождении плановых и фактических показателей приводит к корректировке задания.

Различия между предварительным и промежуточным отчетом покажем на схеме.

В первом случае учреждение подтверждает обязательства по исполнению задания либо информирует о своих изменившихся возможностях. Во втором случае – заявляет об уже достигнутых показателях.

Правила изменения задания

Правила изменения задания закрепляются в порядках его формирования и финансового обеспечения. Обобщим основные требования, которые устанавливаются в правовых актах учредителей.

1. При внесении изменений в плановые показатели формируется новое задание (с учетом внесенных изменений). В отношении федеральных учреждений это требование установлено п. 6 Положения № 640. На местах предусматриваются аналогичные нормы. Скажем, в Республике Бурятия (Постановление Правительства Республики Бурятия от 09.03.2016 № 82) решили, что новое задание формируется с учетом информации из отчета о его исполнении (а это квартальные, предварительный и годовой отчеты). Изменение задания оформляется правовым актом учредителя в течение 30 календарных дней со дня возникновения причины для корректировки. А в Тюмени (Постановление администрации г. Тюмени от 13.01.2011 № 1-пк) определили, что задание уточняется путем его формирования в новой редакции (с учетом внесенных поправок) в срок, не превышающий 15 рабочих дней.

2. Обязательная корректировка задания предусматривается по результатам рассмотрения органом-учредителем в текущем году отчетности о выполнении задания. Оно изменяется в тех случаях, когда «факт» не совпадает с «планом» – значения показателей объема в отчете оказываются меньше, чем соответствующие значения в самом задании. В частности, для федеральных учреждений корректировка задания предусмотрена по итогам анализа предварительного отчета (п. 46 Положения № 640). А вот в регионах и муниципальных образованиях допускают корректировку задания после подачи учреждением как предварительного, так и квартальных отчетов. В свою очередь, в Перми (Постановление администрации г. Перми от 30.11.2007 № 502) органы-учредители и главные распорядители бюджетных средств могут корректировать задания подведомственным учреждениям ежемесячно.

3. Органы-учредители устанавливают перечни оснований, по которым возможно уточнение задания. Причины для корректировки перечисляются на региональном и муниципальном уровнях – в Положении № 640 такие основания не поименованы.

Например, в Бурятии в число таких оснований включены:

выявленная по итогам квартального отчета об исполнении задания необходимость изменения значений показателей задания, характеризующих объем оказываемых услуг (выполняемых работ), на основании письменного мотивированного обращения учреждения;

внесение изменений в нормативные правовые акты, влекущих за собой необходимость изменения значений показателей качества и (или) объема услуг (работ);

изменение лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидии, влекущее за собой необходимость изменения задания;

установление фактов невыполнения (перевыполнения) учреждениями показателей, характеризующих объем услуг (работ), установленных в задании в отчетном финансовом году; и др.

В то же время в Тюмени определили, что корректировка задания возможна по инициативе как учреждения, так и учредителя. Учреждение может обратиться с подобным предложением, если, например, выявит необходимость уточнения утвержденного объема оказания услуги (выполнения работы), обусловленную изменением потребительского спроса и (или) условий оказания услуги (выполнения работы). Аналогичное основание может применить и орган-учредитель. Другой повод для корректировки задания – установление учредителем по результатам рассмотрения квартального отчета факта оказания услуги (выполнения работы) в меньшем объеме, чем предусмотрено заданием, когда такая услуга (работа) не может быть оказана (выполнена) учреждением в пределах финансового года в объеме, установленном заданием.

4. При сравнении плановых и фактических значений показателей учитываются допустимые (возможные) отклонения. Это касается данных из предварительного и годового отчета. Допустимые отклонения применяются в отношении федеральных учреждений (абз. 6 п. 3, п. 46 Положения № 640), а также в отношении подведомственных учреждений во многих субъектах РФ и муниципальных образованиях. Это правило соотносится с п. 6 ст. 69.2 БК РФ, где говорится, что задание считается невыполненным при недостижении (превышении допустимого (возможного) отклонения) его показателей.

Конкретные предельные величины обозначаются в государственном (муниципальном) задании и укладываются в границы, установленные в порядке формирования и финансового обеспечения задания. Однако величины отклонений, установленные в задании, не могут корректироваться в текущем году. Изменение допускается только при формировании нового задания на очередной финансовый год (абз. 6 п. 3 Положения № 640 и другие порядки, изданные на местах).

Правила изменения объема финансирования

Корректировка задания нужна не только для того, чтобы установленные в нем плановые показатели совпали с фактическими значениями, достигаемыми учреждением на конец года или иного отчетного периода. Второе важное последствие – это уточнение размера субсидии, выделенной бюджетному или автономному учреждению на текущий год.

Обычно такое уточнение происходит в конце года – по результатам анализа предварительного отчета. Например, в силу п. 46 Положения № 640 федеральные учреждения представляют предварительный отчет в четвертом квартале года (но до 1 декабря) перед получением последнего платежа, завершающего выплату субсидии. Благодаря этому орган-учредитель своевременно изменяет размер финансового обеспечения задания, чтобы не требовать потом от учреждения возврата части средств, соответствующей невыполненному объему.

Но иногда размер финансового обеспечения задания может корректироваться и по итогам рассмотрения квартальных отчетов. Такое правило установили, например, в Бурятии. Если названные отчеты будут свидетельствовать о невыполнении учреждением количественных показателей задания, орган-учредитель примет решение об уменьшении объема субсидий на текущий год пропорционально невыполненным значениям либо об увеличении объема задания на текущий год без увеличения объема субсидии (кроме случая выполнения работ по патологической анатомии). Второй предусмотренный в Бурятии вариант, видимо, используется тогда, когда учреждение до конца года все же может нарастить объемы оказания услуг или выполнения работ.

Если же учреждение покажет в квартальном отчете перевыполнение количественных показателей, орган-учредитель примет решение об увеличении плановых показателей объема в задании на текущий год либо о перерасчете нормативных затрат при сохранении размера субсидии.

Отметим, что объем субсидии, предоставленной на выполнение задания, в течение срока его выполнения может быть уменьшен только при соответствующем изменении задания. Данная норма закреплена в ч. 3 ст. 9.2 Федерального Закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ и, например, в п. 41 Положения № 640. Аналогичные нормы предусматриваются на местах. Следовательно, задание всегда должно корректироваться в случаях, когда органу-учредителю сокращают лимиты бюджетных обязательств и он не может предоставить учреждению субсидию на выполнение задания в изначально установленном размере.

Но важен и другой нюанс. В порядках формирования и финансового обеспечения задания обычно закрепляется ситуация, когда объемы задания и субсидии уменьшаются, – даже если используются формулировки «изменение задания» и «изменение объема финансового обеспечения». Лишь иногда предусматривается возможность увеличения размера субсидии. Так, в Тюмени установили: при фактическом исполнении задания в большем объеме, чем это запланировано, и увеличении расходов учреждения объем субсидии не увеличивается до внесения изменений в задание. То есть правило «Сначала меняется объем задания, а потом – объем субсидии» здесь соблюдается. И у муниципальных учреждений Тюмени есть шанс компенсировать свои затраты при перевыполнении задания.

Какие могут быть риски?

Рассмотренные алгоритмы корректировки задания и изменения в текущем году размера субсидии – это превентивные меры, позволяющие органам-учредителям и подведомственным учреждениям действовать в рамках обычного рабочего процесса. Если такую корректировку вовремя не провести, возникнут более серьезные последствия и риски. Остановимся на них подробнее.

Риск 1: возврат средств по итогам года

Если несоответствие «плана» и «факта» не устранить в текущем году (с помощью корректировки задания и объема субсидии), такое расхождение орган-учредитель обнаружит по итогам года. Невыполнение задания, выявленное при проверке годового отчета о его выполнении, станет причиной возврата в бюджет средств субсидии.

Для возврата бюджетным или автономным учреждением части субсидии есть все правовые основания. Согласно п. 6 ст. 69.2 БК РФ под невыполнением задания понимается недостижение (превышение допустимого (возможного) отклонения) его показателей, характеризующих объем оказываемых услуг (выполняемых работ), а также показателей качества, когда они определены в задании. В свою очередь, порядок формирования и финансового обеспечения задания, установленный в конкретном публично-правовом образовании, должен предусматривать возврат в случае невыполнения задания субсидии в объеме, эквивалентном недостигнутым показателям (с учетом допустимых отклонений) (пп. 2 п. 5 ст. 69.2 БК РФ).

Сумма возврата напрямую зависит от величины допустимых отклонений, установленных в задании. Другой фактор, который влияет на размер возвращаемого остатка, – показатели задания, участвующие в расчете суммы. Чаще всего речь идет только о количественных показателях, но бывает, что органы-учредители включают в формулы расчета показатели как объема, так и качества.

Первый способ – использование при расчетах только объемных показателей задания – выбран для федеральных учреждений (абз. 2 п. 46 Положения № 640). Второй способ применяется в некоторых регионах и муниципальных образованиях. В частности, в Перми разработали отдельные формулы для расчета невыполненного объема услуги и работы. А в отношении качественных показателей определили, что сумма возврата рассчитывается пропорционально объему невыполненных показателей качества.

Таким образом, если учреждение по одной из услуг (работ) одновременно не выполнит и количественный, и качественный показатель, в первом случае (когда расчеты ведутся только по показателям объема) сумма возврата будет меньше, чем во втором (когда расчеты ведутся исходя из показателей объема и качества).

А вот для казенных учреждений, работающих по государственному (муниципальному) заданию, прямой зависимости между возвратом бюджетных средств по завершении финансового года и невыполнением задания нет. В то же время согласно ст. 242 БК РФ выделенные лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря текущего финансового года, а неиспользованные остатки должны быть возвращены в бюджет. Это относится ко всем случаям появления остатков, в том числе по причине невыполнения задания.

Риск 2: административная ответственность

В силу ст. 15.15.5-1 КоАП РФ невыполнение задания влечет административную ответственность. Однократный проступок грозит должностному лицу (обычно руководителю учреждения, но иногда иному уполномоченному сотруднику) предупреждением или штрафом в размере от 100 до 1 000 руб. Повторное нарушение – штрафом в размере от 10 000 до 30 000 руб.

Выносят предупреждение или выписывают штраф уже не органы-учредители, а контрольные органы. К административной ответственности могут привлечь нарушителей:

органы Федерального казначейства (ч. 1 ст. 23.7 КоАП РФ);

органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (ч. 1 ст. 23.7.1 КоАП РФ);

суды, если дело о таком правонарушении возбуждено инспектором Счетной палаты РФ, уполномоченным должностным лицом контрольно-счетного органа субъекта РФ либо органа муниципального финансового контроля (ч. 1.1 ст. 23.1 КоАП РФ).

Примеры привлечения к ответственности по ст. 15.15.5-1 КоАП РФ есть – об этом свидетельствует судебная практика. В каких-то случаях решения выносятся в пользу должностных лиц учреждений (см., например, Постановление Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 02.03.2021 № 16-248/2021), а когда-то вина этих лиц подтверждается (см., например, Решение Дмитровского городского суда Московской области от 24.10.2018 по делу № 12-385/2018).

Риск 3: судебные споры

Бывает, что требование о возврате части субсидии либо привлечение к административной ответственности за невыполнение задания становятся поводом для обращения в суд. Приведем два спора, которые закончились отрицательными для учреждений решениями.

1. Орган-учредитель установил, что бюджетное учреждение (редакция газеты) выполнило задание на 96,89% (с превышением допустимого отклонения в 2%), и потребовал вернуть остаток субсидии в размере 3 млн руб. Учреждение, посчитав, что достигло показателя в 98,32%, не согласилось с требованием о возврате и обратилось в суд.

Арбитры поддержали учредителя (Определение ВС РФ от 03.03.2020 № 309-ЭС19-27124 по делу № А60-1119/2019). Суды усмотрели недобросовестность действий учреждения, которое создало условия для одностороннего, без согласия учредителя снижения показателей задания в последнем квартале отчетного года. Судьи также указали, что произвольное снижение объемов выпуска газеты в IV квартале существенно сказалось на выполнении задания в целом. Учреждению пришлось возвращать остаток субсидии в бюджет.

2. Учреждение (спортивно-оздоровительный комплекс) выполнило задание на 97,9%, не проведя из запланированного объема 80 спортивных занятий. Субсидия была израсходована полностью. Местная контрольно-счетная палата выявила факт невыполнения задания (видимо, допустимые отклонения установлены не были) и обратилась в суд, чтобы тот привлек руководителя учреждения к ответственности по ст. 15.15.5-1 КоАП РФ.

Суды двух инстанций встали на сторону контролеров (Решение Дмитровского городского суда Московской области от 24.10.2018 по делу № 12-385/2018). И хотя учреждение ссылалось на объективные причины (переход на работу по профстандартам, сокращение тренерско-инструкторского состава и, соответственно, уменьшение количества занятий), судьи эти доводы не приняли. Кроме того, учреждение представило документы, подтверждающие его обращение к учредителю по поводу внесения необходимых корректировок в задание и перераспределения средств субсидии. Но руководитель спортивно-оздоровительного комплекса не смог подтвердить, каким образом данное обращение было направлено и получено адресатом. Руководитель был правомерно оштрафован на 100 руб. по ч. 1 ст. 15.15.5-1 КоАП РФ.

Заключение

Корректировка задания в конце года может повлечь уменьшение объема финансового обеспечения, предусмотренного на текущий год, но позволит избежать более серьезных последствий – невыполнения задания учреждением, привлечения его руководителя к административной ответственности и разбирательств в суде. Сам же процесс корректировки прописывается в порядке формирования и финансового обеспечения задания, действующем на конкретной территории. В этом правовом акте и изложены все детали процесса.

В декабрьском номере журнала за 2016 год была опубликована статья, в которой рассматривались вопросы, связанные с корректировкой государственного (муниципального) задания в ходе его выполнения. На практике изменяться может не только содержание задания, но и объем его финансового обеспечения. Разберем более подробно правила, существующие в отношении этой процедуры.

Что говорится об изменении объема финансового обеспечения задания в федеральном законодательстве?

И в федеральном законодательстве о некоммерческих организациях (в отношении бюджетных учреждений), и в федеральном законодательстве об автономных учреждениях предусматривается возможность уменьшения объема субсидии, предоставляемой на выполнение государственного (муниципального) задания, при этом условием уменьшения является соответствующее изменение задания . О возможности увеличения объема субсидии здесь ничего не говорится, хотя теоретически такое положение может отражаться в порядках формирования государственного (муниципального) задания и финансового обеспечения его выполнения, устанавливаемых Правительством РФ в отношении федеральных учреждений, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ - в отношении региональных учреждений и местной администрацией - в отношении муниципальных учреждений .

Часть 3 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ), ч. 2.2 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ).
Часть 7 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, ч. 5 ст. 4 Закона N 174-ФЗ, п. 3, 4 и 5 ст. 69.2 БК РФ.

В целом с учетом действующего нормативного подхода к определению объема субсидии, предоставленной учреждению на выполнение государственного (муниципального) задания, изменение этого объема в ходе выполнения задания может происходить следующим образом:

  1. сокращается объем задания и пропорционально уменьшается объем субсидии - нормативы финансирования услуг (работ) умножаются на сниженные значения показателей объема задания;
  2. увеличивается объем задания и пропорционально возрастает объем субсидии - нормативы финансирования услуг (работ) умножаются на увеличенные значения показателей объема задания;
  3. объем задания не меняется, но корректируются нормативы финансирования - измененные нормативы умножаются на прежние значения показателей объема задания. В этом случае может происходить как увеличение, так и уменьшение объема субсидии.

Впрочем, практические возможности реализации какого-либо варианта зависят от того, какие правила игры прописаны в вышеуказанных порядках, установленных на уровне учредителя конкретного учреждения.

Какие правила по изменению объема финансового обеспечения задания существуют в отношении федеральных учреждений?

Данные правила определены Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640.

В рассматриваемый нормативный акт из федерального законодательства перенесена норма, согласно которой уменьшение объема субсидии в течение срока выполнения государственного задания осуществляется только при его соответствующем изменении. При этом оговаривается ситуация, когда по результатам предварительного отчета о выполнении задания (учреждение представляет данный отчет в IV квартале года перед получением последней части субсидии) фактические значения показателей объема задания оказываются меньше целевых значений, прописанных в самом задании. В описанном случае задание корректируется и, соответственно, уменьшается размер субсидии. Отметим, что об обратной ситуации (когда фактические значения показателей объема задания больше целевых значений) в документе нет ни слова. Таким образом, вариант увеличения субсидии в связи с "перевыполнением" задания здесь не предусматривается.

Что касается возможного изменения нормативов финансирования, корректировка установленных нормативных затрат в течение срока выполнения госзадания осуществляется (при необходимости) только в одном случае - внесение изменений в правовые акты РФ, определяющие в том числе размеры выплат работникам (их отдельным категориям) федеральных бюджетных и автономных учреждений, непосредственно связанным с оказанием государственной услуги (выполнением работы), что приводит к изменению объема финансового обеспечения выполнения государственного задания. С учетом данных ограничений можно сделать вывод, что изменять нормативы "просто так" (например, из-за дефицита бюджетных средств) указанный нормативный акт не позволяет.

Какие правила по изменению объема финансового обеспечения задания существуют в региональной и местной нормативно-правовой базе?

Многие регионы и муниципальные образования почти полностью скопировали содержание рассмотренного выше федерального нормативного правового акта. Хотя большинство из них не прописали ограничений по изменению нормативных затрат (см. выше), таким способом установив для себя возможность просто изменять (то есть уменьшать) нормативы в случае нехватки средств на финансирование заданий. Подобная ситуация встречается, например, в Тульской и Ульяновской областях. При этом возможность изменения объема субсидии при корректировке нормативных затрат отдельно не указывается - предполагается, что раз не установлено ограничений, данное действие может совершаться.

Постановление Правительства Тульской области от 25.08.2015 N 396 "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Тульской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания".
Постановление Правительства Ульяновской области от 10.09.2015 N 457-П "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Ульяновской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания".

Однако бывает и так, что названная возможность непосредственно прописывается в нормативно-правовом акте. В частности, администрация г. Ангарска определила, что объем субсидии, предоставленной из городского бюджета муниципальному бюджетному или автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, в течение срока его выполнения может быть изменен при соответствующей корректировке нормативных затрат (изменении оплаты труда, тарифов и т.п.).

Постановление администрации Ангарского городского муниципального образования Иркутской области от 25.01.2016 N 89-па "Об утверждении Положения о порядке формирования, финансового обеспечения и организации контроля выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнения работ) муниципальными учреждениями Ангарского городского округа".

В Брянской области мы видим почти аналогичную ситуацию. Здесь установлено, что уменьшение размера субсидии, предоставляемой государственному бюджетному или автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения госзадания, в течение срока его выполнения осуществляется в числе прочего при изменении нормативных затрат на оказание государственных услуг, нормативных затрат, связанных с выполнением работ. Причем каких-либо конкретных случаев этого изменения (даже в формате открытого списка, как в Ангарске) в данном регионе нет.

Постановление Правительства Брянской области от 28.08.2015 N 426-п "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Брянской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания государственными учреждениями Брянской области".

Распространенной практикой также стало фактическое игнорирование того, что учреждение может перевыполнить задание. Обычно упоминаются только случаи недовыполнения задания (тогда предусматривается либо удержание излишних средств субсидии, либо ее возврат), а вот перевыполнение учреждениям просто "прощают".

Речь в нормативных правовых актах, как правило, идет именно о возможности уменьшения субсидии, а не ее увеличения. Например, в г. Чите согласно соответствующему муниципальному правовому акту единственное, что может произойти с объемом субсидии на выполнение задания, - уменьшение. Однако есть отдельные случаи, когда это все же не так (хотя бы формально). В частности, в г. Воронеже установлено, что объем субсидии может быть изменен в течение срока выполнения муниципального задания в случае корректировки задания путем внесения соответствующих поправок в соглашение. Обратим внимание на то, что речь здесь идет об "изменении объема", подразумевающем не только уменьшение, но и увеличение.

Постановление администрации городского округа г. Чита от 25.12.2015 N 422 "Об утверждении Порядка формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений городского округа "Город Чита" и финансового обеспечения выполнения муниципального задания".
Постановление администрации городского округа г. Воронеж от 30.12.2015 N 992 "О Порядке предоставления субсидий из бюджета городского округа город Воронеж муниципальным бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими муниципального задания".

Для изменения объема субсидии в нормативно-правовой базе могут указываться конкретные основания. Так, в Ярославской области ими являются:

  1. изменение объемов оказания государственных услуг (выполнения работ) в государственном задании, в том числе в результате выявления:
  • необходимости оказания государственным учреждением услуг (выполнения работ) сверх установленного в госзадании;
  • необходимости оказания (выполнения) государственным учреждением дополнительных услуг (работ), не установленных в госзадании;
  • необходимости перераспределения объемов госзадания между государственными учреждениями;
  • отклонений по объемам оказанных государственных услуг (выполненных работ) по результатам мониторинга выполнения госзадания на основании промежуточных отчетов о его исполнении;
  1. изменение величины нормативных затрат, в том числе связанное с индексацией зарплаты, увеличением цен и тарифов, изменениями законодательства;
  2. уменьшение объемов ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на финансовое обеспечение оказания государственных услуг (выполнения работ) в областном бюджете.

Отметим, что в данном случае установлены определенные ограничения для корректировки нормативов финансирования услуг (см. п. 2 приведенного выше списка).

В соглашениях о предоставлении субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания также можно увидеть некоторые дополнительные нормы, прямо или косвенно касающиеся процедуры изменения объема финансового обеспечения выполнения задания. В частности, в Астраханской области примерная форма данного соглашения предусматривает обязанность учреждения своевременно информировать учредителя об изменении условий оказания государственных услуг (выполнения работ), которые могут повлиять на изменение размера субсидии, а также право учреждения обращаться к учредителю с предложением об изменении размера субсидии в связи с корректировкой в госзадании показателей объема (содержания) оказываемых услуг (выполняемых работ) и (или) показателей качества (в случае их установления). Аналогичные положения внесены в примерные формы указанного соглашения и в других регионах и муниципалитетах.

Постановление Правительства Астраханской области от 23.06.2016 N 195-П "О Порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями Астраханской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания".

Как видим, региональные и местные правила, касающиеся изменения объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, могут отличаться друг от друга в разных регионах и муниципалитетах. Хотя в целом они выстроены с учетом интересов учредителей, а не учреждений.

по социальной политике

Института экономики города

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: