Что отличает государство от других институтов политической системы право на взимание налогов

Обновлено: 01.05.2024

Термин «государство» употребляется в узком и широком значениях:

1) в узком значении государство - институт господства, носитель государственной власти. Государство существует в виде того, что противостоит «обществу»;

2) в широком значение государство - государственно оформленная всеобщность, союз граждан, община. Здесь оно обозначает целое, охватывающее «государство» (в узком смысле) и «общество».

Существует множество различных определений понятия «государство».

Так, по мнению великого русского философа И.А. Ильин,

«…Государство — это организованное общение людей, связанных между собой духовной солидарностью и признающих эту солидарность не только умом, но и поддерживающих ее силою патриотической любви, жертвенной волей, достойными и мужественными поступками».


М. Вебер в одном из самых известных своих произведений «Протестантская этика и дух капитализма» (1905) выделял следующие характеристики государства:

«Оно обладает административным и правовым порядком, изменяемым посредством законодательства, в соответствии с которым осуществляется организованная корпоративная деятельность административного персонала, также регулируемая законом. Эта система порядка претендует на принудительную власть не только над членами государства, гражданами, большинство которых обрело свое членство по рождению, но и в весьма значительной степени над всеми действиями, происходящими на контролируемой им территории. Таким образом, это обязательная ассоциация с территориальной основой. Более того, в новое время применение насилия считается легитимным только пока дозволено государством и предписано им… Претензия государства на монополию применения насилия столь же сущностно важна для него, как и свойства принудительной юрисдикции и непрерывной организации».

«…Государство — основной институт политической системы классового общества, осуществляющий управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры; в классово антагонистических обществах находится в руках экономически
господствующего класса (классов) и используется им, прежде всего для подавления своих социальных противников. Государство обладает монополией на принуждение всего населения в рамках определенной территории, правом на осуществление от имени всего общества внутренней и внешней политики, исключительным правом издания законов и правил, обязательных для всего населения, правом взимания налогов и сборов».

  • это организация крупной общественной группы (отождествляется с таким понятиями, как «страна», «народ», «отечество», «родина»);
  • это организация политической власти (в данном контексте оно сводится к власти, закону, правосудию, управлению);
  • это властная администрация (здесь рассматриваются те или иные государственные органы власти — президент, парламент, правительство и т.п.).

↑ Признаки государства

Территория является основой государства. Территориальный признак построения отличает государство от родоплеменных, религиозных, общественно-политических и других объединений. Территория как признак государства нераздельна (принадлежность земли многим частным собственникам не делит между ними территорию); неприкосновенна, что находит свое выражение, в частности, в принципе невмешательства публичной власти в дела другого государства; исключительна (на территории государства господствует власть только этого государства); неотчуждаема (государство, лишившееся территории, перестает быть государством).

Государственная власть суверенна, т.е. обладает верховенством внутри страны и независимостью в отношениях с другими государствами. государственная власть, будучи суверенной, 1) является универсальной, т.е. распространяется на все население и на все общественные, в том числе политические, организации; 2) может отменить любые действия общественных властей; 3) имеет исключительные средства воздействия, которыми никто, кроме нее, не располагает (армия, полиция, тюрьмы и т.д.).

Население как составляющий элемент государства – это сообщество людей, проживающих на территории данного государства и подчиняющихся его власти. В международном праве народ фактически отождествляется с населением, которое может быть полинациональным, состоять из различных племен, народностей и даже наций, при этом необязательно, чтобы все они идентифицировали себя с государством или титульной нацией. Важнейшее условие целостности государства - всеобщее подчинение населения существующей власти. Раскол населения по социально-классовому, этническому, религиозному или какому-либо иному признаку представляет серьезную угрозу существованию государства.

Любой человек, находящийся на территории государства, должен обязательно как-то определить с ним свои взаимоот­ношения. Он может быть гражданином (или подданным) этого или дру­гого государства, может быть лицом без гражданства, политическим беженец и т.д.

Гражданство – определяемый законом статус гражданина, устанавливающий его политическую и правовую принадлежность к какому-либо государству и выражающийся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности.

  • монополия на легальное применение силы

Государство поддерживает порядок, необходимый для нормальной жизнедеятельности общества, преимущественно средствами принуждения — законами и учреждениями, призванными гарантировать их исполнение. «Государство, — подчеркивал М. Вебер,— является таким союзом, который обладает монополией на легитимное насилие». Формы, средства, условия использования государством насилия или угрозы применения насилия строго определены и регламентированы законом, поэтому насилие со стороны государства является легитимным, или узаконенным. Важно учесть и то, что государство не просто наделено правом на применение насилия, а пользуется исключительным правом, т.е. монополией на применение насилия.

  • наличие публичной власти и системыправа

Государство представляет собой особую организацию политической власти, обладающую специальным механизмом, системой органов учреждений, непосредственно управляющих обществом;

Государство располагает системой принудительного взимания налогов и иных обязательных платежей, обеспечивающей его экономическую самостоятельность.

  • наличие символики (герб, флаг, гимн),
  • государственный язык,
  • денежная единица.

Проанализировав признаки государства, можно сформулировать следующее обобщенное определение государства как центрального института политической системы.

Государство — это исторически сложившаяся особая форма организации политической власти в обществе, обладающая экономическим и территориальным суверенитетом, монополией на применение узаконенного насилия и осуществляющая управление обществом с помощью специального механизма (аппарата).

Одна из ветвей власти в демократическом государстве

1) судебная власть

2) культурно-информационная власть

3) власть политической элиты

4) экономическая власть

Пояснение . В демократическом государстве существует принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Правильный ответ указан под номером 1.

Что из перечисленного является признаком любого государства?

1) наличие трех ветвей власти

2) наличие публичной власти, располагающей аппаратом управления и принуждения

3) наличие системы сдержек и противовесов

4) наличие у властных структур права устанавливать государственную идеологию

Пояснение . Общим признаком любого государства является наличие публичной власти, располагающей аппаратом управления и принуждения. Наличие других признаков (три ветви власти, система сдержек и противовесов, право устанавливать государственную идеологию) характерно для развитых и демократических государств.

Правильный ответ указан под номером 2.

Одной из функций демократической политической власти является

1) подавление сопротивления недовольной части населения страны

2) удержание власти в руках одной политической силы

3) обеспечение влияния правящей элиты на все сферы общественной жизни

4) поиск механизмов, позволяющих обеспечить социальную стабильность

Пояснение . Правильный ответ указан под номером 4.

К политическим властным отношениям относятся отношения между

1) родителями и детьми

2) церковью и прихожанами

3) человеком и природой

4) человеком и государством

Пояснение . Правильный ответ указан под номером 4.

Что из перечисленного характеризует государство как особый институт политической системы?

1) наличие политических традиций

2) определенные властные полномочия

3) право на законотворческую деятельность

4) возможность влиять на идеологию граждан

Пояснение . Правильный ответ указан под номером 3.

Политическая установка на поиск компромиссов исходит из возможности достижения согласия, принятия решений по принципу единодушия, который называется

Пояснение . По определению, консенсус —  способ принятия решений при отсутствии принципиальных возражений у большинства заинтересованных лиц.

Правильный ответ указан под номером 1.

Государство, политические элиты и лидеры, политические партии относятся к

1) источникам власти

2) функциям власти

3) объектам власти

4) субъектам власти

Пояснение . Субъект власти — это «кто?».

Источники власти —  сила, авторитет, престиж, закон, богатство.

Функции власти —  роль власти в жизни общества.

Правильный ответ указан под номером 4.

Верховенство, публичность, легальность в использовании силы в пределах страны являются отличительными признаками

1) партийной власти

2) родительской власти

3) информационной власти

4) политической власти

Пояснение . Именно эти признаки являются отличительными признаками политической власти.

Правильный ответ указан под номером 4.

В ряде стран Европы короли и королевы, получающие свою власть по наследству, выполняют лишь представительские функции, не оказывая существенного влияния на деятельность законодательной, судебной и исполнительной властей. Какая форма правления установлена в этих странах?

1) абсолютная монархия

2) конституционная монархия

3) парламентская республика

4) президентская республика

Пояснение . Конституционная монархия — это монархия с ограниченной властью монарха.

Абсолютная монархия — это неограниченная власть царя.

Парламентская республика — форма государственного правления, при которой органы гос. формируются парламентом.

Президентская республика — форма государственной власти со значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства.

Правильный ответ указан под номером 2.

Что определяет особую роль государства в политической системе общества?

1) исключительное право издавать законы

2) защита частных интересов граждан

3) наличие политического лидера

4) разработка политической идеологии

Пояснение . Только государство вправе издавать законы.

Все остальное могут делать и политические партии и организации.

Правильный ответ указан под номером 1.

Государство с единой системой права, гражданством и системой высших органов власти, территориальным делением, не предусматривающим формирование автономий, обозначают понятием

1) светское государство

2) социальное государство

3) унитарное государство

4) демократическое государство

Пояснение . В унитарном государстве все решения принимаются в «Центре», одна Конституция и нет деления на автономии или субъекты.

В условии говорится о территориально-государственном устройстве государства, только 3 ответ относится к данному виду государства.

Светское — церковь отделена от государства.

Социальное — государство проводит активную социальную политику.

Демократическое государство — это политический режим.

Правильный ответ указан под номером 3.

Что отличает государство от других институтов политической системы?

1) разработка политических программ

2) право сбора общеобязательных платежей (налогов)

3) представление интересов определённых групп

4) объединение людей для совместной деятельности

Пояснение . Только государство вправе собирать налоги, это его фискальная политика.

1, 3, 4 может так же относится к другим политическим институтам (например, партиям, общественным организациям.

Правильный ответ указан под номером 2.

Что свойственно любому государству?

1) многопартийная система

2) наличие представительных органов власти

3) правоохранительная деятельность

4) признание прав и свобод человека высшей ценностью

Пояснение . Признаки государства:

−наличие организационных документов;

−управление и планирование:

−наличие подчиненных организаций;

−наличие государственного языка;

Многопартийная система, наличие представительных органов власти, признание прав и свобод человека высшей ценностью − свойства демократического правового государства.

Правильный ответ указан под номером 3.

Государство, в отличие от иных институтов политической системы, характеризует признак

1) отображение политической воли и интересов группы людей

2) формирование политических программ

3) выдвижение лидеров, подготовка кадрового резерва

4) выражение властной воли в нормативно-правовых актах

Пояснение . Главное отличее государства — право издавать законы,подчинение которым обязательно для всех.

Правильный ответ указан под номером 4.

Функцией государства является

1) разделение властей

3) поддержание общественного порядка

4) наличие государственного аппарата

Пояснение . Внутренние функции государства:

Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.

Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.

Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.

Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.

Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.

Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.

Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики.

Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

Внешние функции государства:

Внешнеполитическая функция — развитие дипломатических отношений между государствами, заключение международных договоров, участие в международных организациях.

Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета и безопасности государства.

Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.

Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

1.​ Политическая власть, в отличие от других видов власти, предполагает:

1)​ Отношение «господства – подчинения»;

1)​ Волевое воздействие на поведение людей;

1)​ Способность одной стороны влиять на другую;

1)​ Связь с функционированием государства.

1.​ В течении 30 лет страной М. руководит один правитель. Жители страны уверены в его сверхъестественной гениальности и героизме. Какой тип государства установился в стране М?

1)​ Традиционный ; 2) харизматический; 3) легальный; 4) законный

1.​ Что отличает государство от других институтов политической системы?

1)​ Монополия на правотворчество; 2) наличие политической власти;

3) следование правовым нормам; 4) формирование целей развития общества

1.​ К внутренним функциям государства относится :

1) формирование и служба пограничных войск; 2) участие в военно- политических блоках;

3) правовое обеспечение экономической жизни; 4) развитие международного сотрудничества

5. Верны ли следующие суждения о политической власти?

А. Политическая власть основана на принуждении одной группы людей другой группой.

Б. Политические партии, общественные организации являются субъектами политической власти

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

6. К организационному ( институциональному) компоненту политической системы относят:

1) политическую традицию; 2) общественно – политическое движение; 3) программу политической партии; 4) политическую информацию

7. К нормативному компоненту политической системы относят :

1) политическую традицию; 2) государство; 3) политическую идеологию; 4) политическую элиту

8. Верны ли следующие суждения о роли средств массовой информации (СМИ) в политической жизни общества?

А. СМИ распространяют политически значимую информацию.

Б. Выбор тем, освещаемых СМИ , связан с конкурентной борьбой в условиях плюрализма информации в современном обществе

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

9. Найдите в приведенном ниже списке функции политической системы в демократическом обществе и запишите цифры , под которыми они указаны:

1)​ Определение целей, задач, путей развития общества;

1)​ Согласование разнообразных интересов государства и социальных общностей;

1)​ Формирование планово- централизованной экономики;

1)​ Установление единой официальной идеологии

1)​ Разработка правил и законов поведения людей и групп в обществе

1)​ Контроль над соблюдением законов

10. Найдите понятие , которое является обобщающим для всех остальных понятий приведенного ниже ряда, и запишите цифру , под которой оно указано:

1)​ Государство; 2) политический институт; 3) правящая партия; 4) общественно- политическое движение; 5) оппозиционная партия

11. Заполните пробел в таблице:

Тип легитимности власти

Вера в святость традиций и право властвовать тех, кто получил власть в соответствии с этой традицией

Вера в сверхъестественную святость , героизм , гениальность или иные достоинства властителя , не подлежащие точному определению или понятному объяснению

12.Ниже приведен перечень терминов. Все они , за исключением двух, обозначают подсистемы политической системы:

1) Пропорциональная; 2) институциональная; 3) нормативная; 4) мажоритарная; 5) коммуникативная; 6) культурная

Найдите и запишите номера терминов, выпадающих из этого звена.

13. Установите соответствие между примерами и функциями государства, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце , подберите соответствующую позицию из второго столбцы.

Создание условий для развития культуры

Поддержание политической стабильности

Регулирование экономических процессов

Сотрудничество с другими странами

14. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий приведенного ниже рядя. И укажите цифру под которой оно указано.

1) Политическая хартия; 2) государство; 3) политическая система; 4) политическая традиция; 5) политическая культура.

15.Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов . Выберите из приведенного списка слова , которые необходимо вставить на место пропусков:

« Политологи различают _____(А)___ - организацию высших органов власти и ____ (Б)____ отношения между центральными и местными органами власти , распределение власти по ____(В) ___ страны. Одна из форм правления - _____ (Г): во главе государства стоит правитель, и его власть, как правило , передается по _____(Д)____ . Во многих из них власть первого лица ограничена конституцией страны или каким – либо представительным органом, чаще всего парламентом. В ______(Е) высшие органы власти избираются на строго установленный срок»

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово ( словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим , мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то , что в списке слов больше , чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов: 1) форма государственного устройства; 2) наследство; 3) закономерность; 4)форма правления; 5) монархия; 6) республика; 7) режим; 8) федерация; 9) территория

Тематический контроль № ____ темы : « Политическая система»

1. Понятие «власть» используется для обозначения:

1) Правил поведения, регулирующих отношения между гражданином и государством;

2) Реакция общества на поведение социальных групп;

3) Оценки обществом значимости социальных позиций , занимаемых индивидом;

4) Способности оказывать влияние на деятельность человека , группы , общества в целом.

2.​ В течении 300 лет страной М. руководят представители одной княжеской династии.. Жители страны уверены в его сверхъестественной гениальности и героизме. Какой тип государства установился в стране М?

1) Традиционный ; 2) харизматический; 3) легальный; 4) законный

3.​ Что отличает государство от других институтов политической системы?

1)​ Право на взимание налогов; 2) наличие политической власти;

3) выдвижение политических лидеров; 4) формирование целей развития общества

4. К внешним функциям государства относится :

1) поддержка правопорядка; 2) участие в военно- политических блоках;

3) правовое обеспечение экономической жизни; 4) развитие образования, науки, искусства.

5. Верны ли следующие суждения о политической власти?

А. Политическая власть осуществляется только государством.

Б. Политическая власть предполагает способность воздействовать на деятельность социальных групп, общества в целом.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

6. Что относится к институтам политической системы?

1) политические организации; 2) совокупность форм взаимодействия между социальными группами; 3) нормы и традиции , регулирующие политическую жизнь общества; 4) совокупность различных по своему содержанию политических идей.

7. Что определяет особую роль государства в политической системе общества?:

1) наличие политического лидера; 2) защита частных интересов граждан; 3) разработка политических программ; 4) исключительное право издавать законы.

8. Верны ли следующие суждения о роли средств массовой информации (СМИ) в политической жизни общества?

А. СМИ способны мобилизовать граждан для достижения определенных политических целей

Б. СМИ обладают большими возможностями активного влияния на отношения граждан к политике.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

9. Найдите в приведенном ниже списке черты отличия государственной власти от других видов власти и запишите цифры , под которыми они указаны:

1) волевое воздействие на поведение людей со стороны субъекта власти;

2) право использовать силу в пределах государства;

3) действие на основе права от имени всего общества;

4) существование единого политического центра принятия управленческих решений;

5) способность одной стороны влиять на поведение другой стороны

6) возможность использовать разнообразные средства , в том числе и принудительные.

10. Найдите понятие , которое является обобщающим для всех остальных понятий приведенного ниже ряда, и запишите цифру , под которой оно указано:

1) Законодательство о выборах; 2) политические партии; 3) правила организации предвыборной компании; 4) политические нормы; 5) требования к кандидатам на пост главы государства

11. Заполните пробел в таблице:

Тип легитимности власти

Вера в святость традиций и право властвовать тех, кто получил власть в соответствии с этой традицией

Вера в законность существующих порядков и законное право властвующих на отдачу приказаний

12.Ниже приведен перечень функций государства. Все они , за исключением двух, являются внутренними функциями.

1) создание условий для развития культуры; 2) оборона страны; 3) поддержание политической стабильности; 4) регулирование экономических процессов; 5) сотрудничество с другими странами; 6) социальная поддержка населения

Найдите и запишите номера терминов, выпадающих из этого звена.

13. Установите соответствие между элементами и подсистемами политической системы : к каждой позиции, данной в первом столбце , подберите соответствующую позицию из второго столбцы.

Государство - организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.

Основными признаками государства являются: наличие определенной территории, суверенитет, широкая социальная база, монополия на легитимное насилие, право сбора налогов, публичный характер власти, наличие государственной символики.

Государство выполняет внутренние функции, среди которых — хозяйственная, стабилизационная, координационная, социальная и др. Существуют и внешние функции, важнейшими из которых являются обеспечение обороны и налаживание международного сотрудничества.

По форме правления государства делятся на монархии (конституционные и абсолютные) и республики (парламентские, президентские и смешанные). В зависимости от формы государственного устройства выделяют унитарные государства, федерации и конфедерации.

Государство — это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности.

В историческом плане государство можно определить как социальную организацию, обладающую конечной властью над всеми людьми, проживающими в границах определенной территории, и имеющую главной своей целью решение общих проблем и обеспечение общего блага при сохранении, прежде всего, порядка.

В структурном плане государство предстает как разветвленная сеть учреждений и организаций, олицетворяющих три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.

Государственная власть является суверенной, т. е. верховной, по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны, а также независимой, самостоятельной по отношению к иным государствам. Государство — официальный представитель всего общества, всех его членов, именуемых гражданами.

Взимаемые с населения налоги и полученные от него займы направляются на содержание государственного аппарата власти.

Государство — это универсальная организация, отличающаяся рядом не имеющих аналогов атрибутов и признаков.

Принудительность — государственное принуждение первично и приоритетно по отношению к праву принуждать других субъектов в пределах данного государства и осуществляется специализированными органами в ситуациях, определяемых законом.

Суверенность — государство обладает наивысшей и неограниченной властью по отношению ко всем лицам и организациям, действующим в пределах исторически сложившихся границ.

Всеобщность — государство выступает от имени всего общества и распространяет свою власть на всю территорию.

Признаками государства являются территориальная организация населения, государственный суверенитет, сбор налогов, законотворчество. Государство подчиняет себе все население, проживающее на определенной территории, независимо от административно-территориального деления.

Территория — определяется границами, разделяющими сферы суверенности отдельных государств.

Население — подданные государства, на которых распространяется его власть и под защитой которого они находятся.

Аппарат — система органов и наличие особого "класса чиновников" посредством которых функционирует и развивается государство. Издание законов и правил, обязательных для всего населения данного государства, осуществляется государственным законодательным органом.

Государство возникает на определенной стадии развития общества как политическая организация, как институт власти и управления обществом. Существуют две основные концепции возникновения государства. В соответствии с первой концепцией государство возникает в ходе естественного развития общества и заключения договора между гражданами и правителями (Т. Гоббс, Дж. Локк). Вторая концепция восходит к идеям Платона. Она отвергает первую и настаивает на том, что государство возникает в результате покорения (завоевания) сравнительно небольшой группой воинственных и организованных людей (племя, раса) значительно превосходящего по численности, но менее организованного населения (Д. Юм, Ф. Ницше). Очевидно, в истории человечества имели место как первый, так и второй способ возникновения государства.

Как уже говорилось, вначале государство являлось единственной политической организацией в обществе. В дальнейшем, в ходе развития политической системы общества, возникают и другие политические организации (партии, движения, блоки и т. д.).

Термин «государство» обычно употребляется в широком и в узком значении.

В широком смысле государство отождествляется с обществом, с определенной страной. Например, мы говорим: «государства, входящие в ООН», «государства — члены НАТО», «государство Индия». В приведенных примерах под государством понимаются целые страны вместе со своими народами, проживающими на определенной территории. Такое представление о государстве доминировало в античности и в Средние века.

В узком смысле государство понимается как один из институтов политической системы, обладающий верховной властью в обществе. Такое понимание роли и места государства обосновывается в период формирования институтов гражданского общества (XVIII — XIX вв.), когда происходит усложнение политической системы и социальной структуры общества, появляется необходимость отделения собственно государственных институтов и учреждений от общества и других негосударственных институтов политической системы.

Государство — основной социально-политический институт общества, ядро политической системы. Обладая суверенной властью в обществе, оно управляет жизнедеятельностью людей, регулирует отношения между различными социальными слоями и классами, отвечает за стабильность общества и безопасность своих граждан.

Государство имеет сложную организационную структуру, которая включает следующие элементы: законодательные учреждения, исполнительно-распорядительные органы, судебную систему, органы охраны общественного порядка и государственной безопасности, вооруженные силы и др. Все это позволяет государству выполнять не только функции управления обществом, но и функции принуждения (институционализированного насилия) в отношении как отдельных граждан, так и больших социальных общностей (классов, сословий, нации). Так, в годы советской власти в СССР были фактически уничтожены многие классы и сословия (буржуазия, купечество, зажиточное крестьянство и др.), политическим репрессиям подвергались целые народы (чеченцы, ингуши, крымские татары, немцы и др.).

Основным субъектом политической деятельности признается государство. С функциональной точки зрения государство — это ведущий политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий порядок и стабильность в нем. С организационной точки зрения государство — это организация политической власти, вступающая в отношения с другими субъектами политической деятельности (например, гражданами). В таком понимании государство рассматривается как совокупность политических институтов (суды, система социального обеспечения, армия, бюрократия, органы местной власти и т.д.), ответственных за организацию социальной жизни и финансируемых обществом.

Признаки, которые отличают государство от других субъектов политической деятельности, состоят в следующем:

Наличие определенной территории — юрисдикция государства (право вершить суд и решать правовые вопросы) определена его территориальными границами. В этих границах власть государства распространяется на всех членов общества (как обладающих гражданством страны, так и не обладающих им);

Суверенитет — государство полностью независимо во внутренних делах и в ведении внешней политики;

Многообразие используемых ресурсов — государство аккумулирует основные властные ресурсы (экономические, социальные, духовные и т.д.) для осуществления своих полномочий;

Стремление к представительству интересов всего общества — государство выступает от имени всего общества, а не отдельных лиц или социальных групп;

Монополия на легитимное насилие — государство имеет право применять силу, чтобы обеспечивать исполнение законов и наказывать их нарушителей;

Право сбора налогов — государство устанавливает и собирает с населения различные налоги и сборы, которые направляются на финансирование государственных органов и решение различных управленческих задач;

Публичный характер власти — государство обеспечивает защиту публичных интересов, а не частных. При осуществлении государственной политики обычно не возникает личных отношений между властью и гражданами;

Наличие символики — государство имеет свои признаки государственности — флаг, герб, гимн, особые символы и атрибуты власти (например, корона, скипетр и держава в некоторых монархиях) и т.д.

В ряде контекстов понятие «государство» воспринимают как близкое по значению к понятиям «страна», «общество», «правительство», но это не так.

Страна — понятие прежде всего культурно-географическое. Этот термин обычно употребляется в тех случаях, когда говорят о площади, климате, природных зонах, населении, национальностях, религиях и т.д. Государство — понятие политическое и обозначает политическую организацию той иной страны — форму ее правления и устройства, политический режим и т.д.

Общество — понятие более широкое, чем государство. Например, общество может быть над государственным (общество как все человечество) или догосударственным (таковы племя и первобытный род). На современном этапе понятия общества и государства тоже не совпадают: публичная власть (скажем, слой профессионалов-управленцев) относительно самостоятельна и обособлена от остального общества.

Правительство - только часть государства, его высший распорядительный и исполнительный орган, инструмент осуществления политической власти. Государство — устойчивый институт, вто время как правительства приходят и уходят.

Общие признаки государства

Несмотря на все многообразие видов и форм государственных образований, возникавших ранее и существующих в настоящее время, можно выделить общие признаки, которые в той или иной степени характерны для любого государства. Наиболее полно и аргументированно, на наш взгляд, эти признаки были изложены В. П. Пугачевым.

К числу таких признаков относятся следующие:

публичная власть, отделенная от общества и не совпадающая с социальной организацией; наличие особого слоя людей, осуществляющих политическое управление обществом;

определенная территория (политическое пространство), очерчиваемая границами, на которую распространяются законы и полномочия государства;

суверенитет — верховная власть над всеми проживающими на определенной территории гражданами, их институтами и организациями;

монополия на легальное применение силы. Только государство имеет «законные» основания для того, чтобы ограничивать права и свободы граждан и даже лишать их жизни. Для этих целей оно имеет специальные силовые структуры: армию, полицию, суды, тюрьмы ит. п.;

право на взимание налогов и сборов с населения, которые необходимы для содержания государственных органов и материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т. д.;

обязательность членства в государстве. Человек получает гражданство с момента рождения. В отличие от членства в партии или других организаций, гражданство является необходимым атрибутом любого человека;

претензия на представительство всего общества как единого целого и на защиту общих интересов и целей. В реальности же никакое государство или иная организация не в состоянии в полной мере отражать интересы всех социальных групп, классов и отдельных граждан общества.

Все функции государства можно разделить на два основных вида: внутренние и внешние.

При выполнении внутренних функции деятельность государства направлена на управление обществом, на согласование интересов различных социальных слоев и классов, на сохранение своих властных полномочий. Осуществляя внешние функции, государство выступает в качестве субъекта международных отношений, представляющего определенный народ, территорию и суверенную власть.

Термин «государство» стал использоваться в политической науке примерно со второй половины XVI в. До этого времени для обозначения государства использовались такие понятия, как «полис», «княжество», «царство», «королевство», «республика», «империя» и др. Одним из первых в научный оборот термин «государство» ввел Н. Макиавелли. Он трактовал его широко - как любую верховную власть над человеком.

В обыденном сознании государство часто отождествляется с определенным этносом (белорусское государство, французское государство и т.п.), с административно-управленческим аппаратом, с правосудием.

Большинство современных авторов определяют, что государство - это основной институт политической системы и политической организации общества, создаваемый для организации жизнедеятельности общества в целом и проведения политики правящих классов, других социальных групп и слоев населения.

Основными структурными элементами государства являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти, охраны общественного порядка и государственной безопасности, вооруженные силы и частично средства массовой информации.

Общими для государства являются следующие признаки:

1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев, что отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления.

2. Суверенитет, то есть верховная власть на определенной территории. В современном обществе имеется множество властей: семейная, производственная, партийная и т.д. Но высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает государство.

3. Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Само оно строится не по кровнородственному или религиозному признаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической общности людей.

4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека (смертная казнь). Для выполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы - армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.

5. Важнейшим признаком государства является его монопольное право на издание законов и норм, обязательных для всего населения. Законотворческая деятельность в демократическом государстве осуществляется органом законодательной власти (парламентом). Требования правовых норм государство проводит в жизнь с помощью своих специальных органов (судов, администрации).

6. Право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и др.

7. Обязательность членства в государстве. В отличие, например, от политической партии, пребывание в которой добровольно, государственное гражданство человек получает с момента рождения.

При характеристике государства отличительные признаки дополняются и его атрибутами – гербом, флагом и гимном.

Признаки и атрибуты позволяют не только отличать государство от других социальных организаций, но и видеть в нем необходимую форму существования и развития обществ в современной цивилизации.

Основными теориями возникновения государства сегодня являются:

а) теологическая - государство возникло по воле Бога;

б) патриархальная (автор - английский ученый XVIII в. Роберт Филмер) - государство возникло в результате механического соединения родов в племена, а племен в большие целостности, вплоть до государственных образований;

в) теория общественного, договора (Г. Гроций, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, Н. Радищев) - государство - результат договора между суверенным властителем и подданными;

г) теория завоевания (Л. Гумплович, Ф. Оппенгеймер, К. Каутский, Е. Дюринг) - государство явилось организацией победителей над побежденными;

д) марксистско-ленинская теория, - государство возникло в результате деления общества на классы как выразитель интересов экономически господствующего класса; органической частью этой теории является идея отмирания государства.

Существуют теории, объясняющие происхождение государства и другими факторами, например необходимостью совместного строительства оросительных сооружений, влиянием других государств и т.д. Выделить же какую-либо одну, определяющую причину возникновения государства, невозможно. Ясно, что на эти процессы оказали влияние самые различные условия и факторы как внешнего, так и внутреннего порядка.

Функции государства. Социальное назначение государства определяется выполняемыми им функциями. Общепринятым является деление функций на внутренние и внешние.

К основным внутренним функциям относятся:

- регулирование социальной жизни; разрешение конфликтов, поиск путей компромисса и консенсуса в обществе;

- охрана общественного порядка;

- разработка законодательной базы для функционирования общественной системы;

- определение стратегии экономического развития;

- защита прав и свобод граждан;

- обеспечение социальных гарантий своим гражданам;

- создание условий для развития науки, культуры, образования;

- деятельность по защите окружающей среды.

Внешние функции направлены на обеспечение безопасности, целостности и суверенитета государства, защиту национальных интересов на международной арене, развитие взаимовыгодного сотрудничества между странами, решение глобальных проблем человеческой цивилизации и др.

Формы государственного устройства и правления

Государство обладает сложной структурой - обычно выделяют три группы государственных учреждений: органы государственной власти и управления, государственный аппарат (публичная администрация), карательный механизм государства.

Структура и полномочия указанных учреждений зависят от формы государства, а функциональная сторона во многом определяется существующим политическим режимом. Понятие «форма государства» раскрывается через категории «форма правления» и «форма государственного устройства».

«Форма правления» - это организация верховной власти, характеризуемая ее формальными источниками, она определяет структуру государственных органов (институциональный дизайн) и принципы их взаимоотношений. Две основные формы правления - этомонархия и республика и их разновидности.

Монархия (классическая) характеризуется тем, что власть главы государства - монарха передается по наследству и не считается производной от какой-либо другой власти, органа или избирателей. Она неизбежно сакрализуется, ибо это условие легитимации власти монарха. Есть несколько разновидностей монархической формы правления: абсолютная монархия - характеризуется всевластием главы государства и отсутствием конституционного строя; конституционная монархия - предполагает ограничения полномочий главы государства более или менее развитыми чертами конституционного строя. В зависимости от степени ограничения власти главы государства, различают: дуалистическую и парламентарную конституционные монархии.

Дуалистическая монархия - полномочия монарха ограничены в сфере законодательства, но широки в сфере исполнительной власти. Кроме того, он сохраняет контроль над представительной властью, поскольку наделяется правом полного вето на решения парламента и правом его досрочного роспуска (Саудовская Аравия и ряд небольших арабских государств).

Парламентарная монархия - власть монарха не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в управлении. Законы принимаются парламентом, право «вето» фактически (в ряде стран и формально) монарх не осуществляет. Правительство формируется на основе парламентского большинства и несет ответственность перед парламентом. Фактическое управление страной осуществляет правительство. Любой акт монарха требует утверждения глава правительства или соответствующего министра (Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция).

Республика - известны две основные формы республиканского правления: президентская и парламентская республики.

Президентская республика характеризуется особой ролью президента; он одновременно и глава государства и глава правительства. Пост премьер-министра отсутствует, правительство формируется внепарламентским путем, президент назначает его членов или независимо от парламента, или с согласия сената (например, США). Министры несут ответственность перед президентом. Парламент не вправе выразить правительству вотум недоверия, а порицание министров парламентом не влечет за собой их автоматической отставки. Глава государства избирается независимо от парламента: либо коллегией выборщиков, избираемых населением (США), либо прямым голосованием граждан (Франция и др.)

Такой порядок выборов дает возможность президенту и его правительству действовать без оглядки на парламент. Президент наделяется правом отлагательного вето на законы, принимаемые парламентом. Важнейшая отличительная черта президентской республики - жесткое разделение властей. Все ветви власти обладают значительной самостоятельностью по отношению друг к другу, однако существует развитая система сдержек и противовесов, сохраняющая относительное равновесие властей.

Парламентская республика: ее важнейшая отличительная черта - формирование правительства на парламентской основе и его формальная ответственность перед парламентом. Глава государства занимает в системе властных органов скромное место. Парламент наряду с изданием законов и вотированием бюджета имеет право контроля за деятельностью правительства. Назначает правительство глава государства, но не по своему усмотрению, а из числа представителей партии, располагающих большинством мест в парламенте (его нижней палате). Вотум недоверия правительству со стороны парламента влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных парламентских выборов, либо то и другое. Таким образом, правительство главный орган управления страной, а глава правительства является фактически первым лицом в структуре власти, оттесняя главу государства на второй план (Греция, Италия, ФРГ).

Смешанная,президентско-парламентская форма правления, с еще большим доминированием президента, характерна для ряда стран Латинской Америки (Перу, Эквадор), она же закреплена конституцией 1993г. в России и новыми конституциями ряда стран СНГ.

Ее наиболее важные особенности:

- наличие всенародно избранного президента;

- президент назначает и смещает членов правительства;

- члены правительства должны пользоваться доверием парламента;

- президент имеет право распустить парламент.

Форма государственного устройства - это территориально-политическая организация государства, включая политико-правовой статус его составных частей и принципы взаимоотношений центральных и региональных государственных органов. Выделяют две основных формы государственного устройства: унитарную и федеративную.

Унитарное - это единое государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью. Федеративное - это союзное государство, состоящее из нескольких государственных образований, каждое из которых обладает собственной компетенцией и имеет свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов.

Ранее существовала и такая близкая к федеративной форма государственного устройства как конфедерация. Различие между конфедерацией и федерацией заключается в том, что федерация предполагает наличие центра, уполномоченного принимать решения от имени всех участников союза и осуществляющего по отношению к ним властные полномочия. Конфедерация же - более или менее гибко организованная, без какого-либо конституционного оформления, федерация независимых государств.

Каждый ее член, объединялся с другими в союз, в компетенцию которого передавалось ограниченное число вопросов (например, оборона и внешнее представительство) Конфедерациями были: Швейцария с 1291 по 1848гг., США в 1776-1797гг., Германский союз в 1815- 1867гг. Сегодня конфедераций нет, хотя в официальном наименовании швейцарского и канадского государства употребляется это слово.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: