Договора заключенного между федеральным государственным органом и независимым экспертом

Обновлено: 05.05.2024

В соответствии с частью 8.2 статьи 22 и частью 10.2 статьи 48 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила приглашения и отбора независимых экспертов, включаемых в составы конкурсных и аттестационных комиссий федеральных государственных органов.

2. Пункт 16 Правил, утвержденных настоящим постановлением, вступает в силу с 1 июля 2021 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН

Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 12 марта 2021 г. N 359

ПРАВИЛА
ПРИГЛАШЕНИЯ И ОТБОРА НЕЗАВИСИМЫХ ЭКСПЕРТОВ, ВКЛЮЧАЕМЫХ
В СОСТАВЫ КОНКУРСНЫХ И АТТЕСТАЦИОННЫХ КОМИССИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ

1. Настоящие Правила устанавливают порядок приглашения и отбора Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации независимых экспертов, включаемых в составы конкурсных и аттестационных комиссий, образуемых в федеральных государственных органах (далее - комиссии), из числа представителей научных, образовательных и других организаций, являющихся специалистами в соответствующих областях и видах профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих Российской Федерации, по вопросам кадровых технологий и государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - независимые эксперты).

2. Независимыми экспертами могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование и, как правило, не менее 4 лет стажа работы в областях и видах профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее - гражданские служащие), по вопросам кадровых технологий и государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - гражданская служба).

3. Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации из числа граждан, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется формирование и ведение реестра независимых экспертов, рекомендуемых для включения в составы конкурсных и аттестационных комиссий федеральных государственных органов (далее - реестр).

Реестром предусматривается классификация информации о независимых экспертах по областям и видам профессиональной служебной деятельности гражданских служащих, вопросам кадровых технологий и гражданской службы, в которых данные лица являются специалистами.

4. Для формирования и обновления реестра Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет приглашение независимых экспертов посредством направления запросов о представлении кандидатур независимых экспертов в научные, образовательные и другие организации (далее - организации) или государственные органы и органы местного самоуправления, являющиеся учредителями этих организаций (далее - органы).

5. Сведения о кандидатуре независимого эксперта, включаемого в состав комиссии, направляются в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации по форме согласно приложению N 1 в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня поступления в организацию или орган запроса, указанного в пункте 4 настоящих Правил.

7. Не допускается направление сведений о кандидатуре независимого эксперта без его согласия, предусмотренного приложением N 1 к настоящим Правилам, а также без согласия руководителя организации, представителем которой будет являться данное лицо.

8. Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляется рассмотрение сведений, указанных в пунктах 5 и 6 настоящих Правил, в течение 30 календарных дней со дня их поступления.

9. По итогам рассмотрения сведений о кандидатурах независимых экспертов Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации:

вносит в реестр сведения о кандидатурах независимых экспертов, соответствующих положениям пункта 2 настоящих Правил;

обеспечивает информирование руководителей организаций и органов, которыми были направлены сведения, указанные в пунктах 5 и 6 настоящих Правил, о включении (невключении) независимых экспертов в реестр посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте федеральной государственной информационной системы в области государственной службы.

Основанием для невключения кандидатуры независимого эксперта в реестр является несоответствие требованиям, установленным пунктами 2 и 7 настоящих Правил.

10. Представитель нанимателя не позднее чем за 45 календарных дней до формирования составов комиссий или изменения их составов, в том числе в связи с истечением 3-летнего срока пребывания независимого эксперта в составе комиссии (комиссий), направляет в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации запрос о приглашении независимого эксперта (независимых экспертов), включаемого в состав комиссии (комиссий), без указания его персональных данных по форме согласно приложению N 2.

Запросы представителя нанимателя о приглашении независимых экспертов, включаемых в составы комиссий, образуемых в территориальных органах федерального государственного органа (при наличии), направляются в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации кадровой службой центрального аппарата федерального государственного органа.

11. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет отбор независимого эксперта (независимых экспертов), являющегося специалистом в областях и видах профессиональной служебной деятельности гражданских служащих, по вопросам кадровых технологий и гражданской службы, которые указаны в запросе представителя нанимателя, и с учетом его согласия на включение в состав комиссии (комиссий) соответствующего федерального государственного органа не позднее 30 календарных дней со дня получения запроса представителя нанимателя направляет в федеральный государственный орган сведения о независимом эксперте (независимых экспертах).

12. Федеральные государственные органы информируют Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации об исключении из состава комиссии (комиссий) независимого эксперта (независимых экспертов) в течение 10 рабочих дней после принятия такого решения.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения информации об исключении независимого эксперта из состава комиссии (комиссий) обеспечивает внесение изменений в реестр и информирование об этом независимого эксперта и организации, представителем которой является данное лицо.

13. Организации или органы информируют Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации об отзыве лица, рекомендованного для включения в состав комиссии (комиссий) в качестве независимого эксперта, в случае принятия такого решения руководителем организации, представителем которой является данное лицо, с обоснованием такого отзыва.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения информации об отзыве независимого эксперта уведомляет об этом федеральный государственный орган, в состав комиссии (комиссий) которого включен независимый эксперт, и вносит соответствующие изменения в реестр.

14. С согласия независимого эксперта допускается его пребывание в составе комиссии (комиссий) после увольнения из организации, представителем которой является данное лицо, в пределах 3-летнего срока с момента первого включения данного независимого эксперта в состав комиссии (комиссий).

15. Повторное включение независимого эксперта в состав комиссии (комиссий) может быть осуществлено не ранее чем через 3 года после окончания срока пребывания в соответствующей комиссии (комиссиях).

16. Формирование и ведение реестра, а также информационное взаимодействие между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, организациями, органами и независимыми экспертами, предусмотренные пунктами 5 - 7, абзацами вторым и третьим пункта 9 и пунктами 11 - 13 настоящих Правил, осуществляются с использованием федеральной государственной информационной системы в области государственной службы.

Приложение N 1
к Правилам приглашения и отбора
независимых экспертов, включаемых
в составы конкурсных и аттестационных
комиссий федеральных
государственных органов

Области и виды профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих Российской Федерации, вопросы кадровых технологий и государственной гражданской службы Российской Федерации

Постановление Правительства РФ от 12 августа 2005 г. N 509
"О порядке оплаты труда независимых экспертов, включаемых в составы аттестационной и конкурсной комиссий, образуемых федеральными государственными органами"

С изменениями и дополнениями от:

3 августа 2011 г.

В соответствии со статьями 22 и 48 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и в связи с изданием указов Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 110 "О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 6, ст. 437) и от 1 февраля 2005 г. N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 6, ст. 439) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить ставку почасовой оплаты труда независимых экспертов, включаемых в составы аттестационной и конкурсной комиссий, образуемых федеральными государственными органами, в размере 80 рублей.

Оплата труда указанных независимых экспертов осуществляется на основе договора, заключенного между федеральным государственным органом и независимым экспертом.

2. Финансирование расходов на оплату труда независимых экспертов, указанных в пункте 1 настоящего постановления, осуществляется в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание федеральных государственных органов или их аппаратов.

Председатель Правительства
Российской Федерации

12 августа 2005 г.

Ставка почасовой оплаты труда независимых экспертов, включаемых в составы аттестационной и конкурсной комиссий, а также комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, образуемых федеральными государственными органами, устанавливается в размере 80 руб. Оплата труда указанных независимых экспертов осуществляется на основе договора, заключенного между федеральным государственным органом и независимым экспертом.

Постановление Правительства РФ от 12 августа 2005 г. N 509 "О порядке оплаты труда независимых экспертов, включаемых в составы аттестационной и конкурсной комиссий, образуемых федеральными государственными органами"

Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 19 августа 2005 г. N 183, в Собрании законодательства Российской Федерации от 22 августа 2005 г. N 34 ст. 3503

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 3 августа 2011 г. N 647

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 12 марта 2021 г. N 359
"Об утверждении Правил приглашения и отбора независимых экспертов, включаемых в составы конкурсных и аттестационных комиссий федеральных государственных органов"

С изменениями и дополнениями от:

В соответствии с частью 8 2 статьи 22 и частью 10 2 статьи 48 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила приглашения и отбора независимых экспертов, включаемых в составы конкурсных и аттестационных комиссий федеральных государственных органов.

2. Пункт 16 Правил, утвержденных настоящим постановлением, вступает в силу с 1 июля 2021 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 12 марта 2021 г. N 359

Правила
приглашения и отбора независимых экспертов, включаемых в составы конкурсных и аттестационных комиссий федеральных государственных органов

С изменениями и дополнениями от:

1. Настоящие Правила устанавливают порядок приглашения и отбора Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации независимых экспертов, включаемых в составы конкурсных и аттестационных комиссий, образуемых в федеральных государственных органах (далее - комиссии), из числа представителей научных, образовательных и других организаций, являющихся специалистами в соответствующих областях и видах профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих Российской Федерации, по вопросам кадровых технологий и государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - независимые эксперты).

2. Независимыми экспертами могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование и, как правило, не менее 4 лет стажа работы в областях и видах профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее - гражданские служащие), по вопросам кадровых технологий и государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - гражданская служба).

3. Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации из числа граждан, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется формирование и ведение реестра независимых экспертов, рекомендуемых для включения в составы конкурсных и аттестационных комиссий федеральных государственных органов (далее - реестр).

Реестром предусматривается классификация информации о независимых экспертах по областям и видам профессиональной служебной деятельности гражданских служащих, вопросам кадровых технологий и гражданской службы, в которых данные лица являются специалистами.

4. Для формирования и обновления реестра Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет приглашение независимых экспертов посредством направления запросов о представлении кандидатур независимых экспертов в научные, образовательные и другие организации (далее - организации) или государственные органы и органы местного самоуправления, являющиеся учредителями этих организаций (далее - органы).

5. Сведения о кандидатуре независимого эксперта, включаемого в состав комиссии, направляются в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации по форме согласно приложению N 1 в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня поступления в организацию или орган запроса, указанного в пункте 4 настоящих Правил.

7. Не допускается направление сведений о кандидатуре независимого эксперта без его согласия, предусмотренного приложением N 1 к настоящим Правилам, а также без согласия руководителя организации, представителем которой будет являться данное лицо.

8. Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляется рассмотрение сведений, указанных в пунктах 5 и 6 настоящих Правил, в течение 30 календарных дней со дня их поступления.

9. По итогам рассмотрения сведений о кандидатурах независимых экспертов Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации:

вносит в реестр сведения о кандидатурах независимых экспертов, соответствующих положениям пункта 2 настоящих Правил;

обеспечивает информирование руководителей организаций и органов, которыми были направлены сведения, указанные в пунктах 5 и 6 настоящих Правил, о включении (невключении) независимых экспертов в реестр посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте федеральной государственной информационной системы в области государственной службы.

Основанием для невключения кандидатуры независимого эксперта в реестр является несоответствие требованиям, установленным пунктами 2 и 7 настоящих Правил.

10. Представитель нанимателя не позднее чем за 45 календарных дней до формирования составов комиссий или изменения их составов, в том числе в связи с истечением 3-летнего срока пребывания независимого эксперта в составе комиссии (комиссий), направляет в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации запрос о приглашении независимого эксперта (независимых экспертов), включаемого в состав комиссии (комиссий), без указания его персональных данных по форме согласно приложению N 2.

Запросы представителя нанимателя о приглашении независимых экспертов, включаемых в составы комиссий, образуемых в территориальных органах федерального государственного органа (при наличии), направляются в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации кадровой службой центрального аппарата федерального государственного органа.

11. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет отбор независимого эксперта (независимых экспертов), являющегося специалистом в областях и видах профессиональной служебной деятельности гражданских служащих, по вопросам кадровых технологий и гражданской службы, которые указаны в запросе представителя нанимателя, и с учетом его согласия на включение в состав комиссии (комиссий) соответствующего федерального государственного органа не позднее 30 календарных дней со дня получения запроса представителя нанимателя направляет в федеральный государственный орган сведения о независимом эксперте (независимых экспертах).

12. Федеральные государственные органы информируют Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации об исключении из состава комиссии (комиссий) независимого эксперта (независимых экспертов) в течение 10 рабочих дней после принятия такого решения.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения информации об исключении независимого эксперта из состава комиссии (комиссий) обеспечивает внесение изменений в реестр и информирование об этом независимого эксперта и организации, представителем которой является данное лицо.

13. Организации или органы информируют Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации об отзыве лица, рекомендованного для включения в состав комиссии (комиссий) в качестве независимого эксперта, в случае принятия такого решения руководителем организации, представителем которой является данное лицо, с обоснованием такого отзыва.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения информации об отзыве независимого эксперта уведомляет об этом федеральный государственный орган, в состав комиссии (комиссий) которого включен независимый эксперт, и вносит соответствующие изменения в реестр.

14. С согласия независимого эксперта допускается его пребывание в составе комиссии (комиссий) после увольнения из организации, представителем которой является данное лицо, в пределах 3-летнего срока с момента первого включения данного независимого эксперта в состав комиссии (комиссий).

15. Повторное включение независимого эксперта в состав комиссии (комиссий) может быть осуществлено не ранее чем через 3 года после окончания срока пребывания в соответствующей комиссии (комиссиях).

ГАРАНТ:

Постановлением Правительства РФ от 17 июля 2021 г. N 1219 действие пункта 16 было приостановлено до 1 января 2022 г.

16. Формирование и ведение реестра, а также информационное взаимодействие между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, организациями, органами и независимыми экспертами, предусмотренные пунктами 5-7, абзацами вторым и третьим пункта 9 и пунктами 11 - 13 настоящих Правил, осуществляются с использованием федеральной государственной информационной системы в области государственной службы.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Правилам приглашения и отбора
независимых экспертов, включаемых
в составы конкурсных
и аттестационных комиссий
федеральных государственных органов

Месяц и год Должность с указанием
организации
Области и виды
профессиональной
служебной
деятельности
государственных
гражданских
служащих
Российской
Федерации,
вопросы кадровых
технологий и
государственной
гражданской
службы Российской
Федерации
поступления ухода

ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к Правилам приглашения и отбора
независимых экспертов, включаемых
в составы конкурсных
и аттестационных комиссий
федеральных государственных органов

* При направлении запроса в электронной форме, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы в области государственной службы, он может быть подписан простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью представителя нанимателя.

Минтруд установил порядок отбора независимых экспертов для конкурсных и аттестационных комиссий федеральных госорганов.

Экспертами могут быть граждане России с высшим образованием и стажем работы в областях деятельности гражданских служащих не менее 4 лет. Министерство создает реестр экспертов путем направления запросов в соответствующие организации. Специалист может повторно включаться в состав комиссии не ранее чем через 3 года после окончания срока пребывания в ней.

Реестр формируется с помощью ФГИС в области госслужбы с 1 июля 2021 г.

Постановление Правительства РФ от 12 марта 2021 г. N 359 "Об утверждении Правил приглашения и отбора независимых экспертов, включаемых в составы конкурсных и аттестационных комиссий федеральных государственных органов"

Вступает в силу с 21 марта 2021 г., кроме пункта 16 Правил, вступающего в силу с 1 июля 2021 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 17 июля 2021 г. N 1219

Изменения вступают в силу с 20 июля 2021 г.

Действие пункта 16 Правил, утвержденных настоящим постановлением, приостановлено до 1 января 2022 г.

Об утверждении Правил приглашения и отбора независимых экспертов, включаемых в составы конкурсных и аттестационных комиссий федеральных государственных органов

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 марта 2021 г. № 359

МОСКВА

Об утверждении Правил приглашения и отбора независимых экспертов, включаемых в составы конкурсных и аттестационных комиссий федеральных государственных органов

(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.2021 № 1219)

В соответствии с частью 82 статьи 22 и частью 102 статьи 48 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила приглашения и отбора независимых экспертов, включаемых в составы конкурсных и аттестационных комиссий федеральных государственных органов.

2. Пункт 16 Правил, утвержденных настоящим постановлением, вступает в силу с 1 июля 2021 г.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 12 марта 2021 г. № 359

ПРАВИЛАприглашения и отбора независимых экспертов, включаемых в составы конкурсных и аттестационных комиссий федеральных государственных органов

(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.2021 № 1219)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок приглашения и отбора Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации независимых экспертов, включаемых в составы конкурсных и аттестационных комиссий, образуемых в федеральных государственных органах (далее - комиссии), из числа представителей научных, образовательных и других организаций, являющихся специалистами в соответствующих областях и видах профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих Российской Федерации, по вопросам кадровых технологий и государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - независимые эксперты).

2. Независимыми экспертами могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование и, как правило, не менее 4 лет стажа работы в областях и видах профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее - гражданские служащие), по вопросам кадровых технологий и государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - гражданская служба).

3. Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации из числа граждан, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется формирование и ведение реестра независимых экспертов, рекомендуемых для включения в составы конкурсных и аттестационных комиссий федеральных государственных органов (далее - реестр).

Реестром предусматривается классификация информации о независимых экспертах по областям и видам профессиональной служебной деятельности гражданских служащих, вопросам кадровых технологий и гражданской службы, в которых данные лица являются специалистами.

4. Для формирования и обновления реестра Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет приглашение независимых экспертов посредством направления запросов о представлении кандидатур независимых экспертов в научные, образовательные и другие организации (далее - организации) или государственные органы и органы местного самоуправления, являющиеся учредителями этих организаций (далее - органы).

5. Сведения о кандидатуре независимого эксперта, включаемого в состав комиссии, направляются в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации по форме согласно приложению № 1 в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня поступления в организацию или орган запроса, указанного в пункте 4 настоящих Правил.

7. Не допускается направление сведений о кандидатуре независимого эксперта без его согласия, предусмотренного приложением № 1 к настоящим Правилам, а также без согласия руководителя организации, представителем которой будет являться данное лицо.

8. Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляется рассмотрение сведений, указанных в пунктах 5 и 6 настоящих Правил, в течение 30 календарных дней со дня их поступления.

9. По итогам рассмотрения сведений о кандидатурах независимых экспертов Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации:

вносит в реестр сведения о кандидатурах независимых экспертов, соответствующих положениям пункта 2 настоящих Правил;

обеспечивает информирование руководителей организаций и органов, которыми были направлены сведения, указанные в пунктах 5 и 6 настоящих Правил, о включении (невключении) независимых экспертов в реестр посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте федеральной государственной информационной системы в области государственной службы.

Основанием для невключения кандидатуры независимого эксперта в реестр является несоответствие требованиям, установленным пунктами 2 и 7 настоящих Правил.

10. Представитель нанимателя не позднее чем за 45 календарных дней до формирования составов комиссий или изменения их составов, в том числе в связи с истечением 3-летнего срока пребывания независимого эксперта в составе комиссии (комиссий), направляет в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации запрос о приглашении независимого эксперта (независимых экспертов), включаемого в состав комиссии (комиссий), без указания его персональных данных по форме согласно приложению № 2.

Запросы представителя нанимателя о приглашении независимых экспертов, включаемых в составы комиссий, образуемых в территориальных органах федерального государственного органа (при наличии), направляются в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации кадровой службой центрального аппарата федерального государственного органа.

11. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет отбор независимого эксперта (независимых экспертов), являющегося специалистом в областях и видах профессиональной служебной деятельности гражданских служащих, по вопросам кадровых технологий и гражданской службы, которые указаны в запросе представителя нанимателя, и с учетом его согласия на включение в состав комиссии (комиссий) соответствующего федерального государственного органа не позднее 30 календарных дней со дня получения запроса представителя нанимателя направляет в федеральный государственный орган сведения о независимом эксперте (независимых экспертах).

12. Федеральные государственные органы информируют Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации об исключении из состава комиссии (комиссий) независимого эксперта (независимых экспертов) в течение 10 рабочих дней после принятия такого решения.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения информации об исключении независимого эксперта из состава комиссии (комиссий) обеспечивает внесение изменений в реестр и информирование об этом независимого эксперта и организации, представителем которой является данное лицо.

13. Организации или органы информируют Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации об отзыве лица, рекомендованного для включения в состав комиссии (комиссий) в качестве независимого эксперта, в случае принятия такого решения руководителем организации, представителем которой является данное лицо, с обоснованием такого отзыва.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения информации об отзыве независимого эксперта уведомляет об этом федеральный государственный орган, в состав комиссии (комиссий) которого включен независимый эксперт, и вносит соответствующие изменения в реестр.

14. С согласия независимого эксперта допускается его пребывание в составе комиссии (комиссий) после увольнения из организации, представителем которой является данное лицо, в пределах 3-летнего срока с момента первого включения данного независимого эксперта в состав комиссии (комиссий).

15. Повторное включение независимого эксперта в состав комиссии (комиссий) может быть осуществлено не ранее чем через 3 года после окончания срока пребывания в соответствующей комиссии (комиссиях).

16. Формирование и ведение реестра, а также информационное взаимодействие между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, организациями, органами и независимыми экспертами, предусмотренные пунктами 5 - 7, абзацами вторым и третьим пункта 9 и пунктами 11 - 13 настоящих Правил, осуществляются с использованием федеральной государственной информационной системы в области государственной службы. (Действие приостановлено до 1 января 2022 г. - Постановление Правительства Российской Федерации от 17.07.2021 № 1219)

____________

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1к Правилам приглашения и отбора независимых экспертов, включаемых в составы конкурсных и аттестационных комиссий федеральных государственных органов

Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов

Принят Государственной Думой 3 июля 2009 года

Одобрен Советом Федерации 7 июля 2009 года

(В редакции федеральных законов от 21.11.2011 № 329-ФЗ; от 21.10.2013 № 279-ФЗ; от 04.06.2018 № 145-ФЗ; от 11.10.2018 № 362-ФЗ)

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

2. Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются:

1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;

2) оценка нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта) во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами; (В редакции Федерального закона от 04.06.2018 № 145-ФЗ)

3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

5) сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее - органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

1. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится:

1) прокуратурой Российской Федерации - в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации;

2) федеральным органом исполнительной власти в области юстиции - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке и согласно методике, определенным Правительством Российской Федерации;

3) органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

2. Прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся:

1) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;

2) государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона;

3) социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.

3. Федеральный орган исполнительной власти в области юстиции проводит антикоррупционную экспертизу:

1) проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, - при проведении их правовой экспертизы;

2) проектов поправок Правительства Российской Федерации к проектам федеральных законов, подготовленным федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, - при проведении их правовой экспертизы; (В редакции федеральных законов от 21.11.2011 № 329-ФЗ; от 21.10.2013 № 279-ФЗ)

3) нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований - при их государственной регистрации;

4) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - при мониторинге их применения и при внесении сведений в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 21.11.2011 № 329-ФЗ)

4. Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.

5. Органы, организации, их должностные лица в случае обнаружения в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенных факторов, принятие мер по устранению которых не относится к их компетенции, информируют об этом органы прокуратуры.

6. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, принятых реорганизованными и (или) упраздненными органами, организациями, проводится органами, организациями, которым переданы полномочия реорганизованных и (или) упраздненных органов, организаций, при мониторинге применения данных нормативных правовых актов. (Часть введена - Федеральный закон от 21.11.2011 № 329-ФЗ)

7. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, принятых реорганизованными и (или) упраздненными органами, организациями, полномочия которых при реорганизации и (или) упразднении не переданы, проводится органом, к компетенции которого относится осуществление функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, при мониторинге применения данных нормативных правовых актов. (Часть введена - Федеральный закон от 21.11.2011 № 329-ФЗ)

8. При выявлении в нормативных правовых актах реорганизованных и (или) упраздненных органов, организаций коррупциогенных факторов органы, организации, которым переданы полномочия реорганизованных и (или) упраздненных органов, организаций, либо орган, к компетенции которого относится осуществление функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, принимают решение о разработке проекта нормативного правового акта, направленного на исключение из нормативного правового акта реорганизованных и (или) упраздненных органа, организации коррупциогенных факторов. (Часть введена - Федеральный закон от 21.11.2011 № 329-ФЗ)

1. Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются:

1) в требовании прокурора об изменении нормативного правового акта или в обращении прокурора в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 настоящего Федерального закона (далее - заключение).

2. В требовании прокурора об изменении нормативного правового акта и в заключении должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.

3. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования и учитывается в установленном порядке органом, организацией или должностным лицом, которые издали этот акт, в соответствии с их компетенцией. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта, направленное в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа и учитывается в установленном порядке органом, который издал этот акт, в соответствии с его компетенцией.

4. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта может быть обжаловано в установленном порядке.

41. Заключения, составляемые при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных пунктом 3 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, носят обязательный характер. При выявлении коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также в уставах муниципальных образований и муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований указанные акты не подлежат государственной регистрации. (Часть введена - Федеральный закон от 21.11.2011 № 329-ФЗ)

5. Заключения, составляемые при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2 и 4 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, носят рекомендательный характер и подлежат обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом. (В редакции Федерального закона от 21.11.2011 № 329-ФЗ)

6. Разногласия, возникающие при оценке указанных в заключении коррупциогенных факторов, разрешаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 21.11.2011 № 329-ФЗ)

1. Институты гражданского общества и граждане Российской Федерации (далее - граждане) могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). Порядок и условия аккредитации экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции. (В редакции федеральных законов от 21.11.2011 № 329-ФЗ; от 11.10.2018 № 362-ФЗ)

11. Не допускается проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов):

1) гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость;

2) гражданами, сведения о применении к которым взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включены в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия;

3) гражданами, осуществляющими деятельность в органах и организациях, указанных в пункте 3 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона;

4) международными и иностранными организациями;

5) некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента.

(Часть введена - Федеральный закон от 11.10.2018 № 362-ФЗ)

2. В заключении по результатам независимой антикоррупционной экспертизы должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.

3. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: