Чем принципиально отличается суд от сэд и смэв системы межведомственного электронного взаимодействия

Обновлено: 02.05.2024

Межведомственное взаимодействие возникает при предоставлении госорганами услуг гражданам и при осуществлении госфункций. Электронное взаимодействие между ведомствами — логичный шаг в концепции построения Электронного правительства.

Предпосылки появления СМЭВ

Глава 2, статья 7 ФЗ №210 гласит, что «органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя предоставления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций».

Для исполнения закона, реализовывая принцип «одного окна», ведомства (федеральные и территориальные органы власти и органы местного самоуправления) самостоятельно в процессе предоставления госуслуг обмениваются электронными документами и информацией, требуемыми для оказания услуг.

Обмен обеспечивается посредством СМЭВ — Системы межведомственного электронного взаимодействия. Подход ускоряет предоставление госуслуг и обеспечивает максимальную безопасность и конфиденциальность передаваемых данных.

Что собой представляет Система межведомственного электронного взаимодействия

Фактически СМЭВ является информационной системой, объединяющей:

  • базы данных, в которых среди прочего содержатся сведения об используемых органами и организациями технических средствах;
  • историю предоставления сведений;
  • а также сами технические и программные средства, позволяющие органам и организациям взаимодействовать через СМЭВ.

С точки зрения инфраструктуры СМЭВ представляет собой сеть специальных защищенных каналов, объединяющих узлы — шины на базе Oracle Enterprise Service Bus — в ЦОД-ах «Ростелекома».

На 2015 год созданы один федеральный и 83 региональных узла, подключенных к федеральному. Кроме того, к федеральному узлу Системы межведомственного электронного взаимодействия подключен ряд федеральных ведомств и кредитных организаций.

СМЭВ ориентирована на работу через специальные сервисы (а именно — веб-сервисы). Это означает, что поставщики сведений создают электронные сервисы, которые могут обработать входящие запросы и предоставить в ответ необходимые сведения, а потребители сведений создают собственные адаптеры, отправляющие запросы и получающие ответы.

Для регистрации сервиса поставщик сведений должен пройти определенную процедуру:

  1. оформить заявку на присоединение к регламенту обеспечения предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронном виде;
  2. оформить заявку на регистрацию информационной системы, посредством которой будет реализован сервис;
  3. запрограммировать электронный сервис, опираясь на требования оператора и следуя методическим рекомендациям по работе со СМЭВ;
  4. обеспечить защищенность канала и доступность сервиса;
  5. предоставить типовое описание формата сервиса, а также руководство пользователя, паспорт сервиса, контрольные примеры и сертификат ЭП органа власти (открытый ключ).

Получение доступа

Чтобы иметь доступ к сервису потребителю сведений потребуется:

Более подробно о процедурах можно прочитать на Технологическом портале СМЭВ в разделе часто задаваемых вопросов.

Готовые решения на базе платформы DIRECTUM для работы обеспечения межведомственного электронного взаимодействия

В ходе реализации знаковых проектов в органах государственной власти, в частности в Удмуртской Республики, Тюменской, Кировской, Ярославской, Омской областях и других регионах РФ, компания DIRECTUM совместно с партнерами наработала опыт организации взаимодействия региональных информационных систем со СМЭВ, создания и регистрации сервисов, а также получения доступа к ним.

В частности разработано готовое техническое решение «DIRECTUM: Государственные (муниципальные) услуги и межведомственное взаимодействие». Внедрение данного решения в том числе предполагает обеспечение обмена между органами власти федерального и регионального уровней через Систему межведомственного электронного взаимодействия.

Архитектура решения (в части интеграции со СМЭВ) выглядит следующим образом:

На базе технического решения построено бизнес-решение «DIRECTUM: Комплексная система предоставления государственных (муниципальных) услуг региона». Часть задач, закрываемых решением, напрямую связана с взаимодействием региональной информационной системы на базе DIRECTUM с Системой межведомственного электронного взаимодействия:

  • получение региональными органами исполнительной власти сведений от федеральных органов исполнительной власти через СМЭВ;
  • предоставление региональными органами исполнительной власти сведений федеральным органам исполнительной власти;
  • обмен сведениями между региональными органами исполнительной власти в электронном виде через СМЭВ.

Бизнес-решение включает в себя не только разработку и внедрение системы DIRECTUM, но также глубокий бизнес-консалтинг с гарантией успешного завершения проекта под ключ.

С 2015 года запланирован переход на СМЭВ 3.0 с принципиально другой архитектурой, работающую с новыми форматами. Решения, внедренные у заказчиков, будут адаптироваться, что приведет к доработке готовых решений для новых клиентов-госорганов.

Межведомственный электронный документооборот (МЭДО) занимает важное место в построении единой системы электронного правительства — и подразумевает обеспечение взаимодействия систем электронного документооборота участников МЭДО: Администрации Президента РФ, Аппарата Правительства РФ, а также федеральных органов государственной власти. Положение о МЭДО было утверждено 22 сентября 2009 года.

Взаимодействие электронного документооборота институтов власти подразумевает ведение электронной переписки, содержащей как общедоступную информацию, так и данные, которые могут относиться к сведениям, составляющим служебную тайну.

Техническая инфраструктура МЭДО состоит из нескольких компонентов:

  • головной узел межведомственного документооборота,
  • узлы участников МЭДО,
  • защищенные каналы связи.

Задачи межведомственного электронного документооборота

Основной задачей межведомственного документооборота является интеграция в единое информационное пространство систем электронного документооборота всех федеральных органов власти. Цель этой интеграции — добиться полного отказа от обмена бумажными документами между Администрацией Президента, аппаратом Правительства РФ и федеральными ведомствами, исключив таким образом временные задержки при их взаимодействии и потери информации.

Помимо этого, с помощью межведомственного электронного документооборота могут решаться задачи взаимодействия с региональными органами власти (РОИВ). В частности, с помощью МЭДО должна осуществляться передача обращений граждан, поступающих в приёмную президента, если их рассмотрение требует участия региональных органов исполнительной власти.

Как организовано МЭДО

  • файлы с документами;
  • реквизиты документации в виде метаданных;
  • информация о состоянии документа, его принятии к исполнению, ходе рассмотрения и т. д.

Обмен и взаимодействие должны происходить в едином формате. При этом предприятиям и учреждениям необходимо обеспечить защищенность информации, полноценную интеграцию в единые системы, современную и удобную автоматизацию, соответствие законодательным нормам и непрерывность обмена данными. Поэтому программные комплексы, которые компании и госучреждения непосредственно используют для сопряжения с МЭДО, стоит подбирать придирчиво.

Государственные требования, оговаривающие «техническую сторону» вопроса, предусматривают наличие на рабочих местах шлюзов с операционными системами (например, Windows или Linux), соответствующее серверное программное обеспечение, адаптерный блок, приводящий карточки СЭД-документации организации в унифицированный формат и т.д. Полноценное, грамотно развернутое ПО позволит поддерживать взаимодействие на высоком качественном уровне.

Какие возможности предоставляет МЭДО для организации?

Общий принцип функционирования МЭДО — информационное взаимодействие, в процессе которого участники обмениваются документацией в цифровом виде, подтвержденной электронными подписями (усиленными, квалифицированными). Официальный формат обмена — PDF/A.

На практике взаимодействие происходит так:

Также в МЭДО реализован и полностью поддерживается механизм передачи официальной документации. Практические инструменты, безусловно, требуют постоянной доработки, но предприятиям, обменивающимся документами с федеральными или региональными органами власти, уже сейчас стоит стать частью государственной системы. Для этого нужно:

  • получить адрес и идентификатор, чтобы стать участником системы — путем обращения в ФСО РФ;
  • позаботиться о технической инфраструктуре и собственной СЭД, которая будет подключена к МЭДО;
  • обеспечить должный уровень сопряжения систем — иметь современный и качественный «адаптер» в виде технического решения.

Решения Docsvision для интеграции внутрифирменных систем документооборота в МЭДО

Компания «ДоксВижн» обеспечивает полное и комплексное сопряжение своих СЭД, развернутых у заказчика, с общими государственными системами. Мы позаботимся, чтобы весь документооборот был сопряжен с межведомственным на должном уровне. Наши платформы (Docsvision, Docsvision Core) поддерживают механизмы интеграции со всеми официальными госсистемами, включая МЭДО и СМЭВ. «ДоксВижн» — лидирующий на рынке СНГ и Балтии разработчик инструментов управления документацией и бизнес-процессами, и мы предоставляем высококачественные СЭД/ЕСМ, соответствующие стандартам ISO 9001.

СЭД /ECM решения Docsvision позволяют:

  • полностью автоматизировать межведомственное документационное взаимодействие и организовать его в соответствии с государственными правилами;
  • вести удаленную работу с СЭД;
  • организовать работу с МЭДО, а в дальнейшем — передачу документов в электронный архив;
  • поддерживать полноценную работу с обращениями граждан, создавать удобные внутренние регламенты для их принятия и передачи и так далее.

При помощи СЭД / ECM платформы Docsvision можно осуществлять обмен документацией с электронными подписями или без них, регистрировать её в своей СЭД и проверять на соответствие техрегламенту. Мы предоставляем инструменты, позволяющие формировать и отображать графику/визуализацию, контролировать отправку и регистрацию бумаг, обрабатывать уведомления об их статусе и сохранять файлы в форматах МЭДО.

Примеры внедрений Docsvision с МЭДО

Комплексная поддержка организации СЭД и МЭДО

Компания "ДоксВижн" совместно с сетью партнеров предоставляет не только современные платформы для развертывания СЭД на предприятиях и в государственных учреждениях, но и предлагает заказчикам комплексную поддержку:

  • Создание специализированных решений, которые повысят управляемость и конкурентоспособность предприятия;
  • Консультирование заказчика на всех этапах автоматизации документооборота и управленческой деятельности — техническая поддержка предоставляется с партнером, разработавшим конкретное решение при внедрении;
  • Обучение персонал работе в СЭД и конкретных приложениях;
  • Техническая поддержка, помощь во внедрении, модернизации и масштабировании системы.

Вы можете приобрести типовое готовое решение у Docsvision или одного из наших партнёров (рекомендуется на начальном этапе автоматизации). Также наши специалисты помогут сформулировать специфические требования и сконструировать индивидуальное решение на базе платформы.

Государственные учреждения в ходе своей деятельности должны принимать решения, которые оформляются в виде документов. Исходная информация для принятия этих решений, в свою очередь, также представляется в виде документов. Таким образом, работа с документами составляет существенную часть деятельности госслужащих. Традиционный бумажный документооборот – медленный и неэффективный способ работы с документами.

Внедрение системы электронного документооборота существенно сокращает трудозатраты на обработку документов и предоставляет гораздо большие возможности по поиску, классификации, созданию документов, по анализу исполнительской дисциплины.

В России на государственном уровне уже достаточно давно ведется работа по стандартизации и унификации принципов построения документооборота, в первую очередь, в государственных органах. Последние годы существенные усилия прикладываются для повсеместного перехода на безбумажные технологии. В 2002 году появилась федеральная программа «Электронная Россия», сменившаяся программой «Информационное общество». Программа нацелена, в том числе, на переход на безбумажные технологии в сфере государственных услуг, на оптимизацию взаимодействия государственных учреждений.

Исходя из этого и предъявляются особые требования к Системам электронного документооборота, используемых в госсекторе. В целях реализации мер по совершенствованию электронного документооборота в органах государственной власти в мае 2013 года при Минкомсвязи был создан Экспертный совет, членом которого является Президент компании «Доксвижн» Владимир Андреев.

Электронный документооборот и оборот электронных документов

Сначала небольшое отступление. На наших глазах происходит переход от использования бумажных документов к электронным. Именно электронным – т.е. документам, которые нет необходимости оформлять на бумажном носителе ни при каких обстоятельствах. В чем принципиальная разница? Обязательными реквизитами официального документа на бумажном носителе являются подписи ответственных лиц и оттиск печати. У электронных документов вместо этого электронная подпись. Очевидно, что переход к использованию электронных документов займет существенный промежуток времени – в этом процессе есть как технические, так и законодательные затруднения. Исторически СЭД работали не с электронными документами, а с электронными образами бумажных документов. Отсюда к СЭД предъявляется ряд требований по обработке и учету хранения бумажных оригиналов документов. И эти функции будут востребованы еще достаточно долго, и не исчезнут, а будут развиваться, ведь электронные документы все равно надо будет хранить по определенным правилам. Одновременно с этим, появляются и требования, специфичные для работы c электронными документами – например, в части использования электронной подписи. Таким образом, требования к современной СЭД формируются с учетом наличия функций для работы и с электронными документами, и с бумажными.

Базовая функциональность делопроизводства в госсекторе

Делопроизводство в государственных учреждениях подчиняется требованиям и регламентам, основанным на ГОСТах и правовых актах, на основе которых могут быть четко описаны правила рассмотрения, обработки, исполнения и хранения документов. Приведем перечень функций, наиболее востребованных в СЭД, используемой в государственном учреждении:

a. Создание документов по шаблону.

b. Использование потокового сканирования.

2. Рассмотрение документов. Электронный образ документа передается средствами СЭД уполномоченному руководителю, который может сформировать резолюцию по исполнению данного документа. Здесь для госсектора будут востребованы такие функции, как согласование проектов резолюций – поскольку руководители высокого уровня обычно работают с помощниками. Кроме того, есть ряд руководителей, которые не работают с системой, а расписывают резолюции в виде рукописных пометок. Система должна давать возможность зафиксировать такие резолюции. Есть и другие руководители, которые предпочитают работать с мобильными приложениями. Для них может оказаться полезным наличие в СЭД мобильного рабочего места руководителя.

3. Организация исполнения. Особенность работы в государственных органах заключается в том, что документы исполняются на нескольких уровнях – когда резолюция руководителя верхнего уровня постепенно декомпозируется в набор резолюций руководителей в подчиненных подразделениях. Таким образом формируется так называемое «дерево резолюций», которое является наглядным представлением хода исполнения поручения – наличие такого дерева в СЭД будет крайне полезным.

4. Контроль исполнительской дисциплины. Обычно в госсекторе контролем за исполнением поручений занимается специальный отдел. В функции сотрудников этого отдела входит контроль за сроками, периодическая отчетность о ходе исполнения перед авторами поручений, приемка результатов исполнения. В СЭД должны быть предусмотрены средства автоматизации деятельности сотрудников данного отдела и необходимые отчеты.

5. Создание документов. Принятые формы документов установлены ГОСТом. Будет полезно иметь в СЭД функции, позволяющие автоматически формировать проекты документов на основе стандартных шаблонов.

6. Использование электронной подписи. В свете перехода к работе с электронными документами, наличие средств работы с электронной подписью в СЭД обязательно.

7. Согласование, подписание, утверждение документов. Процедуры согласования документов в госорганах в основном подчиняются регламентам – маршрут согласования может зависеть от разных факторов. Для организации в СЭД согласования необходимо наличие средств настройки маршрутов согласования и подписания/утверждения документов. Дополнительно, даже если используются только электронные образы документов, а оригиналы потом все равно печатаются и подписываются вручную, будет полезным использование в процедуре согласования электронных подписей.

8. Рассылка исходящей корреспонденции. Как уже говорилось выше, существенная часть документооборота госорганов все еще требует оформления и передачи на бумажных носителях. В СЭД должны быть поддержаны функции рассылки документов нескольким адресатам, будет полезна возможность автоматической печати конвертов.

9. Контроль за местонахождением и передачей бумажных оригиналов документов тоже все еще востребованная функция. Будет полезно, если СЭД позволяет фиксировать факт приема – передачи бумажных экземпляров документов; это позволяет всегда четко идентифицировать местонахождение документа.

10. Использование штрих-кодов. При регистрации документа на нем может быть напечатан уникальный штрих-код, что облегчит в дальнейшем поиск в системе электронного образа конкретного документа.

11. Классификация документов. Основным требованием к СЭД будет наличие возможности работы с Номенклатурой дел. Помимо классификации документов, на основе нее определяются сроки хранения документов. Кроме номенклатуры дел, будет полезным наличие иерархического классификатора, который может быть настроен в соответствии с индивидуальными потребностями конкретного учреждений и облегчит поиск нужных документов в системе.

12. СЭД должна содержать механизмы поиска документов – как на основе реквизитов документа, так и по содержанию – по вхождению фразы в текст документа.

13. Поддержка связей между документами. Часто документы имеют между собой смысловую связь – например, исходящее письмо в ответ на входящее, документ во исполнение входящего поручения, документы в дополнение к уже полученным и т.п. Отсюда возникает требование о поддержке в СЭД возможности фиксировать произвольные связи между документами.

14. СЭД должна обладать гибкими механизмами разграничения прав доступа к документам.

Обращения граждан

Работа с обращениями граждан регламентируется Законом о порядке рассмотрения обращений граждан и присутствует практически во всех государственных учреждениях. В СЭД необходимо наличие специализированного модуля для автоматизации обработки обращений граждан, к которому могут быть предъявлены следующие требования:

1. Обработка персональных данных обратившихся с учетом требований закона о персональных данных;

2. Автоматизация процедуры личного приема;

4. Реализация процедуры рассмотрения обращения, подготовка ответа гражданину с учетом указанных в законе сроков;

5. Классификация обращений;

СМЭВ и МЭДО

Говоря об использовании СЭД в госсекторе, невозможно пропустить необходимость взаимодействия с такими системами, как МЭДО и СМЭВ.

Использование решений Docsvision в госсектор

Docsvision является надежной, производительной и масштабируемой системой, основанной на модульной архитектуре. Конечные пользовательские сценарии реализуются в специально разработанных приложениях. Компанией «Доксвижн» разработан набор приложений, использование которых будет полезно в организациях госсектора. Это приложения:

  • Делопроизводство
  • Обращения граждан
  • Управление совещаниями
  • Договоры

Схема Docsvision для СЭД в Госсекторе

Каждый заказчик может определить необходимый ему набор приложений. Все приложения разработаны с использованием конструкторов Docsvision, что позволяет легко вносить необходимые изменения в логику приложений, в большинстве случаев даже без использования программирования. Это позволяет адаптировать стандартное приложение под конкретные нужды конкретного заказчика.

Помимо этого, используя конструкторы, можно построить решение для более общих задач, связанных с оптимизацией управления или автоматизацией специфичных для конкретной отрасли функций.

Реализация взаимодействия информационных систем организаций и ведомств осуществляется в рамках государственной целевой программы «Информационное общество (2011-2020 годы)».

Взаимодействие реализуется в рамках:

системы межведомственного электронного документооборота (МЭДО).

единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

Что такое СМЭВ и для чего она нужна?

Единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) 1 - федеральная государственная информационная система, предназначенная для организации информационного взаимодействия между информационными системами участников СМЭВ в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

Участниками межведомственного электронного взаимодействия (участниками СМЭВ) являются федеральные органы исполнительной власти, государственные внебюджетных фонды, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, многофункциональные центры, иные органы и организации.

Целью создания СМЭВ является повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций за счет использования общих информационных ресурсов, уменьшения времени на поиск и обработку информации в электронной форме.

Схема оказания госуслуг в электронном виде

СМЭВ предназначена для решения следующих задач:

обеспечение исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;

обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием универсальной электронной карты и единого портала 2 ;

обеспечение информационного взаимодействия в электронной форме при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.

Основные функции СМЭВ

Основными функциями СМЭВ являются:

передача запросов, документов и сведений, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и поданных заявителями через единый портал, в подключенные к СМЭВ информационные системы;

передача на единый портал запросов, иных документов и сведений, обработанных в информационных системах, а также информации о ходе выполнения запросов и результатах предоставления услуг.

В целях исполнения своих функций СМЭВ обеспечивает:

доступ к электронным сервисам 3 информационных систем, подключенных к СМЭВ;

возможность использования централизованных баз данных и классификаторов информационными системами, подключенными к СМЭВ;

защиту передаваемой информации от несанкционированного доступа, искажения или блокирования с момента поступления указанной информации в СМЭВ до момента передачи ее в подключенную к СМЭВ информационную систему;

ведение реестра электронных сервисов информационных систем, подключенных к СМЭВ.

Технологическое обеспечение СМЭВ

Технологическое обеспечение информационного взаимодействия с применением СМЭВ достигается путем использования:

сервис-ориентированной архитектуры, представляющей собой совокупность электронных сервисов, построенных по общепринятым стандартам;

единых технологических решений и стандартов, единых классификаторов и описаний структур данных.

Как стать участником СМЭВ?

Особенности использования СМЭВ и подключения к ней информационных систем отдельных органов и организаций определяются соглашениями между Минцифра России, являющимся оператором СМЭВ 4 , и органом и организацией, являющейся участником СМЭВ. Минцифра России осуществляет координацию деятельности по подключению к СМЭВ, обеспечивает её функционирование и ведение реестра электронных сервисов.

Интеграция информационных систем в рамках СМЭВ осуществляется в соответствии с Техническими требованиями к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия (утв. приказом Минкомсвязь России от 27.12.2010 № 190).

Чтобы стать участником СМЭВ органу или организации, предоставляющей государственные и муниципальные услуги и исполняющей государственные и муниципальные функции, необходимо:

Обеспечить разработку электронных сервисов и интерфейсов взаимодействия используемой информационной системы и СМЭВ.
Для этого нужно обратиться к поставщику или разработчику используемой информационной системы для выполнения им работ по реализации необходимых сервисов и интерфейсов.

Предоставить электронный сервис оператору узла СМЭВ, участником которого должна быть данная организация, для проведения регистрации и внесения в реестр электронных сервисов.
Для этого необходимо официально обратиться к оператору узла СМЭВ и предоставить паспорт электронного сервиса, методику испытаний и руководство пользователя электронного сервиса, а также обеспечить доступность электронного сервиса для проведения его приемки.

Обеспечить наличие защищенного канала связи между используемой информационной системой и СМЭВ.

СМЭВ на базе ПО ЭОС

АИС МФЦ ДЕЛО

АИС МФЦ ДЕЛО — решение для автоматизации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Основная цель внедрения АИС МФЦ – повышение качества работы МФЦ. Это достигается путем взаимодействия со СМЭВ, РСМЭВ, УЭК, ИАС МКГУ, ГИС ГМП, Центром Телефонного Обслуживания, а также с федеральной государственной информационной системой «ЕСИА»:



Справочная информация: Перечень наиболее важных документов по организации информационного взаимодействия органов государственной власти в рамках СМЭВ:

Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2009 № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде».

Постановление Правительства РФ от 08.09.2010 № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия».

Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 27.12.2010 № 190 «Об утверждении технических требований к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия».

Постановление Правительства РФ от 08.06.2011 № 451 «Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме».

Постановление Правительства РФ от 28.12.2011 № 1184 «О мерах по обеспечению перехода федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов на межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде».

Постановление Правительства РФ от 22.12.2012 № 1382 «О присоединении информационных систем организаций к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме».

Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2013 № 2516-р «Об утверждении Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде».

Распоряжение Правительства РФ от 09.06.2014 № 991-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, утв. распоряжением Правительства РФ от 25.12.2013 № 2516-р».

Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 01.07.2014 № 184 «О реализации положений постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2014 г. № 208 «О внесении изменений в положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия».

Постановление Правительства РФ от 19.11.2014 № 1222 «О дальнейшем развитии единой системы межведомственного электронного взаимодействия».

1. В соответствии с Положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия (утв. постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 № 697).

2. Федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

3. Программные и технические средства, обеспечивающие возможность доступа к информационным системам через СМЭВ.

4. В соответствии с Положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия.

Реализация взаимодействия информационных систем государственных организаций и ведомств осуществляется в рамках государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» (утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 №313)

Взаимодействие реализуется в рамках:

системы межведомственного электронного документооборота (МЭДО),

единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) в целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Что такое МЭДО и для чего она нужна?

Система межведомственного электронного документооборота (МЭДО) 1 - федеральная информационная система, предназначенная для организации взаимодействия систем электронного документооборота (СЭД) участников межведомственного электронного документооборота.

Участниками межведомственного электронного документооборота (участниками МЭДО) являются Администрация Президента РФ, Аппарат Правительства РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также иные государственные органы и государственные организации.

документы – метаданные (реквизиты) документов и их файлы,

уведомления — информацию о ходе рассмотрения и исполнения документов получателями.

Цель создания и использования МЭДО — повышение эффективности управления в органах государственной власти за счет сокращения времени прохождения документов между организациями и ведомствами, минимизации затрат на обработку и отправку документов, мониторинга хода рассмотрения и исполнения документов.

Организатором МЭДО является Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России). В этом качестве ФСО России реализует организационное и методическое обеспечение МЭДО; ведение адресных справочников МЭДО; создание и эксплуатацию технико-технологической инфраструктуры и обеспечивает информационную безопасность МЭДО.

Принцип и технические решения МЭДО

В основу реализации МЭДО легли следующие принципы:

каждый участник МЭДО использует программный комплекс сопряжения (адаптер) своей СЭД с МЭДО, обеспечивающий:

Архитектура МЭДО

архитектура МЭДО

Состояние дел и перспективы развития МЭДО

МЭДО эксплуатируется с 2009 года и развивается до сих пор. По состоянию на 18.06.2015 к МЭДО подключено 166 участников. Подключение органов власти и ведомств к МЭДО осуществляется в соответствии с планом-графиком сопряжения региональных систем электронного документооборота с системой МЭДО, который составляет и реализует ФСО России.

Переход к электронному документообороту между участниками МЭДО реализовывается поэтапно.

На начальном этапе использования МЭДО информационное взаимодействие между участниками заключалось в обмене электронными образами (сканами) документов (с дублированием на бумажном носителе и обменом бумажными документами по обычным каналам) и в обмене уведомлениями о регистрации или отказе в регистрации. По мере отработки технологии обмена по МЭДО менялись требования к реализации информационного взаимодействия: был расширен состав уведомлений (к ним добавлены уведомления о принятии к исполнению, о подготовке доклада, о направлении доклада, об изменении в ходе исполнения, об опубликовании); развивался единый формат обмена, включая в себя новые реквизиты документов.

В настоящее время МЭДО переходит на качественно новый уровень развития - осуществляется переход на обмен по МЭДО документами в электронном виде 2 .

Разработаны и утверждены следующие документы:

Правила обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия (утв. постановлением Правительства РФ от 25.12.2014 № 1494), предполагающие отказ от направления бумажных документов и реализацию обмена документами в электронном виде с электронной подписью;

Перечень видов документов, предусмотренного Правилами обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия (утв. распоряжением Правительства РФ от 02.04.2015 № 583-р);

Требования к организационно-техническому взаимодействию государственных органов и государственных организаций посредством обмена документами в электронном виде (утв. совместным приказом Минкомсвязь России и ФСО России от 27.05.2015 № 186/258).

Указанные документы определяют, что в процессе информационного взаимодействия участники МЭДО будут обмениваться документами в электронном виде с электронными подписями. Вид электронной подписи – усиленная квалифицированная электронная подпись.

Взаимодействие осуществляется следующим образом:

Документ в электронном виде готовится в СЭД отправителя;

Автор документа подписывает файл документа в формате PDF/A-1 электронной подписью (файл документа может быть подписан одним или несколькими должностными лицами);

Получатель документа проверяет полученный документ на соответствие Требованиям, в т.ч. проверяет электронную подпись (подписи), и либо отказывает в регистрации документа с указанием причины отказа, либо регистрирует документ в своей СЭД. Документ может быть отображен получателем с использованием графических элементов визуализации (либо полученных от отправителя документа, либо сформированных самостоятельно на основе полученных данных) и их координат.

Электронной подписью могут подписываться не только файлы документов, а также, при желании, файлы приложений к документам, при этом требований к формату файлов приложений и формированию отметок об их электронных подписях не предъявляется.

Информационное взаимодействие по МЭДО предусматривает возможность обмена документами и без электронной подписи (как это было ранее).

При этом обмен по МЭДО документами (как с электронной подписью, так и без электронной подписи) должен сопровождаться обменом уведомлениями.

Все эти изменения требуют расширения возможностей программных комплексов сопряжения (адаптеров) СЭД всех участников взаимодействия.

Как стать участником МЭДО?

Взаимодействие используемой СЭД с МЭДО осуществляется в соответствии с Техническими требованиями к организации взаимодействия системы межведомственного электронного документооборота с системами электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти (утв. распоряжением Правительства РФ от 02.10.2009 № 1403-р ).

Чтобы стать участником МЭДО организации или ведомству необходимо:

Быть включенным в список участников МЭДО, получить адрес и идентификатор МЭДО и обеспечить наличие технико-технологической инфраструктуры 3 для подключения используемой СЭД к МЭДО.

Для этого нужно официально обратиться в ФСО России, которая является организатором МЭДО. .

Для этого нужно получить у ФСО России актуальную информацию по единому формату обмена и требованиям к реализации взаимодействия участников МЭДО, а затем обратиться к поставщику или разработчику используемой СЭД для выполнения им работ по реализации данного сопряжения (разработке адаптера), предоставив полученную у ФСО России информацию.

Участие ЭОС в реализации проекта МЭДО

Компания ЭОС, лидер рынка СЭД для федеральных органов государственной и исполнительной власти, принимает непосредственное участие в реализации проекта МЭДО.

Компания ЭОС выполняет работы по сопряжению с МЭДО своих систем – ДЕЛО, EOS for SharePoint.

В число участников МЭДО, использующих решения компании ЭОС, входят федеральные органы законодательной, судебной и исполнительной власти, региональные правительства, а также другие организации, в частности:

  • Совет Федерации РФ;
  • Государственная Дума РФ;
  • Счётная палата Российской Федерации;
  • Центральный Банк Российской Федерации;
  • Генеральная прокуратура Российской Федерации;
  • Следственный комитет Российской Федерации;
  • Судебный департамент при Верховном суде РФ;
  • Центральная избирательная комиссия РФ;
  • Министерство юстиции Российской Федерации;
  • Министерство культуры Российской Федерации;
  • Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков;
  • Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка;
  • Государственная фельдъегерская служба РФ;
  • Аппарат Правительства Калининградской области;
  • Аппарат Правительства Липецкой области;
  • Аппарат Правительства Ростовской области;
  • Аппарат Правительства Ставропольского края;
  • Администрация Президента и Правительства Республики Бурятия;
  • Администрация Тамбовской области;
  • Администрация Новгородской области;
  • Администрация Алтайского края;
  • Администрация Забайкальского края;
  • Администрация Рязанской области;
  • Администрация Ненецкого автономного округа.
  • Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
  • Федеральное агентство по туризму.

Количество ведомств - пользователей систем ЭОС, входящих в состав участников МЭДО, постоянно растёт.

Функционал, реализуемый в рамках сопряжения с МЭДО

Решения ЭОС по реализации сопряжения с МЭДО позволяют:

Осуществлять обмен документами (как с электронной подписью, так и без электронной подписи) с их регистрацией в СЭД и уведомлениями всех видов;

Проверять поступившие документы на соответствие Требованиям;

Фильтровать поступившие документы для оптимизации процедуры их регистрации;

Формировать для поступивших документов уведомления всех видов;

Отображать (визуализировать) поступивший документ с электронной подписью (подписями);

Подписывать файл документа (приложения к документу) одной или несколькими электронными подписями;

Формировать графические элементы визуализации регистрационных данных документа и отметки о его электронной подписи (подписях) и их координаты (данные о местоположении);

Осуществлять контроль отправки и регистрации отправленных документов, обрабатывать уведомления о регистрации или отказе в регистрации отправленных документов;

Сохранять поступившие и отправляемые документы в виде, в котором они передаются по МЭДО.

Справочная информация: Перечень наиболее важных документов по организации информационного взаимодействия органов государственной власти с использованием МЭДО:

Постановление Правительства РФ от 22.09.2009 № 754 «Об утверждении Положения о системе межведомственного электронного документооборота».

Распоряжение Правительства РФ от 02.10.2009 № 1403-р «О технических требованиях к организации взаимодействия системы межведомственного документооборота с системами электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти».

Постановление Правительства РФ от 06.09.2012 № 890 «О мерах по совершенствованию электронного документооборота в органах государственной власти».

Постановление Правительства РФ от 25.12.2014 № 1494 «Об утверждении Правил обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия».

Распоряжение Правительства РФ от 02.04.2015 № 583-р «Об утверждении Перечня видов документов, предусмотренного Правилами обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия, утв. постановлением Правительства РФ от 25.12.2014 № 1494».

Приказ Минкомсвязь России и ФСО России от 27.05.2015 № 186/258 «Об утверждении Требований к организационно-техническому взаимодействию государственных органов и государственных организаций посредством обмена документами в электронном виде».

1. В соответствии с Положением о системе межведомственного электронного документооборота (утв. постановлением Правительства РФ от 22.09.2009 № 754).

2. Во исполнение Постановления Правительства РФ от 06.09.2012 № 890 «О мерах по совершенствованию электронного документооборота в органах государственной власти».

3. Узел участника МЭДО, а также каналы связи от головного узла МЭДО до узла участника МЭДО.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: