Чем определяется правовое положение лица относительно его принадлежности государства

Обновлено: 26.04.2024

В качестве физического лица могут выступать граждане РФ, граждане РФ, имеющие дополнительно иностранное гражданство, иностранные граждане, иностранные граждане, имеющие несколько гражданств, лица без гражданства, беженцы, вынужденные переселенцы.

Согласно федеральному закону от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», гражданами РФ являются лица, имеющие гражданство РФ на 1 июля 2002 г., и лица, которые приобрели гражданство РФ в соответствии с этим законом.

Гражданин России, имеющий также гражданство (подданство) иностранного государства (двойное гражданство), рассматривается Российской Федерацией только как гражданин России.

Иностранный гражданин – лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее гражданство (подданство) другого государства.

Лицо без гражданства – лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства.

В соответствии со ст. 1 федерального закона от 28 июня 1997 года № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон РФ о беженцах», беженцем признается лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений может стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного места жительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

В силу п. 1 и 3 ст. 1 закона от 19 февраля 1993 года № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» вынужденным переселенцем может быть признан иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающий на законных основаниях на территории России и изменивший место жительства в пределах ее территории вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедание, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям, ставшими поводом для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц вследствие массовых нарушений общественного порядка.

Правовой статус физического лица включает в себя правоспособность и дееспособность.

Правоспособность – это потенциальная (абстрактная) способность субъекта иметь права и нести обязанности. Она присуща любому человеку и не зависит от состояния его психического и физического здоровья. По общему правилу, у физического

лица правоспособность его возникает с момента его рождения и прекращается со смертью или объявлением его умершим на основании решения компетентного органа.

Содержание правоспособности образуют права и обязанности, которыми обладает физическое лицо по законодательству конкретного государства (гражданскому, семейному, трудовому, процессуальному). Именно поэтому в МЧП не раскрывается содержание правоспособности, а лишь решается вопрос: по праву какого государства должна определятся правоспособность физического лица, участвующего в частноправовых отношениях международного характера.

По общему правилу правоспособность физического лица определяется его личным законом. Поскольку иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, то они пользуются в России правоспособностью наравне с Российскими гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом.

В России физические лица имеют права владеть на праве собственности, наследовать и завещать имущество, создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими физическими лицами и юридическими лицами, совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах, иметь права авторов, результатов интеллектуальной деятельности, иметь иные имущественные и лично неимущественные права.

Дееспособность – способность субъекта своими действами приобретать и осуществлять свои гражданские права, создавать для себя обязанности и исполнять их. В рамках дееспособности выделяют сделкоспособность и деликтоспособность. Сделкоспособность – способность физического лица совершать юридические акты (заключать гражданско-правовые и трудовые договоры, совершать процессуальные действия). Деликтоспособность – способность самостоятельно нести юридическую ответственность за свои правонарушения.

Дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия и прекращается со смертью гражданина, объявлением его умершим либо недееспособным на основании компетентного органа.


Законы разных государств не всегда определяют одинаково возраст гражданского совершеннолетия. Например, в Бельгии, Великобритании, Венгрии, Польше, России, Франции совершеннолетие наступает по достижении 18 лет, а в Дании, Швейцарии, Японии – 20 лет. Более того, в праве разных государств существуют расхождения при определении содержания дееспособности в зависимости от возраста физического лица.

Непосредственно с дееспособностью связаны такие правовые институты, как ограничение дееспособности и признание лица недееспособным.

Законодательство большинства государств предусматривает возможность признания физического лица ограниченно дееспособным или полностью недееспособным. Однако основания для этого, порядок и последствия такого признания различаются. Например, по российскому праву основанием для ограничения дееспособности является злоупотребления гражданином спиртными напитками или наркотическими средствами, повлекшие тяжелое материальное положения для его семьи, а во Франции – расточительство, наличие физических недостатков.

Поскольку признания физического лица ограниченно дееспособным или полностью недееспособным непосредственно связано с процессуальным вопросами, то такое признание подчиняется закону суда. В части 3 статьи 1197 ГК РФ сказано, что признание в РФ физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется российскому праву.

Для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан устанавливаются опека и попечительство.

Основания и порядок установления и отмены опеки (попечительства), форма контроля над подопечным лицом, требования, предъявляемые к личным качествам опекуна (попечителя), определяются по личному закону лица, в отношении которого устанавливается либо отменяется опека (попечительство).

Обязанность опекуна (попечителя) принимать опеку (попечительство) определяется по личному закону лица, назначаемого опекуном (попечителем), поскольку эта обязанность входит в содержание его правоспособности.

Отношения между опекуном (попечителем) и подопечным лицом определяются по праву страны, учреждение которой назначило опекуна (попечителя).

Для определения различных элементов правового статуса физического лица используется такая привязка, как личный закон физического лица. В общем виде он означает, что перечисленные вопросы разрешаются по праву того государства, к которому принадлежит физическое лицо.

Выделяют два вида личного закона: закон гражданства и закон места жительства. Как уже отмечалось, в России используется смешанная система. Это означает:

1) правовой статус гражданина РФ будет определяться по российскому праву. Более того, если он имеет также иностранное гражданство, все равно будет применяться российское право, поскольку он рассматривается в РФ только как ее гражданин;

2) правовой статус иностранного гражданина будет определяться по праву государства, гражданином которого он является. Исключением является два случая:

- при наличии у лица нескольких иностранных гражданств его личным законом будет считаться право страны, в которой это лицо имеет место жительства;

- если иностранный гражданин имеет место жительства в России, его личным законом является российское право.

Закон места жительства применяется при определении правового положения лица без гражданства, поскольку именно с государством, в котором оно проживает, это лицо имеет наиболее устойчивую правовую связь. В этом случае при выборе применяемого права суд должен руководствоваться ст. 20 ГК РФ, ст. 2 закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ».

Местом жительства признается место, где физическое лицо постоянно или преимущественно проживает, как-то: жилой дом, квартира, служебное помещение, специализированный дом (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором физическое лицо постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ. Местом жительства несовершеннолетнего лица, не достигшего 14 лет, является место жительство его законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов.

Личным законом вынужденного переселенца является российское право, поскольку он попадает под действие норм п. 3 и 5 ст. 1195 ГК РФ. Ведь местом жительства вынужденного переселенца (вне зависимости от наличия у него гражданства иностранного государства) является Россия.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Б. Законе о гражданстве Российской Федерации; В. Гражданском кодексе Российской Федерации.

3. Правовое положение лица относительно его принадлежности к государству определяется:

Б. Социальным статусом;

В. Экономическими возможностями.

4. Ст. 45 Конституции Российской Федерации устанавливает следующее положение о гарантиях прав и свобод человека и гражданина:

А. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом; *

Б. Укрепление государственной власти служит основной гарантией прав и свобод личности;

В. Формирование гражданского общества является основой для обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

5. Конституция Российской Федерации принята:

А. Федеральным Собранием Российской Федерации;

Б. Президентом Российской Федерации;

В. Всенародным голосованием. *

6. День принятия Конституции Российской Федерации:

А. 4 ноября 1993 года;

Б. 7 ноября 1993года;

В. 12 декабря 1993 года. *

7.Российская Федерация – это:

А. Федеративное государство;

Б. Демократическое государство;

В. Оба варианта правильные. *

8. Форма правления Российской Федерации:

А. Конституционная республика;

Б. Парламентская республика;

В. Президентская республика. *

9. Согласно Конституции Российской Федерации, высшей ценностью является:

10. Согласно Конституции Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является:

А. Президент Российской Федерации;

Б. Председатель Правительства Российской Федерации;

В. Многонациональный народ Российской Федерации. *

11. Непосредственным выражением власти народа являются:

А. Референдум и публичные мероприятия;

Б. Референдум и свободные выборы; *

В. Референдум и государственная служба.

12. Субъектами Российской Федерации являются:

А. Республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа; *

Б. Республики, края, области, города, автономная область, автономные округа;

В. Республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа.

13. Российской Федерации признаются и защищаются равным образом:

А. Частная, государственная и иные формы собственности;

Б. Частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности; *

В. Частная, государственная, муниципальная формы собственности.

14. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения:

А. На законодательную, исполнительную и судебную; *

Б. На законодательную и исполнительную;

В. На законодательную и судебную.

15. Федеральное Собрание Российской Федерации – это:

А. Парламент Российской Федерации;

Б. Представительный и законодательный орган Российской Федерации; В. Оба варианта правильные. *

16. Президент Российской Федерации является:

А. Главой государства;

Б. Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской

В. Оба варианта правильные. *

17. Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет:

А. Президент Российской Федерации;

Б. Правительство Российской Федерации; *

В. Федеральное Собрание Российской Федерации.

18. В Российской Федерации смертная казнь, как вид уголовного наказания за особо тяжкие преступления против жизни:

Б. Не применяется; *

19. Презумпция невиновности включает следующие положения:

А. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность;

Б. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого;

В. Оба ответа правильные. *

20. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность:

А. Имеет обратную силу;

Б. Обратной силы не имеет; *

В. Применяется на усмотрение суда.

21. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя могут устанавливаться ограничения следующих прав и свобод:

А. Право на свободу и личную неприкосновенность;

Б. Право на неприкосновенность жилища;

В. Оба ответа правильные. *

22. Не подлежат ограничению в условиях чрезвычайного положения следующие права и свободы:

А. Право на достоинство личности; *

Б. Свобода передвижения на территории Российской Федерации;

В. Свобода мысли и слова.

23. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только:

А. По решению сотрудника органа внутренних дел;

Б. По решению прокурора;

В. По решению суда. *

Материалы дисциплины «Основы конституционного права»

Для программы профессиональной подготовки лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, по должности служащего «Полицейский» обсуждены на кафедре конституционного и международного права.

Протокол №___ от «___»____________2019г.

Обряды и обрядовый фольклор: составляли словесно-музыкальные, дра­матические, игровые, хореографические жанры, которые.

Что входит в перечень работ по подготовке дома к зиме: При подготовке дома к зиме проводят следующие мероприятия.

Поиск по сайту


3. В 1903 году был принят документ, в котором было записано, что новое общество будет создаваться «для обеспечения полного благосостояния развития всех членов общества». Определите этот документ:

в) «Основные государственные законы».

в) специальный статус.

в) экономическими возможностями.

6. Проект основного закона Российской империи, составленный группой земских деятелей, ученых и литераторов, был опубликован за рубежом в:

8. Регулятивный вид деятельности ОМВД относится к следующей форме осуществления полицией своих правомочий:

в) к организационной.

в) юридические обязанности и запреты.

10. Основанием ограничения прав человека и гражданина в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции РФ является:

в) режим реализации норм права всеми участниками общественных отношений.

в) нормативность, общеобязательность, абстрактный характер.

в) конституционного закрепления юридических прав и обязанностей.

14. Элементом государственной системы рассмотрения и разрешения жалоб и заявлений граждан не является:

в) прокурорский надзор.

15. Институт ответственности исполнительных органов власти государства перед гражданином в случае нарушения его прав предусматривает:

б) возможность применения мер административного или уголовного наказания в совокупности с имущественной компенсацией;

в) применение административного взыскания с гражданской ответственностью.

в) к экономическим гарантиям.

в) правовое воспитание граждан.

а) применения сотрудниками органов внутренних дел оружия и спец. средств в отношении определенных категорий населения;

б) жестокого и, или унижающего человеческое достоинство поведения сотрудников полиции в отношении граждан;

в) ограничения прав граждан в случаях, не предусмотренных федеральными законами РФ.

в) принятие законов по защите прав и свобод личности.

20. К общим мерам, вводимым при объявлении чрезвычайного положения, осуществление которых относится к обязанностям органов внутренних дел, не относятся следующие ограничения (ст.22 Закона от 1991 г.):

а) обеспечение особого режима въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение;

в) усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения.

21. Ст. 5 Закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года содержат перечень:

а) подразделений государственных органов, на которых возложено осуществление оперативно-розыскной работы;

б) положений, обеспечивающих соблюдение прав и свобод личности при проведении оперативно-розыскных действий;

в) мероприятий, которые разрешено использовать в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности.

в) их воспитательная направленность.

в) организационная, информационная и правозащитная.

24. Комиссия по правам человека является органом, специально занимающимся правами человека, созданным при:

в) Европейском суде по правам человека.

в) к политическим правам.

26. Деятельностью вышестоящих правоохранительных органов в сфере внутриведомственного контроля не является:

в) судебный контроль.

27. Субъектами, обладающими государственно-властными полномочиями по осуществлению контроля в ОМВД, являются:

в) начальник и лица, являющиеся его заместителями.

в) на основании положении первой советской конституции 1918 года.

в) в России произошла социалистическая революция.

30. Ст. 45 Конституции РФ 1993 г. устанавливает следующее положение о гарантиях прав и свобод человека и гражданина:

в) формирование гражданского общества является основой для обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

31. Системой законодательно закрепленных условий, обеспечивающих удовлетворение благ и интересов человека, являются:

в) юридические гарантии.

в) экипажи военных кораблей и военнослужащие на чужих территориях по международным соглашениям.

33. Какое из перечисленных правовых положений не относится к числу общих принципов правового статуса личности:

в) принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина.

34. Основными методами, применяемыми органами внутренних дел в целях практической реализации возложенных на них задач, являются:

в) профилактика и пресечение правонарушений.

35. Целью воздействия на сознание и волю субъектов права при использовании метода убеждения, является:

в) пресечение правонарушений.

36. В соответствии с законом «О полиции», специальный статус сотрудников органов внутренних дел, реализуемый ими в процессе профессиональной деятельности, предусматривает ряд ограничений, которые касаются:

в) только прав и свобод граждан.

38. Деятельность органов внутренних дел, представляющая собой предварительное расследование в формах дознания и следствия, называется:

в) социально значимым поведением.

в) в применении основных методов принуждения и убеждения.

в) правовая норма.

42. Одним из первых юридических документов, отражающих права человека в систематизированном виде и ставший основой «Билля о правах человека» был:

в) Великая хартия вольностей 1215 года.

в) Гражданском кодексе РФ.

45. К числу принципов реализации прав и свобод граждан, действующих на территории РФ, не относится следующее положение:

в) права человека могут быть ограничены только законом.

46. Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах были приняты:

47. «Система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступлений и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных федеральными законами». О каком органе государственной власти идет речь?

48. Статья Закона «О полиции», кроме уважения прав и свобод человека и гражданина, законности и гуманизма в качестве принципа деятельности полиции, устанавливает:

в) принцип равноправия.

49. Во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина сотрудник полиции обязан разъяснить ему возникающие в связи с этим его права и обязанности, а также:

в) юридический состав совершенного правонарушения.

а) наличие обстоятельств негативного характера, препятствующих осуществлению субъективных прав или нарушающих их;

в) наличие устойчивых неприязненных отношений между субъектами правоприменительной деятельности.

в) административной деятельности ОВД.

в) правовые фикции.

53. В положениях какой статьи Конституции содержится перечень прав и свобод граждан, не подлежащих ограничению:

в) в Конституции нет такого положения.

54. Закон «О полиции», регламентирующий порядок и основания деятельности полиции по обеспечению и ограничению прав граждан был принят:

в) в апреле 1991 года и действует в редакции от марта 1999 года.

в) передача всех полномочий государственных органов власти главе государства.

56. В соответствии со ст. 4 Закона «О чрезвычайном положении» обстоятельствами, которые могут быть основаниями введения чрезвычайного положения, не являются:

а) социальные конфликты, угрожающие жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов;

в) проведение специальных правоохранительных мероприятий и рейдов.

б) наличием управленческих функций и принудительной, вплоть до применения огнестрельного оружия, силы.

в) Президентом РФ.

а) как соотношение между моделями поведения, предложенное гражданам посредством правовых норм и их реальным поведением;

в) как форму существования правового государства.

59. Властно-компетентной деятельностью правоохранительных органов по защите прав и свобод личности не является:

в) управленческая деятельность.

60. Внутриведомственный контроль, как средство выявления нарушений прав и свобод человека правоохранительными органами, относится:

В качестве физического лица могут выступать граждане РФ, граждане РФ, имеющие дополнительно иностранное гражданство, иностранные граждане, иностранные граждане, имеющие несколько гражданств, лица без гражданства, беженцы, вынужденные переселенцы.

Согласно федеральному закону от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», гражданами РФ являются лица, имеющие гражданство РФ на 1 июля 2002 г., и лица, которые приобрели гражданство РФ в соответствии с этим законом.

Гражданин России, имеющий также гражданство (подданство) иностранного государства (двойное гражданство), рассматривается Российской Федерацией только как гражданин России.

Иностранный гражданин – лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее гражданство (подданство) другого государства.

Лицо без гражданства – лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства.

В соответствии со ст. 1 федерального закона от 28 июня 1997 года № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон РФ о беженцах», беженцем признается лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений может стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного места жительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

В силу п. 1 и 3 ст. 1 закона от 19 февраля 1993 года № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» вынужденным переселенцем может быть признан иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающий на законных основаниях на территории России и изменивший место жительства в пределах ее территории вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедание, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям, ставшими поводом для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц вследствие массовых нарушений общественного порядка.

Правовой статус физического лица включает в себя правоспособность и дееспособность.

Правоспособность – это потенциальная (абстрактная) способность субъекта иметь права и нести обязанности. Она присуща любому человеку и не зависит от состояния его психического и физического здоровья. По общему правилу, у физического

лица правоспособность его возникает с момента его рождения и прекращается со смертью или объявлением его умершим на основании решения компетентного органа.

Содержание правоспособности образуют права и обязанности, которыми обладает физическое лицо по законодательству конкретного государства (гражданскому, семейному, трудовому, процессуальному). Именно поэтому в МЧП не раскрывается содержание правоспособности, а лишь решается вопрос: по праву какого государства должна определятся правоспособность физического лица, участвующего в частноправовых отношениях международного характера.

По общему правилу правоспособность физического лица определяется его личным законом. Поскольку иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, то они пользуются в России правоспособностью наравне с Российскими гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом.

В России физические лица имеют права владеть на праве собственности, наследовать и завещать имущество, создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими физическими лицами и юридическими лицами, совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах, иметь права авторов, результатов интеллектуальной деятельности, иметь иные имущественные и лично неимущественные права.

Дееспособность – способность субъекта своими действами приобретать и осуществлять свои гражданские права, создавать для себя обязанности и исполнять их. В рамках дееспособности выделяют сделкоспособность и деликтоспособность. Сделкоспособность – способность физического лица совершать юридические акты (заключать гражданско-правовые и трудовые договоры, совершать процессуальные действия). Деликтоспособность – способность самостоятельно нести юридическую ответственность за свои правонарушения.

Дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия и прекращается со смертью гражданина, объявлением его умершим либо недееспособным на основании компетентного органа.


Законы разных государств не всегда определяют одинаково возраст гражданского совершеннолетия. Например, в Бельгии, Великобритании, Венгрии, Польше, России, Франции совершеннолетие наступает по достижении 18 лет, а в Дании, Швейцарии, Японии – 20 лет. Более того, в праве разных государств существуют расхождения при определении содержания дееспособности в зависимости от возраста физического лица.

Непосредственно с дееспособностью связаны такие правовые институты, как ограничение дееспособности и признание лица недееспособным.

Законодательство большинства государств предусматривает возможность признания физического лица ограниченно дееспособным или полностью недееспособным. Однако основания для этого, порядок и последствия такого признания различаются. Например, по российскому праву основанием для ограничения дееспособности является злоупотребления гражданином спиртными напитками или наркотическими средствами, повлекшие тяжелое материальное положения для его семьи, а во Франции – расточительство, наличие физических недостатков.

Поскольку признания физического лица ограниченно дееспособным или полностью недееспособным непосредственно связано с процессуальным вопросами, то такое признание подчиняется закону суда. В части 3 статьи 1197 ГК РФ сказано, что признание в РФ физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется российскому праву.

Для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан устанавливаются опека и попечительство.

Основания и порядок установления и отмены опеки (попечительства), форма контроля над подопечным лицом, требования, предъявляемые к личным качествам опекуна (попечителя), определяются по личному закону лица, в отношении которого устанавливается либо отменяется опека (попечительство).

Обязанность опекуна (попечителя) принимать опеку (попечительство) определяется по личному закону лица, назначаемого опекуном (попечителем), поскольку эта обязанность входит в содержание его правоспособности.

Отношения между опекуном (попечителем) и подопечным лицом определяются по праву страны, учреждение которой назначило опекуна (попечителя).

Для определения различных элементов правового статуса физического лица используется такая привязка, как личный закон физического лица. В общем виде он означает, что перечисленные вопросы разрешаются по праву того государства, к которому принадлежит физическое лицо.

Выделяют два вида личного закона: закон гражданства и закон места жительства. Как уже отмечалось, в России используется смешанная система. Это означает:

1) правовой статус гражданина РФ будет определяться по российскому праву. Более того, если он имеет также иностранное гражданство, все равно будет применяться российское право, поскольку он рассматривается в РФ только как ее гражданин;

2) правовой статус иностранного гражданина будет определяться по праву государства, гражданином которого он является. Исключением является два случая:

- при наличии у лица нескольких иностранных гражданств его личным законом будет считаться право страны, в которой это лицо имеет место жительства;

- если иностранный гражданин имеет место жительства в России, его личным законом является российское право.

Закон места жительства применяется при определении правового положения лица без гражданства, поскольку именно с государством, в котором оно проживает, это лицо имеет наиболее устойчивую правовую связь. В этом случае при выборе применяемого права суд должен руководствоваться ст. 20 ГК РФ, ст. 2 закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ».

Местом жительства признается место, где физическое лицо постоянно или преимущественно проживает, как-то: жилой дом, квартира, служебное помещение, специализированный дом (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором физическое лицо постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ. Местом жительства несовершеннолетнего лица, не достигшего 14 лет, является место жительство его законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов.

Личным законом вынужденного переселенца является российское право, поскольку он попадает под действие норм п. 3 и 5 ст. 1195 ГК РФ. Ведь местом жительства вынужденного переселенца (вне зависимости от наличия у него гражданства иностранного государства) является Россия.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Ануфриева, Л. П. Соотношение международного публичного и международного частного права (сравнительное исследование правовых категорий): дисс… д‑ра юрид. наук. М., 2004.

Богуславский, М. М. Международное частное право: учебник. М., 2006.

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части третьей/ под ред. Т. Е. Абовой, М. М. Богуславского, А. Г. Светланова. М., 2004.

Лунц, А. Л. Курс международного частного права. В 3 т. М., 2000.

Международное частное право: Иностранное законодательство. М., 2000.

Международное частное право: учебник/ под ред. Г. К. Дмитриевой. М., 2006.

5.1.1

Правовой статус физического лица (индивида)

Физическое лицо (индивид) – первичный субъект любых частно‑правовых отношений. С точки зрения МЧП, физические лица делятся на две категории: «граждане (данного государства), т. е. собственные граждане, национальные лица» и «иностранцы». Понятие «иностранцы» объединяет следующие категории физических лиц:

– иностранные граждане – лица, имеющие юридическую связь с каким‑либо государством;

– бипатриды – лица, имеющие правовую связь с двумя или несколькими государствами;

– апатриды – лица, не имеющие юридической связи ни с каким государством;

– беженцы – лица, вынужденные по определенным причинам покинуть территорию своего государства и получившие убежище на территории другого.

Иностранец – физическое лицо, находящееся на территории государства, гражданином которого оно не является. Правовое положение иностранцев определяется совокупностью правовых норм, определяющих их права и обязанности. Эти нормы содержатся как в национальном законодательстве, так и в международно‑правовых актах.

К первой категории иностранцев принадлежат иностранные граждане. Правоотношение гражданства образует основу правового статуса индивида. Гражданство – это устойчивая политико‑правовая связь индивида с определенным государством. Оно означает юридическую принадлежность индивида к определенному государству.

Специфика гражданско‑правового статуса иностранных граждан предопределяется наличием особой правовой связи – гражданства – с определенным государством, сохраняющейся и при нахождении гражданина за его пределами. С другой стороны, на иностранных граждан распространяется юрисдикция государства, на чьей территории они находятся.

На территории государства пребывания иностранные граждане пользуются определенными режимами. Правовой статус иностранцев, определяющий объем их прав и обязанностей, обозначается термином «режим иностранцев». Для иностранцев установлены следующие виды режимов:

– национальный режим предполагает уравнивание иностранцев в правах и обязанностях с местным населением (ст. 62 Конституции РФ). Абсолютный и полный национальный режим иностранцам не предоставляется ни в одном государстве – иностранные граждане лишены избирательных прав, права занимать государственные должности. Это является общепринятым и не представляет собой дискриминации. Национальный режим в основном устанавливается в национальном законодательстве, но может быть предусмотрен и в международно‑правовых актах;

– специальный режим – предполагает наделение иностранцев какимито особыми правами и установление для них особых обязанностей, отличных от прав и обязанностей местных граждан. Общепринято предоставление иностранцам национального режима в сфере экономических, социальных, гражданско‑процессуальных, гражданских прав; предоставление специального режима в сфере политических, трудовых, административных, семейных прав. Специальный режим закрепляется как в национальном законодательстве, так и в международных соглашениях.

Специальный режим может носить негативный характер. В этом случае он представляет собой совокупность правовых ограничений, которые распространяются только на иностранцев (например, иностранцы не могут быть капитанами водных судов и членами экипажей воздушных судов).

Специальный режим может иметь позитивный (преференциальный) характер, т. е. иностранные граждане в целом или граждане отдельных государств обладают преимуществами в какой‑либо сфере деятельности (безвизовый въезд жителей пограничных областей на территорию соседнего государства, беспошлинная приграничная торговля). Принято предоставление преференциального режима иностранцам по сравнению с гражданами из других государств, но не по сравнению с собственными гражданами;

– режим наибольшего благоприятствования – представляет собой уравнивание граждан всех иностранных государств в правах и обязанностях друг с другом в какой‑то определенной области на территории определенного государства. Права и привилегии, которыми пользуются граждане одного государства, на данной территории автоматически распространяются на граждан всех остальных государств. Этот режим устанавливается в основном в международных соглашениях и в настоящее время имеет тенденцию к трансформации в национальный режим. Предоставление режима наибольшего благоприятствования для иностранцев является наиболее распространенным явлением.

Любой из перечисленных режимов предполагает возможность введения по распоряжению властей соответствующего государства ограничений и изъятий, особенно в случае применения реторсий: «Физические… лица иностранного государства,… лица без гражданства обладают правоспособностью и дееспособностью наравне с гражданами Грузии. Исключение… допускается, если в иностранном государстве действуют нормы, ограничивающие права физических… лиц Грузии. Для этого необходима четко определенная законом норма» (ст. 21 Закона о МЧП Грузии).

Иностранцы находятся в «двойном подчинении», подчиняются двум различным началам – территориальному (юрисдикция государства пребывания) и экстерриториальному (юрисдикция государства гражданства). Общепризнанно, что иностранец может выполнять обязанности или пользоваться правами, соответствующими его национальному праву, только в той мере, в какой это не противоречит суверенитету, безопасности и законодательству государства пребывания.

Правовой статус бипатридов и апатридов обладает серьезной спецификой. В международном праве он оценивается как усложненный статус, международно‑правовая патология.

Бипатриды – лица с двойным или множественным гражданством; они относятся к «промежуточной категории» лиц. Термин «множественное гражданство» является более точным, но поскольку на практике в основном распространено двойное гражданство, то чаще используется термин «двойное гражданство».

Основной источник возникновения бипатризма – коллизии «права почвы» и «права крови», т. е. расхождения в законодательстве разных государств по вопросам приобретения и утраты гражданства (Т. Шингерей). Согласно «праву крови» гражданами государства являются все лица, рожденные от граждан этого государства; согласно «праву почвы» гражданами данного государства являются все лица, рожденные на его территории.

Страны, в какой‑либо форме допускающие состояние двойного гражданства, – Австралия, Великобритания, Марокко, Украина, Израиль, Аргентина (более 90 государств).

Германский закон о гражданстве (1913 г.) (Lex Delbrock 1913) устанавливал, что немцы, получившие гражданство зарубежных государств, с согласия германских властей сохраняют гражданство Германской империи. Этот закон позволил гражданам Германии заниматься хозяйственной деятельностью за границей. Например, на лондонскую биржу допускались только британские граждане, немцы могли заниматься операциями на бирже только после получения британского гражданства. Возможность множественного гражданства, мотивированная экономическими соображениями, в других государствах рассматривается как злоупотребление правом. Непосредственно в связи с Lex Delbrock во время Первой мировой войны появилось понятие «враждебный иностранец».

Иностранец, ставший гражданином США путем натурализации, может сохранить свое прежнее гражданство при условии, что его родная страна не требует, чтобы он отказался от прежнего гражданства. Аналогичным образом гражданин США может стать гражданином другой страны, сохранив американское гражданство, но только если другая страна не обязует его отказаться от гражданства США.

В практике международных судебных органов сформулирован принцип «эффективности» гражданства, основа которого – начало наиболее тесной связи. Международные суды решают вопрос о принадлежности к гражданству при помощи определенных критериев:

– постоянное фактическое место жительства или место, где человек «чаще всего бывает»;

– место трудовой деятельности или место, где находится источник постоянного дохода;

– место нахождения недвижимого имущества;

– место жительства семьи;

– место несения военной или государственной службы;

– место, где индивид реально пользуется своими гражданскими и политическими правами.

В большинстве государств в основном для установления личного закона бипатрида применяется принцип эффективного гражданства – критерий наиболее тесной связи лица с каким‑либо из государств, гражданством которых это лицо обладает: «Если… лицо является… гражданином нескольких государств, то применяется право того из этих государств, с которым лицо наиболее тесно связано… посредством своего обычного места пребывания или ходом своей жизни» (ст. 5 Вводного закона к ГГУ).

По отношению к бипатридам, одно из гражданств которых – гражданство страны суда, применяется правило: государство, гражданин которого имеет гражданство другого государства, рассматривает такое лицо как своего гражданина, игнорируя его статус как бипатрида: «Если наряду с иностранной государственной принадлежностью лицо имеет также австрийское гражданство, то последнее является определяющим» (ст. 9.1 Закона о МЧП Австрии).

Апатриды (лица без гражданства) – это особое правовое состояние индивида. Как правило, апатризм – следствие коллизий национальных законов о гражданстве. Это правовой статус, который характеризуется отсутствием у лица гражданства какого‑либо государства. Безгражданство считается правовой аномалией, поскольку в международном праве закреплено право лица на гражданство.

Безгражданство может быть абсолютным (апатрид по рождению) и относительным (апатрид вследствие утраты гражданства). Например, рождение у родителей, государство гражданства которых придерживается принципа почвы, ребенка на территории государства, законодательство которого основано на принципе крови; вступление в брак с иностранцем женщины, национальный закон которой предусматривает в таких случаях автоматическую утрату гражданства, а национальный закон мужа не предусматривает автоматического приобретения гражданства.

Апатриды подчиняются юрисдикции того государства, на территории которого они имеют постоянное место жительства. По своему правовому положению они приравнены к иностранным гражданам, но при этом не пользуются защитой и покровительством какого‑либо государства. Апатриды обладают меньшим объемом гражданских прав и свобод, чем граждане государства пребывания (отсутствие конституционных и политических прав). Как и иностранные граждане, апатриды не несут воинской обязанности, на них распространяются те же профессиональные ограничения.

В отношении лиц без гражданства действует закон страны их пребывания, потому что они не связаны с правовой системой другого государства, так как не имеют доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лица без гражданства более подчинены местному правопорядку, чем граждане иностранных государств: «Положение апатрида регулируется законом его места жительства… при отсутствии места жительства – законом суда» (ст. 1015 Кодекса Буркина‑Фасо).

Проблему беженцев порождает массовый уход (исход) населения (mass exodus), связанный с нарушениями прав человека и экономической миграцией населения. Беженцы – это de facto лица без гражданства, т. е. их статус почти ничем не отличается от статуса апатридов. Особую категорию беженцев составляют политические беженцы (эмигранты). Правовой статус беженцев и перемещенных лиц урегулирован в международном праве: Конвенция о статусе беженцев (г. Женева, 28 июля 1951 г.), Протокол, касающийся статуса беженцев (1966 г.), Соглашение о морякахбеженцах (1957 г.) с Протоколом к нему (1973 г.).

В соответствии с Конвенцией беженцам предоставляется такой же режим, как и другим иностранным гражданам, если только специально для беженцев не предусмотрен более благоприятный правовой статус. В некоторых областях беженцы пользуются национальным режимом (начальное образование, размер вознаграждения за труд, медицинское обслуживание). Личным законом беженца является закон страны убежища; ст. 12 Конвенции предусматривает, что личный статус беженца определяет закон государства его домицилия (юридически оформленного места проживания), а если такого нет, то закон страны его фактического пребывания.

Этот подход закреплен в национальном законодательстве: «Личным законом лица, которое является беженцем… или чьи связи с его отечеством в силу… веских причин прерваны, является право того государства, в котором оно имеет свое место жительства, а в отсутствие такового – обычное место пребывания; отсылка этого права к праву отечества во внимание не принимается» (ст. 10 Закона о МЧП Лихтенштейна).

Правовой статус иностранцев регулируется нормами различных отраслей права – конституционного, административного, гражданского. В некоторых государствах (Франция, Испания) существует специальная отрасль – «право иностранцев». В законодательстве таких государств определены различные категории иностранцев: в соответствии с французским «законом Паскуа» (1993 г.) иностранцы делятся на коммерсантов – обыкновенных резидентов, лиц‑резидентов, привилегированных иностранцев (граждан ЕС), туристов, студентов, сезонных рабочих (Г. К. Дмитриева).

Статья 11 ФГК определяет правовое положение иностранцев: «Иностранец пользуется во Франции такими же гражданскими правами, как те, которые предоставлены или будут предоставлены французам по договорам с государством, к которому принадлежит этот иностранец». Закрепленный в ФГК принцип взаимности создает две категории иностранцев: привилегированные иностранцы (пользуются преимуществами международного договора) и простые иностранцы (не имеющие таких преимуществ).

В России действует Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», согласно которому иностранный гражданин – это физическое лицо, не являющееся гражданином России и имеющее доказательство наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Законно находящимся на территории РФ иностранным гражданином является лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные документы, предусмотренные федеральным законом или международным договором, подтверждающие его право на пребывание в Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с ее гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Эта общая конституционная норма закреплена в специальном законодательстве (ст. 4 Федерального закона; ст. 1196 ГК РФ).

В Российской Федерации национальный режим предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства в безусловном порядке, без встречного требования о взаимности в отношении наделения аналогичным режимом российских граждан в другом государстве. В отдельных сферах деятельности предоставление национального режима обусловлено взаимностью: согласно ч. 3 ст. 45 Федерального закона от 3 августа 1995 г. № 123‑ФЗ «О племенном животноводстве» иностранные граждане на территории РФ осуществляют деятельность в этой области в той мере, в какой указанный режим предоставляется соответствующим иностранным государством гражданам Российской Федерации.

В Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства относятся к специфическим субъектам права:

– общий объем прав и обязанностей иностранных граждан, лиц без гражданства на территории РФ и российских граждан не совпадает. На иностранных граждан и лиц без гражданства не распространяются некоторые права и обязанности, которые связаны с наличием гражданства Российской Федерации;

– на иностранных граждан, находящихся на территории РФ, оказывает воздействие национальное законодательство государств, гражданами которых они являются;

– пребывание в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства регулируется не только общими, но и специальными нормами права.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: