Особенности правового статуса негосударственных организаций в республике беларусь

Обновлено: 27.04.2024

Актуальность темы.В белорусском обществе довольно слаба мотивация к деятельности, основанной на социальном самосознании и ответственности. Повышение индивидуальной и групповой активности населения не возникает автоматически по мере ее организационного оформления, а зависит от уровня социального доверия в обществе. Общественные объединения играют значительную роль в удовлетворении социальных потребностей граждан, предоставляют отдельным лицам и группам населения социальную защиту, возможность отражать свои интересы и устремления, вовлекают членов объединения в общественную деятельность, способствуют получению различных профессиональных знаний и навыков, повышению культурного уровня народа. Они открывают возможности для проявления творческой инициативы и самоуправления, всестороннего развития человека (физически здорового, духовно богатого, грамотного), помогают воспитанию у граждан высоких моральных принципов, прививают любовь к Родине, содействуют консолидации общества, поддержанию гражданского мира и согласия.

Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, выступая с Посланием белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь в 2009 г., подчеркнул значение развития гражданского общества в стране, расширения его институтов: «Чем разнообразнее их спектр, тем больше возможностей для проявления социальной активности у граждан… Общественные объединения должны стремиться к установлению баланса интересов своих и государства, тогда и власть сможет опереться на них как на выразителей взглядов соответствующих групп граждан» [26].

Характер отношений общественных организаций (объединений) и государства двойственен. С одной стороны, в демократическом обществе уровень влияния на государство общественных формирований, включая общественные организации, настолько значителен, что их деятельность ассоциируется с одной из форм непосредственной демократии. С другой стороны, в рамках правового государства право на свободу объединений реализуется гражданами свободно, без вмешательства публичной власти.

Следует отметить, что в настоящее время правовое регулирование деятельности общественных организаций (объединений) носит межотраслевой характер. Право на свободу объединений реализуется через применение норм конституционного, административного, гражданского, финансового и других отраслей права. Однако пока не представляется возможным утверждать, что со стороны органов власти был достигнут такой режим деятельности, который свидетельствует об объективной информированности общества, обоснованности и законности каждого решения, принимаемого публичной администрацией разных уровней. Поэтому государственная политика должна осуществляться с учетом определенных основ, принципов, единообразных подходов к регулированию правового положения негосударственных организаций и в том числе нормами административного права.

На этапе развития административно-правовой науки в современных условиях отсутствуют специальные исследования, касающиеся теории и практики реализации правового статуса негосударственных организаций в целом и, в частности, их административно-правового статуса. В основном рассматривается правовой статус юридических лиц как вида организаций либо правовой статус отдельно коммерческих или некоммерческих организаций.

Объектом исследованияявляются общественные отношения, регламентирующие деятельность общественных объединений как субъекты административного права, в том числе права и обязанности, отдельные виды общественных объединений, а также создание, регистрация, прекращение деятельности и контроль за деятельностью общественных объединений в Республике Беларусь.

Предметом исследованиявыступают нормы действующего законодательства Республики Беларусь, регламентирующих административно­правовой статус общественных объединений, практика их применения, сово­купность научных концепций белорусских учёных по исследуемой проблематике.

Цель исследования.Основной целью настоящей работы является комплексное исследование административно-правового статуса общественных объединений в Республике Беларусь, его правовых основ, выявление и анализ проблем в данной области, а также разработка рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства.

Достижение поставленной цели исследования невозможно без определения и разрешения конкретных задач.

Задачаминастоящей работы являются:

1. выявить и проанализировать сущностные признаки и виды негосударственных организаций;

2. сформулировать понятие негосударственной организации как субъекта административного права;

3. дать понятие и выделить признаки общественного объединения в Республике Беларусь;

4. рассмотреть основные виды общественных объединений в Республике Беларусь;

5. проанализировать основы административно-правового статуса, включая права и обязанности общественных объединений в Республике Беларусь;

6. рассмотреть особенности административно-правового отдельных видов общественных объединений в Республике Беларусь;

7. рассмотреть порядок создания, регистрации, прекращение деятельности общественных объединений, ответственность общественных объединений, реорганизация и (или) ликвидация общественных объединений, контроль за их деятельностью в Республике Беларусь;

8. внесение рекомендаций и предложений по усовершенствованию законодательства регламентирующих деятельность административно-правового статуса общественных объединений в Республике Беларусь, выработанных на основе анализа научных положений и законодательных актов.

Методы исследования.Для достижения поставленной цели и решения задач при подготовке настоящего исследования использовались общенаучные методы познания: диалектический метод научного познания, предполагающий объективность и всесторонность познания исследуемых явлений, комплексный, системный, сравнительно-правовой, формально-логический, нормативно­логический и другие частные методы научно-исследовательской работы.

Положения и выводы, содержащиеся в работе, основаны на изучении Конституции Республики Беларусь, национальных законов и иных нормативных правовых актов, а также практики применения законодательства, регулирующего отношения в области административно-правового статуса общественных объединений. Использованы материалы научно-практических конференций, статистических и информационно-аналитических данных.

Характеристика источников. Вданной работе собран научный материал, который послужил базой исследования и позволил сохранить преемственность в правовой науке. Административно-правовой статус общественных объединений, анализируемые в работе, рассматриваются на основе работ отечественных и зарубежных авторов, которые исследовали разнообразные стороны данного вопроса.

Базой для рассмотрения теоретических и конституционно-правовых ас­пектов выбранной темы явились научные труды Н.И. Матузов, А.Н. Крамник, Т.В. Телятицкая, Е.В. Лаевская, С.М. Ананич, Д. Мур, Л.В. Рябцев, Е.В. Гадлевская, С.С. Алексеев, А.П. Алёхин, А.С. Врублевский, Д.Н. Бахрах, В.Г. Голованов, О. Л. Слижевский и других учёных-юристов.

Кроме того, в работе использован ряд выводов и положений, содержащихся, в авторефератах диссертаций Ю.В. Соболевой, В.Н. Шеломенцева, А.А. Бурцева.

Можно отметить положительную направленность научных исследований вышеуказанных авторов на разработку общих теоретических, административно-правовых и гражданско-правовых положений о правовом и административно-правовом, гражданско-правовом статусе организаций в целом или коммерческих и некоммерческих организаций в частности. Но следует констатировать отсутствие чётко выраженной направленности на исследование правового статуса именно негосударственных организаций.

При написании работы использованы современные информационные материалы из официальных источников: информационная система «КонсультантПлюс», «ЭТАЛОН».

ГЛАВА 1 НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с измен. и дополн., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. –1999. – № 1. – 1/0; 2004. – № 188.– 1/6032.

Избирательный кодекс Республики Беларусь от 11февраля 2000 г. (с последующими измен. и дополн. ) // Ведомости Национ. собрания Респ. Беларусь. – 2000.– № 6.– Ст. 47; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. – № 25. – 2 / 145; № 64. – 2/181; 2003. – № 8. – 2/932; 2006. – № 166. – 2/1263; 2010. – № 5. – 2/1649.

Закон Республики Беларусь от 22 апреля 1992 г. «О профессиональных союзах» (в редакции Закона от 14 января 2000 г. с последующими измен. и дополн.) // Национ. реестр правовых актов Респ. Беларусь.– 2000. – № 23. – 2/146; 2007. – №119. – 2/1322.

Закон Республики Беларусь от 11 ноября 1992 г. «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь» (в редакции Закона от 5 января 2004 г. с последующими измен. и дополн.)// Национ. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2004. – № 4. – 2/1010; 2007. – № 118. – 2/1309.

Закон Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. «О свободе совести и религиозных организациях» (в ред. Закона от 31 октября 2002 г.) // Национ. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2002. – № 123. – 2/886; 2008. – № 184. – 2/1513.

Закон Республики Беларусь от 30 марта 1994г. «О Конституционном Суде Республики Беларусь» (с измен. и дополн.) // Ведомости Верховн. Совета Респ. Беларусь. – 1994. – № 15. – Ст. 220; Ведомости Национ. собрания Респ. Беларусь. – 1997. – № 25 - 26. – Ст. 465; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. – № 59. – 2 / 176; 2005. – № 175. – 2/1144.

Закон Республики Беларусь 4 октября 1994 г. «Об общественных объединениях» (в ред. Закона от 19 июля 2005 г. с последующими измен. и дополн.) // Национ. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2005. – № 120. – 2 / 1133; 2008. – №184. – 2/1513.

Закон Республики Беларусь от 5 октября 1994 г. «О политических партиях» (в ред. Закона от 19 июля 2005 г. с последующими измен. и дополн.) //Национ. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2005. – № 120. – 2 / 1132; 2008. – №184. – 2/1513.

Закон Республики Беларусь от 21 февраля 1995 г. «О Президенте Республики Беларусь» (в ред. Закона от 7 июля 1997 г. с последующими измен. и дополн.) // Ведомости Нац. собрания Респ. Беларусь. – 1997. – № 24. – Ст. 463; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. – № 100. – 2/203; 2006. – № 166. – 2/1263.

Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (с последующими измен. и дополн.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. – № 7. – 2/136; 2002. – № 7. – 2/830; 2005. – № 179. – 2/1152; 2006.– № 86. – 2/1216; – № 107. – 2/1235; 2007. – № 118. – 2/1309; 2008. – № 184. – 2/1507.

Закон Республики Беларусь от 8 июля 2008 г. «О Национальном собрании Республики Беларусь» (с измен. и дополн.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. – № 172. – 2/1467; 2010.– № 15. – 2/1666; № 173. – 2/1716.

Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. «О Совете Министров Республики Беларусь» (с измен. и дополн.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. – № 184. – 2/1521; 2010. – № 15. – 2/1666.

Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2010. – № 17. – 2/1660.

Декрет Президента Республики Беларусь от 26 января 1999 г. № 2 «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений» (с последующими измен. и дополн.)// Национ. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 9. – 1 / 65; 2005. – № 196. – 1/7011; 2006. – № 166. – 1/7989.

Негосударственных организации: образуются на добровольной основе; не обладают государственно-властными полномочиями и не явл.субъектами правотворчества; действуют от своего имени; не преследуют коммерческой цели извлечения прибыли.

Общественные объединения- добровольное формирование граждан, на основе общих интересов, для совместной реализации экономических, гражданских, социальных, культурных прав.(не менее 10чел.; 18 лет; гражданство, беспрепятственно получать и распространять информацию, учреждать собственные и использовать гос.СМИ, осущ.издательскую деят-ть, защищать права и интересы своих членов, свои символы, за свой счёт структурные объединения).

Политическая партия- независимая образованная на основе индивидуального членства-объединения граждан, действующая в рамках законодательства, для выявления и выражения политической воли граждан и участвующих в выборах.(не менее 1000 человек(6 представителей в областях); 18 лет(лица обладающие избирательным правом);дееспособность; не нахождение в МЛС).

Профессиональные союзы- добровольная общественная организация граждан( и обучающихся), общие интересы по роду деятельности в производственной (непроизводственной)сфере для защиты своих трудовых социально-экономических прав и интересов.(Не менее 500 учредителей (не менее 10%от числа работающих)защищают трудовые права своих членов, принимают участие в разработке гос.занятости, вносят предложения по соц.защите лиц, высвобожденных на предприятии, осуществляют общественный контроль).

Религиозные объединения- организационные монастыри, религиозные братства, мессионеры, духовное учреждение и центральное управление.(только граждане РБ, основывать и содержать свободно допустимые места богослужения или религиозных обрядов, приобретать и использовать на своём языке религиозную литературу, предметы, материалы; осуществлять благотворительную деят-ть и участвовать в движении милосердия; на групповой и индивидуальной основе устанавливать связи и контакты, выезд за границу для поломничества и религиозных мероприятий.

Вопрос 18. Круг общественных отношений, регулируемых административным правом.

АП- отрасль права(сис-ма юридических норм), призванная регулировать общественные отношения в сфере гос.управления, возникающие в процессе осуществления гос.органами и должностными лицами свотх управленческих функций.

Виды общественных отношений:

Политические, экономические, социально- культурные, хозяйственные.

В зависимости от субъекта общественные отношения:

Между вышестояшими и нижестоящими органами власти, между различными органами гос. власти одного уровня, между органами гос.управления и гражданами, органами гос.управления и негос.организациями.

-определяет правовое положение граждан в сфере гос.управления;

-регулирует порядок образования организации и ликвидации органов гос.управления, их компетенцию, основу взаимоотношения с др.гос.органами и гражданами.

-регулирует порядок прохождения гос.службы, закрепляет правовой статус гос.служащих.

-устанавливают формы и методы гос.управления и процессуальный порядок его осуществления.

-определяет способы обеспечения законности и дисциплины в гос.управлении.

-регулирует административно- юрисдикционную деятельность уполномоченных органов.

Республика Беларусь находится на переходном этапе своего развития, который характеризуется активным формированием новой системы общественных объединений, организаций, созданных на основе гражданских инициатив и общественной самодеятельности с учетом разнообразных интересов различных слоев общества.

Переходный этап сказывается и на развитии законодательства, регулирующего деятельность общественных объединений.

Конституция Республики Беларусь посвятила деятельности общественных объеди­нений несколько статей. Так, в статье 4 Конституции Республики Беларусь закрепляются основы пра­вового статуса политических партий и общественных объединений. В ней идет речь о том, что демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений, а идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан.

Статья 5 Конституции Республики Беларусь устанавливает, что политические партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах. Политические партии и другие общественные объединения имеют право пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определенном законодательством.

Опираясь на нормы международного права, Конституция Республики Беларусь (часть третья статьи 5) запрещает создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.

«Каждый имеет право на свободу объединений, - устанавливает статья 36 Конституции Республики Беларусь, - Судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внутренних дел, Комитета государственного контроля, органов безопасности, военнослужащие не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели.»

Кроме Конституции Республики Беларусь в настоящее время важнейшими актами, регулирующими деятельность общественных объединений, являются: Гражданский кодекс Республики Беларусь, Законы: «Об общественных объединениях», "О политических партиях", “ «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях», «О профессиональных союзах», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь”, Декрет Президента Республики Беларусь от 26 января 1999 г. № 2 “О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений” 7 , постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 1 декабря 2000 г. № 22 «Об утверждении Правил оформления и рассмотрения документов, представляемых для государственной регистрации политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений, а также постановки на учет и государственной регистрации их организационных структур» 8 и некоторые иные нормативные акты.

В новом Гражданском кодексе Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. впервые в Белорусском законодательстве (Раздел 1 «Общие положения», подраздел 2 «Лица». Статьи 116. 117) был введен термин «некоммерческие организации», который охватывает их различные виды.

Административно-правовой статус организаций определяется, прежде всего, их организационно-правовыми формами, объемом и характером полномочий по распоряжению принадлежащим им имуществом, целями их деятельности, а также соотношением с органами исполнительной власти.

Разновидностями организаций являются предприятия и учреждения. В зависимости от видов собственности они подразделяются на государственные и негосударственные (частные, общественные объединения).

Более подробно рассмотрим административно-правовой статус негосударственных организаций.

В настоящее время деятельность негосударственных организаций регулируется рядом нормативных актов. Их можно подразделить на международные нормативные акты и непосредственно внутреннее законодательство.

В международно-правовых актах (Устав Организации Объединенных Наций, резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № 1296 (XLIV) от 23 мая 1968 г. «Мероприятия по консультации с неправительственными организациями», № 1297 (XIV) от 23 мая 1968 г. «Неправительственные организации», № 1996/31 от 25 июля 1996 г. «Консультативные отношения между Организацией Объединенных Наций и неправительственными организациями» и др.), непосредственно понятие «негосударственная организация» не закрепляется, но регулируется статус неправительственных организаций.

К основным признакам неправительственных организаций относятся следующие: а) это – организации национального, субрегионального, регионального или международного уровня; б) они создаются на основе учредительного акта, но не государственными органами или не на основании межправительственного соглашения; в) они должны иметь некоммерческую общественно полезную цель деятельности; г) иметь представительную структуру; д) располагать соответствующими механизмами отчетности перед своими членами, и их члены должны осуществлять эффективный контроль над их политикой и деятельностью.

Таким образом, под «неправительственными организациями» понимаются только негосударственные некоммерческие организации, а в число «негосударственных организаций» входят в том числе и коммерческие.

Иными словами, в Республике Беларусь негосударственные организации и неправительственные организации используются практически как равнозначные термины, что ведет, с нашей точки зрения, к методологическим ошибкам. Неправительственная организация – термин, широкой применяемый в англоязычной литературе, означает «негосударственную некоммерческую организацию». Другими словами, понятие «неправительственная организация» подразумевает, что организация должна быть создана и фактически действовать для достижения именно некоммерческих целей. В международном праве и мировой политике термин «неправительственная организация» чаще всего применяется именно к организациям, имеющим международный характер. Как нам представляется, не совсем правомерно употреблять понятия «неправительственная организация» и «некоммерческая организация» как синонимы.

Вследствие вышесказанного термины «неправительственная организация» и «некоммерческая организация» по существу не являются синонимами. Как уже было указано, неправительственная организация – это всегда негосударственная организация, а некоммерческие организации могут являться как государственными, так и негосударственными.

К внутреннему законодательству, регулирующему деятельность негосударственных организаций, следует относить: Конституцию Республики Беларусь, Гражданский Кодекс Республики Беларусь (далее – ГК) и некоторые иные специальные акты законодательства.

Понятие «негосударственная организация» не закреплено в научной литературе, так и на законодательном уровне в Республике Беларусь. Наиболее близко к понятию «негосударственная организация» относится термин «некоммерческая организация», закрепленный ГК. В соответствии с п. 3 ст. 46 ГК некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, природоохранных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и юридических лиц, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи в соответствии с законодательством, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ [2].

Некоммерческие организации могут создаваться для удовлетворения материальных (имущественных) потребностей граждан либо граждан и юридических лиц в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими законодательными актами.

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности некоммерческих организаций, либо поскольку она необходима для выполнения государственно значимых задач, предусмотренных в их учредительных документах, соответствует этим задачам и отвечает предмету деятельности данных организаций. Для отдельных форм некоммерческих организаций законодательными актами могут быть установлены требования, предусматривающие их право на занятие предпринимательской деятельностью только посредством образования коммерческих организаций и (или) участия в них [2].

Обобщение этих положений, основываясь на законодательных установлениях, дает возможность назвать некоммерческой такую организацию, которая создается в организационно-правовой форме определенного характера, не заявляет основной своей целью получение прибыли и не занимается распределением ее среди участников, чья деятельность направлена на то, чтобы обеспечивать достижение благ общественных. Исходя из данной формулировки, можно выделить следующие признаки, которые характеризуют некоммерческую организацию: 1) это организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая ее между участниками; 2) направлением деятельности данной организации должно быть достижение общественных благ; 3) создается в организационно-правовой форме, определенной в законодательстве.

Таким образом, ст. 46 ГК не содержит указания на форму собственности как характерную особенность данных организаций, то есть нормы данного закона распространяются как на деятельность государственных, так и негосударственных некоммерческих организаций, что и прослеживается в последующих его статьях.

В общей и юридической литературе Российской Федерации под негосударственной организацией мы встречали следующие определения.

По мнению Попова А.В. негосударственные организации – элементы гражданского общества, не наделенные государственно-властными полномочиями, выполняющие функции посредников между государством и обществом в реализации интересов граждан во всех сферах жизни [28, с. 156].

В свою очередь, Мухаметов Р.С. пишет: «Негосударственная организация – это группа людей, которая объединилась для достижения общих целей, проведения совместной работы и действующая на принципах самоуправления» [29, с. 6].

А.А. Семёнов предложил следующее определение негосударственная организация – это организация, не являющаяся частью государства. Негосударственная организация характеризуется тем, что она – это самоуправляющееся юридическое лицо, неявляющееся коммерческой структурой, существующее на добровольной основе и являющееся относительно независимым [30, с. 352].

Соболева Ю.В. полагает, что «негосударственная организация – это организации, которые выступают персонифицировано от своего имени, реализуют собственные права и обязанности в административно-правовых отношениях, создаются без участия государства и имеют право осуществлять публичные полномочия в случаях, установленных законодательством» [31, с. 105].

Исходя из приведенных выше формулировок предлагается сформулировать следующие признаки негосударственных организаций:

1) выступают от своего имени, а не от имени и по поручению государства;

2) выполняют собственные, корпоративные задачи и функции, а не государственные (хотя и могут способствовать решению задач государственных) или выполняют государственные полномочия им делегированные;

3) не обладают государственно-властными полномочиями;

4) действуют самостоятельно, т.е. государство не вправе вмешиваться в их деятельность, кроме случаев, установленных законом;

5) не финансируются государством, а осуществляют деятельность посредством иных источников;

6) создаются на основе учредительного акта, но не государственными органами, а гражданами или иными организациями;

7) самостоятельно формируют свои органы управления;

8) имеют штаты, состоящие из негосударственных служащих;

9) их имущество находится в негосударственной собственности.

На основе данных признаков можно сформулировать следующее понятие негосударственной организации как одного из видов субъектов административного права: негосударственная организация – это субъект административного права, представляющий собой группу физических лиц, выступающую персонифицированно от своего имени, выполняющую собственные, корпоративные задачи и функции, не обладающую государственно-властными полномочиями, созданную без участия государства и им не финансирующуюся.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: