Какие органы осуществляют управление государственным имуществом охарактеризуйте их полномочия

Обновлено: 24.04.2024

Статья 7. Федеральный орган по управлению государственным имуществом

1. Федеральный орган по управлению государственным имуществом определяет Президент Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

Руководитель федерального органа по управлению государственным имуществом является членом Правительства Российской Федерации и по должности министром Российской Федерации. Руководитель федерального органа по управлению государственным имуществом при расширении своих функций может являться заместителем Председателя Правительства Российской Федерации.

В субъектах Российской Федерации федеральный орган по управлению государственным имуществом создает свои территориальные органы и устанавливает их полномочия.

2. Для осуществления единой государственной политики в области приватизации государственного имущества федеральный орган по управлению государственным имуществом:

координирует деятельность соответствующих федеральных органов в области управления и распоряжения федеральной собственностью;

разрабатывает и издает в пределах своей компетенции предусмотренные настоящим Федеральным законом, программой приватизации, другими федеральными законами нормативные правовые акты, регулирующие процесс приватизации государственного имущества, осуществляет контроль за выполнением указанных нормативных правовых актов, вносит в них изменения и дополнения, а также дает разъяснения о применении законодательства Российской Федерации о приватизации;

Распоряжением Мингосимущества РФ от 23.04.1999 N 592-р утверждены Разъяснения о применении законодательства о приватизации и нормативных правовых актов, регулирующих порядок разграничения собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.

совместно с соответствующими федеральными органами представляет Правительству Российской Федерации проект программы приватизации;

организует и контролирует реализацию программы приватизации;

осуществляет через свои территориальные органы руководство и контроль за проведением приватизации федерального имущества;

в соответствии со своей компетенцией принимает решение о приватизации федерального имущества и передает объекты приватизации специализированному учреждению, которому Правительством Российской Федерации предоставлены полномочия на организацию и осуществление продажи федерального имущества (далее - специализированное учреждение), для продажи в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

осуществляет в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, преобразование государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества;

от имени Российской Федерации является учредителем открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе приватизации;

от имени Российской Федерации осуществляет права акционера (участника) хозяйственных обществ, акции (доли в уставном капитале) которых находятся в федеральной собственности;

создает комиссии по приватизации федерального имущества;

организует в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, учет федерального имущества и ведение его реестра.

3. Федеральный орган по управлению государственным имуществом не вправе делегировать свои полномочия, определенные настоящим Федеральным законом, другим федеральным органам, а также физическим и юридическим лицам.

4. Федеральный орган по управлению государственным имуществом совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления готовит предложения о разграничении федеральной собственности, государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности. Решения о разграничении государственной собственности принимаются в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Министерство государственного имущества Российской Федерации(Мингосимущество России), согласно постановлению Правительства от 29 декабря 1997 г.*, является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной полити­ки в области приватизации и управления государственным имущест­вом и координирующим деятельность иных федеральных органов ис­полнительной власти в области управления и распоряжения федераль­ной собственностью. Оно является правопреемником упраздненного Государственного комитета Российской Федерации по управлению го­сударственным имуществом, Положение о котором было утверждено постановлением Правительства от 4 декабря 1995 г.**


* СЗ РФ. 1998. №1. Ст. 144.

** СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4930.

Министерство имеет свои территориальные органы в субъектах Фе­дерации. Его основные задачи:

реализация на основе законодательства РФ государственной поли­тики приватизации государственных и муниципальных предприятий, объектов недвижимости, в том числе земельных участков, находящихся под приватизируемыми предприятиями;

управление и распоряжение в установленном порядке объектами федеральной собственности на территории страны и за рубежом;

осуществление межотраслевой и межрегиональной координации деятельности в сфере приватизации государственного имущества, уп­равления и распоряжения федеральной собственностью;

участие в создании инфраструктуры фондового рынка, обеспечи­вающей процессы приватизации в реализации государственной поли­тики в области привлечения инвестиций;

принятие решений о приватизации предприятий, находящихся в федеральной собственности, осуществление необходимых преобразо­ваний их организационно-правовой формы и передачи свидетельств о праве собственности на них для продажи Российскому фонду феде­рального имущества;

издание нормативных актов, регулирующих процесс приватизации, и др.

Министерство наделяет унитарные предприятия имуществом, от­носящимся к федеральной собственности, согласовывает вопросы рас­поряжения недвижимым имуществом унитарных предприятий, ведет их реестр, решает вопросы реорганизации унитарных предприятий, осуществляет контроль за эффективностью использования имущества, закрепленного за унитарным предприятием.

Согласно постановлению Правительства от 5 января 1998 г.*, Мингосимущество России в отношении находящихся в федеральной соб­ственности административных зданий, сооружений и нежилых поме­щений осуществляет: закрепление их на праве оперативного управле­ния или передачу в безвозмездное пользование федеральным органам государственной власти, федеральным государственным учреждениям и федеральным казенным предприятиям; закрепление на праве хозяй­ственного ведения за федеральными государственными унитарными предприятиями; передачу в аренду иным организациям по договору.


* СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 264.

В соответствии с постановлением Правительства от 24 июня 1998 г.* решения о высвобождении военного имущества также принимает Мингосимущество по представлению федеральных органов исполни­тельной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба.


* СЗ РФ. 1998. № 26. Ст. 3080.

Постановлением Правительства от 30 июня 1998 г.* утвержден план поступления в федеральный бюджет доходов от использования феде­рального имущества на 1998—2000 годы. На Мингосимущество возло­жена координация деятельности федеральных органов исполнитель­ной власти по выполнению плана и контроль за своевременным и полным его выполнением.


* СЗ РФ. 1998. № 27. Ст. 3200.

Мингосимущество ведет реестр показателей экономической эф­фективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых нахо­дятся в федеральной собственности, а также осуществляет методичес­кое и программное обеспечение работ по ведению реестра, организа­цию защиты информации, контроль за ведением отраслевых и терри­ториальных баз данных. Эта функция возложена на Министерство по­становлением Правительства от 11 января 2000 г.* в целях обеспечения эффективного управления государственным сектором экономики.


* СЗ РФ. 2000. №3. Ст. 274.

Приватизацию имущества, находящегося в собственности субъек­тов Федерации и местных органов государственной власти, организуют комитеты по управлению имуществом, входящие в состав соответствую­щих органов государственного управления, местной администрации. Функции комитета определены Типовым положением о нем, утверж­денным Указом Президента от 14 октября 1992 г.* Комитеты вправе проводить приватизацию, оформлять договоры аренды, запрашивать всю необходимую документацию, выступать представителем фонда имущества.


* Ведомости РФ. 1992. № 43. Ст. 2430.

Мингосимуществу России подотчетенРоссийский фонд федераль­ного имущества, который является специализированным финансовым учреждением, осуществляющим функции по приватизации передан­ных ему объектов федеральной собственности*. Для этого Фонд реали­зует специальные коммерческие и организационно-контрольные функции: осуществляет продажу объектов приватизации, так как на него возложены полномочия продавца федерального имущества; обес­печивает перечисление в бюджет полученных за проданное имущество денежных средств; осуществляет контроль за соблюдением условий договоров купли-продажи.


* САПП РФ. 1993. № 51. Ст. 4937.

Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и бан­кротству (ФСФО России) — федеральный орган исполнительной влас­ти, осуществляющий исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции, предусмотренные зако­нодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) и финансовом оздоровлении организаций. Федеральная служба осуществляет возло­женные на нее функции и полномочия непосредственно и через свои территориальные органы и представителей на соответствующих терри­ториях. Основными задачами федеральной службы, согласно Положе­нию о ней, утвержденному постановлением Правительства от 1 июня 1998 г.*, являются:


* СЗ РФ. 1998. № 23. Ст. 2546.

проведение государственной политики по предупреждению бан­кротства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, по финансовому оздоровлению и реструктуризации неплатежеспособ­ных организаций, а также обеспечение условий реализации процедур банкротства;

исполнение полномочий государственного органа по делам о бан­кротстве и финансовому оздоровлению, а также органа, уполномочен­ного представлять интересы Российской Федерации по обязательным платежам и Российской Федерации как кредитора по денежным обяза­тельствам при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) организаций;

разработка и реализация мероприятий по обеспечению анализа фи­нансового состояния организаций и контроля за соблюдением ими платежно-расчетной дисциплины.

Федеральный долговой центр при Правительстве Российской Федера­ции создан в целях повышения эффективности организации принуди­тельного исполнения судебных решений, а также актов других органов, которым в соответствии с законодательством РФ предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество организа­ций. Основной задачей этого специализированного государственного учреждения, согласно Положению о нем, утвержденному постановле­нием Правительства от 6 января 1998 г.*, является реальная оценка иму­щества и дальнейшая его реализация с целью пополнения казны. Дол­говой центр работает не с государственными предприятиями, а с пред­приятиями, в которых есть частный капитал. Причем в первую очередь на торги выставляются не производственные комплексы, а предметы роскоши, которые имеются у любой коммерческой структуры. Свои задачи Центр осуществляет непосредственно либо через территориаль­ные отделения (филиалы, представительства) или организации, наде­ленные правами и функциями Центра.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Правительством РФ было установлено:

1. что Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных отношений.

2. что Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом находится в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.

3. что Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

4. что основными функциями Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в пределах установленных полномочий являются:

- проведение единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений;

- осуществление полномочий собственника в пределах и в порядке, определенных федеральным законодательством, в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений (за исключением полномочий собственника, которые в соответствии с законодательством РФ осуществляют иные федеральные агентства), акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, составляющего казну РФ, а также полномочий по изъятию у учреждений и казенных предприятий излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению федерального недвижимого имущества, передаче федерального имущества физическим и юридическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества;

- разграничение государственной собственности, в том числе на землю, на собственность РФ, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований;

- осуществление полномочий собственника имущества должника – федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства;

- защита имущественных и иных прав и законных интересов РФ при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории РФ и за рубежом;

- осуществление учета федерального имущества и ведение реестра федерального имущества.

5. Установлена предельная численность работников центрального аппарата Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в количестве 530 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий) и предельную численность работников территориальных органов в количестве 3251 единицы (без персонала по охране и обслуживанию зданий).

I. Общие положения

1. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг, функции по обособленному учету имущества, созданного и (или) приобретенного в результате реализации программ, подпрограмм, проектов и мероприятий Союзного государства, находящегося на территории Российской Федерации, права на которое переданы после их завершения государственным заказчикам - координаторам, государственным заказчикам либо исполнителям таких программ, подпрограмм, проектов и мероприятий от Российской Федерации, и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.06.2012 N 657, от 29.06.2019 N 841)

(см. текст в предыдущей редакции)

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера и участника общества с ограниченной ответственностью, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 77 Федерального закона "Об акционерных обществах" (за исключением случаев, когда функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют органы публичной власти федеральной территории "Сириус").

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.01.2012 N 34, от 18.10.2021 N 1764)

(см. текст в предыдущей редакции)

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на подготовку заключений по отчетам оценщиков в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", а также осуществляет полномочия собственника имущества должника - федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства (за исключением случаев, когда полномочия собственника имущества должника - федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти, органы публичной власти федеральной территории "Сириус").

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.04.2009 N 385, от 18.10.2021 N 1764)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.04.2020 N 491)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства финансов Российской Федерации, а также настоящим Положением.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.04.2020 N 491)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в компетенции которых находятся полномочия на управление и распоряжение государственным имуществом субъектов Российской Федерации (далее - органы по управлению государственным имуществом субъектов Российской Федерации), определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Органы по управлению государственным имуществом субъектов Российской Федерации могут наделяться полномочиями территориальных органов федерального органа по управлению государственным имуществом. В данном случае органы по управлению государственным имуществом субъектов Российской Федерации осуществляют свою деятельность по управлению и распоряжению федеральным имуществом в соответствии с положением об органе по управлению государственным имуществом субъекта Российской Федерации, который наделен полномочиями территориального органа федерального органа по управлению государственным имуществом.

В указанном положении определяются права и обязанности органа по управлению государственным имуществом субъекта Российской Федерации, который наделен полномочиями территориального органа федерального органа по управлению государственным имуществом. Указанное положение утверждает Правительство Российской Федерации.

2. Органы по управлению государственным имуществом субъектов Российской Федерации по поручению федерального органа по управлению государственным имуществом вправе осуществлять отдельные полномочия на приватизацию федерального имущества.

Органы по управлению государственным имуществом субъектов Российской Федерации вправе направлять своих представителей в создаваемые федеральным органом по управлению государственным имуществом комиссии по приватизации объектов федеральной собственности, расположенных на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

ГАРАНТ:

Согласно распоряжению Госкомимущества РФ от 29 августа 1997 г. N 746-р при создании своего территориального органа Госкомимущество РФ отменяет решение о наделении правами территориального агентства комитета по управлению имуществом соответствующего субъекта РФ, при этом территориальный орган является правопреемником по вопросам и решениям, касающимся приватизации, управления и распоряжения объектами федеральной собственности, принятым комитетом по управлению имуществом субъекта РФ в период, когда он обладал правами и полномочиями территориального агентства Госкомимущества РФ

3. В соответствии с уставами муниципальных образований по решению представительных органов местного самоуправления могут создаваться органы по управлению муниципальным имуществом.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: