Предварительные соображения об управлении государственными имуществами кто написал

Обновлено: 26.04.2024

«Всякое дальнейшее промедление может быть пагубно для государства».

Речь Александра II в Государственном совете 28 января 1861 г.

Дело об освобождении крестьян, которое поступило на рассмотрение Государственного совета, по важности своей я считаю жизненным для России вопросом, от которого будет зависеть развитие её силы и могущества. Я уверен, что вы все, господа, столько же убеждены, как и я, в пользе и необходимости этой меры. У меня есть ещё и другое убеждение, а именно что откладывать этого дела нельзя, почему я требую от Государственного совета, чтобы оно было им кончено в первую половину февраля и могло быть объявлено к началу полевых работ; возлагаю это на прямую обязанность председательствующего в Государственном совете. Повторяю, и это моя непременная воля, чтоб дело это теперь же было кончено. Вот уже 4 года, как оно длится и возбуждает различные опасения и ожидания как в помещиках, так и в крестьянах. Всякое дальнейшее промедление может быть пагубно для государства.

Я не могу не удивляться и не радоваться и уверен, что и вы все также радуетесь тому доверию и спокойствию, какое выказал наш добрый народ в этом деле. Желал бы то же сказать и о дворянстве, хотя опасения его до некоторой степени понятны, ибо они касаются до самых близких материальных интересов каждого; при всём том я не забываю и не забуду, что приступ к делу сделан по вызову самого дворянства, и я счастлив, что мне суждено свидетельствовать об этом перед потомством. При личных моих разговорах с губернскими предводителями дворянства и во время путешествий моих по России, при приёме дворян я не скрывал моего образа мыслей и взгляда на занимающий всех нас вопрос и говорил везде, что это преобразование не может совершиться без некоторых пожертвований с их стороны и что всё старание моё заключается в том, чтоб пожертвования эти были сколь возможно менее обременительны и тягостны для дворянства. Я надеюсь, господа, что при рассмотрении проектов, представленных в Государственный совет, вы убедитесь, что всё, что можно было сделать для ограждения выгод помещиков, сделано, если же вы найдёте нужным в чем-либо изменить или добавить представляемую работу, то я готов принять ваши замечания; но прошу только не забывать, что основанием всего дела должно быть улучшение быта крестьян и улучшение не на словах только и не на бумаге, а на самом деле.

2.jpg

Прежде чем приступить к подробному рассмотрению самого проекта, хочу изложить вкратце исторический ход этого дела. Вам известно происхождение крепостного права. Оно у нас прежде не существовало: право это установлено самодержавною властию и только самодержавная власть может уничтожить его, а на это есть моя прямая воля. Предшественники мои чувствовали всё зло крепостного права и постоянно стремились если не к прямому его уничтожению, то к постепенному ограничению произвола помещичьей власти. С этой целью при императоре Павле был издан закон о трёхдневной барщине, при императоре Александре в 1803 г. — закон о свободных хлебопашцах, а при родителе моём в 1842 г. — указ об обязанных крестьянах. Оба последние закона были основаны на добровольных соглашениях, но, к сожалению, не имели успеха. Свободных хлебопашцев всего немного более 100 т., а обязанных крестьян и того менее. Многие из вас, бывшие членами Совета при рассмотрении закона об обязанных крестьянах, вероятно, припомнят те суждения, которые происходили в присутствии самого государя. Мысль была благая, и если бы исполнение закона не было обставлено, может быть, и с умыслом, такими формами, которые останавливали его действия, то введение в исполнение этого закона тогда же во многом облегчило бы настоящее преобразование. Покойный мой родитель постоянно был занят мыслию освобождения крестьян. Я, вполне ей сочувствуя, ещё в 1856 г., перед коронациею, бывши в Москве, обратил внимание предводителей дворянства Московской губернии на необходимость заняться улучшением быта крестьян, присовокупив к тому, что крепостное право не может вечно продолжаться и что потому лучше, чтобы преобразование это совершилось сверху, чем снизу. Вскоре после того, в начале 1857 года, я учредил под личным моим председательством особый Комитет, которому поручил заняться принятием мер к постепенному освобождению крестьян. В конце того же 1857 года поступило прошение от 3-х литовских губерний, просивших дозволения приступить прямо к освобождению крестьян. Я принял это прошение, разумеется, с радостию и отвечал рескриптом 20 ноября 1857-го года на имя генерал-губернатора Назимова. В этом рескрипте указаны главные начала, на коих должно совершиться преобразование; эти главные начала должны и теперь служить основанием ваших рассуждений. Мы желали, давая личную свободу крестьянам и признавая землю собственностью помещиков, не сделать из крестьян людей бездомных и потому вредных как для помещика, так и для государства. Эта мысль служила основанием работ, представленных теперь Государственному совету Главным комитетом. Мы хотели избегнуть того, что происходило за границею, где преобразование совершалось почти везде насильственным образом; пример этому, весьма дурной, мы видели в Австрии, и именно в Галиции. Безземельное освобождение крестьян в остзейских губерниях сделало из тамошних крестьян население весьма жалкое, и только теперь, после 40 лет, нам едва удалось улучшить их быт, определив правильнее их отношения к помещикам. То же было в Царстве Польском, где свобода была дана Наполеоном без определения поземельных отношений и где безземельное освобождение крестьян имело последствием, что власть помещиков сделалась для крестьян тяжелее, чем прежнее крепостное право. Это вынудило покойного родителя моего издать в 1846 году особые правила для определения крестьян к помещикам в Царстве Польском.

Вслед за рескриптом, данным генерал-губернатору Назимову, начали поступать просьбы от дворянства других губерний, которым были даны ответы рескриптами на имя генерал-губернаторов и губернаторов подобного же содержания с первым. В этих рескриптах заключались те же главные начала и основания и разрешалось приступать к делу на тех же указанных мною началах. Вследствие того были учреждены губернские комитеты, которым для облегчения их работ была дана особая программа. Когда после данного на то срока работы комитетов начали поступать сюда, я разрешил составить особые Редакционные комиссии, которые должны были рассмотреть проекты губернских комитетов и сделать общую работу в систематическом порядке. Председателем этих Комиссий был сначала генерал-адъютант Ростовцев, а по кончине его граф Панин. Редакционные комиссии трудились в продолжение года и семи месяцев, и, несмотря на нарекания, может быть отчасти и справедливые, которым Комиссии подвергались, они окончили свою работу добросовестно и представили её в Главный комитет. Главный комитет под председательством моего брата трудился с неутомимою деятельностью и усердием. Я считаю обязанностью благодарить всех членов комитета, а брата моего в особенности, за их добросовестные труды в этом деле. Взгляды на представленную работу могут быть различны. Потому все различные мнения я выслушаю охотно; но я вправе требовать от вас одного, чтобы вы, отложив все личные интересы, действовали как государственные сановники, облечённые моим доверием. Приступая к этому важному делу, я не скрывал от себя всех тех затруднений, которые нас ожидали, и не скрываю их и теперь, но, твёрдо уповая на милость Божию, я надеюсь, что Бог нас не оставит и благословит нас кончить его для будущего благоденствия любезного нам Отечества. Теперь с Божиею помощию приступим к самому делу.

…Желая дать новое поощрение земледелию и промышленности народной соразмерно способам, какие Россия по пространству и положению своему имеет, признали Мы нужным право приобретения всяких под разными именами известных земель, без крестьян и владения всем тем, что на поверхности и в недрах их находится распространить на всех Российских подданных, кроме тех, кои причислены к помещичьим владениям. – И вследствие того предоставляем не только купечеству, мещанству и всем городским правом пользующимся, но и казенным поселянам, к какому они ведомству ни принадлежали, равномерно и отпущенным на волю от помещиков приобретать покупкою земли от всех тех, кои имеют по законам право на продажу, и утверждать таковые приобретения за собою совершением купчих каждому от своего имени в учрежденных на то местах законным порядком, собственность их ненарушимо ограждающим. Правительствующий Сенат, сходственно сему, не оставит учинить надлежащие распоряжения.

Хрестоматия по истории государства и права России. М., 2005. С. 216.

Ø Используя документ 3.1., ответьте на вопросы:

1. С какой целью создавался данный документ?

2. Каким сословиям предоставлялось право покупать земли?

3. Какое сословие, до обнародования данного документа, обладало монополией на владение землей?

4. Каким документом закреплялась сделка покупки земли?

ИЗ УКАЗА О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ КРЕСТЬЯНАМ ПОМЕЩИЧЬИМ И КРЕПОСТНЫМ ЛЮДЯМ ПРАВА ПОКУПАТЬ И ПРИОБРЕТАТЬ В СОБСТВЕННОСТЬ ЗЕМЛЮ И НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО

МАРТА 1848 г.

…Желая дать новое поощрение земледелию и промышленности народной, признали мы за благо право приобретения земель и другой недвижимой собственности, ныне крестьянам разных наименований предоставленное, распространить и на крепостных людей, с оставлением во всей силе и неприкосновенности всех существующих ныне между сими людьми и владельцами их соотношений.

Вследствие сего повелеваем:

1. Крестьянам помещичьим и вообще крепостным людям предоставить покупать и другими в законах дозволенными способами приобретать в собственность земли, домы, лавки и всякого рода недвижимые имущества, кроме лишь имений населенных, соблюдая относительно владения домами и лавками в городах общие по сему правила. Само собою разумеется, что приобретать такую собственность, а равно и отчуждать оную, крепостные люди могут не иначе как с согласия своих помещиков, надлежащим образом удостоверенного и, до совершения акта приобретения или отчуждения, в присутственном месте предъявленного.

2. Если бы некоторыми крепостными людьми, в прежнее время, куплены земли, домы или лавки на имя их помещиков, то никаких о том от крепостных людей споров не допускать и никаких по оным разысканий не делать, дозволив… помещикам… выдавать владеющим такими имуществами… купчие крепости… Выдача таких купчих беспошлинно на гербовой низшего достоинства бумаге дозволяется в течение десяти лет со дня издания настоящего указа.

Хрестоматия по истории России. М., 2006. С.232.

Ø Используя документ 3.2., ответьте на вопросы:

1. Какому сословию, по данному документу, предоставлялось право покупать и приобретать в собственность землю и недвижимое имущство?

2. Чье согласие требовалось для осуществления покупки земли крепостными людьми?

ОБ ОТПУСКЕ ПОМЕЩИКАМИ КРЕСТЬЯН СВОИХ НА ВОЛЮ ПО ЗАКЛЮЧЕНИИ УСЛОВИЙ НА ОБОЮДНОМ СОГЛАСИИ ОСНОВАННЫХ

ФЕВРАЛЯ 1803 г.

Действительный тайный советник граф Сергей Румянцев, изъявив желание некоторым из крепостных его крестьян при увольнении их утвердить в собствен­ность продажею или на других добровольных условиях участки из принадлежащих ему земель испрашивал, чтоб условия таковые, добровольно заключаемые, имели то же законное действие и силу, какое прочим крепостным обязательствам при­своено, и чтоб крестьяне, таким образом уволенные, могли оставаться в состоянии свободных земледельцев, не обязываясь входить в другой род жизни.

Находя с одной стороны, что по силе существующих законов, как-то, по Манифесту 1775 и указу 12 Декабря 1801 годов увольнение крестьян и владение уволен­ным землею в собственность дозволено; ас другой, что утверждение таковое зе­мель в собственность может во многих случаях представить помещикам разные выгоды и иметь полезное действие на ободрение земледелия и других частей Госу­дарственного хозяйства: Мы считаем справедливым и полезным, как ему графу Румянцеву, так и всем, кто из помещиков последовать примеру его пожелает, распоряжение таковое дозволить; а дабы имело оно законную силу, находим нужным постановить следующее:

1) Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретенных или ро­довых крестьян своих по одиночке, или и целым селением на волю, и вместе с тем утвердить им участок земли или и целую дачу, то сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своем через Губернского Дворянского Предводителя к Министру Внутренних Дел для рассмотрения и представления Нам; и если последует от Нас решение жела­нию его согласное, тогда предъявятся сии условия в Гражданской Палате и запи­шутся у крепостных дел со взносом узаконенных пошлин.

2) Таковые условия, сделанные помещиком с его крестьянами и у крепостных дел записанные, сохраняются как крепостные обязательства свято и нерушимо. По смерти помещика законный его наследник, или наследники, вступает во все обязанности и права, в сих условиях означенные.

3) В случае неустойки той или другой стороны в сих условиях присутственные места по жалобам разбирают и чинят взыскания по общим узаконениям о контрактах… если крестьянин или целое селение не исполнит своих обязательств: то возвращается к помещику с землею и семейством его во владение по-прежнему.

4) Крестьяне и селения, от помещиков по таковым условиям с землею отпускаемые, если не пожелают войти в другие состояния, могут оставаться на собственных их землях земледельцами и сами по себе составляют особенное состояние свободных хлебопашцев.

5) Дворовые люди и крестьяне, кои доселе отпущаемы были лично на волю с обязательством избрать род жизни, могут в положенный законами срок вступить в сие состояние свободных земледельцев, если приобретут себе земли в собственность. Сие распространяется и на тех из них, кои находятся уже в других состояниях и перейти в земледельческое пожелают, приемля на себя и все обязанности оного.

6) Крестьяне, отпущенные от помещиков на волю и владеющие землею в собственность, несут подушный казенный оклад наравне с помещичьими, отправляют рекрутскую повинность натурою и, исправляя на равнее с другими казенными крестьянами земские повинности, оброчных денег не платят.

7) Они ведаются судом и расправою в тех же местах, где и казенные крестья­не; по владениям же землею разбираются по крепостям, как владельцы недвижи­мой собственности.

8) Как скоро исполнением условий, крестьяне таковые получат землю в собственность, они будут иметь право продавать ее, закладывать и оставлять в насле­дие, не раздробляя однако ж участков менее 8 десятин; равно имеют они право вновь покупать земли, а потому и переходить из одной Губернии в другую, но не иначе как с ведома Казенной Палаты для перечисления их подушного оклада и рекрутской повинности.

9) Поелику крестьяне таковые имеют недвижимую собственность, то и могут они входить во всякие обязательства; и указы 1761 и 1765 годов, запрещающие крестьянам без дозволения их Начальств вступать в условия, на них не простира­ются.

10) В случае, ежели бы крестьяне, отпущаемые помещиком на волю с землею, состояли в казенном или частном залоге, они могут с дозволения казенных мест и с согласия частных кредиторов принимать на себя долг, на имении том лежащий, вносить в его условия, а во взыскании сего долгу, на себя ими принимаемого, поступать с ними, как с помещичьими.

Хрестоматия по истории России. М., 2006. С.230.

Ø Используя документ 3.3., ответьте на вопросы:

1. Кто был инициатором создания документа об отпуске помещиками крестьян на волю 20 февраля 1803 года?

2. Необходимо ли согласие помещика на выход крестьян из крепостного состояния?

3. Какое количество крестьян помещик мог единовременно отпустить на волю?

4. Получали ли отпущенные на волю крестьяне в собственность землю?

5. Через кого и кому подавалось прошение помещика о рассмотрении дела об отпуске крестьян на волю?

6. Кто принимал решение об удовлетворении прошения об отпуске помещичьих крестьян на волю?

7. Сохранялось ли действие решения об отпуске крестьян на волю после смерти помещика?

8. Если крестьянин или целое селение, отпущенные на волю, не исполнят обязательств по условиям договора, то могут ли они быть возвращены помещику в прежнее владение?

9. Какое сословие, состояние, составили крестьяне, отпущенные на свободу по указу 20 февраля 1803 года?

10. Кто мог вступить в состояние свободных земледельцев (хлебопашцев), помимо крестьян, отпущенных на волю по указу 20 февраля 1803 года и при каких условиях?

11. Какие обязанности должны были нести свободные земледельцы, наравне с крепостными крестьянами?

12. В каком суде рассматривались дела в отношении свободных земледельцев?

13. Свободно ли могли распоряжаться своею землею «вольные» хлебопашцы?

14. Могли ли свободные земледельцы переходить из одной губернии в другую? Если да, то при каких условиях и с чьего ведома?

О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ПОМЕЩИКАМ ЗАКЛЮЧАТЬ С КРЕСТЬЯНАМИ ДОГОВОРЫ НА ОТДАЧУ ИМ УЧАСТКОВ ЗЕМЛИ В ПОЛЬЗОВАНИЕ ЗА УСЛОВЛЕННЫЕ ПОВИННОСТИ С ПРИНЯТИЕМ КРЕСТЬЯНАМИ, ЗАКЛЮЧИВШИМИ ДОГОВОР, НАЗВАНИЯ ОБЯЗАННЫХ КРЕСТЬЯН

АПРЕЛЯ 1842 г.

В статьях 440 и 457 Свода Законов о состояниях (т.9) установлены правила, на осно­вании коих помещикам дозволено обращать крестьян своих в свободные хлебопашцы, с уступкою им в собственность помещичьих земель за определенное, по взаимному условию, вознаграждение. Желая, в общих видах государственной пользы, чтобы при заключении таковых условий, принадлежащие помещикам зем­ли, как вотчинная собственность дворянства, охранены были от отчуждения из владения дворянских родов, - Мы признали за благо… предоставить тем из помещиков, которые сами сего пожелают, заключать с крестьянами своими, по взаимному соглашению, договоры на таком основании, чтобы… помещики сохраняли принадлежащее им полное право вотчинной собствен­ности на землю, со всеми ее угодьями и богатствами, как на поверхности, так и в недрах ее, а крестьяне получали от них участки земли в пользование за условлен­ные повинности. При составлении таковых договоров помещики могут постановлять с крестьянами дальнейшие условия, по взаимному с ними соглашению, на следующих, рассмотренных в Государственном Совете и Нами утвержденных глав­ных правилах:

1. Повинности крестьян, в пользу помещиков, могут быть определены в договорах денежным оброком, произведениями, обрабатыванием помещичьей земли, или другою работою.

2. В случае неисполнения крестьянами приемлемых ими на себя по договору обязанностей, они понуждаются к тому Земскою Полицею, под руководством Уездных Предводителей Дворянства и под высшим наблюдением Губернского Правления.

3. Крестьяне, по надлежащем утверждении заключенных между ними и помещиками договоров, принимают название обязанных крестьян.

6. Помещики учреждают в селениях обязанных крестьян вотчинное управление и имеют высшее наблюдение за сельскою в них Полициею и за исполнением законов о сельском благоустройстве; им принадлежит также право суда и распра­вы в проступках и маловажных преступлениях обязанных крестьян и первоначаль­ный разбор взаимных между ими тяжб и споров.

Хрестоматия по истории России. М., 2006. С.231-232.

Хрестоматия по истории государства и права России. М., 2005. С. 220-221.

Ø Используя документ 3.4., ответьте на вопросы:

1. С какой целью был создан данный указ?

2. Получали ли крестьяне, отпущенные помещиками на волю по указу от 2 апреля 1842 года, землю в собственность?

3. При каких условиях крестьяне получали помещичьи земельные участки в пользование?

4. Какие повинности за пользование помещичьей землей, могли быть определены в договоре?

5. Какое название принимают крестьяне при утверждении заключенных между ними и помещиками договоров?

П.Д.КИСЕЛЕВ. «ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ СООБРАЖЕНИЯ О ПРЕОБРАЗОВАНИИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ИМУЩЕСТВАМИ»

«Соображения» П.Д.Киселева, утвержденные Николаем I 17 мая 1837 г., были положены в основу реформы управления казенными имениями и государственными крестьянами. 26 декабря 1837 г. было создано особое Министерство государственных имуществ, министром которого был назначен П.Д.Киселев.

Недостаток управления составлял до сего времени одну из важнейших причин, препятствующих благосостоянию государственных крестьян и благоустройству государственных имуществ…

…Управление государственными имуществами и крестьянами, по обширности круга действий и важности объемлемых им предметов, для достижения надлежащего успеха, следует сосредоточить в отдельном составе. В отношении государственных крестьян оно должно быть сообразно с настоящею степенью гражданского и нравственного их быта и вести их к благосостоянию путем ближайшего непосредственного попечительства, а в отношении собственно государственных имуществ должно соответствовать их роду и пространству. На сем основании учреждается особое министерство государственных имуществ, а в губерниях – палаты государственных имуществ. Государственные имущества и крестьяне в губерниях разделяются на округи, волости и сельские общества…

…В губерниях, в ведомство палат государственных имуществ отделяются все части управления государственными имуществами, все предметы попечительства над государственными крестьянами, свободными хлебопашцами и колонистами.

Для исполнения распоряжений палаты и ближайшего наблюдения на местах за благоустройством государственных имуществ и благосостоянием крестьян определяются окружные начальники… Окружным начальникам предоставить… дела, относящиеся до улучшения нравственного состояния крестьян, до гражданского их быта, строительной части, обеспечения продовольствия, хозяйства, податей, повинностей и защиты по судебным делам…

Земли и угодья оставляются в бессрочном пользовании обществ и предоставлением им права распределять земли между домохозяевами в том порядке, в каком они сами признают для себя удобнейшим.

Селения малоземельные или наделяются землею из свободных казенных участков, или из них производятся переселения на свободные казенные земли на основании особых правил…

Оброчная, следующая с государственных крестьян, подать, а равно подушная подать и земские повинности исчисляются по душам, но распределяются между сельскими обществами соразмерно местным выгодам от земли и промыслов каждого сельского общества.

В видах улучшения нравственности крестьян учредить для них приходские училища, для образования соответственного их званию; привлечь благонадежных священников в казенные селения, назначением им приличного содержания.

Для наблюдения в казенных селениях полицейского порядка составить сельский полицейский устав, который содержал бы в себе общие и частные правила, необходимые для сведения и руководства поселян…

При общей грамотности поселян, недоступности для них судебных форм и обрядов, и при самой ограниченности частного их достояния, предоставленную им расправу по маловажным тяжбам и проступкам устроить на определенном основании, согласив сколь возможно более с существующими законами. С сею целию учредить расправы: сельскую и волостную, и составить для них Сельский Судебный Устав, с изложением в нем порядка судопроизводства по спорам и тяжбам государственных крестьян об имуществах, проступках крестьян и наказания за оные и, наконец, порядка судопроизводства по проступкам.

Хрестоматия по истории России. М., 2006. С.232-234.

Ø Используя документ 3.5., ответьте на вопросы:

1. С какой целью было высочайше утверждено создание особого министерства государственных имуществ, а в губерниях – палаты государственных имуществ?

2. Какие дела вверялись в управление министерства и палат государственных имуществ?

3. Какая должность вводилась на местах для исполнения распоряжений палаты и наблюдения за благоустройством госимуществ и благосостоянием государственных крестьян?

4. Что входило в круг дел окружного начальника?

5. Какие учебные заведения учреждались для «улучшения нравственности крестьян» в казенных селениях?

6. Какие судебные учреждения были созданы в селениях для государственных крестьян?

П.Д. КИСЕЛЕВ . «ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ СООБРАЖЕНИЯ О ПРЕОБРАЗОВАНИИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ИМУЩЕСТВАМИ»
Недостаток управления составлял до сего времени одну из важнейших причин, препятствующих благосостоянию государственных крестьян и благоустройству государственных имуществ…
…Управление государственными имуществами и крестьянами, по обширности круга действий и важности объемлемых им предметов, для достижения надлежащего успеха, следует сосредоточить в отдельном составе. В отношении государственных крестьян оно должно быть сообразно с настоящею степенью гражданского и нравственного их быта и вести их к благосостоянию путем ближайшего непосредственного попечительства, а в отношении собственно государственных имуществ должно соответствовать их роду и пространству. На сем основании учреждается особое министерство государственных имуществ, а в губерниях — палаты государственных имуществ. Государственные имущества и крестьяне в губерниях разделяются на округа, волости и сельские общества…
…В губерниях, в ведомство палат государственных имуществ отделяются все части управления государственными имуществами, все предметы попечительства над государственными крестьянами, свободными хлебопашцами и колонистами.
Для исполнения распоряжений палаты и ближайшего наблюдения на местах за благоустройством государственных имуществ и благосостоянием крестьян определяются окружные начальники… Окружным начальникам предоставить… дела, относящиеся до улучшения нравственного состояния крестьян, до гражданского их быта, строительной части, обеспечения продовольствия, хозяйства, податей, повинностей и защиты по судебным делам…
Земли и угодья оставляются в бессрочном пользовании обществ с предоставлением им права распределять земли между домохозяевами в том порядке, в каком они сами признают для себя удобнейшим.
Селения малоземельные или наделяются землею из свободных казенных участков, или из них производятся переселения на свободные казенные земли на основании особых правил…
Оброчная, следующая с государственных крестьян, подать, а равно подушная подать и земские повинности исчисляются по душам, но распределяются между сельскими обществами соразмерно местным выгодам от земли и промыслов каждого сельского общества.
В видах улучшения нравственности крестьян учредить для них приходские училища, для образования соответственного их званию; привлечь благонадежных священников в казенные селения, назначением им приличного содержания.
Для наблюдения в казенных селениях полицейского порядка составить сельский полицейский устав, который содержал бы в себе общие и частные правила, необходимые для сведения и руководства поселян…
При общей безграмотности поселян, недоступности для них судебных форм и обрядов, и при самой ограниченности частного их достояния, предоставленную им расправу по маловажным тяжбам и проступкам устроить на определенном основании, согласив сколь возможно более с существующими законами. С сею целию учредить расправы: сельскую и волостную, и составить для них Сельский Судебный Устав, с изложением в нем порядка судопроизводства по спорам и тяжбам государственных крестьян об имуществах, проступках крестьян и наказаниях за оные и, наконец, порядка судопроизводства по проступкам.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Итоговое тестирование по истории "Россия в годы правления Александра I"

Итоговое тестирование по теме «Россия в годы правления Александра I .

А1. Какое событие произошло раньше других

1)Учреждение Государственного совета 2) создание военных поселений

3) указ о запрете всех тайных организаций 4)принятие указа о «вольных хлебопашцах»

А2. Политический строй в России в XIX в. - это

1) парламентская монархия 2) конституционная монархия 3) республика 4) самодержавие

А3. Владение землей и крепостными, сословное самоуправление, освобождение от рекрутской повинности, налогов и телесных наказаний являлось привилегией

1)дворянства 2) мещанства 3) купечества 4) казачества

А4. Неофициальный совещательный орган при императоре Александре I назывался

1)Тайный совет 2) Ближняя дума 3) Тайная канцелярия 4)Негласный комитет

А5. Программный документ Южного общества, написанный П.И. Пестелем, назывался:

1) Свод законов Российской Империи 2) «Русская правда»

3) Тайная канцелярия 4) «Зеленая книга»

А6. Государственный совет - это

1) высшее законосовещательное учреждение при императоре

2) высший законодательный представительный орган власти

3) высший орган надзора и сыска 4) высшее церковное учреждение

А7. С событиями отечественной войны 1812 г. было связано понятие

1) Континентальная блокада 2) Тарутинский маневр 3) имамат 4) Тильзитский мир

А8. Какие из перечисленных событий произошли в царствование Александра 1

А) Отечественная война Б) крестьянская война под предводительством Е. Пугачева

В) создание военных поселений Г) отмена крепостного гнета Д) второй и третий разделы Речи Посполитой Е) создание Царскосельского лицея

Укажите верный ответ:

1) ВГЕ 2) БГД 3) АВЕ 4) АГЕ

А9. Какие из названных событий связаны с внешнеполитической деятельностью Александра 1?

А) Венский конгресс Б) Священный союз В) оборона Севастополя Г) Полтавская битва

Д) Азовские походы Е) присоединение Финляндии к Речи Посполитой

Укажите верный ответ:

1) АГД 2) БГД 3) АБЕ 4) АВГ

А10. Разработку проекта отмены крепостного права Александр 1 поручил

1) Н.Н. Новосельцеву 2) П.А. Строганову 3) М. И. Платову 4) А.А. Аракчееву

А11. Известными военачальниками Отечественной войны 1812 г. были

1) М.И. Кутузов, П.И. Багратион 2) А.И. Барятинский, Я. П. Бакланов

3) А.В. Суворов, Г.А. Потемкин 4) П.С. Нахимов, В.А. Корнилов

А 12. Итогом деятельности Северного и Южного общества стало(-а,-и)

1) восстание декабристов на Сенатской площади в Петербурге 2) замена коллегий министерствами

3) принятие Конституции Царства Польского 4) заграничные походы русской армии

А13. С решением восточного вопроса в годы правления Александра 1 связана война России с

1) Англией 2) Францией 3) Финляндией 4) Турцией

А 14. Правление Александра 1 в последние годы характеризовалось

1) продолжением реформаторского курса 2) отменой привилегий дворян

3) поддержкой тайных обществ со стороны правительства 4) отказом от проведения реформ

А 14. Главной причиной торможения экономического развития страны в начале 19 в. было

1) господство феодально-крепостнической системы 2) развитие внутреннего рынка

3) появление капиталистых крестьян 4) начало промышленного переворота

В1. Расположите в хронологической последовательности следующие события.

1) изгнание наполеоновских войск из России 2) учреждение Государственного совета

3) указ о «вольных хлебопашцах» 4) создание Северного и Южного обществ

В2. Установите соответствие между фамилиями исторических деятелей и разработанными ими программными документами, проектами .

А) Н.Н. Новосельцев

Б) М.М. Сперанский

1) «Введение к уложению государственных законов»

2) «Уставная грамота Российской Империи»

3) проект освобождения помещичьих крестьян

5) «Предварительные соображения об управлении государственными имуществами»

В Манифесте об учреждении Государственного Совета, в 1 день Января сего года изданном, постановлено между прочим, чтоб устройство Министерств ныне существующее довершить разными дополнениями, кои по опыту протекших лет признаны необходимыми.

Истинный разум сих дополнений состоит в том, чтобы в разделении дел Государственных ввести более соразмерности, установить в производстве их более единообразия, сократить и облегчить их движение, означить с точностью пределы власти и ответственности, и тем самым доставить порядку исполнительному более способов к скорому и точному законов исполнению.

На сих главных правилах основав окончательное устройство Министерств, признали Мы за благо соединить все учреждения, к сему относящиеся, в общем Министерском Уставе, который в след за сим имеет быть издан ко всеобщему сведению и исполнению.

Между тем, доколе Устав сей по начертанию главных его правил будет дополняем частным образованием каждого Министерства, как то: подробным составлением штатов и учреждениями Департаментов, признали Мы нужным привести ныне же в действие, принятое в сем общем начертании разделение Государственных дел, и означив предметы, каждому управлению принадлежащие.

В следствие сего, вняв мнению Государственного Совета, постановляем:

I.О разделении Государственных дел:

§1. Все дела Государственные в порядке исполнительном разделяются на пять главных частей:

II.Устройство внешней безопасности.

IV.Устройство Суда Гражданского и Уголовного.

V.Устройство внутренней безопасности.

§2. Число министерств и Главных управлений в каждой части определяется пространством ее и существом дел.

§3. На сем основано следующее Государственных дел разделение:

1) Внешние сношения: Министерство Иностранных дел.

2) Устройство внешней безопасности: Министерство Военное. Министерство Морское.

4) Устройство Суда: Министерство Юстиции.

5) Устройство внутренней безопасности: Для общего соображения и главного управления всех предметов, принадлежащих к Государственной Полиции, кои доселе ведомы были в Министерстве Внутренних дел, восстановляется прежде существовавшее звание Генерал-Полицмейстера , под именем Министра Полиции .

§4. В числе Государственных дел предметы, относящиеся к Духовенству православного Грекороссийского исповедания, имеют свое средоточие в Св. Синоде и не требуют в образе главного их управления никакого дополнения. Но дела Духовенства разных других исповеданий, ныне рассеянные по разным Департаментам, требуют совокупности. В сем уважении к числу Министерств вышеозначенных присоединяется Главное Управление духовных дел разных исповеданий.

II.Означение предметов каждого Министерства и Главного Управления.

§5. Предметы и принадлежности Министерств: Иностранных дел, обоих Военных и Юстиции, остаются в тех пределах, какие в Манифесте 8 Сентября 1802 года для них постановлены.

§6. Главный предмет Министерства Внутренних дел есть попечение о распространении и поощрении земледелия и промышленности. По сему следующие роды дел принадлежат к сему Министерству.

1) Дела о поощрении земледелия, колоний, внутренние переселения и разные ветви хозяйства, к сей части принадлежащие. 2) Фабрики. 3) Внутренняя торговля. 4) Почты. 5) Публичные здания.

§7. К предметам, кои доселе состояли в ведомстве Министерства Народного Просвещения, присоединяются все вообще Академии и учебные их заведения, исключая Духовных. Те Академии, кои имеют Главных Директоров, остаются в управлении их на точном основании особенных их Уставов, сохраняя однако же во всех делах Государственных непрерывную связь и отношение к Министру Народного Просвещения.

§8. Управление Государственными доходами и расходами делится на три части, из коих первая под именем Министерства Финансов ведает все источники доходов, как то: управление Государственными имуществами, дела горные, соляные, сборы и пошлины всякого рода, в том числе и управление Таможен, доходы городские и земские денежные повинности, дела монетные. Банковые и прочее. Во второй части под именем Государственного Казначейства ведается движение сумм в доход поступивших, Казначейство Остаточное или запасов, Казначейство текущих расходов платеж долгов и пенсионов и прочее. В третьей части под именем ревизии Государственных счетов, ведается поверка счетов по всем Департаментам Военным и Гражданским.

§9. Управление дел первого рода принадлежит Министру Финансов, Второго Государственному Казначею; для управления дел по ревизии счетов установляется звание Государственного Контролера.

§10. Все сии три части остаются соединенными в настоящем их порядке управления, две первые, доколе по общему плану Финансов дела сии приведены будут в окончательное устройство; последняя же до определения Государственного Контролера.

§13. К Главному Управлению Духовных дел Иностранных исповеданий принадлежат все предметы, относящиеся к Духовенству разных иностранных религий и исповеданий, исключая судных их дел, кои по прежнему поступать имеют в Правительствующий Сенат.

§14. Все предметы Министерств вышеозначенных имеют быть с подробностью определены в общем Министерском Уставе.

§15. На основании сего общего разделения Государственных дел, неукоснительно имеет быть произведено размещение разных частей, о чем и даны будут каждому министерству особенные подробные предписания.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: