Что перевозят суда по рекам

Обновлено: 28.04.2024

Речной транспорт исторически занимает одно из ведущих мест в обслуживании промышленных центров приречных районов. Особенно велико значение речного транспорта для северных и восточных районов страны, где сеть железных дорог недостаточна, а густота сети внутренних водных путей в 2 раза превышает аналогичный показатель в среднем по Российской Федерации. Поэтому доля речного транспорта в общем грузообороте этих районов составляет от 65 до 90%, тогда как в целом по России этот показатель в 2008 г. составил всего 0,1%, а по объему перевозок - 1,6%. В последнее время доля речного транспорта в грузообороте сокращается, так как он не выдерживает конкуренцию с другими видами магистрального транспорта, и, прежде всего, с железнодорожным транспортом, сфера применения которого в сравнении с речным транспортом практически идентична.

Роль речного транспорта в экономике России определяется не столько масштабностью транспортной работы, сколько особой значимостью выполняемых им функций. Помимо транспортного обслуживания районов Сибири и Дальнего Востока, включая Арктику, речной транспорт также выполняет сложные дорогостоящие перевозки по малым рекам в труднодоступных районах, а также высокорентабельные перевозки внешнеторговых грузов судами смешанного (река-море) плавания. В настоящее время примерно 5 тыс. судовладельцев различных форм собственности эксплуатируют внутренние водные пути, в том числе 21 акционерная судоходная компания (речное пароходство). Речной флот Российской Федерации обслуживает 68 республик, краёв, областей и национальных округов. Россия располагает уникальными внутренними водными путями, протяженность которых составляет около 103 тыс. км, при этом на 70% их длины гарантируется определённая глубина в течение навигации. Так, в Европейской части России в результате строительства соединительных каналов (Беломорско-Балтийского, Волго-Вятского, Волго-Донского) была ликвидирована территориальная разобщённость внутренних водных путей и создана единая глубоководная транспортная система, связавшая Белое, Балтийское, Каспийское, Азовское и Чёрное моря. Протяжённость единой глубоководной системы (ЕГС) составляет 6,5 тыс. км, гарантированная глубина практически на всей её протяжённости составляет 4 м. На долю ЕГС приходится более половины грузооборота внутреннего водного транспорта.

Поскольку внутренние водные пути являются в основном естественными, то при организации судоходства требуются значительно меньшие (в 6-7 раз) первоначальные капитальные вложения на 1 км пути, чем на постройку железной или автомобильной дороги равной пропускной способности.

Можно отметить следующие достоинства речного транспорта:

1) сравнительно небольшая себестоимость перевозок;

2) высокая провозимая способность при использовании судов большой грузоподъемности;

3) естественные пути - требуется незначительные капвложения при организации судоходства;

4) удельные затраты энергии на речном транспорте значительно ниже в виду малого сопротивления движению судов

Недостатки речного транспорта:

1) кратковременность периода навигации;

2) низкая скорость движения судов;

3) извилистость речных путей, что удлиняет в 3-3,5 раза путь по сравнению с прямолинейным движением;

4) низкая скорость доставки груза.

В европейской части страны из-за строительства ряда соединительных каналов (Волго-Донский, Волго-Балтийский) была создана единая глубоководная система (ЕГС), связывающая 5 морей: Балтийское, Каспийское, Белое, Азовское, Черное. Общая протяженность ЕГС составляет 6,5 тыс. км с гарантированной глубиной 4 метра на всем протяжении. Для судоходства используются также озера и водохранилища - Байкал, Ладожское, Онежское и др.

Роль внутреннего водного транспорта в транспортной системе России определена географией водных путей и сезонностью их использования. Т.к. абсолютное большинство рек течет в меридиальном направлении, а основные грузопотоки и пассажиропотоки страны продвигаются в широтном направлении, то значимость речного транспорта падает.

Навигация в России начинается с апреля и продолжается до октября (около 240 суток). В остальные сроки для продления навигации используют ледокольные суда. Направления и границы судовых ходов обозначаются плавучими и береговыми навигационными знаками, которые в темное время суток освещают.

Речные пути находятся в ведении Департамента речного транспорта Минтранса РФ. Это пути общего пользования, где запрещается самоплавом сплав леса. Судоходные трассы поддерживаются в эксплуатационном состоянии специальными структурными подразделениями: руслоочищением, землечерпанием, скалоуборкой и т.д. На участках путей недостаточной глубины землечерпанием создаются судоходние прорези. Скалоуборочные работы обеспечивают расширение и углубление судовых ходов. Выправительные работы позволяют изменять очертание русел рек, увеличить габариты пути. Тралением обнаруживают скрытые под водой препятствия, удаляемые при руслоочищении.

В виду потери в 1991 г. Россией большинства морских портов и около половины морского торгового флота значительно возросла роль речного транспорта в обеспечении внешнеторговых перевозок судами смешанного плавания. Транспортировка судами «река-море» является более выгодной вследствие большой протяженности маршрутов и возможности использования этих судов после закрытия речной навигации в зимний период для перевозок на морских незамерзающих участках.

Сооружения внутреннего водного транспорта.На внутреннем водном транспорте транспортные пути - реки, озера, моря, а также сложные гидротехнические сооружения, т.е. искусственные (водохранилища, каналы, шлюзы). Судоходство совершается не по всей ширине, а по судовому каналу - фарватеру. Фарватер рассчитан на пропуск 2-х встречных судов. Его обозначают специальными знаками. Судовые каналы устраивают открытыми, когда реки одного уровня, и шлюзованными, когда реки на разных уровнях. Существуют еще обходные каналы к шлюзам. Радиусы каналов не менее 6 длин расчетного судна. Глубина канала берется с запасом один метр. Каналы питаются водой, самотеком из рек, озер или подачей воды насосами на высшую точку канала.

Шлюзы сооружают для пропуска судов через плотины, камеры с 2-мя торцевыми воротами. Шлюзы бывают:

· однокамерные шлюзы применяются, когда разность воды не превышает 20-25 м;

· многокамерные шлюзы применяются, когда разница больше 25 м.

· односторонние и двусторонние.

Суда внутреннего водного транспорта можно классифицировать по следующим признакам:

1. По назначению: технические, вспомогательные (плавучие доки, санитарные станции, краны и др.), транспортные, специального назначения.

2. По способу движения по воде: самоходные и несамоходные (источник энергии вне судна).

3. По принципу движения: водоизмещающие, глиссирующие, на подводных крыльях, на воздушной подушке, экранопланы (передвигаются над поверхностью воды).

4. По числу гребневых винтов - одновинтовые, двухвинтовые и трехвинтовые.

5. По способу выполнения грузовых операций - с вертикальной загрузкой-разгрузкой через грузовые люки, с горизонтальной загрузкой-разгрузкой через бортовые порты, через специальные полости, перекачкой и т.д.

Речные порты и пристани.На внутренних водных путях функционируют порты общего пользования, порты, принадлежащие промышленным предприятиям, причалы, арендуемые клиентурой. По своему назначению они бывают: пассажирские, грузовые, грузопассажирские, военные, затоны.

Грузовые порты осуществляют перевалку грузов с водного транспорта на смежные виды транспорта и обратно. Они делятся на специализированные и универсальные. Степень износа перегрузочных средств, единиц техники достигает 80%.

Пристань - прибрежный путь посадки или высадки пассажиров. Пристани обычно бывают плавучими (дебаркадеры).

Более половины общего объема перевозок грузов и пассажиров по водным путям приходиться на Волго-Камский бассейн (стройматериалы). На Востоке страны ведущее место занимает по объему речных перевозок Обь-Иртышский бассейн (лес, нефть, нефтепродукты, сжиженный газ). Южные районы Восточной Сибири связаны с Заполярьем через Енисей (лесные грузы, каменный уголь, нефтепродукты). По реке Ангаре и озеру Байкал транспортируют лесные грузы и уголь; по Лене - сухогрузы, нефтегрузы, лес; по Амуру и его притокам - зерно, соль, рыбу, лес, нефть, металл, уголь.

Речной флот.На учете в речном регистре находится 32,6 тыс. судов. Средний их возраст - 24 года, среди них 1824 судов негодны для эксплуатации, а 1402 судна годны с ограничением. Строительство новых судов идет неудовлетворительно. Так, за период 1992-2000 гг. при плане 669 судов, были построены всего 38 судов для внутрибассейнового плавания и еще 40 судов для внешних перевозок.

Основное уменьшение объема перевозок и обновления флота произошло из-за снижения инвестиционной активности строительного комплекса речного пароходства. В речном флоте наибольший процент занимают танкеры и нефтеналивные баржи. Есть также суда - рефрижераторы, суда для перевозки сжиженного газа, овощевозы, химические суда, автомобилевозы и др.

Основы организации движения флота.На речном флоте организовано два типа движения: свободное и участковое.

Сквозное движение - движение на линиях от погрузки до разгрузки без перевалок. Участковое- движение по системе тяговых плеч. Сквозное движение лучше. Морской флот в зависимости от назначения движения делится на:

- внутренние (каботажные) - 10%;

- внешние (заграничные) - 90%.

Плавание организуется по 2-м формам: линейное (регулярное), рейсовое (нерегулярное).

В России доля внутренних водных путей в общем объеме перевозок составляет 1%, а США, например, - 10%. В США климат позволяет осуществлять перевозки круглый год, а в России 6 месяцев, а завоз на Крайний Север - 2-3 месяца.

В настоящее время цифры пассажирооборота и грузооборота на речном транспорте несколько выросли.

К общим показателям работы грузового водного транспорта относят: объем перевозок и грузооборот. Величины этих показателей дифференцируют по видам грузов: нефть и нефтепродукты, сухогрузы и наливные грузы.

К общим показателям пассажирских перевозок относят: объем перевозок и пассажирооборот.

Для количественной оценки работы внутреннего водного транспорта могут быть использованы те же технико-экономические показатели, которые используются в морском транспорте. В состав качественных эксплуатационных показателей речного флота включают нагрузку судов, их пробег, продолжительность оборота судов с выделением основных элементов, эксплуатационное время нахождения судов в плавании, производительность судов и др.

Речной транспорт (внутренний водный транспорт) — транспорт, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров судами по внутренним водным путям, как по естественным (реки, озёра), так и по искусственным (каналы, водохранилища). Перевозки по Каспийскому морю относятся к морскому транспорту, хотя фактически это море является озером (самым большим в мире).

Главным преимуществом речного транспорта является низкая себестоимость перевозок; благодаря ей он продолжает занимать важное место в транспортной системе, несмотря на низкие скорости и сезонность.

В то же время доля перевозок пассажиров речным транспортом очень низка. Связано это с тем, что будучи очень дешёвым при низких скоростях (20-30 км/ч), себестоимость перевозок речным транспортом значительно увеличивается при перевозках со скоростями в 50-60 км/ч, которые позволяют конкурировать с другими видами транспорта (автомобильным и железнодорожным).

Содержание

История



История речного транспорта насчитывает не одну тысячу лет. Считается, что первые крупные речные суда стали строить в Древнем Египте ещё в четвёртом тысячелетии до н. э. Древние речные суда были гребными или парусными. Позднее стали применять тягу при помощи шедших по берегу лошадей или людей (бурлаков). Существовали также суда, приводящиеся в движение лошадьми, находящимися на самом судне (см. Коноводное судно).

В XIX веке на внутренних водных путях начали использоваться пароходы, а первый речной теплоход (и вообще первый теплоход в мире) был построен в 1903 году в России.

Грузовые перевозки

Так как скорость грузовых речных судов составляет 10-20 км/ч, по внутренним водным путям перевозят в основном грузы, не требующие быстрой доставки — стройматериалы (например, песок), уголь, кокс, зерно и т. п. Перевозят по рекам также нефть и нефтепродукты. Существуют также суда, перевозящие грузовые автомобили вместе с их грузом и речные суда-контейнеровозы.

Для грузовых перевозок используют либо самоходные суда, либо толкаемые буксиром баржи (буксиры-тягачи для проводки барж уже практически не используются). Баржи используются в основном для насыпных грузов.

Самые крупные грузовые речные суда могут иметь длину более ста метров и брать на борт около пяти тысяч тонн грузов. Например, российские суда типа «Волго-Дон» имеют длину 138,5 м, ширину 16,7 м, осадку 3,5 м и грузоподъёмность 5000 тонн.

Однако такие крупные суда могут использоваться далеко не везде. В Западной Европе довольно распространены (прежде всего во Франции, Бельгии и Нидерландах) сравнительно небольшие грузовые суда, называемые пенишами. Они построены в соответствии с минимальными размерами шлюзов и каналов, принятыми во Франции, и, следовательно, могут использоваться почти на всех водных путях этой страны. Максимальные размеры пениша — длина 40 м, ширина 5,2 м, осадка 2,5 м и высота самой высокой части судна над ватерлинией — 3,5 м. Пениш берёт на борт 300—400 тонн грузов. Как правило, экипаж пениша состоит из двух человек — мужа и жены, которые одновременно являются и владельцами судна. Они постоянно живут на судне и обзаводятся жильём на берегу только выходя на пенсию (их дети учатся в интернатах).

Пассажирские перевозки



Суда на подводных крыльях и суда на воздушной подушке могут развивать скорости до 80 км/ч, однако они отличаются высоким расходом топлива, а, следовательно, и высокой стоимостью перевозок.

Традиционные (без воздушной подушки или подводных крыльев) суда небольших размеров (так называемые «речные трамваи») используются в режиме общественного транспорта для городских и пригородных перевозок.

Суда специального назначения

К таким судам относят плавучие мастерские, плавучие магазины, суда для дноуглубительных работ, а также паромы.

вид транспорта, осуществляющий перевозки пассажиров и грузов в основном по внутренним водным путям, как естественным (реки, озёра), так и искусственным (Каналы, водохранилища (См. Водохранилище), шлюзованные участки рек). Выделяются магистральные речные пути, в том числе международные, обслуживающие внешнеторговые перевозки нескольких государств (например, Дунай, Одер, Рейн, Амур, Парагвай, Нигер), межрайонные, обслуживающие перевозки между крупными районами внутри страны (например, Волга, Янцзы, Миссисипи), и местные, обслуживающие внутрирайонные связи.

Р. т., несмотря на сезонность его работы в ряде стран, обладает рядом преимуществ по сравнению с другими видами транспорта. Первоначальные затраты на организацию судоходства по крупным рекам в 8—10 раз меньше соответствующих затрат на создание железных дорог. Себестоимость перевозок на магистральных реках на 35% ниже ж.-д. перевозок и в 3—5 раз — автомобильных.

Суда (См. Судно) Р. т. по своему назначению подразделяются на транспортные, технические и вспомогательные. В состав транспортных входят пассажирские, сухогрузные, наливные суда, толкачи и буксиры (см. Буксирное судно). Пассажирский флот представлен судами местного и транзитного назначения. Сухогрузные суда с грузовыми трюмами имеют большое раскрытие палуб, что облегчает проведение погрузочно-разгрузочных работ. Сухогрузные суда, на которых груз перевозится непосредственно на палубе (баржи-площадки), предназначены для перевозки любых грузов, не боящихся подмочки, в основном минерально-строительных материалов. Нефтеналивные суда — Танкеры перевозят жидкие грузы (нефть, нефтепродукты) наливом в трюмах, а также в танках (баках), размещенных на палубе. С 1968 применяются комбинированные суда — нефтерудовозы, которые в одном направлении загружаются нефтеналивными, в обратном — сыпучими грузами. Технический флот включает дноуглубительные снаряды, обстановочные суда для проведения разного рода путевых работ. К вспомогательным судам относятся Дебаркадеры, брандвахты (См. Брандвахта), плавучие магазины, ремонтные мастерские, Паромы, плавучие краны, установки по добыче песка и гравия, рейдовые и служебно-вспомогательные разъездные суда. В Р. т. особое место занимают Ледоколы, обеспечивающие работу судов в ледовых условиях. Речные суда бывают самоходные и несамоходные. По типам двигателей самоходные суда делятся на Пароходы, Теплоходы и дизель-электроходы (см. Электроход), по типам движителей — на винтовые, колёсные, водомётные и на воздушной подушке. Несамоходные суда представлены Баржами, Лихтерами, баркасами и др. Во многих странах, особенно в Юго-Восточной Азии, на реках используются джонки (См. Джонка) и другие мелкие суда, парусные и гребные.

Люди с давних времён используют Реки для передвижения. За тысячи лет до н. э. в Месопотамии, Древнем Египте, Древнем Китае применялись гребные и парусные суда (См. Парусное судно). С развитием средневековых городов (12— 14 вв.), расположенных на реках Европы, и торговли росли перевозки грузов водными путями на судах грузоподъёмностью 10—20 т. строительство шлюзованных речных путей (16 в.) значительно улучшило судоходство. Для дальнейшего развития Р. т. и удешевления речных перевозок большую роль сыграло применение на судах парового двигателя (нач. 19 в.).

В начале 19 в. в русском речном судостроении начинают применять металл. По времени это совпало с использованием на судах механического двигателя (см. Судовой двигатель). До введения механической тяги (пароходов) и в начальный период её применения (1840—80-е гг.) перемещение судов на реках, особенно на Волге, производилось конной и ручной тягой (см. Бурлаки). Пароходы начали строить в Петербурге (1815), а затем в Пожве на Каме (1817). На Волге был создан ряд пароходных обществ: «Общество по Волге» (1843), «Кавказ и Меркурий» (1850—59), «Самолёт» (1853), Камско-Волжское пароходное общество «Польза» (1854) и др. В 1913 число пароходов на Р. т. России достигло 5467, число несамоходных речных судов превышало 23 тыс.

С начала 20 в. паровую машину на речных судах вытесняет Двигатель внутреннего сгорания. Впервые его использовали сормовские судостроители, установившие Дизель на самоходном наливном судне «Вандал» (1903). В 1913 Россия удерживала мировое первенство по количеству и качеству речных судов. Для перевозки нефти строились большегрузные металлические наливные баржи. Протяжённость судоходных внутренних водных путей составляла 64,6 тыс. км. Перевозки грузов Р. т. достигли 49,1 млн. т, в том числе за тягой 35,1 млн. т, а остальные — самосплавом. Число перевезённых пассажиров превышало 11 млн. чел. Эти перевозки приходились в основном на реки Европейской части страны. Реки Сибири и Дальнего Востока в дореволюционной России для судоходства почти не использовались; по Оби, Иртышу, Енисею, Амуру плавали лишь единичные cуда. Удельный вес перевозок по рекам восточных бассейнов составлял около 6% всего грузооборота Р. т. Перевозились хлеб, лес, нефть, сыпучие грузы. Речные пристани не были механизированы, грузовые работы выполнялись вручную.

В середине 30-х гг. развернулись большие работы по созданию единой глубоководной сети Европейской части СССР. Огромное значение имело сооружение на Волге каскада гидроузлов и водохранилищ, первый из них — Иваньковский — вступил в эксплуатацию вместе с Москвы имени каналом. За годы довоенных пятилеток (1929—40) самоходный речной флот увеличился в 2,2, несамоходный — в 2,7 раза; в приречных городах были созданы порты, 50% погрузочно-разгрузочных работ механизированы, объём речных перевозок увеличился более чем в 3 раза.

В годы Великой Отечественной войны 1941—45 Р. т. перевезено для фронта и тыла около 200 млн. т грузов. Речники работали на боевых переправах Сталинграда и на Ладожском озере, через которое проходила «Дорога жизни» в осажденный Ленинград. Война нанесла огромный ущерб Р. т. Фашистские оккупанты затопили и захватили более 8,3 тыс. речных судов, разрушили сотни портов, пристаней, плотин, дамб и шлюзов. За годы 4-й пятилетки (1946—50) Р. т. был восстановлен.

В 1952 завершено строительство Волго-Донского судоходного канала (См. Волго-Донской судоходный канал) им. В. И. Ленина, который соединил важнейшие экономические районы Европейской части СССР — Урал, Поволжье, Центр с Донбассом и Югом. В 1955 на Волге вступили в строй 2 крупнейших гидроузла — Горьковский и Куйбышевский, в результате чего гарантированная глубина на Волге и Каме увеличилась на 0,9 м (см. Горьковское водохранилище, Куйбышевское водохранилище). В 1967 перекрыта Волга у Саратова и создано новое водохранилище, воды которого подошли к Куйбышеву.

Ввод в эксплуатацию в 1957 первого гидроузла на Каме, выше Перми, положил начало улучшению судоходства на реке (см. Камское водохранилище). В 1964 введено в эксплуатацию Воткинское водохранилище. В том же году завершено строительство Волго-Балтийского водного пути (См. Волго-Балтийский водный путь) им. В. И. Ленина, обеспечившего надёжную транспортную связь между экономическими районами Центра и Северо-Запада. Сооружение судоходных каналов Беломорско-Балтийского, Волго-Донского и Волго-Балтийского водного пути соединило моря, омывающие Европейскую часть СССР, внутренними глубоководными речными магистралями.

Доля Р. т. в общем грузообороте СССР составляла в 1973 4,2%. В структуре грузооборота Р. т. преобладают перевозки минерально-строительных грузов, леса, нефти и каменного угля. В табл. 1 приведены данные, характеризующие объём речных перевозок в СССР, в табл. 2 — качественные показатели работы Р. т.

Вид транспорта, осуществляющий перевозки пассажиров и грузов в основном по внутренним водным путям, как естественным (реки, озёра), так и искусственным (Каналы, водохранилища (См. Водохранилище), шлюзованные участки рек). Выделяются магистральные речные пути, в том числе международные, обслуживающие внешнеторговые перевозки нескольких государств (например, Дунай, Одер, Рейн, Амур, Парагвай, Нигер), межрайонные, обслуживающие перевозки между крупными районами внутри страны (например, Волга, Янцзы, Миссисипи), и местные, обслуживающие внутрирайонные связи.

Р. т., несмотря на сезонность его работы в ряде стран, обладает рядом преимуществ по сравнению с другими видами транспорта. Первоначальные затраты на организацию судоходства по крупным рекам в 8—10 раз меньше соответствующих затрат на создание железных дорог. Себестоимость перевозок на магистральных реках на 35% ниже ж.-д. перевозок и в 3—5 раз — автомобильных.

Суда (См. Судно) Р. т. по своему назначению подразделяются на транспортные, технические и вспомогательные. В состав транспортных входят пассажирские, сухогрузные, наливные суда, толкачи и буксиры (см. Буксирное судно). Пассажирский флот представлен судами местного и транзитного назначения. Сухогрузные суда с грузовыми трюмами имеют большое раскрытие палуб, что облегчает проведение погрузочно-разгрузочных работ. Сухогрузные суда, на которых груз перевозится непосредственно на палубе (баржи-площадки), предназначены для перевозки любых грузов, не боящихся подмочки, в основном минерально-строительных материалов. Нефтеналивные суда — Танкеры перевозят жидкие грузы (нефть, нефтепродукты) наливом в трюмах, а также в танках (баках), размещенных на палубе. С 1968 применяются комбинированные суда — нефтерудовозы, которые в одном направлении загружаются нефтеналивными, в обратном — сыпучими грузами. Технический флот включает дноуглубительные снаряды, обстановочные суда для проведения разного рода путевых работ. К вспомогательным судам относятся Дебаркадеры, брандвахты (См. Брандвахта), плавучие магазины, ремонтные мастерские, Паромы, плавучие краны, установки по добыче песка и гравия, рейдовые и служебно-вспомогательные разъездные суда. В Р. т. особое место занимают Ледоколы, обеспечивающие работу судов в ледовых условиях. Речные суда бывают самоходные и несамоходные. По типам двигателей самоходные суда делятся на Пароходы, Теплоходы и дизель-электроходы (см. Электроход), по типам движителей — на винтовые, колёсные, водомётные и на воздушной подушке. Несамоходные суда представлены Баржами, Лихтерами, баркасами и др. Во многих странах, особенно в Юго-Восточной Азии, на реках используются джонки (См. Джонка) и другие мелкие суда, парусные и гребные.

Люди с давних времён используют Реки для передвижения. За тысячи лет до н. э. в Месопотамии, Древнем Египте, Древнем Китае применялись гребные и парусные суда (См. Парусное судно). С развитием средневековых городов (12— 14 вв.), расположенных на реках Европы, и торговли росли перевозки грузов водными путями на судах грузоподъёмностью 10—20 т. строительство шлюзованных речных путей (16 в.) значительно улучшило судоходство. Для дальнейшего развития Р. т. и удешевления речных перевозок большую роль сыграло применение на судах парового двигателя (нач. 19 в.).

В начале 19 в. в русском речном судостроении начинают применять металл. По времени это совпало с использованием на судах механического двигателя (см. Судовой двигатель). До введения механической тяги (пароходов) и в начальный период её применения (1840—80-е гг.) перемещение судов на реках, особенно на Волге, производилось конной и ручной тягой (см. Бурлаки). Пароходы начали строить в Петербурге (1815), а затем в Пожве на Каме (1817). На Волге был создан ряд пароходных обществ: «Общество по Волге» (1843), «Кавказ и Меркурий» (1850—59), «Самолёт» (1853), Камско-Волжское пароходное общество «Польза» (1854) и др. В 1913 число пароходов на Р. т. России достигло 5467, число несамоходных речных судов превышало 23 тыс.

С начала 20 в. паровую машину на речных судах вытесняет Двигатель внутреннего сгорания. Впервые его использовали сормовские судостроители, установившие Дизель на самоходном наливном судне «Вандал» (1903). В 1913 Россия удерживала мировое первенство по количеству и качеству речных судов. Для перевозки нефти строились большегрузные металлические наливные баржи. Протяжённость судоходных внутренних водных путей составляла 64,6 тыс. км. Перевозки грузов Р. т. достигли 49,1 млн. т, в том числе за тягой 35,1 млн. т, а остальные — самосплавом. Число перевезённых пассажиров превышало 11 млн. чел. Эти перевозки приходились в основном на реки Европейской части страны. Реки Сибири и Дальнего Востока в дореволюционной России для судоходства почти не использовались; по Оби, Иртышу, Енисею, Амуру плавали лишь единичные cуда. Удельный вес перевозок по рекам восточных бассейнов составлял около 6% всего грузооборота Р. т. Перевозились хлеб, лес, нефть, сыпучие грузы. Речные пристани не были механизированы, грузовые работы выполнялись вручную.

В середине 30-х гг. развернулись большие работы по созданию единой глубоководной сети Европейской части СССР. Огромное значение имело сооружение на Волге каскада гидроузлов и водохранилищ, первый из них — Иваньковский — вступил в эксплуатацию вместе с Москвы имени каналом. За годы довоенных пятилеток (1929—40) самоходный речной флот увеличился в 2,2, несамоходный — в 2,7 раза; в приречных городах были созданы порты, 50% погрузочно-разгрузочных работ механизированы, объём речных перевозок увеличился более чем в 3 раза.

В годы Великой Отечественной войны 1941—45 Р. т. перевезено для фронта и тыла около 200 млн. т грузов. Речники работали на боевых переправах Сталинграда и на Ладожском озере, через которое проходила «Дорога жизни» в осажденный Ленинград. Война нанесла огромный ущерб Р. т. Фашистские оккупанты затопили и захватили более 8,3 тыс. речных судов, разрушили сотни портов, пристаней, плотин, дамб и шлюзов. За годы 4-й пятилетки (1946—50) Р. т. был восстановлен.

В 1952 завершено строительство Волго-Донского судоходного канала (См. Волго-Донской судоходный канал) им. В. И. Ленина, который соединил важнейшие экономические районы Европейской части СССР — Урал, Поволжье, Центр с Донбассом и Югом. В 1955 на Волге вступили в строй 2 крупнейших гидроузла — Горьковский и Куйбышевский, в результате чего гарантированная глубина на Волге и Каме увеличилась на 0,9 м (см. Горьковское водохранилище, Куйбышевское водохранилище). В 1967 перекрыта Волга у Саратова и создано новое водохранилище, воды которого подошли к Куйбышеву.

Ввод в эксплуатацию в 1957 первого гидроузла на Каме, выше Перми, положил начало улучшению судоходства на реке (см. Камское водохранилище). В 1964 введено в эксплуатацию Воткинское водохранилище. В том же году завершено строительство Волго-Балтийского водного пути (См. Волго-Балтийский водный путь) им. В. И. Ленина, обеспечившего надёжную транспортную связь между экономическими районами Центра и Северо-Запада. Сооружение судоходных каналов Беломорско-Балтийского, Волго-Донского и Волго-Балтийского водного пути соединило моря, омывающие Европейскую часть СССР, внутренними глубоководными речными магистралями.

Доля Р. т. в общем грузообороте СССР составляла в 1973 4,2%. В структуре грузооборота Р. т. преобладают перевозки минерально-строительных грузов, леса, нефти и каменного угля. В табл. 1 приведены данные, характеризующие объём речных перевозок в СССР, в табл. 2 — качественные показатели работы Р. т.

Табл. 1. — Перевозки грузов на речном транспорте СССР

Табл. 2. — Использование речного флота СССР

1940 1965 1970 1974
Производительность на 1 л. с.* мощности буксирного флота за сутки эксплуатации на перевозках, ткм:
нефтегрузов 686 585 571 557
леса в плотах 977 997 1025 967
сухогрузов 203 323 312 320
Производительность на 1 т грузоподъёмности за сутки эксплуатации, ткм:
сухогрузного самоходного флота 37,7 108 110,7 121
сухогрузного несамоходного флота 13,5 41,3 46,4 52,7
нефтеналивного самоходного флота 132 144,0 145
нефтеналивного несамоходного флота 36,6 71,2 71,7 81,4

Количественный и качественный состав флота в послевоенный период резко изменился: увеличились средняя мощность, грузоподъёмность, пассажировместимость и скорость движения судов (см. Судостроение). Мощность судов с дизельными установками составила в 1973 94% всего транспортного флота. На реках появились теплоходы грузоподъёмностью до 5 тыс. т и скоростью свыше 20 км/ч. Грузовой самоходный флот пополнился теплоходами, конструкция которых позволяет эксплуатировать их не только на реках, но и на всех морях, омывающих Европу, а также северные и восточные берега СССР.

Для работы на магистральных реках построены буксиры-толкачи мощностью до 2950 квт (4000 л. с.). Дальнейшим развитием несамоходного флота стало строительство грузовых составов из секций грузоподъёмностью 3000 т и выше, а также несамоходных сухогрузных и нефтеналивных барж грузоподъёмностью до 9000 т. С начала 70-х гг. на Р. т. СССР применяются высокоэффективные перевозки грузов в Контейнерах. Созданы совершенно новые по принципу движения быстроходные суда на подводных крыльях. Теплоходы типа «Ракета» и «Метеор», имеющие скорость 60—65 км/ч, составляют основу скоростного пассажирского флота. Большое пополнение получил пассажирский речной флот: трёхпалубные комфортабельные пассажирские теплоходы и дизель-электроходы мощностью 885 квт (1200 л. с.), приспособленные для плавания по водохранилищам, двухпалубные теплоходы мощностью 590 квт (800 л. с.), небольшие речные суда типа речных трамваев и др. С появлением судов смешанного плавания «река — море» и созданием глубоководных межбассейновых соединений расширена сфера использования Р. т. для прямых речно-морских перевозок.

За годы социалистического строительства созданы и реконструированы крупные речные порты, оборудованные современными погрузочными механизмами. Уровень комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ составил в 1973 97,9%.

30 мая 1956 постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР было упразднено общесоюзное министерство речного флота и создано министерство речного флота РСФСР; в других союзных республиках, там, где это необходимо, — соответствующие управления при Советах Министров союзных республик.

Успешно развивается Р. т. и в других социалистических странах. Доля Р. т. в общем грузообороте внутреннего транспорта стран — членов СЭВ относительно стабильна (табл. 3).

Табл. 3. — Протяжённость водных путей и удельный вес речного транспорта в перевозках стран — членов СЭВ

Страны Протяжённость внутренных путей (1973), км Доля Р. т. обороте в грузообороте всех видов транспорта, %
1970 1973
НРБ ВНР ГДР ПНР СРР ЧССР 470 1688 2546 3853 1691 458 3,1 6,1 1,7 1,0 1,5 3,0 3,7 5,0 1,6 0,9 1,7 2,9

Ведущая роль в системе Р. т. стран — членов СЭВ принадлежит судоходству по р. Дунай. Наиболее развитую сеть внутренних водных путей имеют Польша, ГДР, Венгрия и Румыния.

В состав водных путей Польши входит р. Одра, которая в верхнем течении шлюзована; вместе с Гливицким каналом она соединяет Силезский угольный бассейн с морским портом Щецин. Бассейн р. Одры при помощи систем связан с Вислой, а приток Вислы Буг соединён каналом с бассейном Днепра (СССР) (см. Днепровско-Бугский канал). Главные речные пути в ГДР — Нижний Одер и Средняя Эльба, которые соединены двумя системами каналов. Одна из систем — Эльба — Шпре — Одер связывает ГДР с Польшей. В Венгрии для судоходства используются рр. Дунай, Тиса, Кёрёш и озеро Балатон. В Чехословакии судоходство осуществляется по рр. Дунай и Лаба. В Румынии судоходство в основном сосредоточено на р. Дунай, где реализуется более 90% общего объёма речных перевозок страны. В Болгарии речные перевозки осуществляются по р. Дунай.

В 1972 в НРБ перевезено 4,0 млн. т грузов, грузооборот около 2 млрд. ткм, в ВНР — соответственно 2,8 млн. т и 1,4 млрд. ткм, в ГДР — 12,5 млн. т и 2,0 млрд. ткм, в ПНР — 10,8 млн. т и 2,5 млрд. ткм, в СРР — 5,3 млн. т и 1,6 млрд. ткм, в ЧССР — 4,8 млн. т и 2,6 млрд. ткм.

В послевоенные годы речной флот стран — членов СЭВ значительно пополнился новыми современными судами, построенными на отечественных предприятиях и на судостроительных заводах других социалистических стран. В капиталистических странах состояние Р. т. характеризуется следующими данными (табл. 4).

Табл.4. — Состав речного флота развитых капиталистических стран

Страны Годы Протя- женность водных Букси- ры и толкачи Несамоходные суда Самоходный грузовой флот
путей, км число судов Мощ-ность, тыс. л. с. число судов Грузо- подъем- ность, тыс. т число судов Грузо- подъём- ность, тыс. т мощ-ность, тыс. л. с.
США 1971 41100 4092 3847 19 480 22 160
ФРГ 1972 5900 401 207,7 1120 1106,9 4394 Речной транспорт. Рис. 6
Франция 1972 8600 222 135,4 1560 884,0 5436 Речной транспорт. Рис. 7

Р. т. США перевезено в 1972 541,7 млн. т грузов, грузооборот 335,2 млрд. ткм. Основные виды перевозимых грузов: нефть и нефтепродукты — 38%, уголь20%, минерально-строительные грузы — 15%. Доля Р. т. в общем грузообороте составляет около 16,4%, в том числе Великие озёра 5,3%. Значительная часть перевозок приходится на р. Огайо, на нижнее течение р. Миссисипи. Наблюдается тенденция увеличения средней мощности толкачей и средней грузоподъёмности барж и дальности перевозок грузов. Мощность толкачей достигает 7300 квт (10 060 л. с.). Они оснащены электрорадионавигационным оборудованием, средствами механизации судовых работ и автоматикой управления механизмами. В США применяют в основном несамоходные суда, соединяемые в крупные толкаемые составы по 20—40 барж общей грузоподъёмностью 20—50 тыс. т.

В ФРГ Р. т. перевезено в 1973 244 млн. т грузов, грузооборот 47,5 млрд. ткм. Основные виды грузов: минерально-строительные — 37,5%, нефть и нефтепродукты — 18,3, руды и металлолом — 14,6%. В общем грузообороте доля Р. т. 25,6%. Значительная часть перевозок осуществляется по р. Рейн с притоком Майн, а также по каналам, протяжённость которых 1800 км. В начале 70-х гг. вводятся в эксплуатацию крупные грузовые теплоходы грузоподъёмностью 1500 т и больше. Широко распространено судовождение толканием, строятся толкачи мощностью 4400 квт (6000 л. с.), оснащенные средствами механизации и автоматикой управления.

Во Франции Р. т. перевезено в 1973 110 млн. т грузов, грузооборот — 15 млрд. ткм. Основные перевозимые грузы: минерально-строительные — 51,1%, нефть и нефтепродукты — 19,6, с.-х. сырьё — 9,9%. Значительный объём перевозок приходится на Рейн — 22,1%, а также на рр. Сена и Марна. В общем грузообороте доля Р. т. составила 6,9%. В 70-е гг. развивается судовождение толканием, увеличивается средняя мощность толкачей и грузоподъёмность грузовых теплоходов.

В развивающихся странах общая протяжённость внутренних водных путей в начале 70-х гг. 20 в. составляла свыше 164 тыс. км, в том числе в странах Латинской Америки — 82 тыс. км (около 1 /3 сети приходится на систему р. Амазонка); в странах Африки — 34 тыс. км [около 1 /3 падает на систему р. Конго (Заир), 2-е место занимает система р. Нигер, 3-е место — р. Нил]; в странах Азии — 48 тыс. км (около 1 /5 — на реки Индостанского полуострова и Бирмы). Водные пути отличаются низким техническим уровнем и слабым транспортным использованием. Речной флот большинства развивающихся стран представлен устаревшими небольшими судоходными, чаще парусными, судами.

Лит.: Ленин В. И., Речь на III Всероссийском съезде рабочих водного транспорта. 15 марта 1920 г., Полное собрание соч., 5 изд., т. 40; его же, К населению, там же, т. 35, с. 67; Житков С. М., Исторический обзор устройства и содержания водных путей и портов в России за столетний период 1798—1898, СПБ, 1900. Транспорт СССР, М., 1967; Речной транспорт за 50 лет Советской власти, [М., 1967]; Транспортная система мира, М., 1971; Экономика и эксплуатация зарубежного речного транспорта, М., 1973.

Речной транспорт

Рис. 3. Советский нефтеналивной теплоход: мощность 1470 квт (2000 л. с.), грузоподъёмность 5000 т, скорость 21 км/ч.

Речной транспорт. Рис. 2

Рис. 2. Советский сухогрузный теплоход смешанного плавания («река — море»): мощность 885 квт (1200 л. с.), грузоподъёмность 2000 т, скорость 21 км/ч.

Речной транспорт. Рис. 3

Рис. 1. Советский сухогрузный теплоход: мощность 1470 квт (2000 л. с.), грузоподъёмность 5000 т, скорость 21 км/ч.

Речной транспорт. Рис. 4

Рис. 5. Советский пассажирский теплоход на подводных крыльях «Метеор»: мощность 1250 квт (1700 л. с.), пассажировместимость 150 чел., скорость 65 км/ч.

Речной транспорт. Рис. 5

Рис. 4. Советский пассажирский теплоход: мощность 885 квт (1200 л. с.), пассажировместимость 339 чел., скорость 25 км/ч.

Грузовой корабль на реке

Понятие внутренний водный транспорт носят – речные суда. Такие перевозки зародились достаточно давно. Ещё наши предки заметили то, что сплавление леса по рекам проходит намного быстрее, чем перевозка на лошадях. И на сегодня такой способ грузоперевозок занимает высокую позицию этой сфере бизнеса в России, с её многочисленными речными каналами.

Превосходство речного транспорта

Но, несмотря на достаточно интенсивное использование речных судов в качестве грузовых, с каждым годом количество речных путей, как и самих перевозок, заметно уменьшается. Это связанно с тем, что из года в год наша страна меняется в лучшую сторону, и повсеместно прокладываются сотни километров железнодорожных путей. И именно ЖД транспорт понемногу вытесняет речной, потому как такой способ перевозки очень схож с речным вариантом, по возможности перевозок достаточно большого количества материалов и качеству доставки.

Речное пароходство

Грузы, которые наиболее востребованы в существовании речных перевозок - это строительные материалы минерального происхождения. И, конечно, перевозка древесины и леса с использованием такого транспорта будет незаменимым вариантом. Потому что в этом случае себестоимость леса гораздо ниже, чем при использовании наземного транспорта.

Суды, которые представлены для грузоперевозок по рекам, имеют грузоподъёмность до нескольких тысяч тонн. Примерно с середины 69-х годов на территории России для грузоперевозок по рекам, используются суда типа река-море. Они имеют возможность перевозить грузы не только по рекам, но и в прибрежных морских зонах. Использование такого типа судов удобно тем, что намного упрощаются погрузочные и разгрузочные работы, которые, возможно провести в любых портах.

Бассейны России

Основная часть грузовых перевозок в России с использованием речного транспорта проходит в трёх бассейнах:

  • Волжско-Камский.
  • Северо-Западный.
  • Западно-Сибирский.

В этих бассейна протекают такие крупнейшие реки России как – Волга и Кама. Но также большой поток грузов проходит по речному каналу имени «Москва».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: