Предмет теории государства и права это синергия

Обновлено: 25.04.2024

2. Какой из перечисленных методов применяется для анализа сходства, различия и классификации правовых систем?

  • 1. статистический
  • 2. метод сравнительного правоведения
  • 3. формально-юридический
  • 1. криминалистика
  • 2. конституционное право
  • 3. история политических и правовых учений
  • 4. административное право
  • 5. судебная медицина
  • 6. философия права
  • 7. уголовное право
  • 8. криминология
  • 1. гуманитарными
  • 2. юридическими
  • 3. естественными
  • 1. эвристическую, онтологическую
  • 2. гносеологическую, методологическую
  • 3. идеологическую

6. Каковы основные признаки государства, отличающие его от социальной организации первобытного общества?

  • 1. транспорт, единый государственный язык, единая энергетическая сиситема
  • 2. территориальная организация населения, публичная влать, государственный суверенитет
  • 3. правоохранительные органы, армия, налоги, право
  • 1. в рабовладельческом
  • 2. в буржуазном
  • 3. в первобытном
  • 1. Ф. Аквинский
  • 2. Гроций
  • 3. Дюринг
  • 4. Руссо
  • 5. Ж. Маритен
  • 6. Гумплович
  • 7. Каутский
  • 8. Монтескье.
  • 1. Ф. Аквинский
  • 2. Гроций
  • 3. Дюринг
  • 4. Руссо
  • 5. Ж. Маритен
  • 6. Гумплович
  • 7. Каутский
  • 8. Монтескье.

10. Какие из перечисленных авторов являются сторонниками "психологической теории" происхождения государства и права?

  • 1. Аристотель
  • 2. Гроций
  • 3. Фильмер
  • 4. Руссо
  • 5. Петражицкий
  • 6. Радищев
  • 7. Фрезэр
  • 8. Михайловский;
  • 9. Тард.
  • 1. Форма правления
  • 2. Форма правления и политический (государственный) режим
  • 3. Форма правления, форма государственного устройства, политический (государственный) режим и политическая динамика
  • 1. форма правления
  • 2. форма государственного устройства
  • 3. политическая динамика

13. Какое понятие отражает данное определение: "основные направления деятельности государства внутри страны и на международной арене"?

  • 1. задачи государства
  • 2. форма государственного устройства
  • 3. функции государства
  • 1. основные и неосновные
  • 2. внутренние и внешние
  • 3. постоянные и временные

15. К каому понятию относится следующее определение: "самостоятельная, обособленная часть государственного аппарата, созданная для осуществления определенной функции и наделенная соответствующей компетенцией?"

  • 1. механизм государства
  • 2. государственный орган
  • 3. государственное предприятие
  • 1. регулятивная
  • 2. воспитательная
  • 3. охранительная
  • 1. правоприменение
  • 2. запрет
  • 3. правопорядок
  • 4. дозволение
  • 5. позитивное обязывание

18. К какому понятию относится следующее определение: "общеобязательные правила поведения людей в их взаимоотношениях между собой, сложившиеся в процессе исторического развития общества?"

  • 1. социально-технические нормы
  • 2. технические нормы
  • 3. социальные нормы

19. Для какого социального регулятора характерны следующие признаки: общеобязательность, формальная определенность, предоставительно-обязывающий характер, охраняемое государством правило поведения?

  • 1. для корпоративных норм
  • 2. для норм права
  • 3. для всех социальных норм
  • 1. диспозиция;
  • 2. предположение
  • 3. гипотеза

21. Какие из способов изложения норм в статьях нормативно-правовых актов отмечаются в юридической литературе?

  • 1. диспозитивный
  • 2. бланкетный
  • 3. ссылочный
  • 4. прямой
  • 1. общая норма
  • 2. специальная норма
  • 3. та, которая издана позже
  • 1. Указ Президента
  • 2. закон
  • 3. постановление правительства
  • 1. Указ Президента о награждении Петрова И.И.
  • 2. Приговор суда
  • 3. Постановление Главы администрации Краснодарского края
  • 1. объективное право
  • 2. субъективное прво
  • 3. моральное право
  • 1. способность нести юридическую ответственность
  • 2. способность иметь права и обязанности
  • 3. способность своими действиями осуществлять принадлежащие права и нести юридические обязанности
  • 1. у физических лиц
  • 2. у юридических лиц
  • 3. у государства
  • 1. правомерные и неправомерные
  • 2. события и действия
  • 3. преступления и проступки
  • 1. установление фактических обстоятельств дела
  • 2. правотворческая инициатива
  • 3. обсуждение
  • 4. принятие
  • 5. опубликование нормативно-правового акта
  • 1. правоприменение
  • 2. соблюдение, исполнение
  • 3. использование
  • 1. буквальное, ограничительное, распространительное
  • 2. нормативное и индивидуальное
  • 3. доктринальное и обыденное
  • 1. объект, субъект
  • 2. причина, мотив, цель
  • 3. объективная и субъективная сторона
  • 1. конформистское
  • 2. маргинальное
  • 3. добровольное

Gee Test

Система подготовки к тестам и средство для проверки своих знаний. Инструмент для тестирования студентов и школьников.

1. К признакам права не относится:

+ независимость от государственной власти и отсутствие системности;

– общеобязательный характер и нормативность;

– формальная определенность и волевой характер.

2. Обычай становится правовым в результате его:

+ признания государством, отражения в праве и наделения его юридической силой;

– регулярного соблюдения той или иной группой населения;

– соответствия нормам общепринятого поведения.

3. Монархия отличается от республики:

+ способом передачи власти, сроком правления главы государства, характером волеизъявления населения;

– наименованием главы государств, наличием или отсутствием парламента, набором прав и обязанностей граждан;

– способами получения гражданства, территориальным устройством, политическим режимом.

4. Государство – это:

+ организация суверенной политической власти, ведающая делами всего общества;

– определенная территория, на которой проживает конкретная национальность;

– деятельность правительства, парламента и судей.

5. Какой теории происхождения государства принадлежит утверждение о том, что государство – это аппарат принуждения, созданный в целях управления завоеванными племенами и их территориями?

6. Основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач – это:

7. В каких правовых формах происходит реализация функций государства?

+ Правотворческой, правоприменительной, правоохранительной.

– Регламентирующей, идеологической, хозяйственной;

– Убеждения, принуждения, рекомендации, поощрения.

8. Система методов, средств и способов реализации государственной власти называется:

– формой государственного устройства;

9. Согласно нормативистской теории:

+ право – это своеобразная пирамида, на вершине которой находится основная норма, и каждая низшая норма берет свою законность у норм большей юридической силы;

– право – продукт истории, постепенное и стихийное преобразование обычаев в более формально выраженные правила поведения;

– право – оформленная в виде закона воля господствующей верхушки общества.

10. В какой правовой системе основным источником права является судебный прецедент?

11. Предусмотренная в законе мера должного, общественно необходимого поведения – это:

– мера государственного принуждения.

12. Какое утверждение неверно?

+ У права и морали одна и та же сфера действия.

– Общественные отношение – объект регулирования как права, так и морали;

– Право и мораль формируют у человека необходимый уровень правосознания и культуры.

13. Что представляет собой версия?

+ Это одно из нескольких имеющихся предположений по поводу фактов или обстоятельств определенного дела;

– Это самоочевидная истина, которой не требуются доказательства;

– Это содержащееся в правовой норме предположение о наличии или отсутствии конкретного юридического факта.

14. Правосознание следователя – это форма:

15. Правовое обучение относится к формам:

16. Норма права – это:

+ общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное или санкционированное государством и обеспечиваемое мерами государственного принуждения в целях регулирования общественных отношений;

– распространяющееся на определенную группу людей правило, закрепленное в законе как общеобязательное и действующее на конкретной территории;

– общепринятый акт поведения, который выразился в законе и попадает под его охрану.

17. Как называется элемент структуры правовой нормы, который определяет алгоритм поведения субъекта?

18. Премия за хорошо выполненную работу – это пример:

– абсолютно определенной гипотезы.

19. В чем заключается бланкетный способ изложения правовой нормы в статье нормативно-правового акта?

+ Статья отсылает к определенной группе других нормативно-правовых актов;

– Статья отсылает к другой статье этого же нормативного акта;

– Вся норма права содержится в данной статье нормативного акта.

20. Норма права, которая содержит властное предписание, называется:

21. Общезначимый результат профессиональной научной деятельности, способ выражения позиции ученых по правовым вопросам – это:

22. Какой из указанных принципов права является межотраслевым?

– принцип охраны труда;

– равенство перед законом.

23. Принятие подзаконных нормативно-правовых актов более характерно для:

+ органов исполнительной власти;

24. Какие общественные отношения входят в объект регулирования межотраслевых институтов?

+ которые регулируются несколькими отраслями права одновременно;

– которые регулируются одной отраслью права;

– которые регулируются сразу несколькими институтами.

25. Право социального обеспечения является:

+ специальной отраслью права;

– базовой отраслью права;

– комплексной отраслью права.

26. Совокупность нормативно-правовых актов, которые объективно выражают содержательные и структурные характеристики права – это:

27. Ориентация на удовлетворение общественных интересов, императивность норм и одностороннее волеизъявление субъектов более характерны для:

28. Рецепция – это:

+ заимствование одним государством в одностороннем порядке крупных законодательных массивов у другого государства;

– целенаправленное сближение правовых систем или отдельных отраслей, устранение между ними противоречий;

– введение в правовые системы государств единообразных норм.

29. Что не является признаком правотворческой деятельности?

+ упрощенный порядок принятия нормативно-правовых актов;

– монопольный характер со стороны государства;

30. Пассивное соблюдение норм права по принципу «как все» - это:

31. Системность права означает:

+ его внутреннюю упорядоченность, слаженность и организованность;

- что нормы права применяются регулярно, то есть систематически;

- то, что право – часть системы общественных норм.

32. Марксистская теория связывает происхождение права с:

+ социально-экономическими причинами: право становится инструментом в руках господствующего класса для регулирования отношений с эксплуатируемым сословием;

- стихийным стечением обстоятельств: право появляется как воплощение духа народа и развивается постепенно;

- божьей волей, выраженной в Библии, от которой производны все остальные законы.

33. Принципы государственного управления представляют собой:

+ основные начала, научно-обоснованные и закрепленные в законе положения, которые предопределяют строение и характер государственного управления;

- способы и методы, которые использует государственная власть в своей управленческой деятельности;

- характерные черты, присущие государственному управлению как специфическому общественному явлению.

34. Структура государственного управления – это:

+ организованная совокупность органов власти, которые действуют от имени и в интересах государства в пределах своей компетенции и полномочий;

- разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

- внутренняя организация исполнительных органов власти в государстве.

35.Тест. Структура системы государственного управления – это:

+ совокупность тех связей, которые существуют внутри системы государственного управления и делают ее единым целым;

- направления деятельности, в которых функционирует государственное управление как единая система связей;

- совокупность норм и правил, которые регламентируют государственное управление.

36. Методы государственного управления характеризуются тем, что:

+ выражают воздействие субъекта государственного управления на его объект;

- не нуждаются в правовой регламентации;

- адресованы абстрактному объекту управления.

Тест - 37. Силой государства обеспечиваются нормы:

38. Предметом теории государства и права являются:

+ закономерности появления, укрепления, функционирования и развития права и государства, а также связанных с ними явлений;

- смена типов и форм государства и права в их историческом и сравнительном аспекте;

- общественные отношения, возникающие по поводу реализации государственными органами своих полномочий с использованием правовых методов.

39. Право возникает одновременно с появлением:

40.Тест. Что из перечисленного не является элементом структуры государственной власти?

+ Последствия воздействия государственной власти на объект управления;

- Содержание властной деятельности;

41. Если внутри государства нет каких-либо относительно обособленных государственных образований, оно является:

42. Демократия – это разновидность:

- форм государственного устройства;

- форм государственного правления.

43. Способность права воздействовать на сознание и волю человека – это:

+ воспитательная функция права;

- охранительная функция права;

- культурно-историческая функция права.

44. Религиозные нормы представляют собой:

+ вид социальных норм и правил, которые установлены определенными религиозными конфессиями и имеют обязательный характер для приверженцев данной религии;

- правила поведения, которые в виду своего регулярного и длительного применения прочно вошли в привычку;

- совокупность поведенческих актов, основанных на представлении о добре, зле, справедливости и долге.


Оглавление

  • Тема 1. Предмет и методология теории государства и права
  • Тема 2. Происхождение государства и права
  • Тема 3. Понятие, признаки и сущность государства
  • Тема 4. Государство и общество[9]

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Тема 1. Предмет и методология теории государства и права

1.1. Место теории государства и права в системе наук. Предмет теории государства и права

Теория государства и права относится к юридическим наукам, входящим в группу общественных, гуманитарных наук, в систему которых входят философия, социология, политология и др. Объектом ее изучения являются такие важные и многосложные компоненты общества, как государство и право, государственно-правовые явления социальной жизни. Однако они становятся объектом изучения не только теории государства и права, но и других юридических дисциплин, всей юридической науки (правоведения, юриспруденции) в целом как науки о государстве и праве. Это представляет собой общее правило для всех отраслей юридической науки. В то же время различные самостоятельные юридические науки, в том числе и теория государства и права, отличаются друг от друга предметом, обусловливающим их содержание, назначение, специфику подхода к изучению одного и того же объекта. Каждая наука имеет свой предмет исследования или изучения, под которым понимается познаваемая ею сторона объективной действительности.

Поэтому рассмотрение вопроса о предмете теории государства и права неразрывно связано с выяснением ее характерных черт, особенностей и места в системе юриспруденции. Теория государства и права занимает важное место в системе правоведения. Эта наука представляет собой систему объективных, обобщенных теоретико-методологических знаний о государственно-политической и правовой деятельности. Центральное место в ней занимает обобщение о государстве и праве, их сущности, закономерностях и перспективах развития. Совместное изучение этих правовых явлений обусловлено их тесной взаимосвязью и взаимообусловленностью. Теория государства и права по отношению к отраслевым юридическим наукам выступает как общая теоретическая и методологическая основа для юридической науки в целом. Именно этим определяется ведущая, методологическая роль общей теории государства и права по отношению к историко-правовым, специально-отраслевым и другим юридическим наукам, ее приоритетное место в юриспруденции как теоретической основы всей правовой науки. Теория государства и права представляет собой фундаментальную отрасль правоведения. С другой стороны, она может успешно развиваться, лишь опираясь на конкретный материал историко-правовых, специально-отраслевых и других частных или структурных юридических наук, используя и обобщая их данные и выводы по общезначимым для юриспруденции вопросам.

В свою очередь, теория государства и права строит выводы и заключения на основе анализа и обобщения многочисленных конкретных фактов, событий, правовых памятников, процессов, отражающих государственно-правовое развитие различных стран и народов с глубокой древности до новейшего времени и составляющих предмет истории государства и права. Тесно соприкасается теория государства и права с международным правом и другими науками о государстве и праве: она связана с историей, изучающей прошлое человечества во всей его конкретике и многообразии. Тесно связана теория государства и права и с диалектико-материалистической философией — наукой о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, особенно историческим материализмом, представляющим собой использование законов и приемов материалистической диалектики при философском осмыслении общества. Особенно тесно соприкасается теория государства и права с политологией, изучающей политику и политические системы современного мира. Основываясь на политологических данных о политической системе общества, теория государства и права рассматривает ее с точки зрения места и роли в ней государства, характерных черт и особенностей, отличающих его от партий, общественных организаций и других звеньев политической системы. В свою очередь, политология использует положения и выводы теории государства и права по вопросам понимания политической власти и государства, функций и механизма государства, форм государственного правления и национально-государственного устройства, политического режима, законности и правопорядка и т. д. [1]

Неразрывная связь существует также между теорией государства и права и экономической наукой. Опираясь на ее положения и выводы, касающиеся производственных отношений и экономических законов и регулирующие развитие исторически сменяющих друг друга социально-экономических формаций, теория государства и права исходит из предпосылки, что государство и право — важные неотъемлемые части надстройки над экономическим базисом общества, рассматривает все государственно-правовые явления в органической связи с экономическими условиями жизни людей, раскрывает их активное обратное воздействие на экономику.

Предметом теории государства и права являются наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а также система основных понятий юриспруденции [2] . Таким образом, теория государства и права изучает возникновение, развитие и функционирование не конкретного государства и права, а государственности и права вообще, а также иные понятия, которые определяют юриспруденцию в целом (норма права, правоотношение, субъект права, юридический факт и т. д.). Специфика предмета теории государства и права заключается в том, что основные ее объекты — государство и право — исследуются во взаимосвязи как дополняющие друг друга социальные институты.

Можно выделить основные черты теории государства и права как науки, вытекающие из специфики ее предмета и указывающие на ее отличия от других наук, предметом исследования которых также является право и государство:

а) теория государства и права — наука теоретическая. Теория — это система знаний о внутренней природе явлений [3] ;

б) теория государства и права — наука общественная, или гуманитарная. Это наука о закономерностях поведения и деятельности людей в государственно-правовой сфере;

в) в системе правоведения теория права и государства является фундаментальной, обобщающей наукой общетеоретического и общенаучного характера и значения;

г) теория государства и права — наука юридическая, политико-правовая. Политико-правовой характер отражен в самом названии: государство относится к политическим явлениям, а право — к юридическим. Соответственно, политическая и юридическая действительность — объект изучения теории государства и права.

Следует также отметить, что от науки теории государства и права следует отличать одноименную учебную дисциплину. Учебная дисциплина базируется на науке, может иметь одно с ней название, но это разные системы, каждая из которых имеет свою цель и свое строение. Учебная дисциплина представляет собой систему определенных теоретических сведений, построенную в соответствии с конкретной учебной программой и предназначенную для подготовки специалистов определенного профиля. Учебная дисциплина ничего не изучает, поэтому не обладает такими характерными для науки атрибутами, как предмет и метод. Применительно к учебной дисциплине можно говорить лишь о специфике ее построения, методике изложения научных сведений.

1.2. Методология теории государства и права

Методология — это учение о методах. Метод науки представляет собой совокупность принципов, правил, научных приемов, применяемых для получения истинных и объективно отражающих действительность знаний. Под методами науки и учебной дисциплины понимается совокупность приемов и способов, с помощью которых постигается предмет, получаются знания.

Система методов теории государства и права включает в себя следующие методы.

1. Общенаучные методы познания.

• Диалектика — метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении. Требованиями этого метода является:

— изучение права и государства в неразрывной связи с экономикой, политикой, культурой и другими факторами, которые их обусловливают;

— изучение права и государства в развитии, конкретно-исторически;

— изучение права и государства в связи с общественной практикой.

• Анализ — расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы.

• Синтез — соединение элементов в одно целое. Восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному.

• Индукция — умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению).

• Дедукция — умозаключение от общего к частному (фактам).

• Аналогия — сходство, подобие предметов или отношений, а также познание путем их сравнения.

• Абстрагирование — отвлечение от частных признаков отдельных предметов и явлений в целях их обобщения и получения целостного знания о предметах и явлениях.

• Моделирование — построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений.

2. Специальные методы познания.

• Системный — в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; он ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в общую теоретическую картину.

• Сравнительный — позволяет выявлять с помощью сравнения общее и особенное в явлениях, этапы и тенденции их развития.

• Функциональный — позволяет проникнуть в сущность явлений посредством изучения функций конкретного общественного явления.

• Статистический — состоит в получении, обработке, анализе и публикации информации, характеризующей количественные закономерности жизни общества.

• Математический — состоит в систематизации и использовании статистических данных для научных и практических выводов.

• Конкретно-социологические — состоят в исследовании права и государства на основе фактических данных. К ним относятся:

— опрос — метод сбора первичной информации об объективных и (или) субъективных фактах со слов опрашиваемого;

— анкетирование — техническое средство конкретного социологического исследования, состоящее в составлении, распространении и изучении анкет;

— интервьюирование — способ проведения социологических опросов как целенаправленная беседа интервьюера и опрашиваемого;

— наблюдение — целенаправленное (визуальное или иное) восприятие, обусловленное определенными задачами.

3. Частнонаучные методы познания.

• Сравнительное правоведение — это изучение правовых систем различных государств путем сопоставления одноименных государственных и правовых институтов, систем права, их основных принципов и т. д.

• Правовой эксперимент — это апробация законодательных нововведений в ограниченном масштабе с целью определения их эффективности и возможности дальнейшего использования в массовом масштабе.

• Правовое прогнозирование — это изучение конкретных перспектив развития государственно-правовых явлений.

• Формально-юридический — метод исследования, при котором право изучается в «чистом» виде, вне связи с другими сферами (экономикой, политикой, государством и т. д.) [4] .

Методологическую основу теории государства и права составляют общенаучные принципы.

1. Историзм. Исторический подход требует рассмотрения государственных и правовых явлений в развитии и исторической взаимосвязи.

2. Объективность. Принцип объективности означает истинное отражение государственно-правовой действительности в научном знании.

3. Конкретность. Данный принцип требует от теории государства и права точного учета всех условий, в которых находится объект познания. Она подразумевает выделение главных, существенных свойств, связей и тенденций его развития.

4. Плюрализм. Речь идет о многоаспектности в любом исследовании, в том числе в теории государства и права. Плюрализм научного познания означает одновременно и его универсальность, поскольку при этом учитываются не только противоречивые взгляды на одно и то же государственное или правовое явление, но и неодинаковые представления об их происхождении, сущности, социальной направленности, структуре, перспективах развития [5] .

С точки зрения либертарной трактовки (академик РАН В. С. Нерсесянц) предмета и метода юридической науки (юриспруденции, общей теории права и государства), в специфике предмета юридической науки выражена и специфика ее юридического метода. Соответственно, можно говорить о единстве предмета и метода юридической науки, которое состоит в следующем: «специфическое понятийно-юридическое знание (то есть юридико-теоретическое, понятийно-правовое знание о праве и государстве) — это одновременно и предмет научно-юридического познания права и государства, и метод их юридического познания (тип, форма, результат юридического метода познания данных объектов)» [6] . Под последними имеются в виду право и государство. При этом дуализм объекта не противоречит единству предмета общей теории права и государства и выступает в качестве двух необходимых его компонентов.

Общая характеристика теории государства и права (темы 1, 2). Тесты с ответами (1 семестр)

Текущий контроль по темам 1 и 2 (ТК-1)

1.2 2 .1. Представители этой теории считают, что государство произошло от права собственности на землю:

1.1.2. Понятие «предмета» теории государства и права как науки предполагает:

1) теория государства и права изучает государственную деятельность в разных экономических формациях;

+ 2) предметом изучения государства и права являются наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права;

3) основным предметом теории государства и права являются гражданские правоотношения о правах и свободах граждан;

4) теория государства и права изучает экономику и политику страны.

1.1.3. Значение методологии в познании государства и права состоит в следующем:

+ 1) правильный выбор метода изучения науки позволяет установить научную истину;

2) методология в познании государства и права имеет второстепенное значение;

3) методика познания теории государства и права имеет большое значение в практической деятельности государства;

4) кибернетика помогает лучше понять государственно-правовые явления.

1. 2 .4. Признаки, отличающие государство от первобытного общества:

1) наличие публичной власти; наличие аппарата принуждения; разделение населения по территориальным единицам; займы и налоги, наличие системы правовых норм;

+ 2) наличие аппарата принуждения; наличие традиций и обычаев, разделение на территориальные единицы;

3) разделение населения на нации и народности; займы и налоги;

4) наличие обычаев, ритуалов, традиций.

1.1.5. Определение, наиболее точно отражающее сущность и содержание ТГП как науки:

1) это общая наука о наиболее важных закономерностях развития общества;

2) это политико-правовая наука об исторических закономерностях развития государства и права;

3) это юридическая наука о специфических закономерностях возникновения, развития и функционирования отдельных государств;

+ 4) это наука о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права.

1.1.6. Предмет «Теория государства и права» изучает:

+ 1) наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права;

2) только признаки социальной власти;

3) только процесс перерастания мононорм в обычное право;

4)только базовые отрасли, охватывающие материально-процессуальное право.

1.1.7. Общая теория государства и права выполняет следующие функции:

1) историческую и политическую;

2) социального контроля и безопасности;

3) интегрирующую и социально-экономическую;

+4) методологическую, практически-организаторскую.

1.1.8. По своему предмету теория государства и права составляет цикл:

+1) общетеоретических и исторических юридических наук;

2) отраслевых юридических наук;

3) гражданско-правовых наук;

4) прикладных юридических наук.

1. 2 .9. Соответствие между территориями и формами происхождения государства:

1 . Восток - 1. «азиатский способ производства»;

2 . Афины - 2. «чистая», классическая форма возникновения государства;

3 . Рим - 3. борьба патрициев и плебеев, завоевание обширных территорий.

1. 2 .10. Соответствие представителей и теорий происхождения государства:

1 . Ф. Аквинский - 1. теологическая;

2 . Аристотель - 2. патриархальная;

3 . Руссо - 3. договорная;

1. 2 .11. Соответствие представителей и теорий происхождения государства:

1 . Гумплович - 1. насильственного происхождения;

2 . Спенсер - 2. органическая;

3 . Фрейд - 3. психологическая;

1. 2 .12. Мононормы первобытного общества регулировали отношения:

1. 2 .13. Основа государства в соответствии с патриархальной теорией возникновения государства есть… (семья)

1. 2 .14. Государственная … условие признания судна частью территории государства. (принадлежность)

1. 2 .15. Неолитическая революция

- создание новых мононорм

+ переход к производящей экономике

- процесс переизбрания вождя

2.6.1. Форма правления является одной из составляющих:

1) формы государственного устройства;

+ 2) формы государства;

3) государственно-правового режима;

4) установления правопорядка в обществе.

2.6.2. Не входит в понятие формы государства:

1) форма государственного устройства;

+ 2) форма возникновения государства;

3) форма правления;

4) политический режим.

2.6.3. Понятие, которое удовлетворяет следующему определению: … - характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, отношения их между собой и с населением:

1) форма государственного устройства;

+ 3) форма правления;

4) функции государства.

2.5.4. Внутренние функции государства :

+ 1) функция налогообложения и сбора налогов;

2) обеспечение мира и поддержание мирового порядка;

3) оборона страны;

4) борьба с международной преступностью.

2.6.5. «Федерация» соответствует понятию:

1) формы государства;

+ 2) формы государственного устройства, представляющей собой сложное государство, части которого обладают определ ё нной юридической самостоятельностью;

3) совокупности существенных признаков, свойственных государствам с одинаковой общественно-экономической формацией;

4) формы правления.

2.3.6. Признак, по которому организуется население в государстве:

4) кровного родства.

2.3.7. Марксистская теория возникновения государства основывается на следующем положении:

1) в основу теории положено изменение религиозных и общественных нравов общества;

+ 2) государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое приводит к социальным изменениям общества, делению на классы, возникновению антагонистических противоречий;

3) государство возникает в результате завоевания одним народом другого;

4) государство возникает в силу естественных потребностей людей.

2.4.8. Государство, которое не относится к историческому типу государств (с точки зрения формационного подхода):

1) рабовладельческое государство;

+ 2) правовое государство;

3) буржуазное государство;

4) социалистическое государство.

2.3.9. Сторонником теории договорного государства является:

1) Фома Аквинский;

2.5.10. Форма, которая не относятся к формам осуществления функций государства:

2.6.11. Форма государственного устройства составляет:

+ 1) совокупность способов устройства государственной власти применительно к его территории;

2) при ё мы и способы осуществления государственной власти;

3) способы организации верховной власти в государстве;

4) форму организации и деятельности государственного аппарата.

2.6.12. Отличие дуалистической монархии от парламентской:

1) первая основана на частной собственности, вторая на общественной;

2) первая является абсолютной, вторая ограниченной;

3) первая наследственная, вторая выборная;

+ 4) в первой формально ограничена законодательная власть монарха, во второй вся власть монарха ограничена.

2.6.13. Государство по форме устройства может быть:

+ 1) унитарным, федеративным, конфедеративным;

2) демократическим, фашистским;

3) монархическим, парламентским;

4) президентским, антидемократическим.

2.6.14. Форма правления государства означает:

1) при ё мы и способы государственного руководства;

+ 2) организацию верховной государственной власти и порядок е ё образования;

3) полноту верховной власти и управления;

4) установленный порядок управления государством на определ ё нном историческом этапе развития общества.

2.5.15. Назовите одну из регулятивных функций государства:

+1) экономическая функция;

2) охрана окружающей среды;

3) защита всех форм собственности;

4) судебная защита прав и свобод человека и гражданина.

3. Текущий контроль (ТК-3)

2.7.1. Механизм государства составляют:

+ 1) государственные органы;

2) государственные учреждения;

3) государственные предприятия;

4) общественные организации.

2.7.2. Орган государства, который согласно Конституции РФ, обладает полномочиями рассмотрения законопроекта:

+ 1) Федеральное собрание;

4) Генеральный прокурор.

2.8.3. «Политическая система» общества предполагает:

1) ряд объединившихся политических партий;

2) политические партии совместно с общественными органами и организациями;

+ 3) совокупность государственных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни общества;

4) административно-территориальные образования.

2.8.4. Место государства в политической системе общества:

1) государство не входит в политическую систему общества;

+ 2) государство - это основа политической системы общества, так как ему принадлежит решающая роль в формировании политики;

3) государству в политической системе общества отводится второстепенное место после политических партий;

4) государство выполняет внутренние и внешние функции.

2.7.5. Важнейший признак государственного органа:

+ 1) формируется по воле государства и от его имени осуществляет его функции;

2) имеет конституционное (законодательное) назначение;

3) наличие бюджетного финансирования;

4) обладает самостоятельностью в реализации своих полномочий.

2.7.6. Субъект реализации законодательной власти:

+ 3) высший представительный орган государства;

4) глава местной администрации района.

2.7.7. Организации, не входящие в государственный аппарат:

+1) политические партии;

2) законодательные органы власти;

3) исполнительные органы власти;

2.7.8. Совокупность методов и способов осуществления государственной власти означает:

1) механизм правового воздействия;

2) механизм правового регулирования;

+3) государственно-правовой режим;

4) механизм государства.

2.7.9. Под государственным аппаратом понимаются:

1) только силовые министерства;

+2) исполнительно-распорядительный аппарат;

3) вся система органов государства и должностных лиц;

4) администрация Президента.

2.8.10. Центральным элементом политической системы общества являются:

3) общественные объединения;

4) политические организации.

2.7.11. Понятия «государственный аппарат» и «механизм государства» соотносятся следующим образом:

1) механизм государства и государственный аппарат - идентичные понятия;

2) механизм государства является лишь частью государственного аппарата;

3) абсолютно исключают друг друга;

+ 4) государственный аппарат является составной частью механизма государства.

2.7.12. Система органов государства и учреждений, обеспечивающих реализацию внутренних и внешних функций государства, составляет:

+1) механизм государства;

2) механизм правового регулирования;

3) форму государства;

4) политическую систему.

2.7.13. Обособленная часть государственного аппарата, в рамках своей компетенции выполняющая функции государства, привлекая в своей деятельности организационно-материальные и принудительные средства государства, называется :

1) органом местного самоуправления;

2) политической организацией;

+3) государственным органом;

4) политическим объединением.

2.7.14. Система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства, называется:

1) механизмом правового регулирования;

2) легитимностью власти;

+3) механизмом государства;

4) внутренней функцией государства.

2.7.15. По форме реализации государственной деятельности органы государства делятся на:

+1) законодательные, исполнительно-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные;

2) избираемые народом и формируемыми другими государственными органами;

3) федеральные, республиканские, местные;

4) коллегиальные и единоначальные.

Рубежный (семестровый) контроль (РК) по первой части Теории государства и права (Теория государства - темы 1-9)

2.8.1.Вид легитимации, основанный на вере в особо личные качества главы государства

2.3.2.Н Е относятся к основным признакам государства

2 . герб,флаг и гимн

5. государственная граница

+ 6. права человека

1.2.3. Установите соответствие теорий происхождения государства и их авторов

1 . М арксистская Энгельс

2 .Д оговорная Гроций

3 .П атриархальная Филмер

4 .Н асилия Дюринг

5 .И рригационная Виттфогель

2.9.4. Синоним термина «лицо с двойным гражданством» - … (бипатрид)

2.9.5. Признаки социального государства:

+2 . социально ориентированная экономика;

3 . демократизм формирования органов власти;

4 . независимое СМИ;

+5 . обеспечение достойного уровня жизни всех сло ё в населения.

2.9.6. Социальное государство - это политическая организация:

+1 . поддержки социальных программ;

+2 . осуществляющая социальные программы;

- 3 . власти большинства.

2.9.7. Право на необходимую оборону представляет собой:

- средством защиты со стороны общества;

- средства защиты личности государством;

- способ международно-правового влияния;

+ способ самозащиты личности.

2.6.8. … унитарное государство имеет в сво ё м составе хотя бы одну автономию. (Децентрализованное)

2.6.9. Виды унитарного государства :

2.6.10. Форма государственного устройства характеризует аспекты:

+1 . территориальную организацию власти

- 2 . классовое расслоение общества

- 3 . демографические характеристики государства

- 4 . порядок формирования высших органов государственной власти

2.9.11. Полномочия Президента в области регулирования правового статуса граждан

+1 . осуществляет помилование

+2 . награждает орденами и медалями

- 3 . осуществляет исполнение судебных решений

+4 . да ё т разрешение на выход из гражданства

- 5 . принимает решение об амнистии

- 6 . смягчает наказание

- 7 . назначает наказание

2.9.12. Полномочия Президента в судебной сфере

+1 . назначает генерального прокурора

- 2 . возбуждает уголовные дела против высших должностных лиц

- 3 . осуществляет материально-техническое обеспечение судебных органов

+4 . назначает членов высших судов государства

2.6.13. Характерным примером парламентарной монархии является

2.6.14. …монархия характеризуется появлением при монархе органа народного представительства с законосовещательными функциями (Дуалистическая)

2.6.15. Н Е относится к формам правления

2.4.16. Экономической основой буржуазного государства является вид собственности

2.4.17. Рабовладельческое государство - исторически … тип государственной организации. (первый)

2.4.18. Последовательность общественных формаций

2.5.19. Считает сущностью государства диктатуру экономически господствующего класса … концепция. (марксистская)

2.3.20. Важное средство пополнения государственной казны - …. (налоги)

2.7.21 … . - правления, при которой высшая государственная власть осуществляется коллегиально выборными населением органами. (Республиканская форма)

2.7.22. Полномочия, которыми не обладает президент в законодательной области:

+1 . абсолютное вето;

2 . право отлагательного вето;

3 . подписания и опубликования законов;

+ 5. возбуждение уголовного дела в конституционном суде.

2.5.23. Вид суверенитета государства, при котором он юридически закрепл ё н, но реально не осуществляется - …суверенитет. (формальный)

2.9.24. Субъект, которому принадлежит международно-правовой суверенитет в федеративном государстве:

+ 1) федеральному центру;

2) субъектам федерации;

3) муниципальным образованиям;

4) органам власти.

2.5.25. Основание, по которому функции государства подразделяются на внутренние и внешние:

1) время действия;

+ 2) пространство действия;

3) предмет деятельности;

2.26.26. Сложное монархическое государство, созданное насильственным путем:

2.7.27. Под государственным аппаратом понимаются:

1) только силовые министерства;

+2) исполнительно-распорядительный аппарат;

3) вся система органов государства и должностных лиц;

4) администрация Президента.

2.8.28. Центральным элементом политической системы общества являются:

3) общественные объединения;

4) политические организации.

2.7.29. Понятия «государственный аппарат» и «механизм государства» соотносятся следующим образом:

1) механизм государства и государственный аппарат - идентичные понятия;

2) механизм государства является лишь частью государственного аппарата;

3) абсолютно исключают друг друга;

+ 4) государственный аппарат является составной частью механизма государства.

2.7.30. Система органов государства и учреждений, обеспечивающих реализацию внутренних и внешних функций государства, составляет:


Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.

Оглавление

  • 1 ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 2 МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 3 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С ДРУГИМИ ГУМАНИТАРНЫМИ НАУКАМИ
  • 4 ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 5 СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И НОРМЫ ПЕРВОБЫТНО—ОБЩИННОГО СТРОЯ
  • 6 ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 7 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА
  • 8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 9 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА. КЛАССОВОЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1 ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Любая наука представляет собой систему знаний о явлениях и процессах, которая характеризуется специфичным для нее объектом и предметом. Многообразие наук приводит к многообразию объектов и предметов человеческого познания.

1) естественные (изучающие природу во всех ее формах и проявлениях);

2) технические (изучающие закономерности развития и функционирования техники);

3) гуманитарные (изучающие человеческое общество), которые делятся на отдельные отрасли человеческого познания.

Все они отличаются друг от друга спецификой предмета и метода их изучения.

Теория государства и права относится к гуманитарным наукам.

Особенности теории государства и права:

1) наличие общих специфических закономерностей, так как теория государства и права изучает государство и право в целом и исследует не всякие, а наиболее общие закономерности возникновения, существования, дальнейшего развития и функционирования государства и права как единых и целостных систем в явлениях общественной жизни;

2) разработка и изучение таких основных вопросов юридических и общественных наук, как сущность, тип, форма, функции, структура и механизм действия государства и права, правовая система, развитие и соотношение современных государственных и правовых систем, основные проблемы в современном понимании государства и права, общая характеристика политико—правовых доктрин и др.;

3) выражение познаний закономерностей развития и функционирования государства и права в формулировании понятий (научных абстракций, отражающих систему взаимосвязанных признаков, которые позволяют отграничить явление от иных родственных явлений общественной жизни) и определений (кратких разъяснений сущности понятий путем перечисления их наиболее характерных свойств) государственно—правовых явлений, а также в выработке идей, выводов и научных рекомендаций, которые будут способствовать развитию государства и права;

4) исследование государственных и правовых явлений в органическом единстве и системном влиянии на другие явления и процессы;

5) отражение в предмете как состояния и структуры государства и права, так и их динамики, т. е. функционирования и совершенствования. С учетом вышеперечисленных особенностей

можно сказать, что предмет теории государства и права — это государственные и правовые явления по поводу:

1) возникновения, развития и функционирования государства и права;

2) развития правосознания и правовой культуры;

3) соблюдения принципов демократии, законности и правопорядка;

4) использования, применения, соблюдения и исполнения норм права, а также основных государственно—правовых понятий, общих для всех юридических наук в целом.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: