Демократический централизм это принцип правового государства

Обновлено: 28.04.2024

Важнейшим принципом социального управления, определяющим содержание, формы и методы деятельности всех управленческих органов, руководителей и исполнителей на всех уровнях системы управления, является принцип демократического централизма. Сущность принципа демократического централизма состоит в сочетании, нерасторжимом единстве демократизма, т.е. полновластия трудящихся, их инициативы, выборности руководящих органов управления, их подотчетности народу с централизмом, т.е. управлением из центра, приоритетом интересов большинства, единоначалием, строгой дисциплиной. Демократический централизм не имеет ничего общего, как отмечал Ленин, с бюрократизмом и с шаблонизацией.

A. Принцип демократического централизма объективно обусловлен исторической, социально-экономической и идейно-политической природой общества. Экономической основой его функционирования, как отмечал В. И. Ленин, является машинная индустрия – материальный, производственный источник и фундамент социализма, который требует безусловного действия данного принципа .

B. Однако централизм, эффективное решение экономических задач, подчеркивал В. И. Ленин, невозможны без определяющего участия трудящихся в управлении производством – в разработке, принятии и осуществлении социально-экономических решений. Трудящиеся . на себе будут чувствовать последствия каждой ошибки, сами будут видеть, что перед ними стоят неотложные задачи. поднятия производительности труда. на опыте видят, что власть в их руках, что никто им не поможет, если они не помогут себе сами, – вот та новая психология, которая в рабочем классе создается, вот та новая задача колоссальной исторической важности, которая стоит перед пролетариатом.

C. Оптимальность в реализации принципа демократического централизма достигается тогда, когда централизация в управлении не абсолютизируется, не подменяется командно-административной системой, а осуществляется на широкой самоуправленческой основе, с привлечением к управлению всех трудящихся, когда на деле проявляется народовластие.

D. Демократизм является решающей стороной во взаимодействии с централизмом, где учет всей совокупности конкретных, местных условий составляет, по словам, основу разумной работы, развертывания инициативы масс, всестороннего использования их опыта. Не раз отмечал, что невозможна победа социализма без осуществления полной социалистической демократии.

E. Общественная практика показывает, что вседозволенность выливается в неформальное насилие, разгул группового эгоизма, при которых исчезает возможность выявить, учесть и реализовать многообразие интересов социальных групп и общностей. А достижение этой цели – суть принципа демократического централизма.

Централизм, но нашему убеждению, не противостоит демократии, а дополняет ее. Точнее, они взаимодополняют друг друга. Демократический централизм предполагает самое широкое и свободное обсуждение вопросов на стадии выработки решений. Принятое после широкой дискуссии большинством и в интересах большинства решение безусловно должно выполняться. Нарушение воли большинства есть нарушение демократии. Это относится и к государственным планам развития народного хозяйства, и к другим законам.

Принцип демократического централизма скрепляет систему Советов снизу доверху.

«Какая тенденция преобладает в СССР — централизация власти или, напротив, ее децентрализация?»

— А почему эти тенденции нужно противопоставлять друг другу? Советская политическая система имеет такую организационную структуру, в которой постоянно происходит как бы два встречных движения. С одной стороны, совершенствование централизованного руководства жизнью общества, с другой — расширение компетенции и инициативы низовых органов власти при растущем участии в политической жизни страны широких трудящихся масс.

Интересы социалистического государства, главная цель которого — рост благосостояния народа, требуют концентрации сил и ресурсов для наиболее эффективного их использования. С ростом масштабов хозяйственного и культурного строительства повышается и роль централизованного управления. В сфере управления экономикой централизация необходима для выполнения важнейших общегосударственных программ, для более правильного сочетания интересов отраслевого и территориального развития, перспективного и текущего планирования.

По централизации — лишь одна сторона дела. В Отчетном докладе ЦК КПСС XXV съезду партии говорилось: «. очень важное, звено в улучшении руководства экономикой — это совершенствование организационной структуры и методов управления. Нам предстоит одновременно укрепить оба начала демократического централизма. С одной стороны, следует развивать централизм, ставя тем самым преграду ведомственным и местническим тенденциям. С другой же — надо развивать демократические начала, инициативу мест, разгружать верхние эшелоны руководства от мелких дел, обеспечивать оперативность и гибкость в принятии решений».

Особенно наглядно развитие демократических начал видно на примере работы органов власти на местах. В последние годы были значительно расширены права местных Советов. В их ведение переданы все предприятия, учреждения и организации, обслуживающие местное население, а также весь государственный жилищный фонд. Они участвуют в планировании и координации деятельности заводов и фабрик, расположенных на их территории.

Другой пример — большая и разносторонняя работа профсоюзов. Практически ни один важный вопрос, касающийся планов, зарплаты, норм выработки, распределения доходов, не решается без их участия. Еще один важный канал участия граждан в управлении делами общества — различные общественные организации. Вместе с профсоюзами, насчитывающими более 113 миллионов человек, они охватывают почти все взрослое население страны.


Демократический централизм — принцип организационного строения, деятельности и руководства марксистско-ленинских партий, а также социалистического государства, управления социалистической экономикой, который состоит в сочетании демократизма (то есть полновластия трудящихся, выборности их руководящих органов и их подотчетности массам) и централизации (то есть руководства из одного центра, подчинения меньшинства большинству, дисциплины, подчинения частных интересов интересам общим ради достижения поставленной цели).

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Демократический централизм — форма государственного устройства (наряду с федерализмом, автономией и бюрократическим централизмом), основанная на обязательности решения вышестоящих органов для нижестоящих при выборности всех органов и подотчётности их нижестоящим. При демократическом централизме все постановления парламента обязательны для всех местных советов, при этом сами местные советы избираются населением; также постановления кабинета министров обязательны для местных администраций, при этом местные администрации избираются местными советами и подотчётны как местным советам, так и кабинету министров или вышестоящей местной администрации. Примерами демократического централизма являются Италия (с 1947 года), Польша, Норвегия, Португалия, ДВР, а также декларируется в КНДР, КНР, СРВ, ЛНДР, декларировался в ГДР, Чехословакии, Югославии, Болгарии, СРР, СССР. Является антагонистом бюрократического централизма при котором местные администрации назначаются главой государства, а местные советы могут на ряде уровней либо отсутствовать либо являться консультативным органом. Также в отличие от федерации в демократическо-централистском государстве существует только одна конституция, единые законы, гражданство и судебная система.

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова похристосоваться (глагол), похристосовался:


Демократический централизм — форма государственного устройства (наряду с федерализмом, автономией и бюрократическим централизмом), основанная на обязательности решения вышестоящих органов для нижестоящих при выборности всех органов и подотчётности их нижестоящим. При демократическом централизме все постановления парламента обязательны для всех местных советов, при этом сами местные советы избираются населением; также постановления кабинета министров обязательны для местных администраций, при этом местные администрации избираются местными советами и подотчётны как местным советам, так и кабинету министров или вышестоящей местной администрации. Примерами демократического централизма являются Италия (с 1947 года), Польша, Норвегия, Португалия, ДВР, а также декларируется в КНДР, КНР, СРВ, ЛНДР, декларировался в ГДР, Чехословакии, Югославии, Болгарии, СРР, СССР. Является антагонистом бюрократического централизма при котором местные администрации назначаются главой государства, а местные советы могут на ряде уровней либо отсутствовать либо являться консультативным органом. Также в отличие от федерации в демократическо-централистском государстве существует только одна конституция, единые законы, гражданство и судебная система. (Википедия)

Значение слова «принцип»

ПРИ́НЦИП , -а, м. 1. Основное, исходное положение какой-л. теории, учения, науки и т. п. (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «демократический»

ДЕМОКРАТИ́ЧЕСКИЙ , -ая, -ое. 1. Основанный на принципах демократии, осуществляющий демократию. Демократический строй. Демократическая республика. Демократическое законодательство. Демократические преобразования. (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «централизм»

ЦЕНТРАЛИ́ЗМ , -а, м. Система, управления или организации, при которой местные органы подчинены центральной власти, центру. (Малый академический словарь, МАС)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова нашлёпанный (прилагательное):

Ассоциации к слову «принцип»

Ассоциации к слову «демократический»

Синонимы к словосочетанию «принцип демократического централизма»

Предложения со словосочетанием «принцип демократического централизма»

  • Руководствуясь принципом демократического централизма, даю слово скептикам.

Сочетаемость слова «принцип»

Сочетаемость слова «демократический»

Сочетаемость слова «централизм»

Афоризмы русских писателей со словом «принцип»

  • Никакой высокий принцип не может оправдать подлости и предательства, да и всякое предательство — это волосатая гусеница маленькой зависти, какими бы принципами оно ни прикрывалось.

Дополнительно

Значение словосочетания «демократический централизм»

Демократический централизм — форма государственного устройства (наряду с федерализмом, автономией и бюрократическим централизмом), основанная на обязательности решения вышестоящих органов для нижестоящих при выборности всех органов и подотчётности их нижестоящим. При демократическом централизме все постановления парламента обязательны для всех местных советов, при этом сами местные советы избираются населением; также постановления кабинета министров обязательны для местных администраций, при этом местные администрации избираются местными советами и подотчётны как местным советам, так и кабинету министров или вышестоящей местной администрации. Примерами демократического централизма являются Италия (с 1947 года), Польша, Норвегия, Португалия, ДВР, а также декларируется в КНДР, КНР, СРВ, ЛНДР, декларировался в ГДР, Чехословакии, Югославии, Болгарии, СРР, СССР. Является антагонистом бюрократического централизма при котором местные администрации назначаются главой государства, а местные советы могут на ряде уровней либо отсутствовать либо являться консультативным органом. Также в отличие от федерации в демократическо-централистском государстве существует только одна конституция, единые законы, гражданство и судебная система.

Значение слова «принцип»

ПРИ́НЦИП , -а, м. 1. Основное, исходное положение какой-л. теории, учения, науки и т. п.

Значение слова «демократический»

ДЕМОКРАТИ́ЧЕСКИЙ , -ая, -ое. 1. Основанный на принципах демократии, осуществляющий демократию. Демократический строй. Демократическая республика. Демократическое законодательство. Демократические преобразования.

Значение слова «централизм»

ЦЕНТРАЛИ́ЗМ , -а, м. Система, управления или организации, при которой местные органы подчинены центральной власти, центру.

Предложения со словосочетанием «принцип демократического централизма»

Руководствуясь принципом демократического централизма, даю слово скептикам.

Рассмотрим основные принципы менеджмента, к которым относятся принцип демократического централизма, принцип планомерности, принцип морального и материального стимулирования и др.

Принцип демократического централизма в управлении социалистическим обществом является фундаментом для построения государства и идеологической базой коммунистической партии. Об этом прямо говорилось в Конституции СССР. Рассмотрим далее подробнее, что предполагает принцип демократического централизма.


Общие сведения

Историки по-разному оценивают сущность принципа демократического централизма. Как принцип партийности он, несомненно, имел важнейшее значение для развития всего советского общества. На нем строилась государственная система, хозяйственная деятельность всей страны.

Ключевые элементы

В первую очередь ученые выделяют следующие три принципа демократического централизма:

  • Полновластие трудящихся.
  • Выборность руководящих структур.
  • Подотчетность органов народным массам.

Эти элементы составляют демократическое звено централизма. Вместе с тем государственная система была устроена так, что руководство страны осуществлялось из одного центра. В этой связи следует согласиться с экспертами, выделяющими четыре принципа демократического централизма: к трем, приведенным выше, присоединяется подчинение меньшинства большинству.

Таким образом, сочеталось единое руководство с инициативностью и ответственность каждого госоргана и должностного лица за дело, порученное ему.

История формирования

Основы принципа демократического централизма деятельности государственных органов были разработаны Энгельсом и Марксом. В то время рабочему движению необходимо было объединить свои силы в борьбе с капиталистическим строем.

В революционную эпоху принцип демократического централизма был развит Лениным. В своих трудах он сформулировал организационные основы новой пролетарской партии:

  • Членство допускалось на основе признания программы и обязательного вхождения в любую из ее организаций. Впоследствии активно продвигались принципы демократического централизма в комсомоле, пионерской структуре.
  • Строгая дисциплина, обязательная для каждого члена партии.
  • Четкое исполнение решений.
  • Подчиненность меньшинства большинству.
  • Выборность, отчетность органов партии.
  • Развитие инициативности и активности масс.


Реализация принципа демократического централизма

На практике его воплотила в жизнь партия большевиков. Принцип был узаконен Первой большевистской конференцией в 1905 г. В следующем, 1906 году, на Четвертом съезде РСДРП было принято положение о том, что все партийные организации должны строиться на демократическом централизме. Принцип был признан определяющим в 1919 году на Восьмой конференции РКП(б).

После Октябрьской революции компартия стала правящей. Ее лидеры начали распространять принцип демократического централизма на государственное строительство.

Оппозиция

Активно выступали против демократического централизма троцкисты, "левые", "децисты" и прочие антисоветские группировки. Они стремились сформировать фракционную структуру в партии, подорвать ее единство.

На Х Съезде РКП(б) было принято решение об осуждении всякой раздробленности. По предложению Ленина была утверждена резолюция "О единстве партии".

Определение

Принцип демократического централизма наиболее полно был охарактеризован в Уставе, принятом XVII Съездом в 1934 г. С философской точки зрения определил его Мао Цзэдун. Применительно к Китаю он говорил, что значение имеет не форма построения власти, а критерии выбора, которыми руководствуется определенный социальный слой при создании государственных институтов, деятельность которых направлена на защиту от внешних воздействий.


Мао Цзэдун, учитывая реалии своего времени, предлагал сформировать структуру, состоявшую из Всекитайского, районных, провинциальных, уездных собраний. При этом органы госвласти должны выбираться на всех уровнях. Вместе с тем должна функционировать избирательная система, которая основывается на равных, всеобщих выборах, вне зависимости от религии и пола, без образовательного и имущественного ценза и пр. Только в этом случае могут быть учтены интересы всех революционных классов. Такая система позволит народу выражать свою волю, руководить борьбой против врагов, а государственное устройство в целом будет соответствовать духу демократии.

Предпосылки

Необходимость формирования партии по принципу демократического централизма обуславливается той решающей ролью, которую выполняют трудящиеся в историческом развитии человечества. Такая организация структуры позволяет учитывать мнения, волю, интересы всех граждан: как партийных, так и беспартийных. При демократическом централизме каждый получает возможность участвовать в реализации целей и программы партии.

Необходимость внедрения демократического централизма связана также с классовым характером самого общества. Как говорил Ленин, у пролетариата в капиталистических условиях единственным оружием в борьбе за власть является организация.

В социалистическом обществе коммунистическая партия является руководителем масштабных социально-экономических реформ. Соответственно, повышенные требования к ее организованности обуславливаются ролью народа, необходимостью претворять в жизнь социалистические идеалы, единую культурную политику, внешнеполитическую линию.


Экономическая сфера

Особое значение реализация принципа имеет в области народного хозяйства. Он охватывает производство, обмен, распределение, потребление благ.

Демократическая суть управления народнохозяйственным комплексом при социализме предопределяется отношениями собственности, базируется на тесной связи, соответствии интересов ниже- и вышестоящих звеньев. В итоге взаимодействие осуществляется на основе сотрудничества и взаимопомощи.

Особенности управления

Наличие социалистической собственности определяет необходимость и возможность централизовать ключевые функции администрирования в сфере народного хозяйства. Вместе с тем предполагается и самостоятельность отдельных элементов системы (предприятий и пр.).

Решение локальных задач, выработка методов и форм реализации директив вышестоящих органов остаются нецентрализованными.

В социалистических условиях интересы коллективов, групп, индивидов совпадают со стремлениями всего общества. Вместе с тем объективно существует разнообразие условий ведения хозяйственной деятельности, достижения согласованных, единых, централизованно установленных целей. Из этого вытекает необходимость в разнообразии хозяйственных решений, способов достижения установок в пределах одного народно-хозяйственного плана.


Ключевые вопросы

Централизация охватывает следующие направления экономической жизни общества:

  • Формирование структуры народно-хозяйственного комплекса и пропорций.
  • Определение темпов и направлений развития экономики.
  • Координация и увязка локальных планов.
  • Реализация единой госполитики в сфере технического прогресса, капвложений, финансов, цен, оплаты труда, размещения производства.
  • Выработка системы норм экономического поведения для каждого звена народно-хозяйственного комплекса.

За счет этого обеспечивается ключевая роль централизованного управления, реальное подчинение обособленных элементов структуры интересам развития всего общественного производства. В результате хозяйственная самостоятельность формируется в рамках ограничений.


Негативные факторы

Ленин писал о том, что отход от основных идей демократического централизма приведет к его анархо-синдикалистской трансформации. В своих трудах лидер большевиков указывал на необходимость ясного представления степени отличия их от бюрократического направления с одной стороны и анархизма – с другой.

Бюрократический централизм, по мнению Ленина, опасен тем, что существенно сковывает инициативу народных масс, создает препятствия для полного выявления и эффективного использования резервов экономического развития. Борьба с такими трансформациями является одной из ключевых проблем совершенствования административной системы в социалистическом обществе. При этом не меньшую опасность представляет, по мнению Ленина, анархо-синдикализм. При его развитии подрываются основы централизма, создаются препятствия для эффективного использования его преимуществ. Анархо-синдикализм влечет разрозненность действий.


Демократический централизм, считал Ленин, не только не исключает, но и предполагает абсолютную свободу территорий, общин в вопросах выработки форм общественной, государственно, экономической жизни.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: