Правовой режим финансов государственных и муниципальных предприятий как институт финансового права

Обновлено: 28.03.2024

Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект финансово­правового регулирования представляют собой денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных доходов и накоплений этих субъектов. Будучи урегулированы нормами финансового права, они являются правоотношениями.

К числу финансово-правовых отношений, возникающих на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, относятся правоотношения:

а) по уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов: НДС, акцизов, налога на прибыль, налога на землю, единого социального налога и др.;

б) по уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды неналоговых платежей: платы за загрязнение окружающей природной среды, части прибыли, свободного остатка прибыли и др.;

в) по поводу получения предприятием из бюджета бюджетных ассигнований и бюджетных кредитов;

г) по поводу формирования уставного фонда и распределения прибыли предприятия.

Надо учитывать, что согласно ст. 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. «О

государственных и муниципальных унитарных предприятиях», а также ст. 114, 115 ГК РФ государственные и муниципальные унитарные предприятия подразделяются на предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и государственные предприятия, основанные на праве оперативного управления. Они создаются на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ и на муниципальном уровне. Соответственно имущество муниципального предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям. Исходя из этого в правовом регулировании финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий имеются различия. Они проявляются в порядке распределения прибыли вышеназванных предприятий и, значит, в системе финансово-правовых отношений, возникающих в связи с распределением прибыли.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, согласно ст. 17 вышеназванного Закона, п. 2 ст. 295 ГК РФ, а также уставу, утвержденному собственником (государством или муниципальным образованием), самостоятельно распоряжаются полученной прибылью). Эту прибыль они могут распределять на фонды в соответствии с перечнем и в порядке, который преду­смотрен уставом унитарного предприятия. Однако в соответствии с п. 1 ст. 295 ГК РФ «собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия». Этот вопрос применительно к федеральным государственным унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, решается ежегодно федеральным органом исполнительной власти, которому подведомственны названные предприятия. Федеральный орган исполнительной власти ежегодно для каждого подведомственного предприятия утверждает программу деятельности, где, в частности, определяет часть прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет. Государственные унитарные предприятия, созданные субъектами РФ, перечисляют в бюджет субъекта РФ часть прибыли на основе, как правило, специального закона субъекта РФ.

Кроме того, на государственных и муниципальных предприятиях на праве хозяйственного ведения собственником (Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием) формируется уставный фонд, в том числе за счет денежных средств. Данный фонд в его денежной части следует рассматривать как финансовый фонд. Соответственно отношения между собственником имущества и государственным или муниципальным унитарным предприятием по формированию этого фонда следует рассматривать как финансово-правовые.

Таким образом, на государственном и муниципальном унитарном предприятии, основанном на праве хозяйственного ведения, возникают финансово- правовые отношения:

а) между предприятием и всеми другими субъектами, обязанными не препятствовать реализации предприятием своего права на распределение прибыли (абсолютное правоотношение) с учетом законодательства и устава предприятия;

б) по поводу перечисления части прибыли в бюджет;

в) между собственником имущества (денежных средств) и предприятием по поводу формирования уставного фонда предприятия.

Государственные предприятия на праве оперативного управления (казенные предприятия) распределяют свой доход согласно порядку, установленному собственником их имущества (ст. 297 ГК РФ). В соответствии со ст. 17 Закона об унитарных предприятия федеральное казенное предприятие распределяет доход в порядке, определенном Правительством РФ, а казенные предприятия субъекта РФ и муниципального образования

в порядке, определенном уполномоченным органом субъекта РФ и муниципального образования. При этом в соответствии с Порядком планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств), утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 октября 1994 г. № 11382, прибыль казенного предприятия направляется по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом, на производственные цели и социальное развитие. В качестве уполномоченного органа выступают те федеральные органы исполнительной власти, в непосредственном подчинении которых находятся те или иные казенные предприятия.

После распределения прибыли казенного предприятия по нормативам, установленным уполномоченным органом, оставшаяся часть прибыли в виде ее свободного остатка подлежит изъятию в доход бюджета.

Таким образом, на государственных предприятиях на праве оперативного управления (казенных предприятиях) возникают финансово-правовые отношения:

а) между уполномоченным государственным органом и казенным предприятием по поводу установления последнему нормативов распределения прибыли;

б) между казенным предприятием и всеми другими субъектами, обязанными не препятствовать реализации казенным предприятием своего права распределения прибыли по нормативам (абсолютное правоотношение);

б) между казенным предприятием и бюджетом в связи с изъятием в бюджет свободного остатка прибыли.

Отношение между уполномоченным государством органом и казенным предприятием по поводу установления последнему нормативов распределения прибыли является финансово-правовым, так как оно возникает, во-первых, в ходе финансовой деятельности государства по образованию и использованию децентрализованных денежных фондов, а во-вторых, регулируется методом властных предписаний. Уполномоченный государством орган согласно законодательству дает предприятию властные предписания, выражающиеся в установлении обязанности для предприятия распределять прибыль только таким, а не каким-либо иным образом.

Финансово-правовые нормы, реализация которых порождает правоотношения в сфере финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий, включены в самые различные финансово-правовые институты. Так, нормы, порождающие право отношения по уплате предприятиями налогов и сборов в бюджет и государственные внебюджетные фонды, охватываются подотраслью налогового права. Нормы, порождающие правоотношения по поводу уплаты в бюджет и государственные внебюджетные фонды неналоговых платежей, изъятия в бюджет свободного остатка прибыли казенного предприятия, а также части прибыли государственных и муниципальных предприятий на праве хозяйственного ведения, охватываются финансово-правовым институтом неналоговых доходов. Нормы, порождающие правоотношения в связи с получением предприятиями бюджетных ассигнований, бюджетных кредитов, охватываются институтом государственных и муниципальных расходов.

Имущество государственных и муниципальных предприятий находится соответственно в государственной или муниципальной собственности. Эти предприятия действуют в форме унитарных, т. е. имущество их является неделимым, не распределяется по вкладам и паям. Причем в форме унитарных могут быть образованы только государственные и муниципальные предприятия. Обобщенно правовой статус этих предприятий, включая сферу финансовых отношений, определен Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Среди государственных и муниципальных унитарных предприятий законодательство выделяет предприятия, основанные на праве: 1) хозяйственного ведения и 2) оперативного управления,, именуемые казенными предприятиями. Унитарные государственные и муниципальные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, создаются по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, который утверждает и его устав. Данное предприятие несет ответственность по своим обязательствам, но не отвечает по обязательствам собственника (государства и муниципальных образований). Учреждение казенных предприятий обусловлено разными государственными задачами. Это могут быть промышленные, сельскохозяйственные и др. предприятия. Так, Указом Президента РФ от 18 июля 1998 г. предписано учредить на праве управления федеральное государственное унитарное предприятие «Росстрой- пром».

Федеральное казенное предприятие создается по Правительства РФ или федеральным органом исполнительной власти, которые утверждают и его устав. Аналогичный порядок установлен в отношении региональных и муниципальных казенных предприятий. Такие предприятия работают в более жестком правовом режиме, что относится и к их финансовой деятельности. В частности, они могут получать кредиты только при наличии гарантий упомянутых органов власти, без согласия которых не вправе отчуждать закрепленное за предприятиями недвижимое имущество. В уставах казенных предприятий закрепляются, помимо видов обязательной деятельности, которых они созданы, также и виды их самостоятельной деятельности, порядок распределения прибыли, обязанность использовать федеральные денежные средства по целевому назначению. По обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества государство несет субсидиарную ответственность (п. 5 ст. 115 ГК. РФ). В отличие от других унитарных предприятий, в казенном предприятии уставный фонд не

В отношении государственных унитарных предприняты меры по усилению контроля за их деятельностью, включая финансовую, предписано обязательное проведение ежегодных аудиторских проверок и соответствующего положения в устав предприятия.

Собственник имущества унитарных предприятий всех видов согласно Закону об этих предприятиях принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг (ст. 20).

В связи с функционированием финансов государственных и муниципальных предприятий возникают экономические (денежные) отношения, в которых участвуют предприятия, их вышестоящие органы управления, органы создаваемых предприятиями на добровольной основе межотраслевых государственных объединений, финансовые и налоговые государственные органы. Они различны по своему содержанию, основаниям, кругу субъектов, в связи с чем регулируются разными отраслями права, значительную часть их регулирует финансовое право. Соответствующие финансово-правовые нормы содержатся в ряде финансово-правовых институтов, в частности, институтах налогового права, государственных и муниципальных расходов и др.

Вместе с тем определенную совокупность представляют нормы, закрепляющие организацию финансов государственных и муниципальных предприятий в целом. К ним относятся финансово-правовые нормы, определяющие виды денежных фондов предприятий, отраслевых органов государственного и муниципального управления, источники их образования, порядок планирования и целевое назначение, права и обязанности предприятий, органов государственного управления по планированию, образованию и использованию денежных фондов, распределению накоплений. Совокупность таких норм характеризует правовой режим финансов государственных и муниципальных предприятий как особое подразделение (институт) финансового права.

При осуществлении прав и обязанностей, предусмотренных данными финансово-правовыми нормами, государственные и муниципальные предприятия вступают в правоотношения с соответствующими органами исполнительной власти, финансовыми и налоговыми органами, органами государственных межотраслевых объединений. Основанием возникновения этих отношений обычно является финансовый план предприятия, а также иные индивидуальные финансово-правовые акты министерства, другого отраслевого органа государственного управления. При этом права и обязанности предприятия в области финансов связаны с осуществляемой им производственно-хозяйственной деятельностью, а органа государственного управления — с организацией и руководством этой деятельностью.




Для активной финансовой деятельности и эффективного использования финансов важно обеспечить четкое правовое регулирование и закрепление компетенции в этой области как низовых, так и руководящих звеньев отрасли экономики.

47. Финансовая деятельность государственных и муниципальных предприятий, еѐ понятие, содержание и правовые основы. Финансовый план предприятия.

Финансовая деятельность государственных и муниципальных предприятий — выполнение ими в соответствии с предоставленными полномочиями функций по образованию, распределению и использованию денежных фондов в связи с осуществлением своих производственных и социальных задач (планирование, распределение и использование своих финансовых ресурсов на цели производства и реализации продукции, расширения производства, на материальное поощрение работников, социально- культурные цели, создание соответствующих денежных фондов; выполнение финансовых обязательств перед государством, вышестоящими органами и банками; распределение финансовых ресурсов между своими производственными единицами и структурными подразделениями; осуществление финансового контроля на предприятии).

Финансовую деятельность осуществляют также органы дарственного управления отраслями экономики во взаимоотношениях с подведомственными им предприятиями. Она представляет собой выполнение названными органами в соответствии с представленными полномочиями функций по образованию, распределению и использованию денежных фондов в с осуществлением задач по руководству отраслью экономики. Аналогичны функции исполнительных органов местного самоуправления, ведающих определенными отраслями местного хозяйства.

Функции государственных и муниципальных предприятий в области финансовой деятельности выражаются в следующих группах юридических прав и обязанностей государственных предприятий и муниципальных предприятий:

а) по планированию своих финансовых ресурсов (как собственных, так и выделенных из государственного или местного бюджета, полученного банковского кредита и др.) на основе утверждаемых компетентным органом показателей лимитов, плановых заданий, государственных или муниципальных заказов, а также показателей эффективности использования государственного и муниципального имущества федеральными унитарными предприятиями; 1. б) по распределению и использованию финансовых ресурсов на цели производства и реализации продукции, расширения производства, материальное поощрение работников, социально-культурные цели и по созданию соответствующих денежных фондов;

в) по выполнению финансовых обязательств перед государством, вышестоящими органами и банками и др. Государственное или муниципальное предприятие обязано ежегодно перечислять в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, размерах и в сроки, определяемые Правительством РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления;

г) по распределению финансовых ресурсов между своими производственными единицами и структурными подразделениями;

д) по осуществлению финансового контроля на предприятии.

При осуществлении государственными и муниципальными предприятиями этих прав и обязанностей возникают правоотношения с соответствующими отраслевыми государственными и муниципальными органами, которые осуществляют свои полномочия в данной сфере. К ним относятся полномочия:

а) по формированию уставного фонда подведомственных им государственных и муниципальных предприятий. Названный фонд может формироваться за счет денежных средств, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав, имеющих денежную оценку.

Размер фонда государственного унитарного предприятия определяется в рублях и должен составлять не менее пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда, а муниципального предприятия — не менее одной тысячи минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом (в казенном предприятии уставный фонд не формируется);

б) по определению порядка составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности подведомственных унитарных предприятий;

в) по планированию финансовых ресурсов соответствующих отраслей экономики, утверждению для подведомственных предприятий основных показателей, необходимых для финансовых расчетов лимитов, экономических нормативов,

заказов, показателей эффективности деятельности унитарных предприятий;

г) по распределению и использованию находящихся в их распоряжении финансовых ресурсов на проведение централизованных мероприятий по развитию отрасли и содержание центрального аппарата;

д) по распределению и перераспределению денежных

и накоплений между подведомственными предприятиями;

е) по распределению бюджетных и кредитных ресурсов, выделенных в их распоряжение, между подведомственными предприятиями;

ж) по созданию и использованию централизованных денежных фондов на материальное поощрение, социально-культурные мероприятия, развитие производства, науки и техники в отрасли;

з) по осуществлению финансового контроля за подведомственными предприятиями, объединениями, организациями и в системе центрального аппарата;

и) по утверждению бухгалтерской отчетности и отчетов под-ведомственных унитарных предприятий.

За финансовой деятельностью унитарного государственного и муниципального предприятия, помимо собственника, в лице соответствующих органов исполнительной власти, осуществляют контроль и другие уполномоченные государственные органы — налоговые, финансовые и др. Бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником его имущества, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором. По окончании отчетного периода предприятие представляет уполномоченным федеральным и региональным органам власти или местного самоуправления отчетность и иные документы, перечень которых определяется Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления. В целях обеспечения эффективного управления государственным сектором экономики уполномоченный орган ведет реестр показателей экономической эффективности деятельности унитарных предприятий.

Завершающим этапом составления среднесрочного плана является составление финансового плана (бюджета) предприятия на основе расчетов, проведенных на предыдущих этапах.

Финансовый план включает баланс доходов и расходов предприятия на каждый год планируемого периода.

Финансовый план предприятия предусматривает:

– обеспечение финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления производственно-хозяйственной деятельности, своевременного проведения мероприятий, намеченных во всех разделах годового плана;

– выявление резервов и мобилизацию ресурсов для рационального использования производственных мощностей, оборотных средств, обеспечения максимальной эффективности производства, достижения высокой рентабельности и прибыли; определение финансовых взаимоотношений с государством (уплата налогов) и банками, осуществляющими кредитование предприятия.

В финансовом плане находят отражение: доходы и поступления средств, расходы и отчисления средств, взаимоотношения с государством, банками, инвесторами, распределение прибыли.

Результаты указанных расчетов сводятся в основном плановом документе – балансе доходов и расходов. Если при составлении баланса расходы превышают доходы, то для покрытия дефицита предусматривается привлечение заемных средств (краткосрочных или долгосрочных кредитов). Однако задачей руководства предприятия является постоянное отслеживание соотношения собственных и заемных средств.

В доходной части финансового плана учитываются: денежные средства на начало планируемого периода; доходы от реализации продукции; внереализационные доходы; кредит; прочие поступления.

После этого рассчитывается сумма поступлений. Расходная часть (выплаты) включает: текущие затраты, в том числе переменные издержки, постоянные издержки; капитальные вложения; погашение кредита; дивиденды.

После этого рассчитывается сумма выплат и рассчитывается остаток денежных средств.

Большую роль при разработке перспективного плана развития предприятия приобрели экономико-математические методы и использование современной ЭВТ. Помимо автоматизации расчетов, использование ЭВМ позволяет проводить анализ различных вариантов развития предприятия при изменяющихся внешних условиях (изменение налоговой политики и таможенного законодательства, отмена или введение льгот, рыночные колебания спроса на продукцию, динамика цен и т. п.).

В зависимости от масштаба подразделений, для которых осуществляется оперативное планирование, различают межцеховое и внутрицеховое планирование.

Межцеховое планирование включает разработку, регулирование и контроль выполнения производственных программ цехами в целом, координирует работу основных цехов между собой и связь их со вспомогательными цехами и службами завода.

Координация работы основных цехов состоит в том, что в оперативных планах учитывается фактическое состояние величины нормативных заделов на всех стадиях производства.

Целью внутрицехового планирования является разработка плановых заданий для отдельных участков, бригад, рабочих мест. Задания составляются на каждый месяц планового года с разбивкой по сменам или суткам. На цеховом уровне также обеспечивается регулирование и контроль за выполнением плановых заданий.

48. Источники финансовых ресурсов предприятий. Прибыль предприятий и порядок еѐ распределения.

Финансовые результаты предприятия в синтетической форме отражают итоги хозяйственной деятельности. Выступают они в виде абсолютной (прибыль, убытки) и относительной величин. Анализ финансовых результатов включает оценку:

· Общих финансовых результатов в исследуемом времени по сравнению с планом и предыдущим периодом

· Финансовых результатов по основным видам деятельности предприятия и влияния отдельных факторов на уровень прибыли и убытков

· Уровня рентабельности хоз.деятельности и основных показателей, исходя из объема реализации, имущества и капитала.

Фин.результаты оцениваются на основе «Отчета о прибылях и убытках», который отражает все поступления, затраты, связанные с получением, налоги и объем прибыли или убытков. Сравнение этих данных с планом позволяет оценить фактическое выполнение плановых показателей, а сравнение с прошлым периодом – определить динамику конечных результатов за соответствующий год.

Экономический анализ – важнейшая стадия работы, предшествующая планированию и прогнозированию ресурсов предприятия, эффективного их использования. Анализ формирования и использования прибыли проводится в несколько этапов:

- анализируется прибыль по составу в динамике;

- проводится факторный анализ прибыли от реализации;

- анализируются причины отклонения по таким составляющим прибыли, как проценты к получению и уплате, прочие операционные доходы, внереализационные доходы и расходы;

- анализируется формирование чистой прибыли на накопление и потребление;

- дается оценка эффективности распределения прибыли на накопление и потребление;

- анализируется использование прибыли на накопление и потребление;

разрабатываются предложения к составлению финансового плана.

Принципы распределения прибыли можно сформулировать следующим образом:

прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом;

- прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно;

- величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;

прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части – на потребление.

На предприятии распределению подлежит чистая прибыль, то есть прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. Из нее взыскиваются санкции, уплачиваемые в бюджет и некоторые внебюджетные фонды.




Имущество государственных и муниципальных предприятий находится соответственно в государственной или муниципаль-ной собственности. Эти предприятия действуют в форме унитар-ных, т. е. имущество их является неделимым, не распределяется по вкладам и паям. Причем в форме унитарных могут быть об-разованы толъко государственные и муниципальные предприя-тия. Обобщенно правовой статус этих предприятий, включая сферу финансовых отношений, определен Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»-

Среди государственных и муниципальных унитарных пред-приятий законодательство выделяет предприятия, основанные на праве: 1) хозяйственного ведения и 2) оперативного управле-ния, именуемые казенными предприятиями.

Унитарные государственные и муниципальные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, создаются по реше-

Глава 10. Общие положения правового режима предприятий___227

нию уполномоченного на то государственного органа или орга-на местного самоуправления, который утверждает и его устав. Данное предприятие несет ответственность по своим обязатель-ствам, но не отвечает по обязательствам собственника (государ-ства и муниципальных образований). Учреждение казенных предприятий обусловлено разными государственными задача-ми. Это могут быть промышленные, сельскохозяйственные и др. предприятия. Так, Указом Президента РФ от 18 июля 1998 г. предписано учредить на праве оперативного управления феде-ральное государственное унитарное предприятие «Росстрой-пром».

Федеральное казенное предприятие создается по решению Правительства РФ или федеральным органом исполнительной власти, которые утверждают и его устав. Аналогичный порядок установлен в отношении региональных и муниципальных казен-ных предприятий. Такие предприятия работают в более жестком правовом режиме, что относится и к их финансовой деятельно-сти. В частности, они могут получать кредиты только при нали-чии гарантий упомянутых органов власти, без согласия которых не вправе отчуждать закрепленное за данными предприятиями недвижимое имущество. В уставах казенных предприятий за-крепляются, помимо видов обязательной деятельности, для кото-рых они созданы, также и виды их самостоятельной деятельнос-ти, порядок распределения прибыли, обязанность использовать федеральные денежные средства по целевому назначению. По обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества государство несет субсидиарную ответственность (п. 5 ст. 115 ГК РФ). В отличие от других унитарных предприятий, в казенном предприятии уставный фонд не формируется.

В отношении государственных унитарных предприятий предприняты меры по усилешю контроля за их деятелъностью, включая финансовую, предписано обязательное проведение ежегодных аудиторских проверок и включение соответствующе-го положения в устав предприятия'. Собственник имущества

1 См.: Постановление Правительства РФ от 29 января 2000 г. «Об аудиторских проверках федеральных государственных унитарных пред-приятий» // СЗ РФ. 2000. № 6. Ст. 763; Постановление Правительства Рф от 3 февраля 2000 г. «Об усилении контроля за деятельностью фе-Деральных государственных унитарных предприятий и управлением Находящимися в федеральной собственности акциями открытых акци-онерных обществ» // СЗ РФ. 2000. № 6. Ст. 777.

Учебник: Краткий курс. Особенная часть

унитарных предприятий всех видов согласно Закону об этих предприятиях принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг (ст. 20).

В связи с функционированием финансов государственных и муниципальных предприятий возникают экономические (де-нежные) отношения, в которых участвуют предприятия, их вы-шестоящие органы управления, органы создаваемых предприя-тиями на добровольной основе межотраслевых государственных объединений, финансовые и налоговые государственные орга-ны. Они различны по своему содержанию, основаниям, кругу субъектов, в связи с чем регулируются разными отраслями пра-ва, значительную часть их регулирует финансовое право. Соот-ветствующие финансово-правовые нормы содержатся в ряде финансово-правовых институтов, в частности, институтах нало-гового права, государственных и муниципальных расходов и др. Вместе с тем определенную совокупность представляют нормы, закрепляющие организацию финансов государственных и муниципальных предприятий в целом. К ним относятся финан-сово-правовые нормы, определяющие виды денежных фондов предприятий, отраслевых органов государственного и муници-пального управления, источники их образования, порядок пла-нирования и целевое назначение, права и обязанности пред-приятий, органов государственного управления по планирова-нию, образованию и использованию денежных фондов, распределению накоплений. Совокупность таких норм характе-ризует правовой режим финансов государственных и муниципалъ-иых предприятий как особое подразделеные (институт) финансо-вого права.

. При осуществлении прав и обязанностей, предусмотренных данными финансово-правовыми нормами, государственные и муниципальные предприятия вступают в правоотношения с со-ответствующими органами исполнительной власти, финансовы-ми и налоговыми органами, органами государственных межот-раслевых объединений. Основанием возникновения этих отно-шений обычно является финансовый план предприятия, а также иные индивидуальные финансово-правовые акты министерства, другого отраслевого органа государственного управления. При этом права и обязанности предприятия в области финансов свя-заны с осуществляемой им производственно-хозяйственной де-

Имущество государственных и муниципальных предприятий находится соответственно в государственной или муниципаль-ной собственности. Эти предприятия действуют в форме унитар-ных, т. е. имущество их является неделимым, не распределяется по вкладам и паям. Причем в форме унитарных могут быть об-разованы толъко государственные и муниципальные предприя-тия. Обобщенно правовой статус этих предприятий, включая сферу финансовых отношений, определен Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»-

Среди государственных и муниципальных унитарных пред-приятий законодательство выделяет предприятия, основанные на праве: 1) хозяйственного ведения и 2) оперативного управле-ния, именуемые казенными предприятиями.

Унитарные государственные и муниципальные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, создаются по реше-

Глава 10. Общие положения правового режима предприятий___227

нию уполномоченного на то государственного органа или орга-на местного самоуправления, который утверждает и его устав. Данное предприятие несет ответственность по своим обязатель-ствам, но не отвечает по обязательствам собственника (государ-ства и муниципальных образований). Учреждение казенных предприятий обусловлено разными государственными задача-ми. Это могут быть промышленные, сельскохозяйственные и др. предприятия. Так, Указом Президента РФ от 18 июля 1998 г. предписано учредить на праве оперативного управления феде-ральное государственное унитарное предприятие «Росстрой-пром».

Федеральное казенное предприятие создается по решению Правительства РФ или федеральным органом исполнительной власти, которые утверждают и его устав. Аналогичный порядок установлен в отношении региональных и муниципальных казен-ных предприятий. Такие предприятия работают в более жестком правовом режиме, что относится и к их финансовой деятельно-сти. В частности, они могут получать кредиты только при нали-чии гарантий упомянутых органов власти, без согласия которых не вправе отчуждать закрепленное за данными предприятиями недвижимое имущество. В уставах казенных предприятий за-крепляются, помимо видов обязательной деятельности, для кото-рых они созданы, также и виды их самостоятельной деятельнос-ти, порядок распределения прибыли, обязанность использовать федеральные денежные средства по целевому назначению. По обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества государство несет субсидиарную ответственность (п. 5 ст. 115 ГК РФ). В отличие от других унитарных предприятий, в казенном предприятии уставный фонд не формируется.

В отношении государственных унитарных предприятий предприняты меры по усилешю контроля за их деятелъностью, включая финансовую, предписано обязательное проведение ежегодных аудиторских проверок и включение соответствующе-го положения в устав предприятия'. Собственник имущества

1 См.: Постановление Правительства РФ от 29 января 2000 г. «Об аудиторских проверках федеральных государственных унитарных пред-приятий» // СЗ РФ. 2000. № 6. Ст. 763; Постановление Правительства Рф от 3 февраля 2000 г. «Об усилении контроля за деятельностью фе-Деральных государственных унитарных предприятий и управлением Находящимися в федеральной собственности акциями открытых акци-онерных обществ» // СЗ РФ. 2000. № 6. Ст. 777.

Учебник: Краткий курс. Особенная часть

унитарных предприятий всех видов согласно Закону об этих предприятиях принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг (ст. 20).

В связи с функционированием финансов государственных и муниципальных предприятий возникают экономические (де-нежные) отношения, в которых участвуют предприятия, их вы-шестоящие органы управления, органы создаваемых предприя-тиями на добровольной основе межотраслевых государственных объединений, финансовые и налоговые государственные орга-ны. Они различны по своему содержанию, основаниям, кругу субъектов, в связи с чем регулируются разными отраслями пра-ва, значительную часть их регулирует финансовое право. Соот-ветствующие финансово-правовые нормы содержатся в ряде финансово-правовых институтов, в частности, институтах нало-гового права, государственных и муниципальных расходов и др. Вместе с тем определенную совокупность представляют нормы, закрепляющие организацию финансов государственных и муниципальных предприятий в целом. К ним относятся финан-сово-правовые нормы, определяющие виды денежных фондов предприятий, отраслевых органов государственного и муници-пального управления, источники их образования, порядок пла-нирования и целевое назначение, права и обязанности пред-приятий, органов государственного управления по планирова-нию, образованию и использованию денежных фондов, распределению накоплений. Совокупность таких норм характе-ризует правовой режим финансов государственных и муниципалъ-иых предприятий как особое подразделеные (институт) финансо-вого права.

. При осуществлении прав и обязанностей, предусмотренных данными финансово-правовыми нормами, государственные и муниципальные предприятия вступают в правоотношения с со-ответствующими органами исполнительной власти, финансовы-ми и налоговыми органами, органами государственных межот-раслевых объединений. Основанием возникновения этих отно-шений обычно является финансовый план предприятия, а также иные индивидуальные финансово-правовые акты министерства, другого отраслевого органа государственного управления. При этом права и обязанности предприятия в области финансов свя-заны с осуществляемой им производственно-хозяйственной де-

Имущество государственных и муниципальных предприятий находится соответственно в государственной или муниципальной собственности. Эти предприятия действуют в форме унитарных, т. е. имущество их является неделимым, не распределяется по вкладам и паям. Причем в форме унитарных могут быть образованы только государственные и муниципальные предприятия. Обобщенно правовой статус этих предприятий, включая сферу финансовых отношений, определен Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

государственных и муниципальных унитарных предприятий законодательство выделяет предприятия, основанные на праве: 1) хозяйственного ведения и 2) оперативного управления,, именуемые казенными предприятиями.

Унитарные государственные и муниципальные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, создаются по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, который утверждает и его устав. Данное предприятие несет ответственность по своим обязательствам, но не отвечает по обязательствам собственника (государства и муниципальных образований). Учреждение казенных предприятий обусловлено разными государственными задачами. Это могут быть промышленные, сельскохозяйственные и др. предприятия. Так, Указом Президента РФ от 18 июля 1998 г. предписано учредить на праве управления федеральное государственное унитарное предприятие «Росстрой пром».

Федеральное казенное предприятие создается по Правительства РФ или федеральным органом исполнительной власти, которые утверждают и его устав. Аналогичный порядок установлен в отношении региональных и муниципальных казенных предприятий. Такие предприятия работают в более жестком правовом режиме, что относится и к их финансовой деятельности. В частности, они могут получать кредиты только при наличии гарантий упомянутых органов власти, без согласия которых не вправе отчуждать закрепленное за предприятияминедвижимое имущество. В уставах казенных предприятий закрепляются, помимо видов обязательной деятельности, которых они созданы, также и виды их самостоятельной деятельности, порядок распределения прибыли, обязанность использовать федеральные денежные средства по целевому назначению. По обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества государство несет субсидиарную ответственность (п. 5 ст. 115 ГК РФ). В отличие от других унитарных предприятий, в казенном предприятии уставный фонд не

В отношении государственных унитарных предприняты меры по усилению контроля за их деятельностью, включая финансовую, предписано обязательное проведение ежегодных аудиторских проверок и соответствующего положения в устав Собственник имущества унитарных предприятий всех видов согласно Закону об этих предприятиях принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг (ст. 20).

В связи с функционированием финансов государственных и муниципальных предприятий возникают экономические (денежные) отношения, в которых участвуют предприятия, их вышестоящие органы управления, органы создаваемых предприятиями на добровольной основе межотраслевых государственных объединений, финансовые и налоговые государственные орга Они различны своему содержанию, основаниям, кругу субъектов, в связи с чем регулируются разными отраслями права, значительную часть их регулирует финансовое право. Соответствующие финансово-правовые нормы содержатся в ряде финансово-правовых институтов, в частности, институтах налогового права, государственных и муниципальных расходов и др.

Вместе с тем определенную совокупность представляют нормы, закрепляющие организацию финансов государственных и муниципальных предприятий в целом. К ним относятся финансово-правовые нормы, определяющие виды денежных фондов предприятий, отраслевых органов государственного и муниципального управления, источники их образования, порядок планирования и целевое назначение, права и обязанности предприятий, органов государственного управления по планированию, образованию и использованию денежных фондов, распределению накоплений. Совокупность таких норм характеризует правовой режим финансов государственных и муниципальных предприятий как особое подразделение (институт) финансового права.

При осуществлении прав и обязанностей, предусмотренных данными финансово-правовыми нормами, государственные и муниципальные предприятия вступают в правоотношения с соответствующими органами исполнительной власти, финансовыми и налоговыми органами, органами государственных межотраслевых объединений. Основанием возникновения этих отношений обычно является финансовый план предприятия, а также иные индивидуальные финансово-правовые акты министерства, другого отраслевого органа государственного управления. При этом права и обязанности предприятия в области финансов связаны с осуществляемой им производственно-хозяйственной деятельностью, а органа государственного управления — с организацией и руководством этой деятельностью.

Для активной финансовой деятельности и эффективного использования финансов важно обеспечить четкое правовое регулирование и закрепление компетенции в этой области как низовых, так и руководящих звеньев отрасли экономики.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: