Основные права и обязанности государств при использовании воздушного пространства
Обновлено: 23.04.2024
Статьей 16 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) определен порядок использования воздушного пространства: в соответствии со структурой и классификацией воздушного пространства федеральными правилами использования воздушного пространства устанавливается разрешительный или уведомительный порядок использования воздушного пространства. В случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 4 пункта 2 статьи 13 настоящего Кодекса, об использовании воздушного пространства уведомляется соответствующий орган единой системы организации воздушного движения.
Статьей 13 ВК РФ введены государственные приоритеты в использовании воздушного пространства:
- Все пользователи воздушного пространства обладают равными правами на его использование.
- При возникновении потребности в использовании воздушного пространства одновременно двумя и более пользователями воздушного пространства право на его использование предоставляется пользователям в соответствии с государственными приоритетами в следующей последовательности:
1) отражение воздушного нападения, предотвращение и прекращение нарушений Государственной границы Российской Федерации или вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации;
2) оказание помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
3) запуск, посадка, поиск и эвакуация космических аппаратов и их экипажей;
4) предотвращение и прекращение нарушений федеральных правил использования воздушного пространства;
5) выполнение полетов воздушных судов, в том числе в интересах обороноспособности и безопасности государства, или иная деятельность по использованию воздушного пространства, осуществляемые в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации или в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
6) выполнение полетов воздушных судов или иная деятельность по использованию воздушного пространства, осуществляемые в соответствии со специальными договорами;
7) выполнение полетов воздушных судов государственной авиации при внезапных проверках боевой готовности, а также при перебазировании частей и подразделений государственной авиации;
8) осуществление регулярных воздушных перевозок пассажиров и багажа;
9) выполнение полетов воздушных судов государственной авиации;
10) выполнение полетов воздушных судов экспериментальной авиации;
11) осуществление регулярных воздушных перевозок грузов и почты;
12) осуществление нерегулярных воздушных перевозок, выполнение авиационных работ;
13) проведение учебных, спортивных, демонстрационных и иных мероприятий;
14) выполнение полетов воздушных судов или иная деятельность по использованию воздушного пространства, осуществляемые в целях удовлетворения потребностей граждан.
Независимо от использования воздушного пространства класса G или C воздушными судами авиации общего назначения и беспилотными летательными аппаратами в Зональный центр ЕС ОрВД подаётся план полета ВС, который либо утверждается, либо пользователь воздушного пространства получает отказ в выполнении полетов.
В 2018 году ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» зафиксировано 3630 случаев подачи плана полета без соответствующей регистрации ВС, отсутствием летной годности, отсутствием пилотского свидетельства, отсутствием разрешения на ИВП от местных органов исполнительной власти г. Москвы и Санкт-Петербурга.
В г. Москве разрешение на использование воздушного пространства выдается Правительством г. Москвы в соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 09.07.2014 № 391-ПП «Об использовании воздушного пространства над Москвой», в г. Санкт-Петербурге данный порядок определен: рекомендациями Росавиации утвержденным заместителем руководителя и собственным порядком разработанным комитетом по транспорту г. Санкт-Петербурга.
Статьей 11 ВК РФ определено использование воздушного пространства:
- Использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.
- Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.
Статьей 14 ВК РФ определена Организация использования воздушного пространства:
- Организация использования воздушного пространства предусматривает обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства. Организация использования воздушного пространства включает в себя:
1) установление структуры и классификации воздушного пространства; (в ред. Федерального закона от 18.07.2006 № 114-ФЗ);
2) планирование и координирование использования воздушного пространства в соответствии с государственными приоритетами, установленными статьей 13 настоящего Кодекса;
3) обеспечение разрешительного или уведомительного порядка использования воздушного пространства (в ред. Федерального закона от 18.07.2006 № 114-ФЗ);
4) организацию воздушного движения, представляющую собой: обслуживание (управление) воздушного движения; организацию потоков воздушного движения; организацию воздушного пространства в целях обеспечения обслуживания (управления) воздушного движения и организации потоков воздушного движения;
5) государственный контроль (надзор) в области использования воздушного пространства. (п.п. 5 в ред. Федерального закона от 14.10.2014 № 307-ФЗ).
Организация использования воздушного пространства осуществляется уполномоченным органом в области использования воздушного пространства, органами единой системы организации воздушного движения, а также органами пользователей воздушного пространства - органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) в установленных для них зонах и районах в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 04.12.2007 № 332-ФЗ) Положение о единой системе организации воздушного движения утверждается Правительством Российской Федерации.
Статьей 15 ВК РФ определена Структура воздушного пространства: Структура воздушного пространства включает в себя зоны, районы и маршруты обслуживания воздушного движения (воздушные трассы, местные воздушные линии и тому подобное), районы аэродромов и аэроузлов, специальные зоны и маршруты полетов воздушных судов, запретные зоны, опасные зоны (районы полигонов, взрывных работ и тому подобное), зоны ограничений полетов воздушных судов и другие установленные для осуществления деятельности в воздушном пространстве элементы структуры воздушного пространства. Структура воздушного пространства утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 17 ВК РФ определила Запрещение или ограничение использования воздушного пространства: Использование воздушного пространства или отдельных его районов может быть запрещено или ограничено в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статьей 18 ВК РФ определен контроль за соблюдением федеральных правил использования воздушного пространства:
- Контроль за соблюдением федеральных правил использования воздушного пространства осуществляется уполномоченным органом в области использования воздушного пространства, органами единой системы организации воздушного движения, уполномоченным органом в области обороны в части выявления воздушных судов - нарушителей, а также органами пользователей воздушного пространства - органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) в установленных для них зонах и районах. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 04.12.2007 № 332-ФЗ).
- Органы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, а также пользователи воздушного пространства обязаны принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по предотвращению и (или) прекращению нарушений федеральных правил использования воздушного пространства.
Статья 18.1 ВК РФ определила Государственный контроль (надзор) в области использования воздушного пространства (введена Федеральным законом от 14.10.2014 № 307-ФЗ): Государственный контроль (надзор) в области использования воздушного пространства осуществляется уполномоченным органом в области использования воздушного пространства при осуществлении им федерального государственного транспортного надзора в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статьей 19 ВК РФ предусмотрена Ответственность за нарушение федеральных правил использования воздушного пространства: Нарушение федеральных правил использования воздушного пространства влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 11.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) определены Нарушение правил использования воздушного пространства:
- Нарушение пользователем воздушного пространства федеральных правил использования воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, (в ред. Федерального закона от 07.11.2011 № 304-ФЗ) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. (в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 № 116-ФЗ, от 21.12.2009 № 336-ФЗ).
- Нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, (в ред. Федерального закона от 07.11.2011 № 304-ФЗ) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. (в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 № 116-ФЗ, от 21.12.2009 № 336-ФЗ)
Статьей 11.5 КоАП РФ определены нарушения правил безопасности эксплуатации воздушных судов: (в ред. Федерального закона от 21.12.2009 № 336-ФЗ)
- Нарушение порядка допуска к выполнению полетов воздушных судов либо правил подготовки и выполнения полетов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 - 9 настоящей статьи, если эти действия по неосторожности повлекли причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей или лишение права управления воздушным судном на срок от трех до шести месяцев; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
- Те же действия, повлекшие по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления воздушным судном на срок до одного года; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
- Взлет на воздушном судне при наличии неисправностей, с которыми запрещено начинать выполнение полета без разрешения уполномоченного органа, либо с нарушением норм пассажировместимости (грузовместимости) или ограничений по полетной массе или центровке воздушного судна - влечет наложение административного штрафа на командира воздушного судна в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления воздушным судном на срок до одного года.
- Управление воздушным судном лицом, не имеющим права управления им, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей.
- Управление воздушным судном, не прошедшим государственной регистрации, либо не поставленным на государственный учет, либо не имеющим государственного и регистрационного опознавательных знаков или учетного опознавательного знака, либо имеющим заведомо подложные государственный и регистрационный опознавательные знаки или заведомо подложный учетный опознавательный знак, - влечет наложение административного штрафа на командира воздушного судна в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления воздушным судном на срок до одного года.
- Управление воздушным судном, на котором отсутствует судовая и полетная документация, предусмотренная законодательством Российской Федерации, либо управление воздушным судном членом летного экипажа, не имеющим при себе документов на право управления данным типом воздушного судна, - влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.
- Управление воздушным судном лицом, находящимся в состоянии опьянения, либо уклонение лица, управляющего воздушным судном, от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, либо передача управления воздушным судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, - влечет лишение права управления воздушным судном на срок от двух до трех лет.
- Допуск к полету воздушного судна, которое не прошло государственной регистрации, либо которое не поставлено на государственный учет, либо которое не имеет государственного и регистрационного опознавательных знаков или учетного опознавательного знака, либо которое имеет заведомо подложные государственный и регистрационный опознавательные знаки или заведомо подложный учетный опознавательный знак, либо на котором отсутствует судовая и полетная документация, предусмотренная законодательством Российской Федерации, либо на котором не укомплектован летный или кабинный экипаж, либо которое имеет неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация без разрешения, выдаваемого уполномоченным органом, либо на котором нарушены нормы пассажировместимости (грузовместимости) или ограничения по полетной массе или центровке воздушного судна, а равно допуск к управлению воздушным судном или его обслуживанию лица, не имеющего на то права или находящегося в состоянии опьянения, либо обслуживание воздушного судна лицом, не имеющим на то права или находящимся в состоянии опьянения, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
- Выполнение полетов воздушными судами, на борту которых отсутствуют поисковые и аварийно-спасательные средства, предусмотренные законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Примечания: 1. Под причинением легкого вреда здоровью следует понимать кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.
2. Под причинением средней тяжести вреда здоровью следует понимать неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть.
Полет над территорией иностранного государства должен выполняться согласно правилам и нормам, установленным этим государством.
Правила полетов над территорией государства включают:
1. Условия пересечения государственной границы.
2. Ширину воздушных трасс и высоты полета по ним.
3. Запретные и опасные зоны, зоны с особым режимом полетов и другие зоны.
4. Правила аэронавигации, связи и сигнализации.
5. Правила использования аэродромной сети.
6. Требования к полетной документации.
7. Нормы запаса топлива.
8. Систему исчисления времени.
Признание за ВС государственной принадлежности является свидетельством того, что оно находится под юрисдикцией определенного государства и пользуется правами, предоставляемыми законами этого государства. Юридическим документом, подтверждающим принадлежность воздушного судна, которое выдается после внесения воздушного судна в Государственный реестр гражданских воздушных судов.
При этом государство берет на себя следующие обязательства:
1. На каждом воздушном судне должны быть нанесены и отчетливо видны национальные и регистрационные знаки.
2. Воздушное судно не должно использоваться в целях, несовместимых с целями Чикагской конвенции.
3. Все воздушные суда должны соблюдать законы, правила и процедуры иностранных государств, регламентирующие международные полеты и перелеты.
4. Не перевозить на территорию или через территорию никакого военного имущества без разрешения данного государства.
6. Предоставлять другим Договаривающимся государства или Совету ИКАО в случае их запросы сведений, касающихся регистрации или принадлежности воздушных судов, внесенных в Реестр государства.
7. Обеспечивать, чтобы на борту каждого воздушного судна, внесенного в Государственный реестр и выполняющего международный полет, имелись все необходимые документы.
Международный полет может выполняться только при наличии на борту воздушного судна следующей судовой и полетной документации:
1. Свидетельство о государственной регистрации воздушного судна.
2. Удостоверение о годности воздушного судна к полетам.
3. Разрешение на бортовые радиостанции, находящиеся на воздушном судне.
4. Удостоверение о годности гражданского воздушного судна по шуму на местности.
5. Свидетельство эксплуатанта воздушной трассы.
6. Специальные положения по эксплуатации.
7. Лицензия на выполнение полетов по маршруту или видов работ (эксплуатацию воздушной линии).
8. Страховые полисы на членов экипажа воздушного судна и ответственности за причинение ущерба третьим лицам.
9. Форма донесения:
· Опасное сближение (Air Trafic Incident)
10. Сводная загрузочная ведомость.
11. Генеральная декларация.
12. Грузовой манифест.
13. пассажирский манифест.
14. Сертификат о дезинсектизации.
15. Бортовые журналы (для воздушного судна иностранного производства может быть бортовой журнал на английском языке):
· Бортовой журнал воздушного судна
· Санитарный бортовой журнал
16. Руководство по летной эксплуатации воздушного судна (для воздушного судна иностранного производства может быть бортовой журнал на английском языке).
17. Контрольные карты проверок.
18. Документы аэронавигационной информации (карты захода на посадку и аэронавигационные карты для использования членами экипажа, штурманский бортовой журнал, план полета и т.д.).
19. Руководство по производству полетов (включая справочник маршрутов) или часть его, касающаяся конкретного полета.
20. Задание на полет.
21. Папка с паспортами к магнитофонной ленте МСРП, тарировочные графики.
22. Справка о наработке воздушного судна и двигателей.
23. Сборник рекомендаций для экипажа по неисправностям и действиям в особых случаях полета.
24. Каталог наиболее часто встречающихся дефектов, классификация поиска и устранения отказов и неисправностей.
25. Требования на заправку ГСМ.
1. Кроме указанных документов (в соответствии с АИП конкретной страны) перечень документов может быть расширен.
2. Судовые документы, указанные в пунктах 5-8, 19 могут быть представлены в ксерокопиях.
3. Судовые полетные документы, указанные в пунктах 1-14 должны иметь копии на английском языке.
К международным полетам относятся полеты воздушных судов в воздушном пространстве более чем одного государства.
Международные полеты над государственной территорией. Поскольку каждое государство обладает полным и исключительным суверенитетом над воздушным пространством над своей территорией, то осуществление любых полетов иностранных воздушных судов в этом воздушном пространстве возможно только с его согласия. Такое согласие может быть выражено в форме международного договора либо разрешения компетентных властей государства.
Что касается нерегулярных (эпизодических, разовых) полетов, то формально в соответствии со ст. 5 Чикагской конвенции каждый из ее участников соглашается, что все гражданские воздушные суда других государств — участников Конвенции имеют право осуществлять такие полеты на его территорию или транзитные беспосадочные полеты через его территорию и совершать посадки с некоммерческими целями без необходимости получения предварительного разрешения и при условии, что государство, над территорией которого осуществляется полет, имеет право требовать совершения посадки. Однако на практике большинство государств не придерживаются данного положения и обусловливают полеты иностранных воздушных судов на свою территорию получением специального разрешения.
Если воздушное судно совершает полет над территорией иностранного государства без разрешения, последнее имеет право требовать посадки или может давать такому воздушному судну любые другие указания, чтобы положить конец нарушениям. С целью пресечения таких нарушений государство может прибегать к любым соответствующим средствам, совместимым с нормами международного права, включая перехват воздушного судна, но при этом в Чикагской конвенции 1944 года содержится следующее положение (статья З-bis): «Договаривающиеся государства признают, что каждое государство должно воздерживаться от того, чтобы прибегать к применению оружия против гражданских воздушных судов в полете, и что в случае перехвата не должны ставиться под угрозу жизнь находящихся на борту лиц и безопасность воздушного судна». Идея включения данного положения в Чикагскую конвенцию возникла после инцидента с южнокорейским самолетом «Боинг-747», который был сбит в воздушном пространстве СССР в 1983 году.
Порядок влета, вылета, пребывания воздушных судов на территории иностранного государства регулируется его внутренним законодательством и, как подчеркивается в Чикагской конвенции 1944 года, «применяется к воздушным судам всех Договаривающихся государств без различия их национальности» (ст. 11).
Взлет и посадка иностранных воздушных судов производятся в международных аэропортах и на открытых для международных полетов воздушных судов аэродромах. Пересечение такими воздушными судами государственной границы России осуществляется по специально выделенным воздушным коридорам пролета. Информация относительно правил международных полетов, международных воздушных трасс, международных аэропортов и аэродромов публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации.
Очевидно, что многообразие национальных правил полетов может создавать определенные трудности для пилотов, в особенности в тех случаях, когда воздушное судно совершает международный полет через территории нескольких стран. Незнание или неточное соблюдение правил каждого государства, над которым выполняется полет, может стать причиной серьезных авиапроисшествий. В связи с этим в ст. 12 Чикагской конвенции 1944 года указывается, в частности, что «каждое Договаривающееся государство обязуется поддерживать максимально возможное единообразие своих собственных правил в этой области и правил, устанавливаемых время от времени на основании настоящей Конвенции». Международная организация гражданской авиации проделала большую работу по унификации таких правил полетов; они оформлены прежде всего в виде международных стандартов в Приложениях 2, 6 и 11 к Чикагской конвенции.
Международные полеты над открытым морем. В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года, Женевской конвенцией об открытом море 1958 года над открытым морем действует свобода полетов воздушных судов всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. Вместе с тем данная свобода не исключает подчинения воздушных судов определенным правилам, установление которых необходимо в целях обеспечения безопасности международной аэронавигации.
Все государства — участники Чикагской конвенции 1944 года согласились, что над открытым морем действующими являются правила, установленные в соответствии с настоящей Конвенцией. Эти правила приняты Советом ИКАО в виде международных стандартов, содержащихся в Приложении 2 («Правила полетов») к Конвенции; они должны соблюдаться без исключения воздушными судами всех государств-участников.
Кроме этого, по сложившейся практике большинство полетов над открытым морем выполняются по определенным маршрутам, на которых обеспечивается обслуживание воздушного движения. Данные маршруты устанавливаются и периодически корректируются в рамках региональных аэронавигационных совещаний, проводимых ИКАО.
Полеты над международными проливами. Над международными проливами все воздушные суда пользуются правом транзитного пролета, представляющего собой осуществление свободы полета, единственно с целью непрерывного и быстрого транзита через пролив. При транзитном пролете воздушные суда обязаны: а) без промедления следовать над проливом; б) воздерживаться от любой угрозы силой или ее применения против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости государств, граничащих с проливом; в) соблюдать правила полетов, установленные Советом ИКАО и содержащиеся в Приложении 2 к Чикагской конвенции 1944 года; г) постоянно контролировать радиочастоты, выделенные компетентным органом по контролю за воздушным движением, или соответствующие международные частоты, выделенные для передачи сигналов бедствия.
Необходимо отметить, что право транзитного пролета, согласно Конвенции ООН по морскому праву (разд. 2 ч. III), применяется в отношении проливов, используемых для международного судоходства между двумя частями открытого моря или исключительной экономической зоны (например, Гибралтарского, Ла-Манша, Баб-эль-Мандебского). Однако необходимо отметить следующее.
Во-первых, право транзитного пролета не распространяется на проливы, в срединной части которых имеется полоса открытого моря или исключительной экономической зоны и в этой полосе есть столь же удобный путь, как и в акваториях, входящих в состав государственной территории прибрежного государства. Над такими международными проливами воздушные суда пользуются свободой полетов и подчиняются всем правилам, действующим при полетах над открытым морем.
Во-вторых, положения о транзитном пролете не применяются к проливам, соединяющим открытое море или исключительную экономическую зону с территориальным морем другого государства, а также соединяющим две части открытого моря или исключительной экономической зоны и образованным островом государства, граничащим с проливом, и его континентальной частью. В этих проливах действует режим полетов над государственной территорией.
И, в-третьих, право транзитного пролета не распространяется на проливы, проход в которых регулируется давно существующими и находящимися в силе специальными международными конвенциями. В частности, в соответствии с Конвенцией о режиме проливов, заключенной в Монтрё в 1936 году, пролет гражданских воздушных судов над Черноморскими проливами (Босфор и Дарданеллы) осуществляется вне запретных зон по маршрутам, указываемым правительством Турции; для выполнения нерегулярных полетов воздушные суда обязаны направлять уведомление турецкому правительству за три дня до даты полета, а для регулярных рейсов — общее предуведомление о датах пролета.
Международные полеты над Антарктикой. В воздушном пространстве над Антарктикой действует свобода полетов для гражданских воздушных судов всех государств. Согласно Договору об Антарктике
1959 года, все воздушные суда в пунктах разгрузки и погрузки груза, посадки и высадки персонала в Антарктике всегда открыты для инспекций наблюдателями.
Требования, предъявляемые к воздушным судам при осуществлении международных полетов. При выполнении полетов как над государственной территорией, так и за ее пределами воздушные суда должны соответствовать определенным критериям. Важнейшим из них является наличие национальной принадлежности воздушного судна, которая устанавливается на основе его регистрации в реестре того или иного государства. Согласно Чикагской конвенции 1944 года, не может считаться действительной регистрация воздушного судна более чем в одном государстве, но вместе с тем регистрация может переходить от одного государства к другому.
При включении данных о воздушном судне в государственный реестр ему присваиваются государственный и регистрационный опознавательные знаки. Кроме этого, государство, зарегистрировавшее воздушное судно, обеспечивает его свидетельством о регистрации, удостоверением о годности к полетам, разрешением на бортовую радиостанцию, а пилотов и других членов летного экипажа — соответствующими удостоверениями о квалификации и свидетельствами.
Все вышеуказанные документы должны находиться на борту воздушного судна, выполняющего международный полет. Наряду с ними необходимо, чтобы на каждом воздушном судне велся бортовой журнал, а если осуществляется перевозка пассажиров и грузов — имелись список фамилий пассажиров (с указанием их пунктов отправления и назначения) и подробные декларации на груз.
ВЗК РФ Статья 13. Государственные приоритеты в использовании воздушного пространства
1. Все пользователи воздушного пространства обладают равными правами на его использование.
2. При возникновении потребности в использовании воздушного пространства одновременно двумя и более пользователями воздушного пространства право на его использование предоставляется пользователям в соответствии с государственными приоритетами в следующей последовательности:
1) отражение воздушного нападения, предотвращение и прекращение нарушений Государственной границы Российской Федерации или вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации;
2) оказание помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
3) запуск, посадка, поиск и эвакуация космических аппаратов и их экипажей;
4) предотвращение и прекращение нарушений федеральных правил использования воздушного пространства;
5) выполнение полетов воздушных судов, в том числе в интересах обороноспособности и безопасности государства, или иная деятельность по использованию воздушного пространства, осуществляемые в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации или в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
6) выполнение полетов воздушных судов или иная деятельность по использованию воздушного пространства, осуществляемые в соответствии со специальными договорами;
7) выполнение полетов воздушных судов государственной авиации при внезапных проверках боевой готовности, а также при перебазировании частей и подразделений государственной авиации;
8) осуществление регулярных воздушных перевозок пассажиров и багажа;
9) выполнение полетов воздушных судов государственной авиации;
10) выполнение полетов воздушных судов экспериментальной авиации;
11) осуществление регулярных воздушных перевозок грузов и почты;
12) осуществление нерегулярных воздушных перевозок, выполнение авиационных работ;
13) проведение учебных, спортивных, демонстрационных и иных мероприятий;
14) выполнение полетов воздушных судов или иная деятельность по использованию воздушного пространства, осуществляемые в целях удовлетворения потребностей граждан.
1. Все пользователи воздушного пространства обладают равными правами на его использование.
2. При возникновении потребности в использовании воздушного пространства одновременно двумя и более пользователями воздушного пространства право на его использование предоставляется пользователям в соответствии с государственными приоритетами в следующей последовательности:
1) отражение воздушного нападения, предотвращение и прекращение нарушений Государственной границы Российской Федерации или вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации;
2) оказание помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
3) запуск, посадка, поиск и эвакуация космических аппаратов и их экипажей;
4) предотвращение и прекращение нарушений федеральных правил использования воздушного пространства;
5) выполнение полетов воздушных судов, в том числе в интересах обороноспособности и безопасности государства, или иная деятельность по использованию воздушного пространства, осуществляемые в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации или в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
6) выполнение полетов воздушных судов или иная деятельность по использованию воздушного пространства, осуществляемые в соответствии со специальными договорами;
7) выполнение полетов воздушных судов государственной авиации при внезапных проверках боевой готовности, а также при перебазировании частей и подразделений государственной авиации;
8) осуществление регулярных воздушных перевозок пассажиров и багажа;
9) выполнение полетов воздушных судов государственной авиации;
10) выполнение полетов воздушных судов экспериментальной авиации;
11) осуществление регулярных воздушных перевозок грузов и почты;
12) осуществление нерегулярных воздушных перевозок, выполнение авиационных работ;
13) проведение учебных, спортивных, демонстрационных и иных мероприятий;
14) выполнение полетов воздушных судов или иная деятельность по использованию воздушного пространства, осуществляемые в целях удовлетворения потребностей граждан.
Автор статьи
Читайте также:
- Что такое республика форма государственного правления при которой законодательная власть принадлежит
- Вид государственной деятельности осуществляемый в установленной законом процессуальной форме путем
- Нормы и правила охраны труда техники безопасности и пожарной безопасности в суде
- Неисполнение процессуальных обязанностей судебная практика
- Правосудие декстера сколько сезонов