Рк как правовое социальное государство презентация

Обновлено: 18.04.2024

Социальное государствохарактеристика (принцип), относящаяся к конституционноправовому статусу государства, предполагающая
конституционное гарантирование
экономических и социальных прав и свобод человека и
гражданина и соответствующие
обязанности государства.

3. Конституция, как основной закон – это правовой образ настоящего и будущего страны. Взгляд с этих позиций на социальные

инициативы
Президента РК Н.А. Назарбаева, озвученные им на
совместном заседании палат Парламента РК от 5 марта
2018 года показывает, что они выдвинуты в соответствии
со ст.1 Конституции РК, которая подчеркивает социальную
сущность государства, то есть его приоритетную
ориентацию на повышение благосостояние своих граждан,
обеспечение его экономических и социальных прав.

4. Основные (конституционные) обязанности человека и гражданина

- это конституционно закрепленные и охраняемые правовой
ответственно­стью виды и мера общественно - необходимого
поведения лиц, находя­щихся на территории государства, либо
только собственных граждан, не­зависимо от места их нахождения,
в связи с необходимостью их участия в обеспечении интересов
общества, государства, других граждан. Конституция РК возлагает
на каждого гражданина следующие обя­занности: 1. Обязанность
соблюдать Конституцию РК и законодательство Рес­публики
Казахстан (ст.34). .Обязанность уважать права, свободы, честь и
достоинство других лиц (ст. 34). 3. Обязанность уважать
государственные символы Республики (ст.34). 4. Обязанность и
долг платить законно установленные налоги, сборы и иные
обязательные платежи (ст.35). 5. Обязанность и долг защищать
Республику Казахстан . Употребление в Конституции категории
"долг" указывает на особое место обязанности гражданина как
налогоплательщика и по защите РК среди других юридических
обязанностей гражданина, отражает единство правовых и
нравственных начал в конституционной обязанности обеспе­чения
существования государства. 6. Обязанность заботиться о
сохранении исторического и культурного наследия, беречь
памятники истории и культуры (ст.37). 7. Обязанность сохранять
природу и бережно относиться к природ­ным богатствам (ст.38).

7. Модели социального государства

8. Либеральная модель-

Либеральная модельиндивидуальный принцип,
который предполагает личную
ответственность каждого члена
общества за свою судьбу и
судьбу своей семьи. При
либеральной модели
социальной политики
государство берет на себя
ответственность за сохранение
лишь минимальных доходов
граждан и за благополучие
наименее обездоленных слоев
населения.

9. Корпоративная модель-

Корпоративная моделькорпоративный принцип,
который предполагает,
что максимум
ответственности за судьбу
своих работников несет
корпорация . Финансовой
основой-являются в
первую очередь
страховые взносы
корпораций.

10. Общественная модель-

Общественная модельЭто перераспределительная
модель социальной политики,
при которой богатый платит за
бедного, здоровый за
больного, молодой за старого.
Финансовые механизмы:
государственный бюджет и
государственные социальностраховые фонды, средства
которых идут на обеспечение
широкого спектра
государственных социальных
гарантий, выступающих для
населения в большей части в
бесплатной (безвозмездной)
форме.

11. Основные принципы социального государства: 1) свобода принятия решений об инвестициях, для индивидуально го

предпринимательства;
2) свобода выбора для наемных работников;
3) механизм цен и конкуренция как главные
рычаги функционирования экономики без
вмешательства государства;
4) разумное соотношение между рыночными
экономическими принципами и
перераспределением благ через
государственную систему социальной помощи

В современном мире взгляд на сущность социального
государства, его природу и функции весьма разнообразен.
Наиболее разработанной и приемлемой оказалась социалдемократическая концепция социального государства. Главная
цель социал-демократов – сокращение неравенства в
распределении социальных и экономических ресурсов путем
абсолютного уменьшения различий в статусе и доходах.

13. Проблемы создания социального государства в Казахстане: 1. проблема нехватки денег на социальные программы это не только вопрос

бюджета.
2. эффективность использования средств на социальные
программы. Вот здесь могут быть дисбалансы, которые ведут к
серьезным издержкам и даже противоречиям, что негативно
сказывается на общественном самочувствии.
3. отсутствует мощный экономический потенциал, позволяющий
осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя
существенно свободы и автономии собственников;
4. не ликвидированы монополии в важнейших видах
производства и сбыта, что приводит к отсутствию реальной
конкуренции;
5. отсутствует развитое, зрелое гражданское общество;

14. 6. снижен уровень нравственности в обществе, практически потеряны привычные духовные ориентиры справедливости и равенства. В

общественном сознании утверждается (не без
помощи «профессиональных» идеологов и политиков, а также
СМИ) пагубное представление о несовместимости, с одной
стороны, нравственности, а с другой — политики и экономики
(«политика — дело грязное»);
7. заключается в деполитизации обсуждения проблем
социальной сферы. Очень важны общественные дискуссии, в
которых должны обсуждаться проблемы повышения
эффективности социальных программ, прожиточного минимума,
черты бедности.
8. в обществе отсутствуют четко обозначенные реальные цели,
научно выверенные модели жизнеустройства;
9. в процессе освобождения казахского общества от тотального
вмешательства государства по инерции снижена социальная
роль государственности, то есть казахское государство впало в
другую крайность, оставив гражданина один на один со стихией
рынка.

15. Заключение

Государство может быть определено как социальное
лишь тогда, когда проблема воспроизводства жизни
человека как биологического существа, как
потенциального субъекта всех видов общественной
жизнедеятельности становится главной задачей
государства, институтов государственной власти, когда
создана и действует правовая система защиты социальных
интересов личности, когда на решение социальных
проблем сориентированы экономика, политика и
духовная жизнь общества. «Социальное государство» –
это такое государство, которое регулирует вопросы
трудовых отношений, оказывает помощь
малообеспеченным гражданам, осуществляет социальное
страхование, поскольку касается лишь некоторых аспектов
социальной сферы.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

«Начало учебного года современного учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Основы права , 9 класс

Балтабаев Марат Бопышевич

Почему Казахстан провозглашает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством?

Рассмотреть основы конституционного строя

9.2.1.1 объяснять основы конституционного строя

Работают в парах и индивидуально, в группах. Выделяют главное, осмысленно анализируют текст, выполняют задания опираясь на свои знания.

Хорошо работают в паре и индивидуально во время выполнения задания. Наблюдают за другими учащимися и принимают их размышления, строят с ними диалог.

Правильно излагают свои мысли, аргументируют свои ответы, опираясь на ранее полученные знания, составляют тонкие и толстые вопросы.

Что делает учитель?

Что делают ученики?

1) Приветствие. Положительный психологический настрой.

2) Правила урока, озвучивание цели урока и формы работы

3) Озвучивание критериев оценивания

Улыбнулись друг другу (для по­зитивного настроя)

Оценивание для обучения

1. Фронтальный опрос.

1) Права учащихся в школе

2) О бязанности учащихся в школе.

3) Ограничение прав школьников.

4) О бязанности учителя в школе.

5) Определить разделение прав и свобод человека и гражданина на три группы: личные (гражданские), политические; социально-экономические и культурные.

(проверка домашней работы).

Ответы на вопросы.

Формативное (взаимное оценивание)

Критическое мышление (во­просы, открыто­го и закрытого типа)

Оценочные листы, доп. мат.

Освоение нового, применение знаний

Изучение нового материала – По учебнику: Основы конституционного строя (§ 4, стр. 22-26) .

1. Работа с текстом (чтение).

Основы конституционного строя Казахстана - это четыре группы основных конституционных идей и принципов, связанных со статусом человека, со всеми его правами и свободами, с гражданским обществом, со статусом народа как единственного источника государственной власти и организацией государства. Конституционное закрепление основ жизнедеятельности, этих четырех компонентов, составляющих несущую конструкцию современного общества, и составляют основы конституционного строя. Это имеет огромное значение для придания устойчивости Конституции, конституционному строю, определения основных направлений их развития в русле мирового процесса демократизации общественной и государственной жизни, укрепления общечеловеческих идеалов, упрочения статуса человека и народа.

Основы конституционного строя закреплены в Конституции в разделе I. Являясь основами нашей государственности, закладывая общие принципы построения государства и общества, основы правопорядка в стране, они служат фундаментом для конституционно-правового закрепления, обеспечения, содействия в пользовании и защите прав и свобод граждан. Основы конституционного строя все в совокупности и каждая в отдельности вносят свою лепту в решение проблем прав человека и гражданина.

Конституция 1995 г. в статье 1 закрепляет, что Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.

Демократическое государство - понятие, определяющее Казахстан, прежде всего, как республику, государство с республиканским строем, в котором обеспечивается народовластие, разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; идеологическое и политическое многообразие и местное самоуправление. В государстве с республиканским строем народ обладает учредительной властью принимать Конституцию, непосредственно избирать главу государства и Парламент, сменять их по истечению срока полномочий. Республиканский строй (независимо от формы правления, президентской, парламентской или смешанной), предоставляет оптимальные возможности для реального выявления воли и последовательного отстаивания интересов большинства казахстанцев высшими органами государства. В то же время демократическое государство создает возможность для выражения и учета интересов меньшинства и отдельных граждан, независимо от их социального и национального происхождения, от других особенностей, предоставляя им в соответствии с Конституцией РК свободу слова, совести, выбора языка и национальности, право на объединение, на митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку, равное право на доступ к государственной службе, на участие в управлении делами государства и др.

Правовое государство - качество, к которому стремится Казахстан и начало которого заложено Конституцией 1995 года, созидающей такую легитимную суверенную организацию по упорядочению многообразия и устойчивому развитию казахстанского общества, которая во всей деятельности своих органов и должностных лиц связана правовыми нормами, подчинена им и постоянно корректируется в соответствии с ними. Определенные успехи в этом достигнуты.

Социальное государство - это государство, главной задачей которого является служение обществу и стремление исключить социальные различия, ориентация Конституции на общечеловеческие ценности, выраженные в общепризнанных нормах международного права.

Светское государство - государство, в котором религия, религиозные объединения не связаны с государством, не могут влиять на его политику в какой-либо сфере, не вправе вмешиваться в деятельность государственных органов, систему образования и т.д.

В таком государстве никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, ни одного гражданина такого государства нельзя заставить исповедать ту или иную религию.

Согласно п.1 ст.2 Конституции, Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления.

Работа в парах.

Ч тение и анализ текста. Отвечают на вопросы:

1. Раскройте понятие «конституционное право».

2. Раскройте понятие «конституционный строй».

3. Раскройте основы конституционного строя Республики Казахстан.

4. Что значит суверенное государство ?

5. Что значит права и свободы человека?

6. Раскройте понятие «республика».

7. Что значит политический плюрализм ?

8. Что такое референдум?

Групповая работа.

Задание: Заполнить таблицу « Основы конституционного строя Казахстана ».

1) Республика Казахстан - п равовое государство

2) Республика Казахстан - д емократическое государство

3) Республика Казахстан - социальное государство

4) Республика Казахстан - светск ое государство

5) Республика Казахстан - унитарн ое государство

Ученики в парах анализируют новый матери ал, составляют вопросы, выявляют причинно-следственную связь, делают вывод.

Презентация на тему: " Казахстан - согласно конституции демократическая, правовая, унитарная, светская республи ка с президентской формой правления. Казахстан - согласно конституции." — Транскрипт:

2 Казахстан - согласно конституции демократическая, правовая, унитарная, светская республика с президентской формой правления. Казахстан - согласно конституции демократическая, правовая, унитарная, светская республика с президентской формой правления.демократическаяправоваяунитарнаясветскаяреспубликапрезидентскойдемократическаяправоваяунитарнаясветскаяреспубликапрезидентской Политическая система общества или политическая организация общества организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом Политическая система общества или политическая организация общества организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом. Структура Республики Казахстан Правительство Казахстана. Президент Казахстана. Парламент Республики Казахстан. Верховный Суд Республики Казахстан

4 . Президент Республики Казахстан является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях. Президент Республики - символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент Республики обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом. Президент Республики Казахстан избирается в соответствии с конституционным законом совершеннолетними гражданами Республики на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Президентом Республики может быть избран гражданин Республики по рождению, не моложе сорока лет, свободно владеющий государственным языком и проживающий в Казахстане последние пятнадцать лет. Очередные выборы Президента Республики проводятся в первое воскресенье декабря и не могут совпадать по срокам с выборами нового состава Парламента Республики Внеочередные президентские выборы назначаются решением Президента Республики и проводятся в порядке и сроки, установленные конституционным законом.

5 Парламент Законодательная ветвь власти в Республике Казахстан представлена двухпалатным Парламентом: Нижняя палата – Мажилис, Верхняя палата – Сенат. Согласно Конституции Республики Казахстан, Парламент является высшим представительным органом республики, осуществляющим законодательные функции.

6 Сенат Сенат образуют депутаты, избираемые по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан на совместном заседании депутатов всех представительных органов, соответственно области, города республиканского значения и столицы Республики. Общее количество депутатов Верхней палаты Парламента – 47 человек. 15 депутатов Сената назначаются Президентом Республики. Исключительные полномочия Верхней палаты Парламента Казахстана: Избрание и освобождение от должности по представлению Президента РК Председателя Верховного суда, председателей коллегий и судей Верховного Суда, приведение их к присяге; Избрание и освобождение от должности по представлению Президента РК Председателя Верховного суда, председателей коллегий и судей Верховного Суда, приведение их к присяге; Дача согласия на назначение Президентом Республики Генерального прокурора и председателя комитета национальной безопасности Республики; Дача согласия на назначение Президентом Республики Генерального прокурора и председателя комитета национальной безопасности Республики; Лишение неприкосновенности генерального прокурора, председателя и судей Верховного суда Республики; Лишение неприкосновенности генерального прокурора, председателя и судей Верховного суда Республики; Досрочное прекращение полномочий местных представительных органов в соответствии с законодательством Республики; Досрочное прекращение полномочий местных представительных органов в соответствии с законодательством Республики; Делегирование двух депутатов в состав Высшего Судебного совета Республики Казахстан; Делегирование двух депутатов в состав Высшего Судебного совета Республики Казахстан; Рассмотрение возбужденного Мажилисом вопроса об отрешении от должности Президента Республики и вынесение его результатов на рассмотрение совместного заседания Палат. Рассмотрение возбужденного Мажилисом вопроса об отрешении от должности Президента Республики и вынесение его результатов на рассмотрение совместного заседания Палат.

7 Мажилис Мажилис состоит из 107 депутатов, избираемых по одномандатным избирательным округам (66) и на основе партийных списков по системе пропорционального представительства и по территории единого общенационального избирательного округа. Мажилис состоит из 107 депутатов, избираемых по одномандатным избирательным округам (66) и на основе партийных списков по системе пропорционального представительства и по территории единого общенационального избирательного округа. Исключительные полномочия Нижней палаты Парламента Республики Казахстан (Мажилиса): Исключительные полномочия Нижней палаты Парламента Республики Казахстан (Мажилиса): Принятие к рассмотрению и рассмотрение проектов законов; Принятие к рассмотрению и рассмотрение проектов законов; Подготовка Президента Республики Казахстан на законы, принятые Парламентом Республики; Подготовка предложений по возражениям Президента Республики Казахстан на законы, принятые Парламентом Республики; Избрание и освобождение от должности по представлению Президента Республики председателя, заместителя председателя, секретаря и членов центральной избирательной комиссии Республики; Избрание и освобождение от должности по представлению Президента Республики председателя, заместителя председателя, секретаря и членов центральной избирательной комиссии Республики; Объявление очередных выборов Президента Республики; Объявление очередных выборов Президента Республики; Делегирование двух депутатов в состав квалификационной коллегии юстиции; Делегирование двух депутатов в состав квалификационной коллегии юстиции; Выдвижение обвинения против Президента Республики в совершении государственной измены; Выдвижение обвинения против Президента Республики в совершении государственной измены; Ратификация и денонсация международных договоров республики. Ратификация и денонсация международных договоров республики.

8 Правительство осуществляет исполнительную власть, возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью. назначается Президентом после одобрения кандидатуры Премьера большинством Парламента РК. Персональный состав Правительства назначается Президентом по представлению кандидатур. Правительство Республики Казахстан осуществляет исполнительную власть, возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью. Глава Правительства назначается Президентом после одобрения кандидатуры Премьера большинством Парламента РК. Персональный состав Правительства назначается Президентом по представлению кандидатур Премьер-Министром. Структура и состав Правительства Республики Казахстан: Структура и состав Правительства Республики Казахстан: Премьер-Министр вносит на утверждение Президента Структуру Правительства. Структура Правительства выглядит следующим образом: Глава Правительства – Премьер-Министр, 1 первый заместитель Премьер- Министра, 3 заместителя Премьер-Министра и главы министерств. Премьер-Министр вносит на утверждение Президента Структуру Правительства. Структура Правительства выглядит следующим образом: Глава Правительства – Премьер-Министр, 1 первый заместитель Премьер- Министра, 3 заместителя Премьер-Министра и главы министерств. Основные полномочия Правительства Республики Казахстан: Основные полномочия Правительства Республики Казахстан: Разработка и осуществление основных направлений социально-экономической политики государства, его обороноспособности, обеспечение общественного порядка; Разработка и осуществление основных направлений социально-экономической политики государства, его обороноспособности, обеспечение общественного порядка; Представление на рассмотрение Парламента (Мажилиса) республиканского бюджета и отчетов о его исполнении, обеспечение исполнения республиканского бюджета; Представление на рассмотрение Парламента (Мажилиса) республиканского бюджета и отчетов о его исполнении, обеспечение исполнения республиканского бюджета; Внесение на рассмотрение Парламента (Мажилиса) законопроектов и обеспечение их исполнения; Внесение на рассмотрение Парламента (Мажилиса) законопроектов и обеспечение их исполнения; Выработка мер по проведению внешней политики Республики Казахстан; Выработка мер по проведению внешней политики Республики Казахстан; Руководство деятельностью Министерств, государственных комитетов, иных центральных и местных исполнительных органов; Руководство деятельностью Министерств, государственных комитетов, иных центральных и местных исполнительных органов; Назначение на должность и освобождение от должности руководителей центральных исполнительных органов не входящих в состав Правительства; Назначение на должность и освобождение от должности руководителей центральных исполнительных органов не входящих в состав Правительства; Прекращение полномочий Правительства Республики Казахстан: Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом страны. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом страны. Правительство заявляет Президенту об отставке в случае выражения Парламентом (Мажилисом) вотума недоверия. Правительство заявляет Президенту об отставке в случае выражения Парламентом (Мажилисом) вотума недоверия. Правительство прекращает полномочия по собственной инициативе Главы государства и в случае освобождения от должности Премьер-Министра. Правительство прекращает полномочия по собственной инициативе Главы государства и в случае освобождения от должности Премьер-Министра.

9 Судебная власть Судебная власть осуществляется посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Органами судебной власти являются: Верховный Суд Республики Казахстан, а также нижестоящие суды. Особенность казахстанского судопроизводства заключается в отсутствии отдельной ветви – арбитражного процесса. Экономические споры решаются в рамках гражданского судопроизводства, независимо от их субъектов. Суды по рассматриваемым делам принимают судебные акты в форме решений, приговоров, определений, постановлений и приказов. Верховный Суд Республики Казахстан Верховный Суд – высший судебный орган по гражданским, уголовным, хозяйственным и иным делам, подсудным нижестоящим судам, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Согласно Постановлению Конституционного Совета Республики Казахстан от 6 марта 1997 года 3 «Норму пункта 1 статьи 4 Конституции Республики Казахстан, устанавливающую, что к действующему праву относятся нормативные постановления Верховного Суда, следует понимать таким образом, что Верховный Суд Республики Казахстан полномочен издавать нормативные постановления только по вопросам применения в судебной практике норм законодательства, в том числе и норм Конституции».

10 Конституционный совет Конституционный Совет занимает особое положение в политической системе Казахстана. Конституционный совет Республики Казахстан состоит из семи членов, полномочия которых длятся шесть лет. Пожизненными членами Конституционного совета являются по праву. Конституционный Совет занимает особое положение в политической системе Казахстана. Конституционный совет Республики Казахстан состоит из семи членов, полномочия которых длятся шесть лет. Пожизненными членами Конституционного совета являются по праву Экс-Президенты Республики. Председатель Конституционного совета назначается Президентом Республики и в случае разделения голосов поровну его голос является решающим. Председатель Конституционного совета назначается Президентом Республики и в случае разделения голосов поровну его голос является решающим. Три члена Конституционного совета назначаются Президентом Республики, два - председателем Сената и два - председателем Мажилиса. Половина членов Конституционного совета обновляется каждые три года. Три члена Конституционного совета назначаются Президентом Республики, два - председателем Сената и два - председателем Мажилиса. Половина членов Конституционного совета обновляется каждые три года. Организация и деятельность Конституционного совета регулируются конституционным законом. Организация и деятельность Конституционного совета регулируются конституционным законом.

Презентация на тему: " Основы конституционного права РК 1. Конституционное право - ведущая отрасль права Республики Казахстан. 2. Конституция РК - основной закон государства." — Транскрипт:

1 Основы конституционного права РК 1. Конституционное право - ведущая отрасль права Республики Казахстан. 2. Конституция РК - основной закон государства. 3. Конституционные основы положения человека и гражданина в РК. 4. Основы конституционного строя РК. 5. Избирательная система РК.

2 Конституция Республики Казахстан 1995 г. Преамбула указывает на народ Казахстана, как особый субъект, принявший Конституцию; раскрывает мотивы принятия Конституции. Раздел 1. «Общие положения» посвящен принципам, определяющим основы государственного устройства. Раздел 2. «Человек и гражданин» посвящен основам правового статуса личности, в этом разделе регламентируются права и свободы человека и гражданина, а также основы института гражданства. Раздел 3. «Президент» в этом разделе закрепляется президентская форма правления, согласно статье президент не относится ни к одной ветви власти, а является главой государства, символом и гарантом единства народа и Конституции, и обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти. Раздел 4. «Парламент» определяет правовой статус Парламента как высшего представительного органа, осуществляющего законодательные функции, закрепляет организационно-правовые формы деятельности Парламента и статус его депутатов. Раздел 5. «Правительство» посвящен основам деятельности Правительства, осуществляющим исполнительную власть в Республике, закрепляет компетенцию Правительства и Премьер- министра. Раздел 6. «Конституционный Совет» посвящен основам правового положения Конституционного Совета, одной из основных функций которого является дача официальных толкований норм Конституции. Раздел 7. «Суды и правосудие» посвящен судебной системе, закрепляет возможность судов обращаться в Конституционный Совет с признанием нормативно-правового акта неконституционным. В этом разделе Конституция отделяет дознание и предварительное следствие от суда и прокуратуры. Раздел 8. «Местное государственное управление и самоуправление» согласно ст.85 местное государственное управление осуществляется местными представительными и исполнительными органами. Согласно ст.89 в Республике Казахстан признается местное самоуправление, задача которого - обеспечение самостоятельности населения при решении вопросов местного значения. Раздел 9. «Заключительные и переходные положения» (ст ), обеспечивающие процедуру реализации отдельных конституционных установлений.

3 Функции Конституции (направление воздействия на развитие общественных отношений). 1) Учредительная (народ осуществляет государственную власть через политические и государственно-правовые институты) ; установление нормативных принципов для всех отраслей права. 2) Политическая (Конституция выражает волю и интересы граждан, закрепляет основы общественного устройства, устанавливает систему органов государственной власти, определяет характер взаимоотношений между личностью и государством). 3) Идеологическая (Конституция отражает и закрепляет политическое и правовое сознание народа; защищает определенную систему ценностей в области национальной, религиозной и семейной жизни). 4) Юридическая (закрепление основных устоев общества и государства; определяет принципы развития экономической, политической и духовной жизни; обеспечивает юридическую охрану прав и свобод человека и гражданина). 5) Управленческая (определяет систему, организацию и деятельность государственных органов).

4 Историческое развитие Конституций в РК обусловлено и соответствует основным этапам развития общества и государства. I. Конституция Киргизской Советской Социалистической Республики от 18 февраля 1926 года. II. Конституция Казахской Советской Социалистической Республики была принята на Х Всесоюзном съезде Советов 26 марта 1937 года. III. Конституция Казахской Советской Социалистической Республики была принята 20 апреля 1978 года на внеочередной сессии Верховного Совета Казахской ССР IХ созыва. IV. Конституция РК 1993 года. V. Конституция 1995 года.

5 «Выборы наряду с референдумом являются формой выражения власти народа» Избирательные системы: Мажоритарная система (депутат может представлять даже меньшинство избирателей в округе; представителей имеют только те избиратели, чей кандидат собрал большее число голосов) Пропорциональная система (все избиратели имеют своих представителей в Парламенте)

6 Принципы избирательного права: 1. Всеобщее избирательное право означает, что все граждане, достигшие определенного возраста имеют право избирать и быть избранными независимо от происхождения, социального, должностного, имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства и др. 2. Равное избирательное право. На основании этого принципа все граждане участвуют в выборах на равных основаниях, имея при этом один голос, без каких-либо преимуществ в голосовании. 3. Прямые выборы. Избиратели непосредственно, без каких-либо посредников, избирают своих представителей. 4. Косвенные выборы, т.е. непрямые выборы депутатов Сената Парламента. В них участвуют выборщики - депутаты маслихатов, обладают одним голосом на равных основаниях. 5. Тайное голосование. Этим принципом обеспечивается независимое, без внешнего влияния, волеизъявления граждан - избирателей. 6. Добровольное голосование - участие граждан Республики в выборах является добровольным.

7 Конституционные права и свободы гражданина Республики Казахстан право на жизнь (п.1 ст.15); право на личную свободу (п.1 ст.16); право на неприкосновенность достоинства человека (ст.17 п.1); право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства (ст.18 п.1); право определять и указывать или не указывать свою национальность, партийную и религиозную принадлежности (ст.19); свобода слова и творчества (ст.20 п.1); право на свободу передвижения по территории республики и выбора места жительства (ст.21); свобода совести (ст.22); право на свободу объединений (ст.23); право на свободу мирно и без оружия собираться, проводить собрания, митинги, шествия, пикетирования и демонстрации (ст.32); право участвовать в управлении делами государства (ст.33);

8 право быть собственником (ст.26); право на свободу труда (ст.24); право на отдых (ст.24 п.4); право на охрану здоровья (ст.29); право на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду (ст.31); право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, ст.28); право родителей на заботу о детях и их воспитание (ст.27); право на жилище (ст.25); право на образование (ст.30); свобода творчества (ст.20 п.1). Конституционные права и свободы гражданина Республики Казахстан

9 Конституционные обязанности граждан: –обязанность соблюдать Конституцию и законодательство Казахстана, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц (ст.34); –обязанность уплаты законно установленных налогов, сборов и иных обязательных платежей (ст.35); –обязанность защиты Республики Казахстан (ст.36); –обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст.37); –обязанность сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам (ст.38).

10 Гражданство Гражданство - это устойчивая политико-правовая связь лица с государством, выражающая совокупность их взаимных прав и обязанностей. Принципы гражданства - это начала, составляющие его главное содержание и выражающие его сущность. К ним относятся: 1. Принцип единого и равного гражданства, гражданство является таковым для каждого независимо от оснований его приобретения и от любых иных обстоятельств. 2. Непризнание двойного гражданства. 3. Принцип свободы и добровольного выхода из гражданства. 4. Принцип «права крови» - предоставление гражданства в силу рождения. «Право почвы» - вследствие рождения на территории государства, независимо от гражданства родителей. 5. Принцип гарантированности защиты граждан за пределами Казахстана. 6. Принцип недопустимости выдачи граждан другому государству.

11 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ВЫСШИХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Государственные органы - государственные учреждения, уполномоченные на выполнение функций государственного управления и контроля, создаваемые в установленном законодательством порядке.

12 Президент В соответствии с Конституционным законом «О Президенте РК» от г. - президент глава государства, высшее должностное лицо, представляющее РК внутри страны и в международных отношениях. Требования к кандидату в Президенты как: гражданство по рождению, возраст - не моложе 40 лет, постоянное проживание в республике не менее 15 лет, свободное владение государственным языком. Срок полномочий президента 7 лет. Одно и то же лицо не может быть президентом более двух сроков подряд.

13 Конституционные функции Президента сформулированы в ст.40 Конституции РК: - определение основных направлений внутренней и внешней политики государства и представление Казахстана внутри страны и в международных отношениях; - Президент - символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина; - обеспечение согласованного функционирования всех ветвей государственной власти и ответственности органов власти перед народом. Развитие и конкретизация этих функций содержатся в Конституции и иных законодательных актах.

14 Правительство Правительство образуется Президентом РК в составе Премьер-министра, его заместителей, министров иных должностных лиц. Премьер-министр назначается Президентом с согласия обеих Палат Парламента. В 10-дневный срок после своего назначения Премьер- министр вносит Президенту предложение о составе и структуре Правительства.

15 Полномочия Правительства разработка основных направлений социально- экономической политики государства, его обороноспособности, безопасности, обеспечения общественного порядка и организация их осуществления; - разработка проекта республиканского бюджета и отчета о его исполнении; - внесение в Мажилис проектов законов и обеспечение их исполнения; - организация управления государственной собственностью; - разработка мер по проведению внешней политики республики и иные функции. Премьер-министр издает распоряжения, являющиеся индивидуальными актами и не содержащими нормы права. Постановления Правительства и распоряжения Премьер-министра имеют обязательную силу на всей территории республики.

16 Парламент – высший представительный орган Парламент состоит из двух палат - Сената и Мажилиса, возглавляемых председателями, избираемыми Сенатом и Мажилисом из числа их депутатов. Мажилис состоит из 107 депутатов, 98 из них избираются по одномандатным территориальным округам сроком на 5 лет, а 9 депутатов Мажилиса избираются Ассамблеей народа Казахстана. Депутатом Мажилиса может быть гражданин, достигший 25 лет.

17 Сенат Парламента Сенат образуют депутаты, избираемые по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы на совместном заседании депутатов всех представительных органов соответствующей области. 15 назначаются Президентом Республики с учетом необходимости обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества. Срок полномочий депутатов Сената 6 лет, половина переизбирается каждые три года. Депутатом Сената может быть гражданин РК, состоящий в гражданстве не менее 5 лет, достигший 30 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы не менее 5 лет, постоянно проживающий на территории соответствующей области, города республиканского значения либо столицы не менее 3 лет.

18 Стадии законодательного процесса : 1) внесение проекта закона (законодательная инициатива реализуется в Мажилисе); 2) рассмотрение законопроекта в Мажилисе; 3) рассмотрение одобренного большинством голосов от общего числа депутатов Мажилиса законопроекта в Сенате, при этом принятый большинством голосов от общего числа депутатов Сената законопроект становится законом; 4) подписание закона Президентом; 5) официальное опубликование закона.

19 Суд 1. Правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом. 2. Судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства. В случаях, предусмотренных законом, уголовное судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. 3. Судами Республики являются Верховный Суд Республики, местные и другие суды Республики, учреждаемые законом. 4. Судебная система Республики устанавливается Конституцией Республики и конституционным законом. Учреждение специальных и чрезвычайных судов под каким- либо названием не допускается. Назначение судебной власти - защита прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики.

20 Принципы правосудия 1) лицо считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет признана вступившим в законную силу приговором суда; 2) никто не может быть подвергнут повторно уголовной или административной ответственности за одно и то же правонарушение; 3) никому не может быть без его согласия изменена подсудность, предусмотренная для него законом; 4) в суде каждый имеет право быть выслушанным; 5) законы, устанавливающие или усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют. Если после совершения правонарушения ответственность за него законом отменена или смягчена, применяется новый закон;

21 Принципы правосудия 6) обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность; 7) никто не обязан давать показания против самого себя, супруга (супруги) и близких родственников, круг которых определяется законом. Священнослужители не обязаны свидетельствовать против доверившихся им на исповеди; 8) любые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого; 9) не имеют юридической силы доказательства, полученные незаконным способом. Никто не может быть осужден лишь на основе его собственного признания; 10) применение уголовного закона по аналогии не допускается.

1. Политическое развитие Республики Казахстан

2. План лекции:

• 1. Типы политических режимов и их
характеристика
• 2. Политический режим РК
• 3. Конституция РК, основные статьи.

3. Существует 3 типа политического режима:

4. Характерные черты тоталитаризма:

– наличие всеобщей идеологии, пронизывающей все
сферы жизни общества
– монополизация власти единой массовой партии тесно
связанной с государственными органами
– постоянно и периодически повторяющиеся репрессии
как средство внутренней политики
– монополия государства на СМИ, полное отсутствие
плюрализма
– жесткий контроль со стороны государства за
экономикой, ликвидация почти всех форм не
государственной собственности
– монополия на средства вооруженной борьбы,
устранение возможности организованного
сопротивления оппозиции

5. Тоталитаризм бывает:

6. Авторитаризм

• политический режим, при котором политическая
власть осуществляется конкретным лицом
(политическая партия, социальный класс) при
минимальном участии народа. Запрещена
политическая оппозиция. Во власти превалирует
жесткая централизация, но сохраняется
автономия в экономике, жизни личности и
общества в неполитической сфере.

7. Характерные черты авторитаризма:


Концентрация власти в руках политического лидера или
определенной группы
Наличие у государства только ключевых и решающих
рычагов общественной жизни.
Ограничение и строгая регламентация политических
прав и свобод отдельных граждан и общественнополитических организаций
Отсутствие огромного репрессивного аппарата
Гражданам разрешено все то, что не запрещено
государством
Присутствие некоторых элементов демократии (выборы,
парламентская борьба)

8. Отличие авторитаризма от тоталитаризма:


Необязательность четко разработанной единой
идеологии
Отсутствие всепроникающего характера
государственного воздействия на общество
Поощрение самостоятельности граждан и
инициативы граждан
Отказ от вмешательства в частную жизнь
главный аргумент политической власти
авторитет, а не сила
Наличие рыночной экономики

9. Демократический режим

• способ функционирования
политической системы общества,
основанный на признании народа в
качестве источника власти

10. Характерные черты демократии:


Избрание представительных органов государственной
власти и местного самоуправления путем всеобщих
выборов, прямых выборов при тайном голосовании
Наличие парламента, исключит права издавать законы
Разделение законодательной, исполнительной и
судебной власти, наличие механизмов сдержек и
противовесов между ними
Многопартийность в рамках конституции
Принятие политических решений при уважении
интересов и прав меньшинства
Гарантия и признание прав граждан на критику властей
и её представителей
Отсутствие у политических партий публично властных
отношений

11. Гарантии функционирования демократии:

– создание системы контроля со стороны
гражданского общества за деятельностью
государственных органов и аппарата
– ликвидация системы привилегий, связанной с
обладанием власти
– наличие своевременного и полного
информирования граждан
– упрощение процедуры отзыва и смены
чиновников

• 28 января 1993 г. была принята первая
Конституция Республики Казахстан.
Конституция сыграла исключительную роль.
Она законодательно закрепила суверенитет
республики, определила государственное
устройство, закрепила юридические права и
свободы граждан, проживающих на
территории края. Конституция провозгласила,
что молодое суверенное государство строит
светское, демократическое, правовое
общество, то есть гражданское общество.

• Н. А. Назарбаев в статье «Идейная
консолидация общества — как условие
прогресса Казахстана»(ноябрь 1993
г.)отмечает, что возврат к тоталитарной,
командно-административной системе уже
невозможен. Народ Казахстана твердо
избрал путь самостоятельного развития. А
для этого альтернативой является
необходимое условие — идейная
консолидация общества.

• Однако в самой политической системе
существовало множество остаточных
элементов советской политической
системы, которые тормозили становление
Казахстана на демократический путь
развития. Таким тормозом являлся
Верховный Совет Казахской ССР, избранный
во времена Союза ССР. По содержанию и по
названию он уже не мог решать задачи
суверенного Государства.

• Депутаты Верховного Совета Казахской ССР
весной 1993 г. объявили о своем
самороспуске. Эта акция позволила
провести и реформирование Советов на
местах. Вместо них с новыми функциями
были созданы городские, районные,
сельские маслихаты, избираемые
населением: на альтернативной основе
сроком на пять лет.

• В декабре 1993 г. был создан однопалатный
Верховный Совет.
• при выборах депутатов в 1993 г. в Верховный Совет
были допущены нарушения демократических
принципов выборности, а в некоторых округах
пошли дальше; к фальсификации итогов выборов.
Как следствие, Конституционный суд республики в
начале 1995 г. признал Верховный Совет
нелегитимным и Указом Президента был распущен.
Не отвечали интересам народа некоторые статьи
Конституции Республики Казахстан, конкретно «О
гражданстве и языках».

• 30 августа 1995 г. на всенародном референдуме
была принята вторая Конституция Республики
Казахстан.
• Конституция сняла многие противоречия в развитии
Казахстана как суверенного государства. Одним из
таких сложных противоречий был вопрос о языках.
Так, в первой Конституции было зафиксировано, что
русский язык является языком межнационального
общения. Второй же Конституцией признается, что
наравне с казахским официально употребляется
русский язык.

18. Ветви власти в РК

Законодательная власть
парламент
Исполнительная власть
Судебная власть
Правительство
Суды
Акиматы
Прокуратура
Налоговые службы
сенат
мажилис

19. Республика Казахстан

• Конституция РК Статья 1:
• Республика Казахстан является унитарным
государством с президентской формой
правления. Согласно Конституции, страна
утверждает себя демократическим, светским,
правовым и социальным государством,
высшими ценностями которого являются
человек, его жизнь, права и свободы.

20. Статья 1

• Основополагающими принципами
деятельности Республики являются:
общественное согласие и политическая
стабильность, экономическое развитие на
благо всего народа, казахстанский
патриотизм, решение наиболее важных
вопросов государственной жизни
демократическими методами, включая
голосование на республиканском
референдуме или в Парламенте.

• Президент Республики Казахстан является
главой государства, его высшим должностным
лицом, определяющим основные направления
внутренней и внешней политики государства и
представляющим Казахстан внутри страны и в
международных отношениях. Президент –
символ и гарант единства народа и
государственной власти, незыблемости
Конституции, прав и свобод человека и
гражданина

22. Статья 41

• Президент Республики Казахстан
избирается в соответствии с
конституционным законом
совершеннолетними гражданами
Республики на основе всеобщего, равного и
прямого избирательного права при тайном
голосовании сроком на пять лет.

23. Статья 41

• Президентом Республики может быть
избран гражданин Республики по
рождению, не моложе сорока лет,
свободно владеющий государственным
языком и проживающий в Казахстане
последние пятнадцать лет.

24. Статья 3

• Государственная власть в Республике едина,
осуществляется на основе Конституции и законов в
соответствии с принципом ее разделения на
законодательную, исполнительную и судебную ветви и
взаимодействия между собой с использованием
системы сдержек и противовесов.
• Правительство осуществляет исполнительную власть,
возглавляет систему исполнительных органов и
осуществляет руководство их деятельностью.
• Законодательные функции выполняет Парламент,
который состоит из двух Палат – Сената и Мажилиса,
действующих на постоянной основе.

25. Статья 50

• Сенат образуют депутаты, представляющие
по два человека от каждой области, города
республиканского значения и столицы.
Пятнадцать депутатов Сената назначаются
Президентом с учетом необходимости
обеспечения представительства
национально-культурных и иных значимых
интересов общества.

26. Статья 50

• Мажилис состоит из ста семи депутатов,
девять из них избираются Ассамблеей
народа Казахстана. Срок полномочий
депутатов Сената – шесть лет, депутатов
Мажилиса – пять лет. В настоящее время в
Мажилисе представлены три партии – «Нұр
Отан», «Ак жол» и Коммунистическая
народная партия Казахстана.

27. Статья 3

• Единственным источником государственной власти является
народ.
• Народ осуществляет власть непосредственно через
республиканский референдум и свободные выборы, а также
делегирует осуществление своей власти государственным
органам.
• Никто не может присваивать власть в Республике Казахстан.
Присвоение власти преследуется по закону. Право выступать от
имени народа и государства принадлежит Президенту, а также
Парламенту Республики в пределах его конституционных
полномочий. Правительство Республики и иные
государственные органы выступают от имени государства в
пределах делегированных им полномочий.

28. Статья 5

• В Республике Казахстан признаются идеологическое
и политическое многообразие. Не допускается
создание в государственных органах организаций
политических партий.
• Общественные объединения равны перед законом.
Не допускается незаконное вмешательство
государства в дела общественных объединений и
общественных объединений в дела государства,
возложение на общественные объединения
функций государственных органов.

29. Статья 5

• Запрещаются создание и деятельность
общественных объединений, цели или
действия которых направлены на
насильственное изменение конституционного
строя, нарушение целостности Республики,
подрыв безопасности государства, разжигание
социальной, расовой, национальной,
религиозной, сословной и родовой розни, а
также создание не предусмотренных
законодательством военизированных
формирований.

30. Статья 5

• В Республике не допускается деятельность
политических партий и профессиональных
союзов других государств, партий на
религиозной основе, а также
финансирование политических партий и
профессиональных союзов иностранными
юридическими лицами и гражданами,
иностранными государствами и
международными организациями.

31. Статья 27

• Брак и семья, материнство, отцовство и
детство находятся под защитой государства.
• Забота о детях и их воспитание являются
естественным правом и обязанностью
родителей.
• Совершеннолетние трудоспособные дети
обязаны заботиться о нетрудоспособных
родителях.

32. Статья 30

• Гражданам гарантируется бесплатное среднее
образование в государственных учебных
заведениях. Среднее образование
обязательно.
• Гражданин имеет право на получение на
конкурсной основе бесплатного высшего
образования в государственном высшем
учебном заведении.

33. Статья 30

• Получение платного образования в частных
учебных заведениях осуществляется на
основаниях и в порядке, установленных
законом.
• Государство устанавливает
общеобязательные стандарты образования.
Деятельность любых учебных заведений
должна соответствовать этим стандартам.

34. Статья 32

• Граждане Республики Казахстан вправе
мирно и без оружия собираться, проводить
собрания, митинги и демонстрации,
шествия и пикетирование. Пользование
этим правом может ограничиваться
законом в интересах государственной
безопасности, общественного порядка,
охраны здоровья, защиты прав и свобод
других лиц.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: