Что представляет общецивилизационный подход к рассмотрению государства и права

Обновлено: 26.04.2024

1. формационный подход. Формационный подход к типологии государств был разработан в рамках марксистско-ленинской теории государства и права. Согласно этому подходу тип государства определяется экономическим строем классового общества, соответствующей ему классовой структурой, его классовой сущностью.

В данном случае история рассматривается как процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Каждому типу общества свойственен определенный тип производственных отношений и соответствующих ему политических правовых и иных учреждений. Государство и право представляют собой наиболее важные части надстройки, их сущность, содержание в конечном счете определяются экономическим базисом.

Можно сделать вывод, что согласно этой теории исторический тип государства представляет собой совокупность наиболее существенных признаков, свойственных государствам одной общественно-экономической формации.

Данный подход выделял следующие типы государств:

3) буржуазное (в котором политическая власть принадлежит буржуазии);

4) социалистическое, выражающее волю всего народа.

В качестве движущей силы для последовательной смены исторических типов государств в данном случае рассматривалась классовая борьба, а сам этот процесс предопределен социально-экономическим развитием общества. Смена типа государства означает изменения в политической надстройке общества, которые вызваны развитием самого способа,

производства, производительных сил, требующих изменения и производственных отношений;

2. Цивилизационный. Существует несколько трактовок цивилизационного подхода к типологии государств. Наиболее часто термин «цивилизация» употребляется в качестве синонима культуры вообще и обозначает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Таким образом, можно говорить:

1) о цивилизациях древних и современных;

2) о цивилизациях западных и восточных и т. д.

Необходимо отметить, что с юридической точки зрения более ценным представляется цивилизационный подход к типологии государств, основанный не на внешних, а на внутренних особенностях функционирования государственности.

Данный подход определяет государство как организацию власти, поэтому анализируя особенности различных государств, внимание следует обращать прежде всего на аспекты формирования, принадлежности, осуществления государственной власти. С таких позиций при цивилизационном подходе к типологии государств в основу классификации кладется соотношение государства и личности.

В соответствии с этим подходом различают:

1) традиционные государства, к которым относятся прежде всего рабовладельческие и феодальные монархии. Здесь народ не является источником государственной власти, государство обладает практически неограниченными полномочиями в отношении большинства населения, отрицается равноправие людей, наличие у них естественных прав;

2) современные государства, являющиеся в основном буржуазными республиками и конституционными монархиями. Народ является источником государственной власти, им формируются законодательные органы, государство подчинено обществу, сфера его деятельности ограничена, признаны и гарантированы права человека.

Типология есть учение о типах - больших группах (классах) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа признаков. Типология государства - это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность.

Типология государства проводится в основном с позиции двух подходов: формационном и цивилизационном.

Главным критерием первого подхода выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). В его основе лежит учение об общественно-экономической формации, которая включает в себя тип производственных отношений (базис) и соответствующий ему тип надстройки (государство, право и т.п.). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей формационного подхода (К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и других), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический.

Рабовладельческое государство есть орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел никаких прав и фактически представлял собой говорящее орудие труда.

Феодальное государство - это диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков.

Буржуазное государство представляет собой диктатуру буржуазии, в котором сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но, лишенный средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития: капиталистическое, монополистическое, индустриальное, постиндустриальное государство.

Социалистическое государство, по мнению представителей формационного подхода, как государство высшего типа есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу.

Первые три типа охватываются родовым понятием "эксплуататорское государство". Сущность данного государства состоит в господстве, подавлении и эксплуатации одного класса другим.

Социалистическое же государство - антиэксплуататорское по своей природе - считается "полугосударством" или "государством не в собственном смысле слова". Это исторически последний тип государства, который, по мнению К. Маркса, постепенно "засыпает" и в конечном итоге "отомрет", выполнив свою задачу построения бесклассового коммунистического общества.

Достоинства формационной типологии:

1) продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;

2) она показывает поэтапность, естественноисторический характер развития государства. Источник развития государства заключен, по мнению представителей данной теории, в самом обществе, а не вне его. Смена одного типа другим - процесс объективный, естественноисторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.

1) она во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы;

2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.), которые подчас могут весьма существенно влиять на природу того или иного государства.

В основе цивилизационного подхода лежат как раз духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. Представители: английский историк А. Тойнби (XX в.), русский социолог, проживающий в США, П. Сорокин, немецкие мыслители XX в. О. Шпенглер и М. Вебер и другие. В частности, по мнению А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, этнических, географических и других признаков. В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п.

Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов.

А. Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций. Динамические изменения (возникновение, рост, надлом и разложение) в соответствии с этой теорией происходят не в рамках мирового общественного процесса, а внутри отдельной цивилизации. Цивилизации являются как бы ветвями дерева, сосуществующие рядом друг с другом. Движущей силой круговорота цивилизаций выступает творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство. Отсюда А. Тойнби видит прогресс в духовном совершенстве поколений людей.

Достоинства цивилизационной типологии:

1) определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях (ведь не случайно выделяют религиозный и национальный подходы к сущности государства);

2) в связи с расширением диапазона духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более заземленная (географически адресная) типология государств.

1) недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны;

2) выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы, по сути дела (вольно или невольно), дали типологию не столько государства, сколько общества. Государство - только политическая часть общества, которая имеет свою природу и характеризуется собственными параметрами, не совпадающими с критериями общества как более широкого и объемного понятия.

В силу того факта, что типология государства (как и любая иная типология) является способом познания, формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Следовательно, данные подходы могут и должны применяться и отдельно друг от друга, и в комплексе.

Наряду с формационным подходом к решению вопроса типологии государств широко применяется цивилизационный подход, в основе которого тоже лежит идея соотношения государства, права и соци­ально-экономического строя общества с учетом духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития. Таким образом, вместо общественной формации критерием типизации выступает категория "цивилизация". Следует согласиться с утверждением, что последняя вы­глядит весьма аморфно и неопределенно. Она, по справедливому заме­чанию исследователей, принадлежит к числу тех явлений и понятий, которые не поддаются сколько-нибудь строгому и однозначному оп­ределению. Если попытаться как-то объединить различные значения ее определения, получим скорее "некий интуитивный образ, чем логи­чески выверенную категорию" 1 .

О.И. Чистяков вполне справедливо подчеркивает, что для истории вообщеу и истории государства и права в частности, характерна такая форма систематизации научного материала, как периодизация. В наше время колеблются устои привычной систематизации - по общественно-экономическим формациям и соответственно по типам государства и права. Прежняя четкая схема - рабовладельческое, феодальное, буржу­азное, социалистическое государство и право - заменяется другими ка­тегориями, строго говоря, исключающими всякую периодизацию. Наи­более модным стал так называемый цивилизационный принцип. При нем общества и государства характеризуются по внешним признакам культуры, порой трудноуловимым. Вместе с тем большинство авторов используют маленькую хитрость: они подменяют прежние формации новыми "цивилизациями". Рабовладельческое общество становится ан­тичным, феодальное - средневековым, буржуазное - "современным" и т.д. Очевидно, что такое новшество мало что дает науке 2 .

При цившгазационном подходе тип государства и права определяется не столько объективно-материальными, сколько идеально-духовными, культурными факторами. При таком подходе основное внимание уделя­ется анализу обществ, в меньшей степени - государства, правовых сис­тем.

В последнее время этот подход все чаще связывают с именем анг­лийского ученого-историка А.Дж. Тойнби. Прежде всего он подходит к исследованию истории как совокупности человеческих отношений, так как ее подлинный предмет - жизнь общества, взятая как во внутренних, так и во внешних аспектах. Внутренняя сторона есть выражение жизни

Общая теория государства и права. Академический курс. С. 119. 2 Чистяков О.И. Введение в историко-правовые науки // Вестник МГУ. Се­рия 11. Право. 1996. № 4. С. 6.

любого данного общества в последовательности глав его истории, в со­вокупности всех составляющих его общин, а внешняя - это отношения между отдельными обществами, развернутые во времени и простран­стве 1 .

А. Тойнби пишет, что культурный элемент представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации; в сравнении с ним экономиче­ский и тем более политический планы кажутся искусственными, несу­щественными, заурядными созданиями природы и движущих сил циви­лизации. Понятие цивилизации он сформулировал как относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков, два из которых остаются неизменными: религия и формы ее организации, а также территориальный признак. "Исследуя основания каждого отдельного общества, в одних случаях мы обнаруживаем, -пишет А. Тойнби, - что оно состоит в сыновнем родстве с более древ­ним обществом благодаря наличию вселенской церкви . (которая) яв­ляется основным признаком, позволяющим предварительно классифи­цировать общества одного вида. Другим критерием для классификации обществ является степень удаленности от того места, где данное обще­ство первоначально возникло. Сочетание этих двух критериев позволяет найти общую меру для размещения обществ на одной шкале, с тем что­бы определить место каждого из них в непрерывном процессе разви­тия" 2 .

Эти общества принято называть цивилизациями (полностью незави­симых - около десяти), в отличие от примитивных обществ (около 650), которые обладают сравнительно короткой жизнью, они ограничены тер­риториально и малочисленны. Жизнь цивилизаций, наоборот, более продолжительна, они занимают обширные территории, а число людей, охватываемых цивилизациями, как правило, велико. Они имеют тенден­цию к распространению путем подчинения и ассимиляции других об­ществ - иногда обществ собственного вида, но чаще всего примитивных обществ 3 .

Из 21 цивилизации, считает А. Тойнби, сохранились лишь те, кото­рые смогли последовательно освоить жизненную среду на основе разде­ления труда, приобщиться к социальным ценностям на базе социального подражания, перейти из статического состояния в динамическое и раз­вить духовное начало во всех видах человеческой деятельности (египетская, китайская, иранская, сирийская, мексиканская, западная, дальневосточная, православная, арабская и т.д.). Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Интересно, что А. Тойнби характеризует и альтернативный

1 Тойнби А.Дж. Постижение истории. М.: Прогресс, 1996. С. 35.

способ возникновения цивилизации — "через отчуждение пролетариата от правящего меньшинства ранее существовавших обществ, утративших свою творческую силу. Правящее меньшинство такого рода обществ статично, и отделение пролетариата представляет собой динамическую реакцию именно на эту статичность, что в конечном счете оказыва­ется главным условием возникновения нового общества" 1 . Цивили­зации А. Тойнби связывает с наличием "универсального государства", в том числе и местного.

Представляется, что понятие "цивилизация" можно определить как социокультурную систему, включающую не только социально-экономические условия жизнедеятельности общества, но и этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы. Цивилизация, ее ценности влияют не только на социальную, но и на государственную организацию общества.

В основе цивилизационного подхода лежат как раз духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические и пр.

Представители данного подхода: А. Тойнби «Постижение истории», Шпенглер «Закат Европы», Данилевский «Россия и Европа»

Одной из наиболее распространенных и характерных для этого направления цивилизационного подхода является теория стадий экономического роста, автор которой - Уолт Ростоу. Согласно этой теории, все общества по экономическому развитию можно отнести к одной из пяти стадий: традиционное общество; переходное общество, в котором закладываются основы преобразований; общество, переживающее процесс сдвига; созревающее общество и общество, достигшее высокого уровня народного потребления.

К первой стадии Ростоу относит общество, основанное на доньютоновской науке и технике и на преобладании сельского хозяйства.

Вторая стадия - это период трансформации общества в более развитый период закладывания основ для "сдвига" в области обрабатывающей промышленности.

Третья стадия - "сдвиг", "взлет" научно-технического развития как в промышленности, так и в сельском хозяйстве.

Четвертая стадия характеризуется как пора "зрелости". В этой стадии достигается устойчивое превышение выпуска продукции над ростом населения.

Пятая стадия - это период "высокого уровня массового потребления", в который ведущие секторы экономики переходят на производство предметов потребления длительного пользования и услуг. В соответствии с рассматриваемой концепцией именно на пятой стадии возникает общество, которое можно назвать "государством всеобщего благоденствия".

Представителем другого направления цивилизационного подхода к вопросу о типах государства является английский историк А. Тойнби. Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов.

Цивилизация, по Тойнби, - это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных и иных признаков. В соответствии с этим он выделяет в мировой истории более 20 цивилизаций, не связанных между собой какими-либо общими закономерностями развития, а существующих рядом друг с другом.

Отличаются друг от друга цивилизации прежде всего достижениями материальной и духовной культуры. Так, египетская цивилизация отличается от вавилонской, римская от индусской, христианско-православная от западной и т.д. История цивилизаций напоминает развитие человека: цивилизации возникают, развиваются, стареют, умирают.

Одни из его последователей представляют такую картину всемирно-исторического прогресса:

1 ступень - египетско-вавилонская цивилизация;

2 ступень - персидско-иудейская и античная цивилизации;

3 ступень - византийско-славянская - восточная (Россия) + западная цивилизация + исламская;

4 ступень - Апокалипсис.

Достоинство цивилизационного подхода видится в том, что он ориентирует на познание социальных ценностей, присущих конкретному обществу. Он более многомерен, чем формационный, так как позволяет рассматривать государство не только как организацию политического господства одного класса над другим, но и как большую ценность для общества. С позиций цивилизационного подхода государство служит одним из важных факторов духовного развития общества, выражения разнообразных интересов людей, источником их единения на основе культурно-нравственных ценностей.

1) отсутствие четкого определения цивилизации и культуры

2) недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны;

3) выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы, по сути дела (вольно или невольно), дали типологию не столько государства, сколько общества. Государство - только политическая часть общества, которая имеет свою природу и характеризуется собственными параметрами, не совпадающими с критериями общества как более широкого и объемного понятия.

В силу того факта, что типология государства (как и любая иная типология) является способом познания, формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Следовательно, данные подходы могут и должны применяться и отдельно друг от друга, и в комплексе.

Типология права – это его специфическая классификация, производимая в основном с позиции формационного и цивилизационного подходов.

Формационный подход: типология права производится на основе видов общественно-экономической формации. В зависимости от типов экономического базиса выделяют типы права:

    1. рабовладельческий,
    2. феодальный,
    3. буржуазный и
    4. социалистический.

    Цивилизационный подход: типология права производится на основе конкретно-географических, национально-исторических, религиозных, специально-юридических и иных признаков. В соответствии с этими критериями выделяют типы права:

      • национальные правовые системы и
      • правовые семьи.

      Национальные правовые системы представляют собой конкретно-историческую совокупность права, юридической техники и господствующей правовой идеологии отдельного государства.

      Правовые семьи представляют собой совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры прав и исторического пути его формирования. Различают правовые семьи:

        1. общего права,
        2. романо-германская,
        3. славянская,
        4. мусульманская, индусская и др.

        Исторические типы права, выделенные на основе формационного подхода

        Исторический тип права - совокупность характерных, существенных, взятых в единстве черт права, выражающих сущность и условия развития правовой системы определенной общественно-экономической формации.

        Исторически первым типом права возникает рабовладельческое право.

        Рабовладельческое право

        Рабовладельческое право – это возведенная в закон воля класса рабовладельцев.

        Основные признаки рабовладельческого права:

          • право предоставляло рабовладельцу полную, ничем не ограниченную свободу действий относительно рабов;
          • право открыто закрепляло неравенство среди свободного населения;
          • отрыто признавался и обеспечивался принцип неравенства мужчин и женщин, господства отца над детьми;
          • центральное место в праве занимает институт частной собственности, охрана ее сопровождалась установлением смертной казни за посягательство на нее;
          • в праве преобладал правовой обычай, обычное право было неписанным. Большое значение имел судебный и административный прецедент;
          • систематизация права на цивильное право (устанавливал народ; частное и публичное) и естественное право (установленное природой).
          Феодальное право

          Феодальное право – это возведенная в закон воля господствующего класса феодалов.

          Основные признаки феодального права:

            • право было правом правителей: защищало крупные землевладения и личности феодалов;
            • оно закрепляло классовое и сословное неравенство людей, закрепляло крепостную зависимость крестьян;
            • представители господствующего класса не считали себя связанными нормами права, т.к. всегда могли опереться на силу. Неограниченный произвол был особенно характерен для феодального собственника в его отношениях с крестьянством;
            • ему не присуще деление на частное и публичное право;
            • применение силы считалось нормальным способом разрешения споров, поэтому феодальное право часто называют «кулачным правом»;
            • право носило религиозный характер, что определялось местом и ролью церкви, санкции за нарушение правил поведения во многом определялись церковным судом.
            Буржуазное право

            Буржуазное право – это возведенная в закон воля класса буржуазии.

            Основные признаки буржуазного права:

              • светский характер – право не связано с религией;
              • высокая юридическая техника и создание разветвленной отраслевой системы права;
              • разделение права на частное и публичное;
              • признание закона основным источником права;
              • получило свое развитие социальное законодательство;
              • постепенно узаконивается светский брак (церковный не обязательно), роль мужа в семье уже не та, что была в предыдущие столетия;
              • отказ от наказания за религиозные убеждения, усиление наказания за политические преступления;
              • отделение судебной власти от исполнительной власти. Выборность судей на основе имущественного ценза, а затем и их несменяемость;
              • узакониваются профсоюзы.
              Социалистическое право

              Согласно марксистской теории социалистическое право представляет собой

                1. на первом этапе – этапе становления развития социалистического государства – возведенную в закон волю пролетариата, крестьян и трудовой интеллигенции,
                2. на втором этапе – этапе развитого социализма – возведенную в закон волю всего народа.

                Оно не является вечным: возникнув вместе с государством как классовый институт, социалистическое право отомрет вместе с ним.

                Социалистическое право провозглашает равенство, справедливость, гуманизм, демократизм, закрепляет принадлежность власти народу. На первом этапе это неравное право, так как он открыто предоставляет преимущество пролетариату и его классовым союзникам. В последующем оно объявляется общенародным, хотя на деле выражает, как правило, интересы находящейся у власти партийно-государственной бюрократии. Поэтому можно сказать, что социалистическое право носило декларативный характер, и было подчинено государству.

                Автор статьи

                Куприянов Денис Юрьевич

                Куприянов Денис Юрьевич

                Юрист частного права

                Страница автора

                Читайте также: