Можно ли подать в суд на сми за оперирование происхождения

Обновлено: 22.04.2024

Можно ли писать о личной жизни человека, а если можно, то до какой степени? Как реагировать на грязь в Интернете, если сведения распространены непонятным сайтом, который то ли СМИ, то ли не СМИ? На эти и многие другие вопросы можно найти ответ в публикуемом постановлении пленума Верховного суда.

Пресс-секретарь Верховного суда Павел Одинцов рассказал корреспонденту "Российской газеты", что документы к пленуму и само постановление готовились в соавторстве с ведущими средствами массовой информации. И этот момент можно назвать главным. Но от пленума до появления документа прошел не один месяц исключительно из-за сложности вопроса.

Пальма первенства в исках против СМИ, если верить судебной статистике, принадлежит чиновникам разных рангов. Они оказались не только самыми чувствительными, но и самыми "дорогими". Иски о защите чиновничьей чести и достоинства неизменно начинаются с сумм с шестью нулями. Правда, присуждают к выплате такие суммы суды крайне редко.

Исков к газетам, телеканалам, интернет-прессе так много, что, например, в столичных судах, там, где на территории их районов обитает хотя бы пара СМИ, выделены специальные судьи, которые разбирают исключительно спор с журналистами. И очереди к судье там расписаны на месяцы вперед.

Любые судебные баталии, где одной из сторон выступают средства массовой информации, неизменно вызывают повышенное внимание и оказываются в центре общественного внимания. Поэтому обратимся к публикуемому документу, к самым важным его моментам.

Интересны в документе разъяснения по непростому вопросу - согласования публикуемых текстов. Требование обязательного предварительного согласования статей может быть законным, если оно исходит от главного редактора, потому как именно он несет ответственность за соответствие требованиям закона содержания распространенных материалов. Законность такого же требования, исходящего от учредителя средства массовой информации, зависит от того, прописана ли такая возможность в уставе редакции. Если ничего подобного на бумаге не зафиксировано, то любое вмешательство учредителя в сферу профессиональной самостоятельности редакции и права журналиста считается незаконным.

Не признается цензурой адресованное лично журналисту требование чиновника предварительно согласовывать исходный текст его интервью. Специально для российских судов, которые рассматривают такие иски, подчеркнуто - требования согласования - это право интервьюируемого гражданина. Но не больше. Обязанности все показывать собеседнику в законе нет. При этом журналист не имеет права искажать смысл и слова того, с кем беседует.

А если человек - сам автор статьи? Тогда требование предварительно согласовать с ним подготовленный к публикации текст цензурой назвать нельзя. С точки зрения закона, точнее Гражданского кодекса, - это форма реализации права автора на неприкосновенность произведения.

Личная жизнь

По судебной статистике большинство исков от граждан так или иначе касается их личной жизни. Вернее, они так считают, если журналист пишет о миллионном личном особняке, построенном на скромную зарплату, или о цене часов на руке начальника, которые стоят больше, чем получат его подчиненные за десять лет непорочной службы.

Что думает об этом главный суд страны? Высшая судебная инстанция допускает вмешательство в частную жизнь политических деятелей и освобождает от ответственности авторов фельетонов, допустивших преувеличение.

В то время как в первом случае средства массовой информации выполняют общественный долг в деле информирования граждан по вопросам, представляющим общественный интерес, во втором случае такой роли они не играют, записано в документе.

Запрет на распространение сведений о личной жизни граждан без их согласия не касается случаев, когда это необходимо для защиты публичных интересов, уточняет суд.

Деятельность политиков представляет общественный интерес, считает главный суд страны - и это важно.

Легче станет жить и фельетонистам. В соответствии с Европейской конвенцией юмористический и сатирический жанр допускает большую степень преувеличения и даже провокации при условии, что общество не вводится в заблуждение.

За что будем отвечать?

Верховный суд защищает не только пишущих и снимающих. В частности, в случае неполного или одностороннего предоставления в прессе информации, которое ведет к искажению восприятия события, от редакции можно потребовать права на ответ.

По закону СМИ не несут ответственности за высказывания граждан, если они были точно процитированы. Но это в случае, если выступление было официальным, уточнил Верховный суд.

Стандарт - международный

Так считает Дунья Миятович, представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ

Будучи с визитом в Москве, Дунья Миятович приветствовала принятие пленумом Верховного суда РФ постановления, содержащего разъяснения по толкованию закона о СМИ.

Когда документ принимался, все 78 судей, которые присутствовали на заседании, проголосовали в поддержку этого постановления. Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ присутствовала на этом заседании в качестве гостя.

- Это важное постановление заслуживает одобрения как попытка привести практику российских судов в соответствие с международными стандартами свободных СМИ, - заявила Миятович. По ее словам, наряду с другими инструкциями постановление Верховного суда отсылает российские суды к принципам Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также к принципам Хельсинкского Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (ныне ОБСЕ).

- Я надеюсь, что российские суды будут полностью выполнять постановление Верховного суда, которое предусматривает большую юридическую защищенность журналистов и интернет-СМИ, - сказала Дунья Миятович.

Статья 4. Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации

Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

(в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 114-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 27.07.2006 N 153-ФЗ, от 05.04.2013 N 34-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Запрещается использование в радио-, теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок и иных технических приемов и способов распространения информации, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье, а равно распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (далее - Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности"), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.

(в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 114-ФЗ, от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 24.07.2007 N 211-ФЗ, от 01.07.2021 N 290-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Запрещаются распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, о способах и местах культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.

(часть третья в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 89-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Порядок сбора информации журналистами на территории (объекте) проведения контртеррористической операции определяется руководителем контртеррористической операции.

(часть четвертая введена Федеральным законом от 27.07.2006 N 153-ФЗ)

При освещении контртеррористической операции запрещается распространение в средствах массовой информации сведений о специальных средствах, технических приемах и тактике проведения такой операции, если их распространение может препятствовать проведению контртеррористической операции или поставить под угрозу жизнь и здоровье людей. Сведения о сотрудниках специальных подразделений, лицах, оказывающих содействие в проведении такой операции, выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористического акта, и о членах семей указанных лиц могут быть преданы огласке в соответствии с законодательными актами Российской Федерации о государственной тайне и персональных данных.

(часть пятая введена Федеральным законом от 27.07.2006 N 153-ФЗ)

Запрещается распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 - 3 части четвертой статьи 41 настоящего Закона.

(часть шестая введена Федеральным законом от 05.04.2013 N 50-ФЗ)

Запрещается распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений, содержащих инструкции по самодельному изготовлению взрывчатых веществ и взрывных устройств, незаконному изготовлению или переделке оружия, основных частей огнестрельного оружия.

(часть седьмая введена Федеральным законом от 24.11.2014 N 370-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 231-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Запрещается распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.

Для этого зафиксируйте факт распространения сведений, определитесь с требованиями и обратитесь с ними к редакции СМИ или сразу в суд.

1. Как зафиксировать распространение сведений

Способ фиксации зависит от вида СМИ, в котором распространены сведения:

2. Что можно потребовать от СМИ для восстановления репутации

Вы можете требовать:

Особенность есть для случая, когда вы хотите защититься от оценочного суждения или мнения СМИ о вас. В обычных ситуациях закон защищает только от сведений о фактах, но не защищает от чужих неоскорбительных мнений. Однако если это мнение распространило СМИ, у вас есть право на ответ. Правда, других требований, в том числе имущественных, заявить в суде вы не сможете (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 N 3, п. 6 Обзора по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016);

3.удалить с сайта интернет-СМИ порочащий вас материал (п. п. 5, 11 ст. 152 ГК РФ).

3. Что можно потребовать от СМИ для компенсации своих потерь

Вы вправе заявить имущественные требования - такие же, как и к любому другому опорочившему вас лицу, а именно:

4. Как подготовить текст опровержения и ответа

Редакция может сама составить текст опровержения, но обязана принять ваш, если он отвечает всем требованиям (ч. 2 ст. 43, ч. 2 ст. 46 Закона о СМИ). От редакции радио- и телепрограммы можно потребовать дать вашему представителю зачитать подготовленный вами текст и передать его в записи (ч. 2 ст. 43 Закона о СМИ).

Главное - учтите все требования Закона о СМИ (они одинаковы к ответу и опровержению). В частности, укажите, какие именно сведения не соответствуют действительности, когда и как СМИ их распространило. Объем текста не может более чем вдвое превышать объем опровергаемого фрагмента (ч. 1, 3 ст. 44 Закона о СМИ).

По вопросу оказания юридической помощи обращайтесь по телефонам:

Адрес электронной почты для переписки: [email protected]

Для того, чтобы составить и предъявить к редакции СМИ требование об опровержении или размещении ответа, не нужно быть юристом, однако для более эффективной защиты своих прав кое-какие условия необходимо все-таки соблюсти.

Здесь я не буду приводить громоздкие цитаты из Закона о СМИ - с ним вы можете ознакомиться самостоятельно. В этой статье я решила поделиться полезными и практическими советами о том, как нужно действовать в случае, если вы решили предъявить к редакции СМИ требование об опровержении или размещении ответа.

О том, чем отличаются эти два способа защиты прав, я уже писала ранее, поэтому данная статья будет своего рода дополнением к предыдущей публикации «Вас обидели в СМИ: что делать?».

Что необходимо сделать перед предъявлением требования к редакции СМИ?

  • Вы должны убедиться в том, что оспариваемые вами сведения были распространены в отношении именно вас.

В противном случае право на их опровержение или уточнение (право на ответ) у вас отсутствует.

  • Вы должны убедиться в том, что оспариваемые вами сведения были распространены именно в СМИ.

Если они были распространены на информационном ресурсе, который такого статуса не имеет, то Закон о СМИ в данном случае не применим, и действовать нужно совсем иначе. О том, как именно, я расскажу в одной из своих следующих публикаций.

  • Вы должны выяснить данные редакции такого СМИ (как минимум ее наименование и адрес).
  • Вы должны максимально оперативно зафиксировать факт распространения в СМИ оспариваемой вами информации.

Это не только облегчит вам жизнь, но и редакцию может настроить на более мирный лад.

Сделать это не всегда просто, однако вполне возможно, и такую возможность нужно использовать.

К примеру, если оспариваемая информация была размещена на сайте сетевого издания, вы можете сделать скриншоты соответствующих Интернет-страниц, если же – в эфире телеканала, и у него есть свой официальный сайт либо канал YouTube, где публикуются вышедшие в эфир видеоматериалы (хотя это является лишь косвенным доказательством размещения их в эфире), вы можете сделать видеозапись соответствующего материала, и т.д.

Помните, что не каждая редакция СМИ отличается добросовестностью, и размещенные материалы могут быть удалены в любой момент на абсолютно законных основаниях (конечно же, речь идет не о печатных изданиях), что существенно осложнит вам процесс доказывания факта нарушения ваших прав.

Здесь следует отметить, что в случае перехода спора в судебное русло, доказательства, не засвидетельствованные нотариально, могут быть признаны судом ненадлежащими. Как правило, именно на это и ссылаются редакции СМИ в суде, чтобы уйти от ответственности.

Однако замечу, что в обоснование своей позиции в суде вы вправе приводить любые доказательства, полученные законным способом.

При этом скриншоты Интернет-страниц и записи размещенных в сети «Интернет» видеоматериалов, процесс получения которых не был засвидетельствован в нотариальном порядке, стали все чаще приниматься судами в качестве надлежащих доказательств.

В моей практике в 90% случаев суды приобщали к материалам дела доказательства, не засвидетельствованные нотариально.

Поэтому обращаться к нотариусу или нет – решать вам.

Наиболее сложной в плане реализации является фиксация факта распространения сведений в эфире радиоканала или телеканала, не размещающих свои материалы в сети «Интернет», однако по своему опыту скажу, что при желании ничего невозможного нет.

Главное – действовать грамотно, оперативно и законными способами.

В какой срок к редакции СМИ необходимо предъявить требование?

Закон о СМИ устанавливает конкретный срок предъявления к редакции требований об опровержении и размещении ответа – в течение одного года с момента распространения спорных сведений. То есть ваше требование должно быть предъявлено к редакции СМИ до истечения указанного срока.

В какой форме должно быть предъявлено требование?

Вообще Закон о СМИ не содержит четкого указания на то, что само требование должно быть составлено в письменном виде, ограничиваясь лишь условием о возможности представления в редакцию в такой форме текста об опровержении.

Однако для эффективной защиты своих прав вам необходимо располагать законно полученными доказательствами обращения в редакцию СМИ. В противном случае добиться размещения в СМИ опровержения или ответа вам вряд ли удастся.

Поэтому, требование об опровержении (размещении ответа), как правило, составляется в письменном виде, в свободной форме, с соблюдением основных правил делопроизводства.

Текст вашего требования обязательно должен содержать указание на следующие обстоятельства:

  • какие именно сведения не соответствуют действительности, порочат вашу честь, достоинства и/или деловую репутацию;
  • когда, каким образом и в каком именно СМИ они были распространены (очень важный момент!);
  • чем нарушают или ущемляют ваши права и законные интересы.

В моей практике был случай, когда только в суде удалось установить, что редакция, интересы которой я представляла, является ненадлежащим ответчиком, поскольку спорная информация была распространена в совершенно другом СМИ, схожим по наименованию. Поэтому тщательно проверяйте подобную информацию.

В своем требовании вы также можете изложить текст опровержения или ответа, либо приложить его в качестве отдельного документа. В статье 44 Закона о СМИ установлены требования к объему и содержанию такого текста.

Если вы зафиксировали факт распространения оспариваемых сведений - обязательно укажите на это в тексте требования и приложите копию соответствующего материального носителя с записью, распечатку скриншота и т.д. Это может существенно увеличить шансы на удовлетворение вашего требования.

В любом случае при подготовке требования к редакции СМИ вам полезно (и даже необходимо) будет ознакомиться с положениями статей 43-46 Закона о СМИ, регламентирующими порядок размещения опровержения и ответа (комментария, реплики) в СМИ.

Когда ждать результата и ответа от редакции СМИ?

В статье 44 Закона о СМИ указаны сроки размещения редакцией опровержения и ответа в СМИ в зависимости от периодичности его выхода в свет (в эфир).

Однако нужно отметить, что поведение редакции СМИ после получения вашего требования и сам результат будут зависеть от многих факторов.

Если вы все сделали правильно, то примерно через месяц (с момента поступления требования в редакцию) вы обязательно должны будете получить мотивированный ответ на ваше требование, даже если в его удовлетворении будет отказано. О том, как нужно действовать в случае отказа редакции СМИ в размещении опровержения или ответа, чтобы эффективно защитить свои права, я расскажу в своих следующих публикациях.

Верховный суд разъяснил, к кому нужно предъявлять требования по иску о защите деловой репутации, если порочащие сведения распространяет СМИ (п. 5 постановления Пленума ВС РФ от 24.02.05 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства…», далее – постановление Пленума ВС РФ № 3). Сложнее обстоит дело, если нарушение происходит в интернете. Закон не устанавливает специальные правила для определения надлежащего ответчика.

Как определить надлежащего ответчика

Пример из практики

Фабула дела: ИП обнаружил на сайте своего конкурента форум, где один из посетителей порочил репутацию предпринимателя, оскорблял его, плохо отзывался о качестве работы. Считая, что сведения не соответствуют действительности, он обратился в суд.

Требования истца: ИП потребовал возложить на компанию-конкурента и ее директора лично обязанность опубликовать опровержение, а также взыскать с них возмещение морального вреда.

Ответчики – не те лица, кто распространяет информацию. Избранным способом истец не восстановит свои права. Он не просил обязать ответчика удалить комментарии пользователей, содержащие порочащие его деловую репутацию. Суд отказал в иске.

Реквизиты документа: Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 07.07.15 по делу № 33-4454/2015.

Если установлена личность того, кто разместил на сайте спорную информацию, надлежащим ответчиком будет именно это лицо. Но даже в этом случае целесообразно привлечь к участию в деле в качестве соответчика владельца сайта.

Верховный суд указал, что если порочащие сведения, размещенные на сайте, признаны судом не соответствующими действительности, владелец сайта обязан удалить такие сведения по заявлению потерпевшего (п. 16 обзора ВС РФ). Таким образом, решение суда в пользу истца будет создавать обязанность и для владельца сайта.

Но возмещение вреда можно требовать только от лица, разместившего сведения, иначе суд откажет в этой части иска. Например, суд удовлетворил иск в отношении обладателя сайта, на котором находилась порочащая истца информация, но отказал в требовании к лицу, которые оказывает услуги хостинга. Суд указал, что второй ответчик обеспечивает работу сервера и не несет ответственности за размещенные на нем сведения (определение ВАС РФ от 07.08.12 № ВАС-8444/12 по делу № А41-19354/11).

Порочащими признают сведения, которые содержат утверждения о нарушении лицом законов, совершении нечестного поступка, неэтичном поведении, недобросовестности, нарушении деловой этики, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица (абз. 5 п. 7 постановление Пленума ВС РФ № 3).

Как сформулировать требование о возмещении вреда

В судебной практике пока не сложился единый подход к вопросу о том, какие требования правильно предъявлять владельцу сайта: возмещение репутационного вреда, морального вреда или другие. Тем не менее, в большинстве случаев требование зависит от правового положения истца. Моральный вред взыскивают, если ответчиком выступает физическое лицо, репутационный – когда заявитель компания.

Например, суд посчитал доказанным распространение порочащих сведений в отношении гражданина, обязал ответчика опубликовать опровержение и взыскал с него возмещение морального вреда (апелляционное определение Московского городского суда от 04.06.15 по делу № 33-18846). В другом случае суд удовлетворил иск, который заявитель предъявил к обладателю сайта. Он обязал ответчика удалить со всех страниц сайта порочащие деловую репутацию сведения, а именно, утверждения, что компания истца это «лохотрон российского масштаба», «…просто кидалово» и другие. Суд взыскал сумму нематериального (репутационного) вреда в пользу компании-истца (определение ВАС РФ от 07.08.12 № ВАС-8444/12 по делу № А41-19354/11). В ходе рассмотрения еще одного дела суд взыскал компенсацию репутационного вреда в пользу компании-истца и сумму морального вреда в пользу работника компании, о котором ответчик разместил порочащие сведения (постановление АС Волго-Вятского округа от 22.06.15 № Ф01-1801/2015, Ф01-1802/2015 по делу № А82-1121/2013).

Когда можно потребовать прекратить распространение порочащей информации в сети

Истец может обратиться к оператору поисковой системы с требованием исключить адреса конкретных интернет-страниц из поисковой выдачи. Это возможно, если порочащие сведения признали недостоверными, неактуальными (ст. 10.3 Федерального закона от 27.07.06 № 149-ФЗ «Об информации…»). Однако без решения суда оператор поисковой системы, скорее всего, не сможет оценить достоверность сведений и откажет в удовлетворении требования. В связи с этим обращение к оператору поисковых систем следует рассматривать, прежде всего, как альтернативный механизм исполнения уже вступившего в силу решения суда, на что указал и Московский городской суд в своем апелляционном определении от 20.01.16 по делу № 33-2045/2016.

Вместе с тем недостоверность порочащих требований не будет основанием для того, чтобы Роскомнадзор включил сайт в реестр онлайн-ресурсов с запрещенной информацией. Чтобы сайт заблокировали, порочащие сведения должны относиться к категории информации, распространение которой запрещено в России.

Чтобы привлечь к ответственности владельца сайта, его сначала нужно найти

Определить владельца сайта можно через онлайн-сервис Whois.

Когда данные о владельце сайта есть самом сайте, можно использовать их. Но если они отличаются от данных из Whois (или реестра координатора), стоит привлекать обоих лиц как соответчиков. На этапе подачи иска, как правило, сложно достоверно определить, кто именно отвечает за размещение порочащих сведений, а также кто может оперативно прекратить нарушение.

Если найти необходимые сведения не удалось, стоит привлечь к участию в деле регистратора домена или провайдера хостинга, предоставляющего мощности для размещения сайта. Данные об этих лицах, как правило, можно получить с помощью сервиса Whois. Это поможет идентифицировать владельца сайта.

Истец должен доказать факт распространения сведений ответчиком и порочащий характер сведений. Ответчик должен доказать соответствие действительности распространенных сведений. Так распределил бремя доказывания Пленум ВС РФ в пункте 9 постановления от 24.02.05 № 3.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: