Почему становление казахстана в многонациональное государство исторически закономерно

Обновлено: 28.03.2024

Пройдя долгий путь исторического развития, независимый Казахстан сегодня представляет собой уникальную территорию, где в мире и согласии живут представители самых разных этнических групп. Наличие бесценного опыта по сохранению мира и ведению межэтнического диалога, главным образом отличает нашу страну от многих других мировых государств. Сама же история формирования полиэтнического состава населения Казахстана зародилась еще в дореволюционный период.

На дворе стоял восемнадцатый век, и шел процесс переселения первых, сравнительно крупных, славянских групп в ходе казачьей и крестьянской колонизации в пределы лесостепных районов Урала, Ишима, Тобола, Верхнего Иртыша и территории Рудного Алтая. Этот первый исторический этап во многом повлиял и на сложение казахского этноса, и на формирование многоэтничности.

Необходимо сказать, что в качестве информационных источников по истории формирования полиэтничности Казахстана в дореволюционное время выступали нормативно-правовые документы (законы, правительственные указы), материалы переселенческого управления (планы, отчеты, обозрения), а также статистические материалы (переписи населения). Многочисленные экспедиции путешественников, обзоры дореволюционных авторов также вносили вклад в копилку исторических сведений.

К дореволюционному периоду относится начало формирования татарской, немецкой, польской и других этнических групп Казахстана. Исследователи обращали внимание на начавшийся с середины девятнадцатого века процесс прекращения моноэтничности почти во всех регионах края, кроме Букеевской орды и южных районов.

Прибывшие этносы начали активно взаимодействовать с местным населением. Казахи перенимали у русского населения занятия, которые не были широко распространены в кочевой среде — огородничество, сенокошение, стойловое содержание скота. В свою очередь русские осваивали поливное земледелие, средства эксплуатации ирригационных сооружений.

Период второго этапа начинается в 20-30 годы прошлого столетия и завершается 90-ми годами двадцатого века. Его называют советским периодом. Здесь происходит стремительное изменение этнического состава жителей страны по причине разного рода миграций населения, организованных, насильственных, инициативных, а также депортации.

Собственно, такой термин, как полиэтничность населения, рождается и закрепляется именно в эти времена. Об этом уверенно скажут и цифры. Так, в 1920 году было зафиксировано проживание в Казахстане представителей 38 этносов, а в 1970 и 1986 годах, по данным переписи населения, уже 114 и 120 соответственно. В 1989 году численность населения Казахстана составила 16 млн человек, из этого числа казахи составляли 39,7%.

В советский период было создано большое количество трудов по проблемам истории полиэтники в Казахстане. Ученые активно изучали их через призму миграционных процессов, социально-экономических отношений, взаимодействия русского крестьянства и казахских шаруа в процессе революционной борьбы для решения аграрного вопроса общими усилиями.

В конце 60-х – начале 70-х годов демография становится специальным объектом исследования. В это время в казахстанской науке впервые появились фундаментальные труды, касающиеся развития народонаселения в тесной взаимосвязи с демографической политикой. Авторы подчеркивали, что к концу 60-х годов происходит постепенное снижение миграционного фактора в формировании населения и трудовых ресурсов Казахстана. По их словам, роль единственного источника населения начинает играть естественный прирост. Ученые также изучали процессы развития миграционных процессов на территории Казахстана в годы Великой Отечественной войны и освоения целинных земель.

Изучая вопросы полиэтники, в начале 80-х годов ученые проводили аналитическую работу по историко-демографической ситуации в крае.

В то же время, при довольно значительном охвате проблем, в советской историографии стороной обходились такие значимые аспекты, как проблемы депортации народов, политические репрессии, численность населения в годы коллективизации и ее трагические последствия, объективные последствия влияния миграции европейской и других групп населения на социально-экономическое положение местных жителей. Практически отсутствовала оценка динамики численности населения в период с 1939 по 1949 и с 1949 по 1959 годы. Реконструкция национального состава населения Казахстана с использованием материалов переписи 1939 года была произведена лишь в 1989 году.

Стоит отметить, что именно с конца 80-х годов проблемы этнодемографического развития начали рассматривать в качестве одной из узловых тем исторического развития страны. Открытие «белых пятен», рассекречивание архивных документов позволили по-новому взглянуть на содержание проводимых в республике социально-экономических экспериментов. В эти годы выходят первые работы, раскрывающие объективную картину демографической катастрофы в Казахстане конца 20-х – начала 30-х годов, ее влияние на дальнейшую ситуацию в этнодемографической сфере.

Третьим же этапом истории становится период независимости Республики. С тех пор межэтнические отношения в стране устойчиво развиваются, формируя единую нацию и при этом сохраняя этническое многообразие.

В результате привлечения значительного числа новых источников была проведена реконструкция этнического состава населения Казахстана в 20-80-е годы. В годы независимости начали по-новому исследовать проблемы коллективизации, раскулачивания, голода 30-х годов и их последствий для социально-демографической и национальной структуры населения республики, тема «кулацкой ссылки», депортации народов в Казахстан, социально-экономические и этнодемографические последствия освоения целинных и залежных земель.

До 1968 года для республики было характерно положительное сальдо миграции населения. Однако с начала 70-х Казахстан стал государством, интенсивно теряющим население в результате миграции. Ученые в своих исследованиях связывали миграцию с общим ухудшением социально-экономической ситуации после распада СССР. Наступил кризис идентичности.

Анализируя предшествующий этап развития, исследователи отмечали, что интернационализм на деле оказывался системой, подавляющей свободное развитие наций. Главным шагом к улучшению ситуации мог быть только путь реализации общенациональных интересов. Он заключался в обеспечении равенства всех народов, проживающих в Казахстане, при интегрирующей роли казахской нации. «Любой другой, – говорил президент страны Н. А. Назарбаев, – чреват губительными конфликтами, остановкой демократических реформ». С этой точки зрения ключевой задачей объявлялось обеспечение межнационального согласия в стране.

Большую роль в процессе изучения полиэтнической картины современного Казахстана играют справочные издания и издания по типу дорожных карт.

В 2014 году был издан «Этнополитический словарь» на казахском и русском языках, в который вошли более 400 терминов и понятий, применяемых в казахстанской этнической политике и практике. Это первое в республике справочно-информационное издание, куда включены термины, отражающие суть казахстанской модели межэтнического мира и согласия президента РК Н.А. Назарбаева.

Проблемам формирования полиэтнического состава населения Казахстана сегодня придается большое значение в образовательном процессе.

Сохранение межэтнического (межнационального) мира и согласия сегодня, в ближайшем и далеком будущем, является и будет являться одним из главных показателей стабильности общества и государства, гарантом его национальной безопасности.

По материалам книги доктора социологических наук, руководителя Центра по изучению межэтнических и межконфессиональных отношений в Центрально-Азиатском регионе Академии госуправления при Президенте Республики Казахстан А.К. Садвокасовой «Межэтнические отношения в Республике Казахстан: методологические подходы исследования, история и современность»

Согласно плана, обратите внимание на следующие моменты по первому вопросу:

1.1.Тема «Общественные отношения и политическое устройство государств на территории Казахстана в 13- первой половине 15 века» занимает особое место, как в истории Казахстана, таки в истории всей Евразии.

1.2.С одной стороны, монгольское нашествие было величайшим бедствием для Казахстана, равно как и для других завоеванных стран. Покорение монголов отрицательно сказалось на состояние оседлого и кочевого хозяйства. Захват монголами лучших пастбищ неизбежно вел к вытеснению коренного населения. Раздел между монгольской знатью завоеванной территории на улусы, после распада империи Чингисхана на ставшие независимыми друг от друга государства – Золотую Орду и империю Чагатаидов – нередко разобщал этнически родственные группы.

1.3.Монгольское завоевание сопровождалось истреблением людей, превращением их в рабство;

Уничтожались материальные и культурные ценности.

1.4.Жители Казахстана не прекращали освободительную борьбу, в 1229-1230 гг. в Западном Казахстане вспыхнуло восстание против монголов.

1.5.С другой стороны, образование монгольской империи сыграло огромную положительную роль.

1.6.Во-первых, на долгое время на территории Казахстана прекратились войны и усобицы, появление Улуг Улуса сыграло огромную централизующую роль.

1.7.Во-вторых, образование сильного государства стимулировало развитие торговли и расцвет градостроительства. Были восстановлены города, разрушенные во время завоеваний.

1.8.Так, вновь крупными ремесленными и торговыми центрами стали Сыгнак и Отрар, были заново отстроены Барчынлыкенг, Джент, города Хорезм и Мавераннахр. Кроме того, в период 13-14 вв. возникло 100 новых городов, в основном в степной зоне. Крупнейшими из них были Сарай-Бату, Сарай Ал-Жедид, сарайшик на Жаике, Азау, Бахшасарай, Укек,Маджар на северном Кавказе,Хаджитархан в дельте Едиля,Мохши в Мордовии,Чигмитура в Сибири.

1.9.Города Улуг-Улуса отличались отсутствием каких-либо оборонительных сооружений, в государстве была единственная крепость-Дербент, на кавказском побережье Каспийского моря. Многие города считались крупнейшими не только на востоке, но и во всем мире. Так, население Сарай-Бату превышало 100 тысяч человек (в 14 в. Города с населением 5-10 тыс.человек уже считались большими). На объезд столицы со всеми пригородами по периметру нужно было затратить не менее дня.

1.10.Благодаря особому покровительству ханов на территории Улуг-Улуса стали открывать торговые фактории западноевропейских стран, особенно Генуи и Венеции. Эти фактории быстро перерастали в крупные городские центры-Кафа (современная Феодосия),Солдайя (Судак),Чембала (Балаклава).Генуэзские колонии обладали автономией, занимались торговлей между странами Европы и Улуг Улусом. Эти колонии просуществовали до конца 15 в. И сыграли значительную роль в торговом и культурном взаимоотношении народов мира.

1.11.Улуг-Улус с самого момента своего образования стал противником европейского крестоносного движения. Многие русские земли (Новгород, Смоленск и др.) добровольно вступили в подданство Улуса, получив взамен защиту от западных агрессоров.

По второму вопросу:

2.1.Следствием монгольского завоевания Казахстана стало то, что его территория оказалась разделенной между наследниками Чингисхана. Территория Казахстана вошла в состав трех улусрв.Степная часть его вошла в состав старшего сына- Джучи. Он занимал территорию от Иртыша, Северного Семиречье, весь восточный Дешт-и-Купчак до Нижнего Поволжья. Улус Чагатая включил в себя и Юго-Восточный Казахстан,Восточный Туркестан и Мавераннахр. В улус Угедея вошли северо-восточная часть Семиречья, Западная Монголия, район Верхнего Иртыша и Тарбагатая. Сын Тулуй владел коренным юртом в Монголии.Улус Угедея был ликвидирован в 1251 г, его земли занял Тулуй.

2.2.Преемник Джучи – Бату предпринял завоевательные походы в Дешт –и –Кыпчак, земли волжских булгар, далее на русские княжества, в Польшу, Венгрию, Чехию до стен Берлина. Бату-ханом было основано государство Улуг Улус (Золотая Орда) со столицей в Сарай-Бату (близ Астрахани).

2.3.наибольшего могущества Золотая Орда достигла в первой половине 14 в. При Узбек-хане. Он объявил ислам государственной религией. Во второй половине 14 в. Она стала распадаться на отдельные улусы.На территории Восточного Дешт- и Кыпчака из Золотой Орды выделилось самостоятельное государство Ак Орда. Ее центр был в г.Сыгнаке. Значительно оно укрепилось при Урус-хане. На западе Казахстана образовалась Ногайская Орда.

2.4.На месте улуса Чагатая образовались государство- Могулистан и в западной части,в Мавераннахре возникло государство эмира Тимура. В 20-6- гг.возникли Сибирское, Казанское, Крымское, Астраханское ханства.

Вопросы для закрепления:

1.В Золотой Орде сложилась улусно-удельная система управления и владения завоеванными землями и народами. Раскройте сущность этого политического устройства. Определите функции таких органов власти и должностных единиц, как курултай, беклербек, диван, даруги, баскаки.

2.Объясните происхождение названий : улус Джучи,Кок Орда, Ак-Орда,Узбекский улус.Какое место в этой политической структуре занимали улусы Орда Еджена и Шейбани?

3.Расскажите, какие виды налогов платили в государственную казну жители средневековых государств. Чем различалось налогообложение кочевых и оседлых членов общества?

4.Опишите социальную структуру Казахстана в 14-15 вв.

5.Какие формы землевладения и земельной собственности существовали в 14-15 вв. в Казахстане?

6.Выделите общие черты государств, существовавших на территории Казахстана в 14 в. - первой половине 15 в.

Логические задачи(задания)

1.Семиречье было занято монголами без сопротивления. Объясните, почему.

2.При каких обстоятельствах произошло первое столкновение Чингисхана и хорезмшаха Муххамада?

3.В сентябре 1219 г.войска Чингисхана насчитывали до 150 тыс.человек, из них собственно монголов-111 тыс.человек. Представители каких народов еще участвовали в завоевательных походах?

4.После «Отрарской катастрофы» хорезмшах Муххамад в ответ на требование Чингисхана выдать Гаирхана казнил монгольского посла, а сопровождавшим его мусульманским купцам отрезал бороды. Сто это означало на языке дипломатии того времени?

5.С какими народами воевали монголы в 13 в.?

6.Опишите вооружение монголо - татар. Как они сражались- конные или пешие?

7.Сравните вооружение воина-хунну и воина-монгола 13 в.

8.Дайте характеристику тактики монгольской армии при осаде города и в полевом сражении.

9.Противники или союзники?

Монголы и китайцы в начале 13 в.

Чингисхан и эмир г.Койлык в 1219 г.

Гаирхан и Караджа в 1219 г.

Русские и половцы в 1223 г.

Дмитрий Донской и Мамай

10.Назовите правителей на Руси и в Азии – современников Чингисхана.

11.Один из историков 13 в. Мэтью Парижский сообщал в своей хронике, что в 1237 г. в Англии была сорвана ежегодная торговля сельдью, т.к. купцы не решались плыть в Ярмут. Какое событие в Европе внушило купцам ужас?

12.Чем была обусловлена необходимость принятия единой религии в Золотой Орде?

13.какие современные страны полностью или частично входили в империю Чингисхана в 13 в.?

14.Хунну как народ сошли с исторической арены после смерти Аттилы. Почему после смерти Чингисхана подобное не произошло с монголами?

Знаете ли вы их имена?

· Первый правитель сильного военно-феодального государства, занимавшего территорию от Байкала до пустыни Гоби. Подчинил себе южносибирские племена, Северный Китай. В 1224 г. создал огромное государство, в которое вошли Казахстан и часть средней Азии. Умер в 1227 г.

· Внук основателя Золотой Орды, выбранный в 1235 г. главнокомандующим армией, которая должна была совершить поход в Европу. Захватил территорию от Днестра до Иртыша и от Булгарского княжества до Хорезма.

· Бухарский ремесленник, который в 1238 г.поднял восстание против монголов. К мятежникам присоединились крестьяне. В результате подавления восстания руководитель погиб.

· Полководек Золотой орды, внук Джучи .Участвовал в совместных походах с Бату. Установил дипломатические отношения с Египтом. Был женат на дочери Византийского императора. Совершал набеги на Польшу, Венгрию, Сербию , русские княжества. Убит в войне с Тохтамышем. Правил землями от Дона до Дуная.

Найти фактологические ошибки.

Хорезмшах Ала ад-Муххамад предпринял шаги для развития торговых связей с империей Чингисхана, направив одно за другим три посольства. Но очень скоро сам нарушил налаживающиеся связи, а затем они были и вовсе разорваны по вине хорезмшаха и его приближенных .Чингисхан снарядил в Хорезм большой караван, в котором следовало 350 купцов и с ними по 2-3 человека от каждого племени монголов. Каждый из этих людей получил по одному золотому с поручением узнать о войске, степени защищенности города, его фортификационных сооружениях. По прибытии в Отрар караван, купцы и послы Чингисхана были задержаны наместником хорезмшаха в Отраре. Не известив хорезмшаха, что купцов и послов он задержал как шпионов, Гаирхан приказал умертвить всех купцов, избив при этом послов. Все, что было в караване было частью присвоено Гаирханом, частью отправлено хорезмшаху. Получив от спасшихся от смерти послов известие о гибели купцов, Чингисхан принял решение начать войну.

Торар,Сыгнак.

В октябре 1319 г.монголы нанесли по Отрару первый удар. Гарнизон города под командованием Инала составлял 15 тыс. человек Джелал ад-Дина. Город был хорошо укреплен , и когда Чингисхан понял, что осада Отрара будет долгой, он оставил часть войск под командованием Чагатая. Согласно источникам, осада Отрара продолжалась 5 месяцев. После взатия отрара в феврале 1220 г. его цитадель была разрушена, оставшихся в живых жителей города монголы стали использовать при осаде других городов. Семь дней обороняли свой город и жители Сыгнака. Войска монголов под командованием Джучи, действовавшие в нижнем течении Сырдарьи, сходу, не вступая в переговоры, и не церемонясь, сделали попытку взять город.

Семь дней сражались сыгнакцы, но силы были неравны, и взяв город, монголы частью истребили его жителей, частью стали использовать при осаде других городов, как передовое прикрытие для своих наступающих войск. Затем войска Угедея атаковали и взяли Узгенд, Ашнас.

Образование улусов.

В последние годы жизни Чингисхан был крайне озабочен судьбой своей державы. У хана было четыре сына от любимой жены Бортэ и множество детей от других жнее, которые хотя и считались законными детьми, но не имели никаких прав на занятие места отца. Чингисхан выделил каждому из четырех сыновей уделы : младний сын- Тулуй получил коренной юрт Чингисхана – Западную Монголию, район Верхнего Иртыша и Тарбагатая.

Обширные территории, завоеванные к западу от Монголии, были поделены между старшими сыновьями, причем каждому из них было пожаловано по 4 тысячи регулярной армии.Третьему сыну Чингисхана Угедею была выделена территория Монголии.Владения второго сына, Чагатая простирались на обширные земли Восточного Дешт - и-Кыпчака, северную часть Семиречья до Нижнего Поволжья включительно. Удел старшего сына, Джучи занимал обширные земли восточного Туркестана, большую часть Семиречья Мавераннахр. Таким образом, территория Казахстана вошла в состав трех монгольских улусов: большая (степная) часть в состав улуса Тулуя, южный и юго-восточный Казахстан - в улус Чагатая , северо-восточная часть Семиречья- в улус Угедея. Именно таким образом у монголов установилась система наследования, называемая минорат, при которой младший сын получал в наследство все права отца, а старшие братья - лишь долю в общем наследстве. При жизни Чингисхана земли, отведенные сыновьям, служили для них только источником дохода, но оставались подчиненными главе империи.

Казахстан в составе Золотой Орды.

Старший сын Чингисхана Джучи стремился сделать свой улус независимым государством, и только его смерть зимой 1227 г. помешала войне между ним и отцом. Преемником Джучи стал его сын Бату. Походы Бату на русь и другие земли к западу от волги превратили улус Джучи в обширное государство. За этим государством в исторической литературе утвердилось название Золотая Орда. Столицей был город Сарай-Бату, позже столица была перенесена в Сарай-Берке. Бату пользовался большим авторитетом и был правителем единого государства. Земли северо-восточной части Семиречья, обширный район бассейна Иртыша, степи до Улутау и Каратау входили в состав Золотой Орды и управлялись братом Бату Орда Едженом. До конца 13 в. Улус Орда Еджена ездили на курултай к золотоордынским ханам и признавали себя их подданными. В системе внутреннего управления в Золотой Орде важное место занимал административно-чиновничий аппарат, представленный служивыми людьми, а также военно-кочевой знатью. Всеми военными и гражданскими делами управлял хан.

1.В 1312 г. ислам был объявлен государственной религией:

а/ в казахском ханстве

б/ в государстве караханидов

в/ в Тюргешском каганате

г/ в Тюрском каганате

д/ в Золотой Орде

2.Причина ослабления Ак Орды:

а/ борьба с Золотой Ордой

б/ борьба с Ногайской Ордой

в/ походы Тимура

г/ борьба с Могулистаном

д/ походы калмыков

3. Основную массу населения Золотой Орды составляли:

4.Оборону г.Отрар против монголов возглавил:

г/ хорезмшах Мухамед

5.Вторжение монголов на территорию Казахстана началось в

6. Город, население которого почти полностью было уничтожено монголами:

7.Летом 1218 г. купцы торгового каравана, посланного Чингиз-ханом, были убиты в городе:

8.После раздела монгольской империи территория Восточного Дешт и Кыпчака вошла в Улус

9. Ак Орда возникла на территории Улуса:

10.Ислам стал государственной религией в годы правления:

а/ Джанибек хана

11.Племена. завоевавшие территорию Казахстана в 13 в.:

12.Тюркизированное население Золотой Орды называлось этнонимом:

13. Первое крупное государство на территории Казахстана в послемонгольское

а/ ханство Абулхаира

д/ Ногайская орда

14.Самое продолжительное сопротивление монголов оказали жители города:

15. Столица Ак Орды с 14 в.

16. Самый большой монгольский улус на территории Казахстана:

17. Ак Орда была населена племенами:

18. Монгольское государство, основанное Батый-ханом:

г/ Узбекский Улус

д/ Ногайская Орда

19. Шайбанид Абулхаир был избран ханом в

20.В какие годы территория Казахстана была завоевана монголами?

21.Какие районы Казахстана входили в состав Угедеевского улуса?

а/ Восточный Казахстан

б/ Западные районы

г/ Южный Казахстан

22.Назовите хана, который правил самое длительное время на территории Казахстана в 14-15 вв.

23.Влияние монгольского нашествия на этнообразующие процессы в Казахстане

а/ Дальнейшее развитие этносоциальных процессов эволюционным путем.

б/ Были внесены качественные изменения в развитии этносов

в/ Этнообразующий процесс полностью остановился

г/ Никакого влияния не имело

д/Образовались совершенно новые этносы

24.Какие районы Казахстана вошли в состав Шагатаева улуса?

б/ нижнее течение Сырдарьи

в/ Центральный Казахстан

г/ Западные районы

д/Семиречье, южные районы

Темы рефератов и докладов

1. «Чингисхан – личность, политик».

2. «Образование государства Чингисхана».

3. «Судьба Отрара и других казахстанских городов в период монгольских завоеваний»

4. «Историография походов Чингисхана в трудах великих исследователей Востока».

5. «Культура Золотоордынской эпохи. Градостроительство, симбиоз оседлости и кочевничества, развитие ислама, литература».

Литература основная:

1. А. Кузембайулы «История Казахстана» стр. 100-104

2. Г. Кан «История Казахстана» стр. 56-60

3. Ж. Артыкбаев «История Казахстана» хрестоматия гл. 3 стр. 122-139

4. А. Абдакимов «История Казахстана» стр. 44-49

5. Ж. Артыкбаев «Очерки по истории Казахстана» стр. 139-145

6. Справочник «История Казахстана» стр. 17-22

Литература дополнительная

1. Ж. Артыкбаев «Казахское общество: традиции и инновации» Караганда – 2003г.

Тема: «Этапы развития казахской государственности» Учитель истории высшей.

Первый этап. Откочевка Жанибека и Керея в 1456 году. Это событие является началом возникновения Казахского ханства. Жанибек и Керей сумели вырваться из власти шейбанидов, собрать и увести племена, подданые им, и сплотить казахский народ.
Второй этап. Почти полуторавековая борьба против джунгарских завоевателей за сохранение самостоятельности национальной государственности казахов.
Третий этап. Антиколониальная борьба. Первые признаки борьбы против тоталитаризма.
Четвертый этап. 16 декабря 1991 года - объявление государственной независимости РК, что означает формирование новой политической системы, характеризующейся сильной, президентской властью, основанной на принципах демократии и уважения основ прав и свобод человека.
История Казахстана охватывает четыре крупнейших события, которые олицетворяют четыре этапа становления независимости.


В середине XV в. - Образовалось Казахское ханство - результат противоречивог.

В середине XV в. - Образовалось Казахское ханство - результат противоречивого многовекового взаимодействия и взаимопроникновения политических и этносоциальных действий, происходивших на территории Центральной Азии. В этнополитогенезе кочевых племен нельзя не отметить необыкновенную значимость действия тех времен, которым стала откочевка в 1465 году потомков основоположника династии казахских ханов Урус-хана - Джанибека и Керея - с преданными им племенами Значение этого действия в том, как отмечают казахстанские историки, что оно ускорило процесс сложения казахской народности в итоге выделения и обособления родов, племен и формирующихся народностей Восточного Дешт-и Кыпчака.
Вплоть до гибели последнего казахского хана Тауекель-Мухаммад-батыр-хана (Тауке) в 1718 году и перевоплощение трех казахских жузов в самостоятельные ханства в эре казахской государственности этот отрезок времени можно выделить как практически 300-летний период централизованного этнополитического объединения казахов, которое являлось ничем другим, как государством. К этому времени относятся общие для них узаконения: «Касыма праведный путь» (XYI в.), служившее главным законом; “Семь узаконений” хана Тауке (вторая половина XYII в.), закреплявшее государственный строй и право казахов.


Но в XVIII веке в трудной экономической и политической ситуации встал вопрос.

Но в XVIII веке в трудной экономической и политической ситуации встал вопрос о вхождении в состав России, которое длилось около 150 лет. Усиление колониального гнета в Казахстане вызывало резкое недовольство народных масс. Крупное волнение народа зачастую перерастало в национально-освободительные восстания. Но, к сожалению, проблемы национально-освободительных восстаний и войн по сей день относятся к «белым пятнам» истории. Восстания под руководством Сырым Датова (1783-1797), Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова (1836-1838), Кенесары Касымова (1834-1847) были направлены против колониальной экспансии со стороны Российской империи.


С конца ХVIII века и до образования КазССР в Казахстане произошло более 300 н.

С конца ХVIII века и до образования КазССР в Казахстане произошло более 300 национально-освободительных волнений, войн, восстаний.
Одним из ярких событий являются Декабрьские события 1986 года. Мы считаем, что декабрьские события в Алматы 1986 года можно отнести к национально – освободительному движению. Потому что одной из глубинных причин, сделавших эти события, является политический волюнтаризм властей. Десятилетиями административная система вместо реальной работы занималась лакировкой действительности и мифотворчеством – подобно тому, что национальный вопрос в СССР решен «окончательно и бесповоротно». Замалчивались даже такие страшные преступления сталинизма, как выселение целых народов из родных мест, гибель сотен тысяч невинных людей. Устойчиво распространялся миф о предательстве переселенных народов. Под политикой расцвета культур осуществлялась унификация и ассимиляция малых народов.
Суверенность в республики провозглашалась только на словах. Центр неоднократно занимался перестройкой границ Казахстана. Когда в 1960-ые годы Хрущевым был создан целинный край, были разговоры о передаче края в состав РСФСР – это вылилось в резкую и бурную реакцию студенчества республики.


Декабрьские события и многие другие конфликты закономерно вырастают из игнори.

Декабрьские события и многие другие конфликты закономерно вырастают из игнорирования элементарных прав людей и целых народов. Приятая верхами концепция «решенности национального вопроса» не позволяла и ученым-обществоведам проводить серьезные исследования, прогнозировать события, хотя многие зарубежные ученые предсказывали резкое обострение межнациональных отношений в СССР именно в середине 90-х годов».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что на протяжении всей российской колонизации, казахский народ боролся за независимость, за сохранении национального достоинства. Царская и сталинская империи игнорировали интересы казахского народа, «Оная орда» для них был лишь национальной окраиной, богатой сырьевыми ресурсами. Тяжелая жизнь, постоянные налоги, удушающие репрессии, унесшие лучших сыновей Казахстана – все это давило на казахский народ, задевала их национальные чувства, и результат всего – вспышки, бунты, восстания. Поэтому нельзя не удивляться высокому чувству патриотизма казахского народа.


После распада Советского Союза Казахстан стал независимым государством. Наш.

После распада Советского Союза Казахстан стал независимым государством. Наш народ осуществил вековую мечту – создал свою государственность. Доказательство – показания табло в зале заседания Верховного Совета 16 декабря 1991 года, квалифицированное большинство – 270 депутатов – проголосовало за независимость.
Историческим актом стал Конституционный закон Республики Казахстан «О государственной независимости Республики Казахстан», принятый Верховным Советом РК 16 декабря 1991 года. Закон был принят в связи с распадом СССР и провозглашал государственную независимость Республики Казахстан.


Обретение Республикой Казахстан государственной независимости положило начал.

Обретение Республикой Казахстан государственной независимости положило начало целому ряду процессов, которые продолжают развиваться, и еще далеки от своего завершения. И только сейчас, пройдя первое серьезное испытание временем, можно с уверенностью констатировать факт несомненного признания авторитета нашего государства в мировом сообществе.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Краткое описание документа:

В презентации представлены основные этапы становления казахской государственности, начиная с образования Казахского ханства султанами Жаныбеком и Кереем в 1465-66 году, начало присоединения Казахстана к Российской империи, Декабрьские события 1986 года и до обретения Казахстаном независимости в 1991 году.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

На сегодняшний день многонациональность Казахстана является неотъемлемой характеристикой казахстанского общества. Это исторически сложившееся под влиянием различных факторов явление считается политической данностью и играет важную роль в развитии государства. Внутренние интересы многоконфессионального государства напрямую влияют на внешнеполитический курс страны.

В статье рассматривается многонациональность как доминанта имиджа Казахстана на мировой арене. А также влияние многоконфессионального общества на развитие международного диалога Казахстана в условиях глобализации.

На современном этапе многонациональность Казахстана является неотъемлемой характеристикой казахстанского общества, и такое явление как «полиэтноконфессиональность» является политической данностью, исторически сложившейся в течение определенного времени под влиянием различных факторов. Безусловно, это явление диктует государству выстраивание определенной внутренней политики, которая характеризуется уважением к этническому многообразию и к самобытности всех этносов, проживающих в государстве. В широком смысле, под этнополитикой понимается «определенная форма политической жизни общества, в которой затрагиваются интересы и чувства этнических групп и других акторов, включенных в этнополитические отношения» [1, с. 30].

В целом, следует отметить, что основными факторами, определяющими сохранение и развитие межнационального и межконфессионального мира и согласия в Республике Казахстан, являются восприятие многоэтничности в качестве позитивных факторов государственного развития, достижение казахским языком фактического статуса государственного языка, его развитие и распространение, а также формирование единства на основе ценностей всех граждан Республики Казахстан. Именно поэтому, основываясь на положительном опыте сохранения мира и согласия, можно говорить о том, что многонациональность

Казахстана является одним из важнейших факторов, которые влияют на имидж Казахстана на мировой арене.

Этимологически понятие «имидж» происходит от латинского «imago», связанного с латинским словом «imitari», что означает «имитировать». В современном русском языке понятие имиджа емко и многогранно. Это образ, мотив, роль, амплуа, маска, типаж, установка. Так, апеллируя многообразными ролями в человеческой культуре, «имидж» аккумулирует в себе различные культурно-исторические значения [2].

Формирование имиджа страны зависит от геополитического положения, особенностей экономического, политического развития, исторических процессов, от культуры и своеобразия менталитета, от политических лидеров государств. В первую очередь, конечно, имидж направлен на формирование благоприятного влияния и восприятия со стороны внешнего мира. Таким образом, формирование позитивного благоприятного имиджа страны – один из важнейших факторов и инструментов развития суверенного государства, в основе которого стоит демократизация политических процессов в мире.

Имиджевая политика государства строится на учете его национального состава, на взаимопроникновении и взаимоуважении культур, на цивилизованном балансе между религией и светским обществом. В таком полиэтническом обществе может возникнуть множество проблем на основе несоответствия интересов, недопонимания и споров различного характера. Безусловно, Казахстан как многонациональное государство напрямую сталкивается со всеми положительными и отрицательными факторами многоконфессионального общества, более того государство является примером и носителем позитивного опыта развития мира и согласия в обществе.

Как уже отмечалось ранее, приоритетным направлением внутренней политики Казахстана является сохранение культурного многообразия и этнической самобытности Республики, что, несомненно, является одним из главных средств в формировании государством своего имиджа как внутри страны, так и за рубежом. Значимость Казахстана в создании позитивного образа на мировой арене подтверждают следующие факты:

  • создание Ассамблеи народа Казахстана 1 марта 1995 года, являющееся уникальным не имеющим аналогов в мире институтом гармонизации межэтнических взаимоотношений.
  • реализация национального культурного проекта РК «Триединство языков» (казахского, русского и английского), принятого в 2007 г. на государственном уровне, способствует созданию и продвижению образа РК как многонационального и толерантного государства;
  • государственная поддержка культурного наследия этносов, проживающих на территории Казахстана

(открытие этнокультурных центров, национально-культурных центров, театров, галерей и музеев, разработка исторических маршрутов, производство казахстанских кинофильмов).

Сохранение мира в многоконфессиональном обществе, позитивный опыт в решении межкультурных конфликтов, реализация специализированных государственных программ развития диалога между культурами – это составляющие внутренней политики Казахстана, которая играет огромную положительную роль в формировании позитивного имиджа государства на мировом пространстве, поэтому многонациональность – это доминанта имиджа государства.

Ассамблея народа Казахстана – консультативно-совещательный орган, накопивший консолидирующий и интеллектуальный потенциал, институт народной дипломатии. 20 октября 2008 года президентом страны Назарбаевым Н.А. был подписан Закон «об Ассамблее народа Казахстана», который юридически закрепляет АНК в качестве полноправного субъекта политической системы страны. Данная инициатива являлась несомненным новаторством в мировой практике, которая позволила на самом высоком уровне решать проблемы межэтнических отношений [3].

Ассамблея получила признание авторитетных международных организаций таких, как ООН, ОБСЕ, ее Генеральный секретариат и отделения Малых Ассамблей посещали представители ближнего и дальнего зарубежья. Вслед за АНК, в России, Чеченской Республике и Кыргызстане, Белоруссии, Азербайджане и Туркменистане образовались аналогичные общественно-политические организации, институты гражданского общества, которые помогают государству в осуществлении позитивной национальной политики в области оптимизации межэтнических отношений.

Нужно отметить, что в связи с реформами 2007 года статус АНК заметно повысился, так как согласно конституционным поправкам, АНК получила политические механизмы осуществления собственной деятельности за счет представления 9 депутатских мест в Мажилисе Парламента страны кандидатам от Ассамблеи народа Казахстана [4]. Логика определения именно такого количества мандатов объясняется тем, что именно 9 самых крупных этносов образуют 97% населения страны. На данном этапе политического развития видно, что эта мера является практически эффективной и оценивается, как направленная на институционализацию этноконфессионального согласия в республике с целью сохранить это в будущем.

Индивидуальность каждой народности, в то же время многообразие и множественность этносов, культур, языков являются основными поводами для создания диалога, который реально существует в Казахстане, объединяющем 100 этносов и 17 конфессий. Диалог культур в поликультурной стране предопределен реальностью. В нашей республике проявляются противоположные тенденции развития современной цивилизации и целых народов, их языков, культур – глобализация как неминуемое требование времени, с одной стороны, и попытка сохранения своей культуры, языка, лица народа, с другой. Взаимодействие этих двух тенденций с неизбежностью приводит к необходимости диалога культур.

Глобализация – ключевое понятие, характеризующее процессы мирового развития на рубеже XXI века. Ее основными чертами являются расширение взаимосвязей государств, что выражается в процессах формирования мирового информационного пространства, рынка, интернационализации экологических проблем, межэтнических и межконфессиональных конфликтов [5, с.14].

Глобализация выражается во взаимопроникновении культур, цивилизаций, в стандартизации образа жизни и поведения людей. Глобализация включает и многие другие стороны усиления взаимосвязи и интеграции человеческих сообществ: повышение роли транснациональных структур и участников международных отношений региональных и общественных организаций, приоритет прав и свобод человека, универсализации правовых норм, социальных стандартов и т.д. Можно утверждать, что с наступлением глобализации брошен вызов культурному и этническому разнообразию со стороны массовой культуры, и поэтому постоянное обращение и сохранение национальных культурных ценностей становится крайне актуальным.

Это прямо касается Казахстана, потому что в Республике остро встает вопрос о сохранении языковой и культурной идентичности и самобытности традиционной культуры казахского и других народностей Казахстана, которые вместе образуют казахстанский народ. Речь идет о возрождении и развитии казахской культуры, чтобы она была конкурентоспособной по отношению к западной культуре. В условиях всевозрастающей глобализации необходим конструктивный диалог ценностей традиционной культуры народов Казахстана и либерально-демократического общества.

Внешняя и внутренняя политики страны находятся во взаимосвязи, так, историческое развитие страны зависит от степени осознания национальных интересов и их представления на международной арене. Для Казахстана существует несколько возможных вариантов дальнейшего исторического развития, одним из которых является трансформация культуры в тюркско-исламский мир, с которым связывает многовековая общность национальных корней языка, традиций и обычаев.

Наконец, наиболее вероятным и в то же время перспективным путем развития культуры в XXI веке может оказаться «евразийское культурное пространство». На это влияют геополитическое положение страны и уже определившийся курс внешней многовекторной политики, которая апеллирует интересами внутренней политики.

Процесс глобализации не только порождает однообразные структуры в экономике и политике различных стран мира, но и приводит к «глокализации» адаптации элементов современной западной культуры к локальным условиям и местным традициям [6, с.38]. На такой основе возможно не только сохранение, но и возрождение, и освоение культуры и духовности народа, развитие местных культурных традиций, локальных цивилизаций. Глобализация требует от местных культур не безоговорочного подчинения, а выборочного восприятия и освоения нового опыта иных цивилизаций, возможного только в процессе конструктивного диалога с ними.

Главный результат деятельности казахстанской дипломатии состоит в том, что без какого-либо ущерба национальным стратегическим интересам была выстроена система стабильных добрососедских и дружественных отношений со всеми заинтересованными государствами, прежде всего с соседними странами, и со странами, народности которых являются гражданами суверенного Казахстана, в котором поддерживаются все условия для развития демократического, свободного, равного общества.

В статье рассматривается исторический анализ формирования этнической структуры населения Казахстана. Автор с своей статье раскрывает тенденцииформирования этнической структуры населения Казахстана Важным объектом демографических исследований являются этносы. Демографический фактор, наряду с социальным и национальным, доминирует и в развитии любых форм мировой цивилизации. Показатели сведений последних лет свидетельствуют о том, что Казахстан вышел из ситуации демографического кризиса, происходит стабильное увеличение численности населения страны, причем, как за счет естественного прироста. Автор приходит к выводу, что без научного анализа на всех уровнях невозможно составить реальные прогнозы экономического и социального развития страны и его регионов. А в целом, этнодемографическая ситуация будет продолжать улучшаться, при этом увеличение численности населения произойдет благодаря улучшению социально-экономического положения страны и уменьшению миграционных потоков.

Население является основным источником производительных сил общества, и без использования достоверных сведений о численности населения, его половозрастном, национальном составе, образовательном уровне и занятости невозможно проводить эффективную социально-демографическую политику. Демографический фактор, наряду с социальным и национальным, доминирует и в развитии любых форм мировой цивилизации. Поэтому без его научного анализа на всех уровнях невозможно составить реальные прогнозы экономического и социального развития страны и его регионов. Важным объектом демографических исследований являются этносы.

Этнодемографические процессы в Казахстане отличались, прежде всего, тем, что в республике сложилась достаточно уникальная этноструктура, характеризующаяся преобладанием русскоязычного населения. Основными источниками формирования русскоязычного населения Казахстана были сначала казачья, потом крестьянская русско-украинская колонизация в дореволюционное время и крупные перемещения населения преимущественно из России.

Демографическое развитие Казахского края дореволюционного периода проходило под влиянием сложнейших военно-политических условий: империалистическая война, восстание 1916 года, февральская буржуазно-демократическая революция и октябрьская революция 1917 года. За 46 лет (1871-1917 гг.) в крае осело свыше 1,6 млн. человек (без вернувшихся обратно), подавляющее большинство которых прибыло в 1907-1916 гг., особенно в годы столыпинской аграрной реформы. В результате всего этого в конце XIX начале XX вв. произошло усиление процесса формирования многонационального состава населения Казахстана [1], В крае уже проживали представители около 60 национальностей, среди которых, кроме тюркоязычного населения (узбеки, уйгуры, киргизы, каракалпаки, башкиры и т.д.), были немцы, поляки, мордва, дунгане, таджики, евреи и др. Резко вырос удельный вес восточных славян, который достиг в 1914 году 29,6 % против 12,8 % в 1897 году [2].

В конце 30-х годов XX столетия Казахстан пережил массовое переселение населения из других регионов бывшего Советского Союза. Сюда были переселены сотни тысяч крестьян, объявленных кулаками, а в 1937-1938 году на его территории были созданы концентрационные лагеря. В довоенный период имели место постоянные депортации поляков из западной Украины, Белоруссии и Литвы. Накануне депортации по переписи 1939 года в Казахстане проживало 54696 поляков, 3569 латышей, 808 литовцев и т.д.

Положение еще более изменилось, когда в годы войны (1941-1945 гг.) в Казахстан были насильственно переселены с Поволжья немцы. В августе 1941 г. в Казахстан переселено 349713 человек, а общая численность немцев в республике составила 441713 [3]. Перемещение оставшейся части немцев в Казахстан происходило в 1944-1945 годах.

В феврале 1944 года было произведено насильственное переселение с Кавказа чеченцев и ингушей, в марте балкарцев, в ноябре турков-месхетинцев.

В 50-60-х годах ХХ столетия в связи с освоением целины сюда переселилось более миллиона жителей России, Украины, Белоруссии. Бурное развитие промышленности в Казахстане создавало новые рабочие места, которые также занимали переселенцы.

До 1968 года для республики было характерно положительное сальдо миграции населения, т.е. число прибывших в страну намного превышало число выбывших из нее. В 50-е годы миграционный прирост составлял в среднем ежегодно 1,2 % к численности населения республики, а в 60-е -0,5%. За периоды 1950-1959 гг. и 1960-1967 гг. в среднем за год на 1000 населения миграционный прирост республики составил, соответственно, 12 и 5 человек. Однако с 1968 года по настоящее время в миграционном процессе республики сложилась обратная ситуация, т.е. во внешней миграции отмечается более высокая интенсивность выбытия населения, чем прибытия в страну. Например, за периоды 1970-1979 гг. и 1980-1989 гг. в среднем за год на 1000 населения миграционная убыль составила, соответственно -5 и -7 человек.

В результате миграции Казахстаном за 1970-е годы было потеряно 28% естественного прироста населения (естественный прирост за этот период составил 2396 тыс. человек), а за 80-е годы соответственно -38% (2656 тыс. человек).

До 70-х годов XX века миграция в Казахстан осуществлялась из других республик, например, из центральных и нечерноземных районов России, Украины, Белоруссии, Молдавии. Это так называемая внутригосударственная миграция. В годы Советской власти такой вид межреспубликанской миграции всесторонне поддерживался. В результате такой политики казахи с конца 30-х до конца 70х годов XX в. составляли в Казахстане численное меньшинство. После Октябрьской революции и даже в 20-е годы казахи в республике составляли около 60% от всего ее населения. Но затем этот статистический показатель уменьшался из-за нерегулируемого притока мигрантов из России, в конце 50х годов снизился до 30%. Русские же в 20-е годы в Казахстане составляли 20,6%, в 1939 году 40,2%, к 1959 г.-42,7%, т.е. их численность постоянно возрастала. Если в 1959 году по сравнению с 1939 годом численность казахов из-за естественного прироста увеличилась на 474 тыс. человек (20,5%), то в тоже время численность русских из-за притока их извне возросла на 1523 тыс. человек (62%).

Сложившаяся в результате крупных миграционных подвижек этноструктура населения не являлась и не является неизменной. Так, в 1959 -1989 годы в республике медленно, но верно рос удельный вес казахов: с 30 до 39,7 %.

Казахское же население в силу традиционных видов занятий осталось в подавляющем большинстве своем в малоразвитых сельских местностях и местах экологических бедствий (Наурзум-ский район Кустанайской области, где, в «народно-хозяйственных» целях проводились атомные взрывы по программе “Регион”, которые были произведены вдоль меридиана Костанай – Аркалык – Жезказган – Кызыл-Орда; Джангильдинский район Тургайской области, близко расположенный к Байконуру).

Под мощным прессингом имеющих более широкую сферу применения иных языка, культуры и образа жизни, казахское население оказалось в заведомо невыгодном положении и было вынуждено приспосабливаться к новым реалиям. По сведениям Госкомстата Казахской ССР «О национальном составе руководителей промышленных, сельскохозяйственных предприятий и организаций транспорта, связи и строительства на 1 января 1990 года», соотношение казахов и русских по республике в данной социальной группе было 39,5 и 34,8 %. Северный Казахстан вкупе с Восточно-Казахстанской и Карагандинской областями показал обратное соотношение [4].

Российские исследователи отмечают, что еще в 1970-е гг. русские жаловались на несправедливость по отношению к ним при поступлении в вузы, а с наступлением независимости диспропорция стала еще более явной. В 1989 году 54 % всех студентов были казахи, 31 – русские. При этом не учитывается факт “старения” русского этноса и “сжатия” молодых возрастных групп, а так же отъезд молодых на историческую родину вследствие узости перечня специальностей вузовского образования Казахстана.

В силу широкого расселения русских по территории бывшего СССР, когда около 17 % численности этноса проживало за пределами Российской Федерации в инонациональных средах, межэтнические браки у русских были там широко распространены. Так, если в европейской части Российской Федерации, на территории основного расселения русских, доля национально-смешанных браков была у них очень невелика (7 %), то, скажем в Молдавии этот показатель достигал 59 % [5]. При этом следует заметить, что в этой республике в смешанные браки русские чаще вступают не с молдаванами, а с представителями иных национальностей, как правило, с украинцами и белорусами. Последнее имело место и в Казахстане: львиная доля межнациональных браков приходилась на браки между представителями славянских этносов и татар. Казахи в межнациональных браках были представлены более слабо. Так, по переписи 1959 года смешанные браки отдельных народов, проживающих в Казахстане, составляли: у казахов – 4,1 %, в 1969 г. – 8,4 %; у татар соответственно – 28,1 и 57,5 %; у украинцев – 49,8 и 71,5 и т.д. Самым важным сдвигом является то, что в 1959 году в республике не было казашек замужем за неказахами, а в 1969 г. каждая из 25 вступивших в брак выбрали спутника жизни неказаха. В 1970 году регион наряду с Украиной и Латвийской ССР по количеству смешанных браков вошел в первую тройку в стране.

Другим следствием социально-демографической политики советского государства является и то, что сегодня для оралманов (казахов, вернувшихся на историческую родину) владение родным казахским языком оказывается недостаточным для того, чтобы нормально адаптироваться в северных и восточных регионах Казахстана. Культурная экспансия на северо-восточных территориях Казахстана отразилась на национальной культуре в целом в виде глубокого и всеохватного кризиса, так как наложилась на жузовое расслоение казахов, относительно хорошо сохранившееся вследствие низкой мобильности казахского населения в плане миграции.

Наряду с указанными негативными процессами, следует отметить, что в условиях железного занавеса опыт общения представителей множества различных этнических культур в Казахстане был уникальным. Этот фактор не в последнюю очередь повлиял на формирование этнической и культурной толерантности и отсутствие ксенофобии у проживающих здесь народов.

Усилился процесс собирания казахского этноса в одноименном государстве. С 1989 года вновь продолжился интенсивный процесс возвращения казахов из Узбекистана (особенно Каракалпакии), России, Туркмении. Однако, несмотря на мощный абсолютный отток русских из Центральной Азии (около 2 млн. человек в 1990-е гг.), относительное снижение в этом регионе самым низким было в Казахстане – 17 %, в то же время в Киргизии, Туркменистане и Узбекистане – 24 %, 25 % и 26 % соответственно. Наибольшее относительное сокращение русской диаспоры (на 48 %) было характерно для Закавказья: почти 2/3 русского населения – 62 % выехало из Армении, 48 % из Азербайджана и 45 % из Грузии [6].

По данным переписи 1959 года, в Казахстане жило 3974 тысяч русских (42,7% населения республики), 2795 тыс. казахов (30,0%), 762 тыс. украинцев (8,2%), 660 тыс. немцев (7,1%), 192 тыс. татар (2,1%), 137 тыс. узбеков (1,5%), 107 тыс. белорусов (1,1%), 74 тыс. корейцев (0,8%), 60 тыс. уйгуров (0,6%), 56 тыс. греков (0,6%), 53 тыс. поляков (0,6%), 38 тыс. азербайджанцев (0,4%), 28 тыс. евреев (0,3%), 25 тыс. мордвинов (0,3%), 15 тыс. молдаван (0,2%), 11 тыс. чувашей (0,1%), 10 тыс. турок (0,1%), 10 тыс. дунган (0,1%), 9 тыс. башкир (0,1%), 8 тыс. таджиков (0,1%), 6 тыс. курдов (0,1%).

В последующие десятилетия национальный состав Казахстана меняется: казахи возвращают себе демографическое господство, утраченное за годы индивидуальных и коллективных ссылок и "освоения целины", другие мусульманские народы (за исключением татар) также повышают свою абсолютную и относительную численность. [7].

Тенденции последних лет свидетельствуют о том, что Казахстан вышел из ситуации демографического кризиса, происходит стабильное увеличение численности населения страны, причем, как за счет естественного прироста, так и за счет положительного миграционного сальдо. В этническом разрезе отметим, что прирост числа казахов на 75,1% обеспечивался за счет естественного прироста (99.368 человек) и на 24,9% за счет положительного миграционного сальдо (32.876). В общем приросте узбеков, азербайджанцев и уйгур естественный прирост составил более 90%. Увеличение численности корейцев на 57,8% было обеспечено за счет миграционного и на 42,2% естественного прироста. Сокращение численности немцев происходило только за счет отрицательного миграционного сальдо (-8.166 человек), украинцев и белорусов на 62,5% за счет естественной убыли (-4.573 и 937 человек соответственно) и на 37,5% за счет отрицательного миграционного сальдо (-2.738 и 556 соответственно), русских на 40,2% за счет естественной убыли (-13.259 человек) и на 59,8% за счет отрицательного миграционного сальдо (-19.737), татар как за счет естественной убыли (-553 человек), так и миграционного сальдо (-500). [8].

В целом, этнодемографическая ситуация будет продолжать улучшаться, при этом увеличение численности населения произойдет благодаря улучшению социально-экономического положения страны и уменьшению миграционных потоков.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: