Предмет теории государства и права это синергия
Обновлено: 25.04.2024
2. Какой из перечисленных методов применяется для анализа сходства, различия и классификации правовых систем?
- 1. статистический
- 2. метод сравнительного правоведения
- 3. формально-юридический
- 1. криминалистика
- 2. конституционное право
- 3. история политических и правовых учений
- 4. административное право
- 5. судебная медицина
- 6. философия права
- 7. уголовное право
- 8. криминология
- 1. гуманитарными
- 2. юридическими
- 3. естественными
- 1. эвристическую, онтологическую
- 2. гносеологическую, методологическую
- 3. идеологическую
6. Каковы основные признаки государства, отличающие его от социальной организации первобытного общества?
- 1. транспорт, единый государственный язык, единая энергетическая сиситема
- 2. территориальная организация населения, публичная влать, государственный суверенитет
- 3. правоохранительные органы, армия, налоги, право
- 1. в рабовладельческом
- 2. в буржуазном
- 3. в первобытном
- 1. Ф. Аквинский
- 2. Гроций
- 3. Дюринг
- 4. Руссо
- 5. Ж. Маритен
- 6. Гумплович
- 7. Каутский
- 8. Монтескье.
- 1. Ф. Аквинский
- 2. Гроций
- 3. Дюринг
- 4. Руссо
- 5. Ж. Маритен
- 6. Гумплович
- 7. Каутский
- 8. Монтескье.
10. Какие из перечисленных авторов являются сторонниками "психологической теории" происхождения государства и права?
- 1. Аристотель
- 2. Гроций
- 3. Фильмер
- 4. Руссо
- 5. Петражицкий
- 6. Радищев
- 7. Фрезэр
- 8. Михайловский;
- 9. Тард.
- 1. Форма правления
- 2. Форма правления и политический (государственный) режим
- 3. Форма правления, форма государственного устройства, политический (государственный) режим и политическая динамика
- 1. форма правления
- 2. форма государственного устройства
- 3. политическая динамика
13. Какое понятие отражает данное определение: "основные направления деятельности государства внутри страны и на международной арене"?
- 1. задачи государства
- 2. форма государственного устройства
- 3. функции государства
- 1. основные и неосновные
- 2. внутренние и внешние
- 3. постоянные и временные
15. К каому понятию относится следующее определение: "самостоятельная, обособленная часть государственного аппарата, созданная для осуществления определенной функции и наделенная соответствующей компетенцией?"
- 1. механизм государства
- 2. государственный орган
- 3. государственное предприятие
- 1. регулятивная
- 2. воспитательная
- 3. охранительная
- 1. правоприменение
- 2. запрет
- 3. правопорядок
- 4. дозволение
- 5. позитивное обязывание
18. К какому понятию относится следующее определение: "общеобязательные правила поведения людей в их взаимоотношениях между собой, сложившиеся в процессе исторического развития общества?"
- 1. социально-технические нормы
- 2. технические нормы
- 3. социальные нормы
19. Для какого социального регулятора характерны следующие признаки: общеобязательность, формальная определенность, предоставительно-обязывающий характер, охраняемое государством правило поведения?
- 1. для корпоративных норм
- 2. для норм права
- 3. для всех социальных норм
- 1. диспозиция;
- 2. предположение
- 3. гипотеза
21. Какие из способов изложения норм в статьях нормативно-правовых актов отмечаются в юридической литературе?
- 1. диспозитивный
- 2. бланкетный
- 3. ссылочный
- 4. прямой
- 1. общая норма
- 2. специальная норма
- 3. та, которая издана позже
- 1. Указ Президента
- 2. закон
- 3. постановление правительства
- 1. Указ Президента о награждении Петрова И.И.
- 2. Приговор суда
- 3. Постановление Главы администрации Краснодарского края
- 1. объективное право
- 2. субъективное прво
- 3. моральное право
- 1. способность нести юридическую ответственность
- 2. способность иметь права и обязанности
- 3. способность своими действиями осуществлять принадлежащие права и нести юридические обязанности
- 1. у физических лиц
- 2. у юридических лиц
- 3. у государства
- 1. правомерные и неправомерные
- 2. события и действия
- 3. преступления и проступки
- 1. установление фактических обстоятельств дела
- 2. правотворческая инициатива
- 3. обсуждение
- 4. принятие
- 5. опубликование нормативно-правового акта
- 1. правоприменение
- 2. соблюдение, исполнение
- 3. использование
- 1. буквальное, ограничительное, распространительное
- 2. нормативное и индивидуальное
- 3. доктринальное и обыденное
- 1. объект, субъект
- 2. причина, мотив, цель
- 3. объективная и субъективная сторона
- 1. конформистское
- 2. маргинальное
- 3. добровольное
Gee Test
Система подготовки к тестам и средство для проверки своих знаний. Инструмент для тестирования студентов и школьников.
1. К признакам права не относится:
+ независимость от государственной власти и отсутствие системности;
– общеобязательный характер и нормативность;
– формальная определенность и волевой характер.
2. Обычай становится правовым в результате его:
+ признания государством, отражения в праве и наделения его юридической силой;
– регулярного соблюдения той или иной группой населения;
– соответствия нормам общепринятого поведения.
3. Монархия отличается от республики:
+ способом передачи власти, сроком правления главы государства, характером волеизъявления населения;
– наименованием главы государств, наличием или отсутствием парламента, набором прав и обязанностей граждан;
– способами получения гражданства, территориальным устройством, политическим режимом.
4. Государство – это:
+ организация суверенной политической власти, ведающая делами всего общества;
– определенная территория, на которой проживает конкретная национальность;
– деятельность правительства, парламента и судей.
5. Какой теории происхождения государства принадлежит утверждение о том, что государство – это аппарат принуждения, созданный в целях управления завоеванными племенами и их территориями?
6. Основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач – это:
7. В каких правовых формах происходит реализация функций государства?
+ Правотворческой, правоприменительной, правоохранительной.
– Регламентирующей, идеологической, хозяйственной;
– Убеждения, принуждения, рекомендации, поощрения.
8. Система методов, средств и способов реализации государственной власти называется:
– формой государственного устройства;
9. Согласно нормативистской теории:
+ право – это своеобразная пирамида, на вершине которой находится основная норма, и каждая низшая норма берет свою законность у норм большей юридической силы;
– право – продукт истории, постепенное и стихийное преобразование обычаев в более формально выраженные правила поведения;
– право – оформленная в виде закона воля господствующей верхушки общества.
10. В какой правовой системе основным источником права является судебный прецедент?
11. Предусмотренная в законе мера должного, общественно необходимого поведения – это:
– мера государственного принуждения.
12. Какое утверждение неверно?
+ У права и морали одна и та же сфера действия.
– Общественные отношение – объект регулирования как права, так и морали;
– Право и мораль формируют у человека необходимый уровень правосознания и культуры.
13. Что представляет собой версия?
+ Это одно из нескольких имеющихся предположений по поводу фактов или обстоятельств определенного дела;
– Это самоочевидная истина, которой не требуются доказательства;
– Это содержащееся в правовой норме предположение о наличии или отсутствии конкретного юридического факта.
14. Правосознание следователя – это форма:
15. Правовое обучение относится к формам:
16. Норма права – это:
+ общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное или санкционированное государством и обеспечиваемое мерами государственного принуждения в целях регулирования общественных отношений;
– распространяющееся на определенную группу людей правило, закрепленное в законе как общеобязательное и действующее на конкретной территории;
– общепринятый акт поведения, который выразился в законе и попадает под его охрану.
17. Как называется элемент структуры правовой нормы, который определяет алгоритм поведения субъекта?
18. Премия за хорошо выполненную работу – это пример:
– абсолютно определенной гипотезы.
19. В чем заключается бланкетный способ изложения правовой нормы в статье нормативно-правового акта?
+ Статья отсылает к определенной группе других нормативно-правовых актов;
– Статья отсылает к другой статье этого же нормативного акта;
– Вся норма права содержится в данной статье нормативного акта.
20. Норма права, которая содержит властное предписание, называется:
21. Общезначимый результат профессиональной научной деятельности, способ выражения позиции ученых по правовым вопросам – это:
22. Какой из указанных принципов права является межотраслевым?
– принцип охраны труда;
– равенство перед законом.
23. Принятие подзаконных нормативно-правовых актов более характерно для:
+ органов исполнительной власти;
24. Какие общественные отношения входят в объект регулирования межотраслевых институтов?
+ которые регулируются несколькими отраслями права одновременно;
– которые регулируются одной отраслью права;
– которые регулируются сразу несколькими институтами.
25. Право социального обеспечения является:
+ специальной отраслью права;
– базовой отраслью права;
– комплексной отраслью права.
26. Совокупность нормативно-правовых актов, которые объективно выражают содержательные и структурные характеристики права – это:
27. Ориентация на удовлетворение общественных интересов, императивность норм и одностороннее волеизъявление субъектов более характерны для:
28. Рецепция – это:
+ заимствование одним государством в одностороннем порядке крупных законодательных массивов у другого государства;
– целенаправленное сближение правовых систем или отдельных отраслей, устранение между ними противоречий;
– введение в правовые системы государств единообразных норм.
29. Что не является признаком правотворческой деятельности?
+ упрощенный порядок принятия нормативно-правовых актов;
– монопольный характер со стороны государства;
30. Пассивное соблюдение норм права по принципу «как все» - это:
31. Системность права означает:
+ его внутреннюю упорядоченность, слаженность и организованность;
- что нормы права применяются регулярно, то есть систематически;
- то, что право – часть системы общественных норм.
32. Марксистская теория связывает происхождение права с:
+ социально-экономическими причинами: право становится инструментом в руках господствующего класса для регулирования отношений с эксплуатируемым сословием;
- стихийным стечением обстоятельств: право появляется как воплощение духа народа и развивается постепенно;
- божьей волей, выраженной в Библии, от которой производны все остальные законы.
33. Принципы государственного управления представляют собой:
+ основные начала, научно-обоснованные и закрепленные в законе положения, которые предопределяют строение и характер государственного управления;
- способы и методы, которые использует государственная власть в своей управленческой деятельности;
- характерные черты, присущие государственному управлению как специфическому общественному явлению.
34. Структура государственного управления – это:
+ организованная совокупность органов власти, которые действуют от имени и в интересах государства в пределах своей компетенции и полномочий;
- разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;
- внутренняя организация исполнительных органов власти в государстве.
35.Тест. Структура системы государственного управления – это:
+ совокупность тех связей, которые существуют внутри системы государственного управления и делают ее единым целым;
- направления деятельности, в которых функционирует государственное управление как единая система связей;
- совокупность норм и правил, которые регламентируют государственное управление.
36. Методы государственного управления характеризуются тем, что:
+ выражают воздействие субъекта государственного управления на его объект;
- не нуждаются в правовой регламентации;
- адресованы абстрактному объекту управления.
Тест - 37. Силой государства обеспечиваются нормы:
38. Предметом теории государства и права являются:
+ закономерности появления, укрепления, функционирования и развития права и государства, а также связанных с ними явлений;
- смена типов и форм государства и права в их историческом и сравнительном аспекте;
- общественные отношения, возникающие по поводу реализации государственными органами своих полномочий с использованием правовых методов.
39. Право возникает одновременно с появлением:
40.Тест. Что из перечисленного не является элементом структуры государственной власти?
+ Последствия воздействия государственной власти на объект управления;
- Содержание властной деятельности;
41. Если внутри государства нет каких-либо относительно обособленных государственных образований, оно является:
42. Демократия – это разновидность:
- форм государственного устройства;
- форм государственного правления.
43. Способность права воздействовать на сознание и волю человека – это:
+ воспитательная функция права;
- охранительная функция права;
- культурно-историческая функция права.
44. Религиозные нормы представляют собой:
+ вид социальных норм и правил, которые установлены определенными религиозными конфессиями и имеют обязательный характер для приверженцев данной религии;
- правила поведения, которые в виду своего регулярного и длительного применения прочно вошли в привычку;
- совокупность поведенческих актов, основанных на представлении о добре, зле, справедливости и долге.
Оглавление
- Тема 1. Предмет и методология теории государства и права
- Тема 2. Происхождение государства и права
- Тема 3. Понятие, признаки и сущность государства
- Тема 4. Государство и общество[9]
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Тема 1. Предмет и методология теории государства и права
1.1. Место теории государства и права в системе наук. Предмет теории государства и права
Теория государства и права относится к юридическим наукам, входящим в группу общественных, гуманитарных наук, в систему которых входят философия, социология, политология и др. Объектом ее изучения являются такие важные и многосложные компоненты общества, как государство и право, государственно-правовые явления социальной жизни. Однако они становятся объектом изучения не только теории государства и права, но и других юридических дисциплин, всей юридической науки (правоведения, юриспруденции) в целом как науки о государстве и праве. Это представляет собой общее правило для всех отраслей юридической науки. В то же время различные самостоятельные юридические науки, в том числе и теория государства и права, отличаются друг от друга предметом, обусловливающим их содержание, назначение, специфику подхода к изучению одного и того же объекта. Каждая наука имеет свой предмет исследования или изучения, под которым понимается познаваемая ею сторона объективной действительности.
Поэтому рассмотрение вопроса о предмете теории государства и права неразрывно связано с выяснением ее характерных черт, особенностей и места в системе юриспруденции. Теория государства и права занимает важное место в системе правоведения. Эта наука представляет собой систему объективных, обобщенных теоретико-методологических знаний о государственно-политической и правовой деятельности. Центральное место в ней занимает обобщение о государстве и праве, их сущности, закономерностях и перспективах развития. Совместное изучение этих правовых явлений обусловлено их тесной взаимосвязью и взаимообусловленностью. Теория государства и права по отношению к отраслевым юридическим наукам выступает как общая теоретическая и методологическая основа для юридической науки в целом. Именно этим определяется ведущая, методологическая роль общей теории государства и права по отношению к историко-правовым, специально-отраслевым и другим юридическим наукам, ее приоритетное место в юриспруденции как теоретической основы всей правовой науки. Теория государства и права представляет собой фундаментальную отрасль правоведения. С другой стороны, она может успешно развиваться, лишь опираясь на конкретный материал историко-правовых, специально-отраслевых и других частных или структурных юридических наук, используя и обобщая их данные и выводы по общезначимым для юриспруденции вопросам.
В свою очередь, теория государства и права строит выводы и заключения на основе анализа и обобщения многочисленных конкретных фактов, событий, правовых памятников, процессов, отражающих государственно-правовое развитие различных стран и народов с глубокой древности до новейшего времени и составляющих предмет истории государства и права. Тесно соприкасается теория государства и права с международным правом и другими науками о государстве и праве: она связана с историей, изучающей прошлое человечества во всей его конкретике и многообразии. Тесно связана теория государства и права и с диалектико-материалистической философией — наукой о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, особенно историческим материализмом, представляющим собой использование законов и приемов материалистической диалектики при философском осмыслении общества. Особенно тесно соприкасается теория государства и права с политологией, изучающей политику и политические системы современного мира. Основываясь на политологических данных о политической системе общества, теория государства и права рассматривает ее с точки зрения места и роли в ней государства, характерных черт и особенностей, отличающих его от партий, общественных организаций и других звеньев политической системы. В свою очередь, политология использует положения и выводы теории государства и права по вопросам понимания политической власти и государства, функций и механизма государства, форм государственного правления и национально-государственного устройства, политического режима, законности и правопорядка и т. д. [1]
Неразрывная связь существует также между теорией государства и права и экономической наукой. Опираясь на ее положения и выводы, касающиеся производственных отношений и экономических законов и регулирующие развитие исторически сменяющих друг друга социально-экономических формаций, теория государства и права исходит из предпосылки, что государство и право — важные неотъемлемые части надстройки над экономическим базисом общества, рассматривает все государственно-правовые явления в органической связи с экономическими условиями жизни людей, раскрывает их активное обратное воздействие на экономику.
Предметом теории государства и права являются наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а также система основных понятий юриспруденции [2] . Таким образом, теория государства и права изучает возникновение, развитие и функционирование не конкретного государства и права, а государственности и права вообще, а также иные понятия, которые определяют юриспруденцию в целом (норма права, правоотношение, субъект права, юридический факт и т. д.). Специфика предмета теории государства и права заключается в том, что основные ее объекты — государство и право — исследуются во взаимосвязи как дополняющие друг друга социальные институты.
Можно выделить основные черты теории государства и права как науки, вытекающие из специфики ее предмета и указывающие на ее отличия от других наук, предметом исследования которых также является право и государство:
а) теория государства и права — наука теоретическая. Теория — это система знаний о внутренней природе явлений [3] ;
б) теория государства и права — наука общественная, или гуманитарная. Это наука о закономерностях поведения и деятельности людей в государственно-правовой сфере;
в) в системе правоведения теория права и государства является фундаментальной, обобщающей наукой общетеоретического и общенаучного характера и значения;
г) теория государства и права — наука юридическая, политико-правовая. Политико-правовой характер отражен в самом названии: государство относится к политическим явлениям, а право — к юридическим. Соответственно, политическая и юридическая действительность — объект изучения теории государства и права.
Следует также отметить, что от науки теории государства и права следует отличать одноименную учебную дисциплину. Учебная дисциплина базируется на науке, может иметь одно с ней название, но это разные системы, каждая из которых имеет свою цель и свое строение. Учебная дисциплина представляет собой систему определенных теоретических сведений, построенную в соответствии с конкретной учебной программой и предназначенную для подготовки специалистов определенного профиля. Учебная дисциплина ничего не изучает, поэтому не обладает такими характерными для науки атрибутами, как предмет и метод. Применительно к учебной дисциплине можно говорить лишь о специфике ее построения, методике изложения научных сведений.
1.2. Методология теории государства и права
Методология — это учение о методах. Метод науки представляет собой совокупность принципов, правил, научных приемов, применяемых для получения истинных и объективно отражающих действительность знаний. Под методами науки и учебной дисциплины понимается совокупность приемов и способов, с помощью которых постигается предмет, получаются знания.
Система методов теории государства и права включает в себя следующие методы.
1. Общенаучные методы познания.
• Диалектика — метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении. Требованиями этого метода является:
— изучение права и государства в неразрывной связи с экономикой, политикой, культурой и другими факторами, которые их обусловливают;
— изучение права и государства в развитии, конкретно-исторически;
— изучение права и государства в связи с общественной практикой.
• Анализ — расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы.
• Синтез — соединение элементов в одно целое. Восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному.
• Индукция — умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению).
• Дедукция — умозаключение от общего к частному (фактам).
• Аналогия — сходство, подобие предметов или отношений, а также познание путем их сравнения.
• Абстрагирование — отвлечение от частных признаков отдельных предметов и явлений в целях их обобщения и получения целостного знания о предметах и явлениях.
• Моделирование — построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений.
2. Специальные методы познания.
• Системный — в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; он ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в общую теоретическую картину.
• Сравнительный — позволяет выявлять с помощью сравнения общее и особенное в явлениях, этапы и тенденции их развития.
• Функциональный — позволяет проникнуть в сущность явлений посредством изучения функций конкретного общественного явления.
• Статистический — состоит в получении, обработке, анализе и публикации информации, характеризующей количественные закономерности жизни общества.
• Математический — состоит в систематизации и использовании статистических данных для научных и практических выводов.
• Конкретно-социологические — состоят в исследовании права и государства на основе фактических данных. К ним относятся:
— опрос — метод сбора первичной информации об объективных и (или) субъективных фактах со слов опрашиваемого;
— анкетирование — техническое средство конкретного социологического исследования, состоящее в составлении, распространении и изучении анкет;
— интервьюирование — способ проведения социологических опросов как целенаправленная беседа интервьюера и опрашиваемого;
— наблюдение — целенаправленное (визуальное или иное) восприятие, обусловленное определенными задачами.
3. Частнонаучные методы познания.
• Сравнительное правоведение — это изучение правовых систем различных государств путем сопоставления одноименных государственных и правовых институтов, систем права, их основных принципов и т. д.
• Правовой эксперимент — это апробация законодательных нововведений в ограниченном масштабе с целью определения их эффективности и возможности дальнейшего использования в массовом масштабе.
• Правовое прогнозирование — это изучение конкретных перспектив развития государственно-правовых явлений.
• Формально-юридический — метод исследования, при котором право изучается в «чистом» виде, вне связи с другими сферами (экономикой, политикой, государством и т. д.) [4] .
Методологическую основу теории государства и права составляют общенаучные принципы.
1. Историзм. Исторический подход требует рассмотрения государственных и правовых явлений в развитии и исторической взаимосвязи.
2. Объективность. Принцип объективности означает истинное отражение государственно-правовой действительности в научном знании.
3. Конкретность. Данный принцип требует от теории государства и права точного учета всех условий, в которых находится объект познания. Она подразумевает выделение главных, существенных свойств, связей и тенденций его развития.
4. Плюрализм. Речь идет о многоаспектности в любом исследовании, в том числе в теории государства и права. Плюрализм научного познания означает одновременно и его универсальность, поскольку при этом учитываются не только противоречивые взгляды на одно и то же государственное или правовое явление, но и неодинаковые представления об их происхождении, сущности, социальной направленности, структуре, перспективах развития [5] .
С точки зрения либертарной трактовки (академик РАН В. С. Нерсесянц) предмета и метода юридической науки (юриспруденции, общей теории права и государства), в специфике предмета юридической науки выражена и специфика ее юридического метода. Соответственно, можно говорить о единстве предмета и метода юридической науки, которое состоит в следующем: «специфическое понятийно-юридическое знание (то есть юридико-теоретическое, понятийно-правовое знание о праве и государстве) — это одновременно и предмет научно-юридического познания права и государства, и метод их юридического познания (тип, форма, результат юридического метода познания данных объектов)» [6] . Под последними имеются в виду право и государство. При этом дуализм объекта не противоречит единству предмета общей теории права и государства и выступает в качестве двух необходимых его компонентов.
Общая характеристика теории государства и права (темы 1, 2). Тесты с ответами (1 семестр)
Текущий контроль по темам 1 и 2 (ТК-1)
1.2 2 .1. Представители этой теории считают, что государство произошло от права собственности на землю:
1.1.2. Понятие «предмета» теории государства и права как науки предполагает:
1) теория государства и права изучает государственную деятельность в разных экономических формациях;
+ 2) предметом изучения государства и права являются наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права;
3) основным предметом теории государства и права являются гражданские правоотношения о правах и свободах граждан;
4) теория государства и права изучает экономику и политику страны.
1.1.3. Значение методологии в познании государства и права состоит в следующем:
+ 1) правильный выбор метода изучения науки позволяет установить научную истину;
2) методология в познании государства и права имеет второстепенное значение;
3) методика познания теории государства и права имеет большое значение в практической деятельности государства;
4) кибернетика помогает лучше понять государственно-правовые явления.
1. 2 .4. Признаки, отличающие государство от первобытного общества:
1) наличие публичной власти; наличие аппарата принуждения; разделение населения по территориальным единицам; займы и налоги, наличие системы правовых норм;
+ 2) наличие аппарата принуждения; наличие традиций и обычаев, разделение на территориальные единицы;
3) разделение населения на нации и народности; займы и налоги;
4) наличие обычаев, ритуалов, традиций.
1.1.5. Определение, наиболее точно отражающее сущность и содержание ТГП как науки:
1) это общая наука о наиболее важных закономерностях развития общества;
2) это политико-правовая наука об исторических закономерностях развития государства и права;
3) это юридическая наука о специфических закономерностях возникновения, развития и функционирования отдельных государств;
+ 4) это наука о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права.
1.1.6. Предмет «Теория государства и права» изучает:
+ 1) наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права;
2) только признаки социальной власти;
3) только процесс перерастания мононорм в обычное право;
4)только базовые отрасли, охватывающие материально-процессуальное право.
1.1.7. Общая теория государства и права выполняет следующие функции:
1) историческую и политическую;
2) социального контроля и безопасности;
3) интегрирующую и социально-экономическую;
+4) методологическую, практически-организаторскую.
1.1.8. По своему предмету теория государства и права составляет цикл:
+1) общетеоретических и исторических юридических наук;
2) отраслевых юридических наук;
3) гражданско-правовых наук;
4) прикладных юридических наук.
1. 2 .9. Соответствие между территориями и формами происхождения государства:
1 . Восток - 1. «азиатский способ производства»;
2 . Афины - 2. «чистая», классическая форма возникновения государства;
3 . Рим - 3. борьба патрициев и плебеев, завоевание обширных территорий.
1. 2 .10. Соответствие представителей и теорий происхождения государства:
1 . Ф. Аквинский - 1. теологическая;
2 . Аристотель - 2. патриархальная;
3 . Руссо - 3. договорная;
1. 2 .11. Соответствие представителей и теорий происхождения государства:
1 . Гумплович - 1. насильственного происхождения;
2 . Спенсер - 2. органическая;
3 . Фрейд - 3. психологическая;
1. 2 .12. Мононормы первобытного общества регулировали отношения:
1. 2 .13. Основа государства в соответствии с патриархальной теорией возникновения государства есть… (семья)
1. 2 .14. Государственная … условие признания судна частью территории государства. (принадлежность)
1. 2 .15. Неолитическая революция
- создание новых мононорм
+ переход к производящей экономике
- процесс переизбрания вождя
2.6.1. Форма правления является одной из составляющих:
1) формы государственного устройства;
+ 2) формы государства;
3) государственно-правового режима;
4) установления правопорядка в обществе.
2.6.2. Не входит в понятие формы государства:
1) форма государственного устройства;
+ 2) форма возникновения государства;
3) форма правления;
4) политический режим.
2.6.3. Понятие, которое удовлетворяет следующему определению: … - характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, отношения их между собой и с населением:
1) форма государственного устройства;
+ 3) форма правления;
4) функции государства.
2.5.4. Внутренние функции государства :
+ 1) функция налогообложения и сбора налогов;
2) обеспечение мира и поддержание мирового порядка;
3) оборона страны;
4) борьба с международной преступностью.
2.6.5. «Федерация» соответствует понятию:
1) формы государства;
+ 2) формы государственного устройства, представляющей собой сложное государство, части которого обладают определ ё нной юридической самостоятельностью;
3) совокупности существенных признаков, свойственных государствам с одинаковой общественно-экономической формацией;
4) формы правления.
2.3.6. Признак, по которому организуется население в государстве:
4) кровного родства.
2.3.7. Марксистская теория возникновения государства основывается на следующем положении:
1) в основу теории положено изменение религиозных и общественных нравов общества;
+ 2) государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое приводит к социальным изменениям общества, делению на классы, возникновению антагонистических противоречий;
3) государство возникает в результате завоевания одним народом другого;
4) государство возникает в силу естественных потребностей людей.
2.4.8. Государство, которое не относится к историческому типу государств (с точки зрения формационного подхода):
1) рабовладельческое государство;
+ 2) правовое государство;
3) буржуазное государство;
4) социалистическое государство.
2.3.9. Сторонником теории договорного государства является:
1) Фома Аквинский;
2.5.10. Форма, которая не относятся к формам осуществления функций государства:
2.6.11. Форма государственного устройства составляет:
+ 1) совокупность способов устройства государственной власти применительно к его территории;
2) при ё мы и способы осуществления государственной власти;
3) способы организации верховной власти в государстве;
4) форму организации и деятельности государственного аппарата.
2.6.12. Отличие дуалистической монархии от парламентской:
1) первая основана на частной собственности, вторая на общественной;
2) первая является абсолютной, вторая ограниченной;
3) первая наследственная, вторая выборная;
+ 4) в первой формально ограничена законодательная власть монарха, во второй вся власть монарха ограничена.
2.6.13. Государство по форме устройства может быть:
+ 1) унитарным, федеративным, конфедеративным;
2) демократическим, фашистским;
3) монархическим, парламентским;
4) президентским, антидемократическим.
2.6.14. Форма правления государства означает:
1) при ё мы и способы государственного руководства;
+ 2) организацию верховной государственной власти и порядок е ё образования;
3) полноту верховной власти и управления;
4) установленный порядок управления государством на определ ё нном историческом этапе развития общества.
2.5.15. Назовите одну из регулятивных функций государства:
+1) экономическая функция;
2) охрана окружающей среды;
3) защита всех форм собственности;
4) судебная защита прав и свобод человека и гражданина.
3. Текущий контроль (ТК-3)
2.7.1. Механизм государства составляют:
+ 1) государственные органы;
2) государственные учреждения;
3) государственные предприятия;
4) общественные организации.
2.7.2. Орган государства, который согласно Конституции РФ, обладает полномочиями рассмотрения законопроекта:
+ 1) Федеральное собрание;
4) Генеральный прокурор.
2.8.3. «Политическая система» общества предполагает:
1) ряд объединившихся политических партий;
2) политические партии совместно с общественными органами и организациями;
+ 3) совокупность государственных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни общества;
4) административно-территориальные образования.
2.8.4. Место государства в политической системе общества:
1) государство не входит в политическую систему общества;
+ 2) государство - это основа политической системы общества, так как ему принадлежит решающая роль в формировании политики;
3) государству в политической системе общества отводится второстепенное место после политических партий;
4) государство выполняет внутренние и внешние функции.
2.7.5. Важнейший признак государственного органа:
+ 1) формируется по воле государства и от его имени осуществляет его функции;
2) имеет конституционное (законодательное) назначение;
3) наличие бюджетного финансирования;
4) обладает самостоятельностью в реализации своих полномочий.
2.7.6. Субъект реализации законодательной власти:
+ 3) высший представительный орган государства;
4) глава местной администрации района.
2.7.7. Организации, не входящие в государственный аппарат:
+1) политические партии;
2) законодательные органы власти;
3) исполнительные органы власти;
2.7.8. Совокупность методов и способов осуществления государственной власти означает:
1) механизм правового воздействия;
2) механизм правового регулирования;
+3) государственно-правовой режим;
4) механизм государства.
2.7.9. Под государственным аппаратом понимаются:
1) только силовые министерства;
+2) исполнительно-распорядительный аппарат;
3) вся система органов государства и должностных лиц;
4) администрация Президента.
2.8.10. Центральным элементом политической системы общества являются:
3) общественные объединения;
4) политические организации.
2.7.11. Понятия «государственный аппарат» и «механизм государства» соотносятся следующим образом:
1) механизм государства и государственный аппарат - идентичные понятия;
2) механизм государства является лишь частью государственного аппарата;
3) абсолютно исключают друг друга;
+ 4) государственный аппарат является составной частью механизма государства.
2.7.12. Система органов государства и учреждений, обеспечивающих реализацию внутренних и внешних функций государства, составляет:
+1) механизм государства;
2) механизм правового регулирования;
3) форму государства;
4) политическую систему.
2.7.13. Обособленная часть государственного аппарата, в рамках своей компетенции выполняющая функции государства, привлекая в своей деятельности организационно-материальные и принудительные средства государства, называется :
1) органом местного самоуправления;
2) политической организацией;
+3) государственным органом;
4) политическим объединением.
2.7.14. Система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства, называется:
1) механизмом правового регулирования;
2) легитимностью власти;
+3) механизмом государства;
4) внутренней функцией государства.
2.7.15. По форме реализации государственной деятельности органы государства делятся на:
+1) законодательные, исполнительно-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные;
2) избираемые народом и формируемыми другими государственными органами;
3) федеральные, республиканские, местные;
4) коллегиальные и единоначальные.
Рубежный (семестровый) контроль (РК) по первой части Теории государства и права (Теория государства - темы 1-9)
2.8.1.Вид легитимации, основанный на вере в особо личные качества главы государства
2.3.2.Н Е относятся к основным признакам государства
2 . герб,флаг и гимн
5. государственная граница
+ 6. права человека
1.2.3. Установите соответствие теорий происхождения государства и их авторов
1 . М арксистская Энгельс
2 .Д оговорная Гроций
3 .П атриархальная Филмер
4 .Н асилия Дюринг
5 .И рригационная Виттфогель
2.9.4. Синоним термина «лицо с двойным гражданством» - … (бипатрид)
2.9.5. Признаки социального государства:
+2 . социально ориентированная экономика;
3 . демократизм формирования органов власти;
4 . независимое СМИ;
+5 . обеспечение достойного уровня жизни всех сло ё в населения.
2.9.6. Социальное государство - это политическая организация:
+1 . поддержки социальных программ;
+2 . осуществляющая социальные программы;
- 3 . власти большинства.
2.9.7. Право на необходимую оборону представляет собой:
- средством защиты со стороны общества;
- средства защиты личности государством;
- способ международно-правового влияния;
+ способ самозащиты личности.
2.6.8. … унитарное государство имеет в сво ё м составе хотя бы одну автономию. (Децентрализованное)
2.6.9. Виды унитарного государства :
2.6.10. Форма государственного устройства характеризует аспекты:
+1 . территориальную организацию власти
- 2 . классовое расслоение общества
- 3 . демографические характеристики государства
- 4 . порядок формирования высших органов государственной власти
2.9.11. Полномочия Президента в области регулирования правового статуса граждан
+1 . осуществляет помилование
+2 . награждает орденами и медалями
- 3 . осуществляет исполнение судебных решений
+4 . да ё т разрешение на выход из гражданства
- 5 . принимает решение об амнистии
- 6 . смягчает наказание
- 7 . назначает наказание
2.9.12. Полномочия Президента в судебной сфере
+1 . назначает генерального прокурора
- 2 . возбуждает уголовные дела против высших должностных лиц
- 3 . осуществляет материально-техническое обеспечение судебных органов
+4 . назначает членов высших судов государства
2.6.13. Характерным примером парламентарной монархии является
2.6.14. …монархия характеризуется появлением при монархе органа народного представительства с законосовещательными функциями (Дуалистическая)
2.6.15. Н Е относится к формам правления
2.4.16. Экономической основой буржуазного государства является вид собственности
2.4.17. Рабовладельческое государство - исторически … тип государственной организации. (первый)
2.4.18. Последовательность общественных формаций
2.5.19. Считает сущностью государства диктатуру экономически господствующего класса … концепция. (марксистская)
2.3.20. Важное средство пополнения государственной казны - …. (налоги)
2.7.21 … . - правления, при которой высшая государственная власть осуществляется коллегиально выборными населением органами. (Республиканская форма)
2.7.22. Полномочия, которыми не обладает президент в законодательной области:
+1 . абсолютное вето;
2 . право отлагательного вето;
3 . подписания и опубликования законов;
+ 5. возбуждение уголовного дела в конституционном суде.
2.5.23. Вид суверенитета государства, при котором он юридически закрепл ё н, но реально не осуществляется - …суверенитет. (формальный)
2.9.24. Субъект, которому принадлежит международно-правовой суверенитет в федеративном государстве:
+ 1) федеральному центру;
2) субъектам федерации;
3) муниципальным образованиям;
4) органам власти.
2.5.25. Основание, по которому функции государства подразделяются на внутренние и внешние:
1) время действия;
+ 2) пространство действия;
3) предмет деятельности;
2.26.26. Сложное монархическое государство, созданное насильственным путем:
2.7.27. Под государственным аппаратом понимаются:
1) только силовые министерства;
+2) исполнительно-распорядительный аппарат;
3) вся система органов государства и должностных лиц;
4) администрация Президента.
2.8.28. Центральным элементом политической системы общества являются:
3) общественные объединения;
4) политические организации.
2.7.29. Понятия «государственный аппарат» и «механизм государства» соотносятся следующим образом:
1) механизм государства и государственный аппарат - идентичные понятия;
2) механизм государства является лишь частью государственного аппарата;
3) абсолютно исключают друг друга;
+ 4) государственный аппарат является составной частью механизма государства.
2.7.30. Система органов государства и учреждений, обеспечивающих реализацию внутренних и внешних функций государства, составляет:
Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.
Оглавление
- 1 ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
- 2 МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
- 3 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С ДРУГИМИ ГУМАНИТАРНЫМИ НАУКАМИ
- 4 ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
- 5 СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И НОРМЫ ПЕРВОБЫТНО—ОБЩИННОГО СТРОЯ
- 6 ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
- 7 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА
- 8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
- 9 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА. КЛАССОВОЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
1 ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Любая наука представляет собой систему знаний о явлениях и процессах, которая характеризуется специфичным для нее объектом и предметом. Многообразие наук приводит к многообразию объектов и предметов человеческого познания.
1) естественные (изучающие природу во всех ее формах и проявлениях);
2) технические (изучающие закономерности развития и функционирования техники);
3) гуманитарные (изучающие человеческое общество), которые делятся на отдельные отрасли человеческого познания.
Все они отличаются друг от друга спецификой предмета и метода их изучения.
Теория государства и права относится к гуманитарным наукам.
Особенности теории государства и права:
1) наличие общих специфических закономерностей, так как теория государства и права изучает государство и право в целом и исследует не всякие, а наиболее общие закономерности возникновения, существования, дальнейшего развития и функционирования государства и права как единых и целостных систем в явлениях общественной жизни;
2) разработка и изучение таких основных вопросов юридических и общественных наук, как сущность, тип, форма, функции, структура и механизм действия государства и права, правовая система, развитие и соотношение современных государственных и правовых систем, основные проблемы в современном понимании государства и права, общая характеристика политико—правовых доктрин и др.;
3) выражение познаний закономерностей развития и функционирования государства и права в формулировании понятий (научных абстракций, отражающих систему взаимосвязанных признаков, которые позволяют отграничить явление от иных родственных явлений общественной жизни) и определений (кратких разъяснений сущности понятий путем перечисления их наиболее характерных свойств) государственно—правовых явлений, а также в выработке идей, выводов и научных рекомендаций, которые будут способствовать развитию государства и права;
4) исследование государственных и правовых явлений в органическом единстве и системном влиянии на другие явления и процессы;
5) отражение в предмете как состояния и структуры государства и права, так и их динамики, т. е. функционирования и совершенствования. С учетом вышеперечисленных особенностей
можно сказать, что предмет теории государства и права — это государственные и правовые явления по поводу:
1) возникновения, развития и функционирования государства и права;
2) развития правосознания и правовой культуры;
3) соблюдения принципов демократии, законности и правопорядка;
4) использования, применения, соблюдения и исполнения норм права, а также основных государственно—правовых понятий, общих для всех юридических наук в целом.
Автор статьи
Читайте также:
- Обязан ли судебный пристав исполнитель выполнить указание прокурора
- Эссе на тему должен ли гражданин государства быть патриотом
- Информация о судимости является ли персональными данными
- Обвинял грозного в тирании стремился добиться права бояр соучаствовать в управлении государством кто
- Если я не доверяю суду что делать