Главная правовая основа государственной идеологии это

Обновлено: 18.04.2024

Идеология — это система философских, политических, нравственных, правовых, эстетических и религиозных взглядов и идей. Основами идеологии служат материальное производство, условия жизни людей, национальная принадлежность, условия воспитания, религия и др. Люди входят в разные социальные группы и потому различаются разными мыслями, взглядами, отражающими ту или иную идеологию.

Идеология формируется как общественное мнение с помощью средств массовой информации, литературы и искусства и непосредственного общения людей друг с другом. Идеология разъясняет индивиду, группе, народу необходимость предпринять тот или иной шаг в политике, в жизни вообще, осуществить то или иное мероприятие, совершить то или иное дело с определенной целью и в чьих-либо интересах.

Понятие «идеология» родственно понятию «общественное сознание», которое понимается как совокупность идей, выражающих социальные интересы людей. Они действительно близки, но не являются тождественными. Это обнаруживается при сопоставлении определений этих понятий. Сегодня в научной литературе, в средствах массовой информации нередко встречаются выражения «политическая идеология», «экономическая идеология», «гуманитарная идеология», «идеология культуры», «религиозная идеология», «правовая идеология», «идеология рынка» и т.д. Это означает, что идеология пронизывает все сферы жизни общества, влияя на сознание индивида.

В связи с этим у него формируется политическое сознание — совокупность осознанных представлений о мире политики. В результате изменения политического строя в России в начале 1990-х гг. и отказа от официальной марксистско-ленинской идеологии был провозглашен принцип свободы идеологий. Статья 13 Конституции РФ гласит о том, что ни одна идеология не может стать государственной. Причем многообразие идеологий отождествляется с политическим плюрализмом и многопартийностью. При этом упускается из виду то обстоятельство, что в странах западной демократии при всем многообразии партийных идеологий доминирует все же одна, которая более других выражает интересы и волю народа данной страны. Основные принципы доминирующей идеологии входят в Конституцию государства, определяют содержание статей об экономических основах общества и политическом строе и еще более обнаруживают себя в многочисленных законах, принимаемых высшими законодательными органами и направляющих в ту или иную сторону внешнюю и внутреннюю политику правительства. Доминирующая идеология органично связана с идеологическими принципами или платформами доминирующих в обществе партий и религий.

Следует отметить, что деидеологизация общества исключена. Можно запретить ту или иную идеологию, пропагандировать и внедрять новую, но оставить общество без идеологии нельзя, так как это означало бы лишить общество права на свободу мысли, слова, права высказывать свое мнение по различным аспектам общественной и государственной жизни с опорой на определенную мировоззренческую позицию.

Существенную особенность идеологии составляет ее способность обособляться со временем от теории, которая лежит в ее основе. Положения теории устаревают, а идеология продолжает жить, развиваться, корректироваться в соответствии с меняющимися обстоятельствами. Главное, чтобы эта идеология подкреплялась убежденностью людей в правильности ее основных положений.

Идеологическое обеспечение политики предполагает обоснование деятельности государственной власти, формирование соответствующего общественного мнения. Идеология в зависимости от ее положений и способов воздействия на общество может способствовать его сплочению для достижения прогрессивных целей, а может стать вредной, опасной, ведущей общество к гибели. Жизнь убеждает, что политика, не обеспеченная правильной идеологической работой, обречена на провал.

Носителями идеологии выступают партии. Они должны следить за развитием политической ситуации, изменениями общественного сознания, для того чтобы вовремя скорректировать положения своей программы. Если этого не происходит и идеология перестает отражать насущные проблемы общества, партия теряет авторитет и влияние в массах. В связи с этим можно сделать вывод о том, что идеология не только управляет обществом, но и сама должна быть управляемой.

Кризис господствовавшей в нашей стране в XX в. марксистско-ленинской идеологии наступил потому, что она перестала отражать реальную политическую обстановку в стране и в мире, а правящая коммунистическая партия не смогла скорректировать ее в соответствии с происходящими политическими и социально-экономическими явлениями.

В настоящее время в России формально отсутствует доминирующая идеология. В стране существуют фактически все идеологии, которые известны в индустриально-развитых странах, — это неолиберализм, неоконсерватизм, социал-демократическая идеология, марксизм, религиозные идеологии, неофашизм, сионизм и др.

Конституция РФ открыла наибольший простор для неолиберализма. Однако доминирующей идеологией он не стал. Сейчас в России идет острая борьба различных идеологий. Исторический опыт идеологической борьбы в западных странах показывает, что побеждает та идеология, которая наиболее органично связана с традиционной и наиболее распространенной религией. В России в настоящее время можно отметить определенное соперничество между различными конфессиями за влияние на народ. Усиление позиций одной из конфессий и утверждение в общественном сознании идей демократии может стать основой для установления доминирующей идеологии.

Для современной политической ситуации в России характерно становление различных идеологий, апробирование их на уровне общественных движений, партийных объединений. Усиление партийной и, соответственно, идеологической борьбы происходит в период избирательных кампаний. В остальное же время партийно-идеологическая работа остается незаметной для широких слоев населения.

Провозглашенный Конституцией принцип целостности государства объективно требует идеологического обоснования. Без этого не может быть гарантировано проведение эффективной государственной политики.

Сегодня в мире доминирующими направлениями в политической жизни выступают современный либерализм, или неолиберализм, современный консерватизм и его разновидности, социал-демократическая идеология и религиозные идеологии католицизма, ислама, синтоизма, протестантизма, сионизма, православия и др. Продолжает существование и идеология марксизма-ленинизма.

До сих пор не потеряли своей актуальности их идеи о естественном праве, об общественном договоре, о праве угнетенных на восстание против своих угнетателей, о конституции, о разделении властей и др. Например, Адам Смит считал, что главным условием процветания государства выступают господство частной собственности, отсутствие препятствий для развития личной инициативы, невмешательство государства в экономику.

Неолиберализм возник на основе либерализма в конце XIX — начале XX в. и утвердился в начале 1930-х гг. В эти годы значительный вклад в его развитие внес Д. Кейнс. Превращение либерализма в неолиберализм связано с обоснованием идеи государственного регулирования экономики. В неолиберализме противоборствуют радикальное и умеренное направления. Радикальное — провозглашает необходимость революционной ломки социальных, национальных отношений, религиозных и национальных традиций, а главное — не признает за государством права вмешиваться в экономику. Радикальное направление господствовало в современной России в 1990-х гг. Опыт развитых западных стран по формированию рыночной экономики был перенесен представителями этого течения в Россию без учета исторической и национальной специфики.

Консерватизм — это идейно-политическое течение, ориентирующееся на защиту национальных и религиозных традиций, проверенных опытом поколений устоев жизни и отрицающее революционные изменения в обществе. Он возник как реакция на Великую французскую революция 1789 г. В России наиболее крупными представителями консерватизма были А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, И.А.Ильин, К.П.Победоносцев и др.

Современный консерватизм имеет три разновидности: традиционализм, либертаризм и неоконсерватизм. Традиционализм провозглашает приверженность идеалам сильного государства, религиозным и национальным традициям, крепким семейным устоям, индивидуализму, частной собственности. Либертаризм — это течение, которое основывается на ценностях крайнего индивидуализма и отрицании политического вмешательства государства в предпринимательскую деятельность. Неоконсерватизм выступает за ограниченное вмешательство государства в экономику, сильную государственную политику в отношении других государств, поддержание национальных и религиозных традиций, неприятие революций, но в то же время признает ограниченные реформы.

И либералы, и консерваторы считают себя приверженцами многих демократических ценностей. В настоящее время эти идейные течения тесно переплетаются, имеют родственные признаки, хотя сохраняют и традиционные различия.

Современная социал-демократическая идеология, хотя и признает частную собственность в экономической сфере, но все же более важную роль отводит общественной собственности — национализированным, муниципальным, кооперативным предприятиям. В социальной сфере провозглашается принцип «социального партнерства» и «классового сотрудничества». Главная цель демократического социализма — освобождение людей от всех форм угнетения, создание условий для всестороннего развития личности, осуществление сильной социальной политики.

В политической сфере социал-демократы выступают за многопартийность, государственное регулирование экономики и социальной сферы. Благодаря этим положениям своей программы они не раз побеждали на парламентских выборах во многих странах. В международной политике партии демократического социализма сотрудничают с различными политическими силами и движениями в борьбе за мир, за решение экологических и социальных проблем. Однако события в Югославии и Ираке на рубеже XX —XXI вв. показали, что под лозунгом защиты прав человека, национальных меньшинств и международного права социал-демократы Западной Европы поддержали агрессивную политику блока НАТО по отношению к этим странам.

Исключительно важную роль в политической жизни многих стран мира играют религиозные идеологии: католицизма, ислама (в первую очередь исламского фундаментализма, как, например, в Афганистане в период прихода к власти талибов, и вахабизма, под флагом которого ведется борьба в Чечне), протестантизма, иудаизма (в последние десятилетия в политике это наиболее ярко выразилось в сионизме), синтаизма, буддизма, местных верований. В России в настоящее время возрождается идеология православия.

Вопросы и задания

1. Объясните содержание понятия «идеология».

2. Какую роль идеология играет в обществе?

3. Каково содержание статьи 13 Конституции РФ? Как она отражается на политической жизни России?

4. Кто относится к носителям идеологии? Какую роль они играют в политической жизни страны?

5. Охарактеризуйте основные черты либерализма.

6. Чем неолиберализм отличается от либерализма?

7. Что такое консерватизм? Каковы его разновидности?

8. Каковы основные положения современной социал-демократической идеологии?

9. Прочитайте высказывание профессора политологии Университета штата Огайо Лоуренса Херсона (из статьи «Идеология в Соединенных Штатах»): «Идеология, в том смысле, который вкладывается в это понятие в США, включает в себя три компонента. Первый — более или менее последовательная система взглядов относительно существующего (о том, что правильно, а что — нет); второй — подкрепляющая эти взгляды более или менее последовательная система ценностей (т.е. того, что высоко ценится, чему придают особое значение, к чему стремятся) и третий — поведенческий компонент (цели, которых хотят до биться, и тактика их достижения)».

Слово «идеология» происходит от греческого idea – идея и logos – учение, т.е. этимологически означает «учение об идеях».

Идеология — это система взглядов, представлений, идей, выражающих интересы того или иного общества или социальной общности.

1. Создание системы ценностей и ориентаций человеческой деятельности.

2. Овладение общественным сознанием и внедрение в него своих критериев оценки прошлого, настоящего и будущего.

3. Объединение и сплочение общества на основе определенных целей и ценностей.

4. Организация целенаправленных действий общества по достижению поставленных задач.

Любая идеология провозглашает цели и идеалы, которые людям предлагается принимать на веру.

1. Политическая идеология.

Политическая идеология — чётко сформированная система ценностей, ориентированная на выражение политических интересов, основание для формулирования целей политических действий.

Особенности политической идеологии:

1. Идеология создается идеологами, т.е. людьми, обладающими глубокими научными знаниями, аналитическим умом, самостоятельностью мышления, способными в теоретической форме выразить политические интересы того или иного класса, социальной группы, слоя.

2. Идеология в отличие от политической психологии, основана не на чувствах и эмоциях, а требует подключения разума и мышления.

3. Идеология всегда активна. Ее задача не просто объяснить мир, а преобразовать его на основе тех или иных идеологических принципов.

Политическая идеология претендует на универсальную значимость, поэтому она стремится к подавлению других идеологий, заявляет о своем призвании изменить мир к лучшему. Она требует от своих сторонников приверженности ценностям и нормам, которые она культивирует.

Классификация основных политических идеологий.

Название идеологии Сущность идеологии

(от лат. conservare — сохранять,

заботиться о сохранении) · Главные ценности: государство, церковь, семья, частная собственность. · Укрепление устоев государства. · Против государственного капитализма, радикальных реформ и экстремизма. · Обществу присуще неравенство. · Общество изменяется эволюционно.

(от лат. libero — свобода и liberalism —

свободный) · Главные ценности: демократизм, индивидуализм, гарантированность прав человека, частная собственность, экономические свободы. · Абсолютная ценность человеческой личности. · Ограничение объёма и сфер деятельности государства. · Политическое равенство всех людей. · Общество изменяется при помощи реформ.

(от лат. socialis — общественный) · Справедливое устройство общества. · Активное вмешательство государства в экономику. · Перераспределение богатства от богатых к бедным. · Поддержание государством наиболее неимущих слоев.

Каждая идеология имеет свою точку зрения на ход политического и социально-экономического развития общества, свои методы и средства решения, стоящих перед обществом задач. Поэтому основной функцией политической идеологии является овладение общественным сознанием.

К. Маркс считал, что когда идеи овладевают массами, то они становятся материальной силой.

Политической идеологии присущи следующие функции:

· выражение и защита интересов определенной социальной общности (группы, класса, нации);

· внедрение в общественное сознание своих критериев оценки политических событий, политической истории;

· интеграция (объединение) людей на базе общих оценок, ценностных ориентации, политических представлений;

· организация и регулирование поведения людей на основе общеидеологических норм и ценностей;

· обоснование мотивов политического поведения и мобилизация социальных общностей на реализацию поставленных задач;

· легитимизация власти: рациональное обоснование (оправдание) деятельности правящей элиты.

Радикализм (от лат. radicalism — коренной):

· Решительное изменение существующих социальных и политических институтов.

· Стремление к быстрому темпу перемен, оправдание силовых методов достижения поставленных целей.

· Может выступать теоретическим обоснованием и оправданием терроризма.

· Проявляется в кризисные, переходные исторические периоды, когда возникает угроза существованию, традициям и укладу тех или иных слоев и групп.

Леворадикальные течения (анархизм, марксизм и такие отдельные его разновидности, как маоизм, троцкизм и т. д.) предпочитают быстрые и резкие способы достижения социального равенства и социальной справедливости.

Праворадикальные течения (фашизм, неофашизм, крайние формы национализма и религиозной нетерпимости, расизм) основываются на представлениях о превосходстве какой-либо группы (расовой, национальной, социальной, религиозной) над всеми остальными и стремятся любыми законными и незаконными способами закрепить привилегированное положение таких групп.

2. Правовая идеология.

Правовая идеология — это совокупность правовых идей, взглядов, требований различных групп и слоев общества, которая является результатом развития теории, осознания и формулирования различных общественных интересов.

Правовая идеология — это отражение правовой действительности в форме систематизированных взглядов, идей, принципов, понятий, суждений, осуществляемое на рациональной основе, т. е. связано с логическим мышлением, с его формами, а не с чувственным опытом, который дан нам в ощущениях.

Правовая идеология разрабатывается политиками и учеными — юристами, политологами, экономистами, которые учитывают общественную реальность, расстановку сил, уровень общественного сознания, интересы населения, другие факторы.

Правовая идеология представляет собой систематизированное ядро всего общественного правосознания. В ней отражаются и обосновываются интересы, потребности, задачи общественного развития и роль государственно-правовых средств в этом процессе. Она выступает как концептуальная система идей, отражающих действительность с определенной позиции.

Основными признаками правовой идеологии являются:

· во-первых, концептуальное осмысление и выражение коренных интересов и целей данного общества;

· во-вторых, выработка ее идеологами (политиками, юристами, философами);

· в-третьих, целеустремленная направленность правовой идеологии к реализации своих возможностей через различные формы сознания, чтобы стать мотивом практической деятельности общества, народа.

Компонентом правовой идеологии выступает правовая информация — функционирующие в обществе сведения о юридических нормах и принципах, правовых идеях и представлениях, правотворческой и правореализационной деятельности, а также об иных фактах и событиях, носящих правовой характер.

Особое значение на правовую идеологию могут оказывать господствующие правовые доктрины — юридические концепции, которые конкретизируют положения правовой идеологии и при помощи понятийного аппарата политических и общетеоретических правовых знаний раскрывают отношение государственной власти к праву, его ценность и роль в жизни общества, детализируют официальные представления о социально-политическом содержании данного типа права, той или иной национальной правовой системы.

Особой формой правовой идеологии является правовая наука, или правоведение — система знаний о праве, законодательстве, юридической практике. При определенных условиях она может выступать в качестве источника права применительно к некоторым правовым системам. Наука в принципе определяет стратегию правового развития общества и является основой проводимой в стране государством правовой политики.

Однако между правовой идеологией и правовой наукой могут быть противоречия. Правовая идеология может возникать и развиваться вне связи с наукой. Правовая идеология жестко привязывается к интересам правящих элит, по сути, обслуживает их и поэтому неадекватно выражает правовые реалии. Правовая наука призвана отображать объективные закономерности правового развития. Науке противопоказана нормативная заданность (предопределенность) ее развития установками властьимущих.

Государственная идеология - система знаний и ценностей, задающая цели и ориентиры развития общества.

Государственная идеология, входя в систему государственности, легитимизирует деятельность ее властных структур. Государственная идеология, давая представление о лучшем устройстве будущего общества, к которому должны стремиться граждане, организует и регулирует поведение личности в обществе. Поэтому идеология, с одной стороны, направляет деятельность государственной власти, а с другой — управляет поведением индивидов.

Вместе с тем на протяжении многих веков государственные идеологии являлись духовным фундаментом развития общества. Идеологические ценности определяли образование новых социальных структур и институтов, так как вначале создавались идеологические учения, а затем уже на их основе преобразовывались социальные отношения.

Государственная идеология выполняет такие же функции жизнедеятельности политического сообщества как и частные идеологии составляющих его групп людей: познавательную, прагматическую (оправдывающую) и мобилизационную. Без идеологии государство становится несостоятельным, оно утрачивает свою сущность как таковое.

5. Соц носители, источники, ресурсы полит власти.

Основными компонентами власти являются ее субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия между партнерами.Субъект и объект - непосредственные носители, агенты власти. Субъект (актор) воплощает активное, направляющее начало власти. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например народ, или даже мировое сообщество, объединенное в ООН.

6.Понятие политики.Многообразие подходов к определению политки.

Политика — общее генеральное управление, стратегия принятия решений и согласованных действий, которые облегчают достижение декларируемых, согласованных и запланированных программных целей. Политика направляет действие на достижение генеральных, общественных многопрофильных и многоуровневых целей при выполнении конкретных задач. Путём распределения направлений, которым нужно следовать, она объясняет основные принципы и механизмы, каким образом должны быть достигнуты цели. Политика оставляет свободу манёвра в последовательных действиях. • экономические определения политики наиболее ярко пред­ставлены в марксизме: политика - концентрированное выражение экономики. Политика как специфическая сфера общественной жизни утрачивает свою самостоятельность; ПОДХОДЫ

• правовые определения основаны на понимании политики как производной от права. Яркий пример правового определения политики - теория общественного договора (Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж-Ж. Руссо). Теория общественного договора трактует политику как вид деятельности по защите естественных прав человека. В современной литературе существуют и противоположные трактовки: право - это порождение политики, важнейшее средство ее реализации, создания и закрепления стабильного общественного порядка;

• нормативно-этические (ценностные) определения сводят политику к деятельности, направленной на достижение общего блага. Ценности правильного политического устройства - справедливость, мир, свобода. Нормативная (ценностная) трактовка политики возникла еще в древности. Платон создал модель идеального государства. Аристотель писал, что справедливость имеет место только в политической жизни, политика является высшей формой жизнедеятельности людей;

• культурологические определения рассматривают политику как форму коллективного, совместного существования людей. Качество политики зависит от культурных составляющих - менталитета, ценностных ориентации, норм, воплощающихся в моделях поведения.

Вторая группа - субстанциальные (сущностные) определения политики- ориентирована на раскрытие первоосновы, внутренней сущности политики. Для этой группы характерны следующие определения:

-силовые, или директивные (властные). В них политика - это Действия, направленные на власть, ее обретение, распределение, Удержание и использование. Сущность власти определяется через механизмы социального господства, как считали Н. Макиавелли, М. Вебер, К. Маркс;

• институциональные определения основаны на сведении политики к деятельности государства. Политика «материализуется» в таких институтах, как государство, политические партии, общественные организации. Так, В.И. Ленин утверждал, чтополитика-это участие в делах государства, определение форм, задач и содержания его деятельности;

• конфликтно-консенсусные определения показывают, что политика связана с интересами и деятельностью больших групп людей. Социум не монолитен, он имеет сложную структуру. Французский политолог М. Дюверже отмечал, что политическая теория колеблется между двумя драматически противостоящими интерпретациями политики. В соответствии с одной - политика является конфликтом, борьбой, в которой те, кто обладает властью, обеспечивают себе контроль над обществом и получение благ. В соответствии с другой точкой зрения политика представляет собой попытку осуществить правление порядка и справедливости, обеспечить интеграцию всех граждан в сообщество.

Конфликтное направление развивали марксисты, теоретики конфликта (например, Р. Дарендорф): политика - это деятельность по насильственному и мирному разрешению конфликтов; борьба за власть; навязывание воли господствующего класса.

Консенсусное направление получило обоснование в связи с развитием демократии и плюралистических теорий демократии (А. Бентли, Г. Ласки, Р. Даль). Политика - это искусство нахождения согласия, баланса интересов между различными социальными группами;

• антропологические определения отражают источник политики, лежащий в природе самого человека. Обоснование антропологических определений политики идет от Аристотеля, который утверждал, что политика - это форма общения людей, способ коллективного существования человека. К. Шмидт рассматривал политику как отношения друзей - врагов.

Третья группа включает системные определения политики. Политика - это не застывшее, законченное явление, а постоянно возобновляющийся процесс подготовки, принятия и практической реализации обязательных для всего общества решений.

С системной точки зрения политика является самостоятельной подсистемой социума, имеющей центр принятия решений и окружение, связанные механизмами обратной связи. Политическая система включает следующие механизмы: обеспечение целостности общества; определение стратегических целей обществен­ного развития; выработку механизма по коллективному достижению стратегических целей; распределение и перераспределение ценностей и ресурсов. Политика - это не спонтанный, а целенаправленный, контролируемый процесс. Основные теоретики системного подхода - Т. Парсонс, Д. Истон, Г. Алмонд.

7Либерализм – это идеология, провозглашающая признание политических и экономических прав индивида в рамках законов, которые являются обобщением естественных потребностей и неотчуждаемых прав людей на жизнь, свободу, имущество, безопасность, порядок. Либерализм предусматривает такое устройство общества и властных механизмов, когда свободная конкуренция и рынок ограничивают роль государства в жизни общества.

Базовым принципом либерализма является индивидуальная свобода, права и возможности человека самому определять свои жизненные цели, нести личную ответственность за свое благополучие и общественное положение. Либерализм провозгласил абсолютную ценность человеческой личности, существование неотъемлемых прав человека (на жизнь, свободу, собственность), верховенство закона как инструмента социального контроля, ограничение функций государства, возможность установления социального порядка на основах разума и свободы. Основные идеи классического либерализма были сформулированы по отношению к экономической, политической, духовной и социальной сферам. В экономической области либералы отстаивали свободу предпринимательства и конкуренции, которая дает каждому шанс разбогатеть. Они осуждают вмешательство государства в экономику и протекционизм. Функции государства должны сводиться к охране частной собственности, порядка в стране и защиты ее суверенитета, т.е. государство должно быть «ночным сторожем». В политической области либерализм утверждал равенство всех граждан перед законом, признавал за каждым человеком основные политические права и свободы. Рассматривая монопольную власть как угрозу правам и свободам индивида, представители либерализма сформулировали идею разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые должны сдерживать и уравновешивать друг друга. Исходя из теории общественного договора, народ признавался источником власти, что предполагало взаимную правовую ответственность между государством и гражданами. Либерализм признавал также право народа на революцию по отношению к деспотической власти. В духовной сфере либерализм отстаивает принцип свободы совести, т.е. право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободу мнения и слова, способность к компромиссу и терпимости. В социальной области либерализм делал ставку на уверенных в своих силах людей, которые способны самостоятельно утвердиться в жизни. Признавая равенство возможностей, либералы отрицали социальное равенство в силу «естественного неравенства» людей. В конце ХIХ – начале ХХ вв. в результате эволюции либерализма возникает неолиберализм. В концепции неолиберализма по-новому рассматривается роль государства и признается необходимость расширения его функций. Государство – это не «ночной сторож», а активный участник экономической жизни, который через принятие антимонопольного или антитрестовского законодательства в состоянии защитить свободу предпринимательства и конкуренции от монополий и тем самым поддержать мелкий и средний бизнес. Одной из самых важных целей при этом становится неуклонное расширение числа собственников.

Неолиберализм признает значение социальных проблем в обществе и необходимость проведения государством активной социальной политики. Ее цель – создание условий, обеспечивающих уверенность членов общества в завтрашнем дне. Важнейшей функцией государства рассматривается поддержка социально незащищенных слоев путем перераспределения доходов и осуществления широких социальных программ. Выдвигается идея создания «государства всеобщего благоденствия». Однако во второй половине 70-х годов ХХ в. неолиберальные программы оказались нереализованными вследствие падения темпов роста экономики в ряде западных стран ухудшения экологической ситуации и качества жизни. В такой обстановке укрепляются позиции неоконсерватизма.

8.Любое государство функционирует в определенной социальной среде, зависит от экономики и культуры общества, его структуры, психологии и ценностных предпочтений граждан, в свою очередь оказывая на них мощное воздействие.

Развитие представлений о государственно-правовых явлениях, по-литике в целом, в значительной степени обусловлено все большей детализацией, углублением знаний о многообразии этих связей, стремлением выразить их в соответствующей системе поня-тий.

В ходе эволюции политических знаний, наряду с глубоким пониманием сущности, структуры и механизма политической власти, накапливается множество сведений о феноменах, которые имеют отношение к политической, государственной жизни, влияют и зависят от нее, но государственно-правовыми не являются. Их круг достаточно широк:

это политические пар-тии и движения, политические ценности и традиции, способы достижения политических целей, правовые и политические ориентации населения и т.д.

Государственно-правовые отношения людей – это специфическая сфера социального бытия со своими фундаментальными закономерностями, внутренними взаимосвязями, источниками раз-вития и каналами зависимости от внешней среды. В политической и правовой науке зреет пони-мание необходимости введения и активного использования для объяснения политико-правовых явлений нового понятия, способного отразить этот спектр связей, элементов, отношений. Несо-мненное влияние на рождение этой идеи оказал показавший к середине XX в. свою эвристическую ценность системный метод познания, среди важнейших принципов которого выделяют:

• идею целостности системы – образования в результате сочетания разнообразных факторов новых качеств, свойств, не проявляющих себя в разрозненном состоянии;

• значение выявления всего многообразия отношений системы с внешней средой, описание каналов, способов взаимодействия с которой имеет большое значение для правильного понимания связей внутри системы;

Политическая система — это система институтов и отношений, определяющих политическую жизнь общества и осуществляющих государственную власть. Ее можно, в свою очередь, разделить на три основные подсистемы: институциональную, нормативноправовую и функционально-коммуникативную.

1. Институциональная подсистема включает всю совокупность политических институтов как формализованных, так и неформализованных. К формализованным институтам относятся: государство, государственные учреждения и органы, политические партии, общественно-политические объединения и организации, группы давления и др. Формализованные институты по сути создают политическую организацию общества с относительно устойчивой структурой и функционально-ролевой определенностью. К неформализованным относятся институты, не имеющие своего «постоянного» места (и роли) в политической организации. Они возникают спонтанно (эпизодически) по мере необходимости, но тем не менее могут оказывать значительное влияние на принятие политических решений. К неформализованным институтам можно отнести митинги, пикеты, шествия, манифестации, избирательные компании и др. В период массовых политических действий (выборов, референдумов и др.) политическая система расширяет свои границы за счет неформализованных институтов.

В этот период, как правило, появляется большое количество политических блоков, движений, групп поддержки и т. д. На выборах по сути каждый избиратель становится субъектом политики, от которого зависит формирование тех или иных органов власти или стратегия развития политической системы и общества.

Каждый институт занимает определенное место в политической системе, и эти места неравнозначны. Поэтому одни институты имеют больше возможностей влиять на политический процесс.

Но тем не менее каждый институт выполняет свои функции по принятию политических решений и контролю за их исполнением.2. Нормативно-правовую подсистему создают те законы и нормы права, которые определяют функциональную заданность каждого политического института, каждой политической роли, устанавливают

23:00:34 пределы их компетенции, способы взаимодействия и зоны ответственности. В современном обществе основу нормативно-правовой подсистемы составляют нормы конституционного права.Нормативно-правовая подсистема задает общую направленность во взаимодействии всех субъектов политики, предписывает им общие «правила игры», придает системную целостность всем институтам политической системы.3. Функционально-коммуникативная подсистема представляет собой совокупность отношений, возникающих в процессе функционирования политической системы. Эти отношения обусловлены уровнем развития общества, правовыми нормами, соотношением политических сил, политической культурой, политическим сознанием граждан, способами политического поведения, историческими традициями страны, средствамиФорма политической системы зависит не только от наличия тех или иных политических институтов и правовых норм, но и от того, какими людьми «наполняются» эти институты и какие отношения между ними возникают; имеют ли возможности и способности эти люди исполнять принятые законы, защищать свои интересы и «играть по правилам». Например, в политической системе Советского Союза имелись в наличии все необходимые для демократического общества институты, а конституция СССР 1937 года до сих пор считается одной из самых демократических в мире. Однако приоритет одной партии (ВКП(б)—КПСС) над всеми иными политическими институтами и доминирование патриархальной политической культуры в обществе позволили партийно-государственной элите установить тоталитарный режим власти в стране.Демократическая политическая система предполагает правовое равенство основных политических институтов и соблюдение принципа их функциональной независимости. А определенный уровень политической культуры является необходимым условием для поддержания и воспроизводства демократических политических отношений.

Государство сильно законами, общими правилами, целями, стратегией развития, которые находят свое отражение в идеологии. Ни одно государственное образование не может существовать без духовно-идеологических основ, которые составляют фундамент его единства, целостности и одновременно содержат целенаправленную программу социальной жизнедеятельности народа, общества и государства.

Сл. Идеология государства – это национальная объединяющая и мобилизующая идея. Через пропаганду этой идеи, воздействуя на сознание людей, государство преследует цель, чтобы проживающее на его территории население осознавало себя как единое общественное целое в культурно-историческом, государственно-политическом, экономическом, нравственно-духовном и территориальном планах. Она позволяет людям различных убеждений прийти к осознанию общих ценностей, способствует установлению в обществе атмосферы согласия и созидания.

Государственная идеология – атрибутивный (неотъемлемый, существенный) признак любой нации-государства как социального субъекта вместе с признаками суверенитета, территории, власти, права. Государства без идеологии не бывает.

Государственная идеология по степени организации является более высокой системой, чем любая другая идеология в обществе, так как у государства имеются самые сильные ресурсы для литературного оформления и юридического закрепления (в правовых нормах) идей и ценностей, лежащих в основе государственной политики. Это, прежде всего, Конституция страны, совокупность законодательных актов, государственных программ, которые обязательны для соблюдения и исполнения всеми членами общества.

В демократических режимах каждая общественная сила (класс, социальная группа, политическое движение) вырабатывает свою систему взглядов и идей, которые конкурируют между собой и доказывают свою правоту на политической арене. Та сила, которая в ходе политической борьбы доказала свою перспективность, приходит к власти, а ее идеология на определенный период времени становится официальной и ориентирует государственную деятельность в конкретном направлении. В обществе всегда имеются особые лица (философы, социологи, историки, политологи, политики, высшие должностные государственные лица) и учреждения, которые заняты постоянным обновлением государственной идеологии.

Истоки идеологии белорусского государства следует искать в историческом прошлом Беларуси. На протяжении веков в процессе формирования национальной общности, в ходе развития экономической и государственной жизни, во взаимоотношениях с другими народами создавалась определённая система представлений и понятий, принципов и ценностей. Чтобы аккумулировать в современной идеологии белорусского государства всё конструктивное и полезное из опыта прошлого, необходимо обратиться к идеям и ценностям, выработанным белорусским народом в процессе становления и развития своей государственности. Важной проблемой идеологии белорусского государства является соотношение инноваций и традиции как в социокультурном контексте, так и в плане государственного строительства. Особое место тут занимает отношение к советскому прошлому и белорусской государственности в рамках СССР. Вопрос, который имеет важнейшее значение для современного белорусского общества и его политико-идеологического состояния – это вопрос о том, является ли суверенное государство Республика Беларусь продолжением предшествующего развития или качественно новым этапом в становлении белорусской государственности, имеющим слабую генетическую связь с предшествующим состоянием.

В системе ценностей особое место занимают суверенитет, национальный интерес, национальная безопасность, справедливость. Важной составляющей идеи белорусской государственности должны стать стандарты прав человека и права как такового.

Сл. Идеология белорусского государства– юридически оформленная система идей, идеалов и ценностей, которая отражает цели и особенностям белорусского пути общественного развития.

Базовые принципы и цели развития белорусского государства закреплены в Конституции Республики Беларусь, которая является правовой основой государственной идеологии.

На сегодняшний день наиболее универсальной ценностью, несущей в себе консолидирующий потенциал, является суверенное белорусское государство.

Идеология Республики Беларусь призвана обеспечить реализацию главной миссии белорусского государства на первую четверть ХХІ века – способствовать устойчивому социально-культурному развитию страны в условиях суверенитета.

Статья 1 Конституции Республики Беларусь гласит:

«Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство»

Унитарное– государство не имеет в составе федеративных единиц (штатов, заморских

департаментов и др.), подразделяется на административно-территориальные единицы (районы, области). Центральные государственные органы наделены всей полнотой власти.

Демократическое -организация и деятельность государства направлены на признание и обеспечение полновластия народа, прав и свобод человека и гражданина. В Конституции Республики Беларусь (Статья 3) указано: «Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ».

Социальное– государство стремится максимально обеспечить достойные условия существования своих граждан, удовлетворить их материальные и духовные потребности, обеспечить социальную защищенность. В Статье 2 Конституции Республики Беларусь заявлено: «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства».

Правовое- организация и деятельность государственной власти во взаимоотношениях с гражданами и их объединениями основана на праве и соответствует законам. Государственная власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную, чтобы исключить её монополизацию. В Конституции Республики Беларусь (Статья 2) прописана взаимная ответственность государства и гражданина: «Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответственен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией».

Сл. Структурные компоненты идеологии белорусского государства:

- политическая модель белорусского государства, основанная на принципах суверенитета, народовластия, свободы мнений, разделения властей и верховенства права;

- экономическая модель, основанная на принципах многоукладной рыночной экономики, равенстве форм собственности и социальных гарантиях для населения;

- мировоззренческая составляющая, основанная на принципах патриотизма, гражданственности, солидарности.

Сл. Среди наиболее значимых приоритетов идеологии белорусского государстваможно выделить:

-государственный суверенитет Беларуси и международное сотрудничество на взаимовыгодных условиях, интеграция с Российской федерацией и странами Содружества Независимых Государств;

-признание человека как высшей общественной ценности и цели государства, обеспечение реальных гарантий, прав и свобод граждан;

-принцип верховенства права;

-многоукладный, рыночный, социально ориентированный характер экономики страны;

-справедливость, солидарность и партнёрство в отношениях между различными социальными группами;

-веротерпимость и свобода совести;

-патриотизм и гражданственность.

Стержневыми ценностями идеологии белорусского государства являются: безопасность, благосостояние граждан, независимость государства.

Идеология государства призвана сформулировать идеал современного белорусского общества, составными элементами которого являются: построение демократического правового государства, создание условий для свободного и всестороннего развития личности, достойного вхождения страны в европейскую и общечеловеческую общность. Таковы основные приоритеты идеологии белорусской государственности.

По мнению Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко: «Идеология для государства – то же самое, что иммунная система для живого организма. Если иммунитет ослабевает, любая, даже самая незначительная инфекция становится смертельной. Точно так же и с государством: когда разрушается идеологическая основа общества, его гибель становится только делом времени, каким бы внешне государство ни казалось сильным и грозным».

Создание единой идеологии не означает, что в государстве не допускается или серьезно ограничивается существование других идеологий.

Гончаров Виталий Викторович, профессор кафедры конституционного и муниципального права, кандидат юридических наук.

Настоящая статья посвящена исследованию проблем формирования и развития идеологической основы российской государственности. По мнению автора, любым государствам с момента их появления свойственно организовываться и осуществлять свою деятельность на определенной идеологической основе, представляющей собой своеобразный компромисс классового и общечеловеческого аспектов мировоззрения, что диктуется необходимостью для политически господствующих классов не только обеспечивать удовлетворение своих интересов, но и создавать условия для сохранения и развития государственности вообще. В статье обосновывается необходимость скорейшего определения идеологической основы российской государственности как условия ее сохранения и развития в надвигающейся эпохе глобальных социально-политических и экономических преобразований в мире в XXI в. В работе проведен анализ как современных проблем формирования идеологической основы российской государственности, так и проблем, связанных с долгим отсутствием в Российской Федерации государственной идеологической основы существования и развития страны и общества. Автором разработаны рекомендации по разрешению указанных проблем. В статье исследуется влияние на процессы развития идеологической основы российской государственности различных внутренних и внешних факторов, включая международные.

Ключевые слова: российская государственность, идеология, проблемы формирования и развития, народ, плюрализм, инновационное государство, Российская Федерация, опережающее развитие, сценарии развития.

The present article is devoted research of problems of formation and development of an ideological basis of the Russian statehood. According to the author, any states from the moment of their occurrence can be organised and carry out the activity on the certain ideological basis representing the original compromise of class and universal aspects of outlook that is dictated by necessity for politically ruling classes not only to provide satisfaction of the interests, but also to create conditions for preservation and statehood development in general. In article necessity of the prompt definition of an ideological basis of the Russian statehood as conditions of its preservation and development in an approaching epoch of global sociopolitical and economic transformations in the world in XXI century is proved. In work the analysis as modern problems of formation of an ideological basis of the Russian statehood, and the problems connected with long absence in the Russian Federation of the state ideological basis of existence and development of the country and a society is carried out. The author develops recommendations about the permission of the specified problems. In article influence on developments of an ideological basis of the Russian statehood of various internal and external factors, including international is investigated.

Key words: the russian statehood, ideology, formation and development problems, the people, pluralism, the innovative state, the Russian Federation, advancing development, development scenarios.

Любое государство с момента своего появления в качестве социально-правового института организовывается и осуществляет свою деятельность на определенной идеологической основе. По мнению ученых-филологов, идеология представляет собой мировоззрение, систему взглядов и идей [1. С. 298]. В мире существует большое разнообразие теорий происхождения и развития государства (теологическая, общественно-договорная, материалистическая, психологическая и пр.) [2], причем каждая из них имеет идеологическую составляющую. Некоторые теории (например, марксистско-ленинская) при анализе идеологической основы происхождения и развития государств делают акцент на их классовой сущности, определяя государство в качестве "машины для угнетения одного класса другим, машины, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы" [3. С. 75]. Авторы других концепций, напротив, неоправданно идеализируют институт государства как средства и условия обеспечения интересов всех членов общества, примирения различных его социальных классов и групп [4. С. 80 - 84].

Представляется, что идеологические основы любых государств, которые устойчиво существовали на протяжении истории человечества, представляли собой своеобразный компромисс классового и общечеловеческого аспектов мировоззрения [5. С. 51], что диктовалось необходимостью для политически господствующих классов не только обеспечивать удовлетворение своих интересов, но и создавать условия для сохранения и развития государственности вообще. Даже на более ранних этапах общественного развития (в эпоху рабовладельческих и феодальных государств) правящие классы были вынуждены распространять механизмы государственной защиты и на непривилегированные социальные классы и страты, включая рабов и крепостных крестьян, так как последние являлись, в свою очередь, определенным незаменимым экономическим условием существования и развития государства как такового.

Новейшая человеческая история охарактеризовалась существенными изменениями в формировании и развитии идеологических основ современных государств. Прежде всего это выразилось в нивелировании национальных особенностей государственного мировоззрения, глобализации и интернационализации системы взглядов и идей, на которых основываются принципы организации и деятельности государственного механизма в современных странах. На словах речь все более идет об общечеловеческих ценностях, правах и свободах человека как основополагающей ценности и основы современной государственности. На деле формальная пропаганда "общечеловеческих ценностей" никак не препятствует политической элите развитых западных государств получать неплохие дивиденды от попустительства мировой контрабанде оружия, наркотиков, проституции, осуществлять незаконную оккупацию стран (Ирак, Афганистан), грабить их, а также бомбить непокорные нации и народы (Югославия). Всячески порицается не только проявление националистических и патриотических взглядов в оценке функций и задач государства, но и подрываются основы существования наций и государств в качестве суверенных и независимых международных образований.

Ведь существование суверенного и независимого государства немыслимо без наличия трех самостоятельных и независимых его составляющих: народа, территории и государственного механизма. Правовая система страны должна гарантировать то, что ее народ будет действительно являться носителем суверенитета и единственным источником власти в государстве. Власть народа должна иметь определенные пространственные границы - территорию страны, а ее осуществление в интересах народа должно быть делегировано государственному механизму, который должен обладать суверенитетом от любых внутренних и внешних воздействий, кроме одного субъекта, делегировавшего ему властные полномочия, - народа.

После развала СССР (в эпоху однополярной политической карты мира с господствующей ролью США) параллельно протекали два процесса. С одной стороны, руководство США всячески пресекало любые проявления суверенитета и независимости стран как на международной арене, так и при определении направлений внутригосударственного развития (особенно в странах, образовавшихся на месте государств Варшавского договора). С другой стороны, руководители США сами утратили возможности для самостоятельного определения векторов развития государства, став своеобразными марионетками в руках международных финансовых воротил, транснациональных корпораций и неформальных планетарных организаций. Таким образом, государственные механизмы большинства стран в определении направления государственного развития, что составляет одну из основ государственной идеологии, все более зависимы от мнения правящей элиты США, которая, в свою очередь, является частью общемировой системы элит, своеобразной сверхэлиты планетарного масштаба.

Территория стран все более перестает быть пространственными пределами их государственного суверенитета. С одной стороны, роль территории стран в их независимости ослабляется в результате политической глобализации и интеграционных процессов (например, в Европе границы стран внутри Европейского Союзы отчасти носят уже формальный характер). С другой стороны, ряду стран навязаны в национальные правовые системы в качестве приоритетных международные правовые нормы. Конституции многих государств закрепили положения о том, что в случае противоречия национальных правовых норм международному праву подлежат применению последние. Кроме того, огромное число развивающихся стран сформировали значительное число отраслей права, пользуясь многочисленными "модельными", "типовыми" кодексами, законами, правилами, разработанными международными организациями.

Существенно подорваны институциональные основы суверенитета наций и народов. Прежде всего последние полвека усиленно разрушается институт семьи как первичной ячейки общества и ее цементирующего социального начала. Подрыв этот осуществляется по ряду направлений: во-первых, всячески пропагандируется разрушение морально-нравственных начал семьи и брака (поощряются однополые отношения, феминизм, "свободная любовь" и пр.); во-вторых, поощряется "животный" индивидуализм, который заключается в том, что человек, удовлетворение его желаний и потребностей преподносятся в качестве единственной самоцели и ценности существования самого человека. Производится и вытравливание из народной памяти национальных особенностей и способности к самостоятельной национальной идентификации (чего стоит только отмена графы "национальность" в паспортах граждан России и ряда зарубежных стран).

В связи с вышеназванными процессами формирование и развитие идеологической основы российской государственности в новейшей истории Российской Федерации было связано с рядом проблем.

Прежде всего в нашей стране долгое время, начиная с 1991 г., отрицается сама возможность формирования и развития государственности на основе какой-либо идеологии, в ст. 13 Конституции России закреплено идеологическое многообразие, в силу которого никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Несмотря на заявленную политической партией "Единая Россия" консервативную идеологию, она не может рассматриваться в качестве государственной или обязательной идеологии, а является исключительно программным заявлением данной политической партии [6]. Таким образом, в стране отсутствует легальная основа для формирования и развития идеологической основы российской государственности.

Кроме того, в нашей стране после распада СССР и образования Российской Федерации в качестве суверенного и независимого государства произошла кардинальная смена идеологических приоритетов и предпочтений, и прежде всего во властной элите страны, которая носила системный характер.

Во-первых, в сфере организации политической жизни в государстве и обществе власть одной политической партии - КПСС и одной идеологии (коммунистической) сменилась политическим многообразием и многопартийностью, закрепленными в ч. 3 ст. 13 Конституции Российской Федерации [7. С. 31 - 37].

Во-вторых, в сфере организации религиозной жизни в государстве и обществе пропаганда от имени государства атеизма как отрицания существования бога сменилась закреплением в ст. 14 Конституции страны светского характера российской государственности с запретом устанавливать какую-либо религию в качестве государственной или обязательной [8].

В-третьих, в сфере организации государственного механизма в стране единство и неделимость власти на всех ее уровнях в лице Советов народных депутатов и их исполнительных комитетов сменились конституционным закреплением принципа разделения властей, причем как по горизонтали (на законодательную, исполнительную и судебную), так и по вертикали (на государственную (федеральную и региональную) и муниципальную (ст. ст. 10, 11 и 130 Конституции Российской Федерации) [9. С. 14 - 17; 10].

В-четвертых, в сфере участия государства в регулировании экономических отношений в обществе всеобщий контроль государства и запрет на частную собственность на средства производства сменился конституционно закрепленными либеральными тезисами о невмешательстве государства в вопросы экономики, согласно которым государственному механизму отводится роль "ночного сторожа" (ст. ст. 34, 35 и др. Конституции страны).

В-пятых, в современной России законодательно не закреплен ряд социальных гарантий (например, обязанность государства обеспечить трудоустройством любого трудоспособного гражданина страны; право на бесплатное всеобщее образование, здравоохранение). Идеология равенства граждан в правах на получение от государства социальных благ и их доступности сменилась культивированием тезисов об обогащении граждан как единственном источнике обеспечения реализации их растущих потребностей [11].

Подобная смена идеологических ориентиров привела к значительным негативным для жизнеспособности и развития общества и государства последствиям [12].

Прежде всего произошло значительное падение объемов экономики в стране, государство утратило ряд современных инновационных технологий (например, конструирование ЭВМ) и способность к их воспроизводству.

Кроме того, слом старой модели государственного механизма сопровождался безудержным ростом коррупции в среде власти, особенно на региональном и муниципальном уровнях, когда чиновники стали воспринимать свои должностные полномочия как разновидность бизнеса, а государственный бюджет в качестве кормушки для его развития.

Существенно упал уровень жизни большинства населения, что выразилось в значительном падении продолжительности жизни граждан страны, особенно мужчин, стремительной депопуляции (вследствие высокой смертности и низкой рождаемости).

Религиозное многообразие и "умывание рук" государством от его регулирования привело к созданию тысяч сект антигосударственной, антинародной и античеловеческой направленности, в которые вовлечены уже миллионы наших сограждан. Причем значительная часть подобных сект активно координируется и финансируется спецслужбами иностранных государств.

Значительно возрос уровень преступности в стране, она помолодела. Организованная преступность все более смыкается с государственным механизмом, так как криминальные авторитеты активно "идут во власть".

Чудовищных размеров достигло имущественное расслоение в обществе, которое в 2 - 3 раза превышает аналогичные показатели в США и иных развитых государствах.

В стране до сих пор сильны процессы децентрализации, не сломлены сепаратистские устремления региональных элит, особенно в республиках в составе Российской Федерации, на выход из состава страны, ее искусственный развал, аналогичный развалу СССР в 1991 г. Государственный механизм все более не способен ни ставить глобальные задачи перед обществом, необходимые для модернизации экономики и социально-политических отношений в стране (без чего Россия не сохранится в качестве суверенного и независимого государства), ни осуществлять их реализацию в оптимальные сроки.

Коррупция и аморальность власти сопряжены с утратой культурно-нравственных и морально-этических ориентиров и в обществе. Алкоголизм, наркомания, проституция, лень, низкий уровень культуры производства становятся повсеместными явлениями в современной России.

Таким образом, отсутствие системного подхода в осмыслении необходимости формирования и развития идеологической основы российской государственности [13] ставит под сомнение саму возможность сохранения Российской Федерации в качестве суверенного и независимого государства [14. С. 16 - 26]. Практика существования России с 1991 г. показала, что без наличия государственной идеологии нежизнеспособны и сами институты гражданского общества, которые скрепляют многонациональный государственный механизм в единую систему [15].

Вследствие этого перед государственно-властной элитой, да и перед самим обществом стоит невеселая альтернатива: либо в кратчайшие сроки в государстве будет сформирована и реализована идеологическая основа сохранения и развития российской государственности, либо Россию как федеративное государство ждут распад и исчезновение с политической карты мира.

Подобные изменения возможны (как показывает мировая история) либо сверху (властной элитой), что предпочтительно для России в силу их бескровного и мирного характера, либо снизу (путем кровавых революционных потрясений). Последний сценарий наиболее вероятен, хотя власть и делает видимость проведения реформ в этом вопросе.

Представляется, что оптимальной идеологией, которая позволит любой стране в XXI в. сохранить суверенитет и независимость, будет являться та, которая обеспечит максимальную мобилизацию усилий общества и государства на пути модернизации ее экономики, повышения культурно-нравственного, морально-этического и социально-экономического уровня жизни населения.

Анализ господствующих идеологических основ в современных устойчивых и успешно развивающихся государствах (например, США, КНР) показывает, что наиболее перспективными из них являются коммунистическая идеология (в КНР); построение государства на основе религиозных норм, в основном ислама (в ряде стран Арабского региона); постепенно формирующаяся идеология постиндустриального тоталитаризма фашистского толка (в США и странах Европейского Союза) [16].

В существующих мировых условиях Российская Федерация не сможет сохранить свою независимость и государственный суверенитет, в связи с тем что у нее значительно ниже производительность труда, чем у глобальных мировых лидеров (США и КНР); суровее условия жизни населения; усиливается демографический кризис; растет коррупция во властном механизме.

В формировании идеологической основы российского государства в перспективе имеется два пути.

Первый путь предоставляет возможность для сохранения и развития российской государственности, ее суверенитета, независимости, создания условий для воспроизводства коренных народов России, улучшения их уровня жизни, культурно-нравственного воспитания, духовного роста.

В этом случае идеологическая основа российской государственности будет заключаться в построении суверенного, независимого инновационного государства с опережающим развитием, что будет достигаться:

а) высоким уровнем морали, нравственности, возможно, с пропагандой морально-нравственных ценностей официальных религий: православия, ислама, буддизма и иудаизма (духовно-нравственный аспект);

б) с определением официальной политической идеологии с упором на патриотические [17; 18] особенности российского государства (политико-идеологический аспект);

в) правовая система должна быть основана на пропаганде максимального удовлетворения прав, свобод и законных интересов именно граждан страны, но в рамках соблюдения высоких морально-нравственных основ российской государственности с наличием сильной и независимой судебной власти [19], тотальным контролем государственного механизма со стороны общества [20] (правовой аспект).

Второй путь будет означать постепенную утрату народом и государственным механизмом своего суверенитета и независимости вследствие развала экономики, оборонно-промышленного комплекса, вымирания коренного населения, его культурно-нравственной и духовной деградации.

Данный путь может быть заключен в любые нарядные обложки: консерватизма, пропаганды "правового государства с либеральными ценностями" и пр.

Источники

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: