Какой новый орган власти был образован в период перестройки 1 конституционный суд

Обновлено: 23.04.2024

Тест по истории Перестройка и ее итоги 11 класс с ответами. Тест состоит из 2 вариантов, в каждом варианте 2 части (в части А — 4 задания, в части В — 1 задание).

1 вариант

А1. Когда начался период, получивший название «перестройка»?

1) 1982 г.
2) 1985 г.
3) 1988 г.
4) 1991 гг.

А2. Главной задачей перестройки было:

1) уничтожение командно-административной системы
2) радикальное преобразование советского общества
3) восстановление тоталитарного режима
4) «совершенствование социализма»

A3. Иллюстрацией к какому понятию служит текст?

У нас не должно быть зон, закрытых для критики. Народу нужна вся правда… Нам как никогда нужно сейчас побольше света, чтобы партия и народ знали всё, чтобы у нас не было темных углов, где бы опять завелась плесень.

1) ускорение
2) разрядка
3) гласность
4) культурная революция

А4. Результатом экономической реформы 1987 г. стало:

1) возрождение частного сектора
2) уничтожение колхозов и совхозов
3) увеличение объемов производства
4) создание жесткой структуры управления

В1. Расположите в хронологической последовательности события. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.

A) антиалкогольная компания
Б) созыв Съезда народных депутатов СССР
B) начало строительства Байкало-Амурской магистрали
Г) принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР

2 вариант

А1. Когда был учрежден пост Президента в СССР?

1) 1982 г.
2) 1985 г.
3) 1988 г.
4) 1990 г.

А2. Итог перестройки в СССР:

1) ускорение экономического развития
2) укрепление союзных структур власти
3) дестабилизация политической обстановки в стране
4) уничтожение командно-административной системы

A3. Иллюстрацией к какому понятию служит текст?

Особенно тревожит то, что наиболее активная часть фондов — машины, оборудование, станки нередко простаивают или работают вполсилы… Плановым и хозяйственным органам, коллективам предприятий необходимо сделать всё возможное, чтобы созданные мощности действовали на проектном уровне.

1) демократизация
2) стратегия ускорения
3)гласность
4) программа «500 дней»

А4. Введение альтернативных выборов партийного руководства во второй половине 1980-х гг. свидетельствовало о (об):

1) росте коррупции
2) росте влияния КПСС
3) демократизации советского общества
4) обострении межнациональных отношений

В1. Расположите в хронологической последовательности события. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.

A) введение госприемки
Б) реформ ы А. Косыгина
B) избрание М. Горбачева Президентом СССР
Г) постановление ЦК КПСС «О переводе предприятий на полный хозрасчет и самофинансирование»

Ответы на тест по истории Перестройка и ее итоги 11 класс
1 вариант
А1-2
А2-4
А3-3
А4-1
В1. ВАБГ
2 вариант
А1-4
А2-3
А3-2
А4-3
В1. БАГВ

Изменения в системе органов государственной власти и управления в период перестройки

В решениях XIX Всесоюзной партийной конференции КПСС, а также в материалах пленумов ЦК КПСС подчеркивалось, что преобразование государственного строя в СССР должно было обеспечить создание основ правового государства. Советское руководство считало, что для выполнения этой задачи необходимо было решить следующие проблемы:

  1. существенно повысить авторитет и эффективность государственных органов и учреждений, укрепить систему представительных органов власти, а также решить вопрос о высшем руководстве страны;
  2. сформировать избирательную систему, основанную на демократических принципах и обеспечить свободное выдвижение кандидатов и выборы из нескольких кандидатов;
  3. отказаться от партийного диктата в руководстве государственными органами;
  4. добиться установления независимой судебной власти и повысить роль в осуществлении правосудия.

Верховный Совет СССР 1 декабря 1988 г. принял закон «О выборах народных депутатов СССР», в соответствии с которым затем были внесены изменения в Конституцию СССР, согласно которым в стране вводилась двухуровневая система высших представительных органов власти: 1) Съезды народных депутатов; 2) Верховный Совет СССР.

Съезд народных депутатов СССР являлся высшим органом государственной власти. К его ведению были отнесены следующие полномочия: 1) принятие Конституции СССР и внесение в нее изменений; 2) решение вопросов, связанных с национально-государственным устройством и определением границ СССР; 3) утверждение основных направлений внутренней и внешней политики СССР; 4) принятие государственных планов и общесоюзных программ экономического и социального развития СССР; 5) решение вопроса о проведении всенародного голосования (референдума); 6) избрание Верховного Совета СССР, председателя Верховного Совета СССР, Комитета конституционного надзора СССР; 7) утверждение председателя Совета Министров СССР, председателя Комитета народного контроля СССР, председателя Верховного Суда СССР, Генерального Прокурора СССР.

Съезд народных депутатов СССР должен был состоять из 2250 депутатов, порядок выборов которых был следующим: 1-я часть (750 депутатов) избиралась от территориальных округов с равным числом избирателей; другая часть (750 депутатов) — от национально-территориальных округов по нормам: 32 депутата от каждой союзной республики, 11 депутатов от автономной республики, 5 депутатов от автономной области и 1 депутат от автономного округа; третья часть (750 депутатов) избиралась от общесоюзных общественных организаций (КПСС, ВЛКСМ, профсоюзных, женских, ветеранских и др.).

Важно отметить, что в законе «О выборах народных депутатов СССР» от 1 декабря 1988 г. предоставлялось право свободного выдвижения неограниченного числа кандидатов в депутаты и проведения выборов на альтернативной основе. Проведенные в 1989 г. выборы Съезда народных депутатов СССР явились первыми демократичными выборами в стране. Заседания I Съезда народных депутатов СССР проходили в Москве с 25 мая по 9 июня 1989 г., на котором выявился серьезный раскол в высших общесоюзных органах власти между представителями радикалов, объединившихся в Межрегиональную группу депутатов во главе с Б.Н. Ельциным, и представителями умеренного направления во главе с М.С. Горбачевым. На съезде был утвержден состав Верховного Совета СССР, председателем которого был избран М.С. Горбачев. Всего было пять Съездов народных депутатов. Последний из них состоялся 3-5 сентября 1991 г.

Верховный Совет СССР являлся постоянно действующим законодательным, распорядительным и контролирующим органом государственной власти. Он избирался Съездом народных депутатов и был ему подотчетен. Верховный Совет СССР состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Каждая палата включала 271 депутата. Верховный Совет созывался Президиумом Верховного Совета СССР 2 раза в год на весеннюю и осеннюю сессии, каждая из которых продолжалась 3-4 месяца.

Верховный Совет СССР располагал обширными полномочиями. Он созывал съезды народных депутатов СССР; назначал выборы народных депутатов СССР; утверждал состав Центральной избирательной комиссии; назначал председателя Совета Министров СССР и по его представлению утверждал состав правительства СССР; учреждал и упразднял министерства, государственные комитеты и Совет Обороны СССР; назначал и освобождал от должности высшее командование Вооруженных Сил СССР; объявлял состояние войны, общую или частичную мобилизацию; обеспечивал единство государственного регулирования на всей территории СССР, устанавливал основы законодательства Союза ССР и союзных республик, давал толкование законов СССР и т.д.

Президиум Верховного Совета СССР обеспечивал организацию деятельности Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР, а также выполнял другие полномочия в соответствии с Конституцией СССР и общесоюзными законами. Его состав утверждался на заседании Верховного Совета СССР. В Президиум Верховного Совета СССР входили: председатель Президиума Верховного Совета СССР и его первый заместитель; 15 заместителей председателя Президиума Верховного Совета СССР, являвшихся председателями Верховного Совета союзных республик; председатели палат Верховного Совета СССР; председатель Комитета народного контроля СССР; председатели постоянных комиссий и комитетов Верховного Совета СССР.

Председатель Верховного Совета СССР являлся высшим должностным лицом государства. Он избирался Верховным Советом СССР на 5-летний срок и мог занимать данный пост не более двух сроков подряд. Он был подотчетен Верховному Совету СССР и обладал следующими полномочиями: осуществлял общее руководство подготовкой вопросов, рассматривавшихся Верховным Советом СССР и Съездом народных депутатов СССР; подписывал законы и иные акты, принятые Съездом народных депутатов СССР, Верховным Советом СССР и Президиумом Верховного Совета СССР; представлял кандидатуры на высшие государственные должности; представлял интересы СССР в международных отношениях. На I Съезде народных депутатов председателем Верховного Совета СССР был избран М.С. Горбачев.

Президент СССР. В предшествовавшие годы возглавляли СССР руководители КПСС. Наряду с высшим партийным постом они занимали и высшие посты в государстве. Так, Л.И. Брежнев был Генеральным секретарем ЦК КПСС и одновременно являлся председателем Президиума Верховного Совета СССР. На внеочередном 111 Съезде народных депутатов СССР (12-15 марта 1990 г.) было принято решение об изъятии из Конституции СССР статьи 6 «о руководящей роли КПСС» и учреждении поста Президента СССР. Президент СССР объявлялся главой государства. Первым президентом СССР 15 марта 1990 г. был избран М.С. Горбачев. Президентом СССР мог быть избран гражданин СССР в возрасте от 35 и не старше 65 лет. Срок полномочий президента составлял 5 лет. Однако он не мог занимать этот пост более двух сроков подряд.

Президент СССР наделялся достаточно широкими полномочиями. Он был гарантом соблюдения прав и свобод советских граждан, Конституции и законов СССР; представлял интересы СССР внутри страны и в международных отношениях; обеспечивал взаимодействие высших органов государственной власти и управления СССР; представлял Съезду народных депутатов СССР или Верховному Совету СССР кандидатуры для назначения на высшие государственные посты СССР и ставил вопрос об отставке правительства СССР; издавал указы, обязательные для исполнения на всей территории страны; подписывал законы СССР; назначал и освобождал от должности высшее командование Вооруженных Сил СССР и т.д.

Президент СССР принимал меры по охране суверенитета СССР и союзных республик, а также координировал деятельность всех государственных органов по обеспечению обороны страны. Он являлся Верховным Главнокомандующим и имел право объявлять мобилизацию и состояние войны, вводить военное и чрезвычайное положение, президентское правление. Он возглавлял Совет Федерации, в который по должности входили все высшие должностные лица союзных республик. При президенте учреждался Президентский совет СССР, члены которого назначались президентом СССР. Президентский совет решал вопросы, связанные с реализацией основных направлений внутренней и внешней политики СССР и обеспечению его безопасности.

26 декабря 1990 г. Верховный Совет СССР внес изменения в Конституцию СССР, в соответствии с которыми полномочия Президента СССР были расширены. В его подчинение передавалось правительство, которое было переименовано из Совета Министров в Кабинет министров СССР. Президенту СССР было предоставлено право назначения членов правительства и отмены издававшихся им актов. Вскоре Президентский совет был ликвидирован, а вместо него был образован Совет Безопасности СССР. Кроме того, был также учрежден пост вице-президента СССР.

Высшим органом исполнительной и распорядительной власти в СССР был Советом Министров, который был преобразован в Кабинет министров СССР. Его возглавлял премьер-министр, назначавшийся Верховным Советом СССР по представлению президента. Однако полномочия Кабинета министров СССР были заметно сужены в связи с передачей части полномочий к союзным республикам. 26 декабря 1990 г. были внесены изменения в Конституцию СССР, согласно которым упразднялись союзно-республиканские министерства и государственные комитеты, вместо которых создавались специальные коллегии в министерствах и ведомствах союзных республик из представителей руководства соответствующих органов управления этих республик.

В конце августа 1991 г. после завершившейся провалом попытки переворота начался процесс передачи под контроль российских министерств и ведомств всех предприятий и учреждений Советского Союза, находившихся на территории России. Руководство страны предпринимает меры по реорганизации органов государственной власти и управления. Функции упраздненного Кабинету министров были переданы Комитету по оперативному управлению народным хозяйством СССР.

5 сентября 1991 г. V Съезд народных депутатов СССР принял закон «Об органах государственной власти и управления СССР в переходный период», в котором указывалось, что высшим органом государственной власти признавался Верховный Совет СССР, состоявший из двух палат: Совета Союза и Совета Республик. Был также создан Государственный совет СССР. В его состав входили Президент СССР и высшие должностные лица союзных республик. Высшая исполнительная власть передавалась Межгосударственному экономическому комитету.

В условиях начавшегося распада СССР происходило упразднение общесоюзных органов управления. 14 ноября 1991 г. было принято постановление Государственного совета СССР «Об упразднении министерств и других центральных органов государственного управления СССР», в соответствии с которым ликвидации подлежали 70 министерств и ведомств СССР. 3 декабря 1991 г. был также упразднен Комитет государственной безопасности, на основе которого были учреждены Межреспубликанская служба безопасности, Центральная служба разведки СССР и Комитет по охране Государственной границы СССР.

Аналогичные изменения произошли и в системе органов государственной власти и управления Российской Федерации и других республиках СССР. Так, 27 октября 1989 г. Верховный Совет РСФСР принял закон «Об изменениях и дополнениях Конституции РСФСР» и закон «О выборах», в которых предусматривалось введение двухуровневой системы представительных органов власти Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР.

Съезд народных депутатов РСФСР являлся высшим органом представительной власти РСФСР. Он имел право рассматривать и решать все вопросы, отнесенные к ведению РСФСР. Он принимал Конституцию РСФСР и вносил в нее изменения и дополнения, определял основные направления внутренней и внешней политики РСФСР и другие вопросы. Съезд народных депутатов состоял из 1068 депутатов. 900 из них избирались в территориальных округах с равным числом избирателей, а 84 депутата — от национально-государственных образований и еще 84 депутата — от административно-территориальных единиц. На съезде избирался Верховный Совет и его председатель, а также члены Конституционного суда.

Верховный Совет РСФСР являлся постоянно действовавшим законодательным, распорядительным и контрольным органом. Он избирался Съездом народных депутатов и состоял из двух палат — Совета Республики и Совета Национальностей. Каждая палата Верховного Совета насчитывала по 126 депутатов.

По итогам референдума 17 марта 1991 г., проходившего одновременно с референдумом СССР, была введена должность президента РСФСР. В принятом 24 апреля 1991 г. Верховным Советом РСФСР законе «О Президенте РСФСР» президент объявлялся высшим должностным лицом, главой исполнительной власти. Президентом мог быть избран гражданин РСФСР в возрасте от 35 до 65 лет. При сроке полномочий, составлявшем 5 лет, он не имел право занимать эту должность более двух сроков подряд. Объем полномочий президента РСФСР был фактически таким же как у президента СССР. Однако его компетенция распространялась только на территорию РСФСР. Была учреждена также должность вице-президента.

В декабре 1990 г. после ликвидации союзно-республиканских министерств и государственных комитетов все ведомства республики подчинялись непосредственно Совету Министров РСФСР.

16 июня 1990 г. 1 Съезд народных депутатов РСФСР исключил из статьи 6 Конституции РСФСР положение о руководящей роли КПСС. 20 июня 1990 г. было принято постановление «О механизме народовластия в РСФСР», в котором подчеркивалось, что в республике запрещалось совмещение должности руководителя государственного органа власти и управления с любой другой должностью. Данное постановление было направлено, прежде всего против КПСС. 15 декабря 1990 г. на Съезде народных депутатов РСФСР были внесены изменения в Конституции РСФСР, согласно которым республика провозглашалась не социалистическим, а демократическим, правовым государством.

Изменения происходили и в системе правоохранительных органов России. 15 декабря 1990 г. была введена должность Генерального прокурора РСФСР, который назначался Верховным Советом РСФСР, а затем утверждался Съездом народных депутатов РСФСР.

Местное самоуправление. В данный период вносятся изменения в систему местных органов власти, Административные органы на местах уже не являются структурным подразделением соответствующего Совета депутатов трудящихся. В то же время глава администрации был подотчетен местному Совету, получившему право отменять его решения. 24 мая 1991 г. в Конституцию РСФСР были внесены изменения, в соответствии с которыми появилось само понятие органов местного самоуправления.


Задания Д18 № 96

Какой новый орган власти появился в период перестройки?

1) Государственная Дума

2) Верховный Совет

3) Съезд народных депутатов

4) Государственный совет

В период перестройки в 1989 году был созван I съезд народных депутатов. Остальные органы власти (кроме Верховного Совета — он продолжал работать) не имеют отношения к этому периоду.

Правильный ответ указан под номером: 3

Но веди и Верховный Совет образовался в период перестройки.

Вы не правы, ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР. высший орган гос. власти СССР, созданный в соответствии с Конституцией СССР 1936


Задания Д18 № 156

Распад СССР произошёл в

Распад СССР произошел 25 декабря 1991 году, когда президент М. С. Горбачев заявил об этом в Кремле и сложил с себя обязанности президента СССР.

Правильный ответ указан под номером: 3


Задания Д18 № 312

Какой новый орган власти появился в период перестройки?

1) Государственная Дума

2) Верховный Совет

3) Съезд народных депутатов

4) Государственный совет

В период перестройки в 1989 году был созван Съезд народных депутатов. Государственная Дума и Государственный совет не связаны с периодом советской истории. Верховный Совет был образован до перестройки в 1936 году.

Правильный ответ указан под номером: 3


Задания Д18 № 585

Какой из документов был принят в годы, перестройки?

1) закон «О кооперации в СССР»

2) постановление «О журналах

3) указ о передаче Крыма из состава РСФСР в состав Украинской ССР

4) декрет о рабочем контроле

В период перестройки (1985—1991 гг.) в 1988 году был принят закон «О кооперации». Остальные документы были приняты раньше.

Правильный ответ указан под номером: 1


Задания Д18 № 1461

Курс на ускорение социально-экономического развития на начальном этапе «перестройки» в СССР предполагал

1) интенсификацию производства на основе достижений НТР

2) усиление централизации управления экономикой

3) переход к рыночной экономике

4) переход на семилетнее планирование

Курс на ускорение социально-экономического развития на начальном этапе перестройки в СССР предполагал интенсификацию производства на основе достижений НТР, так как экстенсивный путь развития себя исчерпал. Переход на семилетнее планирование был в 1959—1964 гг. Переход к рыночной экономике произошел позже.

Судебная система в период перестройки и распада СССР

Судебная система в период перестройки и распада СССР (1985-1991 гг.), не претерпела существенных изменений. Тем не менее был принят ряд законов, направленных на демократизацию системы судоустройства и судопроизводства. К ним следует отнести прежде всего «Основы законодательства СССР и союзных республик о судоустройстве» от I декабря 1989 г., в котором расширялись права граждан на защиту. Важное значение имел и закон «О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права гражданина» от 1 июля 1990 г., в котором указывались конкретные механизмы обжалования гражданами противозаконных действий чиновников или неправомерных решений органов власти и управления.

Характерной особенностью развития законодательства данного периода являлась так называемая «война законов», которая была спровоцирована противоречиями, возникшими между центром и союзными республиками. Она затронула также сферу судебного законодательства, приведя в конечном итоге к утрате легитимности общесоюзного законодательства.

В судебной системе СССР в период перестройки произошли некоторые преобразования, обусловленные характером политических и экономических реформ, проводившихся в стране. Так, в соответствии с изменениями, внесенными в Конституцию СССР 1 декабря 1988 г., была начата реформа судебной системы. Первым ее шагом было создание органа, по своим полномочиям напоминавшего конституционный суд. Он назывался Комитетом конституционного надзора. Хотя он официально и не был включен в судебную систему страны, к его ведению были отнесены и судебные функции.

В Российской Федерации, как и в некоторых других союзных республиках, был учрежден высший судебный орган конституционного контроля — Конституционный суд РСФСР. Его члены избирались на съезде народных депутатов тайным голосованием. В соответствии с законом срок полномочий Конституционного суда РСФСР не был ограничен. К его компетенции относились: рассмотрение дел о конституционности международных договоров и нормативных актов, о конституционности правоприменительной практики; предоставление заключений по определенным в законе вопросам. Решения Конституционного суда РСФСР по данным вопросам были окончательными и не подлежали обжалованию. Они вступали в силу немедленно после их принятия.

В период перестройки были внесены изменения в порядок избрания судей и сроки их полномочий. Так, судей теперь избирали вышестоящие советы народных депутатов, а срок их полномочий увеличивался до 10 лет. По мнению законодателя, данное решение должно было способствовать укреплению гарантий независимости судей.

26 декабря 1990 г. был учрежден Высший Арбитражный суд СССР, важнейшей задачей которого являлось разрешение хозяйственных споров в стране. Структура, компетенция и порядок его деятельности были регламентированы в законах «О Высшем Арбитражном Суде СССР» и «О порядке разрешения хозяйственных споров Высшим Арбитражным Судом СССР», утвержденных 17 мая 1991 г.

Важно отметить, что Высший Арбитражный Суд СССР был учрежден вместо существовавшего прежде Государственного арбитража, не являвшегося по существу судебным органом. С 1 октября 1991 г. вместо упраздненных арбитражей и аналогичных им органов, существовавших до этого в структуре министерств и ведомств, были созданы арбитражные суды, которые непосредственно входили в судебную систему страны. Кроме того, была значительно расширена их подсудность. Так, органы государственного арбитража рассматривали ранее только дела о хозяйственных спорах между государственными предприятиями и учреждениями, теперь они разрешали такого рода дела и между другими субъектами с иной формой собственности.

В РСФСР произошли также изменения, в соответствии с которыми вводилась двухуровневая система арбитражных судов: 1) Высший арбитражный суд РСФСР; 2) арбитражные суды республик в составе РСФСР, краевые, областные, городские арбитражные суды, арбитражные суды автономной области и автономных округов. Следует отметить, что арбитражные суды РСФСР были уже непосредственно ориентированы на рассмотрение дел об экономических спорах, а также спорах в сфере управления, включая и субъекты предпринимательской деятельности.

Тест по истории Реформа политической системы: цели, этапы, итоги. Политика гласности для учащихся 9 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте по 8 заданий.

1 вариант

1. Появление какого лозунга связано с периодом перестройки?

1) Гласность, демократия, социализм!
2) Даешь пятилетку в четыре года!
3) Кадры решают все!
4) Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!

2. Какое из названных событий произошло в 1990 г.?

1) М.С. Горбачев стал Президентом СССР
2) была принята новая Конституция СССР
3) был образован ГКЧП
4) в стране впервые прошли альтернативные выборы

3. Какой новый орган власти появился в период перестройки?

1) Государственная Дума
2) Верховный Совет
3) Съезд народных депутатов
4) Государственный совет

4. Образовавшийся в 1990 г. политический блок, оппозици­онный КПСС, назывался

1) Прогрессивный блок
2) Демократическая Россия
3) Наш дом — Россия
4) Родина

5. Что из перечисленного относится к последствиям выступле­ния ГКЧП в августе 1991 г.?

1) установление в стране военной диктатуры
2) учреждение поста Президента СССР
3) отставка всего российского руководства во главе с Пре­зидентом РСФСР Б.Н. Ельциным
4) отказ большинства советских республик от подписания нового Союзного договора

6. Что было характерно для реформ 1987-1988 rr.?

1) усиление власти союзного центра
2) предоставление большей свободы средствам массовой информации
3) отказ от реформирования избирательной системы
4) усиление роли правоохранительных органов, в том чис­ле КГБ

7. Прочтите отрывок из обращения Демократической партии России и определите время его составления.

«Дорогие сограждане!
Преступная клика коммунистической номенклатуры, вновь наплевав на волю народов нашей страны, России, узурпировала власть. Они знают только один способ разговора с народом — ложь и штык. Они лгут, сваливая все беды на Горбачева и демо­кратов. Именно они все эти годы тормозили проведение демокра­тических реформ…
ДПР не признает антиконституционную клику. …
Требуем чрезвычайного съезда народных депутатов СССР! Вся власть законным органам власти: Президенту страны, Президенту РСФСР, Съезду депутатов СССР и России».

1) 1985 г.
2) 1987 г.
3) 1989 г.
4) 1991 г.

8. Ниже приведен ряд терминов. Все они, кроме одного, отно­сятся к сложившейся в 1989-1990 гг. государственной и политической системе СССР. Найдите и запишите порядко­вый номер, под которым значится термин, относящийся к другому историческому периоду.

1) Народный депутат
2) альтернативные выборы
3) Прези­дент СССР
4) Государственный совет
5) КПСС

2 вариант

1. Кто из перечисленных партийных и государственных деяте­лей занимал пост Генерального секретаря ЦК КПСС в 1982-1984 гг. и стал инициатором обновления советской системы?

1) А.А. Громыко
2) Ю.В. Андропов
3) А.Н. Косыгин
4) М.А. Суслов

2. Какое положение советской Конституции было отменено в период перестройки?

1) признание Советов основой политической системы СССР
2) равенство избирательных прав советских граждан
3) руководящая и направляющая роль КПСС в обществе
4) равноправие советских республик в составе СССР

3. Прочтите отрывок из выступления советского руководителя на заседании Президиума Верховного Совета СССР и ука­жите пропущенное в нем название.

«… Анализируя причины происходящего, мы должны видеть: и в __________ и в Армении накопилось немало острых про­блем, которые беспокоят уже давно трудящихся обеих респуб­лик … В республиках процветают протекционизм, взяточничество, «теневая» экономика. Перестройка все это обнаружила, и мы увидели, что она оказалась неприемлемой для кое-кого в этих республиках. …Потому Нагорный Карабах и той, и другой сторо­ной был использован как повод подстегнуть национальные чувст­ва, доведя их до националистической формы, чтобы скрыть нако­пившиеся, действительно трудные, кричащие проблемы».

1) Грузия
2) Узбекистан
3) Казахстан
4) Азербайджан

4. Какой новый пост был введен в период перестройки в 1990 г.?

1) Президент СССР
2) Генеральный секретарь ЦК КПСС
3) Председатель Верховного Совета СССР
4) Председатель Совета Министров СССР

5. Политические реформы 1988 г. предусматривали

1) усиление руководящей силы КПСС в советском обществе
2) введение поста Президента СССР
3) альтернативный характер выборов народных депутатов
4) заключение нового Союзного договора

1) усиление власти союзного центра
2) укрепление внутрипартийного единства в КПСС
3) повышение авторитета КПСС в стране
4) начало разрушения однопартийного режима

7. Что стало свидетельством развития политики гласности и изменения отношения власти к сфере культуры в период пе­рестройки?

1) появление телепрограмм «Взгляд», «До и после полуночи»
2) постановка оперы В. Мурадели «Великая дружба»
3) первое издание повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»
4) выход кинофильма Г.Н. Чухрая «Баллада о солдате»

8. Ниже приведен ряд терминов. Все они кроме одного отно­сятся к сложившейся в 1989-1990 гг. государственной и политической системе СССР. Найдите и запишите порядко­вый номер под которым значится термин, относящийся к другому историческому периоду.

1) Государственная Дума
2) гласность
3) Съезд народных депутатов СССР
4) Верховный Совет СССР
5) ЦК КПСС

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: