Что известно как первоначальная юрисдикция суда в правовых системах общего права

Обновлено: 25.04.2024

Юрисдикция суда (подсудность) является гражданско-правовым институтом, нормы которого регулируют разграничение компетенции между определенными судами в судебной системе.

Институт подсудности отражается в разграничении комплекса компетенции между судами внутри самостоятельной ветви системы судов. Таким образом, правила подсудности определили компетенцию определенных судов общей юрисдикции по рассмотрению и урегулированию гражданских дел по первой инстанции.

Осуществляя прием искового заявления, определяя, что гражданское дело является подведомственным судам общей юрисдикции, судья должен определить, какому из судов системы оно будет подсудно.

Виды юрисдикции суда

Виды юрисдикции суда (подсудности):

  1. Предметная (родовая) подсудность;
  2. Подсудность по связи дел;
  3. Территориальная подсудность.

Предметная (родовая) подсудность определила компетенцию судов разнообразных звеньев судебной системы в образе судов первой инстанции. Все подведомственные судам общей юрисдикции гражданские дела распределяются между судами разнообразных уровней судебной системы РФ. Одни гражданские дела относятся законодательством к ведению мировых судей, иные – районных, городских и т. п. Критерием для отнесения определенных гражданских дел к ведению судов какого-либо уровня являются род (характер) дела, субъектный состав и предмет спора.

Территориальная подсудность определила пространственную компетенцию судов одного уровня судебной системы. После того как разъяснено, суду какого уровня судебной системы является подсудным определенное гражданское дело, важно определить, какому из судов одного рода по территории оно подсудно, то есть определить пространственную компетенцию судов одного уровня, либо территориальную подсудность определенного дела.

Готовые работы на аналогичную тему

Территориальная подсудность подразделяется на:

  • альтернативную, либо подсудность по выбору истца – предусматривается для множества категорий гражданских дел, решение которых законодательством относится к компетенции двух или более судов на одном уровне. Право выбора меж несколькими судами, которым подсудно определенное дело, закон предоставил истцу;
  • исключительную, ее сущность заключена в том, что для некоторых категорий дел закон точно определил, какой суд разрешать их компетентен;
  • договорную – по соглашению между собой стороны могут изменять территориальную подсудность для определенного дела. Недопустимым является изменение подсудности суда на уровне субъекта РФ, Верховного Суда РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Верховный суд РФ подробнее , а также правил исключительной подсудности.

Соглашение сторон по изменению территориальной подсудности для определенного дела представляется возможным до принятия его к производству судом. Соглашение сторон о подсудности должно выражаться в письменной форме. Это может быть самостоятельным документом, в котором выражается воля сторон по поводу выбора суда для решения их гражданского дела. Соглашение по подсудности может также включаться в качестве отдельного пункта в материально-правовой контракт (договор), который заключен меж сторонами. Подсудность по связи дел – используется в случае, когда в одно производство для совместного рассмотрения и решения соединяются несколько самостоятельных требований.

Разграничение судебной юрисдикции

В науке гражданского процессуального права выделены следующие критерии по разграничению судебной юрисдикции:

  • субъектный - субъектный состав правовых отношений;
  • предметный - характер спорных материальных правовых отношений;
  • прямое указание в законе - указание в законодательстве на разновидность судопроизводства, в котором рассмотрению подлежит определенная категория дел.

Притом первых два критерия (предметный и субъективный) считаются общими и традиционно применяются в совокупности, а последний - специальным, потому как при его наличии общие не используется. Это соответствует общепринятому в правовой теории правилу, в соответствии с которым при конкуренции специальной и общей нормы действует первая.

Главная сложность использования критериев разграничения судебной юрисдикции заключена в том, что практически все нормы, закрепляющие положения по юрисдикции суда, включают оговорку типа "если другое не предусматривается законом". Так, в ГПК РФ такое предостережение продемонстрировано следующим образом: (а) "суды рассматривают в порядке гражданского судопроизводства дела относительно иных правоотношений, помимо случаев, когда рассмотрение таких дел производится по правилам иного судопроизводства" и (б) "законом может предусматриваться рассмотрение и иных дел по правилам гражданского судопроизводства".

Следствием изложенных законодательных формулировок является то, что нормативно юрисдикция одного суда не может являться определенной абсолютно, а обладает относительно определенным характером. Это значит, что юрисдикция по отношению к делам одной разновидности судопроизводства определяется всегда относительно к делам иных разновидностей судопроизводства. К примеру, для определения гражданской юрисдикции необходимо сформировать представление о юрисдикции административных судов. Данный подход несет определенные сложности как в ход познания, так и использования соответственного правового института, ведь понять юрисдикцию одного типа судов является невозможным без знания юрисдикции иных. А в связи с этим существует объективная потребность анализа юрисдикции каждого из них.

Следовательно, в объективном смысле, как общность норм, судебная юрисдикция является правовым институтом, призванным разграничивать компетенцию разнообразных звеньев судебной системы и различные виды судопроизводства (уголовное, гражданское, административно-деликтное, административное) между собой. Данную задачу принято решать при помощи критериев разграничения судебной юрисдикции. Критерии по разграничению судебной юрисдикции являются предусмотренными законом условиями, при которых конкретное дело подлежит рассмотрению по правилам какой-либо разновидности судопроизводства.

После нормандского завоевания середины XI в. в Англии сохранились судебные порядки и обычаи англосаксонских времен. Влияние новой монархии было еще слабым, чтобы подчинить себе и переустроить юстицию разных областей страны. Для хотя бы некоторой степени единообразия Вильгельм Завоеватель предписал придерживаться «хороших и испытанных законов Эдуарда Исповедника».

Суд вершился в собраниях сотен и графств под председательством шерифов и вице-графов на основании местных обычаев. Судьями выступали исключительно свободные землевладельцы. Сохранились и вотчинные (манориальные) суды в отношении вассалов и зависимого населения. Основные судебные обычаи остались от англосаксонских времен: вызов на суд, личное обвинение, соприсяжничество, испытание в виде ордалий, поручительство соседей или клана, объявление преступника изгоем и «вне закона». Правовым новшеством норманнов стал обычай решать дела судебным поединком – своеобразной, полуспортивной схваткой тяжущихся с использованием примитивного вооружения (щита, палки и т. п.). В отношении движимых имуществ также полностью были сохранены правила англосаксонского права. Дела о землях регулировались впредь по нормандским обычаям (с именем Вильгельма, еще в бытность его герцогом Нормандским, связывается одна из самых ранних записей феодального права). Дела семейные подлежали праву и юрисдикции церкви.

На протяжении второй половины XI – первой половины XII в. сложилась новая королевская юстиция. Первоначально ее деятельность ограничивалась узким кругом дел, непосредственно касавшихся короны или споров между крупными вассалами. Со временем королевская юстиция усилила вмешательство и в другие категории дел, в особенности связанные с земельными спорами и со статусом держателей земельных прав – сначала в виде единичных приказов о защите права, потом все более систематически. Параллельно сокращались судебные полномочия шерифов и значение земских судов.

Преобладание королевской юстиции было установленосудебной реформой Генриха II (1154 – 1189), тесно связанной со всей его централизаторской политикой (см. § 26). Централизация суда была достигнута, во-первых, возможностью рассмотрения дела по выбору истца не только земскими, но и королевскими странствующими судьями, во-вторых – учреждением центральных официальных судов под властью короля.

Странствующие судьипоявились еще до реформы (с 1130-х гг. известны разъездные судебные комиссары). Но лишь с 1166 г. институт таких судей стал постоянным. Первоначально они представляли комиссии из баронов и прелатов, которым поручалось расследовать обвинения против шерифов. С конца XII в. вих компетенцию были включены уголовные дела, дела, связанные с созывом ополчения.

Постоянным судебным ведомством стал королевский судв Вестминстере (curia regis). Для обсуждения запросов судебных комиссаров было назначено 5 постоянных судей. Со временем при суде сложился свой персонал, установилась коллегиальная практика обсуждений. В конце XII в. обособилось гражданское отделение суда.

Согласно Вестминстерскому статуту, принятому в интересах сословий в период кризиса XIII в., было установлено, чтобы королевские судьи являлись для слушания дел непосредственно в графства. Там они разбирали дела с участием местных присяжных. Суд присяжныхтакже получил официальное признание с реформами Генриха II. Уголовные обвинения в рядовых преступлениях должны были выдвигаться особым собранием жителей графств – в числе 24 (с XIV в.) (Большое жюри); Дальнейший разбор дела велся судьями. Они выносили приговор с привлечением 4–6 представителей сотен (Малое жюри). Впоследствии участие присяжных было признано необходимым и при решении земельных споров королевскими судьями. Присяжные играли важную роль особенно в уголовных делах: они определяли событие преступления и человека, подлежащего ответственности.

На протяжении XIII – XIV вв. королевская юстиция в рамках общего совета – curia – специализировалась, выделилось несколько особых учреждений со своей компетенцией. Одним из первых оформился Суд королевской скамьи (в середине XIII в., вместе с упразднением должности главного юстициария Англии). В нем заседали 4 – 5 советников-юристов и председатель. Суд решал уголовные дела, обладал полицейской властью, правом рассматривать апелляции на земские решения. С конца XIII в. обособился Суд общих тяжб. Он состоял из профессиональных юристов (позднее – докторов права) и имел монопольное право на рассмотрение некоторых категорий исков между подданными, если те не затрагивали интересов короны. Компетенция его была обширной и неопределенной: иски о защите земельных владений, нарушении соглашения и др. Особой инстанцией был Суд казначейства. В нем разбирались дела о финансовых спорах главным образом между подданными и короной (суд и образовался первоначально, в XII в., как особое присутствие в казначействе). Затем в нем стали вообще разбирать дела, которые можно было представить как «нарушение долга».

Помимо основных, в разное время существовало не менее 4 особых судов королевской юстиции, носивших наименование Казначейской палаты. Самый древний был учрежден в 1357 г. для разбора апелляций на Суд казначейства, другие образовались в XV – XVI вв. Все они были апелляционными: здесь рассматривались жалобы на судебные ошибки, допущенные при рассмотрении исков высшими судами короны. Компетенцияих была формализованной и основывалась только на традиции.

Проводить большинство судебных слушаний только в Вестминстере (Лондоне) было невозможно. Невозможным было и регулярное присутствие присяжных от земств в центре (хотя шерифам и предписывалось обеспечиватьих явку). Поэтому система странствующих судов, совмещенная с централизованным контролем и апелляцией, постепенно вытеснила остатки старой юстиции. С конца XII – начала XIV в. суды (получившие название ассизов) стали проводить регулярные, в год 3 – 4 раза сессии-объезды судебных округов, каждый из которых включал несколько графств. В 1285 г. такой порядок, поначалу только уголовного суда, был распространен и на большинство гражданских дел. (Одновременно компетенция старых судов и шерифов была ограничена совсем небольшими исками на сумму не более 40 шиллингов; еще более сократило ее появление в XIV в. мировых судей.) В XIV – XV вв. уже все виды и гражданских дел разбирались в судах ассизов. Однако ассизы выясняли только вопросы факта. Окончательные решения выносились в Вестминстере, куда направлялись специальные состязательные документы и протокол о решении присяжных. Со временем, когда судьями ассизов могли стать только юристы и когдаих стали сопровождать адвокаты, решение по делам могло быть вынесено полностью и на месте.

Юрисдикция суда (подсудность) является гражданско-правовым институтом, нормы которого регулируют разграничение компетенции между определенными судами в судебной системе.

Институт подсудности отражается в разграничении комплекса компетенции между судами внутри самостоятельной ветви системы судов. Таким образом, правила подсудности определили компетенцию определенных судов общей юрисдикции по рассмотрению и урегулированию гражданских дел по первой инстанции.

Осуществляя прием искового заявления, определяя, что гражданское дело является подведомственным судам общей юрисдикции, судья должен определить, какому из судов системы оно будет подсудно.

Виды юрисдикции суда

Виды юрисдикции суда (подсудности):

  1. Предметная (родовая) подсудность;
  2. Подсудность по связи дел;
  3. Территориальная подсудность.

Предметная (родовая) подсудность определила компетенцию судов разнообразных звеньев судебной системы в образе судов первой инстанции. Все подведомственные судам общей юрисдикции гражданские дела распределяются между судами разнообразных уровней судебной системы РФ. Одни гражданские дела относятся законодательством к ведению мировых судей, иные – районных, городских и т. п. Критерием для отнесения определенных гражданских дел к ведению судов какого-либо уровня являются род (характер) дела, субъектный состав и предмет спора.

Территориальная подсудность определила пространственную компетенцию судов одного уровня судебной системы. После того как разъяснено, суду какого уровня судебной системы является подсудным определенное гражданское дело, важно определить, какому из судов одного рода по территории оно подсудно, то есть определить пространственную компетенцию судов одного уровня, либо территориальную подсудность определенного дела.

Готовые работы на аналогичную тему

Территориальная подсудность подразделяется на:

  • альтернативную, либо подсудность по выбору истца – предусматривается для множества категорий гражданских дел, решение которых законодательством относится к компетенции двух или более судов на одном уровне. Право выбора меж несколькими судами, которым подсудно определенное дело, закон предоставил истцу;
  • исключительную, ее сущность заключена в том, что для некоторых категорий дел закон точно определил, какой суд разрешать их компетентен;
  • договорную – по соглашению между собой стороны могут изменять территориальную подсудность для определенного дела. Недопустимым является изменение подсудности суда на уровне субъекта РФ, Верховного Суда РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Верховный суд РФ подробнее , а также правил исключительной подсудности.

Соглашение сторон по изменению территориальной подсудности для определенного дела представляется возможным до принятия его к производству судом. Соглашение сторон о подсудности должно выражаться в письменной форме. Это может быть самостоятельным документом, в котором выражается воля сторон по поводу выбора суда для решения их гражданского дела. Соглашение по подсудности может также включаться в качестве отдельного пункта в материально-правовой контракт (договор), который заключен меж сторонами. Подсудность по связи дел – используется в случае, когда в одно производство для совместного рассмотрения и решения соединяются несколько самостоятельных требований.

Разграничение судебной юрисдикции

В науке гражданского процессуального права выделены следующие критерии по разграничению судебной юрисдикции:

  • субъектный - субъектный состав правовых отношений;
  • предметный - характер спорных материальных правовых отношений;
  • прямое указание в законе - указание в законодательстве на разновидность судопроизводства, в котором рассмотрению подлежит определенная категория дел.

Притом первых два критерия (предметный и субъективный) считаются общими и традиционно применяются в совокупности, а последний - специальным, потому как при его наличии общие не используется. Это соответствует общепринятому в правовой теории правилу, в соответствии с которым при конкуренции специальной и общей нормы действует первая.

Главная сложность использования критериев разграничения судебной юрисдикции заключена в том, что практически все нормы, закрепляющие положения по юрисдикции суда, включают оговорку типа "если другое не предусматривается законом". Так, в ГПК РФ такое предостережение продемонстрировано следующим образом: (а) "суды рассматривают в порядке гражданского судопроизводства дела относительно иных правоотношений, помимо случаев, когда рассмотрение таких дел производится по правилам иного судопроизводства" и (б) "законом может предусматриваться рассмотрение и иных дел по правилам гражданского судопроизводства".

Следствием изложенных законодательных формулировок является то, что нормативно юрисдикция одного суда не может являться определенной абсолютно, а обладает относительно определенным характером. Это значит, что юрисдикция по отношению к делам одной разновидности судопроизводства определяется всегда относительно к делам иных разновидностей судопроизводства. К примеру, для определения гражданской юрисдикции необходимо сформировать представление о юрисдикции административных судов. Данный подход несет определенные сложности как в ход познания, так и использования соответственного правового института, ведь понять юрисдикцию одного типа судов является невозможным без знания юрисдикции иных. А в связи с этим существует объективная потребность анализа юрисдикции каждого из них.

Следовательно, в объективном смысле, как общность норм, судебная юрисдикция является правовым институтом, призванным разграничивать компетенцию разнообразных звеньев судебной системы и различные виды судопроизводства (уголовное, гражданское, административно-деликтное, административное) между собой. Данную задачу принято решать при помощи критериев разграничения судебной юрисдикции. Критерии по разграничению судебной юрисдикции являются предусмотренными законом условиями, при которых конкретное дело подлежит рассмотрению по правилам какой-либо разновидности судопроизводства.

Суды общей юрисдикции являются судами, осуществляющими производство по уголовным, гражданским делам и делам, которые образуются из административных правонарушений, а также другим делам, являющимися подсудными судам такой категории.

Разновидности судов общей юрисдикции

В России к судам общей юрисдикции относят:

  • Верховный суд республики РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Верховный суд РФ подробнее ;
  • Областной, краевой суды;
  • Суд автономной области По данной теме мы уже выполнили реферат Законодательство субъекта ДФО подробнее ;
  • Суд автономного округа;
  • Санкт-Петербургский, Московский и Севастопольский суды городов федерального значения;
  • Городской (районный) суд.

К группе федеральных судов общей юрисдикции относятся также суды специализированного типа. В настоящий момент в РФ функционирует Специализированный суд по интеллектуальным правам По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Суд по интеллектуальным права - структура и компетенция подробнее . В концепции развития системы судов предусматривается формирование ювенальных, миграционных и административных судов.

Для автоматизации судебной деятельности совокупности судов общей юрисдикции всех уровней применяется Государственная автоматизированная система РФ «Правосудие» (ГАС «Правосудие»).

Суды общей юрисдикции на уроне субъектов РФ

Эти суды реализуют гражданское, уголовное, административное и иные разновидности судопроизводства. Суды среднего звена представляют собой суды на уровне субъектов РФ. Они непосредственно являются вышестоящей судебной и апелляционной инстанцией в отношении районных судов, которые действуют на территории соответственного административного района.

Готовые работы на аналогичную тему

Районные суды

Районный суд По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Районные суды подробнее представляет собой базисное звено в системе судов общей юрисдикции, рассмотрению в нем подлежат дела первой инстанции и инстанции апелляции по отношению к мировым судьям, которые действуют на территории соответственного судебного района.

Такие суды рассматривают более трудные дела по сравнению с мировыми судьями. Районные (городские, межрайонные) суды формируются согласно федеральным законами в судебном районе, состоящем из нескольких административных образований или в судебном районе, образуемом одним административным районом, городским районом (в больших городах), а также городом (в этом случае они именуются городским судом).

Районный суд включает в свой состав судей-профессионалов, численность которых должна определяться нагрузкой на судей по рассмотрению дел.

Так как пока не в любом судебном районе мировые судьи реализуют свою деятельность, суды районов рассматривают дела, которые подсудны в первой инстанции мировым судьям, что предусматривается Законом о введении в действие ГПК РФ. В таких случаях постановления суда по вышеозначенным делам не могут обжаловаться в апелляционной инстанции, а должны быть обжалованы в порядке кассации в судах на уровне субъектов РФ.

В ведении районного суда включены решения по множеству вопросов как производства досудебного (избрание меры пресечения в виде домашнего ареста, заключения под стражу и его продления, залога; рассмотрение ходатайства по производству следственных отдельных действий — выемки, обыска, ареста на телеграфные и почтовые отправления, записи и контроля переговоров), так разбирательства дел после вынесения решения (проверка обоснованности, законности и справедливости приговоров и т. п.).

Объём исполняемых ими действий судебного характера свидетельствует, что на самом деле, районные суды являются судами основного звена. Подсудными им являются все гражданские дела, которые подведомственны судам общей юрисдикции, вне зависимости от суммы иска и иных критериев (исключая дела, которые предусмотрены ст. 23, 25- 27 ГПК РФ как подсудные военным судам и другим специализированным судам, судам среднего звена и Верховному Суду).

Обычно гражданские дела подлежат рассмотрению по месту жительства ответчика либо местонахождению имущества юридических лиц. В некоторых ситуациях подсудность находится в зависимости от выбора истца, к примеру, дела по взысканию алиментов. Подсудность районным судам гражданских дел за последний десяток лет значительным образом расширилась. Они стали разбирать до девяноста восьми процентов от пяти миллионов гражданских дел, каждый год подлежащих рассмотрению всеми судами общей юрисдикции.

Помимо традиционных гражданских споров (споров, которые возникают из жилищных, семейных, земельных, трудовых правоотношений), районным судам подсудными являются дела, которые возникают из административных правовых отношений, дела по жалобам на бездействие или действия и решения, которые нарушают гражданские права и свободы, дела особого производства.

Военные суды

Военные (флотские) окружные суды являются судами РФ, действующими в Вооруженных Силах РФ, они входят в единую судебную систему РФ, осуществляют задачи правосудия. Раньше они назывались военными трибуналами. Система военных судов включает:

  • военную коллегию Верховного суда России По данной теме мы уже выполнили реферат Верховный суд РФ и система судов общей юрисдикции подробнее (высшее звено);
  • военный суд Вооруженных Сил, округов, группировок войск;
  • военный суд соединений, армий, гарнизонов, флотилий (первое звено).

Военные суды занимаются рассмотрением уголовных дел: по преступлениям, которые совершены военнослужащими ВС РФ, военнообязанными в период прохождения ими сборов учебного типа, а также лицами офицерства, сержантами, матросами, мичманами органов ФСБ РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Правоохранительные органы РФ подробнее , других органов власти государства, где Законом РФ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Правоспособность физических лиц по законодательству РФ подробнее предусматривается военная служба, а также граждан, которые призваны в установленном Законодательством РФ порядке, на сборы военного типа.

Система военных судов разрешает гражданские дела меж военнослужащими и Министерством обороны По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Государственное управление в области обороны подробнее (другими федеральными органами, где предусматривается военная служба), гражданских дел при обжаловании бывшими военнослужащими действий органов воинского управления по правовым отношениям, которые возникли в ходе прохождения военной службы. Также они рассматривают дела по административным правонарушениям военнослужащих, которые подведомственны согласно КоАП РФ По данной теме мы уже выполнили статью Усеченные составы в КоАП подробнее судам общей юрисдикции.

Юрисдикция является установлением пределов полномочий какого-либо органа судебной власти или же любого иного органа государственной или муниципальной должности. Также юрисдикция представляет собой полномочия принятия решений по делам по правонарушениям или нарушениям каких-либо споров, признанию каких-то действий незаконными, установлению санкций, наложению санкций.

Суд общей юрисдикции

Судом общей юрисдикции законодательным образом является государственный орган судебной власти, занимающийся разрешением спорных, конфликтных ситуаций в границах собственных полномочий.

Например, районный суд. Он обладает правом рассмотрения практически всех уголовных дел.

Также они рассматривают жалобы на незаконные действия при задержании, аресте и т. д. Помимо уголовных дел и рассмотрения жалоб, районный суд занимается рассмотрением гражданских дел (трудовые, семейные и иные).

Подобная юрисдикция целиком занята регулированием процесса деятельности органов судебной системы и граждан при рассмотрении дел разнообразных административных нарушений и правонарушений. Сюда же относится и регулирование процесса использования разнообразных штрафов и санкций при совершении административных правонарушений.

Общая юрисдикция компаний и оффшорная юрисдикция

В мировой практике под юрисдикцией понимаются разнообразные государственные полномочия по оценке правовых фактов, решению разнообразных вопросов правовой значимости.

В настоящее момент можно анализировать большое множество рекомендаций по юрисдикции, которая подходит к какой-либо деятельности предприятия или компании. К примеру, Коста-Рика известна своими выгодными условиями для регистрации на территории ее разнообразных проектов в сети Интернет (лотерея, казино и иные). Сюда же относят и Мальту.

Готовые работы на аналогичную тему

Если планируется зарегистрировать компанию по конкретному направлению деятельности, можно произвести ее регистрацию в оффшоре, то есть на территории, где осуществляется деятельность компаний иностранного происхождения.

Для произведения расчетных операций с иностранными поставщиками и поставщиками, чаще остальных для регистрации оффшоров выбирают Британские или Сейшельские острова.

Существуют и такие оффшорные зоны, с которыми у государств подписаны соглашения с целью недопущения двойного налогообложения. Это, к примеру, Кипр, Австрия и Великобритания По данной теме мы уже выполнили реферат Форма правления в Великобритании подробнее .

Перед тем, как произвести регистрацию компании в каком-либо государстве, важно изучить условия регистрации, необходимые для уплаты налоги, престиж территории, конфиденциальность и иные. В особенности важным является налогообложение, так как конкретно это воздействует на сумму чистой прибыли компании.

Общая международная юрисдикция

В международно-правовой среде общая международная юрисдикция является государственными полномочиями по даче правовой оценки фактам, решению каких-либо правовых вопросов.

Международная юрисдикция является подчиненностью некоторых категорий дел международным органам. Эта юрисдикция отличается ограничением его суверенитета по некоторым вопросам.

Большая численность мировых государств пока еще не приняли для себя обязательной юрисдикцию Международного Суда ООН По данной теме мы уже выполнили реферат Международный суд ООН подробнее , как это требуется.

Принципы международной юрисдикции

Важно отметить, что международная юрисдикция представляет собой властные отношения государства. Традиционно выделено несколько принципов международной юрисдикции:

  • Территориальность;
  • Гражданская принадлежность;
  • Универсальность;
  • Защита национальных интересов и правосубъектности пассивного типа.

Принцип территориальности заключается в том, что собственная юрисдикция деятельности страны действует исключительно на ее территории.

Принцип гражданский принадлежности характеризуется увеличением собственных полномочий в отношении собственных граждан, если те находятся за границами территории государства. Это касается уголовного преследования граждан, которые находятся за границей.

Принцип универсальности разрешает судебное преследование, к примеру, за военные преступления и т.д., вне зависимости от государства, в котором находится гражданин.

Принцип защиты национальных интересов учрежден с целью защиты собственной национальной безопасности.

Принцип пассивной правосубъектности закрепляет конкретные юрисдикции, в зависимости от гражданства лица.

Общая экстерриториальная юрисдикция

Понятие экстерриториальности предполагает, что обретенный статус лиц или учреждений выводится из законодательства государства, гражданами которого они являются. Наиболее части подобными юрисдикциями считают дипломатии и консульства, распространение на них принципа неприкосновенности и иммунитета.

Принцип государственной суверенности, в соответствии с ним официальные лица одного государства не подлежат юрисдикции другого государства.

Понятие иммунитета государства предполагает неприкосновенность официальных лиц одного государства юрисдикциям иного государства.

Понятие иммунитета для дипломатов обозначает защищенность такого лица от уголовно-правового преследования другим государством. Такие лица также освобождены от досмотра на таможне, не уплачивают налоги.

Все помещения дипломатического характера, их документы обладают статусом неприкосновенности, в соответствии с Венской конвенции о дипломатических отношениях, образованной в 1961 году и Венской конвенции о консульских сношениях, которые были основаны в 1963 году.

Экстерриториальность также относится и к военным базам, которые расположены в другом государстве. Также места расположения учреждений ООН применяют эту юрисдикцию. Морские суда, когда находятся в границах иностранного государства, также применяют экстерриториальную юрисдикцию.

Военные воздушные суда, пересекающие территорию другой страны, также являются неприкосновенными. Они принадлежат государству, чьи опознавательные знаки содержатся на борту такого судна.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: