Дилемма между налоговыми и неналоговыми методами государственного финансового регулирования

Обновлено: 28.04.2024

Прямое и косвенное финансовое регулирование – это целенаправленная деятельность должностных лиц и органов публичного управления, опосредующая воздействие на экономические и социальные отношения для предотвращения или ликвидации дисбалансов в экономической и социальной системах, обеспечения развития экономики путем внедрения инновационных технологий, развития малого и среднего предпринимательства и обеспечения социальной стабильности в обществе за счет аккумулирования финансовых ресурсов для реализации социальных обязательств государства.

Понятие и значение прямого и косвенного финансового регулирования

Практика современных развитых государств продемонстрировала, что полный отказ от вмешательства в экономику может привести кризису, экономической и социальной нестабильности. Указанное актуализирует разработку и применение эффективных инструментов государственного финансового регулирования социальной, экономической и финансовой сфер, позволяющего сохранить конкуренцию на рынке, обеспечив при этом интересы общества, инновационное развитие экономики и пр.

Таким образом, необходимость прямого и косвенного воздействия на экономические отношения определяются необходимостью преодоления проблемы удовлетворения потребностей общества за счет поддержки приоритетных для развития государства и отдельных его территорий отраслей и субъектов предпринимательства, в том числе за счет поддержки инновационного развития, развития малого и среднего бизнеса и пр.

Финансовое воздействие на экономические социальные отношения можно разделить на:

  • прямое финансовое регулирование. Оно представляет собой оказание непосредственного управленческого воздействия на объект управления;
  • косвенное финансовое регулирование представляет собой опосредованное воздействие на объект управления через другие объекты.

Нередко финансовым регулированием используются смешанные формы, которые предполагают сочетание инструментов прямого и косвенного финансового регулирования. Так, например, в государстве реализуются целевые программы федерального, регионального и муниципального уровней, которые предполагают осуществление системы мероприятий для формирования благоприятной среды развития территорий, отдельных отраслей экономики и пр. Реализация таких программ осуществляется за счет инвестиций, субсидий, бюджетных кредитов.

Готовые работы на аналогичную тему

Основные направления прямого и косвенного финансового регулирования

Прежде всего, необходимо отметить, что Россия относится к числу социальных государств, то есть берет на себя обязательства по обеспечению благосостояния населения, обеспечению прав личности, реализации ее потенциала. Это обуславливает необходимость внедрения в систему публичного управления методов финансового регулирования, которые бы обеспечили принятые на себя государством обязательства.

При этом необходимо отметить, что обязательства социального государства выполняются государством за счет:

  • обеспечения доступности для населения услуг образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, а также за счет обеспечения достойной оплаты труда, то есть мероприятиями, напрямую влияющими на качество жизни населения;
  • обеспечения благоприятной среды для развития предпринимательства, прежде всего малого и среднего предпринимательства, которое обеспечивает гибкость экономики, занятость населения, внедрение инноваций, а также поддержки приоритетных для развития экономики отраслей, например, перерабатывающей промышленности и др.

Кроме того, финансовое регулирование предполагает и обеспечение нормального функционирования финансовой системы, то есть надлежащего состояния финансовых рынков, их институтов и возможности заключения эффективных финансовых сделок.

К числу основных направлений финансового регулирования в стране можно отнести следующие:

  • финансовое обеспечение гарантий благосостояния населения со стороны государства. Это направление финансового регулирования предполагает, что государство за счет бюджетного регулирования, обеспечения доходов бюджетов федерального, регионального и местного уровней, внебюджетных фондов аккумулирует финансовые ресурсы для выплаты пенсий, пособий и пр., а также предоставления финансовой поддержки в форме субсидий, для молодых семей и иных социально уязвимых слоев населения;
  • государство обеспечивает финансовое регулирование общественного сектора, а также создает среду и стимулирует организации к производству продукта первой необходимости;
  • государство стимулирует занятость населения за счет прямых и косвенных методов регулирования, активные меры, в частности, предполагают стимулирование участников рынка к созданию новых рабочих мест, пассивные – предполагают оказание финансовой помощи незанятому населению;
  • государство стимулирует экономическое развитие за счет реализации специальных целевых программ по поддержке малого и среднего предпринимательства, инновационного предпринимательства, а также посредством реализации иных инструментов экономического регулирования.

Методы прямого и косвенного финансового регулирования

К числу методов прямого и косвенного финансового регулирования относятся следующие:

В условиях глобализации и интеграционных процессов все большую роль играют наднациональные институты финансового регулирования. Эта роль особенно усилилась с 2008 г. в условиях глобального финансового кризиса.

Отдельные элементы национального финансового регулирования существовали и ранее в рамках деятельности международных финансовых организаций (Международного валютного фонда, структур Всемирного банка, региональных банков реконструкции и развития), но за редким исключением основным механизмом финансового регулирования выступали займы этих организаций правительствам стран, получающих помощь, приводящие к увеличению гос. долга центрального правительства (в отдельных случаях – государственного долга субъектов федерации), а также субъектам хозяйствования.

Следует отметить, что даже в случае использования исключительного кредитного механизма (займов) международных финансовых организаций нельзя говорить только о денежно-кредитных методах регулирования экономических и социальных процессов, так как суммы заимствований главным образом поступают в соответствующие бюджеты бюджетных систем стран-заемщиков, обслуживание и погашение долговых обязательств осуществляется за счет бюджетных средств. Но даже когда реальным заемщиком по займам международных организаций выступают отдельные субъекты хозяйствования, как правило, формируются государственные долговые обязательства, так как такие займы предусматривают государственные гарантии.

В настоящее время наряду с займами используются и механизмы безвозмездного предоставления средств в виде грантов и т.д. Нередко финансовая помощь междунродных финансовых организаций или других национальных институтов (например, институтов Европейского союза) сопровождается политическим давлением одной страны (группой стран) на другие или спекулятивным выбиванием помощи.

8 - Методы регулирования территориальных пропорций. Разграниче­ние налоговых полномочий между органами власти разных уровней. Меж­бюджетные трансферты в системе регулирования территориальных про­порций.

Финансовое регулирование территориальных пропорций осуществляется главным образом через механизм межбюджетного регулирования (регулирующие доходы; дотации, субсидии, субвенции бюджетам других уровней бюджетной системы), финансирование целевых программ поддержки и развития отдельных регионов и муниципальных образований. Финансовое воздействие на территориальную структуру происходит также в связи с изменением состава налогов. Например, отмена налога с продаж в 2003 г. значительно сократила собственные доходы отдельных региональных бюджетов (например, Москвы и Санкт- Петербурга).

Основными методами финансового регулирования социальной структуры общества являются использование прогрессивной ставки подоходного налога, высокий уровень ставок по налогу на наследство и налогу на недвижимость, льготы по налогам, уплачиваемым физическими лицами, а также различные социальные выплаты и льготы.

Традиционно проблема распределения расходных полномочий в рамках бюджетного федерализма рассматривается с учетом двух принципиально важных элементов. Первый предполагает разграничение трех различных видов обязательств или видов полном о чий, которые учитываются при распределении расходов между различными уровнями власти:

· определение объема и качества предоставляемых государственных услуг, уровня власти, на который возлагается ответственность за это определение, выработка стандартов и контроль за их соблюдением;

· финансирование требуемого объема государственных услуг (ответственность за финансирование также может распределяться и фактически распределяется между уровнями государственной власти);

· предоставление конкретных услуг, организация самого процесса оказания услуг как непосредственно за счет институтов, находящихся в государственной собственности (с со ответствующим государственным или муниципальным финансированием), так и через частный сектор.

Межбюджетные трансферты -это средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ.

· Межбюджетные трансферты осуществляются через Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Фонд регионального развития, Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов и Фонд компенсаций.

· Существующие в настоящее время в России межбюджетные трансферты можно разделить на следующие группы:

· нецелевые (блочные) дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности;

· Формы межбюджетных трансфертов в РФ, предоставляемые из Федерального бюджета

· Проблема правового регулирования межбюджетных отношений в Российской Федерации вновь стала особо актуальной в связи с введением в действие с 1 января 2005 г. новой редакции гл. 16 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ). Изменилось не только название гл. 16, но и содержание. Если раньше гл. 16 именовалась "Межбюджетные отношения", то в новой действующей редакции она называется "Межбюджетные трансферты", а термин "межбюджетные отношения" используется в БК РФ лишь однажды, в его ст. 6 определяется понятие межбюджетных отношений. Действующая редакция гл. 16 посвящена непосредственно межбюджетным трансфертам. В ней определяются:

· 1) формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального, региональных и местных бюджетов;

· 2) условия предоставления межбюджетных трансфертов;

· 3) общие положения о фондах, формируемых в составе федерального, региональных и местных бюджетов, из которых предоставляются межбюджетные трансферты.

9 - Налоговые методы регулирования отраслевых и социальных пропорций. Дилемма между налоговыми и неналоговыми методами финансового регулиро­вания при разработке и реализации финансовой политики.

Налоговое регулирование относится к косвенным методам государственного воздействия на социально-экономическое развитие общества. В основе налогового регулирования, как и других косвенных методов государственного влияния субъектов. Экономическая природа налогов создает основу для использования их в качестве стимула предпринимательской деятельности.

Налоговое регулирование (изменение состава налогов, налоговых ставок, налогооблагаемой базы, состава налогоплательщиков и др.); амортизационная политика (тесно связана с налоговым регулированием, влияет на налогообложение прибыли и имущества; может предполагать использование ускоренной амортизации );
различные формы государственной поддержки организаций, индивидуальных предпринимателей (субсидии, субвенции, бюджетные кредиты, инвестиции, государственный и муниципальный заказ, предоставление государственного и муниципального имущества в аренду на льготных условиях, государственные и муниципальные гарантии); с бюджетными расходами связаны также льготное кредитование и страхование, поскольку более низкий уровень ссудного процента и страхового тарифа по услугам коммерческих банков и страховых компаний обеспечивается бюджетным субсидированием соответствующих ставок и тарифов.

Отдельные методы государственного финансового регулирования могут быть использованы комплексно. Так, нередко государственные инвестиции на долевых началах в тот или иной проект могут рассматриваться частными инвесторами как государственные гарантии.

В современных условиях от государства в значительной мере зависит функционирование экономики на макро- и на микро-уровнях. Государство оказывает влияние на все сферы экономической деятельности общества путем выполнения правовой, экономической, социальной, оборонной, управленческой и др. функций, т.к. рынок не может регулировать экономические и социальные процессы в интересах всего общества. Прерогативой государства является обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальная безопасность, что является основой для развития предпринимательства и экономики.

Государственное регулирование финансов представляет собой законодательно оформленную систему воздействия на финансовые процессы в социально-экономической жизни общества.

Так же под государственным регулированием финансов можно понимать совокупность экономических отношений субъектов, которые обеспечивают стабильность и устойчивость финансового рынка, и самое выгодное распределение экономических ресурсов. На практике, государственное регулирование финансов - это влияние государства (государственных органов) на совокупность экономических связей, законов и развития системой мер трех характеров: законодательного, исполнительного и контролирующего. Государственное регулирование финансов осуществляется прямыми и косвенными методами, т.е. административными и экономическими соответственно.[1]

Основными направлениями государственного регулирования финансовой деятельности предприятий являются: налоговая система, ценообразование, внешнеэкономическая деятельность, денежное обращение, кредитование, формы платежей и расчетов, организация обращения ценных бумаг, бюджетное финансирование, состав и компетенция органов государственного управления в решении финансовых вопросов, государственные гарантии, лицензирование отдельных видов деятельности.

Государственное управление финансами осуществляется практически всеми органами власти и их структурными и региональными подразделениями, однако ряд органов власти занимается этим исключительно на профессиональной основе. К их числу относятся:

· Министерство финансов – составление проекта бюджета, методическое руководство бюджетным процессом в целом по стране, регистрация проспектов эмиссии ценных бумаг региональных и муниципальных органов власти, регулирование страховой, пенсионной и аудиторской деятельности.

· Центральный Банк – проведение денежной политики, в том числе эмиссия денежных знаков, регулирование банковской сферы.

· Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг – регулирование фондового рынка, в том числе регистрация проспектов эмиссий корпоративных ценных бумаг.

· Министерство по налогам и сборам – взимание налоговых и, частично, неналоговых доходов.

· Федеральное казначейство – исполнение бюджета по расходам. Часть полномочий по государственному регулированию финансов может быть делегировано или бесплатно вменено в обязанность хозяйствующим субъектам, например, удержание подоходного налога "у источника", или осуществление банками валютного контроля.

Механизмом государственного воздействия на финансовую деятельность являются экономические (косвенные) и административные (прямые) методы. Они должны использоваться в комплексе при проведении фискальной, инвестиционной, ценовой, амортизационной, денежно-кредитной и др. политики таким образом, чтобы не разрушить рыночные основы, не допустить кризисных явлений.

Экономические методы (косвенные) воздействия государства на предпринимательскую деятельность довольно разнообразны. Основными из них являются:

- способы перераспределение доходов и ресурсов;

- инструменты ДКП и др.

Административные методы (прямые) должны использоваться, если экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны. К ним относятся:

Рассмотрим подробнее основные из вышеуказанных методов воздействия государства на финансовые отношения.[6, c 225-229]

Косвенные методы

Налоговая политика

Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения соответствующих функций - социальной, экономической, военно-оборонительной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки и др. Как составная часть производственных отношений налоги (через финансовые отношения) относятся к экономическому базису. Налоги являются объективной необходимостью, ибо обусловлены потребностями поступательного развития общества. Государство, исходя из объективной необходимости, формирует соответствующую налоговую систему, совершенствует ее структуру и механизм функционирования в финансовой системе страны.

Факторы социального и экономического порядка стимулируют обновление производственных отношений в части налогов: так, переход к рыночной системе хозяйствования объективно потребовал от государства проведения коренной перестройки налоговой системы и бюджетной политики. Формирование рынка труда, его функционирование не могут быть эффективными без создания государственного фонда содействия занятости. Такой фонд образуется за счет обязательных отчислений хозяйствующих субъектов (работодателей) на стадии распределения первичных доходов. Так же создается фонд обязательного медицинского страхования. В этом проявляется диалектика взаимосвязей между экономическим базисом и политической надстройкой. В переходный период взаимовлияние экономики и бюджета выражается в усилении инфляции при спаде производства либо в развитии экономики на дефляционной основе 'и зависит от того, как организовано формирование доходной и расходной частей.

Опыт европейских бывших социалистических стран, где реформирование экономики было начато раньше, показал, что дефляционные меры в основном сводятся к следующему.

Вводится жесткое законодательное ограничение объема бюджетного дефицита и способов его погашения. Дефицит погашается выпуском государственных привлекательных (с индексацией доходов на темпы инфляции) ценных бумаг, продажей государственных прав на участие в капитале акционерных обществ, доходами от приватизации и т. д. Использование кредитов Центрального банка резко ограничивается и переводится на коммерческую основу.

Существенно перестраивается структура расходной части бюджета. В ней повышается доля социальных выплат и снижается доля расходов хозяйственного назначения. Прежде всего снижаются (на 70-80% и более) дотации убыточным государственным предприятиям, вводится в действие механизм ликвидации или оздоровления неплатежеспособных предприятий через процедуру банкротства. [2, c 409-413]

Таким образом, жесткая рестриктивная бюджетная политика в условиях переходного периода становится объективной необходимостью. Без нее стабилизации в экономике и финансах не добиться.

Финансовое регулирование – это воздействие на экономические и социальные процессы путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста финансовых ресурсов в других.


Основные цели финансового регулирования:

1.предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций

2. обеспечение развития передовых технологий

3. обеспечение социальной стабильности

Основные объекты финансового регулирования:

Отраслевые пропорции =>территориальные=>социальные

Формы финансового регулирования:

1. Прямая-воздействие непосредственно на объект 2. Косвенная- опосредованное воздействие

Уровни государственного финансового регулирования в федеративном государстве:

v Федеральный («+» - больший объем финансовых ресурсов, «-» - отсутствие приближенности к объекту регулирования)

v Субъекта федерации (наоборот)

Проблемы финансового регулирования на уровне субъекта Российской Федерации:

v Ограниченные налоговые полномочия субъектов Российской Федерации (только фактически 2 региональных налога (налог на игорный бизнес владельцы бизнеса уплачивают только в 4 специальных зонах)+ возможность дифференцирования ставок по налогу на прибыль организации и единому налогу при упрощенной системе налогообложения)

Для слаборазвитых регионов ограничены неналоговые возможности регулирования объемом бюджетных средств

Методы финансового регулирования – налоговые


v В Российской Федерации (как и в ФРГ) часть федеральных налогов зачисляется в региональные и местные бюджеты – сейчас нормативы отчислений от этих налогов на федеральном уровне закреплены на постоянной основе, но при их изменении меняются территориальные пропорции

Общая характеристика механизма государственного регулирования экономики

Государственное финансовое регулирование экономики - это процесс последовательного и целенаправленного применения государством методов, форм и инструментов финансового воздействия на хозяйствующие субъекты в целях изменения параметров макроэкономического равновесия и достижения поступательного развития экономики на конкретной стадии её функционирования.

Для характеристики процесса государственного финансового регулирования во внимание необходимо принимать многообразие субъективных и объективных факторов, условий, в которых функционирует экономика. Поэтому система государственного финансового регулирования должна быть разграничена по разным основаниям, проведена классификация по типам, видам, формам и методам.

Государственное регулирование подразделяется на:

  • экономическое, включая финансовое, ценовое, кредитное, валютное,
  • административное.

Видами финансового регулирования являются:

  • налоговое,
  • государственно-кредитное,
  • бюджетное,
  • таможенно-тарифное,
  • финансово-валютное.

Формами регулирования называют процессы, которые протекают в рамках перечисленных видов регулирования. Формы могут быть характерны для одного конкретного вида или быть общими для всех. К примеру:

  • в бюджетном виде применяются такие формы финансирования как субсидии, субвенции и трансферты,
  • в налоговом виде выделяют прямую и косвенную форму налогообложения,
  • в валютно-финансовом регулировании формами являются внешние займы, внешнее финансирование, внешний долг.

Общей для всех видов регулирования формой является планирование и прогнозирование.

Методы являются наиболее гибкими, изменяющимися элементами в системе регулирования. В качестве примеров можно привести методы, применяемые в налогообложении:

  • декларирование доходов,
  • санкции,
  • авансовые платежи,
  • льготирование.

Готовые работы на аналогичную тему

Примерами инструментов бюджетного финансирования являются:

  • процентные отчисления средств,
  • нормирование расходов,
  • методы использования бюджетного излишка,
  • методы финансирования дефицита бюджета.

Методами валютно-финансового регулирования выступают:

  • процентные ставки,
  • валютные курсы,
  • методы страхования от валютного риска,
  • курсы ценных бумаг и платежных средств.

Выделяются две стороны государственного финансового регулирования: с одной стороны, государство поддерживает определённые сферы экономики, стремясь сконцентрировать в них основные ресурсы, а с другой - наоборот, происходит поддержка других отличных сфер для того, чтобы ограничить туда доступ ресурсов. В добавлении, определяется различное воздействие финансового механизма - количественное и качественное.

Организация финансовых отношений осуществляется посредством использования различных инструментов, методов и элементов, их же совокупность и определяет сущность финансового механизма.

Финансовый механизм – это комплекс различных форм, видов осуществления отношений в сфере финансов, а также определённых методов образования и реализации финансовых ресурсов.

Нормы публичного финансового права жестко регламентируют элементы, методы, инструменты и формы государственного финансового механизма. В соответствии с этим выделяются бюджетный, внебюджетный, налоговый, эмиссионно-денежный механизмы и другие.

Трудности применения механизма государственного финансового регулирования

На примере России можно выделить следующие проблемы применения механизма государственного финансового регулирования:

  • состояние отношений между бюджетами. На муниципальном уровне власти не осуществляют свои обязанности по управлению бюджетом и проведению экономической политики должным образом. Государство стремится стимулировать их через механизмы бюджетного регулирования. Для этого разрабатываются целевые программы, осуществляется поддержка отдельных хозяйствующих субъектов, но этих мер недостаточно,
  • в основе российского финансового регулирования лежит бюджетный федерализм. В рамках этой модели имеется несоответствие между централизацией и децентрализацией налогово-бюджетных полномочий. Кроме того, присутствует несбалансированность уровня развития для субъектов федерации и муниципальных образований. Чтобы решить эту проблему, необходимо сгладить дисбалансы или регулировать бюджет,
  • несовершенство законодательной базы, требующее непосредственного исправления со стороны государства в лице законодательной власти,
  • недостаточный контроль за использованием финансовых ресурсов,
  • проблемы развития малого бизнеса. Крупные корпорации поглощают и вытесняют малый бизнес, не давая ему прибыльно функционировать. Государство стремится к регулированию и стимулированию развития малого предпринимательства путем предоставления налоговых льгот и инвестиций. Однако этого недостаточно,
  • низкое качество планирования. Многие бюджеты не сбалансированы, а фактические показатели существенно отклоняются от запланированных.

Итак, рассматривая основные цели государственного финансового регулирования, можно указать следующие направления деятельности:

  • стимулирование повышения эффективности функционирования,
  • уменьшение рисков,
  • предупреждение кризисов,
  • обеспечение доступности и прозрачности информации о финансовых операциях.

У существующей системы применения механизма государственного финансового регулирования есть достоинства и недостатки. С одной стороны, благодаря ему удается предотвратить такие негативные последствия, как убытки и банкротство вследствие кризиса; смягчается преобладание интересов частных лиц или корпораций над общественными интересами. С другой стороны, именно государственное регулирование ограничивает рынок во многих аспектах, не даёт ему саморегулироваться. Это может приводить к снижению мотивации и интереса рыночных субъектов, разрушению рыночного механизма.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: