Эпоха юань 1276 1368 гг особенности государственно правовой системы

Обновлено: 26.04.2024

*Эпоха Шести династий (Лючао) – период в истории Китая с 220 по 589 год, когда за исключением короткого времени (265-304 гг.) на землях Китая существовало несколько государств, а земли северного Китая и его древние столицы оказались под властью «варваров».

  • Троецарствие (220-280)
  • Западная Цзинь (265—316)
  • Эпоха «16 царств и пяти варварских народов» (305—439)
  • Восточная Цзинь (317—420)
  • Эпоха Нань Бэй Чао - южных и северных царств. (420 —589).

Троецарствие и основание империи Цзинь

Империя Хань распалась и прекратила свое существование в 220 г. н. э. Власть в свои руки взяли полководцы основавшие собственные государства - Вэй, У и Хань-Шу.

Рисунок 1. Троецарствие. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Началась эпоха «троецарствия», но она продолжалась недолго. В царстве Вэй к власти пришел род Сым. Государству Вэй удалось разгромить и присоединить царство Хань-Шу. В 265 г. Сым Янь заставил последнего правителя царства Вэй отдать власть ему. Так появилась империя Цзинь, которая в 280 г. присоединила и южное царство с коротким названием У. Так, Китай, пусть и ненадолго стал единым.

Сым Янь ввел для крестьян надельную систему. Согласно ей за каждым крестьянином, мужчиной и женщиной, было закреплено право получить земельный надел с условием выплаты денежного и натурального налога. Эта мера на долгое время определила социальную структура китайского общества, и способы управления им.

Другая реформа Сыма Яня в ходе которой в распоряжении своих родственников им было передано более 20 областей империи Цзинь привела к катастрофическим последствиям. Местные правители получили титул ванов, имели собственные армии и стали полными хозяевами в своих уделах.

Готовые работы на аналогичную тему

А после смерти Сыма Яня в 290 г. началась «смута восьми ванов», что привело к кровавым распрям, набегам кочевников с севера. Наступила новая эпоха.

Эпоха «16 царств и пяти варварских народов» (305—439 гг.)

Причиной, сделавшей Северный Китай подчиненным варварским северным племенам, стала борьба родственников императора государства Цзинь за власть. Разные кланы использовали племена хунну, сяньби и другие народы в своих целях. Одним из таких претендентов на власть в империи Цзинь стал Сыма Ин. Он помог объединить племена хунну под властью Ли Юаня, который объявил в скором времени о создании собственного государства, которому дал название Хань.

Тем временем на юге была провозглашена новая династия Восточная Цзинь со столицей в Цзянкане, современном Нанкине.

В результате кровавых междоусобиц в 330 г. весь северный Китай объединила империя Позднее Чжао во главе с неграмотным правителем из народа цзе по имени Ши Лэ. Раннее Чжао как раз погибло от рук воинов Ши Лэ. После его смерти в 333 г. к власти пришел брат покойного Ши Ху. Он ценил китайскую культуру, хотя и варвары в целом её презирали. В его государстве начинает распространяться широко буддизм. Но это не мешало возникать восстаниям против власти правителя и их подавлению с помощью войск кочевников.

В 350 г. к власти пришел приемный сын Ши Минь, китаец по происхождению. Он приказал истреблять варваров и всех, кто был на них похож внешне. И попросил военной помощи у империи Восточная Цзинь. Империя откликнулась на просьбу и прислала громадное войско, если верить источникам, численностью в 300 тысяч человек. На помощь разгромленным народам хунну и цзэ пришли другие северные варвары и они смогли разбить китайские войска.

В результате весь северный Китай оказался под властью царства Ранняя Цинь. Наибольшего расцвета это государство достигло при правителе Фу Цзяне (357-385). Он старался восстанавливать дороги и города, ценил знания ученых – конфуцианцев. Попытка захватить Южную империю Восточная Цинь обернулась страшным поражением в 383 г. Ранняя Цинь перестала быть могущественной державой, а Северный Китай ещё на полвека стал местом противостояния варварских племен.

Восточная Цзинь

Южный Китай был первоначально слабо освоен и заселен китайцами. Но после вторжения варваров и падении империи Западная Цзинь поток переселенцев не переставал. В результате переселенцы ассимилировали местное население. Местное же население считалось не вполне китайским и их называли людьми царства У.

Правящая верхушка империи, состоявшая из выходцев с севера Китая, старалась не делиться своим высоким статусом ни с местными аристократами, ни со служивыми простолюдинами. А вот северянам доверяли больше, потеряв всё, они полностью зависели от государственного жалованья. Первоначально до 341 г. незнатные северяне даже не платили налогов, в то время как южане платили всё по полной программе.

Территория страны сократилась, а расходы двора и армии остались высокими, что привело к росту налогов в три раза по сравнению с периодом Троецарствия. Империю не раз сотрясали восстания крестьян и провинциальной знати. Наиболее опасным для власти стало восстание, ядром которой стала старая даосская секта под названием «Учение о пяти ковшах риса». Восстанием руководили потомки местной династии У, к ним примкнули крестьяне, бродяги и ряд южных аристократов. Им удалось захватить приморский город Гуанчжоу и угрожать столице империи.

Лишь помощь ветеранов войн с северными варварами смогла переломить ситуацию, и в 412 г. большая часть восставших была разбита. А в следующем году было отменено право северян не платить налоги, и они, стали их выплачивать наравне с южанами.

Но за победу над восставшими пришлось заплатить потерей завоеванных земель на Севере. Полководец Лю Юй, воевавший против варваров и бунтовщиков, решил назначить крайними, потомков северян, действующую власть во главе с императором. В результате в 420 г. полководец Лю Юй захватил власть, провозгласил себя императором и основал династию Южная Сун.

Эпоха Южных и Северных царств

Период с 420 по 589 г. называется в китайской традиции «Эпохой южных и северных царств» ( Нань Бэй Чао). На севере выделилось государство народности тобгачей Северная Вэй. На юге за рекой Янцзы существовала империя Южная Сун.

Рисунок 2. Эпоха Южных и Северных царств. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Северная Вэй.

Племя кочевников тоба, во главе со своим предводителем Тоба Гуем к началу второй трети V в. смогли распространить свою власть на все земли Северного Китая, восстановить контроль над восточными участками Великого шелкового пути, и удачно воевать с северными кочевниками- жужанями. В 399 г. Тоба Гунь провозгласил себя императором. Его сын Тоба Хун вел курс на «китаизацию» правящего класса. В 495 г. аристократам из народа тоба запрещено было разговаривать на своем родном языке, велено было жениться на китаянках и брать себе китайские фамилии. Сама правящая династия стала называться Юань, а китайская элита была приравнена к тобгачской. Таким образом, правитель пытался соединить китайцев и тобгачей хотя бы на уровне правящей верхушки.

Была возрождена надельная система Сыма Яня. Новшество заключалось в том, дополнительный надел давался теперь и на раба или буйвола. Но крестьяне всё равно бежали от податей под опеку богатых землевладельцев, что вело к ослаблению центральной власти.

В начале и в середине VI в. правители северных государств и правящая верхушка, потомки кочевников склонялись к союзу с могущественным Тюркским каганатом, появившимся в 551 г.

К этому времени китайцы уже были в большинстве при дворе и в армии северных варварских государств, и им совсем не нравился союз с ещё одними кочевниками, и последствиями этого союза для Китая.

В результате военачальник Ян Цзянь царства Северная Чжоу в 581 г. провозгласил себя императором новой империи Суй. А в 589 г. правитель новой империи захватил и юг страны, покорив пришедших на смену династии Сун и Ци правителей государства Чэнь.

В начале XIII века в Китай вторгаются монголы, до этого монголы были лишь частью огромной степной общины, которую в Китае называли «татарами». Их прародители – ранние монгольские общины, одними из которых были кидане, кидане являлись степными кочевниками, разводили лошадей и крупный рогатый скот, кочевали вместе со своими стадами и организовывали небольшие родоплеменные общины, связанные единством происхождения, языком и культурой.

Соседство с более развитым во всех сферах Китаем, еще больше способствовало ускорению процесса создания племён, которые после превращались в мощные племенные союзы во главе с воинственными вождями.

В 1206 на всеобщем монгольском собрании вождём всех монголов провозгласили победившего в междоусобной борьбе Темучина, который после принял титул Чингисхана.

Юань – государство монголов, главной частью которого были территории Китая в период (1271-1368), основал его внук Чингисхана, монгольский каган Хубилай, завершивший завоевание Китая в 1279 году.

Падение империи Юань случилось в результате восстания Красных повязок 1351-1368.

Восстание красных повязок – китайское движение, созданное против господства монгольской империи Юань, которое завершилось падением империи монголов,

Основание империи Юань

Хубилай-хан заимствовал множество обычаев и традиций от предыдущих империй, господствовавших в Китае, с самого раннего возраста к нему были приставлены наставники китайского происхождения, которые рассказывали ему историю Китая, а уже после давали советы и наставления по вопросам управления империей.

Готовые работы на аналогичную тему

В 1270 г. Хубилай планирует массовое наступление на империю Сун, расположенную в Южном Китае. К 1273 году Хубилай блокировал реку Янцзы своим флотом и усилил давление на Сянъян, главное препятствие для завоевания Янцзы.

К 1276 году основная часть территории империи Сун была захвачена Юанем. Спустя три года армия империи Юань во главе с китайским генералом Чжаном сломила последнее сопротивление в сражении близ Гуанчжоу, так пала империя Южной Сун и начинается история единого Китая. Многие историки положительно относятся к империи Юань именно за воссоединение Китая после многих лет раздробленности, которая началась еще во времена империи Тан.

Основав империю Юань, Хубилай-хан начинает испытывать сильное политическое давление своих союзников, которые требовали расширить границы влияния империи, на эту идею было потрачено много ресурсов, как финансовых, так и человеческих. Были организованы масштабные экспедиции во Вьетнам, Японию на остров Ява, которые не имели успеха, учредить подвластное себе государство Хубилай смог лишь в Мьянме, что в итоге вызвало большие волнения и проблемы в данном регионе.

Дело в том, что монголы рассматривали Китай в качестве объекта для эксплуатации, в итоги все самые высокие посты при правительстве были заняты исключительно монголами. На более низком уровне стояли иностранцы, их монголы ставили на высокие административные должности. Рангом ниже иностранцев находились северные китайцы, территории которых были завоеваны у империи Цзинь. Самую низкую и самую не уважаемую группу составляли южные китайцы - бывшие подданные империи Сун.

Монголам удалось вернуть все утраченные Китаем территории во время империи Сун, завоевали Тибет, при это не приложив особых военных усилий, тибетские монахи после сыграли важную роль в культурной жизни Китая.

Из стратегических соображений монголы организовали свою столицу на месте современного Пекина, а после обратились к старой китайской идее соединения столиц с другой более преуспевающей в экономическом плане регионом с помощью Великого канала, в результате долина нижнего течения реки Янцзы сохранила свое положение главного экономического центра.

Восстание Красных повязок

Знаменитое восстание Красных повязок началось с незначительных бунтов крестьян, под руководством разных тайных религиозных организаций (общество Белого лотоса); постепенно восстание разрасталось и его масштабы увеличивались. Противостояние длинною в семнадцать лет стало одним из самых грандиозных движений на территории Восточной Азии за всю её многовековую историю.

Ущемления прав китайцев было очевидным и не знало никаких границ, китайцы не могли носить оружие, менять место работы, соответственно на шахтах, где были невыносимые условия, увеличилась смертность. Дискриминация коснулась и мер наказания за правонарушения и преступления, так если китаец убивал монгола, то ему грозила смертная казнь, в свою очередь монгол отделывался штрафом, в итоге в стране процветала коррупция и даже сами монголы не могли ее искоренить.

Армия повстанцев начинает громить буддийские храмы и монастыри. Маленькими отрядами "красные повязки" наносят удары, как им казалось, по самым опасным частям монгольского правительства, под горячую руку также попадали и невинные китайские чиновники. Воинственный настрой добавляло осознание того, что терять больше нечего, в отряды красных повязок уходили солдаты, разорившиеся крестьяне и торговцы.

1357-1358 гг. были периодом пика восстания «красных войск» Лю Футуна, а также кульминационным в ходе восстания Сюй Шоухуя – Чэнь Юляня. Чжу Юаньчжан в течение года сумел изгнать из подконтрольных территорий последние правительственные армии, а также стабилизировать территорию с владениями Чжан Шичэна, так как последний к тому времени уже не представлял для него какой-либо значительной угрозы с конца 1357 года Чжу приостанавливает наступление и переходит к обороне.

Итоги восстания

Хотя восстание с самого начала подстрекалось разными религиозными движениями, придя к власти, новый монарх первым делом разгромил своих бывших союзников-сектантов и наложил запрет на создание любых тайных обществ. Главную роль в государственной идеологии заняло неоконфуцианское учение Чжу Си, известного философа империи Сун.

Великая империя Мин – это государство под управлением династии Мин, которая правила Китаем с 1368 по 1644 гг., после того как он отделился от монгольской империи Юань. Империя Мин пала в 1644 году из-за восстания Ли Цзычэна, но половина Китая все равно оставалась под контролем режима Южной Мин вплоть до 1662 года.

Ли Цзычэн – предводитель крестьянского восстания в северной части Китая, которое в итоге привело к свержению империи Мин

Начало правления

С приходом к власти династии Мин было полностью ликвидировано господство монголов и положены основы хозяйственной и политической систем, которые отвечали представлениям китайцев об идеальной государственной системе. Самый расцвет могущества Минской империи пришелся на начало XV века.

Изгнав монголов с территории китайской империи (монголы были изгнаны на север, после чего они начали осваивать обширные степи современной Монголии), армия империи Мин провела несколько успешных военных походов на юг, во Вьетнам.

В начале правления Минской династии Китай переживал расцвет культуры, китайские торговцы без опасения переплывали Индийский океан, развивалось китайское искусство – появляется знаменитый китайский фарфор.

Сразу после прихода к власти династии Мин были предприняты меры для улучшения положения и жизни крестьян, так как именно благодаря им, произошла смена власти. Династия Мин вернула на Севере систему наделов, которая ликвидировала экономическую силу землевладельческой верхушки (северокитайской), которая раньше была союзниками династии Юань. В Южной части все было наоборот – помещичье владение землями было сохранено. В это время прослеживается рост городской экономики, модернизируется налоговой система страны.

Во времена династии Мин была организована могущественная армия, количество воинов в ней превышало 1 миллион, до сих пор многие историки утверждают, что ранняя Минская империя была одним из самых сильных и процветающих государств в мире.

Готовые работы на аналогичную тему

Несмотря на успешное правление двух первых императоров – Чжу Юаньчжана и его сына Чжу Ди, постепенно идеальная государственная система начала давать трещину, уже в начале XVII века система была сильно пропитана коррупцией, императоры практически не интересовались политикой, а вся власть сосредоточилась в руках их советников и приближенных ко двору императора. Кризис в стране также коснулся и аграрной системы, после того как окружение императора начало приватизировать государственные земли весь государственный сектор почти исчез.

Религия в эпоху Мин

Во времена династии Мин в Китае господствовало неоконфуцианство.

Неоконфуцианство – западное название синкретической китайской философской системы, которая сформировалась в XI-XVI веках (во времена правления династии Сун и Мин).

В конце XIV века прослеживается стремление власти ограничить влияние буддизма и даосизма, что начало приводить к появлению религиозных сектанских групп. Еще одной важной чертой религиозной жизни страны в эпоху Мин была «китаизация» местного мусульманского населения.

Становление и падение династии Мин

Последующие после Чжу Ди правители были слабыми и практически не вникали в дела страны.

Одним из сильных императоров династии Мин еще Чэн-цзу (1403-1424), на какое-то время он сумел укрепить империю и даже организовал пять военных походов против монголов, он же перенес столицу из города Нанкина в Пекин, где был возведен знаменитый дворец, который получил название «Запретного города».

Помимо этого китайский флот, под командованием Чжэн Хэ, в период с 1405 по 1433 гг. совершил ряд успешных морских походов в Индию и к восточному берегу Африки. Масштабы экспедиции были достаточно внушительными: флот состоял из большого числа многопалубных фрегатов с командой из нескольких сотен человек.

Рисунок 1. Морская экспедиция. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Эти экспедиции обошлись очень дорого для всего Китая, а экономической выгоды практически не принесли, в итоге было решено прекратить эти ни к чему не приводящие путешествия, а корабли демонтировали.

Переломным моментом для всей Минской династии стало крестьянское восстание, которое возглавил Ли Цзычэн. В 1644 году армия под его командованием захватила Пекин, а Ли Цзычэн провозгласил себя императором, но маньчжуры быстро свергли новую династию.

Маньчжуры – организовали на северо-востоке Китая молодое но мощное государство, которым правил клан Нурхаци, воспользовавшись восстанием Ли Цзычэна, они заняли Пекин и присоединили Китай к маньчжурской империи Цин.

Даже после этих печальных событий, сопротивление маньчжурам продолжил оказывать Чжэн Чэнгун, который выдворил голландцев с Тайваня и организовал на этом острове отдельное государство. Чжэны правили Тайванем и вели непрекращающиеся войны с маньчжурами под флагом империи Мин ещё около двадцати лет.

Значение династии Мин

Для китайской истории эпоха Мин является уникальной, развитие такого государственного образования способствовало продолжению традиции демографических циклов в истории великого государства, став пятым циклом, который, как и все предыдущие прошел через все стадии: расцвета, становления, кризиса и падения. Некоторые исследователи отмечают, что династия Мин завершила путь императорского Китая, а хозяйственная и культурная жизнь страны окончательно сформировалась и приобрела законченный вид.

Положение империи Мин усугубилось тем, что, несмотря на успешные географические открытия - она предпочитала остаться закрытой для внешнего мира, это и стало переломным для неё, так как она не смогла устоять под ударом вторгшихся с севера маньчжуров.

Маньчжурское иго провозглашенной династии Цин, можно сказать, было навязано стране во времена европейских буржуазных революций, что обрекло Китай еще на целых 268 лет политического и социально-экономического застоя перед нарастающей колониальной экспансией со стороны Европы. Две очень могущественные династии – Мин и Цин. Но отличия между династиями были значительными: первая дала возможность народу выйти на новый прогрессивный путь, позволила крестьянам почувствовать себя свободными и значимыми для страны. Вторая, напротив уничтожила все то, что было создано посильным и многолетним трудом и сделала государство закрытым от внешнего мира.



Восстание «красных повязок». Современная картина

Вступление

После смерти Хубилая или первого императора империи династии Юань, Юань Шицзу в 1294 году, империя занимала огромную территорию всего Китая, Тибета и Монголии, зависимыми от империи были и корейское государство, и многие пограничные страны Юго-Восточной Азии. А земли, которые входили в кочевую монгольскую империю, созданную Чингисханом, уже фактически не подчинялись Ханбалыку (г. Пекин).

Кочевая империя монголов, как и другие, менее обширные аналогичные «государства», просуществовали недолго. Но власть чингисидов сохранилась во многих странах от Волги до Желтого моря.

Так же как и в других землях, подчиненных монголами, в империи Юань началась усобица между правящими монгольскими кликами. Одновременно вспыхнула с новой силой никогда не прекращающаяся борьба китайцев против захватчиков.

Я уже писал в предыдущих статьях на ВО, посвящённых китайским войнам монголов, о том, что в Китае установилась жёсткая этническая вертикаль, где китайцы из бывшей империи Южная Сун были самого низкого социального статуса. И это несмотря на то, что Сун была самым развитым государством в Китае, и в экономическом, и в социальном плане. Из-за монгольского завоевания почти половина населения завоеванных земель попала в рабство. Китайцам запрещалось носить оружие, иметь коней и сопротивляться монголам.

Если монгол избивал китайца, последний мог только написать заявление, но он не имел никакого права оказывать сопротивление. Китайцы не могли охотиться, а вернувшись из похода, были обязаны тотчас же сдать оружие. Все эти нарушения карались смертью.

Многочисленные войны империи Юань закончились со смертью Хубилая. Следует сказать, что для правящего этноса, монголов, они уже не приносили той выгоды, как войны Чингисхана и Мункэ.

Во-первых, после захвата сверхбогатых земель на западе, в Средней и Передней Азии, и в Китае, юаньским монголам приходилось воевать в сложных климатических условиях Юго-Восточной Азии с бедными (по сравнению с той же Сунн) государствами. А военные усилия приходилось прилагать, если не такие же, то как минимум не меньшие, чем ранее.

И это все в период, когда после всемонгольского завоевания Сун власть великого хана из Каракорума, а потом из Ханбалыка, стала номинальной. В завоевании Сун, по косвенным данным, участвовали даже русские из Золотой Орды. Никто больше в Китай воинских сил из других земель, где господствовали чингисиды, не присылал. Более того, наследники Чагадая повели бескомпромиссную борьбу против Великого хана и императора Юань, отвоевав у него Турфанское княжество уйгуров.

В таких условиях монгольские роды, поселившиеся в Китае, сосредоточили свои усилия не на военных походах, а на нещадной эксплуатации китайского населения. Попытка верховной власти скорректировать эту ситуацию вызывала сопротивление со стороны монгольских найонов, которые одновременно требовали и поддержки.

«Юань Ши» сообщает:

«Батур Гурун доложил Хубилаю, что его простой народ, 1185 дворов, обеднел и нуждается, Хубилай пожаловал его серебром на 15150 лян».

Император Хуэйцзун

Так случилось, что последние годы существования империи Юань были связаны с императором Тогон Тэмур (Ухагату-хан) или Хуэйцзун (1320–1370 гг.) Он вступил на престол мальчиком, в то время как вся власть сосредоточилась в руках Баяна. Баян опирался на гвардию, состоявшую из монголов, тюрок, аланов, русских и пр.

Это был сторонник монгольских традиций и, как сказали бы сегодня, консерватор. Он провозгласил порядок возврата к традициям Хубилая, когда четко соблюдались правила и «правящий народ» был в почете, а любые действия китайских чиновников жестко контролировал Великий хан. Понятно, что это была стандартная ошибка консервативного мышления, когда идеал виделся в институтах, неприменимых к новым историческим реалиям. А их реанимация только усугубляла ситуацию в управлении.

Кочевники с момента основания Юань быстро оседали и перенимали китайские традиции, и началось это именно в конце правления Хубилая, который и сам активно перенимал китайские традиции, правда, будучи еще монгольским богатырем, чего не скажешь про последнего императора Юань.

Баян не доверял китайским чиновникам, часто казнил их, обвиняя в организации восстаний, хотя китайские чиновники верноподданнически поддерживали государственную систему Юань.

Он предлагал даже истребить всех китайцев определенных фамилий для устрашения других. Он постоянно ужесточал законодательство против китайцев: никакого сопротивления монголам и никакого оружия, даже плетей с железными наконечниками, а против малейшего неповиновения проводил репрессии. Опасения Бояна были понятны, так как китайцы подавляли монгольских захватчиков своей численностью. Как монгол, не доверял Боян и сэму, хотя и они, и китайские чиновники были лояльны захватчикам. Это сильно подрывало силы империи.

Одновременно эта политика монгольского министра вступала в противоречие и с монголами, которые приняли китайские традиции, и прежде всего с императором, воспитанном в конфуцианстве. Он обвинял и императора, и сэму, и даже монголов его двора, в преклонении перед конфуцианством и китайской культурой.

Сложно сказать, насколько его консерватизм отражал его монгольский дух, но вот его нападки на преданных чиновников императора вносили раскол в правящую верхушку, перед лицом крайнего недовольства народа правительством Юань. Это не устраивало молодого императора, который силами своей разноплеменной свиты, включая монголов, отрешил от власти Баяна. Он покончил жизнь самоубийством в 1340 году, император переподчинил себе гвардию и стал полноправным правителем, на место Баяна назначив его племянника Токто.

Токто последовательно отстаивал государственные интересы. Конфуцианская система управления, рассматриваемая правящей верхушкой как основополагающая в Юань, была восстановлена. Наследник Аюширидар, сын корейской принцессы, получил конфуцианское образование.

Конечно, император оставался монголом. Он любил охоту, восхищался боевыми конями. Несмотря на отличное образование, делами он занимался от случая к случаю, проводя время в праздности и разврате, участвуя в оргиях. Что вызывало приливы гнева и стыда у его сына Аюширидара.



Традиционно артисты китайской оперы и театра пользовались большим авторитетом в Китае. Популярны они и сегодня. Знаменитая труппа театра. Эпоха империи династии Юань. Стенная роспись. Зал принца Минъина. Храм гуаншэн. Уезд Хундун. Провинция Шанси

В управлении наблюдалось отсутствие системности, чего бы мы никогда не сказали ни об управлении Чингизхана, ни об Угэдэе, Мункэ или Хубилае. А неконтролируемые расходы власти расшатывали не только финансы страны, но и саму страну.

Монгольские императоры, постоянно выкачивающие средства из покоренных, долгое время не могли навести порядок в ирригационной системе грозной китайской реки – Хуанхэ, разлив которой и послужил причиной грандиозного восстания.

В 1350 году было принято решение начать ремонт дамб, для чего силой согнали 150 тысяч крестьян и 20 тысяч солдат, которые жили в ужасных условиях, постоянно избиваемые стражей за малейшие провинности.

И в 1352 году, в Хаочжоу (Фэньяне, провинция Анихуэй) началось восстание на дамбе. Если в конце XIII века восстания «разбойников», как они именовались в официальных документах империи Юань, были многочисленными, но локальными: от 200 до 400, то по-другому сложилась ситуация на Хуанхэ.

Всё больше народа вступало в борьбу с монголами. А давление монголов на широкие массы через китайских чиновников сплетали воедино борьбу за национальную независимость и за социальные и экономические свободы, недаром в народной песне этого времени пели:

«До бога высоко, до императора далеко, мало людей, да много чиновников, и всякий раз бьют по три раза. Что мы можем еще, кроме как поднять восстание».

Начало восстания на севере

В Китае действовала антимонгольская организация «Белого лотоса», именно её сторонники встали во главе восстаний на севере Китая, на юге и в центре страны.

Крестьянин Хань Шаньтун готовился к восстанию против монголов, и вот подвернулся повод. Его дед был главой тайной организации «Белого лотоса», которая вербовала в свою секту всех недовольных. Монголы запретили её, как экстремистскую, говоря современным языком, ещё в 1308 году.

Хань Шаньтун проповедовал, что появится Будда Майтрейя, и будут перебиты «все татары и туркестанцы».

В 1351 году было согнано 150 тысяч крестьян для ремонта дамбы на Хуанхэ. Хань Шаньтун и Люй Футун решили, что момент настал. План был таков: они сделали из камня фигуру одноглазого человека с надписью на спине:

Скульптуру они закопали на дамбе и стали распространять слух о том, что каменный человек с одним глазом поднимет восстание. В конце апреля камень нашли землекопы, слух о нём пошел по всей стране, и в мае вспыхнуло восстание.

Хань Шаньтун объявил, что он вернулся из Японии, и является наследником династии Сун, а Люй Футун был объявлен потомком сунского полководца.

Восставшие войска получили наименования тигриные, а их вождем становился дракон, который должен был разрушить Юань и восстановить Сун. Они изобразили эту картину на огромном флаге повстанцев.

Воины принесли в жертву белую лошадь и черного быка, смешав их кровь с вином, они пили и клялись на крови.

Вскоре сюда прибыли войска под командованием самого Токмо. Он окружил повстанцев и разгромил их. Хань Шаньтун, по одной версии, погиб от врагов, по другой – был отравлен соперничающими с ним повстанцами.

А командующий Люй Футун смог выбраться из монгольского окружения и поднять на борьбу крестьян, захватив город Инчжоу (совр. Булян). Вскоре он объединился с силами, которыми руководил сын Хань Шаньтуна. Восставших было сто тысяч, чтобы отличаться от врагов, они стали носить красные повязки на голове, получив имя Красной армии или армии «красных повязок». Это был цвет Будды Майтрейя.

Повстанцы действовали в северной части бывшей империи династии Сун или в южной части империи династии Цинь: это было движение северных китайцев!

На этапе 1351–1354 гг. против повстанцев в основном сражались войска местной знати: чжурчжений, киданей и китайцев. Их отряды носили название «войск справедливости».

Полководец империи – киданин Чахан Тэмур решил, что победить восставших лучше силами китайцев. В 1357 году император объединил отряды знати в армию, во главе которой поставил местного землевладельца, китайца Ли Сыцзи, контроль со стороны империи осуществлял Чахан Тэмур. Хотя компрадорская (говоря современным языком) знать и сама понимала угрозу со стороны армии «красных повязок».

В то время как повстанцы создали или воссоздали в 1355 году империю династии Сун на северных землях, освобожденных от монголов. Повстанцы прибегли к монгольской тактике, совершая длительные и стремительные набеги, не всегда захватывая территорию. Дошли они даже до Корё, где захватили Сеул. Их походы сопровождались безудержным грабежом и резней врагов.

В 1358 году они совершили налеты на столицы империи Юань, «зимнюю» – Ханбалык и «летнюю» – Шанду. Взяв Шанду, они устроили резню «татарам и туркестанцам»: монголам и сэму, выходцам из Средней и Передней Азии.

Император Тогон Тэмур был готов бежать из Ханбалыка на север, но столицу спасла армия китайской знати под руководством Чахан Тэмура и Ли Сыцзи.

Империя Юань: восстание против монголов


Император Тогон Тэмур (1271–1368 гг.) Портрет. XV в. Национальный дворец-музей. Тайвань

Наконец, проблема восстания встала перед монгольским императором и его окружением в полный рост. Занятые праздным времяпрепровождением и борьбой за власть в Юань, они как будто не замечали угрозы восстания Красной армии. Но две атаки Красной армии на столицу отрезвили власти.

Штурм «красных повязок» от Даду был отбит, после чего Чахан Тэмур перешёл в наступление против повстанцев.

Войны монгольской империи Юань


Портрет императора Юань Шицзу (1215–1294 гг.) Национальный музей, Тайбэй. Тайвань.

Вступление

В 1271 г. великий монгольский хан Хубилай наименовал территории, непосредственно подчиненные ему, империей Юань, а себя переименовал в Юань Шицзу.

После недавнего завоевания земель в северном Китае, в период завоевания Южного Китая, борьбы с другими чингисидами и походов в Юго-Восточной Азии, основой монгольской государственной структуры оставалась армия или войско-народ монголов (монголо-татар, как их традиционно называли от южного Китая до Руси).

Вооруженные силы империи состояли, кроме собственного народа-войска (той части, которые остались в Монголии и Китае), из императорской гвардии, из воинов разных этносов (12 тыс. воинов). Армии, сформированной из «китайцев» (чжурчжэней, киданей, ханьцев из бывшей Цзинь и Южной Сун). В походах этой армии обязаны были участвовать и данники монголов. Например, корейцы против японцев, бирмано-тибетские племена при походах против Сун и на юг Индокитая.

В империи династии Юань монголы были в меньшинстве, такая же ситуация была и в армии. В стране была установлена чёткая иерархия, на вершине которой были монголы. Даже самый бедный монгол стоял в иерархии выше любого знатного выходца из покоренных и подчиненных племён и народов.

Как и во многих ранних государственных объединениях периода перехода от родового к территориальному строю, монголы были «государственным родом», куо-цу, в империи. Кстати говоря, как «род русский» на просторах Восточной Европы.

Следующими были выходцы из Средней и Передней Азии – сэмужэнь, за ними – кидане, чжурчжени и китайцы из бывшей Цзинь – ханьжэнь. Ниже всех стояли выходцы из покоренной последней и собственно китайской империи Сун – наньжэнь. Во всех городах располагались гарнизоны.

Какие-то территории ввиду того, что они не были захвачены силой, а сдались на милость монголов, имели самоуправление, и обязаны были выставлять вооруженные силы по требованию монгольской администрации. Если в целом в монгольской армии царила жесткая дисциплина, определенная обычным правом или Яссой, то у подчиненных войск монголы установили жесточайшую дисциплину.

Наличие в армии империи большинства китайцев дает повод многим исследователям называть империю и её армии монголо-китайской.

Конечно, Хубилай, при участии китайских философов и дипломатов, практиковал традиционную для китайской цивилизации доктрину «универсальной империи», где все остальные страны были данниками империи. Но если при китайских династиях это данничество часто носило условный характер, как между Си Ся и Южной Сун, то монгольский император требовал абсолютного подчинения: приезда государей других стран ко двору, выдачи заложников, детей государей, участие в походах, принятие наместников-контролеров.

Война как необходимое условие существования монголов

Война для монгольского кочевого общества, стоявшего на стадии перехода от родовой к территориально-соседской общине, была необходимым условием жизни и существования.

Это же можно сказать про любое кочевое общество на этой стадии.

Сама структура такого общества с неэквивалентной системой обмена, институтом «дара» и «одаривания», неспособностью к хозяйственному самообеспечению, использованием рабов как вещей, делала из него «паразитарное общество». Этот термин впервые употребил выдающийся советский историк и археолог Б. А. Рыбаков по отношению к хазарам.

Напомню, что после возврата Чингисхана из западного похода, срочно понадобилось начать кампанию против Цзинь, так как от богатств, захваченных на западе, ничего не осталось. А богатство Великих ханов попадало к мусульманским купцам, так как ханы, исходя из представлений их общества, кичливо платили неадекватную цену. Рашид-ад-Дин сообщает о фантастической щедрости всех великих ханов, действовавших в парадигме «одаривания».

Хубилаю как нельзя вовремя пригодилась бумажная денежная система, принятая в китайских государствах. Как и у них, военные потребности покрывали за счёт «печатания» бумажных денег. Но при нём, о чем я уже писал, был наведен полный порядок в денежной системе, основой которой стали исключительно бумажные деньги. А их безудержное «печатание», вызванное военной необходимостью, вело империю Юань к экономическим кризисам. На землях, итак разорённых войной, эпидемиями и голодом.

Так, «Юань Ши» сообщает о помощи обедневшим чингисидам (!), со стороны Хубилая:

«помог тем из чжуванов, кто обеднел и нуждался – ассигнациями на 210 600 дин, 6 725 лошадьми; 12 857 овцами и 40 головами крупного рогатого скота. Пожаловал – женами, детьми и имуществом семей, конфискованных в казну у разбойников…».

Таким образом, как мы не раз отмечали раньше, в монгольском обществе всё было приспособлено для войны: богатуры отдыхают, чтобы снова воевать и совершать подвиги.
Если такого типа кочевое общество останавливается в своей экспансии, как это было совсем недавно на этих землях с империей монгольского этноса киданей, Ляо, и чжурчжэней, Цзинь, тут же начинается распад системы.

Империя Юань и Паган

Племена этноса мьяна завоевали все земли на территории Бирмы, но ситуация на этих землях была нестабильной, здесь обитало большое количество небирманских народов, моны, шаны и пр. Государство получило наименование по имени её столицы, Паган.

В то же время бирманцы достигли здесь естественных географических границ, и боевой дух иссяк, хроники сообщают об изнеженных и ничтожных «царях». И угроза пришла с севера.

С Паганом граничила провинция империи Юньнань. Её ван по поручению хана отправил к «царю» Наратихапате послов, с требованием, чтобы он с дарами прибыл в Пекин. Он, кстати, как и Давьет (Северный Вьетнам), отклонил это требование. В 1273 г. в Паган пришёл новый посол, уже от самого хана, а нет от вана, но он был казнён.

Среди любителей истории, с подачи Л. Н. Гумилева, глубоко укоренилась мысль, что убийство послов было сверхординарным преступления вне рамок международных отношений в это время. Но в связи с тем, что международные отношения в современном смысле отсутствовали, то и говорить о каких-то общеустановленных правилах не приходится.

А судя по частоте, с которой убивали послов от Явы до Венгрии, можно говорить о вызывающем поведении послов, которые нарушали границы дозволенного. Так, в Бирме они явились к царю в кожаных сапогах, что считалось смертельным нарушением обычая.
Но монголы, занятые войной с империей Сун, не смогли покарать бирманцев. В 1276 г., после падения столицы ханьской империи, наместник Юньнань Хуту, получив дополнительные войска, выступил в поход против Пагана. Сомнительно, что его силы составляли только 12 тыс. воинов, как сообщают источники.

Правитель Пагана или Мьянмы готовился к войне:

«Стал этот царь делать вот какие великие приготовления: было у него, скажу вам по правде, две тысячи боевых слонов; и на каждого слона приказал он приладить деревянный теремец, крепкий, красивый и приспособленный к бою; в каждом теремце было по двенадцать воинов, в ином шестнадцать, а в ином и побольше; было у него шестьдесят тысяч конных, были и пешие воины… для великих дел было это войско».

Битва при Нгазаунджане в 1277 г.

Эта армия встретилась с монголами в битве при Нгазаунджане.

По описанию, которое нам оставил Марко Поло об этой битве, можно предположить, что бирманцы подошли «линейно» к подготовке к бою, они выстроили войско по порядку, как в шахматах, первыми наступала колонна слоновьей кавалерии, за ними – всадники и пехота. Монголы не впервые встретились со слонами, но их кони боялись этих животных.

Учитывая их тактику, они начали импровизировать. Но засадный полк сохранял спокойствие, спрятанный в лесу. Всадники отступили под защиту деревьев, очевидно, что строй из слонов при вступлении в лесистую местность распался, монголы спешились и, используя свое преимущество в технике стрельбы, изранили слонов стрелами. Те стали разбегаться, скорее всего, в разные стороны, судя по дальнейшим событиям. Но большая их часть развернулась на свой тыл, где находилась кавалерия и пехота. В рядах бирманского войска возникла паника, но всеобщего бегства не произошло. Монголы, снова оказавшись в седле, атаковали расстроенное войско, началась рукопашная, бой шел с переменным успехом, но вовремя атаковавший запасной полк монголов и тюркской гвардии завершил дело, бирманцы были изрублены, но те, кто бежал, не были захвачены, так как кочевники остановили преследование, когда был ранен Хуту.

А вернувшись в лес, монголы поймали 200 слонов, которых отправили в Ханбалык, где было сформировано подразделение из слонов.



Монгольский тяжеловооруженный всадник. Конец XIII–XIV вв. Реконструкция М. В. Горелик

Покорение Пагана

После победы монголо-татары ушли. Но в конце года вторжение возглавил новый наместник Юньнань сэму Насир-ад-Дин. Он был хорошо знаком с этим регионом, так как побывал наместником в Давьете. Его войско захватило крепости Каунсин и Бамо, центры караванной торговли между Бирмой и Сун, которая, как мы видели, уже пала к тому времени. О чём монголы постарались оповестить все правительства Индокитая.

А от Пагана после похода Хуту и Насир-ад-Дин отделились шанские племена и моны, Аракан, земли у Бенгальского залива. Паган в 1280 г. решил восстановить ситуацию, а Насир-ад-Дин решил это использовать как повод, сообщив в Ханбалык об угрозе со стороны бирманцев. В 1282 г. все войска Юань, базирующиеся в юго-западном Китае, несколькими колонами выступили на Бирму, разбив войска противника в пограничном сражении. К концу 1283 г. они вязли столицу Паган. Король Наратихапат бежал на юг, а монголо-китайское воинство захватило еще несколько городов, поставило в них свои гарнизоны и приступило к разграблению территорий.



Храмы Пагана. Бирма.

Надо думать, что войска, участвовавшие в походе против Пагана, состояли в основном из китайцев, хотя Марко Поло писал, что войско состояло из придворных фокусников и плясунов. Возможно, участие какой-то части «двора» императора побудило к таким странным описанием падкого до диковинок Марка Поло. А вот «Юань Ши» сообщает, что Хубилай отправлял в походы приговоренных к смерти преступников.

Король Наратихапат в 1285 г. признал себя «провинившимся» перед императором Юань, а новый поход монголо-китайцев в 1287 г. довершил разгром страны. Бирма была включена в состав империи. Войска Юань здесь находились до 1291 г. Король, которого народ считал трусом, был убит, а на престол избрали его сына, который тоже признал зависимость от Юань. Но вскоре шанские князья изгнали китайско-монгольские гарнизоны из долины реки Иравади, но Паганское государство не возродилось, а про его царя последний раз упоминали в 1369 г., город Паган был покинут жителями.

В 1294 г. монголо-китайские войска покинули эти территории.



Марко Поло в Китае, так представляют его современные китайские художники. Источник: Инь Шилинь, Чжан Цзяныо Китай 5 000 лет истории. СПб, 2008.

Походы против юга Индокитая

На территории современных государств Вьетнама, Лаоса и Кампучии располагались государства Давьет (север Вьетнама), Чампа (юг Вьетнама), кмерхская «империя» Камбуджатеш (Кампучия, часть Вьетнама и Лаоса). После разгрома Сун, которая как наследница ханьских империй имела тесные связи с государствами Индокитая, Японии и др. приграничных государств, Юань направила к ним посольства. Многие из этих стран предпочли признать условную данническую зависимость от новой империи, правители же, по понятным причинам, предпочли сами не ездить к императору в Ханбалык, отправляя туда ценные подарки.

Многие исследователи утверждают, что монгольские владыки Китая продолжили виртуальную политику китайских владык срединной империи по отношению к соседям. Но к этому периоду империя династии Сун практически не обладала таким влиянием на соседние страны, как, например, династия империи Тан. Поэтому монголы проводили здесь такую же политику, как и в других местах Евразии.

Давьет и монголы

Мы писали о походе 1257 г. Урянхатая, сына Субэдэя против Давьета, когда монголы не достигли успеха, а Давьет вынужден был признать вассалитет. В 1260 г. после прихода к власти Хубилая отношения нормализовались, но давление на важный «фланг» в борьбе с империей Сун не ослабевало. Давьет направил в 1261 г. послов к Хубилаю с данью, он в ответ признал короля Давьета и назначил пока номинального наместника, уже упомянутого Насир-ад-Дина.

Но вскоре из Ханбалыка пришел меморандум из шести пунктов, в котором Юань требовала установить родственные отношения между династиями, прислать в Пекин в заложники сына или брата, произвести опись населения и установить налоги в пользу Юань, отправлять войска на помощь монголам, в Давьете на постоянной основе должен был быть наместник.

Вьеты не ответили на это послание, но вскоре им был назначен наместник, китаец Ли Юань, который действовал крайне жестко. Чан Тхань Тонг просил Хубилая избавить его от китайского наместника, Пекин же упорно настаивал на выполнении меморандума. Но война против Пагана и Чампы отсрочила решения вопроса с Давьетом.

В 1279 г., после покорения Сун, Юань Шицзу не одобрил план похода на Давьет, а в 1281 г. Давьет был определен как провинция Юань под названием Сюаньвэйсы («Самоуправляющийся инородческий округ»), а начальником округа назначили Баяна Тимура. Но послы Юань продолжали посещать Давьет, требуя выполнения меморандума и, в случае не прибытия короля в Ханбалык, прислать вместо себя скульптуру короля из чистого золота.

Чян Нан Тонг, понимая, что обстановка накаляется, отправил в Ханбалык своего дядю во главе с посольством, что временно удовлетворило императора Юань, но уже в 1282 г. они потребовали пропустить войска империи через территорию Давьета против государства южного Вьетнама – Чампы. Монголы также потребовали снабдить эти войска во время кампании едой. Одновременно совет старейшин Чампы обратился к Давьету не пропускать войска и преподнес ему в дар высшую буддийскую ценность – белого слона.

Чян Нан Тонг, несмотря на то, что обладал информацией об огромной армии, собранной у границ, отказался пропускать монголо-китайские войска, а по поводу еды сообщил, что его страна очень бедная и не может прокормить даже себя, не то что огромное войско.

Чампа и Юань

В Чампе, где информация о падении Сун была воспринята очень серьёзно, к послам, в отличие от Лаоса, отнеслись хорошо, признав над Чампой данничество в 1280 г. Но в Ханбалыке решили включить чамов в состав империи, разделив её на округа. После Чампы планировалось атаковать «империю» кмеров и все «народы Южных морей».

Наместник Сагату для проведения в жизнь этого решения стал собирать армию, она состояла, по данным источников, из 200 тыс. китайских и монгольских воинов, к армии присоединились чиновники, которым было поручено управлять новыми округами.

Цифра в 200 тыс. воинов представляется крайне завышенной, так как позже мы узнаем, что в штурме г. Мучэн участвовало всего 5 тыс. воинов Юань, где же были остальные?

В Чамне понимали, что война неизбежна, поэтому они захватили проплывавших мимо послов монголов, направлявшихся к государствам южнее Чампы, из опасения, что Юань сможет заключить с ними союз.



Скульптура. Музей Чамской Скульптуры. Дананг. Вьетнам.

Вскоре огромный китайских флот стал осуществлять перевозку войск, снаряжения, коней и еды морем. Индраварман V, король Чампы, сосредоточил войска у г. Мучэн. Монгол Сагату семь раз высылал парламентариев, предлагая сдаться, но чамы предпочли сражаться.

В феврале 1283 г. начался штурм Мучэна с трех сторон: с моря, реки и суши. Чамы использовали «мусульманские» катапульты, но если с реки штурм был отбит, на море начался шторм, и китайские корабли не смогли подойти, то с суши монголы прорвались в город. Вскоре они добрались и до столицы Виджайю. Король бежал в горы и начал переговоры с Сагату, предлагая полное подданство, но отказывался сам явиться в лагерь победителей. Одновременно к Индравармане стекались воины, племенные ополчения, вскоре их было 20 тыс.

В свете этого, не приходится говорить ни о каких 200 тысячах воинов вторжения: Сагату постоянно просил Пекин о подкреплении. Посылал он послов с просьбой о помощи в Камбуджатеш и на остров Ява. Опасаясь, что чамы слишком увеличат свои силы, он приказал весной 1283 г. китайцу Чжан Юну атаковать их, но все его войско попало в засаду в горном ущелье, Чжан Юн еле прорвался к Сагату, который решил эвакуироваться из Чампы.

А в это время ему навстречу шли подкрепления. 200 кораблей привезли первые отряды, а за ними прибыло и войско Хутухту, тот прибыл в Чампы спустя неделю после эвакуации Сагату. Хутухту, не рискнув начать военные действия, провёл переговоры с Индраварманом, который, учитывая ситуацию, принял подданство Юань, но наотрез отказался ехать в Ханбалык.

Так непобедимая монгольская конница споткнулась в землях Индокитая. Перемирие было заключено в 1284 г. Оно нужно было и монголом, которые решили наказать Давьет, не разрешивший пройти в земли чамов.

В Ханбалыке решили вначале захватить Давьет, а потом, используя его как базу, продолжить наступление на Чампу и государство кхмеров и лаосцев.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: